0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ил-28 бомбардировщик: самолёт, характеристики (ттх), техническое описание, история создания, боевое применение

Фронтовой бомбардировщик Ил-28

Советский реактивный бомбардировщик Ил-28

История создания фронтового бомбардировщика Ил-28

Практически параллельно с разработкой первого «настоящего» реактивного истребителя МиГ-15, в Советском Союзе шла разработка и первого реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28. Как и МиГ-15, Ил-28 был ориентирован на использование двигателей РД-45 (лицензионный «Нин» фирмы «Ролс-Ройс»), которые впоследствии заменили на более мощные отечественные ВК-1.

Разработкой бомбардировщика Ил-28 в инициативном порядке занималось ОКБ-240 под руководством С.В.Ильюшина с 1947 года. Официальное постановление о проектировании самолета подобного рода вышло только спустя год. Несмотря на хороший задел и ранний старт работ, коллективу Ильюшина пришлось выдерживать жесткую конкуренцию с ОКБ Андрея Туполева, имевшего к тому времени проекты сразу трех различных машин аналогичного класса (Ту-73, Ту-78, Ту-14). Однако, после сравнительных испытаний, по личному распоряжению И.Сталина, предпочтение было отдано Ил-28.

Чертеж бомбардировщика Ил-28

Несмотря на то, что туполевские машины были лучше защищены и несли большую полезную нагрузку, Ил-28 имел перед ними решающее преимущество — отставая совсем немного по другим параметрам, он был исключительно технологичен в изготовлении и прост в эксплуатации. 14 мая 1949 года было принято решение о серийном производстве бомбардировщика (на заводах: №30 в Москве, №64 в Воронеже и №166 в Омске), а уже 1 мая 1950 года в воздушном параде над Красной площадью участвовал целый полк Ил-28.

Всего же, в короткий период с 1949 по 1955 год, было выпущено 6316 бомбардировщиков Илд-28 различных модификаций. Простота и технологичность самолета позволили полностью перевооружить фронтовую авиацию СССР с поршневых на реактивные машины в рекордно короткие сроки. Впрочем, век Ил-28 непосредственно в СССР был недолог — уже в середине 1950-х годов в строевых частях их стали сменять более совершенные Як-28. Однако за пределами СССР Ил-28 состоял на вооружении некоторых стран, практически до конца 20-го века успел отметиться в целом ряде локальных конфликтов.

Незаслуженно забытые машины вновь вспомнились в 1970-е годы и на родине. Часть сохранившихся самолетов была снята с консервации и переоборудована в штурмовики, часть переделана в учебные машины, самолеты-мишени, и даже использовалась в гражданской авиации — для переобучения экипажей с поршневых самолетов на новые реактивные Ту-104, а также, под индексом Ил-20, как почтовые самолеты.

Несмотря на ряд присущих Ил-28 недостатков (впрочем, все они были связаны именно с судьбой «первопроходца») Ил-28 по праву можно назвать по совокупности характеристик лучшим фронтовым реактивным бомбардировщиком первого поколения. Машина производилась по лицензии в Китае и Чехословакии, а также поставлялась на экспорт в: Албанию, Алжир, Афганистан, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Египет, Индонезию, Ирак, Южный Йемен, Камбоджу, КНДР, Кубу, Марокко, Нигерию, Польшу, Румынию, Сирию, Сомали и Финляндию.

Фронтовой бомбардировщик Ил-28 — обзор модификаций и технические характеристики

Ил-28 является первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком. Разработан самолёт был в 1948 году и уже в 1950-х стал прочным ядром советской фронтовой бомбардировочной авиации.

Фюзеляж Ил-28 изготовлен из дюраля марки Д16. Кабина в самолёте полностью звукоизолирована и герметизирована в соответствии с условиями эксплуатации. Самолёт имеет трёхстоечное шасси, в том числе и переднюю стойку. Убираются шасси по достаточной оригинально схеме: переднее – назад внутрь фюзеляжа, в то время как остальные два – вперёд в гондолы. Фронтовой бомбардировщик Ил-28 имеет два двигателя ВК-1, находящихся в специальных гондолах под крылом.

Бомбовое вооружение самолёта в соответствии с бомбовой нагрузкой включает в себя 12 ФАБ-100 (100-килограммовых фугасных авиационных бомб), либо 8 бомб ФАБ-250, либо 2 ФАБ-500, либо же одну бомбу ФАБ-1500, которые устанавливаются под фюзеляжем.

Лётно-технические характеристики фронтового бомбардировщика Ил-28:

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 17,6 м
  • Размах крыла: 21,5 м
  • Высота: 6,70 м
  • Площадь крыла: 60,8 м²
  • Масса пустого: 12 890 кг
  • Масса снаряженного: 18 400 кг
  • Максимальная взлетная масса: 23 200 кг
  • Двигатели: 2 × ТРД ВК-1А
  • Тяга: 2 × 26,5 кН (2700 кгс)
  • Максимальная скорость: 906 км/ч
  • Крейсерская скорость: 700 км/ч
  • Практическая дальность: 2370 км
  • Перегоночная дальность: 2460 км
  • Практический потолок: 12 500 м
  • Скороподъёмность: 15 м/с
  • Длина разбега: 965 м
  • Длина пробега: 1700 м
  • Нагрузка на крыло: 291 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,31
  • Вооружение:
    • 2 × 23 мм пушки НР-23 вдоль бортов внизу носовой части, по 100 снарядов на ствол
    • 2 × 23 мм пушки НР-23 в кормовой оборонительной турели Ил-К6, по 225 снарядов на ствол
    • Бомбовая нагрузка нормальная: 1000 кг
    • Бомбовая нагрузка максимальная: 3000 кг

История создания Ил-28

Разработка реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 проходила в обстановке жесточайшей конкуренции с отдельным конструкторским бюро Туполева. Фюзеляж самолёта было решено изготовить из дюралевого сплава Д16, разработанного в 1946 году. В 1948 году вышло постановление правительства, предписывавшее создать первый образец самолёта. 8 июля 1948 года бомбардировщик Ил-28 совершил свой первый полёт. Однако стоит отметить, что первый полёт был осуществлён на машине с установленными двигателями фирмы «Роллс-Ройс». Именно поэтому государственные испытания модели начались лишь в феврале 1949 года – после установки отечественных двигателей ВК-1.

В ходе государственных испытаний реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 комиссией было вскрыто около 80 дефектов, исправление и устранение которых даже в авральном режиме заняло около четырёх месяцев.

В июне 1949 года встал вопрос о том, какую же модель принимать на вооружение в качестве первого советского реактивного бомбардировщика: Ил-28, Ту-73 или Ту-78. Внимательно ознакомившись с мнениями специалистов, взвесив все стороны вопроса, И. В. Сталин принял на вооружение Ил-28. Именно июнь 1949 года является важной вехой в истории самолёта, который вскоре стал самым массовым реактивным бомбардировщиком.

Модификации Ил-28

Существует 17 модификаций бомбардировщика Ил-28:

  1. Ил-28 — реактивный фронтовой бомбардировщик;
  2. Ил-28А – фронтовой бомбардировщик с фюзеляжем, оборудованным для вооружения тактическими ядерными бомбами РДС-4 «Татьяна»;
  3. Ил-28ЗА – самолёт, оборудованный для зондировки атмосферы (разведки погоды);
  4. Ил-28ЛЛ – самолёт, оборудованный в качестве летающей лаборатории;
  5. Ил-28М – радиоуправляемый самолёт, предназначенный для использования в качестве мишени на учениях войск ПВО;
  6. Ил-28П – «почтовая» модификация самолёта;
  7. Ил-28ПЛ – самолёт, оборудованный для противолодочной борьбы;
  8. Ил-28Р – фронтовой разведчик;
  9. Ил-28РТР – самолёт, предназначенный для ведения радиотехнической разведки;
  10. Ил-28РЭБ – модификация, предназначенная для ведения радиоэлектронной борьбы;
  11. Ил-28С – экспериментальная модификация, оборудованная стреловидным крылом и двигателями ВК-5;
  12. Ил-28Т – экспериментальная модель торпедоносца, не принимавшаяся на вооружение;
  13. Ил-28У – учебно-тренировочная модификация самолёта;
  14. Ил-28Ш – реактивный фронтовой штурмовик;
  15. Ил-28 (БПЛА) – модификация самолёта на радиоуправлении. Разработки продолжались с 1956 по 1958 год и завершены не были;
  16. Ил-28 на гусеничной тяге – модификация самолёта для расширения его эксплуатационного потенциала в различных условиях;
  17. Ил-28 для буксировки мишеней – данная модификация имеет видоизменённый фюзеляж: отсутствует кормовая стрелковая установка, вместо которой закреплён трос длиной 2800 м, предназначенный для буксировки мишени.
Читать еще:  Israel Military Industries

Ил-28 в строю

Практически сразу с момента принятия на вооружение самолёт Ил-28 зарекомендовал себя отлично и снискал заслуженную любовь лётчиков. Так, одним из наиболее важных достоинств Ил-28 было то, что машина была простой в управлении, а ошибки в пилотировании не имели критического влияния на полёт. Проще говоря, Ил-28 «прощал» многие ошибки лётчику, что позволяло избежать катастрофы.

Вместе с эксплуатацией в СССР, фронтовой бомбардировщик Ил-28 поставлялся и в Народную освободительную армию Китая. Через несколько лет Китай освоил производство Ил-28 на заводе в Харбине. Китайская модель имела обозначение Н-5. Несколько Н-5 было куплено у Китая Румынией. Ещё одной страной, освоившей производство копии Ил-28, была Чехословакия. Там копии Ил-28 выпускались компанией «Авиа» под обозначением B-228.

Стоит отметить, что самолёт широко использовался странами-участницами Варшавского договора, а также странами, имевшими дружественный по отношению к Советскому Союзу политический курс. В 1955 году СССР поставил партию из 30 тактических бомбардировщиков Ил-28 Египту, где неоднократно применялся в ходе боевых действий (например, в ходе войны на истощение с Израилем в 1967-1970 годах).

Также партия Ил-28 была поставлена в Афганистан, где ими был вооружён 335-й смешанный авиаполк. В период демократической республики в Афганистане с 1978 по 1992 год самолёт участвовал и в боях с мятежниками. В ходе этих боёв Ил-28 проявил себя как удачная и надёжная машина. Также, в качестве буксировщиков мишеней, четыре Ил-28 были приобретены у СССР Финляндией.

И если в отдельных странах Ил-28 эксплуатировался вплоть до 90-х годов XX века, то в СССР машина уже в середине 50-х в основном начала заменяться на более современный многоцелевой сверхзвуковой самолёт Як-28. При этом некоторые полки, на вооружении которых стоял Ил-28, «пересаживались» на тяжёлый многоцелевой Ту-16. К концу 1950-х годов реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28 был снят с вооружения Советской Армии. После этого Ил-28 встречался в основном лишь в армиях стран социалистического лагеря.

Однако снятие с вооружения вовсе не означает, что Ил-28 перестал эксплуатироваться в Советском Союзе. Так, машина использовалась и гражданских целях, например, для переподготовки пилотов «Аэрофлота», а также в составе почтовой авиации.

Сильные и слабые стороны Ил-28

Как уже говорилось, главным достоинством реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 является его высокая надёжность, а также то, что машина «прощает» многие ошибки при пилотировании или откровенное «воздушное хулиганство». Именно эта сторона Ил-28 позволила снизить уровень катастроф с его участием до минимума.

Дюралевый сплав, использовавшийся в конструкции фюзеляжа, обладает высокой прочностью и отличается сравнительно низкой массой. Двигатели ВК-1, которые устанавливались на самолёте, позволяли развивать скорость, практически не уступавшую аналогичным моделям, спроектированным за рубежом. Максимальная бомбовая нагрузка в 3000 кг позволяла использовать весьма широкий арсенал бомбового вооружения. Так, на модификации Ил-28А имелась даже возможность вооружения тактической атомной бомбой РДС-4 «Татьяна».

Основным фактором, обеспечившим Ил-28 высокие лётно-технические характеристики, является то, что разработка его началась сразу после Великой Отечественной войны. При разработке самолёта были учтены многие факторы ведения воздушного боя, а также многочисленные мнения опытных лётчиков.

Однако нужно отметить, что машина обладала и рядом недостатков, которые вскрылись в процессе её эксплуатации. Главным недостатком реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 было то, что при полётах в условиях дождя стекло фонаря самолёта покрывалось слоем влаги, что серьёзно осложняло обзор для лётчика. Также стёкла запотевали при взлёте и посадке, что также являлось причиной дополнительных неудобств.

Ещё одним недостатком Ил-28 было то, что при температуре ниже нуля радиоантенна самолёта и частично фюзеляж подвергались обледенению, и это приводило к нарушению радиосвязи самолёта. В кабинах лётчика и штурмана присутствовал серьёзный перепад температур (до 35 градусов летом и до минус 30 зимой). Неустойчивость управления самолётом с помощью автопилота на высоких скоростях приводила к существенному снижению точности захода на цель и, как следствие, бомбометания.

Однако, несмотря на все недостатки, машина заслужила любовь со стороны лётчиков, как опытных, прошедших войну, так и курсантов.

Заключение

Ил-28 – своеобразная «проба пера» опытно-конструкторского бюро Ильюшина создать реактивный фронтовой бомбардировщик в послевоенный период. Фюзеляж из дюраля новейшей марки Д16 был инновационным и смелым конструкторским решением. При разработке и создании самолёта учитывался огромный опыт, полученный в ходе Великой Отечественной войны. Всесторонний анализ этого опыта и знания, полученные в ходе разработок, отразились на фронтовом бомбардировщике Ил-28, его конструкции и характеристиках. Низкое количество катастроф с участием Ил-28 прямым образом подтверждает это.

Самолет Ил-28: описание, технические характеристики, фото

В 1947 году военная промышленность СССР получила лицензию на изготовление английских турбореактивных двигателей от компании «Роллс-Ройс», с центробежными компрессорами «Нин» и взлетной тягой 2270 кгс. В 1948-м приступили к проектированию реактивного фронтового бомбардировщика, которым стал самолет Ил-28. Как утверждают специалисты, данная модель надежна и неприхотлива в использовании. В середине 1950-х годов самолет был основным в ударной советской фронтовой авиации. История создания и техническое описание самолета Ил-28 представлены в данной статье.

Знакомство

Самолет Ил-28 является первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком, способным транспортировать тактическое ядерное оружие. В натовской классификации данная модель значится как Beagle «Гончая». Самолет Ил-28 (фото ниже) спроектирован в опытном конструкторском бюро авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина. Группа конструкторов удостоена Сталинской премии.

Об истории создания

В июне 1948 г. правительство СССР постановило создать фронтовой бомбардировщик, использующий турбореактивный двигатель английской компании «Роллс-Ройс». В то время он уже по лицензии выпускался на территории Советского Союза. В 1949 году состоялись государственные испытания самолета Ил 28, с установленным двигателем РД-45Ф. Тестирование длилось в течение 75 часов. За 84 полета экспертная комиссия выявила 80 дефектов в конструкции. Чтобы их устранить, разработчикам пришлось потратить 4 месяца. Проектирование проводили в условиях жесткой конкуренции с опытным конструкторским бюро имени Туполева. Из этого ОКБ на испытания также были доставлены свои авиамодели – Ту-37 и Ту-78. В отличие от самолета Ил 28, туполевские машины несли многочисленное оборонительное вооружение, имели большую массу и экипаж. Вскоре тестирование продолжилось с участием новой модели от ОКБ им. Туполева – Ту-14, двухдвигательного бомбардировщика, экипаж которого состоял из трех человек. Этот самолет использовал одну кормовую пушечную установку. Несмотря на то что Ту-14 был рассчитан на большую дальность полета, выпускать его, а также эксплуатировать было бы проблематично.

Читать еще:  Подводная лодка для морского спецназа России

В мае 1949 г. у И. В. Сталина состоялось специальное заседание, на котором детально рассматривались характеристики самолета Ил 28. Ознакомившись с представленными данными и выслушав точку зрения военных, Сталин постановил Ил-28 принять на вооружение советской армии. С целью увеличить скорость самолета до 900 км/ч,конструкторы решили установить на него более мощный двигатель ВК-1, взлетная тяга которого составила 2700 кгс. В августе уже доработанный Ил-28 был направлен на государственные испытания повторно. Тестирование состоялось в Московском ВО.Широкой общественности показать самолет Ил 28 (фото данной авиационной единицы в статье) решили в День Победы в 1950 г. над Красной площадью.

О производстве

Серийный выпуск самолетов организовали в Москве на заводе №30, Воронеже (№166) и Омске (№64). Дополнительно Ил-28 производили еще на заводах №№1 и 18. В 1950 году была готова авиаединица для учебных целей. В технической документации она значится как Ил-28У. Спустя год создали самолет для перевозки торпед (Ил-28Т). Разведывательные задачи должны были выполняться с помощью самолета Ил-28Р. Всего военной промышленностью Советского Союза было выпущено не менее 6300 единиц. Для покраски самолетов использовали «серебрянку». Экспортируемые Ил-28 в другие страны красили различными видами камуфляжа. В черный цвет окрашивали приборную доску, шасси и грузовой отсек – в серый. Как утверждают авиационные эксперты, бывало, что грузоотсеки и ниши только грунтовали.

О конструкции

Самолет с герметизированной и звукоизолированной кабиной, прямым двухлонжеронным моноблочным крылом трапециевидной формы. Его механизация осуществляется посредством обычных закрылок, которые во время посадки отклоняются под углом 50 градусов и на 20 – во время взлета. Изготовлен из дюралюминиевого сплава Д16Т. Посредством элеронов осуществлялось управление самолетом по крену. Ил-28 оборудован симметричным килем и стабилизатором Naca-00. Для направляющего руля и элеронов предусмотрено электрическое управление. Тример РВ регулируется посредством механической тросовой проводкой и шестеренчатыми механизмами. Самолет оснастили двумя стартерами-генераторами ГСР-9000 постоянного тока и двумя аккумуляторными батареями 12-А-30, которые использовались в машине как источник электроэнергии.

О двигателях

Местом расположения силовых агрегатов ВК-1 стали подкрыльные гондолы. Для управления двигателями в самолете имеется тросовая проводка. Во время запуска каждый ВК-1 раскручивается при помощи электростартера. Топливную систему представляют фюзеляжные мягкие резиновые баки. Их общая емкость составляет 7908 л. Гидронасосом оснащен только левый двигатель. Если гидросистема вдруг выходит из строя, то от пневматической системы опускаются закрылки, и колеса тормозятся аварийно. Также при помощи воздуха открывается грузовой отсек, а именно створки бомболюка. Пневматическими насосами оборудованы оба двигателя. Кроме того, Ил-28 с аварийными баллонами, в которых содержится сжатый воздух.

О шасси

Самолет с трехопорным шасси, для которого предусмотрена воздушно-масляная амортизация. Шасси состоит из передней ноги и двух основных стоек. В качестве гидравлической амортизирующей жидкости авиастроители решили использовать спиртоглицериновую смесь. Передняя нога содержится в фюзеляже, а стойки – впереди в мотогондолах. Выпуск и уборка шасси управляется воздушной системой, которую позже заменили гидравликой.

О вооружении

Уничтожить цель экипаж данного самолета мог посредством бомб ФАБ-100. Всего на Ил-28 имелось 12 таких снарядов. Также бомбардировщик мог комплектоваться ФАБ-250М46 в количестве 8 штук, или двумя ФАБ-500М46, или же одной ФАБ-1500М46. Торпедоностные модели (Ил-28Т) комплектовались одной реактивной торпедой РАТ-52, минами АМД-100 и АМД-500 «Десна», «Лира». Для торпед использовали внешнюю подвеску, для мин и бомб – грузоотсеки. Позже Ил-28Т начали снаряжать двумя торпедами. Запуск торпед осуществлялся посредством прицелов ПТН-45. Чтобы его установить на самолет, советским авиастроителям пришлось немного изменить остекление в штурманской кабине. Стрелковое вооружение представлено двумя неподвижными пушками НР-23. Местом их установки стала носовая часть фюзеляжа. Для Ил-28Т и Ил-28Р было предусмотрено по одной пушке. Но одну стрелковую единицу полагалось 100 снарядов. Кроме того, самолет имел две кормовые пушки, управление которыми осуществлялось дистанционно при помощи гидравлического привода. Из одного ствола можно было выпустить 225 снарядов.

О радиооборудовании

Ил-28 оснастили радиолокационной системой ПСБН-Н, радиокомпасом АРК-5, радиовысотомерами РВ-2 и РВ-10, радиостанциями РСИУ-ЗМ, радиолокационным ответчиком СРО и переговорным устройством СПУ-5. В самолетах, которые предназначены для выполнения разведывательных задач, предусмотрено наличие фотооборудования: трех АФА-33, АФА-БА-40, АФА-75МК. В Ил-28 имеется фотоприставка ФРЛ-1М, при помощи которой фиксируется информация с экрана радиолокационной системы. В декабре 1953 года вышло правительственное постановление, согласно которому ПСБН заменили на РЛС «Курс». Разведывательные самолеты имеют контейнеры, в которых содержатся дипольные отражатели АСО-28 и специальная аппаратура «Натрий», задача которой заключается в том, чтобы воспроизводить радиопомехи.

Бомбардировщик обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Размах крыла – 2150 см, высота – 670 см.
  • Общая площадь крыла составляет 60,8 м кв.
  • Весит полностью снаряженный самолет 18 400 кг, пустой – 12 890 кг.
  • Экипаж состоит из трех человек.
  • Показатель максимальной взлетной массы – 23 200 кг.
  • Самолет с двумя турбореактивными двигателями (ТРД) ВК-1А, с тягой по 2700 кгс.
  • На максимальной скорости Ил-28 в секунду преодолевает 906 тыс. м, на крейсерской – 700.
  • Показатель практической дальности бомбардировщика составляет 2370 км, перегоночной – 2460.
  • Самолет с разбегом 965 м. обладает скороподъемностью 15 м/с.
  • На каждое крыло оказывается нагрузка 291 кг/м кв.
  • Минимальная нагрузка в бомбоотсеке составляет 1 тыс. кг., максимальная – 3 тыс. кг.
  • Ил-28 оборудован двумя пушками НР-23 калибра 23 мм в носовом отсеке и двумя НР-23 на корме.

Об эксплуатации

Были налажены поставки Ил-28 в Китайскую Народную Республику. Вскоре в КНР местные конструкторы освоили производство и начали выпускать на заводе в Харбине аналогичные самолеты, но уже как Н-5. Шесть таких авиационных единиц у Китая были куплены Румынией. Приобретала у СССР Ил-28 также Финляндия, где 4 бомбардировщика использовались для буксировки мишеней. В 1955 г. 30 советских самолетов были доставлены в Египет. К странам-эксплуатантам относятся такие государства, как Алжир, Болгария, Чехословакия, ГДР, Вьетнам, Северная Корея, Йемен, Марокко, Куба, Сомали, Сирия, Индонезия и Нигерия. Достаточно успешно использовался Ил-28 в гористой местности в Афганистане. В самом Советском Союзе самолет использовался недолго.

В конце 1950 гг. его начали заменять на Як-28. Ил-28 списывали и утилизировали, по мнению очевидцев, самым варварским образом: топтали при помощи тракторов и бульдозеров. Часть самолетов переделали под учебные. Некоторые Ил-28 до 1980 гг. использовались в качестве буксировщиков мишеней.

Модель самолета Ил-28

Судя по отзывам, очень много людей увлекается стендовым моделизмом. Для тех, кому интересна эта тема, в марте 2007 года создан интернет-проект «Каропка.ру». Самолет Ил-28, а именно набор деталей к нему, является одним из самых покупаемых.

У тех любителей моделизма, у которых в ходе сборки возникли трудности, имеется возможность задать вопросы и проконсультироваться у специалистов на «Каропке.ру». Преимущественно у новичков возникают проблемы с масками для модели. Маска в стендовом моделировании является защитным слоем, который наносят на поверхность, что не окрашивается при помощи аэрографа. После покраски остальных участков маска снимается. В итоге должна получиться граница между окрашенным и неокрашенным участком. Судя по многочисленным отзывам, подойдут для модели самолета Ил-28 маски Trumpeter. Набор состоит из 178 деталей. Для изготовления 169 используется серый пластик, для остальных — прозрачный. Комплектуется инструкцией и декалью с советскими и китайскими опознавательными знаками. Приобрести модель можно за 700 рублей.

Читать еще:  «Змей Горыныч» выжигает террористов в Сирии

Самолет Ильюшин Ил-28

Ил-28 является первым советским реактивным бомбардировщиком. В НАТО кодифицирован как «Гончая». Также Ил-28 является фронтовым бомбардировщиком, способным носить тактическое ядерное оружие.

В середине 50-х годов представлял основную ударную силу авиации СССР. Отличие самолета заключалось в его надежности и неприхотливости в эксплуатации. Именно за этот самолет С. Ильюшину и его команде присудили Сталинскую премию.

История самолета Ил-28

В инициативном порядке И-28 создавали в условиях конкуренции с КБ Туполева. В июне 48 года вышло постановление правительства о проектировке бомбардировщика с ТРД-двигателями. Опытный полет образца осуществился в начале июля 48 года с двигателями «Нин» английского производства компании «Роллс-Ройс».

На государственные испытания в феврале 1949 года Ил-28 попал уже с двигателями отечественного производства ВК-1 (РД-45Ф). В НИИ ВВС за все время провели 84 полета, нашли 80 конструктивных дефектов. За четыре месяца их исправили.

В мае 1949 года на заседании у И. Сталина приняли решение взять бомбардировщик Ил-28 на вооружение ВВС. Ровно через год произошел публичный показ самолёта. Также началось его серийная постройка. Ее развернули в Москве, Омске и Воронеже на заводах №30, №166 и №64 соответственно. Чуть позже начали постройку и на заводах №18 и №1. В том же 50 году построили учебный вариант Ил-28У. В 51 году спроектировали Ил-28Т – торпедоносец. А через три года на вооружение ВВС страны приняли разведывательную модификацию Ил-28Р. За все время истории самолета выпустили около 6000 экземпляров.

Конструкция воздушной машины

Самый распространенный материал, который использовали в самолете, – дюраль Д16Т (алюминиевый сплав). Фюзеляж по обычаю набирался из стрингеров и шпангоутов. Кабина экипажа полностью звукоизолирована и герметизирована. Прямое, трапециевидное крыло моноблочное, двухлонжеронное. Имеет угол установки три градуса с поперечным V 38. Крыло спрофилировано (СР-5С) с толщиной в 12%. Установлены обычные закрылки. Элероны используются в качестве управления по крену. Стабилизатор и киль стреловидные, а их профиль NACA-00 симметричен. Триммер руля элеронов и направления управляется электрически, триммер РВ – механически (шестеренчатые механизмы и тросовая проводка).

Двигатели установили в гондолы под крыльями. Ими управляли тросовой проводкой. С помощью электростартеров осуществляется раскрутка каждого двигателя. Общая емкость топливных баков – 7908 л. Они выполнены из мягкой резины.

Шасси трехопорное, амортизация воздушно-масляная. Спиртоглицериновую смесь Ил-660 используют в качестве гидравлической жидкости для амортизаторов. Основные стойки шасси убираются вперед, в мотогондолы, передняя – назад, в фюзеляж. Управление уборкой и выпуском шасси осуществляется гидравлически.

Вся гидросистема используется для привода тормозов колес и привода закрылков. На левый двигатель установили гидронасос. Рабочая жидкость – масло МВП (45 л). С помощью пневмосистемы открываются створки бомболюка. В отличие от гидросистемы, воздушная система распределена насосами на оба двигателя.

Источниками электроэнергии для бомбардировщика служат 2 ГСР-9000 и 2 батареи 12-А-30. В состав радиооборудования на самолет установили РЛС ПСБН-Н, радиовысотомер РВ-2 и РВ-10, радиокомпас АРК-5, радиостанцию РСИУ-ЗМ, устройство переговорное СПУ-5 и ответчик радиолокационный СРО.

В состав приборного оборудования входят гирополукомпас ГПК-46, компас КИ-11, авиагоризонт АГК-47Б, навигационный визир АБ-52, ДГМК-3 – гиромагнитный компас, часы АЧХО и АВР-М, поворотный указатель УП-2, высотомер ВД-17, числовой указатель МА-0,95, автопилот АП-5 и указатель скорости КУС-1200.

На модифицированном Ил-28 по типу «разведчик» устанавливали фотооборудование: для перспективной съемки – АФА-75МК, АФА-33 и АФА-БА-40, для ночной – НАФА-31/25 и НАФА-31/50, фотографическую бомбу ФОТАБ-50-35/100-60, осветительную бомбу САБ-100-55/1000-35. С экрана РЛС ПСБН информация фиксировалась приставкой ФРЛ-1М. Спустя некоторое время РЛС ПСБН заменили на РЛС «Курс». Дополнительно в состав оборудования разведчика включили дипольные отражатели по типу АСО-28 и аппаратуру помех «Натрий».

Вооружение

Из широкой номенклатуры бомб Ил-28 чаще всего применяли ФАБ-100 (12 единиц) или ФАБ-250М46 (8 единиц). В некоторых вариантах рассматривались ФАБ-500М46 в количестве двух единиц или одна ФАБ-1500М46. Ил-28Т (торпедоносец) вооружали одной реактивной торпедой РАТ-52 или минами АМД-500, АМД-1000 по типу «Десна» или «Лира». Ил-28Т использовал прицел ПТН-45. К стрелковому оружию отнесли 2 пушки НР-23 неподвижного типа и 2 подвижные Ил-К6. Последние имели гидравлический привод.

Самолеты, служившие в ВВС или ВМФ СССР, красили серебрянкой, те, которые отправляли на экспорт, – разным цветом камуфляжа.

Эксплуатировался самолет во многих странах, в частности в Китае, Египте, Румынии, Алжире, Финляндии, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Афганистане, Северной Корее, Вьетнаме, Йемене, на Кубе, в Марокко, Сомали, Индонезии, Нигерии и Сирии.

К концу 50-х годов самолет начали снимать с вооружения и заменять его на Як-28.

Модификации:

Ил-28 – бомбардировщик фронтовой.

Ил-28А модифицирован под ядерную бомбу РДС-4.

Ил-28Т должен был использоваться в качестве торпедоносца, однако на вооружение так и не приняли.

Ил-28ПЛ – противолодочная модификация.

Ил-28РЭБ – модифицировался под радиоэлектронную борьбу.

Ил-28РТР проводил радиотехническую разведку.

Ил-28У использовался для учебных тренировок.

Ил-28Ш – штурмовик опытный.

Ил-28С – самолет опытный. Стреловидное крыло, двигатель ВК-5.

Ил-28ЛЛ разработан в качестве летающей лаборатории.

Ил-28ЗА зондировал атмосферу.

Ил-28М – беспилотный радиоуправляемый самолет-мишень.

Ил-28П – почтовый самолет.

Ил-28 с гусеничным шасси – самолет экспериментальный.

Ил-28 − буксировщик мишеней.

В середине 40-ых годов прошлого столетия в СССР разрабатывался первый турбореактивный двигатель. Он стал основой для постройки бомбардировщика ИЛ-22, который должен был быть пробной моделью совершенно нового, первого за историю СССР турбореактивного бомбардировщика. Но испытания предшественника легенды прошли неудачно, потому что было найдено огромное количество дефектов. Однако это не привело авиаконструкторов в отчаянье, наоборот! Они учли это и получили то, что хотели – колоссальный опыт.

Несколько лет разработки проекта, огромное количество вариантов, ошибки и находки – все это привело к тому, что в 1948 году коллективом авиастроителей был создан бомбардировщик ИЛ-28. Генеральным конструкторам стал С.В.Ильюшин. Одним из главных преимуществ бомбардировщика стало то, что двигатели его были не отечественными, а английскими, марки «Ролз-Ройс». Несмотря на то, что разработка и конструирование заняло достаточно много времени, и, казалось, что все было идеально, уже после первого полета было найдено около 80 дефектов.

Самолет ИЛ-28. Фото.

Но даже это не послужило причиной остановки проекта. Дефекты была устранены и уже через 4 месяца была запущена серийная постройка. Экипаж ИЛ-28 состоял из 3-ох человек. Двигатели использовались уже отечественные, сделанные по примеру английских: турбореактивные ВК-1, общая тяга которых составляла 5400 кг. Максимальная взлетная масса была равна 23200 кг. Разгонялся бомбардировщик до 906 км/ч. Практический потолок равнялся 12400 метрам. Дальность полета составляла 2400 км. А вооружение состояло из 4 авиационных пушек НР-23 калибра 23 мм и различных авиабомб общей массой 3000 кг. Эти характеристики, а также то, что самолет был довольно простым в изготовлении, по сравнению с другими моделями, привело к тому, что его производством занималось целых 3 завода.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector