13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

152-мм гаубица Д-1. Детальные фото.

152-мм гаубица Д-1. Детальные фото.

152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство

155-мм гаубицу Д-1 (в действительности ее калибр равен 152,4 мм) часто называют гаубицей образца 1943 года, так как именно в этом году она была принята на вооружение Красной Армией. Разработанная в спешном порядке в военные годы плодотворным конструкторским бюро под руководством Петрова. гаубица Д-1 продолжает распространенную советскую традицию сочетания компонентов различных артиллерийских систем.

Гаубица Д-1 – видео

Двухстанинный лафет, щит и противооткатный механизм 122-мм гаубицы М-30 были объединены со стволом 152-мм гаубицы М-10 (образца 1938 года), что позволило использовать семейство боеприпасов М-10 с изменяемой мощностью метательного заряда. В тех местах, где это оказалось необходимым, шасси М-30 было усилено, чтобы выдержать дополнительную нагрузку.

В результате получилась гаубица весьма удачной конструкции, почти на 1000 кг легче излишне тяжелой 152-мм гаубицы М-10, которую Д-1 сменила на нескольких артиллерийских заводах. Более легкая Д-1 проще в обращении, однако она сохранила ту же максимальную дальность выстрела (12 400 метров) и пробивную силу, что и ее прообраз. Более того, Д-1 получилась настолько успешной, что до сих пор состоит на вооружении армий стран СНГ и государств — бывших членов Варшавского пакта, хотя в основном используется преимущественно в учебных целях и находится в резерве, а также широко применяется в других странах, в том числе в Китае (выпускающем практически полностью идентичную модификацию 152-мм Тип 54). Ираке, Кубе и Египте (среди прочих).

Основным типом используемых боеприпасов Д-1 является высокоэффективный осколочно-фугасный снаряд весом 40 кг, содержащий почти 6 кг тротила, хотя на протяжении многих лет были разработаны и другие виды боеприпасов, в том числе дымовые гранаты и химические снаряды, начиненные люизитом (в настоящее время не используются). В числе прочих типов боеприпасов — специальные бетонобойные, используемые для разрушения оборонительных сооружений и во время боевых действий в населенных пунктах городского типа, а также противотанковые кумулятивные, в настоящее время снятые с вооружения повсеместно, кроме Румынии, где до сих пор выпускается кумулятивный снаряд со стабилизирующим оперением собственной разработки.

Боевое применение

Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в 1944—1945 годах. Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, для контрбатарейной борьбы и уничтожения важных объектов во вражеском ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.

Оценка проекта

Гаубица Д-1, как минимум, не уступала по своим характеристикам лучшим мировым образцам орудий такого класса. Она вполне удовлетворяла требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях служат этому достаточным подтверждением.

Для сравнения, наиболее массовая немецкая 15-см тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя Д-1 почти на километр; но одновременно была почти на 2 тонны тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность. Более совершенную гаубицу s.F.H.36, обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чешская 150-мм гаубица Škoda K4 (немецкое название s.F.H.37(t)) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя Д-1 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про итальянскую 150-мм гаубицу образца 1937 года (итал. Obice da 149/19 modello 37) фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M114 (14 600 м, 5800 кг). Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 года (фр. Canon de 155 C modèle 1917 Schneider) уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса (англ. BL 6-inch 26 cwt howitzer), созданные в 1915 году.

Тактико-технические характеристики гаубицы Д-1

– Годы эксплуатации: с 1943 год
– Принят на вооружение: 1943 год
– Конструктор: Завод № 9
– Разработан: с 1942 по 1943
– Производитель: Завод № 9
– Годы производства: с 1943 по 1949
– Всего выпущено: 2827

– Расчёт: 8 человек

Вес гаубицы Д-1

– Масса, кг: 3600, 3640 (на марше)

Скорострельность гаубицы Д-1

Дальность стрельбы гаубицы Д-1

– Прицельная дальность: до 12 390 метров
– Максимальная дальность: 13 700 метров

Габаритные размеры гаубицы Д-1

– Клиренс: 370 мм
– Длина орудия в походном положении: 7558 мм
– Длина ствола: 4207 мм
– Ширина орудия в походном положении: 1994 мм

– Угол возвышения: —3…+63,5
– Угол поворота: —17,5…+17,5

– Начальная скорость снаряда, м/с: 508
– Скорость возки по шоссе, км/ч: до 40

Фото гаубицы Д-1

Батарея 152-мм гаубиц Д-1 образца 1943г. ведет огонь по обороняющимся немецким войскам. Белоруссия, лето 1944 года. Очень известная фотография благодаря фигуре раненого офицера на переднем плане. В советских фотоальбомах фото называется «Стоять насмерть», что представляется нелогичным, так как оно подходит для ожесточенной обороны (как, например, в сентябре-октябре 1942 г. в Сталинграде), а в Белоруссии советские войска не стояли, а наступали, за 2 месяца сметя группу армий «Центр» вермахта и потеряв в 5 раз меньше человек, чем немцы.

Батарея советских 152-мм гаубиц Д-1 образца 1943 г. ведет огонь в Восточной Пруссии

Похожее

You have no rights to post comments

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации — превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки — в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Читать еще:  Фото: 85-мм зенитная пушка КС-12

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Артиллерия. Крупный калибр. 152-мм гаубица Д-1 образца 1943 года

В нескольких предыдущих статьях мы рассказывали о 152-мм гаубицах РККА, которые в той или иной степени были достаточно удачными для своего времени. По каким-то характеристикам даже превосходили зарубежные аналоги. По каким-то уступали. Но в целом соответствовали требованиям времени создания. Назвать их прорывными, шедевральными, лучшими все-таки было нельзя.

Сегодня речь пойдет о действительно шедевре. Орудии, восхищаться которым не перестают до настоящего времени. Причем восхищение это имеется и у тех, кто конструирует вооружение сегодня, и у тех, кто пользуется орудием в силу служебных обязанностей. Орудии, которое несмотря на то, что выпускалось всего 6 лет, с 1943 года по 1949 год, стало самой массовой 152-мм гаубицей Красной, а затем и Советской армии!

Скажите, кому неизвестен этот снимок?

Послужной список этой гаубицы начинается боями Великой Отечественной и заканчивается почти всеми более или менее значимыми военными конфликтами 20 века. А военная служба системы продолжается и сегодня в нескольких армиях мира.

Автором системы является многократно упоминаемый нами Федор Федорович Петров, главный конструктор КБ завода №9 (УЗТМ).

Именно опыт и гениальность Ф. Ф. Петрова и его конструкторского коллектива “помогли” новой системе в кратчайшие сроки стать в боевой строй.

Но необходимо вспомнить и ещё одного человека. Человека, который хоть не являлся конструктором артиллерийских систем, но без поистине “гаубичного” по пробиваемости решений на всех уровнях характера, без его организаторских способностей, судьба шедевра могла сложиться не так триумфально.

Это народный комиссар вооружений Дмитрий Федорович Устинов. Более известный для большинства читателей-ветеранов ВС СССР и России как один из последних Министров обороны СССР (1976-1984 гг.).

Но вернемся к самой гаубице. В статье о гаубице М-10 мы писали о прекращении производства таких орудий в 1941 году. Существует множество материалов о причинах этого решения. Называют и дефицит тягачей, что соответствует действительности. И сложность производства, особенно лафета, что тоже верно. И сложность самого орудия.

Но, по нашему мнению, главной причиной стало отсутствие мощностей для производства. Стране нужны были пушки. И заводы выпускали пушки. Из гаубиц производились только М-30 и МЛ-20 (гаубица-пушка). Производство которых было налажено в кратчайшие сроки с одной стороны, и которые обеспечивали потребность РККА в орудиях данного вида.

Переломным этапом в отношении к гаубицам для конструкторов стало наступление под Москвой и дальнейшие действия РККА в 1942 году. Стало понятно, что армия переходит в наступление. А значит, армия скоро потребует мощных, мобильных артсистем.

КБ начали в инициативном порядке, в свободное время, проектировать такие системы. Однако, в условиях военного времени главным требованием для конструкторов стали не революционные идеи и разработки, а возможность в кратчайшие сроки организовать производство на уже имеющихся мощностях.

Вот тут-то и пригодился талант Петрова и его команды. Решение было найдено поистине гениальное. Наложить ствольную группу гаубицы М-10, мощности и технологии производства которой сохранились, на прекрасно зарекомендовавший себя лафет 122-мм гаубицы М-30. И таким образом объединить мощь 152-мм гаубицы М-10 и мобильность 122-мм дивизионной гаубицы М-30.

Наверное, можно рассматривать новую гаубицу как дуплекс сразу двух систем-М-10 и М-30. По крайней мере, для своей предшественницы М-10 гаубица Д-1 является дуплексом безо всяких оговорок.

Читать еще:  СМ-20-ЗИФ / ЗИФ-68 45 мм корабельная зенитная система. Детальные фото

Дальше начинается детектив. В начале 1943 года на завод №9 приезжает нарком Устинов. После проверки производства и встречи с руководством завода Петров приносит наркому расчеты новой гаубицы.

13 апреля из Москвы раздается телефонный звонок. Устинов извещает Петрова о решении ГКО по поставке 5 изделий к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний на Гороховецкий полигон.

5 мая на полигоне начинаются испытания двух опытных образцов. Отличие образцов заключалось в небольших различиях в противооткатных устройствах. Правда один образец уже был испытан на заводе. Второй был “с нуля”.

5 и 6 мая орудия подверглись серьезным испытаниям. Было сделано, в общей сложности, 1217 выстрелов. Скорострельность орудия как с исправлениями, так и без исправления наводки оказалась 3-4 выстрела в минуту! Уже 7 мая полигон выдал отчет, что по устранению неполадок гаубица Д-1 может быть рекомендована к принятию на вооружение.

Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года Д-1 была принята на вооружение под названием “152-мм гаубица обр. 1943 г.” Валовое производство ее было начато через 1,5 месяца на заводе № 9. Этот завод был единственным изготовителем Д-1.

— станины раздвижного типа;
— казенная часть (казенник);
— щитовой бронелист;
— накатник и откатник, составляющие противооткатные устройства;
— гаубичный ствол;
— дульный тормоз ДТ-3;
— колесный ход (колеса гаубицы КПМ-Ч16 с шинами ГК 1250 200);
— подрессоривание хода.

Лафет гаубицы составляли станины, подрессоривание и колесный ход. Ствольная группа состояла из казенника, противооткатных устройств, ствола с дульным тормозом.

Какие же решения использовал Ф.Ф. Петров в конструкции Д-1? при внимательном рассмотрении оказалось, что в этой конструкции есть элемент ещё одного орудия.

Орудийный ствол сомнений не вызывает. Гаубица 152-мм образца 1938 года. С лафетом та же история. Улучшенный лафет гаубицы калибра 122-мм М-30. Прицельное приспособление тоже от гаубицы М-30. А вот с затвором вопрос. Петров использовал затвор от гаубицы 152-мм образца 1937 года МЛ-20.

Как видите, с технической точки зрения конструкция достаточно совершенна. Хотя, в целях упрощения производства, совершенствования технологии, изменения все-таки проводились.

Так, станины орудий первых выпусков были полностью клепанные, а у орудий более поздних выпусков корпуса были сварные.

Гаубицы более поздних выпусков имели также катки для перекатывания вручную. Штырь катка вставлялся в отверстие шворневой балки.

Масса
в походном положении, кг: 3 640
в боевом положении, кг: 3 600

Вертикальные углы, град: -3. +63,5
Горизонтальные углы, град: 35

Скорострельность орудия, выстр/мин: 4
Дальность стрельбы, м: 12 400

Масса ОФС, кг: 40

Максимальная скорость транспортировки, км/ч: 40

Если смотреть статистические данные по выпуску гаубицы Д-1 в период Великой Отечественной войны, создается совершенно неверное впечатление о численности этих мощных орудий в нашей армии. Во многих источниках информация дается достаточно “обтекаемо”. За время войны выпущено примерно 1000 гаубиц.

Картина совершенно меняется если посмотреть выпуск систем по годам.

1943 год — 84 штуки.
1944 год — 258 штук.
1945 год — 715 штук.
1946 год — 1050 штук.
1947-49 годы — по 240 штук.

Как видно из этих данных, растущие потребности именно в этом орудии свидетельствуют как раз о том, что гаубица «зашла».

Авторам удалось побеседовать с офицером, который работал на этих гаубицах в советское время. Он поделился некоторыми интересными подробностями стрельбы из этого орудия.

При стрельбе на мягком грунте необходимо под колесами делать настил. При стрельбе под углами возвышения свыше 37 градусов вырывается ровик между станинами. В исключительных случаях возможна стрельба при не раздвинутых станинах. При этом угол обстрела по горизонтали составляет 1,5 градуса. Во всех случаях при стрельбе под сошниками закрепляются деревянные брусья.

Появление в 1943 году этих гаубиц значительно повысило мобильность советских танковых и моторизованных частей. Гаубица, благодаря своей «скороходности», успевала за стремительно наступавшими частями РККА. Значит, вклад этой системы в войну неоспорим. И место в российских и прочих музеях эта гаубица занимает по праву.

Заканчивая статью, хочется ещё раз восхититься гением наших конструкторов, которые в сложнейших условиях войны смогли создать великое орудие. Орудие, которое стало учителем многим советским и даже российским артиллеристам.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Орудие наступления – советская 152-мм гаубица Д-1 1943 года

Советская 152 мм гаубица Д-1 является одной из самых удачных артиллерийских систем, созданных советскими конструкторами. Орудие большой мощности, способное вести навесной огонь по закрытым позициям противника, было сконструировано в конце 1942 года, в самый разгар Сталинградской битвы. Поводом к разработке подобной артиллерийской системы послужило отсутствие гаубицы большой мощности, способной составить костяк корпусной артиллерии.

История создания

Работы по созданию новой гаубицы велись в инициативном порядке под руководством известного советского конструктора — артиллериста Ф.Ф. Петрова. Основная конструкторская идея проекта заключалась в использовании ствола 152 мм гаубицы М-10 в сочетании с лафетом 122 мм гаубицы М-30. В итоге удалось в короткое время создать мощную и мобильную артиллерийскую установку большого калибра, способную значительно усилить огневые возможности советских стрелковых корпусов. Через шесть месяцев, в мае 1943 года 152-мм гаубица обр. 1943 г. была принята на вооружение под индексом ГАУ — 52-Г-536А.

Серийный выпуск осуществлялся на заводе №9 в Свердловске(ныне Екатеринбург). В период с 1943 по 1949 годы было выпущено 2827 орудий.

Тактико-технические характеристики советской гаубицы Д-1

  • Расчет — 8 человек.
  • Боевая масса — 3,6 т.
  • Заряжание раздельно-гильзовое.
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда — 508 м/с.
  • Угол вертикального наведения: от -3 до +63,3 градусов, угол горизонтального наведения — 35 градусов.
  • Скорострельность: 3-4 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы — 12400 м.
  • Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, бетонобойные снаряды, шрапнель.
  • Вес осколочно-фугасного снаряда — 40 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 3-4 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится тягачами Я-12, тракторами разных модификаций.
Читать еще:  Автоматическая пушка 70-К. Детальные фото

Гаубица Д-1 образца 1943 года участвовала в сражениях последнего, завершающего этапа Великой Отечественной войны. В послевоенное время орудие стояло на вооружении артполков Советской Армии, поставлялось дружественным Советскому Союзу режимам и принимало участие в различных вооруженных конфликтах XX века.

152-мм гаубица Д-1 образца 1943 года. СССР

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, когда стало ясно, что инициатива прочно перешла к Красной армии, ей для широких наступательных действий требовались в большом количестве мощные, но относительно легкие и маневренные полевые орудия, способные эффективно уничтожать долговременные оборонительные сооружения противника. В соответствии с системой вооружения РККА для взламывания сильно укрепленной обороны противника предназначалась 152-мм гаубица М-10 образца 1938 года, созданная КБ под руководством Ф.Ф.Петрова.

К 22 июня 1941 года в РККА насчитывалось 1058 гаубиц М-10. Однако с началом войны их производство было прекращено, а восстановление их производства требовало длительного времени. Кроме того, из-за большого веса и низкой маневренности М-10 уже и не в полной мере соответствовала потребностям войны. Предвидя, что гаубицы такого калибра потребуются Красной армии в значительных количествах, в конце 1942 года КБ Ф.Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу получившую индекс «Д-1». Она представляла собой наложение ствола с баллистикой 152-мм гаубицы М-10 на хорошо освоенный в производстве лафет 122-мм гаубицы М-30. Такой подход позволил создать легкую, но при этом мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих.

В начале 1943 года Ф.Ф. Петров известил Наркома вооружений СССР Д.Ф. Устинова о новом проекте, а 13 апреля того же года Д.Ф. Устинов сообщил Ф.Ф. Петрову о решении Государственного Комитета Обороны о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний. Коллективу конструкторов, инженеров, рабочих завода N 9 удалось выполнить правительственное задание в назначенный срок. На проектирование, изготовление пяти опытных образцов и испытание их стрельбой было затрачено всего 18 дней.

1 мая 1943 года 152-мм гаубицы Д-1 были отправлены на государственные испытания на Гороховецкий полигон, где 5 мая начались их испытания, полностью оправдавшие надежды Ф.Ф. Петрова на прочность конструкции лафета. Вполне удовлетворяла дальность и точность огня гаубицы. Но особую радость у артиллеристов вызвало то, что при развертывании с марша, при смене позиций и подготовке к стрельбе времени тратилось в несколько раз меньше, чем раньше.

7 мая по результатам испытаний был подписан отчет, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение, а конце мая постановлением ГКО орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица Д-1 образца 1943 года».

Ф.Ф. Петров в новой гаубице использовал широкую унификацию узлов и деталей с узлами уже выпускаемых промышленностью орудий. Так, лафет с двумя раздвижными станинами, противооткатные механизмы и прицельные приспособления взяли от 122-мм гаубицы М-30, а поршневой затвор заимствовали у 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.

Для уменьшения отдачи на стволе 152-мм гаубицы М-10 был смонтирован двухкамерный дульный тормоз, поглощавший при выстреле до 30 % энергии отдачи. Для облегчения орудия впервые отказались от традиционного передка, которым обычно комплектовались орудия с подобной массой, что позволило по сравнению с гаубицей М-10 почти на тонну снизить походную массу и на 500 кг – боевую; сократить время перевода орудия из походного положения – в боевое и обратно до 2 минут; избавить ее от механизмов для оттягивания ствола в походное положение и обратно, а также механизма блокировки затвора.

Благодаря тому, что использованный при создании гаубицы Д-1 лафет гаубицы
М-30 был усилен (усилены цапфы и передняя обойма люльки, подрессоривание, использованы колеса большего диаметра с резиновыми шинами, заполненными губчатой резиной), допустимая скорость ее буксировки по асфальту или ровной грунтовой дороге составляла до 40 км/ч , по булыжной мостовой – до 30 км/ч , а по бездорожью – до 10 км/ч.

В боекомплект гаубицы входили выстрелы раздельного заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. При необходимости бетонобойные снаряды успешно использовались и для борьбы с танками. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 12400 м . При установке взрывателя на осколочное действие осколки снаряда разлетались на площади 2100 кв. м: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель был установлен на фугасное действие, то при взрыве снаряда в грунте средней плотности образовывалась воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м .

Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности корпусных артполков и артиллерийских дивизий РГК, куда она начала поступать на вооружение, по прорыву заранее и хорошо укрепленных оборонительных полос и районов противника. Эти гаубицы приняли активное участие в боевых действиях уже в Курской битве и последующих боях в 1944 – 1945 годах.

Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, объектам в его ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. Опыт боевого использования 152-мм гаубицы Д-1 показал, что она является весьма надежным орудием, обладает высокой точностью стрельбы и хорошей живучестью. Благодаря широкому применению уже освоенных в производстве деталей и узлов, серийный выпуск 152-мм гаубиц Д-1 удалось наладить на заводе УЗТМ № 9 всего за полтора месяца – уже в июле 1943 года. Их выпуск продолжался до 1949 года. Однако во время Великой Отечественной войны это орудие не пошло в крупную серию по причине крайней загруженности завода выпуском 122-мм гаубицы М-30, поэтому в 1943 – 1945 годах было изготовлено только 1057 гаубиц Д-1.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: