16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двуствольная самоходная артустановка «Коалиция-СВ»

САУ «Коалиция-СВ» ставит рекорды по дальности стрельбы

Российская самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» станет одной из главных премьер предстоящего 9 мая военного парада на Красной площади.

Инновации под броней

Это скорее комплекс, чем самоходная артиллерийская установка в привычном понимании этого оружия. Генеральный директор ОАО «Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник» — головного предприятия в стране по разработке и производству артиллерийского вооружения — доктор технических наук Георгий Закаменных называет «Коалицию» не просто высокоавтоматизированным, а практически роботизированным оружием.

2С35 «Коалиция-СВ» отличается автоматическим формированием модульного метательного заряда с возможностью его воспламенения с помощью микроволновой системы, а также пневматическим механизмом заряжания, позволяющим вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия, с максимальной скорострельностью и без возвращения орудия на линию заряжания.

Выбор необходимых типов снарядов и модульных зарядов осуществляется автоматически. Также автоматизирован процесс загрузки боеприпасов на борт. Это стало возможным за счет введения в состав комплекса бронированной транспортно-заряжающей машины, оборудованной автоматизированной подсистемой загрузки и перемещения боеприпасов, которая позволяет экипажу перезагрузить на борт машины все необходимые выстрелы за считанные минуты.

По степени инновационности разработка отечественных конструкторов не имеет аналогов среди серийных боевых машин мира. Управление вооружением осуществляется здесь дистанционно: экипаж хоть и находится в корпусе машины, но помещен в так называемый модуль управления, который размещен в носовой части и изолирован от боевого отделения с боекомплектом. Расчет комплекса из двух человек полностью контролирует процессы заряжания оружия, его наведения и производства стрельбы.

Модуль управления оборудован бортовыми тактическими системами выбора цели, позицирования и навигации. При этом каждое рабочее место членов экипажа оснащено комплексом дистанционного управления огнем и приборного контроля выполнения всех операций, которые отображаются на дисплеях единой информационно-командной системой. Информационно-управляющие каналы связи рабочих мест экипажа, находящегося в модуле управления, дублированы с модулем вооружения.

Машина также оснащена системами спутниковой навигации, топопривязки, скрытой передачи данных и интегрирована в автоматизированные системы управления тактического звена.

От штурмовых орудий до ядерных боеприпасов

Пик развития самоходно-артиллерийских установок пришелся на годы Второй Мировой войны. Штурмовые орудия и самоходные гаубицы фашистской Германии, такие как StuG, Wespe, Elefant и другие, а также САУ Красной Армии — СУ-122, ИСУ-152 и СУ-100 стали классикой в своем роде. Кстати, две последние установки находились на вооружении Советской армии середины 1960-х годов.

В современной концепции боя главная задача самоходной артиллерии — та же, что и раньше. Это поддержка подразделений различных родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций и использование в качестве противотанкового средства. Мобильность дает САУ возможность наносить удары самостоятельно.

Современные «самоходки» предназначены для ведения кратковременного, высокоинтенсивного огня с быстрой сменой огневых позиций. Машины выдвигаются на позицию, производят стрельбу по удаленным целям, после чего перемещаются в другое место до того, как противник открывает ответный огонь. Оперативность современных САУ достигается, главным образом, благодаря автоматизации управления огнем, а также за счет применения радиолокационных средств разведки, когда данные для стрельбы готовятся заранее.

Кстати, даже одиночные САУ способны уничтожать довольно крупные объекты, например, аэродромы, железнодорожные станции, большие скопления войск противника. Дело в том, что помимо обычных снарядов в самоходной артиллерии, возможно применение и тактических ядерных боеприпасов. При этом в отличие от ракет или самолетов с ядерным оружием на борту артиллерийские снаряды практически не поддаются перехвату. В настоящий момент приоритет развития самоходной артиллерии видится разработчикам в увеличении огневой мощи и баллистических характеристик оружия за счет повышения его скорострельности, а также дальности и точности ведения огня.

Два ствола хорошо, но один – лучше

В комплексе «Коалиция-СВ» реализованы многие из этих подходов. Фактическая дальность стрельбы здесь составляет 40 км против 24 у ближайшего российского «родственника» — самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С». Интересно, что один из первых прототипов новой боевой машины имел два ствола калибром 152-мм, расположенных один над другим. Но затем от двуствольного варианта размещения оружия отказались, остановившись на классическом — одноствольном варианте. Два ствола предполагали более сложный механизм заряжания, к тому же в его надежности были сомнения.

Современная самоходная артиллерия во всем мире развивается по схожему сценарию. Приоритет отдается уже упомянутой скорострельности, подвижности, дальности стрельбы, а также более совершенным системам автоматизации и управления огнем. В Германии ставка сделана на САУ PzH2000. Правда, знаменитый рекорд стрельбы с 56 км был поставлен при выстреле специальным активно-реактивным снарядом с улучшенной аэродинамикой. Серийные же снаряды этой установки стреляют на дальность от 30 до 40 км.

Кстати, далеко не все эксперты склонны разделять восторга по поводу этой машины. Дело в том, что применение данной артиллерийской системы в условиях реальных боевых действий, в том числе в составе коалиционных сил в Афганистане, выявило ряд проблем. Например, при стрельбе снарядами с газогенератором на дистанции свыше 30 км кучность огня превысила… километр!

Гаубица M109A6 Paladin

В США приоритет самоходной артиллерии отдан модернизированному варианту гаубиц M109A6 «Паладин». Об этом американском оружии стоит рассказать особо. Дело в том, что исходный образец этого так называемого «глубоко модернизированного» САУ был создан еще в 1953 году! Целью нынешней (уже десятой по счету) модернизации является продление срока эксплуатации M109A6 на 30-40 лет.

На фоне этого оружия «Коалиция» показывает просто-таки радикальное преимущество. Помимо перечисленных новаций стоит взглянуть хотя бы на тактико-технические характеристики нашей и иностранных САУ, в том числе ключевую — дальность стрельбы. Она у «Коалиции» почти на 20 км больше показателей M109A6 «Паладин» (40 км против 22). Кстати, есть информация, что при стрельбе экспериментальным снарядом «Коалиция» показала дальность в 70 км!

Превосходит наша установка зарубежные аналоги и по объему загружаемого боекомплекта — 70 снарядов против 60 у PzH2000. Что говорить, — в «Палладине» только-только появилась цифровая система управления огнем, тогда как в российской самоходной артиллерии многие из ее элементов применяются уже давно, и не только в «Коалиции». Кроме того, новая российская САУ легче: ее вес 48 тонн, а самоходка PzH2000 тянет на все 55.

С гусениц — на колеса и обратно

Основой для артиллерийского модуля «Коалиция-СВ» может стать платформа перспективного российского танка «Армата». Интересно, что полтора года назад была представлена и первая «Коалиция» на колесном шасси. Машина с литерой «СВ-КШ» стала продолжением линейки самоходных гаубиц на колесах. При создании «Коалиции-СВ-КШ» был использован опыт разработки 152-мм самоходной гаубицы 2С21 «Мста-К» на колесной базе автомобилей КрАЗ-6316 и Урал-5323.

По информации представителя ОАО «КАМАЗ» Юрия Кухаренко, гаубицы «Коалиция-СВ-КШ» смонтированы на четырехосном колесном шасси автомобиля КамАЗ-6560 «Торнадо», который уже используется в качестве базы для боевых машин зенитных ракетно-пушечных комплексов 96К6 «Панцирь-С1». Чтобы разместить достаточно тяжелую башню артиллерийской системы, шасси серийного полноприводного бортового тягача КамАЗ-6560 претерпело некоторые изменения.

«Был усилен каркас рамы автомобиля, позволяющий выдержать отдачу при выстреле, а также установлен двигатель мощностью 400 лошадиных сил, который позволяет машине передвигаться в условиях сложно-пересеченной местности», — рассказал Юрий Кухаренко.

Интересно, что САУ в колесном исполнении — также полностью автоматическая. Номера расчета находятся в бронированной кабине, а заряжать и производить выстрел можно дистанционно. Время развертывания орудия не превышает полутора минут.

Охотник на очень крупную дичь: двуствольная самоходная гаубица «Коалиция-СВ»

Российским конструкторам-оружейникам удалось создать самоходку, которая вдвое эффективнее всех остальных современных САУ

Участниками Парада Победы в Москве 9 мая 2015 года были самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» — достойные наследницы САУ «Акация» и «Мста». Тяжеловесные, мощные даже на вид 152-миллиметровые самоходные орудия впечатлили всех, кто наблюдал за прохождением колонны новой российской бронетехники. Но это впечатление было бы гораздо сильнее, появись на московском параде эти машины в своем первоначальном виде — с высокими башнями, из лобовой брони которых смотрели в небо два массивных ствола. Именно такой должна была стать 152-миллиметровая самоходная гаубица «Коалиция-СВ». И не исключено, что в конечном итоге в таком виде она тоже будет принята на вооружение. Ведь такая необычная компоновка определяется отнюдь не капризами конструкторов, а насущной необходимостью — и тем, что новинка откровенно обогнала свое время.

Читать еще:  Викинги: языки и легенды, имена богов и королей, топоры и мечи, описание деревень и исторические битвы, переход к оседлости



Больше стволов — плотнее огонь

Многоствольные артиллерийские системы появились в армиях мира не случайно. Всегда главной — а зачастую и единственной — причиной была необходимость обеспечить гораздо большую, чем у других образцов, мощность и скорострельность.

До появления систем автоматического ведения огня, благодаря которым в арсеналах армий всего мира появились автоматы, пулеметы и пистолеты-пулеметы, именно за счет множественности стволов достигались высокие темп стрельбы и плотность огня. Именно этот принцип был положен в основу митральезы, известной в России как «картечница» (хотя стреляли эти орудия не картечью, а винтовочными патронами), способной вести залповую стрельбу из нескольких, а то и нескольких десятков стволов.

Дальнейшим развитием митральезы (кстати, этим словом по-французски и сегодня называются системы, в России носящие название «пулемет») стала пушка Гатлинга, впервые громко заявившая о себе на полях сражений Гражданской войны в США. Заряжавшийся с казенной части блок из нескольких стволов, установленных на едином вращающемся ложе, позволял вести огонь с колоссальной скоростью, которая, в свою очередь, обеспечивала высочайшую плотность поражения. Пока привод у пушки Гатлинга был ручным, она стреляла со скоростью от 200 до 1000 выстрелов в минуту, а после того как к вращению блока стволов удалось приспособить электропривод — до 3000!

Впрочем, уже к началу Первой мировой войны в войска начали поступать одноствольные пулеметы, обеспечивавшие пусть не такой высокий темп стрельбы, но зато отличавшиеся гораздо более простой и легкой конструкцией. А пушки Гатлинга переселились на самолеты и корабли — туда, где никому не приходилось таскать их в руках, а на месте под конструкцию можно было не экономить. Именно продолжением гатлинговской пушки являются такие знаменитые многоствольные системы автоматического огня, как российская корабельная установка «Кортик», в состав которой входит шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30К, или американская шестиствольная авиационная 20-мм пушка М61 «Вулкан».

Крупнокалиберная наследница «Шилки»

Похожий подход возобладал и в сфере крупнокалиберной артиллерии. Многоствольными остались только пушки, которые никуда не нужно было возить и которые можно было размещать в несколько ярусов по вертикали. Так возникли и развивались корабельные многоствольные башенные установки — и аналогичные им установки береговой артиллерии.

Попытки же пристроить многоствольную крупнокалиберную систему на танковое шасси долгое время терпели неудачи. Объяснялись они просто: чтобы заставить двигаться конструкцию, обладающую больше чем одним стволом крупного калибра, требовался двигатель чрезвычайно высокой мощности, что неизбежно влекло за собой рост общей массы конструкции и снижение возимого боезапаса — и так по кругу. Прижились только многоствольные самоходные орудия небольшого калибра — такие как зенитная самоходная установка «Шилка», вооруженная счетверенной автоматической 23-мм пушкой, и ее наследники «Тунгуска» и «Панцирь-С», обладающие двумя и четырьмя 30-мм автоматическими зенитными пушками соответственно.

Тем большим было удивление военных экспертов, когда в самом начале января 2006 года широкой публике впервые была представлена уникальная российская разработка — перспективная двуствольная самоходная гаубица «Коалиция-СВ». Конструкторам из Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга удалось сделать невозможное: создать мобильную скорострельную двухорудийную самоходную установку, причем способную вести огонь на рекордную дальность — до 70 км!

Три главных качества самоходок

Скептически настроенные читатели наверняка заметят: «Ну вот, опять мы разрабатываем и пытаемся втюхать нашей и без того не слишком хорошо оснащенной армии кунштюки, от которых в силу их бесперспективности давно отказались за рубежом, а у нас преподносят как последнее слово техники!». Заметят — и будут в корне неправы, потому что подобная артиллерийская система, как никакая другая, отвечает требованиям, предъявляемым к современным самоходным артиллерийским установкам.

Согласно концепции современной САУ ее главные характеристики — скорострельность, мобильность и дальность выстрела. Все три основных требования связаны с простым условием. Современная САУ в условиях нынешнего развития систем обнаружения и уничтожения бронетехники должна менять позицию практически после каждого выстрела. В среднем самоходка может оставаться на месте не более минуты, после чего вынуждена будет оставить позицию, чтобы ее не уничтожили.

Скорострельность в современных САУ традиционной одноорудийной схемы обеспечивается за счет применения все более быстрых автоматов заряжания и систем наведения. Но и те и другие имеют чисто физические ограничения: есть порог скорости, который просто невозможно преодолеть, пока используются классические пороховые выстрелы — неважно, раздельные или унитарные. Мобильность тоже ограничивается чисто физически: соотношением веса самой самоходки (который определяется ее конструкцией, калибром орудия и массой возимого боезапаса) и веса и мощности двигателя. Что же касается дальности стрельбы, то она достигается в основном за счет двух показателей: мощности заряда и длины ствола. И тут снова вступает в дело тот самый компромисс, которым определяется и мобильность: трудно установить на гусеничное шасси длинноствольное орудие с мощным зарядом так, чтобы итоговая конструкция достаточно быстро передвигалась и при этом имела приличный боезапас.

Именно с этой точки зрения двуствольная «Коалиция-СВ» получилась совершенно уникальной системой, аналогов которой до сих пор никому создать не удалось. Именно не удалось, хотя попытки сделать нечто подобное известны. Российские оружейники сумели сделать так, что при габаритах и массе, сопоставимых с характеристиками большинства современных САУ того же калибра, эта установка имеет в два раза больше стволов — а значит, способна вести стрельбу в два раза быстрее и в два раза плотнее. То есть фактические одна «Коалиция-СВ» заменяет две подобные ей одноствольные установки, что делает ее невиданно эффективной.

Новинки, новинки и еще раз новинки

В 2003 году в результате неторопливо ведущихся с конца 1980-х годов научно-исследовательских работ по теме «Необитаемость» и изучения возможности межвидовой унификации перспективного артиллерийского вооружения крупного калибра Сухопутных войск и Военно-морского флота родилась идея САУ «Коалиция-СВ». К этому времени конструкторам-оружейникам удалось создать двуствольное орудие 2А86, обладающее при наличии двух стволов весом, сопоставимым с весом традиционной одноствольной орудийной системы того же калибра. Достигнуто это было за счет использования совершенно новых материалов для стволов и казенной части, которые обеспечили требуемые прочностные характеристики при гораздо меньшем весе.

Второй находкой, позволившей появиться на свет «Коалиции-СВ», стал новый пневматический автомат заряжания. Он не только обеспечил высокий темп заряжания и, соответственно, стрельбы, но и позволил сделать боевую рубку необитаемой. За счет этого появилась возможность сделать ее более компактной и, соответственно, легкой — а значит, появился резерв для установки двуствольной пушки.

Тот же автомат заряжания позволил реализовать концепцию броневой капсулы для экипажа, которую расположили в передней части машины. Аналогичную компоновку имеет и новая многофункциональная гусеничная платформа «Армата», на которой построен танк Т-14 «Армата» (она же должна в ближайшем будущем стать и платформой для САУ «Коалиция-СВ»). Соответственно, за счет компактного размещения экипажа выиграли еще некоторое количество веса, тоже потраченного на усиление огневой мощи.

«Коалиция-СВ» в цифрах и фактах

Получившуюся конструкцию впервые представили широкой публике в январе 2006 года. И она тут же произвела настоящий фурор: продемонстрированные новинкой мобильность, скорострельность и дальность стрельбы не шли ни в какое сравнение с другими системами, стоявшими на вооружении в мире на тот момент. «Коалиция-СВ» продемонстрировала огневую мощь, сопоставимую с мощью реактивных систем залпового огня, при этом сохранив традиционную для ствольной артиллерии точность попадания. Ничего подобного ни в одной армии мира по сей день нет — и не предвидится.

Вот как это выглядит в цифрах. Масса двуствольной установки получилась в пределах 48 тонн (наиболее современная одноствольная САУ «Мста-С» весит всего на шесть тонн меньше), боекомплект — 70 снарядов («Мста-С» — 50 снарядов), скорострельность — до 23 выстрелов в минуту против 10 у «Мсты-С». Максимальная скорость хода по шоссе — 80–90 км/ч («Мста-С» — 60 км/ч), запас хода — 500 км, что является обычным для большинства современных САУ. При этом дальность выстрела у орудия 2А82 — от 40 до 70 км в зависимости от типа снаряда, тогда как гаубица 2А64М2 на «Мсте-С» добивает максимум на 25–29 км. При этом экипаж «Коалиции-СВ» — всего три человека, а у той же «Мсты-С» — пять.

Читать еще:  Пистолет из винтовки Мосина и еще 10 видов оружия, которое вызывает ступор или улыбку

Если же сравнивать «Коалицию-СВ» с такими самыми перспективными зарубежными САУ, как американская М109А6 «Паладин» и германская PzH2000, то российская система превосходит их по всем основным боевым показателям: темпу стрельбы (23 выстрела в минуту против 4 и 10 соответственно), дальности стрельбы (40–70 км против 30 и 40 соответственно), возимому боезапасу (70 снарядов против 39 и 60 соответственно). Кроме того, российская новинка превосходит их также по максимальной скорости и запасу хода по шоссе — 80 км/ч и 500 км против 61 км/ч и 299 км у американской САУ и 60 км/ч и 420 км соответственно у германской. Кстати, экипажи у западных артустановок тоже побольше: шесть человек у «Паладина» и пять у PzH2000.


На суше и на море

Почему же тогда, спросит пытливый читатель, если двуствольный вариант «Коалиции-СВ» настолько хорош, на Параде Победы демонстрировали традиционный одноствольный? Ответ достаточно прост и, увы, предсказуем: всему виной недостаток денег в военном бюджете и отсутствие отработанных технологий, позволяющих производить новую артсистему быстро, в большом количестве и с надлежащим качеством. Российской же армии новые САУ требовались как можно скорее, причем достаточно недорогие, максимально надежные и простые — а значит, использующие уже отработанные элементы и технологии.

Однако принятие на вооружение одноствольного варианта «Коалиции-СВ» вовсе не ставит крест на двуствольной конструкции: работы над ней продолжаются и расширяются. В частности, уже появился вариант артиллерийской установки «Коалиция-Ф» (пока доступный широкой публике только в виде 3D-моделей и рисунков). Индекс «Ф» означает «Флот», так же, как «СВ» — сухопутные войска, и обозначает сферу применения унифицированной установки. Флотский вариант «Коалиции» предназначен для установки на средние и большие военные корабли новых проектов, разработки которых сейчас заканчивают корабелы.

В отличие от варианта «СВ» вариант «Ф» будет иметь систему заряжания и снабжения боеприпасами за счет использования конструкции, эшелонированной по высоте. Иными словами, если в сухопутной «Коалиции» снаряды располагаются чуть позади и сбоку от казенных частей орудий, то флотская имеет традиционную для кораблей башенную систему с подачей боеприпасов снизу. Такие же башенные установки «Коалиция-Ф» могут — и почти наверняка будут! — использоваться и в береговой артиллерии, традиционно относящейся к компетенции ВМФ и максимально унифицированной с корабельными артсистемами.

Самоходная «Коалиция»: чем уникальна новейшая артиллерийская установка ВС России

Замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщил о грядущем поступлении в войска 12 самоходных артиллерийских установок (САУ) 2С35 «Коалиция-СВ». Новейшие гаубицы будут проходить испытания до 2020 года. По итогам эксплуатации военное ведомство примет решение о принятии на вооружение и закупках «Коалиции».

«Мы законтрактовали 12 образцов «Коалиции-СВ», они будут проходить войсковую эксплуатацию до 2020 года. В 2020 году мы завершим государственные испытания и уже примем решение о серийных закупках», — заявил Борисов после посещения «Уралтрансмаша» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») — единственного предприятия в РФ, которое производит САУ.

Контракт на поставку опытной партии «Коалиции» Минобороны РФ заключило в сентябре 2017 года. Однако тогда речь шла о закупке 10 машин. В мае 2017 года начальник ракетных войск и артиллерии сухопутных войск генерал-лейтенант Михаил Матвеевский рассказал, что серийные поставки гаубиц могут начаться в 2020 году.

Между тем Минобороны продолжает модернизацию самоходных установок 2С19 «Мста-С» (стоят на вооружении с 1989 года). Как отметил Борисов, ведомство сохранит прежние темпы перевооружения на установки «Мста-СМ». Замминистра уточнил, что ежегодно «Уралтрансмаш» передаёт в войска 36 обновлённых гаубиц. По оценке Борисова, проводимая модернизация позволяет повысить боевые качества САУ «Мста-С» на 40%.

«Шквал огня»

«Коалиция-СВ» (индекс «СВ» означает «сухопутные войска») предназначена для уничтожения крупных бронированных целей (артиллерии, танков, противотанковых машин), ракетных комплексов, укреплённых военных объектов и различных инженерных сооружений в глубине обороны противника.

«Коалиция-СВ» в перспективе должна стать основным самоходным артиллерийским орудием в сухопутных частях российской армии. В частности, новая САУ призвана заменить в войсках немодернизированные машины «Мста-С».

Работы по созданию «Коалиции» стартовали в середине 2000-х годов в стенах ЦНИИ «Буревестник». Проект «Коалиции-СВ» стал ответом России на появление в западных вооружённых силах самоходок, превосходивших «Мсту» по тактико-техническим характеристикам.

В начале 2000-х годов в американскую армию начали поступать модернизированные версии САУ M109 Paladin, а немецкие ВС получили Panzerhaubitze 2000, которые, по мнению зарубежных обозревателей, являются лучшими в мире самоходными гаубицами по показателю скорострельности (12 выстрелов в минуту).

Современные западные САУ способны вести стрельбу в режиме, известном в России как «шквал огня» (по классификации НАТО — MRSI, Multiple Rounds Simultaneous Impact). Самоходки могут выпускать из одного орудия несколько снарядов, которые летят к цели по разным траекториям.

«Стрельба в режиме MRSI ведётся по навесной траектории, а снаряды летят под разными углами. В среднем выпускается по три-пять снарядов. Вероятность уничтожения цели с использованием MRSI достигает почти 100%. «Мста» на такое не способна, а вот характеристики «Коалиции» позволяют вести огонь в режиме MRSI», — сообщил в беседе с RT директор музея ПВО в Балашихе, военный эксперт Юрий Кнутов.

По мнению специалиста, «Коалиция» сильно отличается от «Мсты», несмотря на внешнюю схожесть. Новая САУ превосходит предшественника по дальности стрельбы (40—70 км против 25—29 км), скорострельности (15—20 выстрелов в минуту против 10), вместимости боекомплекта (70—90 снарядов против 50), скорости хода по шоссе (до 90 км/ч против 60 км/ч).

Кнутов считает, что специалисты «Буревестника» создали оружие нового поколения, которое превосходит западные аналоги.

В то же время эксперт отметил, что «Коалиция» будет дорабатываться ещё в течение нескольких лет.

20 снарядов в минуту

Первые фотографии «Коалиции» появились в 2013 году, когда начался этап её испытаний. Пять лет назад конструкторы оснастили прототип САУ двумя пушками с целью повышения скорострельности, но в итоге специалисты «Буревестника» вернули новейшей самоходке привычный внешний вид. 9 мая 2015 года на параде Победы «Коалиция» появилась в варианте с одним стволом.

«Скорее всего, двуствольное оснащение потребовало дополнительных технических новшеств. Испытания показали, что это слишком сложное решение. К тому же два ствола могут повысить скорострельность максимум в 1,5 раза. Гораздо проще поставить на САУ один высокотехнологичный ствол и надёжные автоматизированные системы управления (АСУ). Собственно, это и было сделано», — пояснил Кнутов.

«Коалиция» оснащена 152-миллиметровой пушкой 2А88, которая в течение минуты может выпустить до 20 снарядов. На поле боя это даёт неоспоримое преимущество перед техникой противника и системой контрбатарейной борьбы. Отстрелявшись в режиме MRSI, гаубица тут же меняет позицию.

«Главная проблема, над которой бьются все конструкторы, — отсутствие эффективных способов охлаждения ствола после выстрела. Именно этот фактор — основное препятствие для повышения огневой мощи. Однако экипаж современных гаубиц, в том числе «Коалиции», контролирует температуру ствола с помощью специальных датчиков», — отметил Кнутов.

По информации зарубежных источников, все процессы в «Коалиции», включая загрузку боекомплекта и заряжание, автоматизированы. О высоком уровне автоматизации свидетельствует численность экипажа — три человека (против пяти — у Panzerhaubitze 2000 и четырёх — у новейшей версии M109).

Кроме того, боевой модуль «Коалиции» является «нежилым», а экипаж, как в танке Т-14 «Армата», помещён в специальную бронированную капсулу. На взгляд иностранных аналитиков, специалисты «Буревестника» воплотили в САУ передовые западные разработки.

«Россия действительно могла многое позаимствовать. Но особенность «Коалиции» в том, что, несмотря на высокую степень автоматизации, её экипаж способен управлять САУ по старинке — вручную. В отличие от лучших западных САУ, механический канал управления в «Коалиции» сохранён, и в случае вывода из строя электроники самоходка не превратится в груду металла», — подчеркнул Кнутов.

Первым обладателем «Коалиции», как ожидают российские и зарубежные эксперты, станет воссозданная в 2015 году 1-я танковая армия, дислоцированная в Западном военном округе (ЗВО).

«Коалиция» будет поступать именно в соединения на западных рубежах. На востоке страны такое мощное оружие избыточно. Это не означает, что Москва готовится начинать войну. Характер текущих угроз требует, чтобы самое современное оружие Россия держала в западных областях», — подчеркнул Кнутов.

Читать еще:  Первый провал «Панциря». Появились подробности атаки на базу Хмеймим.

САУ «Коалиция» – самоходка нового поколения

Крупнокалиберные гаубицы – один из самых распространённых в наше время типов артиллерии. Продемонстрировав свою мощь ещё в годы Первой Мировой Войны, со сцены они уходить не собираются. Хотя буксируемая артиллерия всё ещё используется, но для достижения максимальной мобильности и маневренности войск используются самоходные артиллерийские установки.

Новейшая российская разработка в этой области – 2С53 «Коалиция», вооружённая 152мм гаубицей. Если её удастся своевременно принять на вооружение – она обеспечит российской армии определённое превосходство в области артиллерии.

История создания

Начиная с 70-х годов имеющиеся в дивизионной артиллерии Советской Армии 152мм буксируемые гаубицы стали заменять самоходками 2С3 «Акация». Это была типичная для «советской школы» боевая машина – простая, недорогая, и, как иногда выражаются, «солдатоустойчивая». При этом по боевым качествам она была, как минимум, не хуже конкурентов.

Но уже через несколько лет началась разработка новой, перспективной гаубицы для дивизионного звена. Её самоходный вариант – 2С19 «Мста-С» пошёл в серийное производство в 1988 году. От «Акации» новая самоходка отличалась более высокой дальностью стрельбы, увеличенной скорострельностью, расширенной номенклатурой боеприпасов.

Таким образом, уже российская армия оказалась обладателем не просто современной – а даже передовой по характеристикам САУ.

Казалось бы – замена «Мсте» не понадобится ещё долго. Однако страны НАТО в начале 90-х годов рассмотрели и приняли «Совместный меморандум о понимании баллистики». В рамках меморандума планировалось разработать гаубицу калибра 155мм с длиной ствола в 52 калибра и увеличенным объёмом зарядной каморы.

Такая перспектива могла не просто снизить преимущества «Мсты» – она бы превратила российскую самоходку из передовой в отстающие. Кроме того, демонстрации 2С19 на международных выставках выявили, что скорострельность САУ потенциальные заказчики считают недостаточной, а систему управления огнём – устаревшей.

Параллельно с модернизацией САУ началась разработка новой, более совершенной артсистемы. Эти работы и велись под шифром «Коалиция». Первоначально высокую скорострельность планировали обеспечить за счёт использования двуствольного орудия, но потом из-за невысокой надёжности и большой стоимости от такой схемы отказались. Впервые новая САУ – 2С35 «Коалиция-СВ» была продемонстрирована общественности на параде Победы 2014 года.

Конструкция

Шасси для опытных образцов САУ «Коалиция» служил корпус серийной «Мсты». Когда ожидалось принятие на вооружение 2-ствольной самоходки, в медиа поступали сообщения, что по ходовой части она будет унифицирована с танком Т-95 (который так и не появился). В итоге самоходную гаубицу 2С35 выполнили на шасси танка Т-90 (вероятно, с облегчённой лобовой бронёй).

При этом заброневой объём корпуса полностью перепланирован. Экипаж размещён, как в танке Т-14 – внутри бронированного отсека в передней части машины, командир и наводчик по обе стороны от механика-водителя. Башня и боевое отделение в корпусе «Коалиции» –автоматизированные и необитаемые.

Помимо орудия, боекомплекта и механизмов автомата заряжания, в башне 2С35 находятся аппаратура системы управления огнём и вспомогательная силовая установка (ВСУ).

Возможно, использована та же ВСУ, что и на «Мсте»- газовая турбина АП-18. В корме «Коалиции» – моторно-трансмиссионное отделение с двигателем В-92С2, аналогичным установленному на танке Т-90. При рабочем объёме 38,8 литров дизель САУ развивает мощность в 1000 л.с. Вероятно, ближе к корме перенесены и топливные баки, установленные на Т-90 в передней части, занятой на самоходке экипажем. На кормовом листе «Коалиции» подвешено традиционное бревно для самовытаскивания.

Навигация, выбор цели и наведение 2С35 осуществляются при помощи единой информационной цели, данные которой выводятся на многофункциональные дисплеи командира и наводчика. Реализована возможность интеграции «Коалиции» в цифровую систему управления ЕСУ ТЗ.

Самоходка вооружена 155мм орудием 2А88. Длина ствола этой нарезной гаубицы увеличена до 52 калибров против 47 калибров у гаубицы 2А64, которой оснащались САУ «Мста-С». Необитаемая башня дала возможностьи увеличить боекомплект 2С35 с 50 до 70 выстрелов. Пневматический автомат заряжания позволяет досылать снаряды и заряды в камору при любых углах возвышения, обеспечивая высокую скорострельность – ведь время на возврат орудия на линию заряжания (и обратно) не тратится.

Для автоматизации процесса набора нужного заряда от гильз конструкторы отказались, и «Коалиция» использует картузное заряжание. Заявлялось, что воспламенение заряда производится микроволновой системой. Это должно обеспечить единовременное сгорание пороха и, как следствие, лучшую баллистику.

Максимальная дальность стрельбы «Коалиции» за счёт принятых мер возросла до 70 километров – пока что она остаётся рекордной. Впрочем, это пока заявленная дальность при стрельбе специальными снарядами со спутниковым наведением.

Если 2С35 использует обычные снаряды – она может поражать цели на удалении до 40 км – что тоже превосходит возможности аналогов.

Утверждалось о создании для САУ 2С35 новых управляемых снарядов, но никакой конкретной информации о них нет. С уверенностью можно утверждать, что «Коалиция» может использовать всю существующую номенклатуру боеприпасов для 152мм гаубиц. Напомним, что основной осколочно-фугасный снаряд такого калибра 3ОФ64 имеет массу 43,5 кг, и снаряжен 7,8 кг гексала. Кассетные снаряды 3О13 содержит восемь осколочных боевых элементов, содержащих 230 грамм гексала, а 3О23 – 40 кумулятивных суббоеприпасов.

В качестве высокоточного боеприпаса может применяться существующий снаряд «Краснополь» с лазерным наведением. САУ может использовать и снаряды спецназначения – помехопостановочные 3РБ30, сообщалось о создании дымовых снарядов, снаряжённых белым фосфором. Боекомплект САУ «Коалиция» может пополняться с помощью транспортно загрузочной машины на шасси четырёхосного грузовика КамАЗ-6350.

На подготовку машины уходит не более полутора минут, а полностью перегрузить боекомплект она может за 20 минут. Все операции механизированы.

Вспомогательное вооружение САУ 2С35 представлено установленной на крыше башни дистанционно управляемой пулемётной установкой. В ней смонтирован 12,7мм пулемёт КОРД, ёмкость пулемётной ленты в коробе – 200 патронов. Дополнительные патронные коробы также перевозятся в транспортно-заряжающей машине. Пулемёт наводится с помощью телевизионных камер в установке, для определения дистанции служит лазерный дальномер. Для постановки маскировочных завес служат установленные на бортах башни самоходки дымовые гранатомёты.

Модификации

В разработке находится колёсный вариант самоходки, получивший индекс 2С35-1 «Коалиция СВ-КШ». От основной модификации он отличается тем, что необитаемая башня установлена не на танковое шасси, а на грузовик КамАЗ-6560, изначально разработанный для размещения на нём зенитных установок.

Планировалось принять его на вооружение одновременно с гусеничной «Коалицией», но до сих пор никакой информации о колёсной САУ нет.

Традиционно самоходки на колёсном шасси использовали либо страны с развитой дорожной сетью, либо те, где такая схема обеспечивает лучшую подвижностью (например, ЮАР). Вероятно, что колёсная «Коалиция» станет базой для заявленного комплекса береговой артиллерии, вооружённого гаубицей 2А88.

Считалось, что на параде 2014 года показана предсерийная партия САУ 2С35, а в перспективе «Коалиция» будет использовать шасси платформы «Армата». После объявления о том, что производство «Арматы» ограничится установочной партией, такая перспектива выглядит сомнительно.

Перспективы

Предполагается, что 2С35 «Коалиция» станет основным оружием отдельных артиллерийских бригад, в то время как САУ «Мста» будут выводиться в состав артиллерии мотострелковых и танковых полков. «Коалиция», даже при использовании таких же снарядов, обладает дальностью, недосягаемой даже для модернизированной «Мсты», но вот концепцию «огневого налёта» удалось реализовать и в усовершенствованной САУ 2С19М2.

За счёт повышенной скорострельности она, как и 2С35, может быстро «отработать» по цели серией выстрелов и немедленно сменить позицию. При этом «Коалиция» – изделие более сложное в производстве и эксплуатации, а «Мста» давно освоенная на заводе и в войсках. В свете отказа от БТР-90 и свёртывания производства есть вероятность и того, что 2С19 останется основной российской самоходкой дольше, чем планировалось.

Если богатые американцы были вынуждены отказаться от проекта САУ ХМ2001, то вполне возможно, что Россия, экономика которой, увы, не мощнейшая в мире, испытает сложности с массовым производством «Коалиции».

Тактико-технические характеристики

Для сопоставления ТТХ 2С35 с аналогами возьмём немецкую гаубицу PzH2000, американскую САУ М109А7 и французское самоходное орудие CAESAR.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]