5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

А-100 самолет Премьер, тактико-технические характеристики, вооружение и радиолокационное оборудование, история создания, цели и задачи проекта

А-100 — новейший самолет дальнего радиолокационного обнаружения

Летающая радиоразведывательная лаборатория на базе самолета ИЛ-76 получила кодовое наименование «Самолет А-100 Премьер». Новинка была представлена в апреле 2017 года. Это существенно обновленный и модернизированный вариант летающей лаборатории А-50, ранее снятой с вооружения. При этом несущий самолет остался прежним — это хорошо себя зарекомендовавший ИЛ-76.

Для чего предназначен самолет А-100?

Роль электронных и радиотехнических средств в современной войне только возрастает. Во время боевых действий или даже на этапе подготовки к ним в радиоэфире можно найти почти все: сигналы радиолокационных станций, целеуказания, наведения, загружаемые полетные задания ракет, приказы, переговоры. Большая часть этих данных передается в УКВ радиодиапазонах, а там радиоволны передаются по оптическим законам в пределах прямой видимости. В наиболее выигрышном положении оказываются приемные системы, расположенные на возвышенностях. Именно так появилась идея создания летающих радиоразведывательных лабораторий. Официальное их название — самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Второй вариант — самолет радиолокационного дозора и наведения. Для современной российской армии они очень важны. С их помощью решается множество разведывательных задач.

ИЛ-76 — база для самолета А-100 Премьер

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения обязательно должен подниматься на значительную высоту. Это увеличивает его радиус действия, повышает уровень сигнала в приемных системах, позволяет обнаружить как можно больше радиосигналов противника. Базой для самолета А-100 выбран ИЛ-76. Такой выбор обеспечен сочетанием многих параметров: отличная надежность самолета, унификация (это один из самых массовых военно-транспортных самолетов). Не требуется переподготовка пилотов. Для радиоразведки над крупными городами важна низкая скорость полета самолета без сваливания. Это обеспечивает самолету долгое время нахождения в наиболее выгодной точке приема. У ИЛ-76 скорость сваливания — 220 км/ч.

Особое внимание уделяется продолжительности патрулирования. В условиях боевых действий, или даже просто для обороны, разведки, необходим круглосуточный полет. Чем выше высота полета — тем меньше нужно залетать на территории противника, так как увеличивается высота антенны на самолете. Итак, важнейшими характеристиками для самолета ДРЛО является продолжительность полета (дальность) и практический потолок.

Используемый как база ИЛ-76 эксплуатируется почти в перегоночном режиме. Самолет заправляется топливом на 70-80% своей грузоподъемности, поэтому дальность полетов его существенно больше, чем обычных ИЛ-76.

Прием излучения радиолокаторов противника

Радиолокационные системы дают основные данные для военной разведки. Они обнаруживают расположение противника, самолетов, кораблей, танков. На современных системах вооружения радиолокаторы ставятся почти на всей технике: штурмовая авиация, танки, боевые машины пехоты, зенитные расчеты и все ракетное оружие. Даже системы с оптическим наведением (например, расчеты ПЗРК «Верба») используют радиолокаторы для предварительного наведения. То же самое относится и ко многим видам вооружений зарубежного производства, которые с большей вероятностью будет использовать потенциальный противник.

Радиолокационные станции (РЛС) имеют большую мощность. В сравнении с армейскими радиостанциями их мощность больше в 100, 1000 и более раз. Особенно высокой мощностью отличаются РЛС, работающие в импульсном режиме излучения. Все это делает их чрезвычайно заметными, но только с воздуха. Все РЛС работают в УКВ радиодиапазонах, а там радиоволны распространяются как свет, только в пределах прямой видимости. Самолет, поднявшийся на 8000 м над землей, эквивалентен антенной мачте такой же высоты. Дальность обнаружения РЛС составит около 400 – 700 км.

Самолет ДРЛО А-100 и спутниковая радиоразведка

Самолеты ДРЛО являются единственным средством радиоразведки в атмосфере. Они не могут находиться в воздухе все время, и их число ограничено, поэтому их возможности существенно дополняются данными спутниковой радиоразведки. Необходимо организовать надежный, защищенный канал данных между радиоразведывательными спутниками и самолетом. При этом нужно не обнаружить сам самолет в эфире, иначе он мгновенно становится мишенью. Здесь слово за узконаправленными антеннами гигагерцевого диапазона для спутниковой связи. Эти антенны направлены только вверх и не пеленгуются с земли.

Читать еще:  7.65 мм Parabellum-Pistole

ДРЛО А-100 «Премьер»: преимущества и возможности «летающего радара»

Новейший самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 «Премьер» совершил очередной полет в рамках программы испытаний.

Многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-100 «Премьер» прошел очередную часть испытаний, которые идут строго по графику, без срывов. Самолет 27 июля совершил полет, в рамках которого проверялась работа систем самолета и бортовой аппаратуры.

Характеристики нового самолета ДРЛОиУ находятся под грифом «секретно», но из открытых источников стало известно, что на «А-100» установлен новый двухдиапазонный локатор с фазированной антенной решеткой и новейшее специальное радиотехническое оборудование, позволяющие быстро наращивать радиолокационное поле на заданном операционном направлении.

ДРЛО А-100 «Премьер» может:

  • обнаруживать и сопровождать до 300 воздушных, морских и наземных целей;
  • управлять беспилотниками;
  • получать информацию не только со своего радара, но и от космических спутников;
  • вести эффективную радиоэлектронную борьбу с помощью аппаратуры, расположенной на борту.

В качестве воздушного командного пункта А-100 обеспечит устойчивую связь с различными группировками войск.

На борту новейшего самолета порядка 20 тонн уникального радиоэлектронного оборудования. Как отмечают разработчики, подобную технику производят всего несколько стран в мире, а уровень российского комплекса А-100 можно считать непревзойденным.

Сообщалось, что одним из главных преимуществ А-100 является радиопрозрачность. Сообщалось, что в мире не существует комплекса, который обладал бы подобными возможностями. Кроме того, у новейшего самолета по сравнению с А-50 существенно выросла дальность обнаружения воздушных и морских целей.

Также значительно увеличилось количество одновременно сопровождаемых воздушных объектов и скорость обработки всей информации. Скорость целей, которые сможет зафиксировать А-100 от 90 до 3,6 тыс. км/ч и более.

Особое внимание при разработке самолета уделяется эргономике — блок аппаратуры будет весить всего 20 кг, а габариты генератора сканирующих радиоволн и подсистемы определения информации составят 60х50х40 см.

А-100 «Премьер»: летающий радар

В феврале к предварительным летным испытаниям приступил российский самолет радиолокационного дозора и наведения А-100, головным разработчиком которого является Концерн «Вега» (входит в холдинг «Росэлектроника»). «Летающий радар» нового поколения должен прийти на смену комплексам А-50 и А-50У, при этом значительно превзойти их возможности.

На борту новейшего самолета порядка 20 тонн уникального радиоэлектронного оборудования. Как отмечают разработчики, подобную технику производят всего несколько стран в мире, а уровень российского комплекса А-100 можно считать непревзойденным.

Первый «гриб» над фюзеляжем

Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения часто называют «летающим штабом». Электронная система разведки и управления, установленная на самолете, предназначена для дальнего обнаружения объектов противника, наведения на них средств поражения или перехвата, а также выдачи информации на командные пункты.

Первым проектом отечественной авиации дальнего радиолокационного обнаружения стал самолет Ту-126 с установленным на нем радиотехническим комплексом «Лиана». Этот комплекс был принят на вооружение в 1965 году. В те годы дальнее радиолокационное обнаружение воздушных целей с борта самолета стало отличным способом укрепления северных границ страны. Развертывание наземных средств ПВО в условиях Крайнего Севера требовало не только больших материальных затрат, но и времени. Выход был найден в создании мобильных систем, которые монтировались на самолетах. Авиационная система дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) отличалась также легкостью применения, например, возможностью быстрого перелета на другие направления, и значительно большей дальностью обнаружения целей.

Система «Лиана» на Ту-126 позволяла обнаруживать воздушные объекты на дальностях от 100 до 350 км, а морские цели – до 400 км. При этом бортовая аппаратура могла передавать полученные сведения на командные пункты ПВО и ВМФ на расстоянии 2 тыс. км от самолета. Антенна «Лианы» монтировалась на пилоне над фюзеляжем, и это был первый отечественный самолет с вращающимся грибовидным радиолокатором.

В конце XX века появилась новая тактика преодоления радиолокационных зон ПВО – самолеты, летящие на малой высоте, выдают настолько малый сигнал по сравнению с отражениями от земной поверхности, что становятся трудноуловимыми. Стали необходимы новые самолеты ДРЛО со способностью обнаружения низколетящих целей. Так в 1978 году появился авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50.

Читать еще:  Президент Южной Кореи, когда и как проходят выборы, список и биография бывших от первого до последнего, полномочия и указы

А-50У: усовершенствованный летающий радар

Базой для нового комплекса ДРЛОиУ стал один из самых надежных «транспортников» – Ил-76. Этот самолет легко отличить от обычного Ил-76 по характерному «грибу» на пилонах над верхней частью фюзеляжа.

Характеристики А-50 впечатляют и сегодня: дальность обнаружения воздушных целей может достигать 650 км, а количество сопровождаемых – может доходить до 300. Самолет способен находиться в воздухе до четырех часов, а дозаправка увеличивает этот показатель почти вдвое.

В 2011 году российская военная авиация получила очередной борт А-50, но – уже с литерой «У». В модернизации самолетов приняли участие специалисты Концерна «Вега», входящего в холдинг «Росэлектроника».

По сравнению с предшественником, А-50У может сопровождать большее количество целей, обладает повышенной дальностью обнаружения различных типов летательных аппаратов, может работать полностью в автономном режиме. То есть команды могут приходить на борт истребителя автоматизированно, а не выдаваться в эфир. Были модернизированы рабочие места членов экипажа. К примеру, все информация отображается на дисплеях и жидкокристаллических индикаторах, также на борту появился буфет с бытовым оборудованием и комнаты отдыха для экипажа.

В марте этого года Концерн «Вега» и ТАНТК им. Г.М. Бериева передали в эксплуатацию Воздушно-космическим силам России шестой самолет А-50У. Параллельно с модернизацией А-50 ведутся работы по созданию нового авиационного комплекса ДРЛОиУ. Можно сказать, что А-50У является переходным вариантом к новому самолету А-100 «Премьер».

«Премьер» радиолокационного дозора и наведения

Новый авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-100 «Премьер» получил полностью цифровой навигационный комплекс и цифровую систему управления со «стеклянной» кабиной, а также активную фазированную решетку производства Концерна «Вега».

Базой для комплекса стал самолет Ил-76МД-90А с новыми малошумными и более мощными двигателями ПС-90А-76. В общей сложности на этом «Иле» установлено порядка 20 тонн уникального радиоэлектронного оборудования. Оно позволяет А-100 мгновенно обнаруживать, опознавать и классифицировать цели, моментально передавать информацию на пункты управления, для целеуказания корабельным и наземным зенитным средствам.

Как отметил генконструктор Концерна «Вега», член-корреспондент РАН Владимир Верба, в новом поколении летающих радаров удалось воплотить результаты самых передовых исследований в области радиолокации и информационных технологий. «Для А-100 использованы технические решения, основанные на современной электронной компонентной базе, высокопроизводительных вычислительных средствах, последних достижениях отечественной радиоэлектроники. Это касается как средств получения информации, так и вычислительного комплекса для ее обработки, а также автоматизированных рабочих мест операторов», – прокомментировал он.

Несмотря на то что технические характеристики А-100 все еще остаются секретной информацией, эксперты, учитывая возможности А-50У и полное обновление борта, считают, что уровень новейшего российского комплекса значительно превышает как отечественные, так и зарубежные аналоги.

А-100 Премьер

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) / многофункциональный авиационный комплекс разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Разработка проекта комплекса ведется ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО «Вега-М» в соответствии с Указом Президента России от 28 апреля 2004 г. По состоянию на 2010 г. рассматривалось два варианта самолетов-носителей оборудования комплекса — Ил-76 и Ан-124. По данным СМИ на 2011 г. головной исполнитель проекта комплекса — ОАО концерн ПВО «Алмаз-Антей» (НПО «Вега-М» по др.данным). По состоянию на 2011 г. выбор сделан в пользу модификации Ил-76 — перспективного транспортного самолета Ил-476 / «изделие 476» (Ил-76-МД-90А, первый полет ожидался в начале 2012 г. или в течение года, в 2013-2014 г.г. планируется завершить испытания). В 2011-2015 г.г. продолжается проектирование комплекса и самолета А-100. По планам до 2020 г. планируется построить 39 самолетов ДРЛОиУ А-100.

Рождение проекта А-100: в 1999 г. под давлением США Израиль отказался от участия в проекте поставки в Китай самолетов ДРЛО А-50И — самолет А-50 с неподвижными РЛС с ФАР комплекса «Фалькон» (Израиль). В 2000 г. представители ВВС Индии ознакомились с проектом А-50И и началась подготовка контракта на поставку трех аналогичных самолетов А-50ЭИ. Судя по всему в 2000 г. группой специалистов во главе с заместителем генерального конструктора ТАНТК им.Бериева А.В.Явкиным и компанией «Афрус» (руководитель — Николай Индреевич Качалов, выполнение интерьера президентских Ил-96) подготовлено техническое предложение на создание аналогичного А-50ЭИ самолета для ВВС России с российским радиотехническим комплексом с тремя большими РЛС с ФАР под обтекателем классического типа — А-100Е — экспортный вариант для поставки в Китай. На базе этого самолета и за счет китайского финансирования планировалось создание и самолета для ВВС России — А-100. С техническим предложением обратились в НПО «Вега», которое отказалось от участия в проекте ссылаясь на отсутствие ресурсов, «хотя официально выступили с уверениями, что только РТК с традиционной вращающейся антенной является оптимальным решением». Такой тип РЛС не устраивал потенциального заказчика самолета А-100Е — Китай — и ставил под вопрос, соответственно, финансирование всей программы. Техническое предложение в итоге получило поддержку МНИИП им. Тихомирова (руководитель — Юрий Иванович Белый). После проработки технического предложения 2 ЦНИИ Министерства обороны России возникло предложение по созданию в интересах воздушно-космической обороны многофункционального авиационного комплекса разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Подготовлен проект ТТЗ комплекса. Вероятно, в 2002 г. материалы по проекту А-100Е и проект ТТЗ представлены Игорю Климову — помощнику председателя совета директоров конценра «Алмаз-Антей» В.П.Иванова (генерал-лейтенант ФСБ). Предложено головным предприятием по созданию А-100Е и в дальнейшем А-100 сделать концерн «Алмаз-Антей». Проект утвержден в аппарате президента и принят Генеральным штабом ВС России. После цепи событий по смене руководства и собственника ТАНТК им.Бериева (им стало объединение «Иркут», а так же после изменений в концерне ПВО «Алмаз-Антей» (гибель 06.06.2003 г. Игоря Климова, которого 26.06.2003 г. на собрании акуионеров планировалось утвердить на посту генерального директора концерна) в 2003 г. подписан контракт на создание самолета А-100 с Министерством обороны России. Головным исполнителем по комплексу назначен концерн «Вега», субподрядчик — МНИИП им. Тихомирова. Создание экспортного варианта А-100Е для Китая и применение электронного сканирования (РЛС с ФАР) не предполагается (по информации начала 2000-х годов, http://www.aviaport.ru/conferences/35523/166.html).

Читать еще:  Возвращение останков Захария Баумеля на родину. Реакция Израиля и Сирии.

Разработка и испытания. В 08.06.2006 г. подписан контракт на создание самолета ДРЛОиУ №63017 по тактико-техническому заданию от 06.05.2006 г. с использованием в качестве самолета носителя комплекса А-100 самолета ДРЛО иУ А-50. В 2013 г. принято новое ТТЗ на ОКР «Премьер-476» выполняемую по Госконтракту №Н/4/2-13-ДОГОЗ от 09.12.2013 г. со сроком завершения в ноябре 2013 г.

Согласно планам 2010 г. первый полет самолет А-100 должен был совершить до 2015 г. или немного позже — в 2016 г. (согласно планам, озвученным в 2011 г.). 15.06.2012 г. руководством страны в СМИ заявлено о том, что программа создания А-100 должна быть ускорена и первый полет планируется до 2017 г. 14 августа 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что начать испытаня самолета планируется в 2017 г. и, что концерном «Вега» уже ведется создание опытного образца аппаратного комплекса самолета, уже выпущена рабочая и конструкторская документация самолета. В 2016 г. планируется начать испытания оборудования самолета ДРЛО. 21.11.2014 г. первый серийный Ил-76МД-90А передан на Таганрогский авиазавод для установки комплекса оборудования и испытаний первого экземпляра А-100, которые должны были начаться в 2015 г.

22 августа 2016 г. СМИ сообщают, что прототип самолета ДРЛО А-100ЛЛ («летающая лаборатория») с комплексом оборудования, ранее прошедшим комплекс наземных испытаний и размещенным на самолете Ил-76МД (нештатный носитель) совершит первый полет в марте 2017 г. «Цель работ — испытать и наладить все радиоэлектронное оборудование «Премьера» на А-100ЛЛ, а потом перенести его на Ил-476 (штатный носитель — Ил-76МД-90А). Если все пойдет по плану, то «оригинальный» А-100 совершит первый полет в 2018 году».


Модель самолета ДРЛОиУ А-100 на базе Ил-476, 2011 г. (фото — Саид Аминов, http://talks.guns.ru).


Предположительно модель самолета А-100 «Премьер», кадр передачи телеканала НТВ от 09.02.2014 г.


Прототип 01-02 Ил-476 / «изделие 476», Ульяновский авиазавод «Авиастар», лето 2011 г. На дальнем плане машина 01-01 для статических испытаний (http://paralay.iboards.ru).


Выкатка первого летного Ил-476 серийный №01-02 из цеха авиазавода «Авиастар», г.Ульяновск, 15.12.2011 г. (http://www.uac-ta.ru).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector