105 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ба 10 – бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ттх)

Средний бронеавтомобиль БА-10

Колонна бронеавтомобилей БА-10

История создания и конструкция бронеавтомобиля БА-10

Средний бронеавтомобиль БА-10 это дальнейшее развитие пушечных бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6, созданный в 1938 году на Ижорском заводе под руководством А.Д.Кузьмина. Корпус и башня БА-10 идентичны таковым от БА-6М (но с улучшенными охлаждением двигателя и системой вентиляции), но в качестве ходовой базы использовано укороченное на 60 см шасси грузовика ГАЗ-ААА. Это шасси было изготовлено специально для бронеавтомобиля и имело усиленную переднюю ось с гидроамортизаторами, центральный тормоз в трансмиссии.

Колеса бронеавтомобиля имели пулестойкие шины ГК. Проходимость могла быть повышена за счет гусеничных лент типа «Оверолл», надеваемых на задние колеса.

Вооружение БА-10 аналогично вооружению БА-6.

Чертеж среднего бронеавтомобиля БА-10

Боевое применение бронеавтомобиля БА-10

Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 это конфликт у реки Халкин-Гол. 203 автомобиля этого типа успешно вели действия против японских войск, прекрасно справляясь не только с задачами поддержки пехоты, но и уничтожая танки и укрепления противника:

Утром 3 июля 1939 года около 40 японских танков атаковали позиции разведбатальона бригады, где стояла одна рота из 12 БА-10 из 9-й мотоброневой бригады. При виде такого количества танков рота начала отход, но подоспевшими командиром и комиссаром бригады была остановлена и «поставлена на позицию с башнями, выдвинутыми из-за укрытия. Тем временем танки противника подошли к нашей обороне на 800—1000 м. Броневики открыли сильный огонь по танкам. Противник, в свою очередь, открыл огонь из 57-мм пушек. Завязался артиллерийский бой, который длился более двух часов. Противник, оставив девять танков, отошел. На участке 149-го стрелкового полка противник также понес потери и его атака была неудачной. Всего японцы потеряли 19 танков, не имея ни малейшего успеха и не нанося потерь нашим войскам.

Не менее успешно действовали они и в советско-финскую и в Великую отечественную войну, причем не только на начальном её этапе. Вот свидетельство относящееся к 1943 году — когда советская сторона и легкие танки-то в бой старалась не пускать:

Утром 18 января 1943 года в атаку на г. Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 бронеавтомобилей БА-10 с широкими гусеничными лентами «Оверолл», устремились на врага. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.

Некоторые БА-10 провоевали до конца войны — при грамотном применении, в качестве средства разведки, боевого охранения, поддержки огнем, это были прекрасные и мощные машины, вполне способные бороться даже с танками.

БА-10: Легкая броня тяжелой войны

БА-10 – это шестиколесная бронемашина среднего класса, разработанная в 1938 году и принятая на вооружение РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия). Машина использовалась во всех военных конфликтах, которые вел СССР в период с 1939 по 1945 год.

Отличительной особенностью было наличие танкового орудия, позволявшего противодействовать таким танкам противника, как Т-2 и Т-3.

Разработка

В 1927 году началась разработка перспективного бронированного автомобиля для поддержки пехоты. Модель получила наименование БА-27. Оснащалась она приличной, по тем временам, защитой и 37-мм пушкой во вращающейся башне.

Но к 1934 году стало понятно, что хотя аппарат и имел ряд положительных качеств, но вооружение уже не могло полностью удовлетворить потребности армии. Тем не менее, именно БА-27 стал первенцем в череде массовых разведывательных машин СССР.

Следующими моделями стали трёхосные бронеавтомобили БА-И, БА-3 и БА-6, вооружённые танковой, длинноствольной 45 мм пушкой 20К.

Расположена она во вращающейся башне цилиндрической формы, с развитой кормовой нишей. Базой для машин послужила автомашина ГАЗ-ААА, эти бронеавтомобили неплохо показали себя во время службы.

Но и эти машины не устраивали военных, слишком слабой была рама, кроме того, внутренняя компоновка была слишком опасной в эксплуатации. Была предпринята следующая попытка создать броневик.

Заказ на новую бронемашину поступил конструкторам Ижорского завода. Разработка броневика БА-10 завершилась в 1938 году. В основе ходовой части была заложена укороченная рама от БА-6(ГАЗ-ААА), усилена передняя часть рамы, для улучшения плавности хода введены амортизаторы рулевой передней балки шасси.

В ходе испытаний в машину были внесены дополнительные изменения, в основном касающиеся технологичности производства и надёжности ходовой части. В серию поступил вариант с индексом БА-10А. Производство велось с 1938 по 1941 год. Выпушено 3400 единиц.

  • БА-10А, первые серийные машины этой модели;
  • БА-10М – улучшенный вариант линейной машины. Изменения коснулись в первую очередь топливной системы: бензобаки перенесены глубже в корпус, топливопроводы обзавелись бронированием. Кроме этого изменили шаровую установку в переднем бронелисте кабины и улучшили поворотный механизм башни. Установили дополнительные топливные баки на крыльях задних колес;
  • БА-10ЖД модель бронеавтомобиля предназначенная для действий на железной дороге, для этого обычные колеса заменялись на колесные пары под ж/д колею.операций. Представляла собой бронедрезину. Поступила в части РККА и НКВД.
Читать еще:  Белый карлик - результат эволюции звезд, его плотность и температура, цвет и размеры, возможно ли превращение или взрыв Солнца или Сириуса

Конструкция

Бронеавтомобиль БА-10 выполнен по классической схеме с передним расположением двигателя и задними ведущими мостами, усилие на мосты передаётся через карданный вал, расположенный под днищем БА.

Моторное отделение находится в передней части автомобиля, полностью закрыто броневой сталью, для охлаждения впереди имеются две подвижные броневые створки, которые могли быть закрыты изнутри кабины БА во время боя.

Доступ для обслуживания осуществлялся через съёмные боковые панели. Двигатель 4-х цилиндровый, карбюраторный, мощность 50 л.с. Коробка передач механическая, пятиступенчатая.

Ходовая часть заимствована от бронеавтомобиля БА-6 с внесением технологических и прочностных изменений. Фактически это укороченная рама автомобиля ГАЗ ААА, с усиленными мостами и подкреплёнными передними балками.

Для улучшения проходимости на задние колеса автомобиля могли навешиваться цепные гусеницы, состоявшие из замкнутых цепей в два ряда и расположенных между ними редких грунтозацепов, они известны как тип «оверолл».

Стоит отметить интересное решение инженеров, на бронекузове автомобиля, перед отделением управления установлено два свободно вращающихся запасных колеса. Они могли помочь перебраться БА-10 через гряду или помочь выбраться из канавы. Сегодня это решение, пусть и эволюционировавшее в техническом плане, применяется на БРДМ-2.

Экипаж БА-10 состоял из 4-х человек: механика, стрелка-радиста, командира и наводчика.

В отсеке управления предусмотрены посадочные места для водителя и стрелка-радиста. Место стрелка радиста оборудовано шаровой установкой пулемёта ДТ. Для посадки и обзора при движении в бортах кабины расположены двери, с бронешторками и смотровыми щелями.

За отделением управления располагается боевое(БО).

В нем оборудованы стеллажи и ящики для снарядов 45 мм пушки и укладки для дисков пулемётов ДТ. Сверху БО установлена башня округлой формы, в которой установлена 45 мм пушка 20К и спаренный 7,62 мм пулемёт ДТ.

Прицеливание происходило при помощи телескопического и перископического прицела.

В башне находились места командира (он же заряжающий орудие), и наводчика. Ближе к днищу машины оборудованы протектированные топливные баки по 50 литров каждый.

Связь между членами экипажа осуществлялась через танковое переговорное устройство. На части машин устанавливали радиостанции, антенна только штыревого типа.

Советский средний броневик БА-10

БА-10 — советский бронированный транспорт среднего класса. Выпускался в 30-х годах прошлого столетия. Прошёл через всю Великую отечественную войну и через сражения с Японией в конце лета 45-го. Всего с конвейера сошло чуть меньше 3,5 тысяч экземпляров.

Общая информация о броневике БА-10

10-ю модель разработали специалисты Ижорского завода в 1938 году. Она являлся последователем БА-6. В основе нового авто лежало шасси ГАЗ-ААА. Для повышения проходимости экипаж мог быстро надевать гусеничные цепи на задние колёса. Преодоление глубоких неровностей осуществлялось за счёт запасных колёс (по одному на каждой стороне).

Кузов с помощью сварки собирали из бронированных листов. Те элементы (снаружи и внутри), для которых не использовалась сварка, крепились специальными заклёпками и болтами повышенной прочности. Для соединения рамы и корпуса использовали кронштейны. Некоторые экземпляры на борту имели оборудование для связи.

История разработки БА-10

Путь начинается в 1927 году с выпуска технических документов бронеавтомобиля БА-27. Изначально для основы использовали шасси АМО-Ф-15, но затем его заменили на Форд-АА (наилучший вариант в те годы). Под капот установили бензиновый мотор с четырьмя цилиндрами. Он развивал до 50 лошадиных сил. Охлаждался жидкостной системой.

Главным недостатком техники считалась слабая огневая мощь. 37-миллиметровая пушка показывала нулевую эффективность при борьбе с вражескими танками. Максимум, на что хватало огневой мощи, — поражение брони толщиной до 12 миллиметров.

В 34-м году военное руководство смирилось с отсутствием пользы от 27-й модели. В этот же год инженеры занялись разработкой новой машины — БА-3. Прежнее вооружение заменили башней от танка Т-26. Начальная скорость и пробитие стали лучше. Благодаря улучшенному прицельному механизму повысилась точность огня.

В 1935 году на предприятии занялись выпуском ГАЗ-ААА, а также сборкой броневика БА-6. Ещё через год появилась модернизированная версия «шестёрки», получившая индекс «М». В 1938 году конструкторы пришли к оптимальному варианту — бронемашине БА-10. В качестве основы взяли шасси ГАЗ-ААА, но с укороченной на 60 сантиметров рамой.

Читать еще:  Проект 11356, ТТХ и вооружение фрегатов, новости и головной корабль, сторожевые корабли Адмирал Григорович, Эссен и Макаров

Конструкция и технические характеристики БА-10

  • Вес — 5 100 кг;
  • Длина — 4,7 м;
  • Ширина — 2,1 м;
  • Высота — 2,2 м;
  • Вместительность — до 4х человек;
  • Мощность силового агрегата — 50 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе (максимальная) — 53 км/ч;
  • Движение без дозаправки — 260-300 км.

Кузов броневика БА-10

Листы катаной стали использовали для сборки корпуса. Их соединяли между собой сваркой. Толщина варьировался в зависимости от части кузова:

  • Нижняя часть — 4-6 миллиметров;
  • Основная часть — 8-9 миллиметров;
  • Лобовая часть и башня — 10 миллиметров.

Листы расположили под разными углами наклона для улучшения пулестойкости. Отдельную защиту установили для топливных баков.

В средней части на каждом борту разместили прямоугольные двери для загрузки и выгрузки состава. На каждую дверь установили небольшие обзорные окна. В боевых условиях они закрывались бронезаслонками с небольшими щелями для осмотра местности. Петли находились внутри.

Управленческий отсек находился за моторным отделением. Слева располагалось сиденье водителя, справа — стрелка. Стрелок управлял пулемётом, установленным в шаровой установке. Лобовое стекло, предназначенное для водителя, защищалось бронезаслонкой с обзорной щелью.

Боевой отсек располагался за кабиной. Его крышу сделали ниже для уменьшения общей высоты БА-10 бронеавтомобиля. Башня конической формы вращалась по кругу. Сверху имелся люк, откидывающийся вперёд. Его использовали для осмотра окружения (не в боевых условиях) и для посадки и высадки. В условиях военных операций стрелок для обзора использовал небольшие щели, защищённые бронированными заслонками.

Вооружение

Огонь по противникам осуществлялся с помощью 45-миллиметровой пушки 20К и 7,62-миллиметрового пулемёта ДТ. Вертикальное наведение обоих ружей — от -20 до +20 градусов. За поворот башни отвечал стрелок. Он использовал ручной привод. Наводка на цели осуществлялась с помощью телескопического и перископического панорамного прицелов.

Моторное отделение

Располагалось перед кабиной. Под капот инженеры установили бензиновый двигатель с четырьмя цилиндрами карбюраторного типа. Объём — 3,28 литра. Охлаждение осуществлялось с помощью жидкостной системы. Мощность — 50 лошадиных сил при 2,2 тысячах оборотах. Мощность обеспечивала разгон до 53 км/ч по шоссе. Полной заправки хватало на 260-300 километров (зависело от дорожных условий).

Трансмиссия бронеавтомобиля БА-10 имела характерное строение для того времени. Сухое сцепление с одним диском, МКПП (4+1), демультипликатор, карданная и главная передачи и механический тормозной механизм. От тормозов на передних колёсах отказались. Вместо них в конструкцию ввели центральный тормоз в трансмиссии.

Капот делали из листов катаной стали. Для доступа техника к силовому агрегату и прочим техническим узлам капот откидывался вперёд. Он крепился к крыше усиленными петлями. Также по бокам имелись люки для быстрого доступа к моторному отделению.

Радиатор расположили перед силовой установкой. Перед ним установили V-образный бронелист для защиты. Он оснащался подвижными створками, которыми техник мог настраивать подачу воздуха. Охлаждению и вентиляции также способствовали щелевые жалюзи, находящиеся на бортах моторного отсека.

Ходовка

Состояла из трёх осей, колёсная формула — 6х4. Для усиления передней балки установили гидравлические амортизаторы. Полуэллиптические листовые рессоры добавили в устройство задней подвески для повышения прочности.

ГК шины имели размер 6,50-20. Передняя ось оснащалась односкатными колёсами. Для ведущих задних осей использовали двухскатные. Также присутствовала дополнительная свободно вращающаяся ось с запасными колёсами. Она располагалась в нижней части бортов моторного отсека. Дополнительная ось помогала преодолевать различные углубления, не давая машине «сесть» на днище. Характеристик хватало для преодоления 24-градусных склонов.

Чтобы улучшить проходимость броневика БА-10 по бездорожью, экипаж мог оперативно надеть гусеничные цепи на задние ведущие оси. Колёса передней оси защищались обтекаемыми крыльями. На задних осях установили плоские крылья. Такое конструкционное решение позволило добавить в устройство ящики для хранения запасных деталей и необходимых инструментов.

Остальное оснащение

Для передвижения ночью использовались фары. Они устанавливались в бронекожухи и крепились кронштейнами. Некоторые экземпляры на борту имели радиостанцию. Связь между членами боевого состава осуществлялась с помощью переговорного устройства. Экранированное электрооборудование способствовало бесперебойной связи.

БА-10 М

В конце 39-го года прошлого столетия конструкторское бюро Ижорского завода подготовило документацию на улучшенную модель, получившую индекс «М». Объём каждого топливного бака увеличили до 54,5 литров. Бензопроводы защитили бронированными планками для повышения живучести техники. Бронирование пулемётной установки изменили, вращательный механизм башни улучшили. Остальные изменения малосущественны. Масса автомобиля увеличилась на 400 килограмм, но на тяговых показателях это никак не сказалось.

Читать еще:  Авиация ВМФ России, кто командующий, какой состав и управление, машины дальнего и ближнего действия военно-морского флота РФ

Использование БА-10 в военных конфликтах

Первое практическое применение пришлось на 1939 году в сражении у реки Халкин-Гол. В последующие годы технику использовали для освобождения Польши и на войне с Финляндией. Основная часть экземпляров использовалась до 1944 года. В некоторых отрядах броневики среднего класса применяли до окончания ВОВ. В некоторых случаях бронеавтомобиль БА-10 использовали не только для разведки и охраны, но и для борьбы с вражескими танковыми отрядами.

В 1940 году финны захватили несколько экземпляров, которые впоследствии использовали для решения собственных боевых задач. Финские инженеры заменили советские силовые установки восьмицилиндровыми двигателями «Форд». Они развивали до 85 лошадиных сил. Три автомобиля продали шведской армии. Немецкие солдаты также захватили несколько моделей, которые в будущем использовались некоторыми пехотными отрядами, военной полицией и образовательными учреждениями.

Какой можно сделать вывод?

Бронемашина БА-10 оказалось полезной для советской армии во время Великой отечественной войны. Транспорт послужил основой для разработки будущих поколений бронированных авто среднего и лёгкого классов.

Из 3,5 тысяч собранных машин, по официальным данным, уцелело четыре. Их можно найти в танковом музее в Финляндии, на Украине в Полтавской области на месте гибели М. П. Кирпоноса, в частной коллекции в Московской области и в музее «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.

БА-10, Бронеавтомобиль

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Предшественниками этой широко распространенной средней боевой машины был целый ряд трехосных пушечных бронеавтомобилей, созданных в СССР на протяжении 30-х гг. В 1932 г. на шасси трехосного грузового автомобиля “Форд-Тимкен” был построен броневик БА-И (ижорский). В башне было смонтировано 37-мм орудие, а слева от него, в отдельной шаровой установке, – пулемет ДТ. Второй пулемет крепился тем же способом в лобовом листе корпуса. В 1934 г. появился бронеавтомобиль БА-3 с цилиндрической башней, вооруженной более мощной, 45-мм пушкой и уже спаренным с ней пулеметом ДТ.

В 1935 г. был создан броневик БА-6 на базе ГАЗ-ААА. При том же вооружении, что и предшественник, он имел меньшую массу (5,12 т вместо 6). На командирских машинах ставили радиостанцию с поручневой антеной. В следующем году броневик модернизировали. Он получил более компактную башню. Вместо двигателя “ГАЗ-АА” был установлен более мощный “ГАЗ-ММ” (50 л. с.). В 1936 г. был выпущен также броневик БА-9, вооруженный 12,7-мм пулеметом ДШКТ (Дегтярева – Шпагина, крупнокалиберный, танковый). Наконец, в 1938 г. начался выпуск броневика БА-10. Толщина брони башни и лобовой части корпуса составляла 10…15 мм, бортов корпуса – 10 мм. Наружные петли на люках и дверях были заменены внутренними, дверки стали больше, фары получили броневое прикрытие. Машина имела радиостанцию со штыревой антеной и экранированное электрооборудование. На модернизированном бронеавтомобиле БА-10М (1939 г.) были усовершенствованы бронезащита радиатора и рулевое управление, установлена новая радиостанция. Выпускался также бронеавтомобиль-дрезина БА-10 ж. д., который был приспособлен и для передвижения по рельсовым путям.

Тактико-технические данные.
Боевая масса – 5,14 т.
Экипаж – 4 человека.
Габаритные размеры: 4,65 X 2,07 X 2,21 м.
Двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый, мощность – 50 л.с. при 2800 об/мин.
Максимальная скорость – 53 км/ч.
Запас хода – 300 км.
Преодолеваемый препятствия:
подъем – 24 градуса
брод – 0,6 м.
Колесная формула – 6 x 4.
Клиренс – 23 см.

После строительства 14 кораблей «стандартного» типа в начале 1940-х гг. встал вопрос выбора нового типа эсминца – изменились условия ведения войны на море

Cерия шведских эсминцев 1950-х годов. В 1951—1956 годах для КВМС Швеции были построены два корабля этого типа

Серия из восьми послевоенных кораблей, подобных легким крейсерам военных лет. Они строились с частично бронированными бортами и палубой

Последние “классические” эсминцы с артиллерийско-торпедным вооружением. “Бравый” достроен по проекту 56-К, став первым в отечественном флоте кораблем, оснащенным ЗРК

Заказ на 16 кораблей типов “Q” и “R” был выдан в декабре 1939 г. и апреле 1940 г. соответственно, но фактически работы начались только осенью 1940 г. из-за загруженности верфей ремонтом кораблей, поврежденных в ходе Норвежской и Французской кампаний

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: