25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Челленджер 2, характеристики британского танка Challenger, история создания и стоимость боевой машины, сравнение иностранными аналогами

Основной боевой танк Challenger 2 (Великобритания)

Характеристики основного боевого танка Challenger 2

История создания танка «Челленджер 2»

Основной танк «Челленджер 2» представляет собой модернизацию танка «Челленджер 1» выполненную фирмой Vickers Defence Systems в 1988 году. От прародителя он отличается конструкцией башни, орудия, системой управления оружием, а также значительно доработанной ходовой частью.

Испытания первого прототипа «Челленджер 2» начались в 1989 году, а в 1994 году было развернуто его серийное производство (завод Vickers в г. Лидсе). Машина к моменту сдачи первой партии из 127 танков была ещё слишком сырой, поэтому к 1997 году заказ был выполнен менее, чем на треть. Только к этому времени удалось более-менее разрешить проблемы с системой управления огнем и другие мелкие огрехи конструкции и наладить нормальный выпуск танка.

Всего до 2002 года в войска было поставлено 386 танков, плюс к этому ещё 38 машин были поставлены по контракту в Оман. В 2009 году программа «Челленджер 2» была закрыта, сами танки останутся на вооружении Великобритании до 2035 года.

Конструкция танка «Челленджер 2»

Компоновка танка «Челленджер 2»классическая, с передним расположением отделения управления, следующими за ним боевым отделением и моторно-трансмиссионным отделением сзади.

Механик-водитель находится в отделении управления вдоль оси танка в положении полулежа, по обе стороны от его места размещена часть боекомплекта. Три остальные члена экипажа размещаются в башне: наводчик и командир справа от пушки, заряжающий — слева.
Корпус и башня танка Challenger 2 — сварные из многослойной брони «чобхэм» второго поколения, нижний лобовой лист корпуса, выполненный из обычной брони, толщиной около 100 мм.

Для увеличения срока службы орудия канал ствола хромирован, диаметры цапф и гнезд под них увеличены для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, увеличения кучности стрельбы. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, снабжена эжектором и теплоизоляционным кожухом. Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся отдельно друг от друга.

Чертеж танка «Челленджер 2»

Слева от орудия установлен спаренный с пушкой 7,62 мм пулемёт L94A1 Chain Gun. Возле командирского люка на башне установлен 7,62 мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. На лобовых листах башни смонтированы два блока по пять 66-мм дымовых гранатометов в каждом.
В системе управления огнем танка используется баллистический вычислитель канадской фирмы General Dynamics Canada (модернизированная копия с танка 1А1 Abrams — позволяет, кроме всего,обмениваться данными между танками в реальном времени), стабилизированный дневной прицел командира VS 580 с углом обзора 360° французской фирмы SFIM (аналогичный установленному на французском танке «Леклерк»), а также разработанный этой же фирмой стабилизированный основной прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизионным блоком.

В конструкцию моторно-трансмиссионного блока по сравнению с танком «Челленджер 1» внесено 44 изменения: установлены воздушные фильтры новой конструкции, улучшены генератор и стартер, система охлаждения, система смазки трансмиссии и т.п. На корпусе размещены два внешних топливных бака не подсоединенных к системе питания двигателя. Двигатель оставлен без изменений.

Ходовая часть и подвеска существенно модернизированы по сравнению с «Челленджер 1» (156 изменений), включая появление гидравлического механизма натяжения гусениц.

Модификации танка «Челленджер 2»

Challehger 2 Control — Командирский танк для командира бригады.

Challehger 2 Command — Командирский танк для командира эскадрона.

Challehger 2 экспортный, для Омана. Отличается системой охлаждения рассчитанной на работу в жарком климате, 7,62-мм пулемет с люка заряжающего заменен на 12,7-мм пулемет М2НВ, танк получил другие гусеницы, кондиционер и систему GPS.

Challehger 2 (для вторжения в Ирак в 2003) 116 танков Challehger 2 и 28 БРЭМ Challehger ARRV получили новые бортовые экраны и усовершенствованные воздушные фильтры. Кроме того, все участвовавшие в операции танки получили системы идентификации: тепловые панели и шевроны.

Британский основной танк «Челленджер 2»

Challehger 2Е, экспортная модификация. Вместо двигателя Condor был установлен немецкий двигатель MTU 883 V-12 мощностью 1500 л.с., а вместо трансмиссии TN54 автоматическая трансмиссия Renk HSWL 295ТМ, емкость топливных баков увеличена, запас хода также увеличен до 550 км.
Командир и наводчик получили французские прицелы SAGEM последнего поколения и современную боевую информационно- управляющую систему.
Спаренный пулемет был заменен немецким MG ЗА1, а на люке заряжающего была предусмотрена возможность установки 12,7-мм пулемета. На экспорт не поставлялся, однако считается основным вариантом модернизации британских танков «Челленджер 2».

Driver Training Tank — DTT. Учебный танк для подготовки механиков-водителей на шасси «Челленджер 2». Аналогичен по конструкции более ранней Challenger Training Tank, на шасси «Челленджер 1».

Engineer Tank System — семейство инженерных машин на базе танка «Челленджер 2», созданное на замену аналогичных машин на базе более раннего танка «Чифтен». В семейство входят саперные танки Trojan и мостоукладчики Titan. И тех и других Великобритания заказала по 33 штуки. Обе машины хорошо бронированы и имеют хорошую противоминную защиту. Интересно, что они не являются переделками базовых танков, а заново спроектированы на том же шасси.
Саперный танк «Троян» имеет экипаж из трех человек (все в переднем отделении), рядом с люком командира размещена дистанционно управляемая установка 7,62- мм пулемета. На верхнем лобовом листе корпуса имеются два блока по 5 дымовых гранатометов. В передней части машины, справа, размещена гидравлическая стрела-манипулятор, в кормовой части машины — платформа для перевозки фашин. Имеется также бульдозерный отвал-путепрокладчик. Осуществлять управление всеми элементами можно не выходя из машины, наблюдая за процессом с помощью 9 телевизионных камер. Боевая масса саперного танка «Троян» составляет 57,5 т, максимальная скорость — 56 км/ч.
Мостоукладчик «Титан» предназначен для транспортировки и укладки на преграду двух мостов, с длиной 26 и 13,5 м. Мостоукладчик выполнен по схеме «ножницы» и копирует в этом отношении машины на базе «Чифтена».
Боевая масса мостоукладчика «Титан» составляет 71,6 т, экипаж 3 человека.

«Челленджер 2» и американский «Абрамс» с некоторых ракурсов — близнецы братья. И дело тут явно не в единой вычислительной системе

Боевое применение танка «Челленджер 2»

Впервые участие в боевых действиях «Челленджер 2» принял в 2000 году в Косово — эта операция потребовала от командования дополнительного усиления танка — навесами динамической защиты в нижнем лобовом листе и экранами «чобхэм» по бортам. Впрочем, учитывая характер того конфликта, серьезных боев с участием «Челленджеров» не было.

В 2003 году в Ираке (операция Telic) участие в боевых действиях приняли 120 «Челленджер 2», однако вновь ни разу не «схлестнулись» с иракскими танками, пусть даже и старыми, все время выполняя задачи огневой поддержки британских войск. Всего в ходе войны в Ираке был потерян 1 «Челленджер 2», да и то от ошибочно открытого огня такого же британского танка.

Танк Челленджер 2

Челленджер 2 (англ. Challenger 2) — это основной боевой танк, принадлежащий сухопутным войскам Великобритании. Кроме этого им владеет Оман. Также состоит на вооружении в Омане. Поставка «Челленджера 2» в армию Великобритании началась в 1998 и продолжалась четыре года. Использовать их планируется до 2035 года.

Эти машины принимали участие в боях в Косово и Ираке.

Весной 2009 года было объявлено об окончании производства танков этой модели, потому что британское правительство не сделало на них оборонный заказ.

Содержание:

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания и производства

«Челленджер 2» производится компанией BAE Systems. Это третий по счету танк, которому присвоено название «Челленджер». Первым являлся вариант «Кромвеля», обладающий пушкой калибра 76,2 мм. Второй танк, эксплуатировавшийся с начала 1980-х по середину 1990-х, использовался в боевых действиях в Персидском заливе. «Челленджер 2» имеет только 5% общих деталей со своим предшественником, которого полностью заменил в армии Великобритании.

Читать еще:  Два в одном, или как китайский спецназ вооружили стреляющими ножами

Разрабатываться «Челленджер 2» начал в 1986 году. Это была частная инициатива выпускающей его компании. Требования Генштаба о танке нового поколения стимулировали ее поставить в известность о своих планах Минобороны. С ведомством был заключен контракт, предметом которого являлось производство девяти опытных танков. В 1991 году Минобороны приняло «Челленджер 2» на вооружение, после проведенного сравнения с машинами других производителей. Первые танки поступили в армию летом 1994 года.

В этом же году танк удачно выдержал испытания на надежность, в ходе которых три машины на протяжении 285 дней показывали себя в боевых условиях. Ежедневно перед ними ставились следующие задачи:

  • 1000 выстрелов из пулемета 7,62-мм калибра
  • 34 выстрела из основного орудия
  • 27 км езды по дороге
  • 33 км езды вне дороги
  • 3,5 ч работы двигателя
  • 10 ч простоя двигателя.

Все это «Челленджер 2» безукоризненно выполнил.

При начале эксплуатации выявились некоторые проблемы, в связи с которыми поступление танков не производилось, они хранились на заводе, из-за экономических вопросов.

В 2008 году почти две трети «Челленджера 2» начали модернизироваться. Их дополнили 120-мм нарезной пушкой, автоматической трансмиссией, двигателем мощностью 1100 кВт, комплектом навесного дополнительного оборудования, кондиционером и новой системой управления огнем.

Летом 2014 года стартовала программа модернизации CR2 LEP, которая позволит эксплуатировать танки до 2035 года. Но довести до уровня «Челленджер 2LEP» планируется только часть танков.

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, мм: 8300
  • Длина с пушкой вперёд, мм: 11570
  • Ширина корпуса, мм: 3520
  • Высота, мм: 2490
  • Клиренс, мм: 500

4.2 Бронирование

  • Тип брони: противоснарядная, комбинированная «Чобхэм»

4.3 Вооружение

  • Калибр и марка пушки: 120-мм L30E4
  • Тип пушки: нарезная
  • Длина ствола, калибров: 55
  • Боекомплект пушки: 52
  • Углы ВН, град.: -10…+20
  • Прицелы: монокулярный телескопический NANOQUEST L30, панорамный перископический стабилизированный SFIM VS-580, тепловизорный ночной TOGS-2, стабилизированный комбинированный SAGEM со встроенным лазерным дальномером Barr & Stroud Nd-YAG
  • Пулемёты: 1 × 7,62-мм L94A1, 1 × 7,62-мм L37A2

4.4 Подвижность

  • Тип двигателя: CV12
  • Мощность двигателя, л. с.: 1200
  • Скорость по шоссе, км/ч: 56
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40
  • Запас хода по шоссе, км: 400
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 250
  • Удельная мощность, л. с./т: 19,2
  • Тип подвески: гидропневматическая
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,9
  • Преодолеваемый ров, м: 2,8
  • Преодолеваемый брод, м: 1,1

4.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: 62,5
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 4

5. Боевое применение

Машины данного проекта принимали участие в миротворческих миссиях еще до того как в 2003 году, в количестве 120 единиц, вошли в Ирак. В ходе этой кампании принимали активное участие в боях за Басру.

В том же году британские танки участвовали в танковом бою с иракскими машинами. В результате было ликвидировано 15 иракских Т-55, «Челленджеры» же не понесли никаких потерь.

Также успешно британские машины показали себя в таком показателе, как проходимость. Некоторые проблемы, которые были обнаружены в ходе учений в пустыне «Саиф Сариа 2» за полтора года до начала военных действий, были исправлены путем оборудования запасов фильтров против пыли, чтобы их можно было оперативно менять.

Основные боевые танки западных стран (часть 4) – Челленджер-2

Принятие на вооружение британской армии танка «Челленджер» не сняло с повестки дня вопроса об основном боевом танке, который пришел бы на замену всех танков «Чифтен». Перевод ОБТ на «Челенджеры» не предполагался, а после поступления этого танка в войска стал вовсе невозможен. На танк обрушилась волна критики, военные отмечали ненадежность танка, неудобство работы экипажа в башне и несовершенную систему управления огнем. Масла в огонь подлил провал танков «Челленджер», которые приняли участие в соревнованиях на Кубок канадской армии в 1987 году.

В этих условиях английское правительство решило объявить тендер на замену в английской армии танков «Чифтен». К этому моменту в Англии у фирмы «Виккерс» не было конкурентов в танкостроении, поэтому к конкурсу были допущены иностранные компании. Немцы предлагали «Леопард-2», американцы – «Абрамс» М1А1, бразильцы предложили танк ЕЕ-Т1 «Озорио», рассматривался и перспективный французский танк «Леклерк».

Выбор любой неанглийской машины грозил крахом всему британскому танкостроению, финансовому краху «Виккерс», а также множеству фирм-субподрядчиков компании, так как в 1988 году производство «Челленджеров» для армии Великобритании подходило к концу, а экспортных заказов на танк не предвиделось. Принятие на вооружение армии иностранного танка могло самым тяжелым образом сказаться на всем британском танкостроении на ближайшие 20—30 лет. В результате этого перед британцами стоял выбор не только и не столько тактический и технический, сколько политико-экономический. Результат этого выбора всем был ясен заранее.

Фаворитом конкурса являлся танк «Челленджер-2» производства компании «Викерс», при этом в 1987 году этот танк существовал лишь на бумаге. Презентация проекта прошла в 1987 году. Главный упор был сделан на изготовление новой башни, орудия и системы управления огнем (СУО). Собственно проект предусматривал исправление всего, что «недомодернизировали» на «Челленджере» в сравнении с «Чифтеном». В начале 1988 года компания «Виккерс» на собственные средства изготовила 8 опытных башен, первая из которых была готова уже осенью 1988 года. А уже в декабре Минобороны Великобритании заключило контракт на производство и проведение демонстрационных испытаний прототипов танка. Всего было изготовлено 9 опытных танков «Челленджер-2» и 2 башни, которые расстреляли на баллистических испытаниях. К испытаниям танка приступили в 1989 году. А окончательный выбор победителя «конкурса» в 1991 году – танка «Челленджер-2» – чудесным образом совпал с окончанием его демонстрационных испытаний. «Изюминкой» проекта была его башня новой конструкции, при проектировании которой специалисты фирмы «Виккрес» учли опыт разработки башни танка Виккерс Mk.7 и бразильского танка ЕЕ-Т1, башню к которому изготавливали англичане.

Башня получилась более простой формы по сравнению с башней танка «Челленджер», при этом она имеет меньшую заметность в радиолокационном диапазоне. С появлением в армиях мира самолетов радиолокационной разведки наземных целей создатели танков стали уделять больше внимания снижению их заметности. В башне установлено новое 120-мм нарезное орудие L30 с длиной ствола 55 калибров. С целью продления срока службы орудия канал ствола выполнен хромированным. Диаметры цапф и гнезд под них были увеличены, что положительно сказалось на колебаниях ствола по углу места и азимуту и привело к повышению кучности стрельбы. Боекомплект орудия состоит из 50 выстрелов раздельного заряжения. Снаряды и заряды хранятся в разделенных боеукладках. В процессе проектирования башни планировалось установить в нее автомат заряжания, но по ряду причин (сложность конструкции, уязвимость в бою, снижение надежности) от идеи его установки все-таки отказались.

Приводы наведения орудия и поворота башни полностью электрические, углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляют от -10 до +20 градусов. Орудие танка стабилизировано в двух плоскостях. Слева от пушки ставится спаренный с ней 7,62-мм пулемет, еще один такой же монтируется на турели у люка заряжающего, боекомплект пулеметов составляет 4000 выстрелов. В передней части башни установлено по 5 дымовых гранатометов. Внутри башни справа от орудия располагается наводчик и командир (рабочее место командира танка несколько приподнято над местом наводчика), заряжающий располагается слева от пушки. Приборное и электронное оснащение башни в сравнении с «Челленджером» было полностью заменено. Впервые английский танк получил шину данных Mil Std 1553 – стандартный НАТОвский интерфейс, применяемый и на боевых вертолетах. Военные считают, что переход к единому стандарту интерфейса и оснащение им различных боевых систем позволит существенно повысить скорость обмена информацией между всей техникой, участвующей в боевых действиях.

Читать еще:  Боинг 777: boeing 300er и 200 - отличия, самолёты авиакомпании норд винд (северный ветер), салон - количество мест

Комбинированный стабилизированный в двух плоскостях прицел наводчика создан фирмой Барр энд Струд в сотрудничестве с французской SAGEM. Дневной оптический канал прицела имеет 2 приближения – 4- или 10-кратное, ночной обладает 4- или 11,4-кратных приближением. В прицел интегрируется лазерный дальномер. В роли чувствительного элемента для ночного канала используется тепловизор TOGS-2, созданный на основе тепловизора TOGS танка «Челленджер». Чувствительный элемент монтируется над стволом пушки и прикрывается специальной бронированной створкой, которая открывается лишь при активации ночного канала. В качестве вспомогательного на танке применяется телескопический прицел NANOQUEST L30.

Командир танка имеет в своем распоряжении стабилизированный панорамный перископический прицел SFIM, который представляет из себя упрощенный прицел «Леклерка» (в английском варианте отсутствует ночной канал). Оптический канал прицела имеет 2 приближения – 3- или 8-кратное. В поле зрения данного прицела поступает информация о курсе танка и его местоположении. Для осуществления боевых действий в ночное время имеется видеоконтрольное устройство, на которое поступает изображение с ночного канала прицела наводчика танка. Также по всему периметру командирской башенки установлено 8 наблюдательных приборов, которые обеспечивают круговое поле зрения. Система управления вооружением танка создана канадской фирмой CDC и представляет из себя модернизированный вариант компьютера американского танка М1А1 «Абрамс».

Применяя СУО, командир танка может самостоятельно осуществлять наводку орудия и вести огонь, маркировать обнаруженные цели или полностью передать управление пушкой наводчику, осуществляя в это время самостоятельный поиск новых целей. Типовой цикл от прицеливания до поражения цели занимает всего 8 секунд. К примеру, при проведении испытаний прототипов хорошо обученные экипажи могли поразить 8 целей за 42 секунды. Корпус танка «Челленджер-2» практически не отличается от своего предшественника, но его начинка подверглась модернизации, хотя и не столь кардинальной, как танковая башня. Корпус боевой машины, так же как его башня и экраны, выполнен из усовершенствованной брони «чобхэм», которая имеет повышенную, в сравнении с броней «Челленджера», снарядостойкость. В передней части корпуса «Челленджера-2» находятся узлы, позволяющие навесить на него бульдозерное оборудование.

Изначально конструкторы хотели оснастить танк 1500-сильным дизелем, но военные сочли возможным оставить прежний 1200-сильный двигатель. К слову, из всех современных ОБТ западных стран английский танк имеет самый слабый двигатель, который разгоняет машину весом в 62,5 тонны до скорости в 52 км/ч по шоссе. В качестве основного двигателя англичане применили 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель «Кондор» фирмы Перкинс. Данный дизель имеет турбонаддув. Слева от него монтируется вспомогательный дизель Н30 фирмы Ковентри Клаймекс, имеющий мощность в 37 л. с. Вспомогательный дизель используется для запуска основного дизеля, привода электрогенератора, прогрева и подзарядки аккумуляторных батарей. Оба мотора обладают общей жидкостной системой охлаждения, которая способна обеспечить им надежную работу при температуре окружающего воздуха, не превышающей +52°С.

Трансмиссия TN-54, которую получил «Челленджере-2», ранее уже была обкатана на «Челленджерах» и БРЭМ последних выпусков. Всего в конструкцию моторно-трансмиссионного блока «Челленджера-2» было внесено 44 различных изменения. К примеру, на танк были установлены воздушные фильтры новой конструкции. Улучшены система охлаждения, стартер и генератор, система смазки трансмиссии, произошло усиление болтовых креплений блока. Сделали создатели «Челленджера-2» и реверанс в сторону советской танкостроительной школы. Впервые западный танк получил 2 внешних сбрасываемых топливных бака (каждый емкость в 204,5 л), которые ранее сильно критиковались разного рода экспертами. Для того чтобы создать вокруг себя дымовую завесу, танк, помимо традиционных дымовых гранат, может применять устройство впрыска дизельного топлива в выхлопную систему.

Первый серийный «Челленджер-2» был изготовлен в 1994 году, всего английская армия планировала приобрести 386 подобных танков. В декабре 1995 года первые танки начали поступать на вооружение. Первыми их получил Королевский гвардейский шотландский драгунский полк. Эксплуатация машин тут же выявила целый «букет» недостатков, который главным образом был связан с СУО и прицелами. Поскольку Минобороны заключило с «Виккерс» фиксированный контракт, заранее обговорив оптовую цену, устранением недостатков фирма занялась за свой счет. Длительное время эти недостатки были лишь «зафиксированы», так, к 1997 году в армии находилось лишь 36 тех самых танков драгунского полка, которые использовались главным образом для подготовки танковых экипажей, в то время как еще 114 машин хранились на складах производителя, в ожидании модернизации.

Британский танк «Челленджер 2» — возвращение Британии в элитный танковый клуб

В каждой стране в той или в иной мере существуют определенные воинские традиции, формирующие ее исторический путь развития и оказывающие влияние на ее место в мировой геополитике. Так в Германии, в России и во Франции на первом месте всегда была сухопутная армия с ее пушками и танками. Великобритания, как и Соединенные Штаты, опиралась больше на военно-морской флот и на военную авиацию. Островной характер территории государства естественным образом отражался на формировании военной доктрины и влиял на развитие определенных видов вооружений. Став родиной танков, Англия к середине XX века утратила свои лидирующие позиции в мировом танкостроении. Только спустя 50 лет, Британия смогла создать конкурентоспособную машину — основной боевой танк «Челленджер 2». До этого дела в английской танкостроительной отрасли обстояли далеко не блестяще.

Небольшое вступление

Попытки английских конструкторов идти своим путем привели к тому, что английские танки перестали считаться грозной боевой силой на поле боя. Несмотря на довольно длинный модельный ряд, британские машины, созданные в годы Второй Мировой войны, с большой натяжкой могли считаться реальными конкурентами немецких танков PzKpfw VI, известным как танк «Тигр», или машине PzKpfw V — «Пантера». Проигрывали английские танки и машинам союзников, американскому танку М4 «Шерман» и легендарной советской «тридцатьчетверке». Это сегодня англичане могут гордиться своим танком «Челленджер 2», который является если не самой мощной боевой бронированной машиной, то самым современным точно. Ранее ситуация выглядела плачевно. Британские «Кромвели», «Черчилли», «Матильды» и «Валентайны» не могли похвастаться большими сериями и робко плелись в хвосте своих, более современных и технически совершенных бронированных собратьев.

Основной недостаток, который долгое время преследовал британскую бронетехнику, дороговизна изделий. Англичане старались делать все основательно и закладывали в конструкцию танка большое число узлов и агрегатов. Производство таких бронированных монстров получалось очень дорогим, не говоря уже о сложностях обслуживания машин в полевых условиях.

Тенденция строить дорогие боевые машины у британцев прослеживается и в наши дни. Их второй «Челленджер» сегодня считается самой дорогой боевой машиной. Стоимость одной единицы составляет почти 8,5 млн. долларов. Для сравнения российский основной танк Т-90 «Владимир» обходится государственной казне в два раза дешевле (4,8 млн. американских долларов).

Стремление к созданию более совершенной с технической точки зрения машины, часто приводило к тому, что английские танки получались слишком сложной в обслуживании техникой. К тому же международный рынок вооружений мало интересовали дорогие машины со сложной конструкцией и тяжелые в эксплуатации. Это привело к тому, что британское танкостроение на долгие годы законсервировалось в собственных разработках, теряя нити прогресса в данной отрасли.

Предыстория появления танка «Челленджер II»

Попытки создать хорошую, одновременно мощную, маневренную и боеспособную машину постоянно наталкивались на бюрократические препоны и на недостаток финансирования. Львиную долю ассигнований, выделяемых на вооруженные силы, съедал Королевский флот и Военно-Воздушные Силы. Бронетанковые войска для островного государства не стояли в приоритете. Машины разрабатывались без учета реального боевого опыта, полученного в ходе сражений Второй Мировой войны. Модели получались дорогими в производстве и тяжелыми в обслуживании. Редко когда серийное производство превышало 300-500 машин. Даже появление в 1944 году хорошей машины танка А34 «Комет» не стало прорывом для английского танкостроения.

Подобная ситуация сохранилась и после окончания Второй Мировой войны. Британская армия долгое время имела на вооружении все те же «Кометы» и американские «Першинги». Далее их сменили средний танк «Центурион» и тяжелая машина «Конкэрор». Эти модели стали только эпизодами в английской армии. С конца 50-х годов ситуация стала меняться в лучшую сторону. Сначала основным танком становится машина Мк 5 «Чифтен», который верой и правдой служил британцам более двух десятков лет. Его сменил мощный 60-тонный гигант танк «Челленджер 1», ставший машиной третьего поколения, определивший последующее состояние дел в британском танкостроении.

Читать еще:  Тайные нити переговорного процесса. Резидент ГРУ в Вашингтоне.

Хочется отметить следующий факт: британское танкостроение представляло долгое время монополию одной танкостроительной фирмы. Компания «Виккерс Дефенс Системс» являлась основным поставщиком бронированных боевых машин вооруженных сил Ее Величества. Находясь в таком привилегированном положении, фирма «Виккерс» не очень озадачивалась совершенствованием и модернизацией своих боевых машин. Все шло плавно и размерено. Никаких новаторских идей и новшеств. До середины 70-х годов на казенных заводах в Лидсе выпускались танки «Чифтен», который более-менее удовлетворяли потребности британской сухопутной армии. Однако с началом 80-х в мире наметилась тенденция перехода армий на более совершенные образцы боевой бронированной техники.

В конструкторском бюро компании ВАE Sistems, реорганизованной «Виккерс Дефенс Системс», решили в свете новаций в области танкостроения сделать новый танк, более тяжелый, современный и мощный. Появившаяся в начале 80-х годов тяжелая бронированная машина ОБТ «Челленджер» стала основным боевым танком британской армии. Именно на нем английские солдаты принимали участие в Первой войне в Персидском заливе, освобождая Кувейт от иракских войск. Несмотря на то, что эта машина стала основным танком британской армии, ее характеристики, и другие технические параметры уже мало удовлетворяли современным условиям ведения боя. Британия снова могла оказаться в рядах отстающих.

Американцы уже успели наклепать достаточно много танков М1А2 «Абрамс». Немцы продолжили свою звериную серию, дав бундесверу новый «Леопард 2», не отставали от основных конкурентов и французы. Их ОБТ «Леклерк» можно было назвать белым лебедем среди боевых машин своего класса. В такой ситуации британский Генеральный Штаб заявил о новых требованиях, которым должна отвечать новая бронированная боевая машина. В данном контексте следует отметить, что фирма ВАЕ Системс не сидела, сложа руки, и была готова к такому повороту дел. В инициативном порядке компания сумела на базе основного боевого танка «Челленджер» создать принципиально новую машину. В 1987 году на чертежах уже красовался танк «Challenger 2», который и был представлен высокому военному руководству.

Это не второй танк с таким названием, стоящий на вооружении британской армии. Первый танк «Челленджер» А30 был создан в качестве одной из версий тяжелого танка «Кромвель». Вторым стала первая модификация основного боевого танка «Челленджер». Так что новая боевая машина может считаться последующим развитием главной версии основного боевого танка английской армии.

Еще на стадии проекта конструкция нового танка претерпела довольно значительные изменения. От своего предшественника новый танк кардинально отличался. Узлов и деталей, применявшихся в конструкции предшественника, в новой машине было всего 5-10%. Основной упор сделан на совершенство органов управления ОБТ, повышение эффективности средств защиты и улучшение условий комфортности. Технические характеристики, заявленные разработчиками, были высокими и удовлетворяли требованиям военного руководства. В порядке частной инициативы был заключен подряд на строительство опытной партии из 9 машин, которые должны были пройти масштабные испытания. Для порядка, вероятно из чувства собственного удовлетворения, Британский Генштаб объявил конкурс на основной боевой танк для британской армии. В испытаниях принимали участие американцы со своим М1А2 «Абрамс», француза на своем «Леклерке» и немцы, прикатившее на танке «Леопард II».

В ходе испытаний выяснилось, что новая британская машина не только не уступает своим прямым конкурентам, но и превосходит их по многим боевым параметрам. Так, например, бронированная защита танка «Челленджер 2» успешнее справлялась с попаданием кумулятивных ракет и снарядов. Ходовая часть и органы управления вооружением на английском танке имели более удобную конфигурацию и показали лучшую адаптацию к боевым условиям. Во время испытаний обстрелу из разных видов ПТО подверглись башни нового танка. Для этих целей на заводе Лидс было выпущено специально две башни нового типа.

Результатом испытаний стало принятие танка на вооружение британской армии. Выпуском новых машин занялись танковые заводы в Ньюкасле и в Лидсе. По мере поступления новых танков в войска, ими рассчитывали заменить все имеющиеся на вооружении танки предыдущей серии.

Основные конструктивные отличия очередного «Челленджера»

Главной изюминкой в конструкции новой машины считается башня. Еще при проектировании конструкторы старались учесть опыт создания подобных изделий у своих прямых конкурентов, используя готовую производственную базу, доставшуюся от выпуска предыдущих моделей. В отличие от своего предшественника новый танк имел башню совершенно иной формы. Ее конфигурация значительно уменьшала поле радиолокационной заметности, внутренний объем позволял разместить новые средства связи и управления огнем. Внутреннее пространство башни позволяло свободно в ней разместиться трем членам экипажа, наводчика, заряжающего и командира танка. Весь экипаж танка состоял из 4-х человек. Машина получила практически новое электронное оборудование. Акцент электронной начинки составлял новый интерфейс — единый стандарт НАТО, применяемый не только в бронетанковой технике. Такое оснащение делает каждую боевую машину взаимосвязанной с другими боевыми единицами, участвующими в проведении войсковой операции.

Корпус новой машине достался от предшественника. Сохранилась примерно и масса танка – 62 тонны. Практически 60% веса машины приходилось на противоснарядную броню комбинированного типа. Такая большая масса требовала установки на боевую машину мощного двигателя. Танк получил 1200 сильный дизельный двигатель CV12, с турбиной, нагнетающей воздух. Однако даже такая мощная двигательная установка не позволяла основному боевому танку английской армии двигаться со скоростью, превышающей 50 км/ч.

Благодаря новым прицельным приспособлениям, время от захвата цели до выстрела не превышает 8 секунд. В среднем за минуту подготовленный экипаж мог в течение одной минуты поразить до десятка целей. Башня была рассчитана на установку нового 120 мм нарезного орудия, которое обладало высокой пробивной мощностью и лучшим баллистическими характеристиками.

Пушка имела хромированный канал ствола, что значительно увеличивало эксплуатационный ресурс орудия.

Отличные баллистические качества танковой пушки L30 были успешно продемонстрированы во время Второй войны в Персидском заливе. Британским бронетанковым войскам в районе иракского города Басра противостояли танковые подразделения иракской Республиканской гвардии. Английские «Челленджеры» могли долгое время обходиться без регламентных работ, участвуя в столкновениях с бронетехникой противника, поражая на больших дистанциях другие наземные объекты.

Конструктивно орудие имело некоторые отличия. Цапфы имели больший диаметр, поэтому ствол во время стрельбы не подвергался сильным колебаниям. Это способствовало повышению качества стрельбы. Существенно увеличился процент попаданий по целям. Боекомплект орудия составлял 50 выстрелов. Следует отметить, что в британской машине отсутствует автомат заряжания. В отличие от российских и украинских машин, где функции наводчика канули в лету, в новом английском танке ярко отразился британский консерватизм. Надежность во главу угла.

В заключение

Начало полноценной эксплуатации ОБТ «Челленджер 2» начинается с 1995 года. Всего было выпущено около 400 машин этого типа. Несмотря на то, что производство танков сегодня прекращено, второй «Челленджер» сумел пройти боевое крещение в ходе Второй войны в Персидском заливе. В 2008 году началась масштабная модернизация машин, состоящих на вооружении британской армии. Изменения коснулись вооружения, электронного оснащения и двигательной установки. Предполагается, что модернизированные машины продолжат оставаться на вооружении до 2035 года.

В данный момент британский танк вполне удовлетворяет стоящим перед бронетанковыми войсками требованиям. Несмотря на свои недостатки(танк считается самым дорогим в производстве), английский основной танк «Челленджер 2» получился современной, мощной и практичной машиной.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: