0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЗИФ-31:спаренная 57-мм артиллерийская установка. Детальные фото.

Технический музей ОАО АВТОВАЗ. Часть 3, артиллерия.

В этой части поведаю об артиллерии, находящейся в техническом музее АВТОВАЗа. Артиллерии, как и всей остальной техники, здесь много, и эти экспонаты охватывают по времени два последних столетия. Так что начну обзор с наиболее старых, постепенно подбираясь к современности.

1. 24-фунтовая корабельная пушка обр.1803 г., отлита на Александровском заводе в 1827 г.

Масса ствола — 120 пудов (1965,6 кг), калибр ствола — 152 мм.
Такие гладкоствольные чугунные орудия, заряжаемые с дула, стояли на вооружении как боевых кораблей, так и крепостей. В качестве боеприпасов применялись ядра, бомбы и картечь в жестяном корпусе.

2. 36-фунтовая крепостная пушка обр. 1838 г., отлита в 1863 г.

Масса ствола — 290 пудов (4750 кг) калибр ствола — 172,7 мм.
Стреляла ядрами весом 18 кг на дальность до 2,5 км и гранатами в 12,7 кг на дальность до 3,5 км.
Такие вот орудия были установлены на батареях Петропавловска-Камчатского при отражении штурма Англо-Французскими войсками в 1855 г.
Созданные на закате эпохи гладкоствольной артиллерии, эти пушки до конца 19 в дослуживали свой век в отдаленных крепостях.

3. 122-мм гаубица обр. 1910/30 г.

Первоначально была разработана фирмой Шнейдера и перед Первой мировой войной была принята на вооружение русской армии вместе с аналогичной гаубицей Круппа. В 1930 г. орудие модернизировали, расточив зарядную камору и заменив прицел. Вскоре лафет и передок получили новые сплошные колеса с литыми шинами.
4.

Гаубицы выпускались до 1941 г. и учавствовали в ВОВ. Хотя к тому времени они устарели, артиллеристы любили их за простоту и надежность.

5. 122-мм гаубица обр. 1938 г. М-30.

Разработанная под руководством Ф.Ф. Петрова, гаубица выпускалась с 1939 по 1955 годы. Учавствовала в ВОВ и во всех последующих крупных войнах 20 века.
Это замечательное орудие является одним из лучших образцов советской артиллерии. Поставлялась во многие страны мира.

6. 152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1.

Серийно выпускалась с 1943 по 1949 годы. Кроме СССР, использовалась во многих странах мира.

7. 76-мм дивизионная пушка обр. 1942 г. ЗИС-3.

Самое массовое советское орудие времен ВОВ, разработано под руководством В.Г. Грабина. Пушку отличали высокие надежность, мобильность, огневая мощь. Эта пушка так же являлась основным противотанковым орудием Красной Армии в годы войны, хотя с лобовой броней тяжелых немецких танков уже не справлялась.
Самым же замечательным качеством этих пушек была высочайшая технологичность, позволяющая выпускать их конвейерным методом десятками тысяч. При этом она не уступала по боевым характеристикам аналогичным дивизионным пушкам немцев, англичан и американцев.

8. 76-мм горная пушка ГП.

Пришла в 1956 г. на смену горной пушке обр. 1938г. Может вести настильную и навесную стрельбу. В горных условиях для транспортировки на вьючных животных разбирается на 10 частей за 4-5 минут. Заряжание — раздельно-гильзовое, дальность стрельбы ОФС 10 км.

9. 85-мм противотанковая пушка Д-44.

Создана под руководством Ф.Ф. Петрова, выпускалась с 1946 по 1954 годы. До сих пор стоит на вооружении 12 государств. Впоследствии, на базе этой пушки была создана 85-мм противотанковая пушка Д-48.
10.

11. 100-мм противотанковая пушка МТ-12 «Рапира».

Разработана в 1970 г. в КБ Юргинского машиностроительного завода. Это модернизированный вариант Т-12 — первой в мире гладкоствольной мощной противотанковой пушки.

12. 130-мм пушка обр. 1953 г. М-46.

Пушка создавалась, как замена устаревшему 122-мм орудию А-19, и при том же весе имела существенно лучшую баллистику. В итоге дальность стрельбы из этой пушки превышала 27 км, и она оказалась великолепно приспособлена для контрбатарейной борьбы. Экспортировалась во вногие страны мира.

13. 152-мм пушка-гаубица обр. 1955 г. Д-20.

Одно из орудий артиллерийского дуплекса, спроектированного ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова. Для этого орудия был разработан в том числе и ядерный боеприпас. Также возможно вести стрельбу управляемым снарядом «Краснополь».

14. 152-мм гаубица 2А65 «Мста-Б».

Принята на вооружение в 1986 г. От предшественниц ее отличает прежде всего увеличенная дальность стрельбы (до 24,7 км).

15. 203-мм гаубица обр. 1931 г. Б-4.

Советская гаубица большой мощности, состояла в артиллерии РВГК. У этого монстра было немало прозвищ. Одно из них — «Карельский скульптор», дали бойцы за причудливые нагромождения бетона и арматуры, в которые превращались финские ДОТы после обработки их Б-4.
На следующем фото можно увидеть ее модификацию Б-4М, отличающуюся колесным лафетом.
16.

Теперь обратимся к зенитной артиллерии, представителей которой в музее тоже немало.

17. Зенитная пулеметная установка ЗПУ-2.

Используемые в установке крупнокалиберные пулеметы Владимирова позволяют бороться с низколетящими целями на высотах до 1,5 км. Принята на вооружение в 1949 г. вместе с ЗПУ-4.

19. 37-мм зенитная автоматическая пушка обр. 1939 г. 61-К.

Основная зенитная пушка Красной Армии в годы ВОВ. Эти пушки сбили больше немецких самолетов, чем все остальные, вместе взятые. К-61 выпала долгая жизнь, последнее руководство службы для нее было издано в 1981 г. Состояла на вооружении армий множества государств. А создавалась на базе шведского 40-мм зенитного автомата «Бофорс». В Тольяттинском музее «Бофорс» тоже есть.

20. 40-мм зенитная автоматическая пушка «Бофорс».

Темп стрельбы 120 выстр/мин., досягаемость 5800 м по высоте и 8800 м по дальности делали этот автомат грозным оружием не только против самолетов, но и против бронемашин.

21. 57-мм зенитная автоматическая пушка С-60.

Принята на вооружение в 1950 г. Кроме службы в Советской армии, поставлялась в более чем три десятка государств и учавствовала в многочисленных военных конфликтах. Во время операции «Буря в пустыне» несколько самолетов британских и американских ВВС были сбиты расчетами пушек С-60.

22. 85-мм зенитная пушка обр. 1939 г. КС-12.

При разработке этого орудия за основу была взята 76,2-мм пушка фирмы «Рейнметалл». Орудие получилось удачным и использовалось в течение всей ВОВ и после нее. Такие орудия охраняли небо Сев. Вьетнама от американских самолетов. Эффективно было использование этих орудий и против бронетехники.

23. 100-мм зенитная пушка КС-19.

Принята на вооружение в 1949 г., главный конструктор Л.В. Люльев. Предназначена для борьбы с высоколетящими (до 15400 м) целями. Скорострельность — 15 выстр/мин.

Рассказывая о зенитной артиллерии, нельзя не остановиться на приборах управления зенитным огнем — ПУАЗО. Без них самые мощные пушки беспомощны против авиации. В музее есть несколько таких систем.

25. 130-мм установка СМ-4-1.

Орудие береговой обороны, принятое на вооружение в 1951 г. Таких установок выпущено всего 140 шт. и в музеях они — большая редкость.

Теперь стоит перейти к морской тематике. В Тольятти так много экспонатов этой категории, что им придется посвятить отдельную часть. Но корабельную артиллерию можно показать сейчас.

26. Пулеметно-тумбовая установка ТУ-2М-1 (1945 г.).

Калибр пулеметов — 12,7 мм. Темп стрельбы 1200 выстр/мин. так что корзина для гильз совсем не лишняя.

27. 25-мм артиллерийская установка 2М3М.

Разработана в 1947 г. для вооружения торпедных катеров проектов 183 и 184. Но в результате была утановлена на более чем 30 проектов кораблей и долгие годы служила на них основным средством ПВО.

28. 30-мм артиллерийская установка АК-230.

Серийно выпускалась с 1959 г. Расчет из двух человек мог вести стрельбу на дальность до 5 км. Темп стрельбы — 1000 выстр/мин. Боекомплект — 500 выстрелов. АК-230 входила в вооружение крейсеров, противолодочных кораблей, тральщиков и катеров.

29. 37-мм зенитное орудие 70-К.

Морская версия зенитки 61-К, принятая на вооружение в 1940 г.
Дальность стрельбы — 5000 м. Питание обойменное, по 5 снарядов. Охлаждение ствола — воздушное. Основная автоматическая артустановка советского ВМФ в годы ВОВ.

30. 45-мм универсальная пушка 21-К.

Выпускалась серийно с 1934 по 1947 годы. Устанавливалась на все классы кораблей — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линкоров. Как зенитная пушка оказалась неэффективна. Виной тому были малая скорострельность (25 выстр/мин.) и отсутствие дистанционных взрывателей у снарядов. Поэтому по возможности заменялась 37-мм автоматами.

Читать еще:  Фото: 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

31. 57-мм универсальное орудие ЗИФ-71.

Выпускалось с 1957 г. Дальность стрельбы — 8420 м, скорострельность — 50 выстр/мин.

32. 57-мм корабельная артиллерийская установка ЗИФ-31.

Спаренная палубная артустановка принята на вооружение в 1955 г. Характеристики в целом повторяют предыдущий экспонат. Охдажение стволов — водяное.

Здесь хочу отвлечься от простого перечисления экспонатов и обратить внимание на недостатки, встреченные в музее. Больным местом в экспозиции являются пояснительные таблички. Они есть, выполнены на совесть, но почему-то далеко не ко всем экспонатам, и могут быть не только перепутаны, но и вообще находиться отдельно от техники. Несколько раз я натыкался на груду табличек в чистом поле, а экспонаты, к которым таблички относились, могли находиться в радиусе 500 метров. Кроме того, встречается довольно много ошибок, что затрудняет опознание экспонатов. Надеюсь, это временная неразбериха и вскоре все там будет в порядке. Но потенциальных посетителей предупреждаю об осторожном отношении к пояснительной информации, которая сопровождает технику.

Вернемся к обзору, пришло время осмотреть минометное вооружение.

33. 82-мм автоматический миномет 2Б9 «Василек».

Единственный в мире автоматический миномет. Принят на вооружение в 1970 г. Активно применялся вовремя войны в Афганистане и в Чечне. Максимальная дальность стрельбы составляет 4200 м. Скорострельность — 100 выстр/мин. Заряжание кассетное, по 4 мины в кассете.

34. 120-мм миномет 2Б11.

Представляет собой послевоенную модернизацию миномета М-43, производство которого началось в 1943 г.
Дальность стрельбы ОФМ 0,5-7,1 км. Скорострельность — 15 выстр/мин.

35. 160-мм дивизионный миномет М-160.

Модернизированный в 1949 г. 160-мм миномет обр 1943 г. МТ-13.
Макс. дальность стрельбы — 8 км. Скорострельность — 3 выстр/мин. Расчет 7 человек. Заряжание миномета производится с казны.

36. 240-мм миномет обр. 1959 г. М-240.

Макс. дальность стрельбы — 9650 м. Скорострельность — 1 выстр/мин. Масса в походном положении — 4230 кг.
Для этого миномета были разработаны химический и ядерный боеприпасы.

Теперь обратимся к реактивной артиллерии, представленной в музее.

Начну с экспоната, который показывать не буду. Это очень грубая поделка на тему БМ-13 «Катюша». Направляющие и рама бутафорские и установлены на двухосном шасси «УралЗиС». Халтура.
Остальные экспонаты из этой серии — вполне приличные.

Разработанная в 1944 г. 12-зарядная реактивная установка стреляла 300-мм РС М-31. Дальность и точность этих снарядов проигрывала даже 82-мм РС М-13 (Катюша), но мощность была намного выше. Разрыв снаряда оставлял воронку 7-8 м и глубиной 2,5 м. Разорвавшийся даже в 5-10 м от среднего танка снаряд выводил его из строя.
Полуофициальное название этой реактивной системы — «Андрюша». Но солдаты метко называли эти системы «Лука Мудищев» за характерную форму головной части снаряда.

38. БМ-21 РСЗО «Град».

Пожалуй, нет необходимости давать пространные пояснения этой известнейшей РСЗО. Принята на вооружение в 1963 г. и с 1964 г. учавствует во множественных военных конфликтах. Состоит на вооружении десятков стран.

39. БМ-30 РСЗО «Смерч».

Самая мощная РСЗО в мире. Залп батареи 300-мм реактивными снарядами с кассетной ГЧ поражает все живое на площади 44 га на дальности до 70 км. Для тех, кто укрылся в танках и убежищах, есть другие ГЧ, от кассетных, с самоприцеливающимися элементами, до термобарических.
Основная проблема в использовании этой РСЗО — габариты и вес системы. Поэтому предприняты меры по их снижению. Создана РСЗО на шасси КАМАЗа с 6-ю направляющими. В Тольяттинском же музее представлен образец доведения до абсурда здравой идеи миниатюризировать систему.
40.

Одноствольная пусковая установка для 300-мм РС 9М55. Для чего она создана, непонятно. Может, для партизан? Вести стрельбу одной ракетой с кассетной ГЧ совершенно неэффективно. Зарядить 800-кг ракету вручную не удастся. То есть в этом чудо-комплексе все-равно автомобили должны присутствовать, и по горным тропам эту установку не протащить, так стоило ли мастерить такое чудо? Вот еще одно фото с другого ракурса.
41.

Кроме как в техническом музее, больше нигде этой ПУ я не видел.
В павильоне мне встретился еще один редкий представитель артиллерии, на этот раз авиадесантный.

42. 57-мм десантная пушка Ч-51М (1951 г.) на платформе парашютной системы.

Таких пушек в буксируемом варианте мне не встречалось, обычно они устанавливались на самоходки АСУ-57. Так что увидеть такое было весьма интересно.

На этом рассказ об артиллерии в техническом музее АВТОВАЗа завершаю, в седующий раз покажу экспонаты оттуда, относящиеся к авиации.

57-мм двухорудийная автоматическая установка ЗИФ-31

Автомат ЗИФ-31 был спроектирован КБ-7. Качающаяся часть установки с небольшими изменениями взята от СМ-24-ЗИФ1. Опытный образец установки ЗИФ-31 изготовлен на заводе № 7 и к 30 ноября 1954 года прошел заводские и государственные полигонные испытания в объеме около 3000 выстрелов.

Опытный образец установки ЗИФ-31 Б заводской № 102 сделан заводом № 7 в 1954 году. После контрольных полигонных испытаний в объеме около 600 выстрелов опытный образец ЗИФ-31 Б № 102 был направлен на корабельные испытания. Государственные корабельные испытания ЗИФ-31 Б проводились в два этапа: с 30 ноября по 31 декабря 1954 года и с 28 марта по 15 апреля 1955 года. Корабельные испытания совмещались с государственными испытаниями головного корабля проекта 561 водоналивного транспорта «Водолей № 8». Опытный образец № 102 был размещен в носовой части «Водолея» на 17–18-м шпангоуте. Ток переменный 220 В.

Установка ЗИФ-31 Б была принята на вооружение Приказом Главкома ВМС № 0068 от 28 февраля 1955 года.

На начало 1991 года в ВМФ имелось 265 установок ЗИФ-31Б.

На вооружении ВМФ состоят установки ЗИФ-31, ЗИФ-31С, ЗИФ-31 Б и ЗИФ-31 БС, которые в основном различаются наличием дистанционного управления и двигателями приводов вертикального и горизонтального наведения.

Двигатели установок ЗИФ-31 и ЗИФ-31Б работают на переменном трехфазном токе 220 В или 380 В, а установки ЗИФ-31 С и ЗИФ-31БС – на постоянном токе 220 В.

Установки ЗИФ-31 и ЗИФ-31 С имеют дистанционное управление от ПУС «Фут-Б». Установки ЗИФ-31Б и ЗИФ-31БС не имеют дистанционного управления, и огонь ведется только по прицелу АМЗ-57–2.

Качающаяся часть ЗИФ-31 заимствована у СМ-24-ЗИФ с некоторыми изменениями и состоит из двух автоматов, установленных в одной люльке с общим для обоих автоматов спуском.

Ствол моноблок. Крутизна нарезов постоянная. Число нарезов 16 вместо 24 у СМ-24-ЗИФ. Затвор вертикальный клиновой. Досылатель пружинного типа с ускорительным механизмом перемещения каретки. Он взводится от копира, закрепленного на люльке. Люлька имеет один сектор вертикального наведения. Тормоз отката гидравлический, накатник пружинный.

Охлаждение стволов в перерывах между стрельбой – забортной водой через канал ствола в течение 1–1,5 мин.

Советская опытная самоходная артиллерийская установка К-73 (АСУ-57П)

По окончании Второй мировой войны в СССР были широко развернуты работы по разработке новых образцов техники и вооружения для воздушно-десантных войск. Если рассматривать бронетанковую технику, то здесь основным направлением работ стало создание противотанковой САУ. В числе первых данную задачу пыталось решить ОКБ ИК СВ (Особое КБ при Инженерном комитете Сухопутных войск) возглавляемое Кравцевым Анатолием Федоровичем.

АСУ-57П (внутризаводское обозначение К-73) – плавающая авиадесантная САУ – разрабатывалась под руководством Кравцева А.К. в ОКБ при Инженерном комитете параллельно с БТР К-75. Московский Военно-ремонтный завод №2 ГБТУ в 1949 году изготовил два опытных образца САУ К-73. Первый их них предназначался для проведения ходовых испытаний (включая испытания на плаву), второй – для артиллерийских испытаний, которые проходили на ГНИАП ГАУ. Проектировался, однако, в металле реализован не был, вариант АСУ-57ПТ, который предназначенный, кроме прочего, для буксировки артиллерийских систем. АСУ К-73 могла десантироваться на платформе парашютным способом отдельно от экипажа или планером Як-14 посадочным способом.

Корпус АСУ-57П состоял из бронелистов, которые между собой соединялись при помощи клепки. Для изготовления лобовых и бортовых листов корпуса использовалась броневая сталь толщиной от 4 до 8 миллиметров. Толщина дюралюминиевого днища составляла 3 миллиметра. Для снижения массы САУ задняя вертикальная стенка и надгусеничные полки также выполнялись из 1,5-миллиметрового дюралюминия. В носовой части корпуса устанавливался дюралюминиевый волноотбойный щиток, который во время движения по суше поворачивался и прижимался к корпусу. Все люки машины для герметизации были снабжены резиновыми прокладками. На задней стенке корпуса для снижения попадания в послевинтовую струю воды атмосферного воздуха имелся поворотный щиток гребного винта, выполненный из дюрали и опускаемый при входе в воду.
Корпус АСУ-57П открытого типа был разделен на три отделения. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части корпуса. В открытой задней части корпуса (при необходимости закрывалась брезентом) располагались: отделение управления (справа от пушки) где находился механик-водитель и боевое отделение (рабочие места командира-наводчика и заряжающего). Моторно-трансмиссионное отделение было отделено от боевого отделения и отделения управления перегородкой.

Читать еще:  Фото: 152-мм пушка 2А36 "Гиацинт-Б"

Основное оружие САУ К-73 – нарезная пушка Ч-51 калибра 57 мм, унифицированная по боеприпасам и баллистике с противотанковой пушкой ЗИС-2. Пушка устанавливалась в рубке в сварной спецраме и оснащалась эффективным щелевым дульным тормозом, который значительно уменьшал отдачу (особенно важно при ведении огня с воды). Пушка относительно продольной оси самоходки была смещена на 100 мм влево. Высота линии огня — 1160 мм. Максимальная дальность выстрела составляла – 6000 м, прямого – 1250 м. Прицельная скорострельность – 7 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект (30 выстрелов) состоял из бронебойных (53-БР-271, -271К, -271М, -271СП), подкалиберных (53-БР-271П, -271Н) и осколочных (53-О-271У, -271Ж) снарядов. Подкалиберный снаряд имел начальную скорость 1158 м/с. С пушкой был спарен пулемет СГ-43 калибра 7,62 мм с боекомплектом из 400 патронов. Наводка спаренной установки осуществлялась при помощи механизмов с ручным приводом. В походном положении пушка Ч-51 крепилась с помощью специального стопора и подкосов. Расстопорение производилось тросовым приводом с места командира самоходки. В комплект САУ также входили пистолет-пулемет ППС 7,62-мм (315 патронов), сигнальный пистолет СПШ (8 сигнальных патронов) и 8 ручных гранат Ф-1 размещались в двух укладах.

Приборы наблюдения и связи, электрооборудование

Спаренная артиллерийская установка наводилась при помощи телескопического прицела ОП2-8. На рабочем месте командира самоходки в бортовом и лобовом листах корпуса для наблюдения за местностью были выполнены смотровые щели. Для переговоров между членами экипажа использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-47. Для внешней радиосвязи использовалась радиостанция 10-РТ-12.
Электрооборудование САУ К-73 выполнялось по однопроводной схеме. Бортовая сеть напряжением 12 В. Источниками электроэнергии служили генератор ГТ-1500 и пара аккумуляторных батарей ЗСТЭ-100. Для тушения пожара в самоходке мог использоваться углекислотный огнетушитель ОУ-2.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка была заимствована от ГАЗ-51Н. Были использованы его шестицилиндровый карбюраторный двигатель, системы питания топливом, охлаждения, смазки и запуска. Слева от двигателя был установлен топливный бак из дюралюминия протектированный специальной 8-миллиметровой резиной. 70-сильным двигателем обеспечивалась максимальная скорость на суше 54 км/ч, на плаву — 7,8 км/ч. Для пуска двигателя использовался электростартер. Система зажигания — батарейная. Чтобы облегчить пуск двигателя при низких температурах у автомобиля ГАЗ-51 заимствовали котел-подогреватель.
Во время движения машины по суше охлаждавший радиатор воздух поступал через воздухозаборный люк, выполненный над радиатором в передней части крыши корпуса. Из моторного отделения воздух отводился при помощи вентилятора через воздуховоды с жалюзи. Во время преодоления водных препятствий воздухозаборный люк герметично закрывался створками, а воздуховоды приподнимались чтобы исключить попадание забортной воды. В этом случае забор воздуха для охлаждения двигателя и моторного отделения осуществлялся вентилятором из боевого отделения.
Механическая трансмиссия состояла из главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо); четырехступенчатой трехходовой коробки передач; главной передачи; двух бортовых фрикционов с ленточными плавающими тормозами; двух одноступенчатых бортовых редукторов; главного и бортовых карданных валов. Главный фрикцион, коробка передач (кроме ступиц вала коробки), а также шарниры карданных валов заимствовали у автомобиля ГАЗ-51.
Во время движения по воде механик-водитель управлял САУ К-73 при помощи штурвала. В этом случае через привод в горизонтальной плоскости отклонялся трехлопастной гребной винт, установленный на поворотной внешней части валопровода, который был смонтирован на задней стенке корпуса самоходки. Отклонением валопровода обеспечивался рабочий угол поворота в 24 градуса. Внешняя часть валопровода и винт при движении по суше убирались в спец. нишу, выполненную в задней стенке корпуса слева (по ходу движения).

Для АСУ-57П разработали новую ходовую часть. Подвеска – индивидуальная, торсионная. Гусеничный движитель (на один борт) состоял из мелкозвенчатой гусеничной ленты с цевочным зацеплением, трех опорных катков с наружной амортизацией, направляющего колеса и литого ведущего колеса кормового расположения. Кормовые катки оснащались гидравлическими амортизаторами, конструкция которых была сходна с амортизаторами автомобиля ЗИС-110.

11 февраля 1950 г. военный министр СССР подписал Постановление предписывающее проведение в период с 1 по 5 июня 1950 года на полигоне НИИБТ испытаний АСУ-57П. Комиссию возглавил генерал-майор инженерно-танковой службы Алымов Н.Н. (заместитель — генерал-майор танковых войск Супян Б.Д.). Инженер-полковник Кравцев А.Ф. представлял инженерный комитет. Испытания САУ К-73 проводились по утвержденной начальником ГБТУ программе.
Целью испытаний было:
— определение ТТХ представленной машины и их соответствие ТТТ;
— оценка конструкции САУ и определение надежности отдельных механизмов и агрегатов, удобства их обслуживания, демонтажа и монтажа, проведения профилактических осмотров;
— определение возможности преодоления водных преград с хода в различных условиях состояния прибрежных участков и берегов;
— определение эффективности огня с ходу и с места по различным целям, скорострельности и удобства ведения огня, надежности установочных частей артиллерийской системы, прицельных приспособлений, пулемета, влияния выстрела на устойчивость, влияния на экипаж дульной волны.
Ходовые испытания провели на испытательной базе Полигона, испытания на плаву – на реке Москва и Пироговском водохранилище. АСУ-57П за время испытаний в общей сложности прошла по суше 1672 километров (500 км – по шоссе, 1102 км – по грунтовым дорогам, 70 км – по бездорожью) и 104 км — на плаву. По завершении испытаний комиссией было выдано заключение о том, что опытный образец АСУ-57П заданным тактико-техническим требованиям в целом соответствует. Наиболее существенными отступлениями от тактико-технических требований было превышение массы САУ на 90 кг (вместо 3250 — 3340), отсутствие механического насоса и легкосъемного приспособления улучающего проходимость.
В ходе испытаний выяснилось, что по ряду параметров АСУ-57П превзошла последний образец подобного типа – АСУ-57 завода №40. В то же время, самоходная артиллерийская установка К-73 представленная на испытания имела ряд производственных и конструктивных недостатков, которые снижали ее боевые качества. Основными из них были:
— недостаточная герметичность корпуса;
— недостаточная прочность установочных частей для пушки и боеукладки;
— возможность проникновения внутрь корпуса свинцовых брызг и пуль через амбразуры пушки, прицела и пулемета;
— отсутствие скошенного блока для наблюдения вперед у командира машины;
— низкая надежность клиноременной передачи двигателя;
— невозможность прямолинейного движения на плаву.

Комиссия посчитала целесообразным, после устранения недостатков и испытаний артиллерийской части, изготовление установочной партии АСУ-57П для проведение войсковых испытаний. Хотя данных об артиллерийских испытаниях на ГНИАП ГАУ не удалось разыскать, известно, что они прошли успешно. Создатели САУ К-73 закономерно рассчитывали, что их машина будет принята на вооружение. Однако этого не произошло. Постановлением СМ СССР было принято решение передать всю конструкторскую документацию и опытный образец в КБ ММЗ, возглавляемое Астровым Н.А. Там с сентября 1951 года велась разработка плавающей модификацией АСУ-57. Опытный образец плавающей самоходной артиллерийской установки «Объект 574» был построен в ноябре 1952 года. Один из опытных образцов САУ К-73 передали в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники (поселок Кубинка), где он экспонируется и сейчас.

Тактико-технические характеристики:
Классификация – десантируемая противотанковая САУ;
Боевая масса – 3400 кг;
Экипаж – 3 человека;
Разработчик – ОКБ ИК;
Годы производства – 1949 г.;
Количество выпущенных – 2 шт.;
Размеры:
Длина корпуса – 5355 мм;
Длина САУ с пушкой вперёд – 5580 мм;
Ширина корпуса – 2085 мм;
Высота – 1510 мм;
Колея – 1970 мм;
База – 1800 мм;
Клиренс – 250 мм;
Бронирование:
Тип используемой брони – противопульная;
Лоб корпуса, верхний лист (угол наклона) – 8 мм (42 град.);
Лоб корпуса, средний лист (угол наклона) – 6 мм (25 град.);
Лоб корпуса, нижний лист (угол наклона) – 4 мм (45 град.);
Лоб рубки – 6 мм;
Борт корпуса – 4 мм;
Корма корпуса – 1,5 мм;
Днище – 3 мм;
Вооружение:
Марка и калибр пушки – Ч-51, 57-мм;
Тип пушки – нарезная;
Длина ствола – 80,5 калибров;
Боекомплект – 30 выстрелов;
Углы горизонтального наведения – от -8 до +8 град.;
Углы вертикального наведения – от -4,5 до +15 град.;
Дальность стрельбы – до 6000 м;
Прицел – ОП2-8;
Марка пулемёта и калибр – СГ-43, 7,62 мм;
Подвижность:
Марка двигателя – ГАЗ-51;
Тип – бензиновый;
Объём – 3480 см3;
Максимальная мощность при 2800 об/мин – 70 л.с.,
Максимальный крутящий момент при 1500 об/мин – 205 Н•м,;
Мощность двигателя – 70 л. с.;
Конфигурация – 6-цилиндровый, рядный;
Число тактов (тактность) – 4;
Охлаждение – жидкостное;
Скорость по шоссе – 54 км/ч;
Запас хода по шоссе – 234 км;
Запас хода по пересечённой местности – 134 км;
Скорость на плаву – 7,8 км/ч;
Запас хода на плаву – 46 км;
Подвеска – индивидуальная торсионная;
Удельное давление на грунт – 0,475 кг/см²;
Преодолеваемый ров – 1,4 м;
Преодолеваемая стенка – 0,54 м;
Преодолеваемый подъём – 28 град.

Читать еще:  Реактивный миномет Nebelwerfer 41. Детальные фото.

ЗИФ-31:спаренная 57-мм артиллерийская установка. Детальные фото.

Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

Легкая авиадесантная артиллерийская установка класса противотанковых САУ была разработана в конце 40-х гг. специально для вооружения воздушно-десантных войск. А в 1951 г. установку приняли на вооружение и серийно выпускали до 1962 г. АСУ-57, полузакрытая установка с передним расположением МТО, имела боевое отделение, совмещенное с отделением управления, и расположенное в кормовой части корпуса. Здесь размещался экипаж, состоящий из трех человек, и орудие. Противопульная броневая защита корпуса изготавливалась из стальных и алюминиевых броневых листов, которые сваривались между собой.

САУ АСУ-57 — видео

За счет использования в конструкции сплавов алюминия конструкторы добились уменьшения размеров машины, а также снижения ее массы. Носовая часть была изготовлена из двух броневых листов, сваренных между собой и с бортами корпуса. Передняя часть днища крепилась к нижнему листу. Борта корпуса составляли вертикальные бронелисты, которые были приварены к нишам подвески и бортов, а также к лобовым щитам. Днище корпуса и корма защищались дюралюминиевыми листами. Для удобства экипажа верхние части лобового и бортовых листов делались откидными.

Ходовая часть машины включала три обрезиненных опорных катка, обрезиненное натяжное колесо, являющееся и опорным, со встроенным механизмом натяжения винтового типа, два поддерживающих ролика и звездочки на каждый борт, имеющие по два зубчатых венца с ассиметричным профилем зубьев. Высокую подвижность и проходимость машина получила благодаря гусеничному движителю. Подвеска машины была трубчато-стержневой торсионной с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. Металлическая мелкозвенчатая гусеничная цепь шириной 204 мм состояла из 80 траков.

Машина с ходу могла преодолеть ров или траншею шириной до 1,4 м и вертикальное препятствие высотой до 0,5 м. Максимальный угол подъема достигал 30°. АСУ-57 могла преодолевать и водные препятствия, но только вброд, поскольку не была оснащена плавающим оборудованием. Глубина преодолеваемых бродов не должна была превышать 0,7 м. Удельное давление машины на грунт составляло всего 0,35 кг/см2, что равно давлению на грунт взрослого человека. Транспортировка установки производилась с помощью тяжелых планеров Як-14 и Ил-32, и для избежания раскачки корпуса в этот момент в машине имелось специальное устройство, фиксирующее крайние узлы подвесок на корпус.

Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-20Е находился поперек корпуса в блоке с коробкой передач и бортовыми фрикционами с ленточными тормозами. Весь блок опирался на четыре эластичные опоры и крепился всего четырьмя болтами, что обеспечивало в случае необходимости его легкую и быструю замену. В передней части корпуса находились водяной и масляный радиаторы, а также вентилятор с приводом.

Самоходная установка АСУ-57 имела мощное вооружение. В боевой рубке устанавливалась длинноствольная 57-мм пушка 4-51. Здесь на надгусечных полках размещались аккумуляторы, часть боекомплекта и ЗИП. Пушка была оборудована двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Она имела вертикальный клиновый затвор с полуавтоматикой механического типа и корытообразной люлькой, смонтированной на рамке. Ведение огня с закрытых позиций осуществлялось с помощью артиллерийской панорамы. При стрельбе прямой наводкой использовался оптический прицел ОП2-50 с подсветкой в ночное время суток и при неудовлетворительной видимости. Боекомплект орудия включал в себя 30 унитарных, или соединенных с гильзой, снарядов трех типов: подкалиберных бронебойных, кумулятивных и осколочных гранат. Скорострельность составляла 6—10 выстрелов в минуту.

С 1955 г. АСУ-57 стала оснащаться новой модернизированной пушкой Ч-51М с щелевым тормозом, при котором открывание затвора и вытяжка гильз осуществлялась в конце наката, поворотный механизм был оснащен тормозным устройством. На АСУ-57 было установлено танковое переговорное устройство ТПУ-47 на три абонента, радиостанция 10-РТ-12, находящаяся в боевом отделении и обеспечивающая связь на расстоянии до 20 км, и прибор ночного видения.

На базе АСУ-57 было создано еще две машины. АСУ-57П — плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка. Машина появилась в 1954 г. Ее силовая передача включала коробку отбора мощности с приводом на гребной винт, находящийся в нише днища. Сначала конструкторы оснастили машину двумя гребными винтами с приводом от направляющих колес. Это обеспечивало замечательную маневренность на воде, однако гусеницы при этом не отключались, при выходе на берег двигатель работал на низших передачах, поэтому ему не хватало тяги. Более успешным оказался вариант, уже испытанный на легком довоенном танке Т-40, где винт с рулем в потоке располагались в туннеле. Система охлаждения дополнительно оснащалась теплообменником, обеспечивающим при движении на плаву отвод тепла от охлаждающей жидкости в забортную воду, отходящую от гребного винта.

Кроме того, на АСУ-57П была установлена пушка Ч-51П, усовершенствованный вариант Ч-51М, в котором труба соединялась с более технологичным активным дульным тормозом, конструкцией казенника, механизмом полу автоматики и подъемным устройством.
Этот улучшенный вариант АСУ-57П так не был принят на вооружение. Не последнюю роль в этом сыграли довольно слабая защищенность, удовлетворение потребностей вооруженных сил в таком роде машин за счет уже серийно выпускавшихся АСУ-57, а также появление к тому моменту уже более мощной машины СУ-85.

АСУ-57 КШМ десантировалась с помощью планера ЯК-14 и на протяжении нескольких лет являлась единственной в мире самоходкой, сбрасываемой на парашюте.

Тактико-технические характеристики АСУ-57

— Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, совмещённое управления и боевое сзади
— Производитель: ММЗ
— Годы разработки: 1948—1950
— Годы производства: 1950—1962

Экипаж: 3 человека

Вес АСУ-57

— Боевая масса, т: 3,35

Габаритные размеры АСУ-57

— Длина корпуса, мм: 3480
— Длина с пушкой вперёд, мм: 5750
— Ширина, мм: 2086
— Высота, мм: 1460 (по тенту), 1180 (с опущенными щитками)
— Клиренс, мм: 300

Бронирование АСУ-57

— Тип брони: стальная катаная гомогенная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 6 / 65°
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 20°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 6
— Борт корпуса, мм/град.: 4 / 0°
— Корма корпуса, мм/град.: 6 (неброневой дюралюминий)
— Днище, мм: неброневой дюралюминий
— Лоб рубки, мм/град.: 6 / 36°
— Борт рубки, мм/град.: 4 / 15°
— Корма рубки, мм/град.: открытая
— Крыша рубки, мм/град.: открытая

Вооружение АСУ-57

— Калибр и марка пушки: 57-мм Ч-51
— Тип пушки: нарезная полуавто­матическая
— Длина ствола, калибров: 74,16
— Боекомплект пушки: 30

— Углы ВН, град.: −5…+12
— Углы ГН, град.: ±8
— Прицелы: перископический ОП2-50, панорамный перископический прицел МП-50

— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГ-43 или СГМ

Двигатель АСУ-57

— Тип двигателя: М-20Е
— Мощность двигателя, л. с.: 55

Скорость АСУ-57

— Скорость по шоссе, км/ч: 45
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25

— Запас хода по шоссе, км: 250
— Удельная мощность, л. с./т: 16,4
— Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,35

— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,5
— Преодолеваемый ров, м: 1,4
— Преодолеваемый брод, м: 0,7

Фото САУ АСУ-57

САУ АСУ-57 в Чехословакии. 1968 год.

САУ АСУ-57 на парашютной платформе ПП-127-3500

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector