3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Американские авианосцы бороздят Японское море

Армия

Вооруженные силы

Встреча с Кимом: либо Трамп, либо «Рейган»

Американский авианосец вышел патрулировать акваторию Японского моря

Американский авианосец «Рональд Рейган» вышел из военно-морской базы «Йокосука» в Японии и направился на патрулирование в Азиатско-Тихоокеанский регион, сообщила японская телекомпания NHK. Несмотря на плановый характер выхода в море, таким образом, США подспудно могут преследовать цель продемонстрировать всю мощь накануне саммита США — КНДР.

Американский авианосец «Рональд Рейган» (USS Ronald Reagan, CVN-76) — девятый в серии атомный многоцелевой авианосец типа «Нимиц». Корабль получил название в честь 40-го президента США Рональда Рейгана.

Авианосцы «Нимиц» с максимальным водоизмещением до 106 тыс. тонн являются самыми большими военными кораблями в мире.

«Нимицы» предназначены для действий в составе авианосных ударных групп и поражения крупных надводных целей противника, обеспечения противовоздушной обороны группировок флота, а также для нанесения ударов по береговым объектам.

Всего было построено 10 авианосцев этого проекта. Последний — «Джордж Буш» (CVN-77) — был включен в состав ВМС США в 2009 году. За время своей службы эти авианосцы широко применялись в различных военных конфликтах, в том числе в Югославии и Ираке. Экипаж «Нимицев» составляет 3 200 человек, плюс в составе авиакрыла — 2 480 бойцов и офицеров. Авиационная группа, базирующаяся на авианосце, может достигать 90 летательных аппаратов.

Что касается военно-морской базы «Йокосука», то она занимает особое место в планах военного ведомства США на Дальнем Востоке. Наряду с Апрой (остров Гуам) и Сасебо, Йокосука является одним из основных мест базирования 7-го флота США. База расположена в Токийском заливе, в 65 км юго-западнее Токио. Значение этой ВМБ для Вашингтона столь велико, что по оценкам американских военных, без «Йокосуки» 7-й флот ВМС США не может играть сколь-нибудь заметную военно-политическую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Координаты предполагаемого района боевой службы «Рональда Рейгана» пока не сообщаются.

Руководство 7-го флота ограничилось коротким официальным сообщением, в котором говорится, что «это регулярное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе», а также что подобная «деятельность послужит миру и процветанию региона».

«Скорее всего, выход в море американского авианосца произошел в соответствии с планами боевой и оперативной подготовки 7-го флота США», — пояснил «Газете.Ru» экс-начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко.

По словам военачальника, нормальное состояние для корабля — быть в море и отрабатывать предписанные курсом боевой подготовки задачи. И в ВМС США строго придерживаются этих правил. Их корабли находятся в плавании более 200 суток в году. У стенки в базе они не стоят.

Вместе с тем адмирал полагает,

вполне возможно, что выход на патрулирование авианосной ударной группы во главе с атомным многоцелевым авианосцем «Рональд Рейган» призван продемонстрировать накануне возможной встречи лидеров двух стран — США и КНДР — мощь американского флота в регионе.

То есть тем самым в Белом доме хотят лишний раз показать Ким Чен Ыну, кто хозяин в морях, омывающих корейский полуостров.

«В большинстве случаев выход в море авианосной ударной группы преследует несколько задач», — рассказал «Газете.Ru» экс-командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев.

По словам адмирала, это, в первую очередь, поддержание на должном уровне морской выучки экипажа корабля и подготовки летного состава авиагруппы. Во-вторых, это и демонстрация флага в морях, прилегающих к той или иной стране. Есть и такой вид военно-морской деятельности, напоминает специалист.

Наконец, полагает Владимир Валуев, в связи с возможной встречей в Сингапуре лидеров двух государств — Дональда Трампа и Ким Чен Ына, авианосная ударная группа во главе с «Рональдом Рейганом» может быть призвана обеспечить безопасность в этом районе и предотвратить все возможные провокации.

Экс-начальник направления Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ контр-адмирал Аркадий Сыроежко считает, что о конкретных целях этого боевого патрулирования пока говорить преждевременно.

«Рональд Рейган» только-только вышел из базы. Будем наблюдать за развитием событий», — считает адмирал.

По мнению специалиста, совершенно очевидно, что на данном этапе очередная боевая служба авианосца не связана с какими-либо предстоящими военными действиями в регионе. И вполне возможно, что главная цель выхода «Рональда Рейгана» — патрулирование тех или иных районов Тихого океана.

«У американцев очень высокий коэффициент оперативного использования авианосцев. Он достигает 0,7, то есть 70% своей службы корабль должен находиться в море. Все остальное в биографии корабля — ремонт и модернизации. У пирсов военно-морских баз американские авианосцы не чахнут», — напоминает Аркадий Сыроежко.

«Не уверен, что выход в море всего одной АУГ является какой-либо военно-политической демонстрацией, а тем более угрозой для стран региона», — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

По словам эксперта, для гипотетического конфликта с Северной Кореей потребуется развертывания в прилегающих к КНДР водах как минимум четырех авианосных ударных групп ВМС США.

А для того чтобы всерьез схватится в вооруженном противоборстве с Китаем, полагает специалист, Соединенным Штатам придется сосредотачивать в регионе все свои наличные силы, и не только военно-морские.

«Так что не рассматриваю выход в море одного-единственного авианосца, который к тому же, как правило, находится в Японии на постоянной основе, как покушение на основы миропорядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе», — заключает Александр Храмчихин.

Американские авианосцы против японских пикировщиков

Вообще тема действий американского флота в подробностях у нас освещалась достаточно скромно, кроме книги о подводниках “Топи их всех!” мне на ум ничего не приходит.

Попробуем более подробно рассмотреть лишь один момент, указанный в заголовке. Не лишне было бы помнить, что к окончанию войны ВМС США располагали 19 тяжелыми, девятью легкими (перестроенными из крейсеров) и семьюдесятью одним эскортным авианосцем, которые были перестроены из транспортов и использовались для противолодочной обороны торговых и десантных конвоев. Это не считая погибших к тому времени.

Кто же противостоял им с воздуха? Остановлюсь на одном самолёте, пикировщике Yokosuka D4Y «Suisei». Суисэй по-японски означает “комета”. Пилоты любили его за легкость в управлении и высокие летно-технические характеристики.

Считалось, что это один из красивейших самолётов 2-й мировой войны. Выпускалось несколько модификаций этого самолёта, а прототипом послужил Хейнкель 118, специально сконструированный в Германии по заказу императорского флота Японии.

В процессе производства Суисэй непрерывно совершенствовалась. Когда пришла пора использовать “Джуди”, как называли их американцы, в качестве самолётов-камикадзе, на них начали устанавливать ракетные ускорители, чтобы сократить время нахождения в зоне зенитного огня и увеличить силу удара о цель.

Однако японцы не смогли наладить крупномасштабное его производство в начале войны, а когда пошли массовые поставки, чаша весов уже склонялась в пользу американцев, переломить ход боевых действий эти самолёты не смогли, но своё слово всё-таки сказали.

В июне 1944 года одной “Джуди” удалось поразить 250-килограммовой бомбой эскортный авианосец “Фэншоу Бэй”. Она попала точно в платформу самолётоподъёмника и проломив её, взорвалась в ангаре. Повезло, что не воспламенилось топливо и не сдетонировал боезапас. Убило 11 моряков, авианосец был отправлен в Пёрл-Харбор на ремонт.

Точно такой же меткостью отличилась и другая Суисэй, в октябре также уложившая бомбу в самолётоподъёмник авианосца “Франклин”. Тогда он отделался незначительными повреждениями, хотя погибло по разным данным от 56 до 100 моряков, но это была не последняя его встреча с японскими “Кометами”.

Следующей жертвой этих пикировщиков стал авианосец “Принстон”. Бомба пробила три палубы авианосца и взорвалась на камбузе, вызвав пожар. Пламя достигло ангарной палубы, где находились заправленные и вооруженные “эвенджеры”. Раздалась серия мощных взрывов, последний из которых не только уничтожил авианосец, но и тяжело повредил крейсер “Бирмингем”, участвовавший в спасательной операции. Палубу крейсера засыпало горящими обломками “Принстона”, погибло 229 моряков, еще 420 получили ранения. Это именно на “Бирмингеме”. Сам авианосец потерял более 100 человек убитыми и 190 ранеными.

Читать еще:  Спецназ ГРУ в сирийском Дэйр-эз-Зоре

На снимке пожар вроде бы потушен, однако последовали очередные взрывы. С корабля сняли аварийные партии, а сам он был потоплен шестью торпедами.

Прошу обратить внимание, что я описываю только противостояние авианосцев и пикировщиков Суисэй. Конечно, авианосцы гибли и от атак других самолётов и подводных лодок, а пикировщики нападали на корабли других типов, но статья получилась бы слишком объёмной.

30 октября камикадзе на Суисэй пробил палубу авианосца “Белло Вуд” . Самолёт взорвался уже в ангаре, вызвав детонацию боеприпасов. Погибло и попросту пропало без вести 92 моряка. До конца января 1945 года авианосец находился в ремонте.

4 января 1945 года пикировщик Суисэй под управлением лейтенанта Казама, уже будучи подбитым, врезался в авианосец “Оммани Бэй”. А несброшенная с него бомба сорвалась с держателей, прошла сквозь шахту подъёмника и вызвала взрыв боеприпасов и цистерн с авиабензином.

Людям, борющимся с потрясающим пламенем на палубе ангара, вскоре пришлось отказаться от этого из-за тяжелого чёрного дыма горящих самолетов и взрывающихся боеприпасов. В общей сложности 95 военнослужащих были потеряны, и 65 человек были ранены. Команду эвакуировали, авианосец потопили торпедами с эсминца.

8 января еще одна Комета” рухнула на палубу эскортного авианосца “Киткин Бэй”. На этот раз американцы отделались повреждениями, потребовавшими трехмесячного ремонта.

21 января камикадзе врезался в авианосец “Лэнгли”, а ещё три – в “Тикондерогу”. Последовала детонация боеприпасов и пожары. 143 моряка погибло, 200 было ранено. Авианосец отправили на ремонт.

18 февраля, попаданием в самолётоподъёмник, что стало уже классикой, камикадзе на Суисэе потопил эскортный авианосец “Бисмарк Си”. Погибло 218 человек.

19 марта Суисэй вновь втретилась со старым знакомым “Франклином”. На этот раз поблизости оказался фотограф, так что имеются отличные снимки. Две 250-килограммовые бомбы попали как раз туда, куда надо. В это время на палубе находились 31 вооруженный и заправленный самолет, а в ангаре еще 22, из которых 16 было заправлено и вооружено, и заправка самолётов была в самом разгаре. Одна из бомб вызвала взрыв самолетов и паров бензина в ангаре. Возник сильнейший пожар. Погибло и было ранено минимум 1000 человек, это вторые по количеству потери на одном американском корабле за всю войну.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

The New York Times (США): на фоне обострения отношений с Китаем американские военные корабли вошли в спорную акваторию Южно-Китайского моря

Десантный корабль «Америка» (America) и крейсер УРО «Банкер Хилл» (Bunker Hill) вошли в спорную акваторию у берегов Малайзии. В то же время в этом районе находится китайское правительственное судно, которое уже несколько дней следит за судном малайзийской государственной нефтяной компании, проводящим разведочное бурение. По словам военных экспертов, в близлежащие воды также вошли китайские и австралийские военные корабли.

Несмотря на проведение мероприятий по борьбе с пандемией, которая в начале этого началась в Китае, Пекин не сокращает свою деятельность в Южно-Китайском море, стратегически важном водном пути, через который проходит одна треть мировых судоходных потоков. Наоборот, продолжающиеся на протяжении многих лет агрессивные действия китайского правительства с целью заявить о себе только активизировались, считают военные аналитики.

«Это вполне обдуманная стратегия Китая, который пытается по максимуму использовать момент, когда, по его мнению, внимание США занимают другие проблемы, и их способность оказывать давление на соседей ограничена», — считает исполнительный директор Австралийского института стратегической политики и бывший чиновник министерства обороны Австралии Питер Дженнингс (Peter Jennings).

С января, когда началась эпидемия коронавируса, китайские правительственные и пограничные суда вместе кораблями морской полиции Китая бороздят спорные воды Южно-Китайского моря, вступая в конфликты с региональными органами, обеспечивающими соблюдение морского права, и не давая покоя рыбакам.

Ранее в этом месяце вьетнамцы обвинили экипаж китайского сторожевого корабля в том, что их судно протаранило и потопило вьетнамский рыбацкий катер.

В прошлом месяце Китай открыл две новые исследовательские станции на искусственных рифах, построенных в морской акватории, на которую претендуют Филиппины и другие страны. На рифах также построены оборонительные бункеры и взлетно-посадочные полосы для военных самолетов.

В минувшие выходные власти Китая объявили, что в Южно-Китайском море они официально создали два новых района, в которые включены десятки спорных мелких островов и рифов. Многие из них представляют собой затопленные части атолла, которые в соответствии с международным законодательством не являются объектами территориальных прав.

«Похоже, что даже когда Китай боролся с эпидемией коронавируса, он думал и о своих долгосрочных стратегических целях, — говорит Александр Вувинг (Alexander Vuving), профессор Азиатско-Тихоокеанского центра исследования проблем безопасности Дэниэла К. Иноуэ (Daniel K. Inouye Asia-Pacific Center for Security Studies) в Гонолулу. — Китайцы хотят создать в Южно-Китайском море новую норму, в соответствии с которой они являются главными. И для достижения этой цели они действуют все более и более агрессивно».

После потопления вьетнамского рыбацкого катера Госдепартамент в своем заявлении настоятельно призвал Китай «и дальше уделять основное внимание поддержке международных усилий по борьбе с глобальной пандемией и прекратить использовать в своих целях уязвимость других стран и то, что они заняты решением других проблем, для расширения своих незаконных притязаний в Южно-Китайском море».

Правительство Китая претендует на большие территории в Южно-Китайском море, что не соответствует демаркации границ, установленных пятью другими странами. Международный трибунал отклонил большинство притязаний Китая на водный путь, но Пекин не признает это решение и вместо этого строит военно-морские базы на рифах, которые он теперь контролирует.

Хотя у США нет никаких территориальных притязаний в Южно-Китайском море, командование ВМС США утверждает, что оно на протяжении нескольких десятилетий поддерживает мир в этих водах. В министерстве обороны США подвергли Китай жесткой критике за то, что он все активнее осуществляет милитаризацию этого водного пути.

«Благодаря нашему постоянному оперативному присутствию в Южно-Китайском море мы взаимодействуем с нашими союзниками и партнерами в сфере обеспечения свободы судоходства и полетов, а также отстаивания международных принципов, лежащих в основе безопасности и процветания в Индо-Тихоокеанском регионе, — заявила пресс-секретарь Индо-Тихоокеанского командования ВС США лейтенант-коммандер Николь Швегман (Nicole Schwegman). — США поддерживают усилия наших союзников и партнеров в определении собственных экономических интересов».

Китайские власти в ответ заявили, что страной, дестабилизирующей ситуацию в регионе, являются США. Появление в акватории Южно-Китайского моря военных кораблей «Америка» и «Банкер-Хилл» вряд ли особо поможет опровергнуть это заявление.

А власти стран региона обеспокоены тем, что США, как правило, появляются в горячих точках лишь ненадолго, после чего бросают их, и они вынуждены сами противодействовать Пекину, который становится все сильнее и агрессивнее.

«Что США собираются делать в этом регионе?— задается вопросом Иэн Стори (Ian Storey), эксперт по Южно-Китайскому морю из Института изучения проблем Юго-Восточной Азии (ISEAS-Yusof Ishak Institute), сингапурского аналитического центра. — Лишь заявить: „Мы здесь?”. Или они собираются следить за китайским гидрографическим судном, чтобы попытаться помешать его работе?».

Где именно находятся два американских военных корабля, в Индо-Тихоокеанском командовании ВС США не уточнили, сославшись на действующие запреты, но подтвердили, что военные корабли находятся в Южно-Китайском море.

Во вторник ВМС США опубликовали в Твиттере фотографии военных кораблей в сопровождении третьего судна, эсминца под названием «Барри» (Barry), заявив, что экспедиционная ударная группа выполняет задачу «по обеспечению безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе».

По словам военных экспертов, акватория, в которой движутся американские военные корабли, находится примерно в 200 морских милях от побережья Малайзии. Малайзия, Китай и Вьетнам заявляют о своих правах на природные ресурсы в этой части оспариваемого водного пути.

Читать еще:  Солнечная система, размеры, схема, модель и строение, планеты: самые большие и карликовые, расстояние и таблица по порядку и по мере увеличения

На прошлой неделе китайское правительственное гидрографическое судно начало слежку за буровым судном «Западная Капелла» (West Capella), проводящим разведочные работы у берегов Малайзии и находящимся в эксплуатации у малазийской государственной нефтяной компании Петронас (Petronas).

Китайское гидрографическое судно «Хайян Дижи-8» (Haiyang Dizhi 8) ранее следило за подобными работами по разведке нефтяных месторождений у берегов Вьетнама.

По словам военных экспертов, американские военные корабли сопровождает австралийский фрегат «Парраматта» (Parramatta) в рамках ранее запланированной операции.

Питер Дженнингс, бывший чиновник минобороны Австралии, говорит, что переброска фрегата «Парраматта» в этот район была запланирована как минимум год назад.

В то время «его экипаж, вероятно, не знал, что направляется в район повышенной военной опасности, — говорит Дженнингс. — На самом деле обстановка накалилась еще в марте, учитывая, что в районе от Японии до Южно-Китайского моря Китая действует все более агрессивно».

Военные эксперты, которые изучают информацию о передвижениях военных кораблей в этом районе, но имеют права ее разглашать, заявили, что у берегов Малайзии находится китайский военный корабль. Многоцелевой ракетный эсминец называется «Ухань» (Wuhan), он назван в честь города, где началась вспышка коронавируса.

Контекст

JB Press: Россия и Китай – известные мастера «грабежа во время пожаров»

Гегемония США под угрозой: с этим противником им сложнее, чем с Россией (Sohu)

Хуаньцю шибао: сдерживание России – одно из самых абсурдных решений США

Когда Китай отправлял в Малайзию врачей и средства индивидуальной защиты для борьбы с эпидемией коронавируса, малайзийские власти официально не выступали против того, что у берегов их страны находится китайское гидрографическое судно или оцепление из нескольких вооруженных китайских пограничных судов. Не вызывало у них официального протеста и длительное присутствие китайских судов морской милиции и пограничных кораблей в другом нефтеносном районе у берегов Малайзии.

Пекин отправляет медицинскую технику, изделия медицинского назначения и опытных специалистов во все страны региона. А в одном военном издании китайские власти с гордостью заявили, что коронавирусом не заболел ни один военнослужащий Китайской Народно-освободительной армии, что вызывает удивление, учитывая быстрое распространение эпидемии.

На американском авианосце «Теодор Рузвельт» (Theodore Roosevelt), находившемся в Южно-Китайском море в начале этого года, произошла вспышка коронавируса, в результате чего один моряк умер, и сотни других заболели. Коронавирусная инфекция попала и на другие корабли Тихоокеанского флота США.

«Для репутации ВМС США в этом регионе это не очень хорошо, хотя администрация Трампа пытается успокоить своих союзников, — говорит Иэн Стори из Института изучения проблем Юго-Восточной Азии. — Китай может сказать: „Посмотрите на нашу превосходную систему управления, которая позволила остановить эпидемию. А потом посмотрите на США”».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Последний бой японских авианосцев

В начале Второй мировой войны на Тихом океане японское Ударное авианосное соединение «Кидо Бутай» казалось непобедимым. На его счету было немало успешных операций — удар по Пёрл-Харбору, бомбардировки австралийского порта Дарвин, рейд в Индийский океан. Однако после битвы за Мидуэй ситуация изменилась, а бои за Марианские острова летом 1944 года показали, что японские авианосцы стали лишь тенью своей былой мощи. В октябре того же года Мобильный флот вице-адмирала Одзавы отправился в свой последний боевой поход.

Операция «Победа»

В октябре 1944 года японские ВМС были вынуждены вступить в генеральное сражение с американским Тихоокеанским флотом (поддержанным небольшой австралийской эскадрой) у берегов Филиппин. Некогда долгожданный «Кантай Кэссэн», к которому японские военные моряки готовились со времён Цусимы, планировался в крайне неблагоприятных условиях. Количественное и качественное превосходство американских военно-морских сил убедительно доказала «охота на индеек» у Марианских островов в июне 1944 года, когда японский флот потерпел жестокое поражение, лишившись ценных кораблей, множества самолётов и лётчиков. Дополнительным ударом по японской палубной авиации стало принятое в начале октября 1944 года решение использовать её самолёты с береговых аэродромов Тайваня и Филиппин. Всё это привело Мобильный флот вице-адмирала Дзисабуро Одзавы в неудовлетворительное состояние как по корабельному составу, так и по численности авиагрупп. Обстоятельства вынудили японский морской генштаб, разрабатывавший план морского сражения за Филиппины под условным названием «Победа» (Sho-Go), впервые с начала войны сделать ставку на линейные корабли, включая суперлинкоры типа «Yamato».

Замысел операции «Победа» получился не только масштабным, но и экстравагантным. Главную роль в нём должно было сыграть мощное соединение линкоров и тяжёлых крейсеров под командованием вице-адмирала Такео Куриты, действовавшее в центральной части Филиппинского архипелага. Именно в состав Центрального соединения вошли суперлинкоры «Yamato» и «Musashi». На юге действовали два гораздо более слабых соединения вице-адмиралов Сёдзи Нисимуры и Киёхиде Симы, которые должны были либо отвлечь внимание американцев, либо действовать совместно с Куритой в зависимости от хода событий. Ядром этих сил стали старые тихоходные линкоры «Fuso» и «Yamashiro».

После войны вице-адмирал Одзава говорил, что изначально планировал использовать свои авианосцы совместно с линкорами Куриты, однако критическая нехватка самолётов и подготовленных лётчиков заставила японских стратегов задействовать Мобильный флот, в состав которого входили все боеспособные авианосцы, как отдельное соединение в северной части Филиппинского архипелага. Соединение должно было сыграть роль своеобразной приманки для господствовавшей в воздухе американской авиации, прокладывая путь японским линкорам. Впрочем, в случае удачного развития событий Одзава мог подключиться и к разгрому американского десанта.

Мобильный флот (действовавший у Филиппин как Северное соединение) представлял собой весьма пёструю и слабую группировку кораблей, наглядно демонстрировавшую деградацию авианосных сил японского флота к осени 1944 года:

  • тяжёлый авианосец «Zuikaku» (единственный уцелевший ветеран Пёрл-Харбора);
  • лёгкие авианосцы «Zuiho», «Chitose» и «Chiyoda»;
  • тихоходные «авианесущие» линкоры «Ise» и «Hyuga» (примечательно, что без авиагрупп);
  • лёгкие крейсера «Oyodo», «Tama», «Isuzu» (трёх разных типов);
  • 8 эсминцев (4 мощных эсминца ПВО типа «Akizuki» и 4 довольно слабых корабля типа «Matsu»).

По данным офицеров штаба Одзавы, в распоряжении командующего находились 52 истребителя, 28 истребителей-бомбардировщиков, 25 торпедоносцев, 7 пикирующих бомбардировщиков и 6 гидросамолётов. Почти половина всех палубных самолётов соединения базировалась на флагманском «Zuikaku».

На авиабазах Филиппин находилось около 600 самолётов армейской и морской базовой авиации, но их боеспособность была весьма низкой. Об этом убедительно говорит тот факт, что главной ударной силой командующий 1-м воздушным флотом ВМС вице-адмирал Такедзиро Ониси считал группу из 24 пилотов-смертников под командованием лейтенанта Юкио Сэки. Кроме того, действия армейской и флотской авиации никак не координировались, и даже элементарное взаимодействие между ними налажено не было. Например, вице-адмирал Курита после войны рассказывал, что вообще не знал о наличии армейских самолётов в зоне действий его соединения.

С американской стороны роль главной ударной силы, обеспечивавшей успех морского десанта на Филиппинах, играл 3-й флот адмирала Уильями Хэлси, построенный вокруг Быстроходного авианосного соединения (Оперативное соединение 38) вице-адмирала Марка Митшера. В распоряжении Хэлси имелись 8 тяжёлых и 8 лёгких авианосцев, 6 быстроходных линкоров, 6 тяжёлых и 9 лёгких крейсеров, 58 эсминцев. Флот делился на четыре относительно автономных оперативных группы авианосцев, каждая из которых была сильнее всей группы Одзавы вместе взятой:

  • TG 38.1 (вице-адмирал Джон Маккейн): 3 тяжёлых и 2 лёгких авианосца с эскортом из крейсеров и эсминцев; 173 истребителя, 95 пикирующих бомбардировщиков, 72 торпедоносца;
  • TG 38.2 (контр-адмирал Гарольд Боган): 1 тяжёлый и 2 лёгких авианосца с эскортом из линкоров, крейсеров и эсминцев; 84 истребителя, 28 пикирующих бомбардировщиков, 36 торпедоносцев;
  • TG 38.3 (контр-адмирал Фредерик Шерман): 2 тяжёлых и 2 лёгких авианосца с эскортом из линкоров, крейсеров и эсминцев; 143 истребителя, 55 пикирующих бомбардировщиков, 55 торпедоносцев;
  • TG 38.4 (контр-адмирал Ральф Дэвисон): 2 тяжёлых и 2 лёгких авианосца с эскортом из крейсеров и эсминцев; 123 истребителя, 65 пикирующих бомбардировщиков, 53 торпедоносца.

Всего: 523 истребителя, 243 пикирующих бомбардировщика, 216 торпедоносцев.

Читать еще:  Гладкоствольное оружие, старинное боевое и охотничье, первые огнестрельные ружья, дульные устройства, калибр патронов и прицельная дальность

Примечательно, что главнокомандующий адмирал Честер Нимиц поставил перед Хэлси такую задачу: «В случае если возникнут или будут созданы обстоятельства для уничтожения главных сил неприятельского флота, их уничтожение становится основной задачей». Прямых указаний о том, что представляют собой «главные силы» противника, Хэлси не получил, что оставляло место для интерпретации приказа и сыграло заметную роль в дальнейших событиях.

В южной части Филиппин находился 7-й флот США (вице-адмирал Томас Кинкейд), в задачи которого входило непосредственное обеспечение армейской операции на острове Лейте. Действия двух американских флотов практически никак не координировались, и это сыграло против американцев в развернувшемся морском сражении. С другой стороны, взаимодействие четырёх японских соединений также почти не было налажено, и каждый адмирал действовал самостоятельно. С флотской и армейской базовой авиацией японские моряки также никак не взаимодействовали.

24 октября: угроза с севера

Японское морское командование верно предугадало действия противника, хотя быстрым развёртывание сил Объединенного флота назвать трудно. В день высадки полномасштабного американского десанта на острове Лейте, 20 октября, начался боевой поход Мобильного флота с баз в Японии. В отличие от соединений Куриты и Нисимуры, базировавшихся в Брунее и начавших развёртывание 22 октября, путь соединения Одзавы к Филиппинам оказался спокойным и безопасным — с американскими подлодками и самолётами японские моряки не столкнулись.

Ранним утром 24 октября авианосцы 3-го флота США начали обмен воздушными ударами с японской базовой авиацией в районе Манилы. Около 9:40 над оперативной группой 38.3 появился одиночный пикирующий бомбардировщик D4Y, всадивший бомбу в палубу лёгкого авианосца «Princeton» (вероятно, вскоре после удара японский самолёт был сбит истребительным патрулём). Попадание оказалось очень удачным — бомба пробила палубу и взорвалась в ангаре, начался сильный пожар. Американские моряки упорно боролись с возгоранием, но около 15:20 огонь добрался до авиационных боеприпасов. Взрыв оказался такой силы, что на находившемся у борта авианосца лёгком крейсере «Birmingham» погибло 230 человек. Несмотря на это, «Princeton» тонул долго, и лишь в 17:50 был добит торпедами кораблей сопровождения. На авианосце погибло 108 человек.

В 8:10 американские воздушные разведчики обнаружили японское Центральное соединение, а в 9:05 — Южное соединение вице-адмирала Нисимуры. На юге воздушная атака была скоротечной и малоэффективной, в её ходе был легко повреждён линкор «Fuso». Соединение Куриты подвергалось массированным ударам на протяжении большей части светового дня — итогом этого стала гибель суперлинкора «Musashi» (1023 погибших моряка). Другие корабли Центрального соединения пострадали незначительно, хотя американские лётчики оптимистично сообщали, что противник разбит и отступает. Подходившее с севера соединение Одзавы оставалось незамеченным и даже смогло нанести первый удар.

В 11:15 японский воздушный разведчик обнаружил корабли оперативной группы 38.3 контр-адмирала Фредерика Шермана (тяжёлые авианосцы «Essex» и «Lexington», лёгкий авианосец «Langley»). Около полудня Одзава поднял с трёх своих авианосцев 40 истребителей, 28 истребителей-бомбардировщиков, 6 торпедоносцев и 2 дополнительных разведывательных самолёта. Примечательно, что пилоты изначально получили приказ не возвращаться на корабли, а садиться на береговых базах острова Лусон. Атака оказалась полностью неудачной, самолёты были перехвачены американским истребительным патрулём и не добрались до цели. От 30 до 40 уцелевших машин перелетели на Лусон, три самолёта всё же вернулись на свои авианосцы. В распоряжении Одзавы оставались 19 истребителей, 5 истребителей-бомбардировщиков, 4 торпедоносца и один пикирующий бомбардировщик.

После нескольких часов поисков в 16:40 американская воздушная разведка обнаружила японские корабли в 190 милях (306 км) к северо-востоку. Мобильный флот шёл, разделившись на две группы кораблей — в авангарде следовали линкоры «Ise» и «Hyuga» в сопровождении четырёх эсминцев, в значительном удалении за ними находились авианосцы под прикрытием оставшихся эсминцев и лёгких крейсеров. Возможности Северного соединения американские разведчики завысили — они насчитали в его составе «два тяжёлых авианосца типа «Shokaku» и один лёгкий авианосец», а также «четыре линкора или тяжёлых крейсера, пять крейсеров». Эта информация давала основания считать, что именно в северной части Филиппин японцы сконцентрировали свои главные силы. С учётом наступления темноты ни на дополнительную разведку, ни на атаки времени у американцев уже не оставалось.

В 20:10 Одзава получил информацию о действиях Центрального соединения Куриты, исходя из которой сделал вывод, что бой продолжается, и операция развивается по плану. В ночь с 24 на 25 октября командующий Мобильным флотом не пытался отступить и упорно держался к северу от 3-го флота США, дожидаясь рассвета. Авангардный отряд линкоров действовал самостоятельно — предположительно, для того, чтобы попытаться навязать американцам ночной артиллерийский бой. По японским данным, «Ise» и «Hyuga» поздним вечером сблизились с передовыми американскими кораблями на 50 км. В свою очередь, они были обнаружены американскими ночными самолётами-разведчиками. Так или иначе, боевой контакт не состоялся, и ранним утром 25 октября все корабли Мобильного флота образовали единый строй.

Хэлси вечером 24 октября терзался сомнениями. В 17:49 воздушная разведка сообщила, что Центральное соединение японцев отступает и якобы небоеспособно. После долгих размышлений командующий 3-м флотом решил всеми силами обрушиться на главные силы противника, которыми он считал Северное соединение. Центральная часть Филиппинского архипелага в таком случае оставалась беззащитной, но Хэлси был уверен, что её контролирует 7-й флот. В свою очередь, адмирал Кинкейд на основании полученных им расплывчатых радиосообщений полагал, что это зона ответственности Хэлси. К полуночи 25 октября весь 3-й флот шёл на север, в то время как главные силы 7-го флота сконцентрировались в проливе Суригао для боя с японскими южными соединениями (это столкновение завершилось безоговорочной победой союзников).

Вечером и ночью 24 октября командующий 3-м флотом попытался сформировать импровизированную сводную группу быстроходных артиллерийских кораблей, собранных из эскорта авианосных соединений: 6 линкоров, 2 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров, 18 эсминцев. Теоретически это оперативное соединение, получившее номер 34 (вице-адмирал Уиллис Ли), могло бы защищать центральную часть Филиппин, но Хэлси упорно вёл его с собой на север. Он считал свои мощные артиллерийские корабли необходимыми для боя с японскими линкорами (число которых разведчики первоначально завысили). При этом ошибки в коммуникации привели к тому, что и штаб 7-го флота, и главнокомандование Тихоокеанского флота пребывали в уверенности, будто соединение 34 остаётся в центральной части Филиппин.

25 октября: бой или избиение

На рассвете 25 октября американцы подняли разведывательные самолёты, которые в 7:10 обнаружили японский Мобильный флот у мыса Энганьо (в 135 милях (217 км) к северо-востоку). Теперь лётчики смогли спокойно рассмотреть противника и сообщили штабу 3-го флота точное состояние его сил: тяжёлый и три лёгких авианосца, два линкора с полётными палубами и мелкие корабли. К тому времени японские корабли построились в плотный кольцеобразный строй ПВО, включавший в себя линкоры и эсминцы типа «Akizuki», вооружённые батареей из восьми новейших 100-мм универсальных орудий и оснащённые радарами обнаружения воздушных целей. К несчастью для адмирала Одзавы, сил в его распоряжении имелось критически мало.

Полтора десятка японских истребителей, разумеется, не могли остановить начавшуюся в 8:30 американскую атаку — с учётом неравенства сил бой быстро превратился в избиение. Достоверной информации о потерях американской авиации в этом сражении практически нет — безоговорочно считается, что погибли лишь около десяти самолётов. В любом случае, матросы и офицеры Мобильного флота продемонстрировали впечатляющую стойкость, до самого конца играя горькую роль приманки и уводя противника на север. Достаточно сказать, что всего на протяжении светового дня американские самолёты совершили 527 вылетов в пяти ударных волнах против практически беззащитного противника. Бой шёл при абсолютном и подавляющем превосходстве американцев — однако его итоги оказались несколько противоречивыми.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: