20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адмирал Кузнецов – авианосец российского флота, вооружение и характеристики тяжелого авианесущего крейсера ВМФ РФ, какая длина и размеры

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — авианосец, застрявший в петле времени

Вторая половина XX века ознаменовала смену лидерства на просторах мирового океана. Ушли с авансцены линейные корабли. Эти стальные и бронированные левиафаны господствовали на море в течение предыдущих 100 лет. После окончания Второй Мировой линкоры вынуждены были уйти в историю, уступив место кораблям другого класса. Прошли те времена, когда для демонстрации военной силы на море прекрасно подходили закованные в броню корабли с мощной артиллерией. В XX веке на сцену вышла авиация, которая стала одним из решающих средств вооружений на море. Наступила эра авианосцев.

Плавучие аэродромы становятся удобным инструментом проявления международной политики. Авиация — основное вооружение авианосца — вместе с ракетными видами вооружения теперь составляет главную ударную силу на море.

Место авианосца в военно-морской стратегии

Закончившаяся Вторая Мировая война наглядно показала, с помощью каких средств вооружения можно добиться господства на море. Изменилась и геополитическая картина в мире. Британия из-за крупных военных потерь на море и тяжелого послевоенного экономического положения, утратила статус Владычицы морей и океанов. Королевский военно-морской флот, ВМС Франции, Италии и Японии в послевоенный период перестали быть серьезной морской силой. Ведущей морской державой, которая сумела не только сохранить, но и приумножить свои военно-морские силы за время военных действий, стали Соединенные Штаты Америки. Военно-морской флот США к концу войны насчитывал 1500 кораблей всех классов, из которых только одних авианосцев было 99 единицы.

Следует отметить, что в США военные первыми пришли к заключению, что будущее военно-морского флота за авианосцами. Проводить собственную политику в мире гораздо удобнее не линкорами и крейсерами, а с помощью авианосных судов. На место политики канонерок, пришла стратегия авианосцев. Военно-морские силы, обладающие кораблями этого класса, становятся удобным и гибким военным инструментом, способным решать задачи тактического и стратегического плана в зоне свободного доступа к побережью.

Для справки: ТАВКР «Адмирал Кузнецов», является единственным в мире авианесущим кораблем, который может свободно оперировать в акватории Черного моря, входить и выходить через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. Конвенция Монтрё запрещает проход в Черное море авианосцев. Советские авианесущие крейсера стали удачным военно-техническим решением, позволившим Советскому Союзу иметь в данной акватории суда подобного класса.

Последующие военные конфликты, война в Корее, военные действия в Индокитае продемонстрировали ведущую роль и место авианосцев в военно-морской стратегии. Об этом хорошо знали не только в Вашингтоне и в Лондоне, где не прекращалась постройка авианосцев. Необходимость иметь в составе своего флота авианосцы быстро поняли правительства Франции и Италии, где после войны приступили к строительству собственных судов этого класса. Вслед за ведущими мировыми державами к этому процессу подключились страны третьего мира. Авианосцы, хотя и старой постройки, появляются в составе флотов Бразилии, Аргентины и Индии.

В Советском Союзе также с особым интересом рассматривали идею строительства авианесущих кораблей. Наметившееся в послевоенные годы военно-морское противостояние между США и СССР только ускорило работу отечественных конструкторских бюро в этом направлении. Однако первый советский полноценный авианосец, авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» или ТАКР, вошел в строй только зимой 1991 года, когда СССР уже исчез с политической карты мира. Основными причинами такого затяжного старта стала политика советского руководства, делавшего первоначально ставку на создание ракетно-ядерного подводного флота, отсутствие опыта постройки судов этого класса в Советском Союзе.

Рождение советского авианесущего флота

Первыми ласточками в советском военно-морском флоте стали авианесущие корабли проекта 1123.1-3 класса ПКР. Это были крейсера-вертолетоносцы, которые получили по классификации НАТО шифр «Кондор». Главным средством борьбы этих судов была дюжина вертолетов Ка-25.Основная функция кораблей этого класса — поиск и уничтожение подводных лодок противника на океанских коммуникациях.

Дальнейшим развитием авианесущей компоненты в советском ВМФ стали авианесущие крейсера проекта 1143.1-4 класса «Киев». Это уже были корабли, отдаленно напоминающие авианосцы, как по тактико-техническим характеристикам, так и по функциональности. Головной корабль этого проекта — тяжелый авианесущий крейсер «Киев» — вступил в строй декабре 1975 года. На этом корабле уже основным средством вооружений являлось авиакрыло, состоящее из 12 самолетов Як-38 и 12 вертолетов Ка-25. По водоизмещению и размерам это были крупные военные суда океанской зоны, способные действовать в составе крупных соединений кораблей на значительном удалении от баз флота. Всего в СССР было введено в строй 4 тяжелых авианесущих крейсера класса «Киев». Эти боевые суда впервые продемонстрировали миру возможности советских верфей строить авианесущие корабли.

Следует отметить: По количеству авианесущих судов, спущенных на воду и введенных в строй, СССР уступал только Соединенным Штатам. Великобритания, которая долгое время использовала авианосцы, построенные во время Второй Мировой войны, в послевоенный период сумела построить и ввести в строй всего 4 корабля этого класса. Во Франции строительство однотипных судов ограничилось постройкой 3 единиц. Италия ввела в строй своего флота два авианосца, а Япония вообще перешла на строительство комбинированных кораблей, авианесущих эсминцев и больших десантных кораблей.

В СССР после ввода в строй тяжелых авианесущих крейсеров класса «Киев» наметилась тенденция к переходу полноценного военного корабля, способного обеспечить базирование самолетам с горизонтальным взлетом и посадкой. Авианесущие крейсера проекта 1143.1-4 послужили технологической площадкой для последующего развития советского авианосного флота. В этом плане у высшего военного руководства страны были грандиозные планы. Планировалась постройка для военно-морского флота СССР более крупных и более мощных авианесущих кораблей. Улучшенной версией проекта стали тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143.5-6, из которых только ТАВКР «Адмирал Кузнецов» был спущен на воду и введен в строй.

Строительство первого советского полноценного авианосца

Первый корабль улучшенного проекта 1143.5, заложен 1 сентября 1982 года, получив 1983 году название «Рига». Новые советские авианосцы должны были носить имена, созвучные названиям советских городов. В дальнейшем политическая конъюнктура оказывала влияние на судьбу корабля. Уже в процессе спуска на воду судно получило названием «Леонид Брежнев», в честь Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. После спуска на воду в августе 1987 года корабль получил название «Тбилиси».

Швартовые испытания начались на корабле только через два года, в 1989 году. В это же время корабль получил свой экипаж, начался процесс комплектации корабельных систем основными средствами обнаружения, слежения и вооружения. В течение последующего времени на судне в испытательных целях отрабатывались в опытном и экспериментальном порядке взлет и посадка палубных самолетов Су-27 и Миг-29. Корабль после коротких выходов в море возвращался к заводской стенке для доработки. В октябре 1990 года после начала распада Советского Союза корабль получил свое очередное и последнее название — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В январе 1991 года ТАВКР «Адмирал Кузнецов»- первый полноценный авианосец — был зачислен в состав Северного флота Российской Федерации. Название новому кораблю дали не случайно. Именно в те годы были впервые раскрыты реальные факты огромного вклада Николая Герасимовича Кузнецова в процесс повышения обороноспособности отечественного военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны.

Важно отметить, что со времени разработки проекта и до ввода корабля в строй прошло ни много ни мало 12 лет. За это время существенно изменилось видение места и роли авианосца в составе флота. В США полностью перешли на строительство авианесущих кораблей с ядерной силовой установкой. Во Франции и в Великобритании активно велись работы по созданию концептуально новых авианесущих судов, способных нести большое количество воздушных судов различного назначения. В России, которая с началом 90-х годов вступила в полосу затяжного политического и экономического кризиса, отсутствовало понимание концепции роли авианосного флота в современных условиях.

Исчез с политической карты мира СССР, в результате чего окончилась холодная война. Доставшееся в наследство от Советского Союза огромное флотское хозяйство требовало колоссальных сил и средств. В таких условиях тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» начинал свою боевую службу.

Что собой представляет первый отечественный авианосец?

Корабль представляет собой авианесущую самоходную платформу, способную принимать, отправлять самолеты с традиционной схемой взлета и посадки. В отличие от прежних авианесущих судов класса «Киев» авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» имел вместо верхней палубы взлетно-посадочную палубу увеличенной длины. В носовой части полетной палубы имелся трамплин, который увеличивал подъемную силу взлетающего самолета. Эта схема заменила привычные для кораблей этого класса паровые катапульты, выполняющие функции стартового ускорителя.

Корабль рассчитывался для эксплуатации советских истребителей 3 поколения Миг-29 и истребителей-бомбардировщиков Су-27 в морском варианте исполнения.

Основные тактико-технические характеристики корабля были следующими:

  • стандартное водоизмещение — 45тыс. тонн (полное водоизмещение 60 тыс. тонн);
  • длина корабля по полетной палубе составляет 305 м;
  • ширина корабля по полетной палубе свыше 70 м;
  • мощность двигательной газотурбинной установки 200 тыс. л/с;
  • скорость хода – максимальная 29 узлов, при экономичном ходе – 14 узлов;
  • дальность хода экономичным ходом 8400 миль;
  • автономность составляет 45 суток.

Следует отметить, что корабль имеет систему комбинированного бронирования. Внутри корабля имеются «сухие отсеки» и слоёная противоторпедная защита. На корабле должны базироваться до 50 воздушных аппаратов. Основное ударное крыло представлено 26 машинами МиГ-29К или Су-27К. Вертолетная группа состояла из 18 противолодочных вертолетов Ка-27, Ка-29, четырех машин радиоэлектронной разведки и 2 спасательных вертолета. В дополнение к боевым воздушным судам авианосец ТАВКР «Адмирал Кузнецов» имел мощное противокорабельное вооружение, представленное 12 ПРК «Гранит». Зенитно-ракетный артиллерийский комплекс «Кортик» вместе с пусковыми установками «Кинжал» обеспечивал противовоздушную оборону.

Из состава вооружения напрашивается выводы, что корабль вполне соответствует по боевой мощи ракетному крейсеру. В плане авиационной компоненты российский авианосец выполняет скорее вспомогательные функции. Наличие трамплина существенно ограничивает пропускную способность взлетной палубы, что не позволяет в боевых условиях обеспечить быстрый запуск и прием воздушных судов.

До настоящего времени авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5 остается единственным действующим авианосцем. Даже несмотря на наличие в его конструкции серьезных недочетов, корабль продолжает нести боевую службу в составе Северного Флота Российской Федерации. Сказывается на боеспособности корабля малочисленность авиационной группы. Противокорабельные ракеты «Гранит» можно назвать анахронизмом для кораблей этого класса, заведомо утяжеляя конструкцию корабля и ограничивая его технологическое пространство.

Читать еще:  Подводная лодка для морского спецназа России

На данный момент основная боевая нагрузка на корабль выпала в период Сирийского кризиса. Авианесущий крейсер с ноября 2016 по январь 2017 года в составе оперативно-тактической группы кораблей ВМФ России в операциях на территории Сирийской Республики. После длительного похода российский авианосец вернулся в Североморск, где готовится встать на очередной плановый ремонт.

Авианосцы нового поколения в России находятся только в стадии проекта. Ведется кропотливая работа и поиск оптимальной конструкции авианесущего корабля, который бы смог стать серийным и представлял собой универсальный и современный боевой корабль.

Авианосец “Адмирал Кузнецов” – героический корабль тяжёлой судьбы

В составе российского флота находится единственный авианосец – “Адмирал Кузнецов”. Он уникален в своём классе, но не одинок в чём-то другом. Оценки качеств и полезности большинства российской боевой техники чаще всего неоднозначны. Не избежал этого и “Кузнецов”. Кто-то заявляет, что он “смеётся над НАТОвскими кораблями”, указывая на его мощное вооружение. Кто-то считает крейсер “позором российского флота”, ссылаясь на длительные сроки нахождения в ремонте.

На сегодняшний день корабль успел повоевать и был награждён орденом Ушакова, так что заявлять о его “позорности” явно поторопились.

Краткая история создания

Авианесущие корабли впервые появились в годы Первой Мировой Войны. На её ход они влияния не оказали, но заинтересовались ими практически все морские державы. И к началу Второй Мировой авианосцы имелись у большинства воюющих государств.

Опыт применения авианосцев показал – звезда линкоров зашла, и отныне именно “плавучие аэродромы” – сильнейшие боевые корабли. Если в начале 20 века каждое морское государство старалось заиметь хотя бы один линкор, то к середине века предметом вожделения стали авианосцы.

В Советском Союзе дела складывались иначе. До Великой Отечественной Войны ни одного авианосца не успели даже заложить. После неё, за строительство авианосцев активно выступал выдающийся флотоводец – адмирал флота Н.Г. Кузнецов.

Однако его личный конфликт с маршалом Жуковым, приведший к опале адмирала, и своеобразная позиция партийного руководства, провозгласившего авианосцы “оружием агрессоров”, похоронили эту идею.

Единственными авианесущими кораблями советского флота стали противолодочные вертолётоносцы проекта 1123. Их преемники – корабли проекта 1143, первоначально тоже считались противолодочными, но позже их переклассифицировали в “авианесущие крейсера”. Развитием этих кораблей и стал “Адмирал Кузнецов”.

Корабль проекта 1143.5 стал развитием авианесущих крейсеров “Киев”. Если у проекта 1143 авиационное вооружение было скорее вспомогательным, новый крейсер должен был нести не только противолодочную авиацию, но и “настоящие” истребители и штурмовики.

Для этой цели впервые в СССР проектировались палубные самолёты горизонтального взлёта с коротким разбегом до отрыва.

Заложили крейсер в Николаеве, в начале сентября 1982 года. Закладывался корабль под названием “Рига”, но уже в ноябре его переименовали в честь почившего Леонида Брежнева. С именем генсека авианосец дожил до 1987 года, а на первые испытания (ещё не полностью достроенный) вышел под названием “Тбилиси”.

Первые самолёты сели на палубу крейсера в ноябре 1989 года, причём Су-27К(он же Су-33) пилотировал знаменитый лётчик-испытатель Виктор Пугачёв. После успешных испытаний самолётов корабль вернулся в Николаев. А в конце 1990 года череда переименований, наконец, завершилась. Крейсеру присвоили имя адмирала флота Н.Г. Кузнецова, к сожалению, не дожившего до появления в ВМФ первого полноценного авианосца.

Описание корабля

Особенностью конструкции “Кузнецова” стало отсутствие паровых катапульт на взлётной палубе – их заменили трамплином. Такое решение сэкономило массу и полезное пространство, положительно повлияло на живучесть. Но это не даёт возможность использовать для старта всю полётную палубу, а самолёты с недостаточно мощными двигателями взлетать с трамплина просто не могут.

Это привело к появлению серьёзной слабости авианосца – в составе авиагруппы не было специализированных разведывательных самолётов с большим радиусом действия. Позже проблема была решена с помощью установки на палубные истребители “электронных разведывательных контейнеров”. Впрочем, они по-прежнему зависят от управления с корабля, а контейнеры с различным оборудованием размещаются не на одном истребителе, а на группе из трёх.

Силовой установкой корабля стали восемь котлов и четыре паровые турбины. Ничего необычного в такой системе нет, однако в своё время она послужила поводом для критики корабля. Наблюдаемый журналистами дым из трубы единственного российского авианосца расценили, как знак плохого состояния “Адмирала Кузнецова”.

А дело всего лишь в том, что работают котлы крейсера на мазутном топливе. А при стоянке корабля двигатели работают в таком режиме, при котором в трубе откладывается нагар.

Конечно, мазутные котлы не обеспечивают неограниченной дальности плавания, как ядерные реакторы, но проще и гораздо дешевле в обслуживании. А заполненные топливом отсеки входят в систему противоторпедной защиты.

Когда авианосец разрабатывался, в него закладывалась устойчивость к близким взрывам ядерных боеприпасов (мощностью до тридцати килотонн). Ожидалось, что полётная палуба в любом случае из-за радиоактивного заражения станет непригодной к эксплуатации, и корабли противника придётся поражать с помощью ракет “Гранит”.

Противоторпедная защита состоит из многих переборок и отсеков с мазутом, чередующихся с пустыми. Она рассчитана на защиту от взрывов мощностью, эквивалентной 400 кг тротила.

Для того чтобы авианосец мог атаковать вражеские корабли, не поднимая в воздух самолёты и не прибегая к услугам судов сопровождения, его вооружили дальнобойными тяжёлыми ракетами П-700 “Гранит”.

По прямому назначению ракеты никогда не применялись. Вероятной представлялась доработка “Гранитов” для атаки наземных целей, но судя по тому, что сейчас пусковые установки уже демонтированы, осуществлена она не будет.

Противовоздушную оборону крейсера обеспечивают зенитные ракеты “Кинжал”, ракетно-пушечные установки “Кортик” и шестиствольные автоматические пушки АК-630 калибра 30 мм. Для защиты от вражеских торпед и субмарин применяется реактивный бомбомёт “Удав”.

Первоначально авиагруппу “Адмирала Кузнецова” должны были составлять палубные модификации тяжёлого истребителя Су-27, лёгкого МиГ-29 и штурмовика Су-25.

Фактически на протяжении 90-х годов использовались только “сушки”, причём Су-25 только в учебно-тренировочном варианте.

Истребители МиГ-29К стали поставляться только в 2015, причём ожидается, что именно они заменят большинство Су-33. Оставшиеся “сушки” предполагают использовать, как штурмовики, увеличив их бомбовую нагрузку. Большинство вертолётов авианосца – противолодочные Ка-27ПЛ, недавним пополнением стали штурмовые Ка-52К.

Интересные факты и технические характеристики

Уникальный класс корабля – “авианесущий крейсер” дал ему юридическую возможность, будучи фактически полноценным авианосцем, свободно действовать в Чёрном море (конвенция Монтрё запрещает проходить через Босфор авианосцам).

Если в ходе модернизации ударное ракетное оружие будет “Кузнецовым” утрачено – возможность он может потерять. Но вряд ли это критично, так как черноморский регион в авианосцах не очень нуждается.

Второй корабль проекта – “Варяг”, несколько отличающийся по конструкции, в 90-е годы отошёл Украине и не достраивался. Затем он был продан в Китай, якобы для перестройки в плавучий отель. В итоге с 2012 под названием “Ляонин” он служит в ВМФ НОАК.

В таблице представлены данные крейсера “Адмирал Кузнецов”, американского авианосца “Нимиц”, как типичного представителя “суперавианосцев” США, французского “Шарля де Голля” недавней постройки, и новейшего британского корабля “Куин Элизабет”.

Тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов: история создания и характеристики

Адмирал Кузнецов – авианосец с богатой историей. Это единственный в своем классе тяжелый авианесущий крейсер в составе ВМФ Российской Федерации. Корабль является флагманом Северного Флота ВМФ.

История создания

Адмирал Кузнецов – авианосец, увидевший мир благодаря проекту 1143. Интересно, что разработка авианосцев такого класса началась в Советском Союзе еще до начала Второй Мировой войны. Однако технические возможности на то время были сильно ограничены, поэтому корабли проекта 1143 появились в 70-80-х годах прошлого столетия.

Задачи, которые должны были быть реализованы в этом проекте:

  • оснащение корабля мощностями для осуществления противовоздушной обороны как самого судна, так и техники, находящейся поблизости;
  • возможность обеспечить с корабля безопасность подводных крейсеров;
  • обнаружение и уничтожение подлодок противника;
  • обнаружение и ликвидация надводных сил противника;
  • высадка морского десанта.

Другими словами, корабль должен был иметь внушительные размеры, чтобы обеспечить перевозку десантных войск, разместить необходимую военную технику, а также должен оснащаться взлетной полосой. Размеры такого корабля должны быть действительно большими.

В ходе проекта было создано несколько кораблей, отвечающих заявленным требованиям. Всех их постигла достаточно грустная участь, например, корабли “Киев” и “Минск”, созданные в ходе этого проекта, спустя десятилетия были проданы в Китай и Корею и сейчас эксплуатируются в качестве аттракциона. Авианесущий крейсер “Новороссийск” в середине 90-х годов продан Корее, а двумя годами позже разобран на металлолом. Судьба крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” сложилась иначе, и сегодня он успешно функционирует в составе Северного флота.

Проектирование

Адмирал флота СССР Н.Г. Кузнецов планировал создать тяжелый авианесущий лайнер еще во времена Второй Мировой войны, однако добился лишь включения такого корабля в планы проектирования в середине 50-х годов. Правда, впоследствии корабль, созданный по этому проекту, получил его имя.

Кузнецов заложил основу проекта 85, в ходе которого шла разработка кораблей подобного класса. Адмирал попал в опалу и в 1955 году был смещен с должности, в результате осуществление проекта было отложено на долгих 30 лет.

В ходе проекта 1123 удалось оценить потенциал авианосцев, однако корабли этого проекта имели несколько неудачных решений, например, взлетная полоса для вертолетов. Военных вертолетов оказалось недостаточно для осуществления полноценной высадки десантных войск, поэтому разработка продолжилась.

Следствием стал проект 1143, основной идеей которого было оснастить авианосец полноценной взлетной полосой, рассчитанной на использование авиатехники с вертикальным взлетом и посадкой. Другими словами, корабль должен был стать полноценной передвижной авиабазой.

В ходе проекта были созданы корабли “Киев”, “Новороссийск” и “Рига”. По сути, это все корабли одного типа.

Однако эти корабли оказались не совершенны и имели множество недостатков. Проект пришлось развивать дальше. Так, в ходе проекте 1143.5-1143.7 были созданы три проекта тяжелых авианесущих крейсера:

По сути, они являются эволюцией кораблей проекта 1143. Отличием новых крейсеров стала продленная палуба и трамплин для взлета.

Читать еще:  Т 5000 Орсис - современная снайперская винтовка, общее описание и технические характеристики карабина, высокоточное российское оружие

Все корабли проекта были заложены на верфи Черноморского судостроительного завода г. Николаев.

“Варяг”, доставшийся после распада СССР Украине, был продан Китаю. Он переименован в “Ляонин” и сейчас успешно служит в составе ВМС КНР.

Авианосец “Ульяновск” так и не был достроен. Планировалось закончить строительство в 1995 году, но корабль был разобран.

Единственный действующий тяжелый авианосный крейсер этого проекта, доставшийся РФ – “Адмирал Кузнецов”. Чертежи авианосца Адмирал Флота Кузнецов несколько раз пересматривались. Корабль был несколько раз переименован, но сейчас успешно выполняет свои функции в строю Северного флота ВМФ РФ.

Постройка и испытания

Проект создания тяжелого авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов был утвержден в 1982 году. За строительство взялся Черноморский судостроительный завод, расположенный в Николаеве.

Корабль Адмирал Кузнецов за период от начала проекта до спуска на воду успел сменить множество имен.

При разработке проекта, авианосец окрестили именем “Советский Союз”. Однако когда проект был утвержден, имя корабля сменилось на “Рига”. Именно с этим именем началось строительство крейсера в первый день осени 1982 года.

В начале декабря 1987 года корабль спущен на воду под именем “Леонид Брежнев”, а уже к началу испытаний судно снова переименовали, на этот раз его окрестили “Тбилиси”.

Постройка заняла много времени. Учитывая тот факт, что разработка проекта началась еще в 70-х годах, можно сделать вывод, что путь корабля от проекта к испытаниям был очень долгий.

Разработкой проекта занимался Ленинградское проектно-конструкторское бюро. Процессом руководили конструкторы Сергеев Ю.Д. и Белов Л.В.

Интересно, что именно Белов Л.В. сыграл решающую роль в судьбе корабля “Адмирал Кузнецов”. Он был главным конструктором крейса в период с достройки до передачи корабля флоту. Именно этот человек взял на себя полную ответственность за то, что корабль, еще тогда не достроенный, выйдет в море и сможет принять участие в испытаниях. Именно благодаря этому известному конструктору корабль был построен еще в период Советского Союза, тем самым избежав участи “Ульяновска”, который так и не был достроен и пошел на металлолом.

В 1985 году крейсер был спущен на воду, именно в таких условиях продолжалась достройка авианосца. Оснащением корабля занимался Ленинградский завод, постройкой и сборкой – Николаевский. В 1989 еще недостроенный авианосец принял участие в испытаниях самолетов, которые впоследствии будут перевозиться на его борту. Спустя месяц после испытаний корабль вернулся на завод для дальнейшего достраивания, в течение 1990-го года неоднократно принимал участие в различных испытаниях. Еще через год, в 1991 году, наконец-то окончательно введен в эксплуатацию и передан Северному флоту.

Описание крейсера

История авианосца Адмирал Кузнецов полна событиями. Корабль мог бы никогда не увидеть мир, если бы не конструктор Белов Л.В. Сегодня авианосец Адмирал Кузнецов является единственным кораблем такого класса в России и флагманом Северного флота – самого большого структурного подразделения ВМФ РФ.

Общие характеристики

Крейсер Адмирал Кузнецов имеет внушительные технические характеристики. Длина авианосца Адмирал Кузнецов составляет 305 метров, ширина – 72 метра. Весить корабль должен очень много. Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов составляет до 61 тыс. тонн.

Размеры, длина и ширина авианосца, соответствуют количество самолетов, которые могут составлять авиационное вооружение Адмирала Кузнецова.

Описание корпуса

Строительством корпуса занимался Николаевский завод, а все оборудование изготавливалось в Ленинграде. Корпус представляет собой сварную конструкцию из стали. По всей длине корабля обустроено двойное дно.

Судно оснащено семью палубами и двумя платформами. Ангар защищен от возможного возгорания огнестойкими перегородками, разделяющими его на четыре независимых отсека. Корабля оснащен специальной системой, позволившей отказаться от использования тягачей и снизить вероятность сильной загазованности ангара в ходе эксплуатации судна.

ТАКР (тяжелый авианесущий крейсер) Адмирал Кузнецов оснащен взлетной палубой, площадь которой превышает 14.8 тыс. квадратных метров, что в два раза больше, чем предыдущих крейсеров проекта 1143.

  • трамплин для взлета;
  • особое покрытие палубы для лучшего сцепления шасси;
  • три площадки для вертикального взлета;
  • 12 пусковых установок ПКРК “Гранит” под палубой;
  • дефлекторы, защищающие личный состав и технику от выхлопов реактивных двигателей;
  • гидравлические упоры для удержания самолета до старта.

Посадка самолетов на палубу обеспечивается аэрофинишерами.

Броня

Отсеки для топлива и боезапаса оснащены плотной коробчатой броней. Ширина противоторпедной защиты – 450 см.

Энергетическая установка

Энергетическая установка практически не отличается от остальных авианосцев проекта 1143. Авианосец “Кузя” или “Кузнец” получил модернизацию топливных баков. Это позволило увеличить мощность до 200000 л.с.

Питание турбин осуществляется от восьми котлов, паропроизводительность которых достигает 115 т/час.

Количество винтов – 4. Максимальная скорость составляет 29 узлов, экономичная – 18 узлов. Автономность составляет 45 суток.

Экипаж и вместимость

Численность экипажа авианосца Адмирал Кузнецов составляет 1980 человек состава. Авиагруппа – до 620 человек.

Таким образом, согласно проекту, общая численность достигает 2600 человек. Однако при размещении командного состава она увеличивается до 2660 человек.

Особенностью авианосца стали просторные жилые помещения, в которых можно с комфортом разместить на борту людей. Однако по сегодняшний день количество людей на авианосце даже примерно не приблизилось к проектным нормам. Большая часть жилых помещений остается не занята во время службы корабля.

Вооружение

Российский авианосец, ранее носивший имя “Тбилиси” состоянием на 2014 год имеет на борту:

  • “Гранит” – комплекс ракетного оружия с дальностью стрельбы до 550 км;
  • всепогодный ЗРК “Кинжал” на 192 ракеты;
  • зенитно-ракетный артиллерийский комплекс “Кортик” на 256 ракет;
  • реактивный бомбомет “Удав”;
  • автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630.

Вооружение крейсера постоянно модернизируется. Также крейсер оснащен противоторпедными системами и противокарабельными ракетами.

Главным ударным комплексом является установка “Гранит”.

Авиационное вооружение

Увидев размеры крейсера Адмирал Кузнецов, многие задаются вопросом, сколько самолетов перевозится на авианосце. По проекту, авиационная группа рассчитана на 50 самолетов. В их числе 26 самолетов, 18 противолодочных вертолетов, 4 радиолокационных вертолета и 2 поисково-спасательных.

Однако на сегодняшний день состав заметно сокращен, во многом из-за нехватки финансирования.

Текущее авиационное вооружение крейсера:

  • истребители – 16 единиц;
  • учебно-тренировочные самолеты – 2;
  • учебно-боевые самолеты – 2;
  • вертолеты – 17, из них 2 радиолокационных.

В ближайшее время авианосец должен пополнится новой техникой.

Средства связи

Авианосец оснащен мощными средствами связи. На нем установлен навигационный комплекс “Бейсур”, 6 радиолокационных станций разных типов, один радиолокационный комплекс. Также на крейсере есть свой комплекс связи и несколько гидроакустических систем.

История службы авианосца

Корабль поступил на службу Северного флота в январе 1991 года. Авианосец Адмирал Кузнецов является флагманом Северного флота российского ВМФ. В ноябре 1991 года вокруг крейсера разгорелся конфликт. Власти Украины заявили, что корабль принадлежит им, так как был выпущен Николаевским заводом, и постановили, что крейсер должен оставаться на севастопольском рейде. Однако командир корабля не согласился с этим решением, так как на тот момент еще не было провозглашено о формировании независимого государства Украина, поэтому повел корабль через Босфор. При этом значительная часть команды судна и летнего состава были высажены на берег (100-й полк). В этот период корабль совершил первый переход вокруг европы.

Интересно, что корабль в результате получил русский флот, а высаженный на берег летный состав 100-го полка в результате был расформирован, так как в Украине не осталось авианесущих крейсеров.

В период с 1992 по 1994 годы происходили многочисленные испытания авианосца. В 1996 году встал на ремонт, который длился два года.

С 2001 года авианосец стоял на плановом ремонте до 2004 года. Из-за недостатка финансирования, процесс продвигался очень медленно. После ремонта принял участие в испытания техники в Северной Атлантике.

В 2007-2008 году возглавлял поход боевых кораблей в Атлантике и Средиземном море. С 2008 года снова встал на ремонт на полгода.

В 2011 году участвовал в операциях на берегу Сирии, с 2015 года стоит на ремонте. Плановые ремонтные работы и модернизация корабля должны завершится в 2020 году.

Командиры

Сегодня командиром является капитан 1 ранга Артамонов С.Г., приступивший к обязанностям в 2011 году. До него командиром был Родионов В. Н. (с 2008 по 2011 г.), еще раньше – Шевченко А. П. (с 2003 по 2008 гг.).

Первым командующим был Ярыгин В.С., занимавший эту должность с 1987 по 1992 год.

Оценка проекта и перспективы

Авианосец давно прозван в народе “Кузей”, и, несмотря на постоянные ремонтные работы, “Кузя” завоевал себе достаточно хорошую славу.

Авиакрейсер стал первым в своем роде во флоте Советского Союза, а затем и ВМФ РФ. Это первый корабль, который смог принимать и обеспечивать взлет обычным самолетам. Однако наличие трамплина для взлета открывает только одно направление для взлета самолетов, что и является основным недостатком крейсера.

Возможности крейсера сильно сократили проблемы финансирования в период распада Советского Союза, вследствие которых не были выпущены вертолеты и истребители, позволяющие полностью раскрыть весь технический потенциал авиакрейсера.

В целом, на сегодняшний день это полностью готовый к службе боевой корабль, который продолжают модернизировать. Он единственный в своем роде, и более подобных авианосный крейсеров строить не планируют.

По мнению критиков, судьба корабля могла сложится иначе, если бы в своем время конструктор не привлек внимание к этому проекту и не взял бы на себя ответственность за его реализацию. Именно благодаря Белову Л.В. российский флот пополнился таким тяжелым авианесущим крейсером. Однако сегодня вопрос перспектив флагмана зависит от финансирования и модернизации корабля.

Адмирал Кузнецов – авианосец российского флота, вооружение и характеристики тяжелого авианесущего крейсера ВМФ РФ, какая длина и размеры

А что же Россия? В настоящее время ВМФ России имеет на вооружении один корабль, способный обеспечивать взлет и посадку самолетов классической аэродинамической схемы – это тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР или ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» был спроектирован и построен еще в Советском Союзе, он стал первым настоящим советским авианосцем и дальнейшим развитием тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет». Основным отличием ТАКР «Адмирала Кузнецова» от большинства авианосцев является наличие ракетного вооружения (ПКР «Гранит»).

Читать еще:  Пневматические винтовки серии «Gamo Big Cat»

Многие годы не утихают споры относительно того, нужен ли такой корабль российскому ВМФ, нужны ли России вообще авианесущие корабли?

После спуска на воду в 1989 году этот тяжелый авианесущий крейсер едва ли не большую часть времени провел не в походах, а у причальных стенок ремонтных доков. Из-за низкой надежности судовых механизмов единственный российский авианосец в походах всегда сопровождает буксир, который в случае чего может прийти на помощь. Военная промышленность России так и не смогла обеспечить этот корабль достаточным количеством боевых самолетов, еще меньше пилотов, способных взлетать и садиться на корабельную палубу.

История создания

Первые авианосцы появились еще на заре XX века, почти сразу после возникновения военной авиации. Поначалу они рассматривались как вспомогательные корабли, которые должны обеспечивать эффективные действия основной ударной силы военно-морских сил того времени – линкоров.

Однако все изменилось 7 декабря 1941 года. В этот день японская авиация утопила большую часть американских линкоров в гавани базы на Перл-Харборе. Почти сразу после этого события США заложили 24 авианосца типа «Эссекс». Именно эти корабли, по сути, позволили американцам выиграть войну на Тихом океане.

Самый мощный линкор ВМФ Японии «Ямато» был уничтожен американской авиацией, так и не причинив противнику никакого серьезного ущерба.

После окончания Второй мировой войны стало понятно, что авианосцы – это новые «хозяева» Мирового океана, ведущие морские державы активно занялись постройкой подобных кораблей. В 1961 году в США был спущен на воду первый авианосец с ядерной силовой установкой.

В СССР авианесущим кораблям уделялось мало внимания. Сталину больше нравились огромные мощные линкоры, мало кто отваживался спорить с ним. Горячим сторонником постройки авианосцев в Советском Союзе был адмирал Николай Герасимович Кузнецов. Во многом благодаря его стараниям первые проекты авианесущих кораблей появились еще в предвоенные годы, но дальше эскизов и чертежей дело не шло. Разрабатывались проекты сразу двух авианосцев: большого (на 72 самолета) и малого (32 летательных аппарата), но из послевоенных планов развития флота они были вычеркнуты. Окончательно закрыл проекты советский авианосцев адмирал Горшков.

После прихода к власти Брежнева в СССР вернулись к разработкам авианесущих кораблей, но сделали это в весьма своеобразный способ. В конце 60-х годов в КБ Яковлева был создан самолет вертикального взлета и посадки Як-38, который Яковлев хотел пристроить на флот. Специально под эту машину в 1972 был построен авианесущий крейсер «Киев», который кроме самолетов был вооружен еще и ПКР П-500 «Базальт».

Всего на воду было спущено четыре корабля проекта 1143: «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Однако очень быстро руководство советского ВМФ ждало серьезное разочарование: Як-38 оказался очень неудачной машиной, она не могла взлетать с полной заправкой и вооружением, в тропиках двигатели самолета и вовсе отказывались запускаться. Несмотря на многочисленные доработки, превратить этот самолет в надежную и эффективную боевую машину так и не получилось.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по сути, является продолжением проекта 1143. Планировали изготовить три корабля, основным отличием которых являлось возможность взлета и посадки на палубу самолетов с традиционной схемой. «Адмирал Кузнецов» был заложен в 1981 году, крейсер «Варяг» — в 1985 году, а «Ульяновск» — в 1988 году.

После развала СССР крейсер «Варяг» достался Украине, он был готов на 67%. В 1998 году этот корабль был продан в Китай. Долгое время он использовался в качестве плавучего казино, но в 2008 году китайцы начали его достройку. В 2011 году «Варяг» получил новое имя «Ши Лан» и стал первым китайским авианосцем. ВМФ КНР, вероятно, будет использовать корабль в качестве тренировочного корабля.

Проектные работы над крейсером «Адмирал Кузнецов» начались в 1978 году. Этот корабль изначально проектировали для обеспечения взлета и посадки самолетов традиционной схемы.

Новый корабль рождался очень непросто, разработчикам мешали противоречивые требования, которые выдвигались к облику авианосца, из министерства обороны и со стороны руководства ВМФ. Разработкой проекта занималось Ленинградское ПКБ, конструкторы предложили заказчикам пять проектов нового корабля, один из которых предусматривал оснащение его ядерной силовой установкой. Только в 1982 году проект был официально утвержден и на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) началось строительство.

При строительстве использовалась более прогрессивная технология, которая заключалась в формировании корпуса корабля из готовых крупных блоков. В это же время в Крыму (г. Саки) был создан наземный комплекс «Нитка», на котором пилоты отрабатывали навыки взлета и посадки на корабельную палубу. Изначально авианесущий крейсер носил имя «Рига», но уже в ноябре 1982 года (после смерти генсека) он был переименован в «Леонида Брежнева». В 1987 году корабль получил новое имя – «Тбилиси», а в 1990 – «Адмирал Кузнецов».

Вместо ПКР «Базальт» крейсер получил на вооружение более современные ракеты «Гранит», длина полетной палубы была значительно увеличена, вместо паровой катапульты корабль получил трамплин в носовой части.

В 1989 году начались ходовые испытания корабля, в это же время были произведены первые успешные посадки и взлеты самолетов с корабельной палубы. Авианесущий крейсер показал хорошие ходовые характеристики. 20 января 1991 года «Адмирал Кузнецов» был принят в состав Северного флота России.

Описание

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является продолжением кораблей проекта 1143, но по ряду своих характеристик он существенно от них отличается. Своим внешним видом крейсер более похож на классические авианосцы, он имеет так называемую сквозную взлетную палубу и трамплин в носовой части судна. Угол его наклона составляет 14,3°. Площадь палубы — 14 800 м2. Крейсер оборудован авиафинишером и аварийным барьером.

На «Адмирале Кузнецове» впервые применена подводная кон­ст­рук­тив­ная за­щи­та (ПКЗ).

Корпус сварной, он имеет семь палуб и две платформы. Дно двойное по всей длине. Ангар для летательных аппаратов (ЛА) занимает 50% длины и 70% ширины авианосца. Кроме ЛА, в нем размещены тягачи, пожарные автомобили, а также техника, необходимая для ремонта и обслуживания самолетов и вертолетов. Кроме того, ангар оборудован системой транспортировки летательных аппаратов, так что тягачи необходимы только для работы на верхней палубе. Самолеты размещаются в ангаре со сложенными крыльями, а вертолеты – со снятыми несущими винтами.

Пусковые установки ПКР «Гранит» расположены у основания трамплина, сверху они прикрыты бронированными крышками. Комплексы ЗРК «Кинжал» находятся в спонсонах на носу и корме корабля.

Авиафинишер «Светлана-2», которым оборудован корабль, – это система из нескольких тросов, натянутых через палубу. Они связаны с гидравлической системой, которая гасит энергию садящихся на палубу самолетов.

На авианесущем крейсере есть несколько навигационных систем, которые помогают пилотам совершать посадку на корабль. На авианосце установлена уникальная оптическая система «Луна», позволяющая пилотам визуально определить правильность захода на посадку.

Однако основным вооружением корабля являются боевые самолеты, которые находятся на его борту, это 50 летательных аппаратов: 26 палубных истребителей и 24 вертолета.

Радиоэлектронное оборудование «Адмирала Кузнецова» весьма многообразно и включает в себя 58 различных наименований. Среди них:

– БИ­УС «Ле­со­руб»;
– ком­плекс «Мар­с-Пас­сат» с ФАР;
– трех­ко­ор­ди­нат­ную РЛС «Фре­га­т-МА»;
– РЛС об­на­ру­же­ния низ­ко­ле­тя­щих це­лей «Под­кат»;
– ком­плекс свя­зи «Буран-2»;
– ком­плекс РЭБ «Со­звез­дие-БР».

Энергетическая установка практически полностью повторяет схему, использованную на других кораблях проекта 1143. Она паротурбинная, четырехвальная, с мощностью 20 тыс. л. с. ГЭУ позволяет кораблю развивать полный ход в 29 узлов и проходить 18-узловым ходом 8 тыс. миль.

Установка состоит из восьми котлов, вспомогательной энергетической установки нет.

Движение осуществляется за счет вращения четырех бронзовых винтов.

Эксплуатация

До 1994 года на корабле проводились различные испытания, он получал новые самолеты. В начале 1995 года был проведен ремонт корабельных котлов. В конце 1995 года в составе корабельной группы «Адмирал Кузнецов» отправился в поход в Средиземное море. Корабль посетил Тунис, Крит, Сирию и Мальту. В конце похода крейсер участвовал в масштабных учениях. Отрабатывались отражение воздушных атак, обнаружение подводных лодок противника, проводились ракетные и артиллерийские стрельбы.

С 1996 по 1998 год корабль находился в ремонте. В 2000 году «Адмирал Кузнецов» принимал участие в учениях, в ходе которых потерпела катастрофу подлодка «Курск». С 2001 по 2004 год корабль находился в ремонте.

Оценка проекта

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» с полной уверенностью можно назвать полноценным авианосцем. Однако отказ от паровых катапульт существенно усложнил использование палубной авиации. Трамплин казался разработчикам хорошей (и дешевой) альтернативой катапульт, но полностью заменить их он не смог. Самолеты Су-33 способны решать только задачи противовоздушной обороны, наносить удары по наземным целям или кораблям противника они не могут. Более того, взлет с помощью трамплина налагает ограничения по взлетной массе самолетов, что выливается в уменьшении запасов топлива летательных аппаратов и ограничение относительно массы вооружения.

По неофициальной информации взлеты самолетов проводятся только против ветра в ветреную погоду. Летчики предпочитают не использовать навигационные системы корабля, а проводить полеты только при хорошей видимости. Из всего авиаотряда для полетов обычно готовы всего лишь 6-7 самолетов.

Много нареканий вызывает энергетическая система корабля. Практически каждый выход в море сопровождается более или менее серьезной внештатной ситуацией, связанной с работой ГЭУ. Следует отметить, что в каждый дальний поход «Адмирал Кузнецов» сопровождает буксир. Описаны несколько случаев полной потери кораблем хода, что едва не закончились катастрофами. Также на крейсере произошло несколько серьезных пожаров, которые привели к человеческим жертвам.

Если Россия планирует развивать свой ВМФ, то ей не обойтись без авианесущих кораблей. «Адмирал Кузнецов», как и другие корабли проекта 1143, можно назвать одним из этапов развития этого направления. Авианесущие крейсера проекта 1143 позволили российскому флоту накопить необходимый опыт, научиться управлять и правильно использовать эти огромные и очень сложные корабли.

Не так давно появилась информация о том, что планируется масштабная модернизация «Адмирала Кузнецова», во время которой будет заменено устаревшее радиоэлектронное оборудование корабля, его силовая установка, некоторые системы вооружения.

Технические характеристики

Видео об авианосце



голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: