12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

F-35 самолет США, описание и ТТХ, технологически новые решения, стоимость машины, конструктивные преимущества и недостатки

«Никаких ограничений по боевому применению»: в чём преимущества российского Су-57 перед американским F-35

В День Победы в рамках воздушного парада над Москвой пролетит звено самолётов пятого поколения Су-57. На кадрах репетиции легко различить четыре машины, которые станут участниками смотра войск в российской столице в честь 75-летия разгрома нацистской Германии.

Полёты на сверхзвуке

В эксклюзивном интервью RT российские военные лётчики назвали Су-57 единственным в мире самолётом пятого поколения, способным применять ракетное вооружение на любой скорости и высоте. Этого качества лишён, в частности, американский истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II, который считается основным зарубежным конкурентом отечественной машины.

«Многие данные по Су-57 засекречены, некоторые характеристики раскрывать запрещено. Но я могу точно сказать, что никаких ограничений по эксплуатации нашего самолёта и боевому применению в различных диапазонах скоростей и высот не существует», — заявил в разговоре с RT заместитель командира пилотажной группы «Стрижи» в 2001—2006 годах, военный лётчик 1-го класса Владлен Руссанов.

Как отметил лётчик, в режиме форсажа (характеризуется высоким расходом топлива) Су-57 способен разгоняться до 2,45 Маха, при бесфорсажном полёте — до 2 Махов, то есть в два раза больше скорости звука. При этом F-35 имеет массу ограничений при полётах на сверхзвуке.

В частности, как сообщало американское издание Defense News, при полёте на сверхзвуковых скоростях на экстремально больших высотах у версий B и С истребителя F-35 могут разрушиться хвостовые антенны, киль, а также повредиться радиопоглощающее покрытие.

«Американцы не смогли пока достичь того, чтобы их самолёт (F-35. — RT) смог разогнаться на более чем 1,4 числа Маха и спокойно летать на таких скоростях, то есть в полном объёме выполнять номинально возложенные на него боевые задачи. В этом крайне важном компоненте Су-57, безусловно, превосходит F-35», — констатировал Руссанов.

Как говорит лётчик, скоростной лимит американского самолёта не вписывается в доминирующую в наши дни концепцию воздушного боя. Она подразумевает оперативное обнаружение противника на дальних подступах, атаку с максимально допустимой дистанции и последующий уход из зоны поражения. Скоростные качества выступают одним из ключевых факторов успеха в таком бою. Они позволяют самолёту быстрее выходить на рубеж обнаружения цели и пуска ракеты, а также совершать оборонительные манёвры. Подобные задачи Су-57 способен выполнять эффективнее F-35.

По словам Руссанова, боевое соприкосновение двух современных самолётов на ближней дистанции и в зоне видимости исключать нельзя, но такой вариант развития событий маловероятен с учётом нынешнего уровня развития ракетного вооружения, авионики и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Ещё одно достоинство Су-57 в сравнении с американскими аналогами заключается в более высокой боевой нагрузке. Российский самолёт может поднять в воздух 10 тонн боеприпасов, F-35 — чуть более 8 тонн.

Кроме того, применение оружия на отечественной машине происходит практически незаметно для средств обнаружения противника. Такой эффект достигается с помощью особых геометрических конструкций и композитных материалов, из которых изготовлена пусковая установка. Она используется для применения ракет малой дальности. Пуск ракет средней и большой дальности, по словам Руссанова, происходит посредством специальной катапульты.

«Колоссальным преимуществом Су-57 является угол обзора бортовой радиолокационной станции. Он позволяет более безопасно применять ракеты с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН)», — сказал Руссанов.

Как пояснил собеседник RT, во всех самолётах пилот должен направлять ракету с радиолокационной ГСН на цель с помощью луча радара. Но в таком случае он теряет возможность совершать какие-либо манёвры.

Лётчик Су-57 также должен вести ракету, однако уникальная радиолокационная станция позволяет ему отклоняться от линии пуска на десятки градусов. Такой возможности F-35, по словам Руссанова, лишён и потому вынужден оставаться в зоне гипотетического поражения до завершения полёта ракеты.

«Эксплуатация F-35 небезопасна»

В конце апреля Defense News со ссылкой на заявление координационного центра Пентагона по программе F-35 сообщил, что максимально разрешённое время высокоскоростного полёта на этой машине сокращено. Причиной послужили упомянутые выше повреждения элементов хвостовых частей самолётов, возникающие на высоких скоростях.

Как отмечают журналисты, Минобороны США отказалось отправлять F-35 на доработку, решив вместо этого понизить его эксплуатационные характеристики.

«Эксплуатация F-35 на сверхзвуке небезопасна для лётчиков из-за высокой вероятности механических повреждений. Однако, хочу подчеркнуть, что этот дефект был выявлен намного раньше (ещё когда создавался этот самолёт), но так и не был устранён», — отметил в интервью RT лётчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолётах, майор ВКС Андрей Краснопёров.

Игнорирование данной проблемы он объясняет спешкой оборонной промышленности США и Пентагона, вызванной стремлением продемонстрировать всему миру и России мощь и «абсолютное технологическое превосходство» американской авиации.

«Концепция F-35 предполагает полёт и выполнение боевых задач на сверхзвуке: обнаружение целей, перехват, нанесение ударов, быстрое возвращение к месту базирования целым и невредимым. Есть большие сомнения в том, что американский самолёт способен на это», — констатировал Краснопёров.

Как полагает лётчик-инструктор, корректируя сейчас эксплуатационные параметры F-35, Минобороны США де-факто отказывается признавать и исправлять допущенные ранее ошибки. Такой подход не позволяет считать детище Lockheed Martin полноценным самолётом пятого поколения, делает вывод Краснопёров.

«Учли негативный опыт США»

Заслуженный лётчик РФ, генерал-майор Владимир Попов в беседе с RT отметил, что F-35 по сравнению с Су-57 действительно имеет существенные недостатки, в том числе в плане скорости. В то же время Попов уверен, что американский самолёт обладает массой необходимых в бою достоинств, прежде всего благодаря авионике и радиопоглощающим материалам.

Читать еще:  Секретная армия ЦРУ. Специальная оперативная группа.

«У нас с США разные конструкторские школы и, соответственно, взгляды на развитие авиации. Россия делает основную ставку на манёвренность и скорость, США акцентируют внимание преимущественно на бортовом оборудовании и малой заметности. Здесь они добились серьёзных успехов. Хотя по качеству аппаратура и материалы Су-57 не уступают американским», — полагает Попов.

Как говорит эксперт, пока рано делать окончательные выводы относительно успешности программы американского самолёта пятого поколения. Однако, опираясь на имеющуюся информацию, Попов полагает, что Су-57 выглядит предпочтительнее своего американского аналога.

Схожей точки зрения придерживается и основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев. Аналитик убеждён, что на сегодняшний день ещё не раскрыт боевой потенциал и Су-57, и F-35. Эксперт напомнил, что российская машина пока летает на двигателе четвёртого поколения АЛ-41Ф1 — новейший двигатель («изделие 30») находится в процессе испытаний.

В свою очередь, заокеанский истребитель-бомбардировщик, по мнению Корнева, страдает от недостатка надёжности и прихотливого программного обеспечения.

«Кто сильнее, всегда определяет реальный бой. Но будем надеяться, что поединок между Су-57 и F-35 будет происходить только в виде математических моделей. Оба самолёта — чрезвычайно сложные в технологическом отношении изделия. Основное преимущество российского истребителя заключено в молодости — его доводка тоже затянулась, но очевидно, что наши конструкторы и военные учли негативный опыт США и как минимум часть ошибок американцев не повторили», — говорит Корнев.

По мнению эксперта, проект F-35 стал жертвой неуёмного стремления Соединённых Штатов создать уникальный боевой самолёт, в котором бы воплотились лучшие технологические достижения. Однако американцы недооценили сложность подобной задачи и ошиблись в планировании ресурсов, необходимых для осуществления проекта.

«Из-за необходимости постоянно что-то дорабатывать и исправлять Штаты сорвали планы поставок F-35 в войска. Что делать дальше — не очень понятно: вкладывать деньги в модернизацию самолёта, закупать четвёртое поколение или начинать разрабатывать новую машину? Российские специалисты более трезво смотрели на ситуацию и смогли создать самолёт, в котором сбалансированы ключевые качества, влияющие на боевую эффективность», — резюмировал Корнев.

Cравнение Су-35 против F-35 — разбираемся кто лучше

Су-35 Flanker-E+ — многоцелевой истребитель, который относится к поколению 4++ и является глубокой модернизацией Су-27. Некоторые параметры Сухого соответствуют требованиям, которые выдвигаются к самолетам 5 поколения. F-35 Lighting представляет собой истребитель-бомбардировщик 5 поколения, отличающийся высокой скрытностью. Провести сравнение F-35 и Су-35 можно посредством внимательного изучения характеристик самолетов.

Сравнение характеристик

Существует несколько модификаций F-35: наземные, вертикальные и палубные. Наиболее популярной модификацией считается F-35A (наземная), которая создана специально для ВВС США и экспорта. Разница между разными модификациями заключается в габаритах и технических различиях. Истребители обладают следующими отличительными характеристиками:

Исходя из характеристик, можно понять, что Су-35 обладает большими габаритами, которые позволяют ему дальше и быстрее летать. Американский самолет превосходит российский только в авионике. F-35 обладает многофункциональной РЛС, а также высокой скрытностью. Стелс позволяет самолету наносить внезапные удары и избегать обнаружения.

Стоит отметить, что у каждого самолета свое предназначение. F-35 способен выполнять поставленную задачу под защитой более тяжелого и маневренного F-22 Раптор, который тоже относится к истребителям пятого поколения. При столкновении с Су-35 на близкой дистанции в одиночку F-22, скорее всего, понесет поражение.

Летные характеристики определяют боевую эффективность против других истребителей. Возможность Су-35 быстро переходить от малых скоростей к сверхзвуковым делает его настоящим охотником.

Вооружение

Су-35 может быть вооружен ракетами воздух-воздух средней и малой дальности, ракетами воздух-земля и авиабомбами. На нем имеется 30 мм пушка ГШ-30-1. Для вооружения доступны практически все современные разработки российского производства, что делает Flanker-E- опасным противником даже для самолета пятого поколения.

F-35 в большей степени является бомбардировщиком. На него могут устанавливаться корректируемые бомбы с массой до 910 килограмм, ракеты воздух-воздух, кластерные бомбы, противотанковые ракеты и управляемые бомбы. Также на истребителе установлена пушка 25 мм. При необходимости F-35 может снабжаться ядерной бомбой B61.

Су-35 использует вооружение более эффективно. Высокая скорость и маневренность позволяют применять оружие с максимальной пользой. Ракетам любой дальности придается большая кинетическая энергия.

Авионика

На Су-35 применяется РЛС Н035 Ирбис. Данная радиолокационная станция обладает следующими характеристиками:

  • дальность обнаружения цели — 350 км на встречных курсах;
  • одновременный обстрел — не более 2 целей;
  • обнаружение и целеуказание 4 наземных или 30 воздушных целей.

На F-35 используется РЛС APG-81. Имеется возможность проводить захват воздушных, наземных и наводных целей. Подробные характеристики радиолокационной станции не раскрываются. Первое боевое применение F-35 совершено в 2018 году.

Мнение экспертного сообщества

Мнения экспертов неоднозначны. В прямом противостоянии с Су-35 американский самолет с вероятностью 70% проиграет. Пилотирование F-35 должны осуществлять опытные пилоты, чтобы воспользоваться преимуществами истребителя. Стоит отметить, что некоторые эксперты предрекают победу Су-35 даже при столкновении сразу с двумя F-35.

Чтобы победить в противостоянии, Lighting должен использовать все свои преимущества. Потребуется применять стелс-технологию, стараться обнаружить на раннем этапе, при необходимости запрашивать помощь.

Из-за проблем с боевой эффективностью против других самолетов F-35 подвергся критики. Среди недостатков самолета выделяют невозможность летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажа.

Отмечается, что для уничтожения Flanker-E+ американскому истребителю F-35 потребуется подобраться максимально близко. На небольшом расстоянии РЛС российского самолета позволяет обнаружить врага.

Читать еще:  Стрельба из автомата, приемы и правила, изготовка в окопе, учебные упражнения, выполнение нормативов стоя и лежа, тактические команды

Стоит отметить, что при конфликте решающими факторами станут не только характеристики каждого отдельного самолета, но и всего флота. Количество самолетов играет важную роль. США начали эксплуатировать истребитель в 2016 году. За это время произведено более 300 самолетов. Эксплуатация Су-35 началась в 2014 году. За это время произведено примерно 100 единиц техники. При конфликте большое количество F-35 станет преимуществом для ВВС.

В июле 2008 года на базе ВВС США Хикам, расположенной на Гавайях, специалисты при помощи компьютерных технологий осуществили цифровое моделирование воздушного боя между Су-35 и рядом натовски истребителей, в т.ч. и F-35. На эксперименте присутствовали четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии. После чего депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) объявил, что F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».

Выводы — какой самолет лучше?

При сравнении истребителей в одиночном противостоянии друг против друга побеждает Су-35. Предназначение F-35 заключается в бомбардировке и возможности заранее обнаружить противника. Это позволяет самолету с максимальной эффективностью противостоять имеющимся угрозам, при необходимости вызывая подкрепление или отступая.

Стоит отметить, что на оба самолета имеется спрос. После успешного применения Су-35 в Сирии количество покупателей значительно выросло. США использовали Lightning для нанесения ударов по талибанам в Афганистане.

Окончательно сказать, какой истребитель будет лучше крайне проблематично. Все зависит от условий использования и поставленных задач. Су-35 может подойти для завоевания господства в воздухе, а F-35 справиться с бомбежкой отдельных элементов на земле. Оба самолета играют важную роль.

F-35 – неудачный и очень дорогой истребитель США

Опыт создания истребителя пятого поколения F-22 «Раптор» оказался неудачным. Пентагон закупил только 187 машин из 384 планировавшихся. Стоимость 350 млн долл. оказалась слишком высока для массового самолета. Особенно на фоне его недостатков: ненадежное радиопоглощающее покрытие; малый радиус действия (750 км); обнаруживается радарами метрового диапазона.

Для замены части устаревших машин F-16, F/A-18, AV-8B и А-6 потребовался новый, более дешевый, чем «Раптор» самолет пятого поколения. Сэкономить планировалось за счет создания единой платформы для решения задач господства в воздухе, перехвата, ударов по наземным целям. Так появился F-35 «Lightning II» (Молния-2).

История создания

Идея создания единого легкого истребителя пришла на ум военным США в середине 90-х годов. Работы велись по программам «Единая перспективная ударная технология» (JAST) и «Единый доступный легкий истребитель» (CALF). Ввиду схожести целей эти разработки были объединены в рамках программы JAST. А в 1996 году она получила новое наименование «Единый ударный истребитель» (JSF – Joint Strike Fighter).

Цель программы JSF – создание многофункционального истребителя пятого поколения. Его модификации предназначены для военно-морских сил (ВМС), Корпуса морской пехоты (МП) и военно-воздушных сил (ВВС).

Были рассмотрены прототипы Х-32 компании «Боинг» и Х-35 («Локхид–Мартин» совместно с «Нортроп–Грумман»).

Отбор осуществлялся на основе оперативных требований МО США. Причем эти требования должны были соответствовать интересам не только американских, но и британских военных.

Так, основными требованиями к флотскому варианту самолета были:

  • удаление рубежа патрулирования – 370 км от авианосца;
  • радиус перехвата – 740 км без подвесных топливных баков (ПТБ);
  • норматив по замене двигателя в корабельных условиях – 2 часа;
  • габариты не должны превышать F/A-18C более чем в 1,4 раза.

В 2006 году в результате конкурсных испытаний выбор пал на прототип Х-35. Серийное производство истребителя под наименованием F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II) было начато в 2011 г. Причем первая выпущенная машина в 2012 году была передана британским коллегам для обучения пилотов.

В 2013 г. F-35 «Лайтнинг-2» был впервые представлен на авиасалоне в Ле-Бурже. Первым импортером самолета в 2014 году стал Израиль. А в 2015 году начался выпуск самолета по лицензии в Италии.

Конструкция

Планер создавался с учетом требований малой заметности. Он имеет интегральную компоновку: крыло плавно переходит в фюзеляж, образуя единую несущую плоскость. Применены композитные материалы и радиопоглощающее покрытие.

Самолет оснащен одним двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажем (ТРДДФ) F135 компании «Пратт – Уитни».

Он стал улучшенной версией двигателя F119 той же фирмы, установленного на «Раптор». Его недостаток – сопло двигателя поворачивается только в вертикальной плоскости. Поэтому F-35 менее маневренный, чем российские истребители.

Степень унификации трех вариантов самолета – для ВВС, МП и ВМС – составляет 80%. Различные условия боевого применения определяют следующие конструктивные особенности.

F-35A для ВВС США

Это так называемый наземный истребитель (CTOL – обычный взлет и посадка). Для боевого применения и технического обслуживания этих машин будут использоваться стандартные аэродромы НАТО. Поэтому они не имеют конструктивных ограничений, обусловленных палубным базированием.

F-35A самая простая (если это слово вообще можно применить для самолетов 5-го поколения) модель, из всех нижеперечисленных, стоимостью всего $ 95 млн.
С грунта он, конечно, не полетит, но с обычной бетонной полосы ему необходимо 2500 метров для взлета.

F-35B для МП США и ВМС Великобритании

Данный вариант – самолет с коротким (до 200 м) взлетом и вертикальной посадкой (СКВВП). Конструктивно F-35B отличается от других модификаций наличием вентилятора с вертикальной осью.

Вертикальная тяга создается подъемно-маршевым двигателем (ПМД) с поворотным соплом, а также вентилятором.

При этом сопло ПМД поворачивается на 95 вниз. Вентилятор приводится в движение при помощи длинного вала от компрессора ПМД через редуктор и разобщительную муфту. Коррекция положения самолёта по тангажу и крену осуществляется вспомогательными соплами ПМД.

Читать еще:  Охота с луком и арбалетом

Вентилятор расположен за кабиной пилота вместо фюзеляжного бака на 2270 кг топлива и встроенной пушки. Снижение запасов топлива привело к сокращению боевого радиуса на 25%. А оснащение самолета подвесным пушечным контейнером (вместо внутреннего) увеличило его эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) и ухудшило аэродинамику. Но за вертикальный взлет и посадку нужно чем-то платить. Стоит такой самолет каких то $ 102 млн.

F-35С для ВМС США

Особенностями авианосного базирования F-35С являются катапультный взлет и посадка при помощи аэрофинишера. Это, в свою очередь, требует усиления элементов конструкции самолета. Для захода на посадку на пониженных скоростях была в полтора раза увеличена площадь крыла.

Требование минимальной заметности не предусматривает использование подвесных топливных баков (ПТБ). Запас топлива увеличен за счет внутреннего объема фюзеляжа. Из-за этого пушку поместили не на внутренней, а на внешней подвеске. Цена $ 116 млн.

Американский истребитель F-35A — «неправильный самолёт»

Безымянный инсайдер из Южной Кореи передал информацию о том, что истребитель F-35A, выпущенный американской компанией Lockheed Martin и заявленный на тендер Военно-воздушных сил Южной Кореи по закупке шестидесяти многофункциональных истребителей на общую сумму 7,2 млрд. долл., скорее всего, пока не соответствует заявленным характеристикам.

Инсайдер отметил, что южнокорейские военные в конкурсном запросе чётко указали два главных требования к истребителю: для подвешивания вооружения самолёт должен быть оснащён внешними пилонами; истребитель должен продемонстрировать максимальную скорость в 1913 км/ч. Испытания самолётов, представленных на тендер (F-35A; F-15 «Сайлент Игл» от компании Boeing; «Тайфун» от европейского консорциума EADS), должны стартовать в период с июня по сентябрь 2012 года. Победитель конкурса начнёт поставки самолётов с 2016 года.

И ещё один инсайдер указал на тот же недостаток американского самолёта. Истребитель F-35A, как он заметил, должен быть оснащён 6 подкрыльевыми пилонами для подвески управляемых ракет, но сомнительно, чтобы это требование могло быть выполнено к запланированному началу поставок. Представитель Lockheed Martin заявил, что пилоны могут быть установлены, как этого требуют южнокорейские ВВС, но добавил, что он не понимает, зачем это нужно: ведь истребитель создан по технологии «Стэлс» и предназначается для нанесения скрытых ударов по противнику. Внешняя подвеска оружия, о которой идёт речь, повысит радиолокационную заметность истребителя.

Представитель сказал: «Самолёт имеет внутренние отсеки вооружения. При подвешивании на F-35 оружия на внешних подвесках истребитель потеряет возможности «Стэлс». Это ненормально!» Представитель сказал также: «Однако, если вы настаиваете на внешних подвесках, такое требование будет с лёгкостью реализовано: для этого есть все возможности».

Впрочем, представители ВВС Южной Кореи сообщили, что причина «сомнительности», кроме «малозаметности», кроется ещё и в том, что ВВС США — по финансовым соображениям — не хотят фундаментально изменять F-35. Ведь ясно, что самолёт с добавленными внешними подвесками должен будет пройти дополнительный этап лётных испытаний с другой аэродинамикой.

И не только корейцы сомневаются в истребителе F-35. На днях этот истребитель был назван «неправильным самолётом» в Австралии.

Объединённый комитет по иностранным делам, вооружению и торговле Австралии провёл специальное заседание. Его целью была оценка необходимости приобретения истребителей F-35 Lightning II, предназначавшихся для австралийских Военно-воздушных сил.

«Канберра Таймс» сообщает, что на заседании выступили представители компании RepSim, выпускающей симуляторы, и аналитического агентства Air Power Australia. Специалисты заявили, что Штаты и Австралия занимаются сейчас разработкой «неправильного самолёта», и покупать его не следует.

Как сказали выступившие, проект создания F-35 является провальным. Разрабатываемый самолёт не соответствует заявленным техническим характеристикам. И главной ошибкой американских специалистов эксперты-австралийцы сочли намерение разработать 3 типа истребителя: обычного взлёта, укороченного взлёта и вертикальной посадки и палубный — на базе F-35. Представители RepSim и Air Power Australia заявили также о том, что до завершения программы по F-35 далеко, а истребитель столкнулся уже со многими трудностями.

В ходе своего доклада RepSim представила результаты воздушного боя между 240 истребителями F-35 и 240 Су-35С, симулированного у побережья о. Тайваня в 2018 г. По расчётам, в воздушном бою уцелели лишь тридцать F-35. Были проведены и боевые симуляции между Су-35С и 240 F-22 Raptor и затем между Су-35С и F/A-18E/F Super Hornet. В первой симуляции уцелели сто тридцать девять F-22, а во второй все Super Hornet были сбиты.

Выступавшие на заседании решительно потребовали, чтобы правительство Австралии отказалось от закупок F-35. Эксперты считают, что австралийское правительство должно оказать некоторое давление на правительство США — с тем, чтобы последнее разрешило поставку австралийским ВВС истребителей марки F-22. Сейчас экспорт F-22 законодательно запрещён в США; причина — защита от копирования технологий.

Австралийское правительство занимается пересмотром программы закупки F-35 ещё с ноября 2011 г. В рамках этого пересмотра планируется проанализировать проект разработки истребителя на базе данных о прохождении тестовых испытаний, о сложностях в проектировании. Предполагается изучить и параметры цены. На основании пересмотра, возможно, будет принято решение об отсрочке закупки. Ранее Австралия заявляла о своём намерении приобрести 100 самолётов F-35, но теперь решилась на покупку лишь четырнадцати. Контракт, вероятно, будет подписан в текущем году.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: