8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Джеральд Р Форд, современные атомные авианосцы, замена кораблям типа Нимиц, какое вооружение и ТТХ, сколько самолетов на борту

Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд»

Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» (англ. Gerald R. Ford class) — серия многоцелевых атомных авианосцев США. Представляют собой улучшенную версию авианосцев типа «Нимиц». Постройка начата в 2009 году.

Головной корабль — «Джеральд Р. Форд» — заложен 14 ноября 2009 года. Ввод в строй планируется в 2016 году. Запланировано строительство, по меньшей мере, еще двух кораблей этого типа.

ПРОЕКТ

Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» создаются по программе замены авианосцев типов «Энтерпрайз» и «Нимиц». Финансирование программы началось в 2001 году. После принятия на вооружение головного корабля следующие будут вводиться в строй с интервалом 5 лет, заменяя старые авианосцы, приближающиеся к предельному 50-летнему сроку службы. Если расширенная программа будет реализована в полном объеме, принятие в строй последнего (десятого) авианосца серии ожидается в 2058 году.

При одинаковом с авианосцами типа «Нимиц» водоизмещении (ок. 100000 т) авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» будут иметь меньший на 500 человек экипаж за счет высокой степени автоматизации, при этом осуществлять больше вылетов (160-220) в день. Энерговооруженность корабля будет больше в 1,5 раза. В корабельиые системы внедрена система контроля за весом и устойчивостью. Улучшены средства взаимодействия с другими кораблями.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Конструкция корпуса схожа с авианосцами типа «Нимиц». Надстройка более компактна, вынесена за линию бортов и сдвинута к корме. Мачта на надстройке сделана из композитных материалов. На ней размещены неподвижные радары с фазированными антенными решетками и система автоматического подлета и посадки — JPALS. На расширенной полетной палубе оборудованы 18 стоянок для заправки и вооружения самолетов. Значительно изменена внутренняя компоновка корабля и конфигурация полетной палубы. Количество секций ангара сокращено с трех до двух, количество самолетоподъемников — с четырех до трех. На корабле применена новая система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Боезапас авианосца включает ракеты, артиллерийские выстрелы, бомбы, торпеды и глубинные бомбы. Вооружение поднимается из арсеналов к основным пунктам обработки и сборки под полетной палубой, откуда подаются наверх скоростными подъемниками. Авианосцы смогут нести до 90 самолетов и вертолетов различного назначения: палубные самолеты пятого поколения F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F «Супер Хорнет», самолеты ДРЛО Грумман E-2D «Эдванст Хокай» и электронного противодействия Боинг EA-18G «Гроулер», многоцелевые вертолеты MH-60R/S, а также беспилотные летательные аппараты. Интересным технологическим новшеством стала новая электромагнитная катапульты (EMALS) фирмы «Дженерал Атомикс» на основе линейных электродвигателей, которая заменила паровую катапульту С-13. Электромагнитные катапульты обеспечивают лучшую управляемость процесса запуска самолетов, меньшие нагрузки на самолет и пилотов, имеют специальные режимы запуска для беспилотных аппаратов.

Новые турбоэлектрические аэрофинишеры фирмы «Дженерал Атомикс» с синтетическими тросами регулируют натяжение электромоторами, что дает более плавный пробег и отсутствие экстремальных нагрузок на тормозной гак и фюзеляж самолета. Основой радиоэлектронного оборудования авианосца стала двухдиапазонная радио-локационная система (DBR), которая включает в себя многофункциональный радар Х-диапазона AN/SPY-3 и радар S-диапазона, объемного обзора (V5R) AN/SPY-1 E.VSR выполняет роль дальнего обзора и целеуказания для других радаров и систем оружия. AN/SPY-3 осуществляет обзор и сопровождение целей, управление ракетами и подсветку цели на конечном участке траектории ракеты.

ПЕРСПЕКТИВЫ

22 августа 2014 года был заложен второй авианосец типа «Джеральд Р. Форд», который получит имя «Джон Ф. Кеннеди». На его создание предполагают потратить 9,2 млрд долларов, из которых 944 млн были выделены в первый год строительства. В 2018 году предполагается начать строительство третьего авианосца этого типа — «Энтерпрайз». В течение ближайших 10 лет ВМС США получат три новых авианосца, которые по своим характеристикам превосходят используемые сейчас корабли. Срок службы этих кораблей составит 50 лет.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА «ДЖЕРАЛЬД Р. ФОРД»

Водоизмещение, т:
полное: 100000
Размерения, м:
длина (максимальная): 337
ширина (максимальная): 78
осадка: 12
ГЭУ: 2 ядерных реактора А1 В, 4 ГТЗА, 4 винта
Скорость хода, узлов: 30
Вооружение: ЗРК 2 х RIM -116 RAM, 2 х RIM-162 ESSM; 2 х «Фаланкс» CIWS (шестиствольная автоматическая пушка), 4 х М2 12,7-мм пулеметы
Авиационная группа: более 75 самолетов и вертолетов
Экипаж, чел: 2500-2700 человек экипажа, ок. 2480 человек авиагруппы и ок. 70 человек штаба

Авианосец Gerald R. Ford. Новые технологии, новые возможности и новые траты

9 ноября на верфи Newport News Shipbuilding (г. Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния) состоится церемония спуска на воду нового американского авианосца Gerald R. Ford (CVN-78). Строительство головного корабля одноименного типа началось в 2009 году и вскоре перейдет в завершающую стадию. Ввод авианосца в боевой состав ВМС США запланирован на 2016 год. В дальнейшем Пентагон собирается построить еще два корабля этого типа.

Авианосец «Джеральд Р. Форд» является одним из главнейших американских военных проектов последнего времени. Подобное отношение к кораблю в первую очередь обусловлено тем, что впервые с шестидесятых годов американское кораблестроение создало и осуществляет столь крупный проект. Находящиеся в настоящее время в составе ВМС авианосцы типа Nimitz строились в соответствии с проектом, разработанным в шестидесятых годах. С тех пор проект неоднократно дорабатывался перед строительством или модернизацией кораблей, но не претерпевал значительных изменений. Корабли типа Gerald R. Ford, первый из которых скоро будет спущен на воду, строятся по новому проекту, созданному в соответствии с нынешними требованиями военно-морских сил.

Одной из самых интересных черт нового проекта является подход к оснащению кораблей различным оборудованием. Так, по своим габаритам и водоизмещению авианосец «Джеральд Р. Форд» почти не отличается от предшественников типа «Нимитц». Корабль с полным водоизмещением около 100 тыс. тонн имеет длину свыше 330 метров и максимальную ширину по летной палубе 78 м. При этом внутреннее оснащение, радиоэлектронное оборудование, вооружение и т.п. нового авианосца можно считать большим шагом вперед. Утверждается, что применение ряда новых систем позволит значительно сократить экипаж корабля, но при этом поднять интенсивность боевой работы авиакрыла минимум на 30%. Следствием последнего станет увеличение боевой эффективности корабля.

Более высокие характеристики нового авианосца в сравнении с эксплуатируемыми в настоящее время обусловлены применением двух атомных реакторов A1B, разработанных специально для авианесущих кораблей нового проекта. При необходимости такая энергетическая установка может выдавать мощность, на 25% превышающую максимальную мощность реакторов авианосцев «Нимитц». При этом трудоемкость обслуживания реакторов снижена вдвое. Энергетическая установка с двумя реакторами A1B является первой системой такого типа, не требующей перезагрузки топлива в течение службы. Новые реакторы рассчитаны таким образом, что ядерного топлива хватит на все 50 лет, в течение которых будет служить авианосец. Благодаря этому, кроме прочего, повышается безопасность эксплуатации корабля, поскольку все радиоактивные материалы с момента загрузки и до списания авианосца будут находиться в герметичном объеме.

Использование более мощной энергетической установки позволило оснастить авианосец «Джеральд Р. Форд» электромагнитными катапультами EMALS. При помощи новых катапульт авианосец сможет обеспечить нормальную интенсивность полетов авиации на уровне 160 самолетовылетов в сутки. Для сравнения, современные авианосцы типа Nimitz могут обеспечить лишь 120 вылетов в сутки. При необходимости перспективный авианосец сможет поднять интенсивность полетов до 220 вылетов в сутки.

Основным элементом комплекса радиоэлектронных средств корабля Gerald R. Ford станет радиолокационная система DRB. В ее состав включены многофункциональная РЛС Raytheon AN/SPY-3 и РЛС объемного обзора Lockheed Martin VSR. Аналогичное радиоэлектронное оборудование предполагается устанавливать на новых эсминцах проекта Zumwalt. Предполагается, что РЛС VSR будет использоваться для контроля воздушной обстановки и целеуказания самолетам или кораблям. Вторая радиолокационная станция, AN/APY-3, предназначается не только для обзора или сопровождения целей, но и для управления некоторыми видами вооружения.

При проектировании нового авианосца учитывался опыт, полученный при эксплуатации предыдущих. В связи с этим была изменена компоновка ангарной палубы. Так, авианосец «Джеральд Р. Форд» имеет двухсекционную ангарную палубу. Для подъема летательных аппаратов на летную палубу корабль получил три элеватора вместо четырех, применявшихся на авианосцах предыдущего типа.

По официальным данным, новый авианосец сможет перевозить и обеспечивать боевую работу свыше 75 летательных аппаратов нескольких типов. Первоначально основной ударной силой авианосца Gerald R. Ford будут самолеты F/A-18E/F Super Hornet. Со временем к ним присоединятся, а затем и заменят, новейшие F-35C. Состав самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, а также вертолетов различного назначения останется прежним. Кроме того, предполагается разместить на новом авианосце беспилотные летательные аппараты нескольких типов. В отдаленном будущем подобная техника может потеснить пилотируемые самолеты и вертолеты.

Для ПВО и ПРО корабля авианосец Gerald R. Ford оснастят зенитными ракетными комплексами RIM-116 RAM и RIM-162 ESSM. Такое вооружение позволит кораблю перехватывать опасные цели на дальностях до 50 км. Кроме того, для защиты от угроз в ближней зоне на авианосец установят несколько зенитных артиллерийских систем.

Читать еще:  В мире луков и арбалетов

На данный момент собраны все основные конструкции нового авианосца и вскоре начнется завершающий этап строительства и оснащения. После ввода корабля в строй, планируемого на 2016 год, в составе ВМС США снова будет 11 авианосцев. В 2012 году, после списания авианосца Enterprise (CVN-65), количество кораблей этого класса сократилось до 10. В дальнейшем планируется перевести структуру авианосного флота на постоянное использование 10 кораблей.

В сентябре исследовательская служба Конгресса США опубликовала новые данные, касающиеся финансовой стороны строительства авианосцев. По данным службы, строительство Gerald R. Ford обошлось бюджету в 12,8 миллиарда долларов (в текущих ценах). При этом финансирование строительства было полностью завершено еще в 2011 году и с тех пор никаких средств на новый корабль не выделялось. Для компенсации роста стоимости отдельных компонентов и работ в 2014 и 2015 финансовых годах планируется дополнительно выделить около 1,3 миллиарда.

В ближайшей перспективе ВМС США разместят заказ на строительство второго авианосца типа Gerald R. Ford, который получит имя «Джон Ф. Кеннеди». Закладка второго корабля запланирована на следующий год. В течение 2014-2018 годов предполагается потратить на строительство около 11,3 миллиарда долларов, 944 млн. из которых будут выделены в первый год строительства. В 2018 году предполагается подписать контракт, в соответствии с которым судостроительная промышленность построит третий авианосец того же типа (имеется информация о его названии – Enterprise). Стоимость этого корабля в ценах 2014 финансового года оценивается в 13,9 миллиарда.

В планах Пентагона на ближайшие десять лет числится постройка лишь трех авианосцев нового типа. Срок службы этих кораблей составит 50 лет. Какими проектами займется американское кораблестроение после 2023 года, когда планируется спустить на воду Enterprise, пока неизвестно. К тому времени возможно обновление существующего проекта или начало работ над новым. Так или иначе, в течение ближайших 10-12 лет военно-морские силы Соединенных Штатов получат три новых авианосца, которые по своим характеристикам превосходят используемые сейчас корабли.

Как и любой другой дорогостоящий и амбициозный проект, строительство новых авианосцев подверглось жесткой критике. В свете последних сокращений военного бюджета строительство столь дорогих кораблей выглядит, как минимум, неоднозначно. К примеру, отставной офицер ВМС США Г. Хендрикс, являющийся последовательным противником современных авианосцев, регулярно приводит следующий довод против новейших кораблей. Последний из авианосцев типа Nimitz обошелся казне примерно в семь миллиардов долларов. Головной «Джеральд Р. Форд» в итоге будет стоить почти вдвое больше. При этом нормальная интенсивность полетов, обеспечиваемая электромагнитной катапультой, составит всего 160 самолетовылетов в сутки против 120 у «Нимитцев». Иными словами, новый авианосец в два раза дороже старого, но прирост боевой эффективности, выраженный в количестве возможных самолетовылетов, составляет всего 30%. Стоит отметить, что при максимальной нагрузке на электросистемы Gerald R. Ford может обеспечить 220 самолетовылетов в сутки, но и это не позволяет достичь пропорционального роста боевой эффективности.

Авторы проекта новых авианосцев регулярно упоминали, что эксплуатация этих кораблей будет стоить меньше, чем использование уже существующих. Тем не менее, экономия на эксплуатации далеко не сразу сможет оказать влияние на финансовую часть проекта. Главная причина этого – вдвое большая цена строительства кораблей. Кроме того, не следует забывать, что авианосцы работают в составе авианосных ударных групп (АУГ), в которые также входят корабли других классов. По состоянию на начало 2013 года эксплуатация одной АУГ обходилась примерно в 6,5 миллиона долларов ежедневно. Таким образом, экономия на эксплуатации авианосцев может не оказать значительного влияния на общие финансовые показатели соответствующих соединений ВМС США.

Еще одной проблемой финансового характера является авиационная группировка. В течение первых лет основой ударной авиации новых авианосцев будут истребители-бомбардировщики F/A-18E/F. В дальнейшем им на смену придут новейшие F-35C. Характерной неприятной чертой обоих вариантов состава авиагруппы является фактическая стоимость боевых вылетов. Согласно подсчетам Г. Хендрикса, весь жизненный цикл самолетов F/A-18, включая стоимость строительства и подготовки лётчиков, обходится военному ведомству примерно в 120 миллионов долларов. За последние десять лет палубная авиация ВМС США, участвуя в различных конфликтах, использовала около 16 тыс. бомб и ракет различных типов. Таким образом, среднее количество боеприпасов, использованных каждым из эксплуатирующихся самолетов F/A-18 за десять лет, равняется 16 единицам. Из стоимости жизненного цикла машин следует, что каждый сброс бомбы или пуск ракеты обошелся налогоплательщикам в 7,5 миллионов долларов. Стоимость строительства и эксплуатации новейших палубных самолетов F-35C будет значительно выше аналогичных параметров современной техники. В связи с этим средняя стоимость одного сброса бомбы может увеличиться в разы.

Таким образом, уже сейчас можно с уверенностью говорить, что один из самых амбициозных американских проектов последнего времени окажется еще и одним из самых дорогих. Причем есть основания сомневаться в том, что примененные меры, направленные на экономию за счет ряда новых систем и т.п., позволят ощутимо повлиять на общие экономические показатели проекта. Тем не менее, строительство новых авианосцев – пусть даже и чрезмерно дорогих – позволит ВМС США поднять свой боевой потенциал и обеспечить возможность выполнения боевых задач в течение следующих 50 лет.







По материалам сайтов:
http://defense-update.com/
http://navytimes.com/
http://militarytimes.com/
http://naval-technology.com/
http://cnas.org/

Супергигант авианосец «Джеральд Р. Форд» вошел в строй

Много сегодня говорят о бесполезности больших кораблей, строительство которых сравнимо с военным годовым бюджетом развитой страны. Однако, несмотря на это, там где имеются финансовые, технические и экономические возможности, большие корабли строили и продолжают строить сегодня. Соединенные Штаты являются одной из таких стран, где авианосцы продолжают сходить со стапелей с завидной регулярностью. Причем от судна к судну, наглядно увеличиваются размеры кораблей, растет их боевая мощь и соответственно боевые возможности. Американский авианосный флот продолжает прочно удерживать пальму первенства самого крупного и мощного в мире. В любой точке планеты базируются авианосные ударные группы, готовые в любой момент стать действенным инструментом американской военно-политической стратегии.

Авианосец Джеральд Р. Форд

В настоящее время администрация США делает ставку на ударные атомные авианосцы, которые представляют собой огромный передвижной военно-оборонительный комплекс. На ограниченном пространстве сосредоточено самое сложное и современное оборудование, высокотехнологичные средства вооружений. Оснащенные силовыми установками на ядерном топливе, такие корабли могут бесконечно долго находиться в море, выполняя самые различные боевые задачи. Последним из спущенных на воду судов этого класса стал новейший многоцелевой авианосец CVN-78 «Джеральд Р. Форд», вошедший в строй в мае 2017 года. Проектирование, строительство и ввод в строй этого гигантского корабля положили начало новому классу военных судов – «супер-авианосцев» класса Gerald R. Ford.

Откуда взялась тяга к гигантомании в американском военно-морском флоте

Сегодня Военно-морской флот США имеет в своем составе только атомные авианосцы. «Последний из могикан» авианесущий корабль CVN-67 «Джон Ф. Кеннеди» с обычной двигательной установкой был выведен из состава флота в 2007 году. С этого момента основная ударная сила американского флота представлена 10 авианосными ударными группами, центральным звеном которых являются 10 атомных авианосцев класса «Нимиц». Новейший 11-й по счету корабль «Джеральд Р. Форд» только вступил в строй. Для последнего американского супер-авианосца авиационная ударная группа еще только формируется. Корабль получит постоянный порт приписки и встанет в один ряд со своими старшими братьями.

За более чем столетнюю историю своего активного существования авианосец, как боевой корабль, претерпел целый ряд кардинальных изменений. Изменились не только тактико-технические характеристики корабля, его размеры, скорость и водоизмещение. Сам корабль стал многофункциональным и универсальным. Если ранее авианосцы имели радиус действия, ограниченный дальностью полета самолетов палубной авиации, то сегодня авианосец располагает практически безграничными техническими средствами и возможностями. Реактивная авиация привела к тому, что потребовалось увеличить не только размеры полетной палубы, но и сами размеры кораблей. Самолеты являются основным оружием авианосца, поэтому чтобы сохранить количественный состав авиационного крыла и сделать корабль по-настоящему мощным и эффективным, потребовалось значительно увеличить его размеры. Соответственно выросло и водоизмещение авианосцев.

К примеру, водоизмещение кораблей класса «Эссекс» составляло 35 тыс. тонн. Более поздние тяжелые авианосцы класса «Мидуэй», принимавшие участие в Корейской войне 1950-1953 гг., имели уже водоизмещение почти в два раза большее – 60 тыс. тонн.

Последующие за судами с обычной силовой установкой корабли с ядерным реактором на борту, весили уже более 90 тыс. тонн. Размеры такого гиганта поражали воображение. Для обслуживания судов такого класса, каким являлся первый американский атомный авианосец «Энтерпрайз», специально построили два сухих дока, один в Сан-Диего, а другой в Норфолке, на главной базе военно-морского флота США.

Читать еще:  ТОЗ 99, ТТХ самозарядного карабина, стрельба из мелкашки, калибр винтовки, ствол, магазин и цевье, модификация Люкс

Следующие авианосные корабли класса «Нимиц» стали продолжением концепции гигантомании, которая охватила весь американский флот. Водоизмещение судов превысило отметку 100 тыс. тонн. Корабли могли нести на борту до 90 самолетов и других летательных аппаратов. Если первые авианосцы больше напоминали плавучие гаражи, то последние атомные американские авианосцы стали ударными многоцелевыми комплексами. Не стал исключением и новый авианосец, названный в честь 38-го Президента США Джеральда Р. Форда. Его водоизмещение также составило более 100 тыс. тонн и это без учета авианосного крыла, которое позже начнет базироваться на судне.

Чем дальше, тем больше. Размеры корабля – это 337 метров, больше чем длина трех футбольных полей.

Этапы строительства супер-авианосца

Огромные размеры корабля объясняются желанием разместить на нем как можно больше самолетов пятого и шестого поколения и других летательных аппаратов, как пилотируемых, так и беспилотных. Срабатывают и другие факторы, которые обусловили создание таких больших по размеру и по водоизмещению судов. Крупный корабль, несмотря на его высокую стоимость, имеет хороший жизненный цикл. Послевоенные авианосцы служили по 20-30 лет, не говоря уже о том, что новые суда, оснащенные атомными двигательными установками, служат еще дольше. Заложенные в конструкцию технические возможности позволяют постоянно совершенствовать корабли в соответствии с веяниями времени. Исходя из этого, формировался и технический ресурс современных авианосцев класса «Джеральд Р. Форд», который рассчитан на 50 лет.

Головной корабль нового типа был заложен осенью 2009 года. Планировалось, что первый корабль этого класса заменит вышедший на пенсию последний атомный авианосец класса «Энтерпрайз». Без учета стоимости самолетов и технического оснащения авиакрыла сумма контракта на постройку новейшего авианосца перевалила все ранее существующие пороги. По оценкам экспертов военного бюджета Пентагона, налогоплательщики заплатили за строительство корабля CVN-78 почти 13 млрд. долларов.

Только проектная часть по созданию нового корабля обошлась американской казне в колоссальную сумму. Первоначально отведенная компании «Northrop Grumman Shipbuilding» сумма на проектирование и строительство супер-авианосца в 5,1 млрд. долларов, была пересмотрена и увеличена в два раза.

Темпы строительства нельзя назвать быстрым. На август 2011 года, спустя два года после закладки судна готовность по корпусу составляла всего 50%. По другим механизмам и агрегатам корабль был готов на 25-35%. Только к концу в 2012 года судостроителям верфи в Ньюпорте удалось выйти на расчетные темпы строительство головного авианосца. Весной 2013 года корабль получил последние важные компоненты, оборудование и машины. Оставалось только завершить работу с установкой рабочих валов, довести до завершения корпусные работы. На корабле активно велась прокладка основных линий коммуникаций и инженерных сетей. Много времени занял монтаж и калибровка радиолокационного оборудования, устанавливаемого на боевой корабль.

Три года корабль доводили до ума. Существует версия, что судостроители специально не торопились с окончанием работ. На новом корабле должн был устанавливаться новый атомный реактор и вспомогательные агрегаты силовой установки. К тому же, подходили к завершению летные испытания истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35С, которые будут составлять основу авиакрыла.

После окончания доработок и исправлений летом 2017 года корабль вышел впервые на ходовые испытания. Торжественная церемония передачи флоту головного корабля, нового многоцелевого авианосца «Джеральд Р. Форд» состоялась 22 июля 2017 года. Кораблю был присвоен порядковый номер CVN-78.

Боевые возможности грозного новичка

Несмотря на то, что такой корабль обладает огромной боевой мощью и представляет собой совершеннейший и сложнейший механизм, действовать в одиночку ему не придется. В настоящее время идет формирование состава авиационной ударной группы, которая обеспечит боевую устойчивость всего соединения и обеспечит выполнение поставленных задач. Вместе с авианосцем, как правило, в авианосную ударную группу (АУГ) входят:

  • одна, две атомные подводные многоцелевые подводные лодки;
  • два крейсера класса УРО;
  • три, четыре эсминца класса УРО.

Помимо боевого ядра группа имеет свои корабли снабжения и боевого обеспечения. Этот принцип формирования боевых частей АУГ планируется сохранить и для новейшего супер-авианосца CVN-78.

Сам авианосец — гигант может похвастаться следующими параметрами:

  • ядерная силовая установка, состоящая из 3 реакторов, мощностью до 300 тыс. л/с.;
  • скорость хода около 30 узлов;
  • автономность плавания составляет 100 суток при неограниченной дальности хода;
  • экипаж судна, включая пилотов авиакрыла, технический палубный персонал, подразделение морской пехоты и членов аварийных команд насчитывает приблизительно 4660 человек.

На корабле должно с комфортом разместиться до 90 летательных аппаратов. Основная ударная сила будет представлена уже проверенными и испытанными палубными модификациями самолетов F/A-18E/F Super Hornet и новыми бомбардировщиками F-35C. На палубе и в ангарах внутри корабля будут размещаться также самолеты радиолокационной разведки, вертолеты SH-60 и целый ряд новых беспилотных летательных аппаратов.

В качестве оборонительного вооружения на гиганте будут установлены зенитно-ракетные комплексы «Си Спарроу», класса корабль-воздух, задача которых будет поражение воздушных целей на расстоянии до 50 км.

Несмотря на огромную стоимость головного корабля, уже сегодня планируется закладка двух других однотипных авианосцев нового поколения CVN-79 «Джон Ф. Кеннеди» и CVN-80«Энтерпрайз». Новые суда следует ожидать не ранее 2025 года, когда ресурс первых, имеющихся на вооружении, авианосцев класса «Нимиц», будет исчерпан.

Авианосец «Джеральд Р. Форд»

С развитием авиации и ее роли в военных операциях актуальным вопросом стало базирование и переброска самолетов. Одним из оптимальных вариантов стало их размещение на авианосцах. Такой способ делал базирование более мобильным и труднодоступным для вражеских бомбардировщиков.

До сих пор авианосцы остаются неотъемлемой частью военного флота в крупнейших странах мира. Конструкция данных кораблей постепенно модернизировалась и дорабатывалась. Однако вместе с развитием возрастала и цена эксплуатации.

Авианосец Джеральд Форд (USS «Gerald R. Ford», CVN-78) — американский корабль, рассчитанный на базирование самолетов. На его основе разрабатывается целая серия аналогов, призванная заменить устаревающие модели.

История создания

Разработка авианосцев типа «Джеральд Форд» связана с необходимостью обновления флота. Основная цель — проектирование кораблей XXI века с ориентиром на автоматизацию большего количества процессов, сокращение экипажа и как следствие — снижение эксплуатационных расходов.

Программа новой линейки авианосцев была запущена в 2001 году. Строительство стартовало в 2005, закладка первого корабля — в 2009. Всего на разработку и сборку было затрачено 10,5 млрд долларов. Ожидается, что второй и третий корабли обойдутся в аналогичную сумму.

Название корабля «Джеральд Р. Форд» принято в честь 38-ого президента США. В период Второй Мировой войны он служил в ВМС Тихоокеанского флота на легком авианосце «Монтерей». Соответствующее предложение было озвучено Конгрессом и позже принято ВМС. В итоге первый авианосец серии стал одним из немногих кораблей США, названных в честь еще живого человека.

Строительство авианосца «Джеральд Форд» официально было завершено 9 ноября 2013. Однако готовность корабля по заявлению ВМС США оценивалась только в 70%. Ему еще предстояло пройти боевые испытания и ряд внутренних работ для полного обеспечения функциональности.

Летом 2016 в ходе испытаний были выявлены недостатки авианосца в системах взлета и посадки, а также самообороне корабля и доставке боеприпасов на верхнюю палубу. Электромагнитная катапульта могла обеспечить лишь 400 взлетов вместо 4166, после чего давала сбой. Аэрофинишер принимал только 25 посадок подряд вместо 1600. Радиолокационная станция имела незавершенное программное обеспечение.

Все неполадки требовали перепроектирования систем корабля, из-за чего его введение в состав флота было отложено до 31 мая 2017. Однако корабль до сих пор не имеет сформированной авиагруппы, что делает его неподготовленным к ведению боевых операций.

Отдельно выделяют и снижение эксплуатационных расходов. «Джеральд Р. Форд» ориентирован на замену вышедшего из использования первого атомного авианосца «Энтерпрайз» CVN-65. Ожидалось, что автоматизация процессов сделает новый корабль дешевле. Однако проектирование, строительство и последующее устранение недоработок по противоречивым данным обошлись бюджету США уже в 13-17 млрд долларов.

Конструкция крейсера

Большинство технических характеристик, включая водоизмещение, не сильно отличались от заменяемой линейки кораблей «Нимиц». Ключевое направление разработки нового американского авианосца «Джеральд Форд» заключалось в автоматизации процессов. Ожидалось, что подобное решение на 30% снизит трудоемкость обслуживания всех систем и соответственно сократит экипаж корабля.

Во внешнем виде рассматривалось несколько вариантов, включая стелс-конструкцию. Однако конструирование нового типа было решено отложить до развития технологий. В итоге конструкцию авианосца оставили той же, что и у предыдущих поколений. Подобное решение также должно было сократить расходы на производство.

Характерная особенность линейки, перешедшая в новые авианосцы — командная рубка, сдвинутая ближе к корме. Флагманский мостик при этом перенесен на нижнюю палубу для снижения размеров надстройки. Полетная палуба расширена, имеются 18 точек для заправки и вооружения самолетов. Для уменьшения веса количество секций ангара сократили с трех до двух, а самолетоподъемников — с четырех до трех.

Читать еще:  Дротик для пневматики

Конструктивная защита

Авианосец считается одним из самых уязвимых кораблей. Его конструктивная защита не предполагает наличия значительной брони от вражеских атак. Акцент делается на радиолокационной скрытности, позволяющей кораблю как можно дольше оставаться скрытым от радаров противника, а также на ПВО и ПРО.

Именно для этого форма и размеры надстройки были переработаны и уменьшены. Каюты и часть помещений были перемещены в корпус, а сама надстройка расположена за линией борта. Мачта выполнена из композитных материалов, поглощающих радиолокационные импульсы.

Корпус

Корпус авианосца проектировался с учетом основных угроз для корабля — управляемые ракеты, торпеды, кумулятивные заряды. В данном контексте помимо стандартной брони и средств самообороны акцент делается снижении радиолокационной и оптоэлектронной заметности.

Для этого корпус имеет закругленные сопряжения бортов с полетной палубой и специальные покрытия. Применяемые стелс-технологии не делают корабль невидимым. Данные меры нужны, чтобы сделать авианосец неотличимым от остальных кораблей группы и соответственно снизить приоритет атаки.

Палубы

Отличительная особенность авианосца «Джеральд Р. Форд» — увеличенная площадь полетной палубы. Этого удалось достичь за счет уменьшения командной надстройки и перемещения ряда помещений в корпус. На нижнюю палубу был перенесен флагманский мостик, рассчитанный на 70 членов экипажа. Дополнительно имеется угловая полетная палуба.

В конструкции использованы общие наработки линейки «Нимиц». Ожидается, что дальнейшие корабли новой серии авианосцев получат дополнительные изменения в корпусе и палубах. Это делает «Джеральд Форд» переходным и в определенной степени экспериментальным кораблем от традиционной конструкции к применению новых технологий.

Авиафинишер

Системы взлета и посадки самолетов на новом авианосце также были переработаны. Электромагнитная катапульта (ЭМК) оснащена новым электродвигателем, что дало устройству определенные преимущества:

  • мощность установки увеличилась до 122 МДж вместо 95;
  • мощность регулируется в зависимости от массы запускаемого самолета;
  • простая эксплуатация, включая техническое обслуживание;
  • масса снижена до 225 т, объем — до 425 куб. м против 500 т. и 1100 куб. м у предыдущих моделей.

Благодаря данным качествам катапульта способна обеспечить взлет самолета при меньшем ветре и с меньшей нагрузкой на летательный аппарат. Обслуживающего персонала также требуется меньше на 35 человек.

Аэрофинишер также был переработан. Новая установка имеет низкую инерционность электродвигателя и автоматизированный принцип управления. Синтетический трос и гидротурбинный тормоз на электропривод обеспечивают плавное торможение.

Навигационная и оптическая система

Навигационное оборудование было переработано с учетом новейших технологий и систем. Общий ориентир на автоматизацию позволил оптимизировать многие процессы, уменьшив количество членов экипажа и улучшив систему управления кораблем.

Аналогичным образом разрабатывалась и оптическая система. Автоматизированная подсветка приборов и палуб в темное время суток позволяет решать поставленные задачи без потери эффективности. Питание всех систем обеспечивается новыми реакторами, разработанными специально для данного корабля.

Вооружение

Вооружение авианосца «Джеральд Р. Форд» представлено тремя ключевыми направлениями — авиация, ракетные установки и радиоэлектронная защита от обнаружения. Каждый из данных принципов рассчитан на решение определенных задач.

Самолеты

Авиагруппа «Джеральд Р. Форд» может насчитывать до 90 самолетов и вертолетов. В них входят:

  • палубные истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35C;
  • истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet;
  • самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye;
  • самолёты электронного противодействия EA-18G;
  • многоцелевые вертолеты MH-60R/S
  • боевые беспилотники.

Применение новых катапульт и аэрофинишеров значительно расширило возможности авиации. Однако в процессе эксплуатации авианосец столкнулся с рядом технических проблем, потребовавших доработки данных аспектов.

Надстройка

Командная надстройка в целях радиоэлектронной защиты была смещена ближе к корме и выведена за линию борта. В значительной степени был уменьшен ее размер. Это стало возможным за счет переноса части помещений в другие отделы корабля и снижения общего размера экипажа. В итоге повысилась радиолокационная защита авианосца, не позволяющая опознать тип корабля в составе группы.

Средства самообороны

Противовоздушная оборона авианосца «Джеральд Форд» представлена преимущественно ракетами ESSM. Имеются две восьмиконтейнерные пусковые установки, каждая рассчитана на запуск 32 ракет. Данное вооружение ориентировано на противодействие быстрым и маневренным противокорабельным ракетам. Для поражения целей в ближнем радиусе действия имеются зенитные ракетные установки RAM.

В итоге ракетная самооборона представлена следующими установками:

  • два 21 RIM-116 RAM для поражения целей в пределах 10 км;
  • два 8 RIM-162 ESSM для атаки на дистанцию до 50 км.

В систему вооружения корабля включают и боезапас из ракет разного типа, артиллерийских снарядов, глубинных бомб и торпед. Все они рассчитаны на собственную оборону, а также снабжение штурмовых и противолодочных самолетов.

Современная система складирования и подачи позволяет быстро доставлять боеприпасы и комплектующие для ремонта на уровень 02 под полетной палубой. Оттуда скоростные грузоподъемники доставляют их на палубу.

Технические характеристики

В авианосце «Джеральд Форд» характеристики по ряду направлений не сильно отличаются от кораблей серии «Нимиц». Это обусловлено попыткой снизить расходы на проектирование и сборку нового корабля. Однако последующие корабли серии могут получить новые разработки и существенно отличаться по характеристикам от головного авианосца.

Радиоэлектронное оборудование и вооружение

Авианосец имеет современную двухдиапазонную радиолокационную систему DBR. В нее входят многофункциональный радар AN/SPY-3 X-диапазона и радар объемного обзора S-диапазона. Первый осуществляет обнаружение и сопровождение целей включая их подсветку для ракетного удара.

VSR обеспечивает целеуказание для других радаров на дальних дистанциях. В итоге радиолокационная система авианосца позволяет управлять не только собственным вооружением, но и ракетами кораблей сопровождения. Это делает радиоэлектронное оборудование частью общего вооружения всей авианосной группы.

Энергетическая установка

Для авианосца «Джеральд Форд» разрабатывали новые силовые установки. Два реактора A1B способны производить на четверть больше электроэнергии, чем их аналоги на кораблях предыдущих поколений. При этом сложность обслуживания установок сокращена на половину.

Используемый ядерный реактор обеспечивает мощностью все электрооборудование корабля, включая катапульты и аэрофинишеры. Без замены топливных стержней он может работать в течение 50 лет — именно на этот срок рассчитана эксплуатация авианосца.

Дальность плавания

Авианосец «Джеральд Р. Форд» не имеет ограничений в дальности плавания. Это позволяет кораблю покрывать любые расстояния. Автономность хода составляет 120 суток. Скорость — до 30 узлов.

Водоизмещение

Водоизмещение авианосца «Джеральд Форд» не сильно отличается от кораблей серии «Нимиц» и составляет 98,425 тыс. т. Осадка — 12 метров. Ожидается, что полное водоизмещение дальнейших кораблей линейки будет варьироваться в пределах 112 тыс. т.

Габариты и вес

Габариты нового авианосца имеют следующие технические характеристики:

  • длина корабля — 337 м;
  • высота — 76 м;
  • ширина по ватерлинии — 41 м, наибольшая — 78 м;
  • вес корабля соответствует водоизмещению — 98,425 т.

Стандартная комплектация подразумевает 2500-2700 членов экипажа, около 2500 человек авиагруппы и 70 человек штабного командования. На борту «Джеральд Форд» размещается 4660 человек — сокращения экипажа удалось достигнуть за счет автоматизации многих процессов.

Эксплуатация

Авианосец «Джеральд Р. Форд» введен в эксплуатацию 31 мая 2017 года. Данное событие было отложено из-за обнаруженных в ходе испытаний проблем. Однако и после начала эксплуатации на корабле имеются недоработки.

Основные проблемы связаны с работой катапульт и аэрофинишеров. Даже после перепроектирования в период испытаний с середины 2017 по начало 2020 зафиксировано более 20 сбоев. Несмотря на отсутствие повреждений их наличие ставит под сомнение готовность корабля к боевым операциям.

Нарушения в работе остаются и у электроподъемников, доставляющих боеприпасы на палубу. Еще в ходе испытаний все 11 установок не работали. Починили только два, остальные дорабатывали уже после ввода в эксплуатацию. Основная проблема связана с программным обеспечением.

В итоге со всем проектированием, строительством и переработками данный авианосец уже стал самым дорогим в истории ВМС США несмотря на попытки снизить его стоимость. Это объясняется новыми технологиями, впервые использованными на данном корабле. Также следует учитывать отсутствие серийного производства, что повышает стоимость первых авианосцев серии.

Участие в учениях и боевых условиях

С момента ввода в эксплуатацию авианосец «Джеральд Форд» не принимал участия в боевых действиях. Корабль продолжает испытывать свои системы и устранять неполадки в составе собственных кораблей сопровождения. О совместных учениях также пока нет информации.

В итоге самый дорогой и в идеале боеспособный авианосец США продолжает ходить по морю, отрабатывая свои автоматизированные системы и устраняя заводские неполадки. Ни собственной авиагруппы, ни полноценного вооружения корабль не имеет. Сведений о предстоящих учений также пока нет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: