1 372 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Точка у: ракета, баллистическая, тактико-технические характеристики (ттх), радиус поражения, история создания

Тактический ракетный комплекс Точка-У: характеристики, скорость и боевое применение

Виды современного ракетного оружия весьма многочисленны и разнообразны. Стратегические ракеты созданы для поражения целей, находящихся на расстоянии в десятки тысяч километров, и обычно несут ядерный заряд. Однако существуют и другие ракеты, задачей которых является поражение важных объектов, расположенных в ближайшем тылу противника. Такие ракеты называются тактическими и оперативно-тактическими. Они также могут иметь ядерную боевую часть (БЧ), но даже с обычной боеголовкой подобные ракеты представляют собой грозное оружие, способное значительно изменить ситуацию на локальном участке вооруженного конфликта.

В СССР умели делать не только стратегические межконтинентальные ракеты, способные уничтожать целые государства. Еще с 50-х годов прошлого столетия советские конструкторы занимались разработкой тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов. Такие названия, как «Луна», «Ока», «Эльбрус» (это и есть знаменитый «Скад») были хорошо известны вероятному противнику. Одной из самых удачных советских разработок в данной области стал тактический ракетный комплекс «Точка» (а затем и «Точка-У»).

«Точка-У» и сегодня стоит на вооружении российской армии, кроме того, эта ракета используется в армиях еще нескольких стран мира.

История создания

Работы по созданию ракетного комплекса «Точка» начались в 1968 году. Именно в этом году увидело свет постановление Совмина СССР, согласно которому главным исполнителем работ назначалось КБ Машиностроения (г. Коломна), его руководителем в тот момент был талантливый советский оружейный конструктор Непобедимый.

Новый ракетный комплекс создавался для поражения важных объектов в тактическом тылу противника. Точность новой ракеты была задекларирована прямо в названии проекта – «Точка».

В этот же период были определены и другие предприятия-участники нового проекта: шасси для нового комплекса должен был изготовить Брянский автозавод, ЦНИИ Автоматики и гидравлики занималось разработкой системы управления, а ПО «Баррикады» — пусковой установки.

Испытания нового ракетного комплекса начались через три года, а в 1973 году стартовало его серийное производство, но на вооружение «Точку» приняли только в 1976 году. Комплекс оснащался ракетами 9М79, которые могли нести два вида боевых частей: осколочно-фугасную и ядерную. Дальность полета новой ракеты составляла 70 км, а вероятное отклонение от заданной точки – 250 метров.

Сразу после приема комплекса «Точка» на вооружение, началась работа над новой модификацией ракеты, которая планировали оснастить новой электроникой. Новая ракета оснащалась пассивной головкой самонаведения и получила индекс «Точка-Р». Однако на вооружение новый ракетный комплекс так и не взяли.

В 1984 году начались работы над модернизацией комплекса «Точка». Военные хотели улучшить основные его характеристики, а именно дальность полета ракеты и ее точность. Испытания проводились с 1986 по 1988 год, а через год «Точка-У» приняли на вооружение.

Усовершенствованный комплекс может стрелять и ракетами «Точки».

Результатом модернизации комплекса стало значительное улучшение его основных характеристик. Дальность поражения целей увеличилась до 120 км, а также значительно улучшилась точность ракеты – вероятное отклонение ракеты от цели уменьшилось до 100 метров. Новые ракеты получили более совершенную систему навигации и наведения.

Боевое применение

Ракетные комплексы успели принять участие в нескольких локальных конфликтах. Российская армия активно применяла «Точку-У» против сепаратистов в ходе обеих чеченских кампаний.

Также эти комплексы применялись российской армией против грузинских войск в ходе войны в 2008 году.

Весьма активно и эффективно «Точку-У» использовала украинская армия во время конфликта на востоке Украины.

Йеменские хуситы нанесли удар «Точкой-У» по лагерю саудовский войск и их союзников. Есть информация, что в результате погибли более сотни военнослужащих, были уничтожены несколько десятков единиц бронетехники и даже несколько вертолетов.

Описание комплекса

Ракетный комплекс «Точка-У» разрабатывался для поражения в тактическом тылу противника одиночных, групповых, а также площадных целей, которые представляют значительную важность: командные пункты и узлы связи, стоянки самолетов и вертолетов, склады боеприпасов и горючего.

В состав комплекса входит:

  • ракеты 9М79-1, на которые могут быть установлены различные виды боевых частей;
  • пусковая установка;
  • транспортная машина;
  • транспортно-заряжающая машина;
  • контрольно-испытательная машина;
  • машина технического обслуживания;
  • учебно-тренировочные средства;
  • комплект арсенального оборудования.

«Точка-У» — это весьма универсальное средство, которое можно использовать в любом конфликте и для решения разных задач. На ракету можно устанавливать разные виды боевых частей: фугасные, кассетные, БЧ, содержащие различные виды химического или биологического оружия. Также ракету можно использовать для доставки ядерного оружия (до 100 кт).

Основным элементом комплекса является твердотопливная баллистическая ракета 9М79М (9М79-1), которая имеет одну ступень. Ракета управляется на всем протяжении ее полета, от запуска до поражения цели.

Боевой блок не отделяется на завершающем этапе полета, более того, двигатель работает от запуска ракеты до ее встречи с целью. Он имеет всего один режим работы и за время своей работы сжигает более 800 килограмм топлива.

Корпус ракеты состоит из головной и ракетной части. Он изготавливается из специального алюминиевого сплава. Головная часть крепится с помощью шести болтов.

Расположение рулей и аэродинамических поверхностей ракеты Х-образное. Ракетная часть состоит из хвостового, двигательного и приборного отсеков и аэродинамических поверхностей. В ее передней части расположен приборный отсек, а в средней части – двигательный отсек. В хвостовом отсеке расположено сопло двигателя, источник питания, а также часть системы управления. Там же расположены решетчатые аэродинамические рули.

Всего ракета имеет четыре трапециевидных крыла, четыре газоструйных руля и столько же аэродинамических рулей. В походном положении все крылья складываются. Сразу после запуска управление ракетой осуществляется с помощью газоструйных рулей, а затем в дело вступают аэродинамические решетчатые рули.

Твердотопливный двигатель состоит из камеры сгорания и соплового блока, с топливным зарядом и системой воспламенения. Для изготовления двигателя используется легированные стали, материалы на основе графита и вольфрамовые сплавы.

Топливный заряд представляет собой моноблок, основным горючим материалом которого является алюминиевый порошок, а связующим веществом — каучук. Окислителем выступает перхлорат аммония. Во время работы двигателя топливный заряд горит с равномерной скоростью, обеспечивая постоянную площадь горения от самого запуска до поражения цели.

Система воспламенения состоит из двух пиропатронов и воспламенителя. Во время запуска пиропатроны зажигают воспламенитель, который, в свою очередь, зажигает топливный заряд.

Бортовая система управления ракетой инерциальная, она оснащена бортовым вычислительным комплексом и гироскопом 9Б64, что обеспечивает высокую точность поражения целей. Также в состав бортовой системы управления входят датчики угловых скоростей и ускорений.

Ракета управляется на всей баллистической траектории полета, в отличие от более ранних образцов советских тактических и оперативно-тактических ракет, у которых управление происходило только до определенного момента (обычно до достижения заданной скорости).

При приближении к объекту поражения ракета совершает маневр, который обеспечивает практически прямой угол встречи заряда с целью. Подрыв фугасной боевой части «Точки-У» происходит на высоте 20 метров, что усиливает его поражающее действие. Воздушный подрыв осуществляется с помощью лазерного датчика.

Ракетный комплекс «Точка-У» весьма мобилен и имеет хорошую скорость благодаря шестиколесной полноприводной установке 9П129, на которой он выполнен. На шоссе он может развивать скорость до 60 км/ч с полной боевой загрузкой. Машина может преодолевать и водные препятствия со скоростью 10 км/ч.

Электроника пусковой установки полностью самостоятельно проводит все необходимые для старта манипуляции, вмешательство экипажа минимально. Ввод полетных данных производится в горизонтальном положении ракеты через специальный иллюминатор в ее корпусе. Для расчета задания и траектории полета используются данные космической разведки и аэрофотосъемки.

Запуск ракеты можно производить почти с любой площадки, скорость развертывания при стрельбе с марша составляет 16 минут, а из положения «готовность №1» — всего лишь 2 минуты. Требование при этом только одно: цель должна находиться в секторе 15 градусов от продольной оси ракеты.

Пусковая установка может покинуть место запуска через две-три минуты. Ракета выводится на пусковой угол только за пятнадцать секунд до пуска. Этим значительно осложняется работа вражеской разведки.

Экипаж пусковой установки состоит из четырех человек: начальника расчета, водителя, старшего операторы и оператора.

Ракеты комплекса поставляются в войска уже в собранном виде и могут храниться в течение десяти лет (в неядерном снаряжении). Размещение ракеты на пусковой установке производится с помощью транспортно-заряжающей машины, которая также выполнена на базе шасси БАЗ-5922. В герметичном кузове машины находится две ракеты. Для погрузки на пусковую установку транспортно-заряжающая машина оборудована специальным краном. Заряжание может проводиться на любых, даже на необорудованных площадках.

Процесс заряжания занимает примерно двадцать минут.

Кроме транспортно-заряжающей машины, в состав комплекса входит и транспортная машина, которая не имеет погрузочного оборудования.

Несмотря на солидный возраст, ракетные комплексы «Точка-У» не планируют снимать с вооружения. Возможно, со временем, когда промышленность сможет изготовить для российской армии более современные ракетные комплексы «Искандер» в достаточном количестве.

Технические характеристики

Ниже представлены тактико-технические характеристики тактического ракетного комплекса «Точка».

Ракетный комплекс «Точка-У» – стоит в конце истории противника

На протяжении десятилетий единственным оружием, способным поражать важные объекты в тылу противника, оставалась артиллерия особой мощности. Однако развитие ракетного оружия в годы после Второй Мировой войны привело к появлению такой его разновидности, как тактические ракеты.

Относительно небольшая дальность пуска была гораздо выше дальности стрельбы артиллерии, боевая часть мощнее снарядов, а пусковые установки при этом сохраняли мобильность. Одним из типичных и известных представителей тактических ракет является «Точка-У», доставшаяся России в наследство от СССР.

История создания

Одной из первых советских тактических ракет, батареи которых придавались мотострелковым и танковым дивизиям, стала «Луна». Эта довольно простая неуправляемая ракета, оснащённая твердотопливным двигателем, могла забросить осколочно-фугасный заряд массой в 350 кг на дальность свыше 45 км. Точность при этом была удручающей – допускалось километровое отклонение от цели. Частично проблему точности решало применения ядерной боевой части.

Читать еще:  С пневматической винтовкой на рябчика

Комплекс «Луна» был принят на вооружение в 1960 году, а работы по созданию нового, более современного ТРК стартовали в 1968 году. Изделие получило кодовое название «Точка» и индекс ГРАУ 9К79.

Производство началось в 1973 году, а спустя 10 лет после начала боевого дежурства «Точек» появилась модернизированная ракета «Точка-У» (9К79-1) с увеличенной дальностью полёта.

В НАТО этому комплексу присвоили обозначение SS-21 Scarab («Scarab» – скарабей, «SS» – сокращение от «surface-to-surface» – «поверхность-поверхность»).

Описание конструкции

Главная часть комплекса «Точка-У» – ракета 9М79-1. Она 1-ступенчатая, состоит из ракетной части, включающей в себя двигатель и приборы управления, и головной части – собственно боевого заряда. Двигатель – твердотопливный, с одним составным соплом. Топливный заряд при старте поджигается пиропатронами, соединёнными с воспламенителем.

В хвостовом отсеке, служащем обтекателем сопла, находится турбогенератор, обеспечивающий приборы электроэнергией во время полёта. Там же размещено оперение – складывающиеся крылья, газоструйные и аэродинамические рули. По сравнению с ранними образцами, на двигателе «Точки-У» было заново спроектировано сопло и использован другой топливный заряд.

Перед двигательной установкой находится приборный отсек. В нём находится система управления с цифровым вычислителем. Используется инерциальное наведение, устойчивое к средствам противодействия, причём траектория полёта корректируется не до момента отключения двигателя, а до момента достижения точки прицеливания. Из-за постоянного управления, кстати, ракета не считается баллистической. Аэродинамические рули управляются с помощью гидроприводов, газоструйные рули служат вспомогательным средством и используются только при наборе ракетой скорости.

Головные части соединяются с ракетной болтами, питание на ГЧ подается через кабель.

Основной тип боевой части – осколочно-фугасная 9Н123Ф. Она снаряжена 162 кг смеси гексогена и тротила. Для максимальной эффективности осколочного действия подрыв заряда происходит в воздухе, а ракета перед срабатыванием доворачивает на угол встречи, близкий к прямому. За счёт этого основная масса осколков равномерно разлетается в стороны. Площадь, накрываемая осколками, может доходить до 3 Га. Основная часть осколков при этом имеет массу до 20 г, а самые лёгкие – до 5 г.

Кассетная головная часть 9Н123К содержит 50 суббоеприпасов с индексом 9Н24. Каждый такой боевой элемент снаряжён 1,5 кг гексала и даёт до 316 осколков массой в среднем 7 г. Общая площадь поражения достигает 7 Га.

Ракеты с кассетной боевой частью считались более эффективными, чем осколочно-фугасные. Так, предполагалось, что уничтожить артиллерийскую батарею (в том числе самоходную) может одна ракета с БЧ 9Н123К. Для поражения такой же цели осколочно-фугасными зарядами требовалось две ракеты. Если координаты цели определялись с меньшей точностью (до 150 м), штатный расход составлял две кассетные и четыре осколочные ракеты.

Существует вариант осколочно-фугасной боевой части, оснащённой радиолокационной головкой самонаведения. Такие ракеты предполагалось применять против радарных установок, на излучение которых они бы наводились.

Ядерные боевые части для «Точки-У» имели заряд мощностью до 100 (по другим данным – до 200) килотонн.

Ракеты с химическим зарядом несли в головной части 65 суббоеприпасов снаряжённых зоманом или газом VR.

Транспортно-пусковой установкой для комплекса «Точка-У» служит 6-колёсный вездеход-амфибия марки БАЗ-5921. Машина оснащается 6-цилиндровым дизелем, механической 5-скоростной коробкой передач. Передвижение по воде осуществляется с помощью водомётов, высокую маневренность обеспечивает наличие задней управляемой оси. Машина оснащалась средствами защиты от оружия массового поражения. Ракета приводилась в стартовое положение за 15 секунд.

Поскольку вся необходимая прицельная и пусковая аппаратура размещаются на борту автомобиля, даже одна пусковая установка может автономно произвести пуск и выполнить боевую задачу.

В состав ракетных батарей также вошли транспортно-заряжающие машины на шасси БАЗ-5922 и транспортные автопоезда, состоящие из тягача ЗиЛ-131 и активного полуприцепа. Перегрузка ракеты с заряжающей машины на пусковую занимала от 15 до 30 минут. Все машины, входящие в состав комплекса (кроме автопоедов) авиатранспортабельными, перевозились обычно тяжёлыми самолётами АН-22 или Ил-76.

Боевое применение

Две-три пусковые машины составляли батарею, а три батареи – дивизион. До трёх дивизионов, в свою очередь, составляли бригаду. Тактические ракетные комплексы «Точка» стояли на вооружении Советского Союза и стран Варшавского договора.

После 1991 года в странах ОВД их начали выводить из эксплуатации, но в большинстве постсоветских стран они всё ещё находятся на вооружении.

На экспорт «Точки» поставлялись не очень активно – их имеют только некоторые арабские страны, конкретно – Сирия и Йемен. Кроме того, в КНДР производилась местная копия под названием KN-02.

Именно Йемен, кстати, стали первой страной, опробовавшей советские установки в бою. В 1994 году «Точки» участвовали в гражданской войне, а с 2018 года используются против сил Саудовской Аравии. Вообще основным полем применения этих тактических комплексов стали именно гражданские войны. Так, в конце 90-х годов российские войска использовали это оружие во второй чеченской кампании.

По некоторым докладам, украинские силы использовали на Донбассе минимум одну батарею пусковых установок. С 2014 года «Точки» применяются и сирийскими войсками.

Тактико-технические характеристики

Тактический ракетный комплекс «Точка-У» можно сравнить с двумя американскими аналогами. Первый – комплекс «Лэнс», разработанный одновременно с ранними модификациями «Точки». Второй – современная ракета ATACMS, запускаемая с пусковой установки РСЗО MLRS.

Тактическая ракетная «Точка»

В середине шестидесятых годов министерство обороны Советского Союза инициировало работы по созданию нового тактического ракетного комплекса с высокоточной баллистической ракетой. Подразумевалось, что боевой потенциал нового комплекса будет увеличен не за счет более мощной боевой части, а при помощи большей точности наведения. Испытания и эксплуатация предыдущих тактических ракетных комплексов подтвердили правильность такого подхода: более точная ракета могла бы уничтожать цели с большой эффективностью, даже не имея особо мощной боевой части.

Разработка сразу двух новых ракетных комплексов началась в МКБ «Факел». За основу для ракеты «земля-земля» была взята зенитная ракета В-611 комплекса М-11 «Шторм» корабельного базирования. Первым появился проект «Ястреб». В нем предполагалось использовать радиоэлектронную систему наведения ракеты. В таком случае баллистический боеприпас совершал бы полет на активном участке траектории в соответствии с командами, посылаемыми с земли. Немного позже, в 1965 году, на базе «Ястреба» создали проект «Точка». От предыдущего ракетного комплекса «Точку» отличала система наведения. Вместо сравнительно сложной в производстве и эксплуатации радиокомандной предложили использовать инерциальную, как на нескольких предыдущих отечественных тактических ракетных комплексах.

Оба проекта МКБ «Факел» так и остались на стадии разработки и испытаний отдельных агрегатов. Ориентировочно в 1966 году вся документация по проектам была передана в коломенское Конструкторское бюро машиностроения, где работы продолжились под руководством С.П. Непобедимого. Уже на ранних стадиях проработки стало ясно, что наиболее удобным и перспективным вариантом тактического ракетного комплекса будет «Точка» с ракетой, оснащенной инерциальной системой наведения. Именно этот проект и получил дальнейшее развитие, хотя в дальнейшем был почти полностью переработан.

Активные работы по проекту начались в 1968 году, в соответствии с постановлением Совмина СССР от 4 марта. В новом проекте было задействовано около 120 предприятий и организаций, поскольку требовалось создать не только ракету, но и колесное шасси, пусковую установку, комплекс электронного оборудования и т.д. Основными разработчиками и производителями агрегатов комплекса «Точка» были ЦНИИ автоматики и гидравлики, создавший систему управления ракеты, волгоградский завод «Баррикады», сделавший пусковую установку, а также Брянский автомобильный завод, на колесном шасси которого в итоге были смонтированы все элементы комплекса.

Стоит отметить, существовало два варианта пусковой установки. Первый был спроектирован самим КБ машиностроения вместе с ракетой и применялся только на полигонных испытаниях. Именно с таким агрегатом производились первые два испытательных пуска в 1971 году на полигоне Капустин Яр. Чуть позже начались испытания комплекса с применением боевых машин, оснащенных пусковой системой разработки конструкторов завода «Баррикады». Уже в 1973 году на Воткинском машиностроительном заводе началась сборка ракет. В том же году состоялись первые этапы государственных испытаний, по результатам которых в 1975 году ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение. Индекс ГРАУ комплекса – 9К79.

Основой комплекса «Точка» стала твердотопливная одноступенчатая ракета 9М79. Боеприпас длиной 6400 миллиметров и диаметром 650 имел решечатые рули размахом около 1350-1400 мм. Стартовая масса ракеты – две тонны, около полутора из которых приходилось на ракетный блок. Остальной вес боеприпаса был обусловлен 482-килограмовой боевой частью и системой управления. Разгон ракеты 9М79 на активном участке траектории осуществлялся однорежимным твердотопливным двигателем с топливом на основе каучука, алюминиевого порошка и перхлората аммония. Около 790 килограмм топлива выгорали за 18-28 секунд. Удельный импульс – около 235 секунд.

Инерциальная система наведения ракеты 9М79 имела в своем составе набор различной аппаратуры, как то командно-гироскопический прибор, дискретно-аналоговый вычислитель, датчик угловых скоростей и ускорения и т.п. Основа системы наведения – командно-гироскопический прибор 9Б64. На гиростабилизированной платформе этого прибора имелись средства ее выставления, а также два акселерометра. Данные со всех датчиков системы наведения передавались на вычислитель 9Б65, который автоматически просчитывал траекторию полета ракеты, сравнивал ее с заданной и при необходимости выдавал соответствующие команды. Корректирование траектории производилось при помощи четырех решечатых рулей в хвостовой части ракеты. При работающем двигателе также использовались газодинамические рули, находившиеся в потоке реактивных газов.

Читать еще:  «Классика» или «традиция»

Поскольку боевая часть ракеты 9М79 не отделялась в полете, конструкторы предусмотрели управление на конечном участке траектории, что значительно увеличило точность попадания в цель. На этом этапе полета автоматика удерживала ракету в пикировании с углом в 80° к горизонту.

Данные о цели вводились в систему наведения ракеты непосредственно перед пуском, до подъема ракеты в вертикальное положение. Контрольно-пусковая аппаратура 9В390 с электронной вычислительной машиной 1В57 «Аргон» рассчитывала полетное задание, после чего данные передавались на вычислитель ракеты. Интересен способ поверки гиростабилизированной платформы системы наведения. В ее нижней части имелась многогранная призма, которую использовала специальная оптическая система, размещенная на боевой машине. Через специальный иллюминатор в борту ракеты аппаратура определяла положение платформы и выдавала команды на его исправление.

На ранних стадиях проекта «Точка» предлагалось сделать самоходную пусковую установку на базе одной из машин Харьковского тракторного завода. Однако по результатам сравнения было выбрано плавающее шасси БАЗ-5921, созданное на Брянском автозаводе. На его основе создали боевую машину 9П129. Примечательно, что за установку всего целевого оборудования на колесное шасси отвечал не Брянский автозавод, а волгоградское предприятие «Баррикады». В серийном производстве пусковых установок и транспортно-заряжающих машин заняли Петропавловский завод тяжелого машиностроения.

Шестиколеская полноприводная самоходная пусковая установка 9П129 оснащалась 300-сильным дизельным двигателем. Такая силовая установка позволяла боевой машине с ракетой разгоняться до 60 километров в час по шоссе. На бездорожье скорость снижалась до 10-15 км/ч. При необходимости машина 9П129 могла пересекать водные преграды со скоростью до 10 км/ч, для чего использовались два водомета. При боевой массе с ракетой около 18 тонн самоходная пусковая установка была пригодна для перевозки военно-транспортными самолетами. Интересно оснащение отсека для ракеты. В передней его части самоходная пусковая установка имела специальный теплозащитный кожух, который предохранял боевую часть ракеты от перегрева или переохлаждения.

На подготовку к пуску с марша по нормативам отводилось не более 20 минут. Большая часть этого времени уходила на обеспечение устойчивости пусковой установки при пуске. Прочие процедуры были куда быстрее. Так, на передачу команд в систему управления ракеты требовалось менее секунды, а последующий подъем ракеты в вертикальное положение занимал всего 15 секунд, после чего ракета сразу могла стартовать. Вне зависимости от дальности до цели возвышение направляющей пусковой установки составляло 78°. При этом механизмы машины 9П129 позволяли доворачивать направляющую и ракету в горизонтальной плоскости на 15° вправо или влево от оси машины. Полет ракеты 9М79 на максимальную дальность в 70 километров занимал чуть более двух минут. За это время расчет из трех или четырех человек должен был перевести боевую машину в походное положение и уйти с позиции. На процедуру перезарядки отводилось 19-20 минут.

Помимо ракеты и самоходной пусковой установки в состав комплекса «Точка» включили транспортно-заряжающую машину 9Т128 на базе брянского шасси БАЗ-5922. В грузовом отсеке этой машины имеется два ложемента для ракет с теплозащитными кожухами боевых частей. Погрузка ракет в транспортно-заряжающую машину и установка на пусковой направляющей осуществляются при помощи крана, которым оборудована 9Т128. При необходимости ракеты могут храниться в грузовом отсеке транспортно-заряжающей машины, но для длительного хранения рекомендуется использовать специальные металлические транспортные контейнеры. Для перевозки ракет или боевых частей в контейнерах используются транспортные машины 9Т222 или 9Т238, представляющие собой седельный тягач с полуприцепом. На одном полуприцепе можно разместить две ракеты или четыре боевые части.

В 1983 году на вооружение приняли комплекс «Точка-Р». От базового комплекса он отличался лишь ракетой с новой системой наведения. С ракетным блоком 9М79 совместили систему наведения 9Н915 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Она способна захватывать излучающую цель на дальности около 15 километров, после чего ракета наводится на нее при помощи стандартных систем управления. Комплекс «Точка-Р» сохранил возможность применения ракет со стандартной инерциальной системой наведения.

В 1984 году стартовали работы по модернизации комплекса «Точка» с целью повышения его характеристик. Испытания обновленного комплекса 9К79-1 «Точка-У» начались летом 1986 года. В 1989 году он был принят на вооружение и поставлен в серийное производство. В ходе модернизации боевая машина комплекса претерпела некоторые изменения, прежде всего связанные с обновлением ракеты. В итоге полная масса самоходной пусковой установки 9П129-1, а затем и 9П129-1М увеличилась на 200-250 килограмм. Ракета 9М79-1 при модернизации получила новый двигатель с зарядом топлива в 1000 килограмм. Применение более эффективной топливной смеси позволило увеличить дальность полета до 120 километров.

Незадолго до модернизации комплекс «Точка» получил ракеты и боевые части новых типов. Таким образом, в настоящее время «Точка-У» может эксплуатировать следующие управляемые баллистические боеприпасы:
– 9М79. Базовая модель ракеты, появившаяся вместе с самим комплексом;
– 9М79М. Первая модернизация ракеты. Изменения затронули в основном технологическую часть производства. Кроме того, обеспечена совместимость с новой пассивной радиолокационной головкой самонаведения. В таком случае ракета носит название 9М79Р;
– 9М79-1. Ракета комплекса «Точка-У» с увеличенной дальностью полета;
-9М79-ГВМ, 9М79М-ГВМ, 9М79-УТ и т.п. Массогабаритные и учебно-тренировочные макеты боевых ракет. Производились с широким использованием их деталей, но часть агрегатов, такие как блок топлива, пиропатроны и т.п. заменялись имитаторами.

Номенклатура боевых частей для ракет «Точка» выглядит следующим образом:
– 9Н123. Осколочно-фугасная боевая часть сосредоточенного действия. Разрабатывалась вместе с ракетой 9М79 в конце шестидесятых годов. Несет 162,5 килограмма тротило-гексогеновой смеси и 14,5 тыс. полуготовых осколков. Боевая часть 9Н123 при взрыве разбрасывает осколки трех видов: шесть тысяч осколков весом около 20 грамм, четыре тысячи десятиграммовых и 4,5 тысячи поражающих элементов весом около пяти с половиной грамм. Осколки поражают цели на площади до трех гектаров. Также стоит отметить компоновку этой боевой части. Для равномерного поражения площади, из-за наклона последнего участка траектории полета ракеты, блок заряда взрывчатого вещества расположен под углом к оси боевой части;
– 9Н123К. Осколочная боевая часть с 50 суббоеприпасами. Каждый из них представляет собой осколочный элемент весом в 7,45 килограмм, около полутора из которых приходится на взрывчатое вещество. Каждый суббоеприпас разбрасывает на сравнительно малой площади по 316 осколков, но благодаря раскрытию кассеты на высоте около 2200-2250 метров одна боевая часть 9Н123К способна «засеять» осколками до семи гектаров. Суббоеприпасы стабилизируются в падении ленточными парашютами;
– Ядерные боевые части моделей 9Н39 мощностью 10 килотонн и 9Н64 мощностью не менее 100 кт (по другим данным, до 200 кт). К индексу ракет, оснащенных ядерными боевыми частями, добавлялась литера «Б» и соответствующая цифра. Так, боеголовка 9Н39 применялась на ракете 9М79Б, а 9Н64 – на 9М79Б1;
– Химические боевые части 9Н123Г и 9Н123Г2-1. Обе боевые части несут по 65 суббоеприпасов, снаряженных отравляющими веществами, V-газом и зоманом соответственно. Общая масса веществ составляла 60 килограмм для боевой части 9Н123Г и 50 для 9Н123Г2-1. Согласно разным источникам, общее количество произведенных химических боеголовок не превышает несколько десятков. К настоящему времени большая часть химических боевых частей утилизирована или готовится к уничтожению;
– Учебно-тренировочные головные части, предназначены для обучения личного состава работе с боевыми частями, оснащенными реальным боезарядом. Учебно-тренировочные блоки имеют такие же обозначения, как и боевые, но с литерами «УТ».

“Точка-У” (установка): характеристики, радиус поражения, фото

Середина 60-х годов ознаменовалась настоящим бумом в ракетостроении, причем зачастую ракеты внедряли даже в те области, которые традиционно были заняты обычной ствольной артиллерией. Особенно отличился на этом поприще Никита Сергеевич Хрущев. Впрочем, были в таком новаторстве и свои светлые стороны. К примеру, именно в этот период СССР заложил прочную научную базу под разработку огромного количества ракетных комплексов.

Предпосылки создания

Приблизительно в середине 60-х годов Министерство Обороны инициировало начало работ по проекту совершенно новой баллистической системы ограниченного радиуса действия. Впервые в истории отечественного оружейного комплекса ставка была сделана не на мощность боевой части, а на точность ракеты. Все предыдущие проектные работы абсолютно ясно свидетельствовали, что именно такой подход должен стать превалирующим в новом, изменившемся мире. В частности, можно было наносить болезненные удары по вражеской территории, не разнося все окрестности в клочья.

Разработкой поручили заниматься МКБ «Факел». Работа велась не на пустом месте: за основу взяли ракеты от комплекса М-11 «Шторм», который изначально устанавливался исключительно на кораблях. Первым результатом стал комплекс «Ястреб». Предполагалось, что в нем будет использоваться радиоэлектронная система наведения. Проще говоря, в этом случае пришлось бы «вести» ракету с земли, постоянно корректируя точность ее полета.

Уже в 1965 году «Ястреб» превратился в проект «Точка». Ракетная часть была оставлена прежней, но инженеры полностью переработали систему наведения. Так, они полностью отказались от радиоэлектронной схемы, предложив использовать сравнительно простой инерционный вариант. Он был неплохо апробирован и испытан на ряде предыдущих советских ракетных комплексов. Но это — еще не «Точка-У». Установка прошла довольно сложный путь развития, так как перед разработчиками постоянно возникали все новые технические препятствия.

Дальнейшая работа

Все проекты «Факела» так и не прошли дальше чертежей и эскизов. Приблизительно в 1966 году все наработки были переданы в Коломенское КБ, причем проект сразу стал курировать С. П. Непобедимый. Впрочем, коломенские инженеры полностью согласились с точкой зрения своих коллег из «Факела»: действительно, оптимальной будет инерционная система наведения. Справедливости ради стоит заметить, что в дальнейшем проект был полностью переработан. Фактически от него осталось только название – «Точка-У». Установка была в значительной степени усовершенствована, ее конструкцию удешевили.

Читать еще:  Любимцы и пасынки Страны Ямато

Работа над пусковой установкой

Вообще, первоначально рассматривалось сразу два варианта пусковой установки, с которой бы стартовала баллистическая ракета «Точка-У». Первый из них создали инженеры из Коломны, но он использовался исключительно на полигонных испытаниях. В частности, именно эта пусковая установка была продемонстрирована при испытаниях 1971 года, прошедших в Капустином Яру. Практически сразу главную роль стала играть конструкция, которую разработал завод «Баррикады».

Основные характеристики ракетной части

В 1973 году на Воткинском заводе в Удмуртии началась сборка ракет. Тогда же стартовали первые этапы государственных испытаний, по результатам которых и была принята на вооружение «Точка-У». Установка в войсках более известна под индексом 9К79.

Основа всего комплекса — одноступенчатая ракета на твердом топливе 9М79. Общая длина боеприпаса составляла 6,4 метра, диаметр был равен 650 мм. Для корректировки курса использовались решетчатые рули с размахом в 1350-1400 мм. Стартует ракета с боевой массой порядка двух тонн, из которых не менее полутора тонн приходилось непосредственно на ракетную часть. Остальные 482 килограмма разделяли меж собой заряд взрывчатого вещества и электронная система управления.

Много сложностей вызвал правильный рецепт твердого ракетного топлива, который отвечал за разгон ракеты и подведение ее к цели. В конечном итоге остановились на составе, в которых входил каучук, алюминиевая пудра, а также немалая часть перхлората аммония. Запас топлива выгорал приблизительно за 18-28 секунд. Ракета получала инерционный импульс, которого хватало для полета продолжительностью в 235 секунд. Из-за этого ракетный комплекс «Точка-У» получился сравнительно дешевым, так как в конструкции использовалось минимальное количество топлива и взрывчатого вещества.

Характеристика системы наведения

В составе комплекса находится большое количество электронной и механической аппаратуры, ответственной за наведение на цель: командно-гироскопический прибор, аналоговый вычислитель курса, много датчиков скоростей и т. д. Основой системы был командно-гироскопический прибор марки 9Б64. Он отвечал за стабилизацию платформы во время полета. Вообще, ракетный комплекс «Точка-У» обеспечивал попадание снаряда в цель на расстоянии в 50 километров и с рассеиванием не более 30-40 метров уже на испытаниях, что по тем временам граничило с фантастикой.

Этим ракетный комплекс «Точка-У» также значительно отличался от немногочисленных своих зарубежных аналогов, в которых система управления и коррекции курса была во много раз более сложной.

Прочие технические решения

Так как боевая и двигательные части комплекса были неразрывно связаны на протяжении всего полета, инженеры сконцентрировались на разработке системы коррекции, которая бы начинала работать непосредственно при подлете к цели. На этом этапе чувствительный гироскоп должен был удерживать снаряд под углом в 80° к линии горизонта. Вообще баллистическая ракета «Точка-У», несмотря на свою сравнительную простоту и дешевизну, показывает великолепные результаты по точности.

Ввод данных о месторасположении цели проводился еще до подъема ракеты в вертикальное положение на пусковой установке. Контрольная аппаратура и преобразователь «Аргон» автоматически рассчитывали и формировали полетное задание, после чего оно передавалось ракете.

Работы над созданием самоходного шасси

На первой стадии инженеры считали, что шасси будет сделано на базе какой-нибудь машины, разработанной на Харьковском заводе. Однако после сравнения характеристик всех предложенных образцов предпочтение было отдано экземпляру, созданному на Брянском автомобильном заводе. На основе этого плавающего шасси была создана машина 9П129. Как ни странно, но по документам работа по проекту «комплекс “Точка-У”» курировалась волгоградским заводом «Баррикады». Серийно же пусковые установки и многие другие важные элементы шасси вообще производил Петропавловский завод.

Технические характеристики шасси

Машина оснащалась дизельным движком, развивавшим мощность до 300 лошадиных сил. Мощный двигатель позволял полностью готовой к запуску установке ехать по шоссе со скоростью до 60 км/ч. Бездорожье ограничивало темп движения до 10-15 км/ч. В случае возникновения необходимости комплекс “Точка-У” своим ходом мог преодолевать водные преграды, развивая при этом скорость до 10 км/ч. Так как общая масса шасси не превышала 18 тонн, его можно было перевозить при помощи практически всех военно-транспортных самолетов.

Отсек для ракеты был довольно-таки оригинально выполнен. Так, в передней его части был смонтирован массивный теплоизоляционный кожух, который надежно защищал боевую часть снаряда от воздействия излишне высоких или слишком низких температур. Чем еще примечательна «Точка-У»? Характеристики предпусковой подготовительной работы ярко выделяют ее на фоне всех прочих ракетных комплексов благодаря простоте и высокой скорости выполнения всех операций.

Подготовка к боевому применению, предпусковые работы

Норматив на подготовку к запуску с хода предполагал полную боеготовность в течение 20 минут максимум. При этом львиная доля времени уходила на то, чтобы обеспечить максимальную устойчивость самого шасси. Все остальные процедуры выполнялись обученным расчетом во много раз быстрее. Таким образом, только установка «Точка-У» (фото имеется в статье) представляет собой реальную сложность.

На передачу команд в систему управления уходила буквально пара секунд, подъем пусковой установки в вертикальное положение отнимал ровно 15 секунд, после чего сразу можно было производить запуск. Возвышение пусковых стапелей могло достигать 78°. Таким образом, комплекс “Точка-У” является грозным оружием, на развертывание которого при благоприятных условиях затрачивается менее двух минут.

Транспортно-заряжающая машина

Что еще входит в состав комплекса «Точка-У»? Характеристики ее ракеты, если вы еще не забыли, предполагают вес снаряда в две тонны. Так что невозможно обойтись без транспортно-заряжающей машины, которая была создана на основе шасси БАЗ-5922. В ее кузове имеется место для двух ракет, боевые части которых закрыты теплоизолирующим кожухом. Установка снарядов на направляющие производится при помощи грузового крана, который входит в конструкцию 9Т128.

В принципе, ракеты могут сравнительно долгое время храниться в транспортно-заряжающей машине, но куда лучше использовать для этой цели специально разработанные металлические контейнеры. С чем это связано? Если установка «Точка-У» (фото которой неоднократно встречается в статье) хранилась в неподобающих условиях, ракета может полететь куда угодно, но только не в цель.

Чтобы установки перевозить на большие расстояния, применяют специальные машины 9Т222 или 9Т238, которые представляют собой практически стандартные тягачи. На одной такой машине можно перевозить два контейнера/ракеты или же четыре боевые части. Как бы ни была хороша «Точка-У», характеристики ее со временем начали все более заметно ухудшаться. Конечно же, были начаты работы по модернизации техники.

Модификации и модернизации

Результатом работ стало принятие на вооружение в 1983 году комплекса «Точка-Р». В принципе, от старой системы он отличается только лишь новым способом наведения ракеты на цель. Точнее говоря, конструкторы снова вернулись к идее радиолокационной системы наведения. Новый комплекс может автоматически захватывать цель на расстоянии в 15 километров, после чего в ход пускаются стандартные механизмы управления, унаследованные от старой «Точки». Впрочем, новая установка вполне может использовать весь ассортимент ракет, которые были выпущены в прошлые годы.

Но не только этим характеризуется новая установка «Точка-У». Радиус поражения также был увеличен. Новая ракета получила твердотопливный движок массой в одну тонну. Дальность полета после этого выросла сразу до 120 километров, что позволило создать также ядерные варианты снарядов.

Новые варианты баллистических ракет

Перед модернизацией комплексы получили боевые части новых типов. В общем и целом, на сегодняшний день имеются следующие виды снарядов для «Точек»:

9M79. Эта модель ракеты — самая первая, она появилась вместе с самой установкой.

9M79M. Первый вариант модернизации. В этом случае серьезно изменили саму технологию производства. Помимо этого, была обеспечена полная совместимость с новой системой автоматического наведения на цель. Модернизированная ракета имеет индекс 9М79Р.

9M79-1. Снаряд с таким названием характеризуется значительно увеличенной дальностью полета.

9М79-ГВМ. Это тренировочный макет боевой ракеты, который используется при обучении боевых расчетов. По внешнему виду они практически идеально воспроизводят своих боевых «прародителей».

Виды боевых частей

Не меньшим разнообразием отличаются и непосредственно боевые части самих ракет. Здесь мы приведем самые распространенные.

  • 9H123. Осколочно-фугасный тип снаряда. Разработка была закончена в конце 60-х годов. В его конструкции имеется почти 163 килограмма взрывчатого вещества и 14,5 тыс. полуготовых осколков. Они могут накрыть площадь до трех гектаров. Здесь следует заметить, что при проектировании было произведено огромное количество расчетов, по результатам которых тротиловая масса располагается под углом к центральной оси ракеты, чем обеспечивает максимально равномерное распределение осколочной массы по площади.

Именно за этот снаряд нелюбима в среде пехоты «Точка-У». Поражение живой силы при его использовании приближается к 100 %. Спрятаться от тяжелых поражающих элементов можно только в очень хорошем укрытии.

  • 9H123K. Чем примечательна эта ракета «Точка-У»? Характеристики ее довольно просты: кассетный осколочный снаряд с 50 суббоеприпасами. Каждый из них — это отдельный небольшой снаряд весом в 7,5 килограммов, причем полтора килограмма занимает заряд взрывчатого вещества. Отдельные «гранаты» разбрасывают приблизительно 316 осколков, но за счет их разброса на высоте приблизительно двух километров они покрывают за раз до семи гектаров. Чтобы разброс кассет происходил более равномерно, их падение стабилизируется за счет ленточных парашютов.

Вот чем характеризуется ракетный комплекс «Точка-У». Фото, которые в должном количестве представлены в статье, позволят вам самим создать о нем свое представление.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: