0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каратэ годзю-рю в Москве: история, виды ката, особенности стиля Окинава

Каратэ годзю-рю из Окинавы

Такой стиль каратэ, как годзю-рю возник на японском острове Окинава. Основателем ее является Тёдзюн Мияги выросший в семье аристократов и учившийся стилю туди-дзюцу с девяти лет.

После нескольких лет обывательской жизни, он основал школу и клуб «Окинава каратэ дзюцу кэнку кай». И принялся обучать своему искусству другие самые крупные университеты, его цель — продвижение годзю-рю по всему миру.

Особенности

Стиль годзю-рю направлен на ближний бой, удары производятся локтями и коленями, элементы борьбы, различного типа броски.

При этом грубая физическая сила соединяется со специальными духовными тренировками направленными на подавление воли противника.

Основной девиз этой школы, гласит, что самой главной победой является в первую очередь победа над самим собой.

Этот стиль весьма удобно использовать в маленьком ограниченном пространстве против толпы народа, так же весьма подходит для уличных драк и потасовок.

Ката в годзю-рю считаются весьма знаменитыми среди каратистов разных стилей, так как многие ката позаимствованы и были использованы во время второй мировой Войны. Жители Окинавы шли в бой именно с ката годзю-рю. Вариации ката:

  1. Гекисай дай ичи и Гекисай дай ни
    В основе этих кат лежит слово переводящее «разрушение». Именно его использовали во время военных действий.
  2. Сайфа
    Основана на китайском стиле имеет разрушительную страшную силу круговых ударов.
  3. Сейюнчин
    Техника которая предусматривает бой с противником который выше чем каратист.
  4. Сисочин
    Ката применяемая в бою с колюще-режущими предметами, например ножами и т.п.
  5. Сансэру, Сепай, Сесан
    Сложные многофункциональные ката, с применением внутренней энергии. Первое довольно часто называется техникой тридцати шести рук, второе ката шестнадцати, третье тринадцати.
  6. Курурунфа
    Удар который происходит во время паузы между боем, неожиданное резкое ката наводящее ступор на противников.
  7. Супаринпэй
    Одно из самых сложных кат, подходит если противники окружили бойца. Переводится как сто шесть рук.
  8. Санчин
    Ката направленное на укрепление ног, тела, помогает привыкать к боли и не бояться ее.
  9. Теншо
    Ката которое кажется мягким и безобидным на первый взгляд, но очень опасно при реальном бою. Совершается с помощью открытых ладоней.

Пояса

Пояса в годзюрю распределяются следующим образом:

Детские пояса

  • 10 KYU – пояс белого цвета имеющий одну желтую полоску.
  • 9 KYU – пояс желтого цвета.
  • 8 KYU – пояс оранжевого цвета
  • 7 KYU – пояс зеленого цвета
  • 6 KYU – пояс синего цвета
  • 5 KYU – пояс имеющий красный цвет
  • 4 KYU – пояс имеющий красный цвет и одну коричневую полосу
  • 3 KYU – пояс коричневого цвета.
  • 2 KYU – пояс коричневого цвета имеющий черную полосу.
  • 1 KYU – пояс коричневого цвета, с двумя черными полосами.

Взрослые пояса

  • 10 KYU – пояс имеющий белоснежный цвет
  • 9 KYU – пояс имеющий белый цвет и одну желтую полосу.
  • 8 KYU – пояс имеющий две желтые полоски на белой ткани
  • 7 KYU – пояс желтого цвета
  • 6 KYU – пояс имеющий зеленую полоску и желтую ткань
  • 5 KYU – пояс зеленого цвета
  • 4 KYU – пояс зеленого цвета имеющий одну коричневую полоску
  • 3 KYU – пояс коричневого цвета
  • 2 KYU – пояс коричневого цвета имеющий одну четкую черную полосу.
  • 1 KYU – пояс коричневого цвета с двумя черными полосками.

Развитие стиля в России

В текущий момент во главе Okinawa Gojyu-ryu Karate-do Kyokai стоит YOSHIO HICHIA, имеющий почетный десятый Дан, он же является главой «Окинавского Союза Боевых Искусств».

С далекого 1998 года федерация Гондзюрю кататэ-до России является членом Okinawa Gojyu-ryu Karate-do Kyokai.

Шеф-инструктором от Российской федерации в данный момент выступает Леонид Щепкин, имеющий 6 ДАН, и он же является президентом вышеупомянутой школы в нашей стране.

https://vk.com/okinawa_goju_ryu Окинавское каратэ в Костроме;

https://vk.com/goju.ryu.club.sakura или клуб «Сакура» в Люберцах;

https://vk.com/gojuryu_rnd группа Ростовского годзю-рю.

Большая школа годзю-рю находится в Москве, официальный сайт http://sergeykorobov.com/goju-ryu-moscow-2/. На сайте находится карта которая поможет приезжим если они плохо ориентируются по городу. Клуб носит название «BLACK FOX». Множество клубов этого направления в самых разных уголках России можно найти на сайте https://karate.ru/gojuryu/style/organizations/.

Окинавские стили каратэ и их последователи

Современное японское каратэ зародилось на Окинаве, большой остров архипелага Рюккю. Остров был завоёван в 1606 году князем Симадзу Иэсиха, и соответственно стал протекторатом Японии. Чтобы противостоять опытным воинам крестьянам пришлось развивать боевое искусство. В основу легли старые китайские рецепты, хотя было добавлено много нового.

Для укрепления пальцев использовали ведро с фасолью. Для совершенства такие упражнения выполнялись с песком, мелкой галькой.

Для тренировки кулака, ног и головы использовался простой макивар — это плотно связанный тюк соломы. На природе тренировались на деревьях, подходили молодые, которые легко пружинят.

История возникновения

К началу 19 века на Окинаве образовалось 3 вариации искусства окинава-тэ под названием Наха-тэ, известного Шури-тэ и Томари-тэ. Названия произошли от местности, в которой они практиковались. Ученики таких мастеров как Азато Пейчинаи и Итосу Анко создали свои стили каратэ.

Гичин Фунакоши основал крупнейшую современную школу каратэ Шотокан. Стиль Шито-рю был разработан Мабуни Кенвой. Стиль Вадо-рю основал ученик известного мастера Гичина Фунакоши по имени Хиронори Оцука.

Ученики школы Наха-тэ стали основателями стилей Годзю-рю и киокушин-кай, их звали — Чодзюн Мияги и не менее известный Масутацу Ояма.

Читать еще:  Что такое стиль Вин чунь: wing chun, кунг фу, мастера, ушу, история, техника

Стиль окинава-тэ впервые был продемонстрирован в 1921г. на фестивале боевых искусств в Токио.

Стили каратэ

К окинавскому стилю относится Серин-рю, характерная особенность- удары наносятся ногами, ниже пояса. Ученик обязательно обучается бою, применяя различное холодное оружие, к примеру, тонфу, сай, нунчаки. В основе Исшин-рю, создателем которого стал Тадзуо Симабуку, лежат типичные окинавские стойки, удар кулаком блокируется предплечьем. Исшин-рю является продолжением Годзю-рю и стиля Серин-рю.

Такой стиль как Годзю-рю нацелен на спарринг. Разрешаются атаки в пах и борьба лежа. Не популярен в первоначальном виде. При атаке движения проводятся по прямой линии, а при защите — по окружности.

Стиль Уэши-рю получил название в честь своего основателя Кабун Уэши. Основной акцент ставится на усовершенствовании исполнения ката.

Как известно стиль Сетокан чрезвычайно популярен. Отличительной чертой именно этого стиля можно назвать как устойчивые стойки, так и мощные движения.

Что касается стиля Вадо-рю, здесь же, акцент, напротив, делается как раз не на устойчивые стойки. Применяются болевые захваты за кисти рук, всевозможные броски и вариации уклонения от ударов.

По технике стиль Сито-рю схож с Сетоканом. Один из главных стилей, который активно практикуется в Японии.

Киокушинкай — упор на боевую эффективность. По правилам запрещено бить в лицо либо в пах, также не наносятся удары по суставам.

Подписывайтесь на наши каналы на Яндекс Дзен №1 и Яндекс Дзен №2

История каратэ: годзю-рю

Годзю-рю дословно означает «школа жёсткого и мягкого». Этот стиль был основан Мияги Тёдзюном в 20-е годы прошлого века.

Рождение стиля

Мияги Тёдзюн (Миягусуку) родился 25 апреля 1888 года в городе Наха, расположенном на острове Окинава. Семья его принадлежала к сословию дворян, а глава семьи, Миягусуку Тёсё владелец двух кораблей, считался одним из богатейших людей в округе. В 1899 году, когда Тёдзюну исполнилось одиннадцать лет, его мать попросила известного мастера туди-дзюцу Арагаки Рюко принять сына в ученики, где он обучался около трёх лет. Когда Тёдзюну исполнилось четырнадцать лет, Арагаки посчитал целесообразным обратиться к своему другу, известному мастеру Нахатэ Хигаон-не Канрё с просьбой взять юношу к себе в ученики.

Великий Мастер

Часть приверженцев Годзю-рю считает истинным основателем данного стиля каратэ Хигаонне Канрё, так как именно он заложил основы, созданного впоследствии Мияги Тёдзюном боевого искусства. Мастер Хигаонне Канрё родился 10 марта 1853 года в селении Нисимура, которое являлось одним из районов города Наха. Заниматься воинскими искусствами Хигаона начал в возрасте четырнадцати лет под руководством мастера Сэйсё Арагаки, у которого он обучался в течение трёх лет. В 1873 году Канрё отправился в Китай в город Фучжоу. Здесь он прожил около девятитй лет. В течение этого времени он обучался технике стиля «Кричащий журавль» у мастера Рюрю Ко. Для развития силы широко использовались различные приспособления, позволявшие за достаточно короткий промежуток времени значительно увеличить силу мышц всего тела. Также Рюрю Ко обучил Канрё технике владения традиционным китайским оружием, такими как меч «дао», меч «цзянь», шест и копьё.

В 1882 году Хигаонна Канрё возвратился к себе на родину. Первое время он тренировался самостоятельно и не брат учеников. В 1905 году Хигаонна Канрё по просьбе директора одного коммерческого училища начал преподавать боевое искусство. Занятия проводились два раза в неделю во внутреннем дворе училища. Через несколько лет изучение искусства поединка было включено в учебный план училища, а спустя год был образован клуб для тех, кто желал изучать рукопашный бой более серьёзно и глубоко. В это самое время у мастера учился его лучший ученик Мияги Тёдзюн, к которому мы возвращаемся вновь, продолжая рассказ об истории развития Годзю-рю.

Совершенствование мастерства

Мияги Тёдзюн постигал искусство боя у Хигаонны Канрё. Стремление стать мастером побуждало его заниматься и в свободное время. Очень часто он отрабатывал технику на морском побережье, а ката Сангин выполнял, заходя по шею в воду. В 1910 году Мияги мобилизовали в армию. Спустя два года он вернулся домой и продолжил обучение у мастера Хигаонны. В этот период времени учитель посвящал Мияги в тонкости своего искусства, обучая не только новым техникам и ката, но и духовным премудростям.

В 1915 году мастер Хигаонна Канрё ушёл из жизни и Мияги решает направиться в Китай в город Фучжоу, чтобы найти легендарного мастера Рюрю Ко. К большому разочарованию Мияги, сбыться этой мечте было не суждено, так как к этому времени мастер Рюрю Ко со своей семьёй уехал из Фучжоу, и переехал в другой город.

В 1918 году после возвращения из Китая Мияги начал преподавать каратэ в Педагогическом колледже и Коммерческом училище. Примерно в это же время он начал работу по упорядочиванию известной ему техники и созданию своей собственной системы рукопашного боя. В 1921 году Мияги продемонстрировал своё искусство новому императору Японии Хирохито, посетившему Окинаву после вступления на трон.

Ученики Мияги Тёдзюна изучают ката

«Школа твёрдого и мягкого»

Мияги сыграл одну из наиболее важных ролей в развитии и становлении каратэ. В 1926 году он вместе с такими известными специалистами в области боевых искусств, как Ханасиро Тёмо, Мотобу Тёю, Мабуни Кэнвой и двумя китайскими мастерами у-шу У- Сянгуем (известным больше под именем Гокэнки) и Таном Дайцзи (на Окинаве его звали То Дайки) создали клуб по изучению каратэ «Окинава Каратэ Кэнкю-кай», в котором обменивались знаниями и своими соображениями по поводу развития каратэ, методов обучения и по некоторым другим специфическим вопросам. Лично Мияги преподавал в основном базовую технику, физические упражнения и Сантин-ката. Стоит отметить, что данный клуб стал первой официальной организацией в истории окинавского каратэ. В 1930 году ученик Мияги Тёдзюна Синдзато Дзи-нан выступал на Фестивале Воинских Искусств, организованном Дай Ниппон Бутоку-кай в связи с проведением празднеств по случаю открытия храма Мэйдзи Дзингу. После показательных выступлений у Дзинана спросили, как называется школа, которую он представляет. Этот вопрос поставил его в замешательство, так как официального названия ещё не существовало. Тогда он вспомнил, что его учитель много раз говорил о гармонии мягкого и жёсткого в искусстве поединка, и спонтанно ответил, что стиль, который был продемонстрирован, называется Ханко-рю (школа середины). Спустя некоторое время, когда встал вопрос об официальном названии стиля, Мияги Тёдзюн решил, что это название точнее всего отображает суть его боевого искусства и как нельзя лучше подходит для его школы. С тех пор стиль каратэ, которому обучал Мияги, стал называться Годзю-рю, что означает «Школа твёрдого и мягкого». Именно под этим названием в 1933 году школа Мияги Тёдзуна была зарегистрирована во Всеяпонской Ассоциации Боевых Искусств (Дай Ниппон Бутоку-кай).

Читать еще:  Что такое грэпплинг: grappling приемы, видео, правила борьбы, весовые категории, экипировка, понятие сабмишн и тейкдаун

Мияги Тёдзюн и его ученики в додзе

В 1932 году Мияги отправился в город Осака, по приглашению одной из кафедр университета Кан-сай. Затем он побывал в городе Киото, в штаб-квартире Всеяпонской Ассоциации Боевых Искусств (Дай Ниппон Бутоку-кай) и, наконец, в Токио. Там он встретился с Ямагучи Гогэном, которому суждено было стать одним из выдающихся мастеров Годзю-рю.

В 1934 году Мияги уехал на Гавайи. Там он провел 8 месяцев, в течение которых преподавал технику каратэ служащим гавайской полиции, а также участвовал в показательных выступлениях.

В 1935 году Мияги снова посетил Китай. А в 1937-м в Киото представители Всеяпонской Ассоциации Боевых Искусств (Дай Ниппон Бутоку-кай) удостоили его звания «Кёси»-верховного наставника школы. С этого времени Мияги стал активно заниматься внедрением каратэ в учебные программы окинавских школ. В это время, продолжая систематизировать свою систему, Мияги обогатил арсенал школы двумя ката Гекисай Дай Ичи и Гекисай Дай Ни. Параллельно он продолжал проводить персональные тренировки.

В годы Второй мировой войны с 1944 по 1947 годы Мияги был вынужден прекратить занятия, и возобновил их лишь с наступлением мирного времени. Он продолжал обучать учеников вплоть до своей кончины в возрасте 65-и лет.

Годзю-рю после Мияги

После смерти Мияги главой школы Годзю-рю стал Хига Сэйко (1898 — 1966). Он начал свои занятия в тринадцать лет вместе с Мияги у самого Хигаонны Канрё. После смерти Великого мастера Хига Сэйко продолжил обучение у Мияги Тёдзю-на, который стал приемником Хигаонны. В1931 году Хига ушёл из полиции, где он обучал личный состав приёмам рукопашного боя и открыл свое додзё в деревне Сиондзуми префектуры Наха, а через два года перенёс его в деревню Мацусита. Еще при жизни мастера Мияги Хига Сэйко был единственным человеком, имевшим право преподавать Годзю-рю вне стен додзё Мияги.

Хига Сэйко и его ученики

В 1937 году Всеяпонская Ассоциация Боевых Искусств (Дай Ниппон Бутоку-кай) присвоила Хига 7-й дан и звание «Рэнси» (наставник). После Второй Мировой Войны, в 1947 году, он открыл додзё в городе Итоман на юге Окинавы и преподавал каратэ в средней школе этого города, а также в университете Рюкю города Сюри и при тюрьме города Наха. В 1948 году Сэйко Хига вместе с такими выдающимися мастерами каратэ как Цуёси Титоси, Ги-тином Фунакоси, Кэнва Мабуни и Канкэн Тояма-создал Всеяпонскую федерацию каратэ (Дзэн Нихон Каратэ-до Рэнмэй). В 1956 году Хига стал первым вице-президентом образованной Всеокинавской федерации каратэ-до (Дзэн-Окинава Каратэ-до Рэнмэй). Через два года он стал президентом, получив по общему согласию других членов, также предлагавших свои кандидатуры, звание «Хан-си». В течение того же года он построил додзё, которое назвал Сёдокан и создал собственную организацию — Международную федерацию каратэ и ко-будо. А после смерти Хига Сэйко его место занял Яги Мэйтоку (1912 г. р.), ученик Мияги с 1926 года, а с 1929 ещё и помощник. В 1955 году в квартале Дайдо города Наха Яги открыл свое додзё и стал преподавать каратэ. Сейчас это додзё носит имя Мэйбукан.

Каратэ годзю-рю из Окинавы и его клуб в Российской Федерации

В последние годы популярность боевых искусств в России заметно выросла. При этом многие стремятся не просто научиться драться, но и узнать историю и философию выбранного направления. Среди прочих выделяется стиль родом с Окинава — годзю рю каратэ до.

История появления

Местом рождения стиля карате годзю-рю является японский остров Окинава. Он был создан в 20-х годах ХХ века мастером Тёдзюном Мияги (родился в 1888 году, умер в 1953 году). Сам Мияги родился в аристократической семье в городе Наха (Окинава). В 11 лет (иногда указывают возраст 9 лет) его отдали мастеру туди-дзюцу Рюко Арагаки (или Аракаки), в 14 лет последний предложил своему другу, мастеру Канрё Хигаонне, взять Мияги в ученики. Это было большой честью для ученика, однако его ждали тяжелые тренировки.

Вместе с Хигаонне Мияги в 1904 году посетил Китай и школу своего учителя. Через 9 лет Мияги вернулся туда и остался учиться на 2 года. Вернувшись в 1917 году в Окинаву, Мияги стал инструктором в местной коммерческой школе и полицейском участке.

Читать еще:  Боковой удар в боксе: как правильно боксировать, техника прямого удара, как бить хук и свинг

Еще через 9 лет, в 1926 году, Мияги создал «Ассоциацию окинавского искусства каратэ» — «Окинава каратэ дзюцу кэнку кай». Через 2 года он был приглашен в качестве преподавателя создателем клуба каратэ при университете Рицумэйкан Гогэном Ямагути. После Мияги начал преподавать каратэ и в других университетах — киотском императорском и кансайском. В это время началось формирование стиля годзю-рю: Мияги реформировал стиль, которому его обучил Хигаонне, и набрал учеников, среди которых был и сам Ямагути. Последний позднее стал приемником Мияги и его школы.

Мияги приложил много сил к популяризации каратэ не только в Японии, но и во всем мире. В 1936 году в лекции «Размышления о каратэ-до» мастер призывал отказаться от политики закрытого обучения и донести искусство боевых искусств до всего мира. За свой вклад Мияги был награжден медалью «За выдающиеся достижения в боевых искусствах», а позднее первый среди мастеров Окинавы получил степень «Наставника» («Кёси»).

Стиль

Само название обычно переводят как «Школа твердого и мягкого». Считается, что оно произошло от китайского изречения «Способ вдоха и выдоха — это твердое и мягкое». Жесткость (сила) формируется за счет повторения ударов и блоков, мягкость (гибкость) — за счет захватов и удержаний. Помимо этого ученики изучают внутреннюю гармонию и миролюбие. Духовный контакт мастера и ученика крайне важен на любом этапе обучения, а девиз «Главная победа — это победа над самим собой» является основным для всех.

Сама система является «сплавом» жестких южно-китайских систем ушу и искусства реального боя. Годзю-рю — это система ближнего боя, использующая удары локтями и коленями, захваты, броски и борьбу в партере. Ее можно использовать в достаточно ограниченном пространстве, например, а лифте или толпе. В отличие от многих других техник, годзю-рю использует не только физическую силу, но и внутреннюю энергию человека, что делает ее более эффективной. Например, сам Мияги призывал не блокировать удары (кроме идущих в голову, шею и пах), а принимать их, «отбирая» внутреннюю энергию у соперника.

Сегодня техника имеет 10 ученических степеней (кю) и 10 мастерских (дан). Она делится на 3 основные ветви:

  1. Окинавскую: самую «традиционную»;
  2. Японскую;
  3. Американскую: она была адаптирована мастером Питером Урбаном, который изучал стиль у Гогэна Ямагути. В конце 50-х годов он открыл собственную школу в Нью-Джерси, после перебрался в Нью-Йорк. Сегодня Урбан является главой Всеамериканской ассоциации боевых искусств.

В Москве действует собственная ассоциация годзю-рю.

Ямагути после смерти учителя систематизировал все полученные знания и разработал 13 ката. Ката — это последовательность движений, по которой ведется поединок с врагом или в одиночку. Повторяя ката, ученик оттачивает движения до автоматизма, что позволяет ему после использовать их в любых ситуациях.

В технике различают следующие ката:

  1. Гекисай дай ичи: «Атака и разрушение». Это агрессивные и сильные движения, которые были сформированы во Вторую мировую войну, когда бои шли на территории Окинавы.
  2. Гекисай дай ни: похожий на предыдущий гата.
  3. Курурунфа: «Внезапный удар после паузы» или «Затишье перед бурей». Отличается резким переходом от медленных движений к быстрым и сильным ударам.
  4. Сайфа: «Разрушающий удар». Создан на основе китайского стиля Байхе Цюань, который отличается резкими круговыми ударами и ударами, не глядя на соперника.
  5. Сансэру: «Тридцать шесть» или «Тридцать шесть рук». Согласно буддийскому учению, 36 — это 6*6. Первые 6 — это глаза, нос, уши, язык, дух и тело, вторые 6 — голос, запах, цвет, осязание, вкус, правосудие. Сам ката является результатом взаимодействия (умножения) этих групп. Также в ката используется 36 приемов, выполняемых руками.
  6. Сепай: «Восемнадцать» или «Восемнадцать рук». По буддийской философии, 18 — это 3*6, где 3 — это мир, добро и зло, 6 — это вторая группа, описанная в предыдущем ката. Также в ката используется 18 движений руками.
  7. Сесан: «Тринадцать» или «Тринадцать рук». В Китае 13 является счастливым числом, которое приносит богатство и удачу. Когда-то ката продемонстрировал лучший ученик Мияги перед будущим императором Японии. Как и в прошлых ката, тут применяют 13 движений руками.
  8. Супаринпэй: «Сто восемь» или «Сто восемь рук». Раньше назывался «Пичурин». Число 108 раскладывается на 3, 6 и 6, расшифровка чисел дана выше. Является наиболее сложным ката.
  9. Сейючин: «Устойчивость в поединке». Отличается использованием низких стоек (они более устойчивы) и ударов только руками, без использования ног. Может использоваться против более высокого соперника.
  10. Сисочин: «Поединок в 4 направлениях». Выполняется во все стороны, что позволяет защитить себя от ударов со всех сторон, а также от атаки ножом. Отличительной особенностью является применение техники открытых ладоней. Это ката было любимым у мастера Мияги.
  11. Санчин (Сантин): «Три поединка». Символизирует обучение 3 качествам: физической силе, духовной и правильному дыханию. Ката хорошо укрепляет ноги, что делает стойки более устойчивыми, а само тело становится менее восприимчивым к боли. Различают 2 варианта ката: Сантин-дайити (Мияги) и Сантин-дайни (Хигаонна). Ученики изучают оба варианта.
  12. Теншо: «Вращающиеся ладони». Является противоположностью прошлой ката и отражает мягкость годзю-рю. Второе название «Рокисю» или «Шесть точек» — столько положений принимают руки при выполнении.

Принцип движений лучше всего увидеть на видео.

Годзю-рю — это популярная сегодня боевая техника, которой «родилась» в начале прошлого века в Японии, на Окинаве. Ее создатель, Тёдзюн Мияги, постарался совместить традиционные боевые поединки и китайскими техниками ушу. Сама система не только укрепляет тело и позволяет проводить поединки в небольшом пространстве, но и позволяет научиться контролю, использованию внутренней энергии и правильному дыханию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector