120 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Airbus a310: самолёт, схема салона, лётно-технические характеристики, ттх, история создания, дальность полёта

Аэробус А310 – младший брат «трёхсотого»

В начале 70-х годов Западная Европа нанесла удар по монополии американских производителей пассажирских самолётов. Этим «ударом» стал самолёт А300 с 2 реактивными двигателями и широким фюзеляжем. Американцы в тот момент ничего подобного не выпускали.

Однако ниша для этого «аэробуса» нашлась не сразу, к тому же были сомнения в том, что консорциум европейских авиастроителей сможет сохранить единство. Ответить на это можно было, только создав новый самолёт. Им стал А310, изначально задуманный, как «региональная» модификация А300. Однако вскоре изменений набралось достаточно, чтобы выделить его в отдельную модель.

История создания

Когда лайнер А300 пошёл в серийное производство, очевидны стали 2 факта. Во-первых, для некоторых маршрутов он был слишком большим. К тому же, иногда авиалинии хотели использовать меньший по размерам самолёт, который можно было бы чаще отправлять в полёты. Во-вторых, консорциуму «Эрбас» нужно было зарекомендовать себя, как предприятию, способному разработать не одну модель самолёта.

Поначалу конструкторы собирались просто укоротить фюзеляж А300. Но это оставило бы самолёт с непропорционально большими крыльями и шасси, сделав слишком прожорливым. В итоге в 1977 году новый партнёр консорциума – «Бритиш Аэроспейс» начал работать над конструкцией крыла будущего А310. Весной 1978 года была представлена модель, а летом того же года авиакомпании «Люфтганза» и «Свиссэйр» составили список требований и оформили заказы. В 1982 году самолет А310 отправился в первый полёт.

Конструкция

А310 – широкофюзеляжный 2-моторный низкоплан. По конструкции он был в основном унифицирован с А300, но имел ряд важных отличий. Фюзеляж был не просто укорочен – переделали всю хвостовую часть. Новое крыло имело меньший размах и площадь, оснащалось упрощёнными 1-щелевыми закрылками. Внешние элероны были упразднены, зато появились интерцепторы.

В кабине пилотов появилась панель с электронными дисплеями, пост бортинженера был упразднён.

На выбор предлагались два варианта двигателей – “Дженерал Электрик” CF6 и «Пратт-Уитни» JT9. Позже фирма «Пратт-Уитни» предложила альтернативу JT9 – более современный двигатель PW4000. Такие моторы устанавливались только на А310-300.

Предусматривались 2 схемы планировки пассажирского салона – с разделением на 2 класса или без него. В первом случае вместимость составляла 200 человек, с 20 пассажирами первого класса. Во втором самолёт мог перевезти до 243 человек, если в салоне было 8 рядов сидений, или 265 – если кресла стояли в 9 рядов.

Модификации

Первоначально разрабатывались 2 модификации – А310-100 для региональных рейсов и А310-200 для трансконтинентальных маршрутов. Однако заказов на региональный вариант так и не последовало, и вскоре его перестали предлагать. Зато в 1985 году появился А310-300, рассчитанный на перелёты ещё большей дальности. На лайнер установили дополнительные топливные баки и автоматическую систему для перекачки топлива. Крыло оснастили законцовками. Серия «300» не заменила серию «200» полностью, а выпускалась с ней параллельно.

Оба варианта «триста десятого» предлагались в «грузовом» исполнении, причём транспортные самолёты переделывались из пассажирских.

А модификацию А310-300С можно было быстро переоборудовать из пассажирского самолёта в грузовой и обратно. Для военной авиации предлагался транспорт А310 MRT. Впоследствии несколько таких самолётов переоборудовали в «воздушные заправщики» А310 MRTT. А один «аэробус» переделали в летающую лабораторию для изучения невесомости.

Эксплуатация

Ко времени первого полёта А310 «правило 60 минут» уже не действовало, и самолёт, несмотря на сравнительно небольшую вместимость, прочно «обосновался» на трансатлантических маршрутах. Кроме того, лайнер начали активно рекламировать, как широкофюзеляжный самолёт для «развивающихся стран». В результате «триста десятый» действительно стал первой машиной подобного класса для азиатских и африканских авиалиний.

В 1988 год 3 экземпляра А310-300 приобрёл «Интерфлюг» – государственная авиакомпания ГДР. Так самым современным авиалайнером в социалистической Германии стал продукт капиталистических соседей. «Аэробусы» же стали последними самолётами «Интерфлюга», поскольку после объединения Германии компания была ликвидирована.

А310 мог стать и первым за долгое время самолётом не советского производства на советских авиалиниях.

Однако из-за развала СССР они начали эксплуатироваться уже после 1991 года в Российской Федерации.

В 90-е годы, однако, популярность «триста десятого» резко снизилась. Если в предыдущие годы в среднем собирали по 20 экземпляров, то в 1994 году продать удалось всего 2. В 1998 году А310 сняли с производства – на 10 лет раньше, чем А300. По состоянию на 2017 год в мире летали около 30 таких машин, причём крупнейшим оператором была иранская компания «Махан Эйр».

Читать еще:  Как правильно выбрать боксерские перчатки для любителей или профессионалов?

Используются А310 и в Афганистане, фирмой «Ариана».

Лётно-технические характеристики

Прямым конкурентом А310 стал «Боинг-767». Он был первым для американской фирмы 2-моторным широкофюзеляжным лайнером.

Airbus A 310, пассажирский самолет: фото, обзор, технические характеристики и история создания

Пассажирское авиационное сообщение на сегодняшний день является очень востребованным. Миллионы людей ежедневно летают не только внутри своих государств, но и между различными странами по всей планете для решения своих задач и проблем. Само собой, что в связи с этим на первый план выходит безопасность и комфорт эксплуатируемых воздушных судов. Одним из таких самолетов, который оптимально сочетает в себе высокие показатели удобства и обеспечения сохранности жизни и здоровья людей, является «Аэробус А310». История создания его, технические характеристики и фото будут приведены ниже в статье.

Экскурс в прошлое

Сама по себе история создания бренда под названием Airbus началась еще в 1975 году. В тот год свет увидела первая модель концерна А300. Это детище самолетостроения принадлежит авиастроительной компании, которая, в свою очередь, сформировалась в 1960 году благодаря слиянию сразу же нескольких производителей самолетов европейского континента. Юридически фирма зарегистрирована на территории Франции и по своей сути является акционерным обществом.

Итак, что такое А310? Это самолет, который впервые был создан в 1978 году на основе базовой модели А300. Создание А310 было обосновано тем, что в то время имеющиеся воздушные суда уже не справлялись с возросшим пассажиропотоком. Кроме того, ужесточились требования к комфорту полета и степени безопасности.

Описываемый Airbus A310 – пассажирский самолет, сразу же стал отличаться своим экономичным расходом топлива, что, в свою очередь, позволило существенно снизить стоимость билетов. Уменьшение потребления горючего стало возможным благодаря усовершенствованию подачи рабочей жидкости в двигатели и улучшению аэродинамических свойств всей машины.

Первый полет

Дебютное покорение воздушного пространства «Аэробусом А310» датируется 1982 годом. А уже через год судно летало под маркой немецкой компании Lufthansa. В 1986 году машина претерпела некоторые конструктивные изменения: была добавлена боковая дверь, повышен показатель грузоподъемности (до 40,3 тонны). В 1995 году самолет Airbus А 310 переоборудовали для нужд военных, и получилась новая модель транспортного заправщика MRTT.

Период выпуска

Серийное производство аэробуса продлилось с 1985 по 1997 год. За это время был создан 261 самолет в различных исполнениях. Стоит заметить, что, по официальным данным, это воздушное судно перестали производить в 2007 году. Однако фактически с 1993 года не было уже массового их производства. Моральное и физическое устаревание судна привело к тому, что оно уступило свое место на мировой арене модификации А330.

Несколько слов о безопасности

Самолет Airbus А 310, схема салона которого позволяет выявить самые безопасные пассажирские места, за свою довольно длительную историю эксплуатации имеет всего лишь 12 зарегистрированных инцидентов, связанных с катастрофами или авариями. При этом в большинстве своем трагедии происходили по причине человеческого фактора – ошибок пилотов. В трех эпизодах имело место повреждение шасси во время посадки, но при этом ни разу ни один человек не пострадал. Словом, полученные данные позволяют сделать вывод, что самолет весьма надежен и безопасен.

Специалисты в результате исследований выявили, что самыми защищенными местами в салоне являются 22А, 22С, 22Н и 22К, которые расположены вблизи от аварийных выходов.

Параметры

А310-300 – аэробусы, которые в числе своих основных технических показателей имеют следующие:

  • Длина – 46,7 м.
  • Размах крыльев – 43,9 м.
  • Высота – 15,8 м.
  • Площадь крыла – 219 кв. м.
  • Максимально возможный взлетный вес – 164 000 кг.
  • Максимально допустимый посадочный вес – 124 000 кг.
  • Масса пустого – 82 600 кг.
  • Предельный вес без топлива – 114 000 кг.
  • Коммерческая нагрузка (максимальная) – 33 460 кг.
  • Объем баков для горючего – 75 470 л.
  • Дальность полета (максимальная) – 9600 км.
  • Дальность полета при условии максимальной загрузки – 5600 км.
  • Крейсерская скорость (максимальная) – 850 км/ч.
  • Потолок высоты полета – 12 200 м.
  • Протяженность разбега – 2290 м.
  • Силовые установки – GE CF6-80C2A8, 2 x 26800 кгс, P&W PW4156A, 2 x 25400 кгс.
  • Расход топлива – 4300 кг в час.
  • Число кресел (эконом) – 279 шт.
  • Количество пассажирских мест (эконом/бизнес) – 218 шт.
  • Ширина салона – 5,28 м.

Конструктивные особенности

А310 – магистральный авиалайнер, созданный на базе А300, но значительно унифицированный. В числе отличительных черт отметим:

  • Поперечное сечение фюзеляжа модели 310 и модели 300 совпадают, однако у 310 модификации фюзеляж более короткий и вмещает он до 250 пассажиров.
  • Конструкция хвостовой части претерпела изменения, и потому салон стал более вместительным.
  • Крыло стало меньше на половину своего размера и получило эффективную механизацию.
  • Внешние элероны отсутствуют.
  • Хвостовое опережение получило уменьшенную площадь.
  • Шасси оборудованы углеродными тормозами, которые в наши дни стали стандартом в авиации.
  • Пилоны под крыльями являются универсальными и дают возможность монтировать любые моторы для этого самолета.
  • Процент применяемых композиционных материалов значительно увеличен.
  • Механизация использует силовые приводы электрического типа.
  • В двигателях используются электрогенераторы.
  • В хвостовой части имеется вспомогательная силовая установка.
Читать еще:  Иммобилизация животных

Особого внимания заслуживает система поддержания оптимального показателя давления в салоне. Благодаря ей, а также системе кондиционирование внутри самолета поддерживаются необходимые параметры: концентрация кислорода и уровень температуры.

Кроме того, в салоне А310 есть три ряда кресел для пассажиров, что вызывает определенные неудобства для размещения людей и их перемещения непосредственно во время полета судна. По многочисленным отзывам людей, летавших на описываемом самолете, салон машины вызывает множество нареканий. В частности, расстояние между рядами кресел очень маленькое, и потому в процессе длительного полета у пассажиров сильно затекают ноги и болит спина.

Для управления довольно вместительным самолетом требуется экипаж в количестве двух человек.

Существующие модификации

Самолет А310 производился в двух базовых исполнениях. 200 модель являлась машиной средней дальности полета, а 300 модель предназначалась для дальних перелетов.

Также есть машина А310-200. Она имела двигатели P&W JT9D и была первой серийной версией самолета.

А310-200С – машина, способная конвертироваться из пассажирского судна в грузовое и обратно.

A310-200F/-300F – борт, предназначенный для выполнения грузовых перевозок.

A310-300 – по своим габаритам идентичен модели 200, однако мог пролетать большее расстояние и имел оптимизированный центр тяжести за счет комплекса перекачки топлива между баками.

A310 MRT/MRTT – военный самолет, позволяющий перевозить личный состав и груз, а также осуществлять заправку в воздухе других судов.

В числе стран, которые эксплуатируют А 310, значатся: Казахстан, Пакистан, Иран, Турция, Бангладеш, Португалия и другие.

На сегодняшний день большинство государств уже перестали эксплуатировать такой аэробус и пользуются моделью А330. В Российской Федерации последний полет А310 совершил еще в 2013 году.

Airbus A310. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики.

Airbus A310 это широкофюзеляжный самолет произведенный крупнейшим в мире европейским авиастроительным консорциумом «Airbus S.A.S», со головным офисом, расположенным во французском городе Бланьяк, являющимся пригородом города Тулуза. Разработка самолета началась в 1975 году. Основой для дизайна данного самолета послужилила модель A300 B4. Длина А310 короче своего предшественника на семь метров. У А310 она составляет 46.66 метра у А300B4 она достигает 53.62 метра. В 310-ом также было использовано новое уменьшенное по площади и размаху крыло британской фирмы British Aerospace.

Первый тестовый полет самолета состоялся 3 апреля 1982 года. На нем были использованы два турбореактивных мотора JT9D-7R4 фирмы Pratt&Whitney. Также самолет прошел испытания с двигателями General Electric CF6-80C2A2. В марте 1983 года лайнер прошел сертификацию в Германии и во Франции. После окончания тестовых полетов и получения сертификации первым клиентами на покупку и эксплуатацию А310 стали немецкая Lufthansa и швейцарская Swissair.

Airbus A310 фото

Основной вариант авиалайнера получил обозначение А310-200 с дальностью полета 5550 км., который имел больший спрос у авиакомпаний, чем модель А310-100 с дальностью полета 3650 км. В 1986 году А310-200 претерпел дальнейшие усовершенствования. Данные новшевста коснулись законцовок крыла, которые получили аэродинамические поверхности, была проведена модификация тормоза колес, который теперь был выполнен из композитных материалов, а также вертикальное оперение было выполнено с углепластика.

Салон Airbus A310

На ряду с пассажирским А310-200 производились и грузопассажирские версии – модель А310-200C рассчитанная на перевозку грузов весом до 40,3 тонн и грузовые версии – модель А310-200F способна перевозить до 43 тонн груза. Также существует военная модификация данного самолета, имеющего обозначения Airbus A310 MRTT (Multi Role Tanker Transport), который служит как в качестве самолета заправщика, так и транспортного самолета. Данная версия имеет усиленное крыло, четыре дополнительных топливных бака, систему для подачи топлива, военное оборудование т.д.

Схема салона Airbus A310

Весной 1983 года Airbus приступил к разработке А310-300, который проектировался для авиалиний дальней протяженности. Первый полет самолет совершил в июле 1985 года. Благодаря наличию дополнительных топливных баков авиалайнер имеет большую дальность полета. Этот вариант самолета впервые поступил в строй в 1986 году в авиакомпанию «Swissair».

Внутренний дизайн самолета очень продуман и эргономичен. Качество кресел, панелей, полок, доступность индивидуальных средств безопасности – все это на хорошем уровне. Хотя А310 крупные авиакомпании уже не используют, но в некоторых странах он остается основным самолетом на средних и дальних рейсах.

Читать еще:  Фото советской 57-мм пушка ЗИС-2

Характеристики A310-200/300:

  • Годы выпуска: 1982 – 1997 годы
  • Вес пустого: 80142 кг
  • Длина: 46,66 м.
  • Высота: 15,81 м.
  • Размах крыльев: 43,89 м.
  • Площадь крыла: 219 м2
  • Ширина фюзеляжа: 50,61 м
  • Крейсерская скорость: 850 км/ч.
  • Максимальная скорость: 940 км/ч
  • Дальность полета: 6800 км (9600км на А310-300)
  • Потолок: 12300 м
  • Длина разбега: 1900м. ( у А310-300 – 2250 м.)
  • Длина пробега: 1480 м.
  • Число пассажирских мест: 205 – 280 человек
  • Экипаж: 2 человека (на военных модификациях до 4 человек)

Airbus A310 видео

Аэробус А310: история создания и технические характеристики. Справка

Самолет Airbus A310 йеменской компании Yemenia Air, на борту которого находились 150 человек, во вторник 30 июня 2009 года разбился на Коморских островах. На борту самолета находились 153 человека.

Airbus A310 был разработан европейским авиастроительным концерном Airbus Industrie на основе модели Airbus A300, но отличается от нее укороченным фюзеляжем, модернизированным шасси и хвостовым оперением.

Программа создания самолета A310 стартовала в июле 1978 года. Первоначально было разработано две версии Airbus A310: A310-100 с дальностью полета 3700 км и A310-200 с дальностью полета 5500 км. Последняя стала серийной.

Первый полет опытного самолета A310-200 состоялся 3 апреля 1982 года, регулярная эксплуатация началась в апреле 1983 года. В марте 1983 года консорциум приступил к разработке варианта A310-300 для авиации большой протяженности.

Основное отличие самолета A310-300 от исходного заключается в наличии дополнительного топливного бака емкостью 6100 л в горизонтальном оперении и применении автоматизированной системы перекачки топлива.

Первый полет опытного образца самолета состоялся 8 июля 1985 года. Сертификация самолета завершилась в декабре 1985 года, и в этом же месяце первый заказчик, швейцарская авиакомпания, Swissair получила первый самолет A310-300.

А310 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с применением композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок (конструкция, в которой нагрузки несут как внешняя тонкостенная оболочка, так и подкрепляющий её силовой каркас) круглого сечения, диаметр 5,64 м. Крыло стреловидное (28° по линии четвертей хорд). На A 310-300 (с 1986 года и на A 310‑200) на концах консолей крыла устанавливались небольшие стреловидные шайбы. Вертикальное оперение стреловидное, выполнено из углепластика. Шасси убирающееся, трехопорное, с носовой стойкой. Тормозные колеса шасси изготовлены из композиционного материала. Силовая установка состоит из 2 ТРДД PW4156 (CF6-80C2A8), расположенных на пилонах под крылом. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS и цифровой системой контроля за работой бортовых систем и предупреждения об отказах ЕСАМ. Информационное поле кабины пилотов построено с использованием 4 цветных многофункциональных дисплеев. Существует несколько вариантов компоновки пассажирского салона.

Всего изготовлено более 260 самолетов семейства A310. Поставлялся авиакомпаниям Великобритании, Иордании, Китая, Франции, ФРГ, Чехии, Швейцарии. Несколько самолетов используются в качестве транспортных в ВВС Канады, Таиланда, ФРГ и Франции.

В октябре 1991 года A310‑300 был сертифицирован Авиарегистром РФ. Начиная с 1992 года он эксплуатируется в российских авиакомпаниях “Аэрофлот”, “Даймонд Саха”, “Сибирь”, “Трансаэро”. Кроме России самолеты этой серии используются авиакомпаниями Армении, Казахстана и Узбекистана.

Основные летно-технические характеристики:

Аэробус А310-200

Назначение – пассажирский самолет для авиалиний средний протяженности.

1. Размах крыла – 43,9 м
2. Длина самолета – 46,65 м
3. Высота самолета – 15,81 м

1. Крейсерская скорость – 895 км/ч
2. Дальность полета до 6670 км
3. Пассажиров в кабине трех классов – 191 чел., в кабине двух классов – 220 чел., в экономическом – 255 чел.
4. Максимальное количество пассажиров – 280 чел.
5. Экипаж – 2 пилота

1. Максимальный взлетный вес – 164 тонны
2. Максимальный посадочный вес – 114 тонн
3. Допустимая коммерческая загрузка – 32 тонны
4. Двигатели – 2 реактивных двухконтурных двигателя
5. Аэробус А310‑300 имеет такие же летно–технические характеристики, как и А 310–200, кроме дальности полета, которая у А310–300 достигает 9540 км.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: