17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ил-38: противолодочный самолёт, модернизация, технические характеристики (ттх), конструкция, история создания

Ил-38: советский охотник за подводными лодками

Окончание Второй мировой войны не принесло мира и покоя человечеству. Потребовалось буквально несколько лет, чтобы бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стали заклятыми врагами, начав масштабное противостояние, известное сегодня как Холодная война. На протяжении десятилетий США и Советский Союз соревновались друг с другом в создании смертоносных средств уничтожения. Бескомпромиссная борьба шла на земле, в воздухе, на море и даже под его поверхностью…

В 50-е — 60-е годы натовские подводные ракетоносцы без опаски несли боевое дежурство в Средиземном и Норвежском море, Тихом и Атлантическом океане. В то время советский атомный подводный флот только начинал делать первые шаги и противостоять новой угрозе он не мог. Поэтому в Советском Союзе решили пойти другим путем и сделать упор на развитие противолодочной авиации.

Ил-38 стал первым советским дальним противолодочным самолетом. Его разработка началась в 1957 году, а в 1961 году машина впервые поднялась в воздух. Активная эксплуатация самолета началась в 1969 году. Созданием противолодочного самолета Ил-38 занималось ОКБ Ильюшина, основой для новой машины стал пассажирский лайнер Ил-18. Выпуск Ил-38 был налажен на авиазаводе №30, он продолжался до 1972 года. За это время было выпущено 65 самолетов.

Ил-38 долгие годы находился на эксплуатации авиации советского военно-морского флота, после распада СССР она продолжилась в ВМФ России. Ил-38 – настоящий самолет-ветеран – и сегодня находится в строю. Еще пять машин модификации Ил-38SD состоят на вооружении ВМС Индии. В 2016 году были завершены испытания модернизированного варианта самолета Ил-38Н для российского военно-морского флота, оснащенного новым противолодочным комплексом «Новелла».

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов ознаменовались новым витком напряженности между Советским Союзом и странами Запада. А в 1954 году в состав ВМС США была принята первая в мире подводная лодка с атомной силовой установкой – USS Nautilus. И это было только начало грандиозного противостояния в глубинах океана…

В это время американцы и их союзники смогли добиться значительных успехов в области ракетостроения. Уже в конце 50-х годов в США были созданы баллистические ракеты «Поларис», предназначенные для размещения на борту атомных подводных лодок. Таким образом, США получили новую стратегическую систему вооружений, мобильную, обладающую значительной скрытностью, а потому трудноуязвимую и очень опасную. С 1960 года американские подводные «убийцы городов» начали регулярное боевое дежурство, нацелив свои ракеты на территорию СССР. Вскоре к ним присоединились британские и французские подлодки.

В середине 50-х годов США приступили к созданию знаменитой противолодочной системы SOSUS, первые элементы которой были развернуты в Тихом и Атлантическом океане. Советский Союз не имел ресурсов, чтобы ответить американцам симметрично, да и отставание в области гидроакустики не позволяло создать аналогичную систему.

Примерно в эти же годы в СССР велись активные исследовательские работы относительно способов противодействия новой подводной угрозе. Их результатом стала новая концепция борьбы с АПЛ, в ходе реализации которой был создан противолодочный комплекс первого поколения «Баку». Несмотря на определенные недостатки, им стали оснащать вертолеты Ка-25ПЛ и самолеты-амфибии Бе-12. Была попытка оснастить им и бомбардировщики Ту-16, но она была признана неудачной.

В августе 1957 года главнокомандующий ВМС СССР адмирал Горшков предложил создать на базе перспективного пассажирского лайнера Ил-18 противолодочный самолет дальнего радиуса действия, вооруженный крылатыми ракетами К-18. Его планировали использовать для уничтожения вражеских подводных лодок на дистанциях от 500 до 1 тыс. км от своего побережья. В том же году увидело свет правительственное постановление дающее старт этому проекту. Тогда же в ОКБ Ильюшина был отправлен пакет тактико-технических требований к новой машине. Следует отметить, что на тот момент альтернативы Ил-18 просто не существовало, создание самолета ПЛО с нуля потребовало бы много времени и ресурсов.

В 1959 году начались работы над созданием нового противолодочного комплекса «Беркут».

Любопытно, что примерно в этот самый период созданием противолодочного самолета озаботились и американцы. Новая машина должна была заменить патрульный «Нептун», стоявший на вооружении ВМС США.

4 мая 1961 года главкомом ВВС были утверждены характеристики нового противолодочного самолета. Согласно этому документу, тактический радиус машины должен был составлять 2 тыс. км, время нахождения в районе патрулирования не меньше трех часов. Представить самолет без комплекса специального оборудования предписывалось к 1962 году.

В 1961 году состоялась защита эскизного проекта Ил-38, оснащенного прицельно-поисковой системой «Беркут». Жаркие дебаты вызвало решение авиаконструкторов не оснащать самолет оборонительным вооружением. У летчиков это вызвало недоумение. Доказывать правоту разработчиков пришлось самому Ильюшину. Он считал, что установка пушечного или ракетного вооружения на самолете лишь приведет к увеличению массы машины, абсолютно не улучшив ее оборонительные возможности.

Кроме того, обсуждалась возможность вооружения нового противолодочного самолета ракетами типа «воздух-поверхность», а также безопасность экипажа и вероятность его спасения в случае аварийной посадки на воду.

Ил-38 предполагалось вооружить глубинными бомбами и противолодочными самонаводящимися торпедами. Для самолета разрабатывалась специальная торпеда ПЛАТ-2 (АТ-2).

Первый полет переделанного авиалайнера Ил-18 без вооружения и противолодочного оборудования состоялся 27 сентября 1961 года. Он прошел в штатном режиме, задания, поставленные перед испытателями, были выполнены.

Следует отметить, что по сравнению с базовой моделью Ил-38 претерпел значительные изменения. В фюзеляже самолета появились два обогреваемых отсека, в которых планировалось разместить буи, торпеды, глубинные бомбы. Крыло было перенесено вперёд и изменена его конструкция. Ил-38 получил дополнительный топливный бак, была усовершенствована система управления машиной.

В 1962 году был представлен макет самолета с противолодочным комплексом «Беркут». На нем шла отработка размещения оборудования и вооружения, испытывались разные варианты компоновки. 10 марта 1963 года комплекс был установлен на самолет и начался второй этап испытаний, всего было выполнено 147 полетов. Их результаты были признаны неудовлетворительными.

Государственные испытания Ил-38 проводились на Черном море, они стартовали в середине 1965 года и продолжались до декабря. В итоге самолет вместе с комплексом «Беркут» был рекомендован к принятию на вооружение, но нареканий на его работу было предостаточно. Перечень недостатков первой категории, то есть тех, что нужно было устранить до начала эксплуатации, состоял из 93 пунктов. Возможно, именно по этой причине в период серийного производства было изготовлено всего 65 самолетов Ил-38 – в четыре раза меньше, чем предполагалось изначально.

После исправлений выявленных дефектов и недостатков Ил-38 был принят в эксплуатацию. Это произошло только в начале 1969 года.

Эксплуатация

Первым Ил-38 получил Северный флот, это произошло еще до официального принятия самолета на вооружение – в 1968 году. В следующем году Ил-38 были отправлены на Тихоокеанский флот, а в 1972 году эти машины получили и моряки-балтийцы.

В советский период эти противолодочные самолеты нередко несли службу за пределами страны. С 1979 по 1991 год несколько Ил-38 постоянно находились в Эфиопии, с 1981 по 1989 год они периодически размещались в Ливии, случались командировки в Сирию и Мозамбик.

В настоящее время Ил-38 эксплуатируются на Тихоокеанском и Северном флоте.

В 2002 году во время авиашоу разбились два Ил-38 индийских ВВС. Экипажи обоих самолетов погибли.

Общее описание конструкции

Самолет Ил-38 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это цельнометаллический низкоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями и трехстоечным убирающимся шасси. Назначение Ил-38 – поиск и уничтожение подводных лодок противника, ведение разведки, участие в поисково-спасательных операциях, постановка минных заграждений. В состав экипажа самолета входит семь человек.

Передняя часть фюзеляжа Ил-38 разделена плоскостью на две половины. В верхней герметичной части располагается кабина экипажа, а также часть электронной аппаратуры самолета. В нижней части находится антенна РЛС «Беркут» в обтекателе и отсек, в который помещается передняя стойка шасси.

За кабиной расположен передний грузовой отсек, он продолжается до центроплана крыла. Над ним размещен астрокомпас и блок аппаратуры комплекса «Резеда». За центропланом размещается второй грузовой отсек с аппаратурой комплекса «Беркут», кислородными баллонами и спасательными средствами. В хвостовой части самолета находится технический отсек с аккумуляторами, турбогенератором и магнитометром. Магниточувствительный элемент расположен в хвостовой балке.

Читать еще:  Астероид, какой самый большой в поясе, орбиты и имена, скорость приближения и карта упавших, масса гигантских и размеры опасных

Весь фюзеляж можно пройти от передней кабины пилотов до хвостового технического отсека.

Крыло Ил-38 прямое, состоящее из трехлонжеронного центроплана и двух двухлонжеронных отъемных частей. Механизация представлена закрылками Фаулера и элеронами.

Хвостовое оперение самолета однокилевое свободнонесущее. Стабилизатор и киль кессонной конструкции с тремя лонжеронами.

Силовая установка машины состоит из четырех двигателей АИ-20М с автоматическими винтами АВ-68И. Их диаметр составляет 4,5 метра.

Топливная система Ил-38 состоит из группы баков, большая часть из которых находится в крыле самолета. Их общая емкость составляет более 35 тыс. литров. Питание топливом раздельное для двигателей каждой стороны.

Шасси самолета состоит из двух основных и передней стойки. Основные стойки расположены в мотогондолах внутренних двигателей и имеют четырехколесные тележки. Передняя двухколесная стойка находится под кабиной экипажа.

Противолодочное оборудование самолета состоит из поисково-прицельной системы «Беркут» и магнитометра. На Ил-38 впервые в Советском Союзе была установлена бортовая ЭВМ «Пламя», она является составной частью ППС «Беркут». Ее предназначение – решение логических задач при поиске подводных лодок противника. ЭВМ управляет движением самолета во время поиска, анализирует информацию, полученную от гидроакустических буев, дает команды на сброс средств поражения.

Вооружение Ил-38 состоит из различных видов гидролокационных и гидроакустических буев (РГБ-1, РГБ-3, РГБ-16), а также средств поражения подлодок. В 70-е годы для Ил-38 разрабатывался специальный «долговременный» буй «Яуза», который мог находиться в воде несколько месяцев и постоянно собирать информацию. После чего, данные должны были передаваться на пролетающий над ним Ил-38. Однако данный проект так и не был завершен, работы были прекращены в 1979 году.

В состав средств поражения Ил-38 могут входить торпеды АТ-1 и АТ-2 либо же ракеты АПР-1 и АПР-2. Для модификации Ил-38Н была разработана ракета АПР-3. Также для этой модели была доработана противокорабельная ракета Х-35, испытания были завершены в 2005 году.

Ил-38 может принимать на борт противолодочные бомбы, мины, спасательные контейнеры. При этом следует отметить, что прицела для бомбометания у самолета нет, поэтому сброс производится «на глаз».

Модернизация Ил-38

Уже первые годы эксплуатации Ил-38 показали его низкую эффективность. Причиной этого была недоработанность поисково-прицельного комплекса. По мнению специалистов 33-го ЦБП Морской авиации Ил-38 был на целый порядок (в 8-10 раз) менее эффективен в поиске подводных лодок, чем его американский аналог патрульный самолет «Орион».

Необходимость модернизации поисково-прицельного комплекса самолета стала очевидна практически сразу после принятия машины на вооружение. В конце 80-х годов начались работы по новому противолодочному комплексу «Новелла», но распад СССР едва не поставил крест на этом проекте. К счастью, им заинтересовались индусы, у которых на вооружении также стояли Ил-38. Самолет с новым противолодочным комплексом получил обозначение Ил-38SD, всего для ВВС Индии было модернизировано шесть машин. Позднее было принято решение улучшить аналогичным образом и отечественные Ил-38.

Противолодочный самолет Ил-38 — обзор и летно-технические характеристики

Ил-38 является противолодочным самолётом, разработанным опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1961 году.

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов XX века характеризуется новым витком напряжённости между США и СССР. Основной причиной этому явилась революция на Кубе, превратившейся из фактического сателлита США в союзника СССР. В этой связи руководство Советского Союза осознавало возросшую роль ВМФ в возможном будущем конфликте, особенно подводных лодок. В этой связи родилась идея создания противолодочного самолёта, который смог бы минимизировать риски со стороны подводных лодок противника и позволить очистить от них, например, целый район. Итогом всех этих соображений стало постановление Совета Министров СССР, изданное летом 1960 года, поручавшее опытно-конструкторскому бюро Ильюшина разработать противолодочный самолёт, который мог бы применяться в различных климатических условиях (как в условиях Севера, так и в тропическом климате).

Первоначально перед ОКБ Ильюшина встала задача определить базовую модель для будущего противолодочного самолёта. После рассмотрения нескольких вариантов было принято решение взять за основу пассажирский самолёт Ил-18. Данный самолёт обладал необходимыми аэродинамическими характеристиками, а также имел весьма подходящую компоновку. В ходе разработки было также решено отказаться от оборонительного вооружения, которым до этого в обязательном порядке вооружались противолодочные и противокорабельные самолёты. В опытно-конструкторском бюро это было мотивировано тем, что кормовая турельная пушечная установка при массе в 1-1,5 тонны существенно увеличить взлётную массу самолёта, что повлияет на его маневренность и необходимую длину взлётно-посадочной полосы.

Новый самолёт, который получил название Ил-38, создавался быстро, и первый его опытный образец уже был построен к осени 1961 года. В сентябре того же года был осуществлён первый полёт Ил-38. В воздухе машина показала себя хорошо: она была устойчива, легко шла на взлёт и посадку.

Хотя Ил-38 и позаимствовал основные элементы конструкции от Ил-18, но в ходе разработок машина подверглась ряду серьёзных изменений:

  • крыло самолёта было перемещено на три метра вперёд, а также существенно изменено конструктивное наполнение самолёта;
  • для увеличения максимальной дальности полёта в фюзеляже Ил-38 расположили дополнительный топливный бак;
  • в фюзеляже самолёта было выделено два специальных помещения для торпед и бомб, а также для буев;
  • многие системы самолёта были кардинально переработаны. Также это касается и внутренней «начинки» самолёта: установлена специальная радиоэлектронная аппаратура и бортовые системы.

Период государственных испытаний Ил-38 начался летом 1965 года и продолжался почти 6 месяцев. После того как самолёт выдержал эти испытания, он был принят на вооружение Военно-морского флота. Серийное производство Ил-38 продолжалось пять лет – с 1967 по 1972 год. За этот период было выпущено 65 самолётов, что примерно в 4 раза меньше заявленной, на тот момент, потребности в них.

С самого начала эксплуатации Ил-38 вскрылся целый ряд его недостатков и проблем. Так, отказ поисково-прицельного комплекса самолёта, как правило, происходил уже примерно через два часа использования. Брак некоторых элементов оборудования (в частности, радиогидробуёв) также не способствовал надёжности самолёта. В итоге был сделан вывод, что боевая эффективность Ил-38 находится на очень низком уровне, ввиду чего уже в 1969 году было решено продолжать работы по его улучшению.

Первоначально для модернизации самолёта планировалась почти полная замена его бортового оборудования. Так, например, планировалось заменить прицельно-поисковой комплекс «Беркут-38» на более надёжный и точный «Коршун-М», устанавливавшийся на другом противолодочном самолёте — Ту-142М. Кроме этого, предусматривалось установить новый магнитометр, усовершенствованное радионавигационное оборудование, а также инфразвуковые буи, которые должны были иметь намного большую чувствительность.

Однако весь этот план развалился по причине полнейшей несовместимости комплекса «Коршун-М» с вычислительной системой «Пламя-264». Таким образом, стало ясно, что для проведения всего объема улучшений необходима и полная замена бортового электронного оборудования Ил-38, что в конечном итоге привело бы к растянувшимся на долгие годы работам. В конце концов, на самолёте был заменен лишь магнитометр.

Однако в 1980-е годы было принято решение всё же провести работы по модернизации Ил-38 ввиду его морального устаревания. В этой связи специально для Ил-38 была оборудована система «Изумруд», которая отличалась большей надёжностью и устойчивостью. В итоге из всего количества самолётов было модернизировано лишь 12.

Также в конце 80-х годов начались работы над современным противолодочным комплексом «Новелла», установка которого предполагалась именно на Ил-38. Однако после развала Советского Союза, из-за тяжёлой экономической ситуации, комплекс «Новелла» оказался никому не нужным в России. Впрочем он вызвал интерес в Индии, где новым комплексом были оснащены шесть противолодочных самолётов Ил-38 получивших обозначение SD — Sea Dragon. Лишь в 2010-х годах данный комплекс был использован и в России. Всего по состоянию на конец ноября 2020 года «Новеллой» было оснащено семь Ил-38, находящихся в составе российского Военно-морского флота.

Читать еще:  Ракета скиф: комплекс донного базирования, технические характеристики (ттх), баллистическая, история создания

Обзор самолёта и его лётно-технические характеристики

Ил-38 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта Ил-38 – однокилевое. Шасси – трёхстоечное.

Также Ил-38 оборудован двумя отсеками для расположения средств обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Под кабиной пилотов расположен обтекатель антенны РЛС (радиолокационной станции) комплекса «Беркут-38». Кормовая часть самолёта, расположенная за хвостовым оперением, несколько удлинена за счёт расположения в ней обтекателя датчика магнитометра. Ил-38 имеет четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М. Также стоит отметить, что на Ил-38 впервые в СССР была установлена бортовая вычислительная машина («Пламя-264»).

Лётно-технические характеристики Ил-38:

  • Экипаж, чел. – 7
  • Длина, м – 40
  • Размах крыла, м – 37,4
  • Высота, м – 10,1
  • Площадь крыла, м² – 140
  • Средняя аэродинамическая хорда, м – 3
  • Колея шасси, м – 9
  • Масса пустого, кг – 34 700
  • Максимальная взлётная масса, кг – 68 000
  • Максимальная посадочная масса, кг – 52 200
  • Масса топлива во внутренних баках, кг – 26 650
  • Силовая установка – 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей – 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт – АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта, м – 4,5
  • Масса двигателя, кг – 1040
  • Лётные характеристики:
  • Максимальная скорость, км/ч – 650 на высоте 6000 м
  • Боевой радиус, км – 2200
  • Техническая дальность, км – 9500
  • Практический потолок, м – 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега, м – 1700
  • Длина пробега, м – 1070
  • Вооружение:
  • Боевая нагрузка:
  • Нормальная, кг – 5430
  • максимальная, кг – 8400
  • Бомбы: противолодочные:
  • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
  • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
  • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
  • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
  • Морские мины: АМД-2

Модификации Ил-38

За всю историю разработки и использования Ил-38 были созданы три его модификации:

  • Ил-38 — базовая модель самолёта, оснащённая бортовой вычислительной системой «Пламя-264» и поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
  • Ил-38SD — модификация Ил-38, оснащённая прицельно-поисковым комплексом «Новелла» и более усовершенствованной бортовой вычислительной системой. Находится на вооружении ВМФ Индии.
  • Ил-38Н — модель самолёта, практически не отличающаяся от Ил-38SD, находящаяся в составе ВМФ России.

Достоинства и недостатки Ил-38

Прежде чем начать общее описание достоинств и недостатков самолёта Ил-38, следует учесть, что он был разработан на основе пассажирского самолёта Ил-18. Таким образом, Ил-38 «позаимствовал» основные аэродинамические особенности своего «старшего брата», в том числе его положительные и отрицательные стороны.

Аэродинамические характеристики Ил-38 весьма неплохи, что позволило ему стать очень даже мобильным противолодочным самолётом. Во многом это также было достигнуто за счёт небольшой массы самолёта, а также благодаря отказу от оборонительного вооружения. Высокая надёжность Ил-38 была обусловлена тем, что самолёт изначально планировался для северных акваторий, поэтому и испытывался он в самых различных климатических условиях.

Однако для первых самолётов Ил-38 существовал главный недостаток, который по сути сводил на нет их противолодочное назначение – аппаратура отличалась своим несовершенством. Так, самолёт мог пролетать лишь 1,5 часа, прежде чем поисково-прицельный комплекс выходил из строя. Воевать такой самолёт не мог.

Всё решила модернизация Ил-38 в конце 80-х – начале 90-х годов. Однако ввиду того, что самолёт к этому времени морально устарел, его нельзя назвать удачной машиной. В конечном итоге, Ил-38 так и не смог решить всех потребностей флота в мощном противолодочном самолёте.

Заключение

В настоящее время Ил-38 находится на вооружении ВМФ России. Однако ввиду того, что разработан он был ещё в начале 60-х, моральное устаревание самолёта всё же постепенно берёт своё. В этой связи уместно сделать вывод, что скоро (в пределах 10-15 лет) противолодочный самолёт Ил-38 будет заменён другими, более современными моделями.

Самолёт Ил-38 – гроза подводных лодок

Пассажирский лайнер Ил-18 разработки конструкторского бюро Сергея Ильюшина стал удачной и долговечной машиной. Однако базовую модель «пережили» военные модификации. К ним относился не только самолёт радиоразведки Ил-20.

Пассажирская машина стала основой для противолодочного самолёта Ил-38. Разработанный ещё в 60-е годы, как ответ на растущую мощь подводных ракетоносцев, Ил-38 и в 21 веке не утратил значения. Машины остаются на вооружении, проходят программы модернизации. И, вместе с самолётами дальнего действия Ту-142, остаются основой противолодочной обороны.

История создания

В 50-е годы в США развернулась масштабная программа строительства атомных субмарин, вооружённых баллистическими ракетами. Первоначально было решено, что нивелировать угрозу должен советский флот. Однако у военно-морских сил не было достаточного количества кораблей для наблюдения за всеми возможными территориями. А возможности развернуть систему гидроакустического наблюдения Советский Союз не имел. В итоге было решено опереться на авиацию. КБ Сергея Ильюшина получило задание на разработку противолодочного самолёта летом 1960 года.

По проекту, будущий Ил-38 должен был иметь возможность трёхчасового патрулирования на удалении от базы свыше 2000 км. Из соображений экономии самолёт решили строить не с нуля, а на основе существующих. В данном случае на роль «основы» подходил лайнер Ил-18, конкретнее – его модификацию улучшенной компоновки Ил-18В.

Уточнённое техзадание утвердили весной 1961 года, а первые прототипы, пока ещё без спецоборудования, требовалось построить к 1962 году. Что касается оборудования, то в 1961 году состоялась только защита проекта поисковой системы, и её оценили, как очень перспективную.

Первоначально Ил-38 хотели использовать, как многоцелевой самолёт, вооружённый противокорабельными ракетами и способный выполнять разведывательные задачи, однако против этого возразили сотрудники КБ.

По их мнению, установка подкрыльевых узлов подвески вооружения недопустимо увеличила бы нагрузку на крыло. А установка аппаратуры радиоразведки приведёт к тому, что самолёты и экипаж будут выполнять самые различные, но не «противолодочные» функции. А окончится износом машин и потерей экипажами квалификации. В итоге Ил-38 было решено оставить чисто противолодочным самолётом, вооружённым минами и торпедами.

Первый полёт Ил-38 с экипажем, во главе которого находился Владимир Коккинаки, состоялся раньше срока – осенью 1961 года. В ходе заводских испытаний, продолжавшихся до лета 1962 года, совершили 77 полётов, налетав при этом 135 часов. Осенью 1962 года взлетел второй прототип, тоже пока ещё без спецоборудования. К этому времени система «Беркут» всё ещё проходила испытания на борту летающих лабораторий на базе Ил-18. И даже не вся система полностью, а только отдельные её узлы.

Так получилось, что хотя сам самолёт и взлетел с опережением графика, испытания бортовых систем начали, опоздав почти на год. Полёты в 1964 году выявили, что «Беркут» по прежнему нуждается в серьёзной доводке.

Государственные испытания самолёта прошли в 1965 году. Ил-38 решили пригодным для запуска в серию, но не для принятия на вооружение. Со вторым пунктом решили повременить, пока не будет повышена надёжность системы «Беркут». В итоге противолодочный самолёт стал в строй только в 1969 году.

Конструкция

Противолодочный самолёт Ил-38 – моноплан с низким расположением крыла и четырьмя турбовинтовыми двигателями. От базового Ил-18 боевая машина несколько отличатся – например, крыло пришлось сдвинуть вперёд. В передней части фюзеляжа находится герметичная кабина. Там – места лётчиков, бортинженера, штурмана и радиста.

В задней части кабины – аппаратура системы «Беркут» и места для её двух операторов, причём сидят они спиной по направлению полёта. Вход в кабину производится через люки в полу, в случае аварийного приводнения используются люки в крыше и борту. Под фюзеляжем Ил-38 находится обтекатель РЛС.

За гермокабиной находятся 2 бомбоотсека, в которых подвешиваются мины, торпеды и буи. Над передним отсеком установлены 2 топливных бака мягкого типа. Позади бомбоотсеков находится вспомогательное оборудование – кислородные баллоны, аккумуляторы, ВСУ и спасательный плот.

На центроплане крыла Ил-38 установлены мотогондолы и опоры шасси, между лонжеронами крыла находятся топливные баки.

Крыло оснащено двухщелевыми закрылками и элеронами, по носку крыла проходит противообледенительная система (электрическая). Оперение – однокилевое, цельнометаллическое. Трёхстоечное шасси убирается с помощью гидропривода, тормозами (дисковыми) оснащены только основные стойки.

Читать еще:  Средства защиты. Баллистический шлем

Турбовинтовые двигатели АИ-20М оснащены 4-лопастными винтами изменяемого шага, в крейсерском режиме моторы развивают мощность по 2700 л.с. Автоматическая система пожаротушения борется с возгораниями в мотогондолах или в отсеке вспомогательной силовой установки. На случай пожара в кабине экипажа находятся 2 огнетушителя. Система управления самолёта – механическая, с использованием жёстких тяг. К рулям высоты, направления, и элеронам параллельно подключены рулевые машины автопилота АП-6Е.

«Сердцем» системы «Беркут» была центральная вычислительная машина ЦВМ-264. Она могла управлять полётом и обрабатывать данные, полученные от радара и буёв. Автоматически производились сопровождение цели и сброс оружия. Для обнаружения лодок на Ил-38 устанавливалась панорамная РЛС, а буи использовались 3 моделей – РГБ-1 – пассивный, ненаправленного действия. РГБ-2 – тоже пассивный, но уже направленный. Буй РГБ-3 дополнительно имел активный режим работы.

Для Ил-38 была разработана самонаводящаяся торпеда АТ-2, наводящаяся по акустическому сигналу. Возможно применение противолодочных бомб калибром до 120 кг, в том числе корректируемых.

Эксплуатация

Подготовка экипажей для Ил-38 началась ещё в 1967 году – до принятия самолёта на вооружение. А с 1968 года противолодочные самолёты стал получать Северный флот. Сама машина, будучи построена на удачной и отработанной платформе, нареканий не вызывала. К сожалению, того же нельзя было сказать об оборудовании. Система «Беркут» по-прежнему отличалась ненадёжностью – на неё приходилось до 60% всех отказов. А вычислительная машина комплекса до отказа работала всего 6 часов.

Из буёв РГБ-1 в 1969 году забраковали 20%, а буи РГБ-2 оказались настолько незащищёнными от помех, что в ряде случаев истинная цель вообще не распознавалась.

Но эти проблемы постепенно решались. Хуже было другое – когда Ил-38 проектировались, ожидалось, что субмарины-ракетоносцы будут действовать в прибрежных районах. Это не подтвердилось, а после принятия на вооружение ракет с большей дальностью пуска лодки удалились от берегов настолько, что «тридцать восьмой» следить за ними уже не мог.

В период с 1970 по 1972 годы больших успехов в обнаружении и наблюдениями за субмаринами достигла эскадрилья особого назначения, базировавшаяся в Египте (тогда – ОАР). После вывода эскадрильи из Египта самолёты Ил-38 летали над Индийским океаном, взлетая из Йемена и Эфиопии. А полёты над Средиземным морем удалось продолжить, договорившись с Ливией.

После развала Советского Союза часть противолодочных полков и эскадрилий расформировали. Количество вылетов и частота обнаружения субмарин постоянно сокращались. Ситуация начала меняться к лучшему только в 21 веке, когда оставшиеся Ил-38 стали модернизировать, оснащая комплексом «Новелла». В 70-х годах партия «тридцать восьмых» была продана Индии. В 90-е годы они прошли модернизацию и получили индекс Ил-38SD.

Лётно-технические характеристики

Ил-38 часто сравнивают с американским самолётом «Орион», находящимся на вооружении с начала 60-х годов. Сравнение не очень точное, но более близкого зарубежного аналога у отечественной машины нет.

Ильюшин Ил-38

Ил-38, который по кодификации НАТО получил название May, – противолодочный советский самолет разработки ОКБ Ильюшина. Базой для его создания послужил пассажирский Ил-18В. Предназначение самолета заключалось в самостоятельном или совместном с противолодочными кораблями поиске подводных лодок и их уничтожении, для осуществления морской разведки, выполнения поисково-спасательных операций.

История Ил-38

Начало проектирования противолодочного самолета Ил-38 датируется 18.06.1960, когда вышло постановление СМ СССР, поручавшее разработку аппарата ОКБ-240 ГКАТ. Еще до этой даты определились с базовой моделью, с которой будет вестись проектирование. Ею стал хорошо зарекомендовавший себя Ил-18В. Хотя альтернативы как таковой на то время не существовало, а постройка самолета с нуля требовала огромных капитальных ресурсов и большого количества времени.

Тактико-технические требования к новой противолодочной машине были утверждены главнокомандующим ВВС 4.05.1961.

Завершение постройки первых экземпляров Ил-38 без специального оборудования наметили на второй и четвертый кварталы 1962 г.

В ОКБ-240 в 1961 году защитили эскизно-технический проект противолодочного самолета Ил-38, имеющего в составе оснащения поисково-прицельную систему «Беркут».

На защите было сказано, что в основном регионом применения Ил-38 станут акватории Норвежского моря для обнаружения ПЛАРБ. К сожалению, самолет не имел достаточного оснащения для применения его в арктических условиях северных морей.

Ил-38 видео

Самолет проектировался в период, когда практически все военные летательные аппараты (разведчики, бомбардировщики, перехватчики и т.д.) комплектовались оборонительным вооружением. Это давало возможность создать иллюзию неуязвимости и повышало шансы успешного завершения выполняемой операции. Но на Ил-38 места под оборонительное вооружение не выделили. Ильюшин решил, что установка даже самой обычной кормовой турельной пушечной установки весом 1,5-1,8 т потребует увеличения числа экипажа, наличия радиолокационного прицела, который вместе с весом самого оружия существенно увеличит взлетную массу самолета, что, несомненно, скажется на ухудшении ЛТХ.

Самолет Ил-38 впервые был поднят в небеса летчиком-испытателем В.К. Коккинаки 27.09.1961.

По сравнению с базовым Ил-18В, самолет претерпел множество доработок и изменений.

В фюзеляже выделили два обогреваемых отделения для расположения буев, торпед и бомб, суммарной массой до 5370 кг.

Крыло переместили на 3 м вперед и изменили конструктивное наполнение.

В фюзеляже поместили дополнительный бак для топлива.

Разъединили управление двигателями и самолетом.

Внесли существенные доработки в конструкцию многих систем.

В мае-июне 1962 г. в Москве проходила оценка макета самолета Ил-38, оснащенного РЛС «Беркут». Главным стало заключение о том, что противолодочный самолет полностью соответствует заданным тактико-техническим характеристикам и аппаратура системы «Беркут» размещена удобно. Основной проблемой оставалось оснащение самолета противолодочным комплексом. Институт, разрабатывавший систему «Беркут», раньше не сталкивался с подобными заданиями, а специализировался лишь на создании радиотехнических средств.

Госиспытания Ил-38 с бортовой РЛС «Беркут» проводились с 6 июня по 15 декабря 1965 г. вблизи Феодосии, совершено 87 полетов длительностью свыше 287 часов. Самолет выдержал программу испытаний, и 17.01.1969 Ил -38 с ППС «Беркут» приняли на вооружение ВМФ СССР.

Серийный выпуск противолодочных самолетов Ил-38 начался в 1967 году и продолжался до 1972 г. За это время было построено 65 аппаратов, что в 4 раза меньше заявленной потребности того времени.

Конструкция Ил-38

Фюзеляж самолета имеет длину 40,07 м. Длина хвостовой балки с немагнитной и металлической частью – 5,6 м. Диаметр фюзеляжа – 3,5 м. Переднюю часть занимает кабина экипажа. Ее площадь составляет 28 м 2 . Экипаж состоит из семи человек: командира корабля, его помощника, штурмана-оператора, штурмана-навигатора, штурмана-оператора СПИИУ, радиста и бортинженера.

Выпуск и убирание шасси, поворот переднего колеса, закрытие и открытие грузолюков, торможение колес – все это выполняется при помощи гидро-азотной системы. На самолете установлена также азотная система, за счет которой происходит аварийное торможение, аварийное флюгирование винтов и т.д.

Ил-38 имеет в расположении систему кондиционирования, предназначение которой состоит в наддуве, вентиляции и отоплении гермокабины. Особенность данной системы заключается в отборе воздуха от компрессоров двигателей.

В состав силовой установки самолета входят четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М и воздушные винты АВ-64. До того момента, как Ил-38 поставили на вооружение, его снабжали дополнительной системой автоматического флюгирования, что повышало безопасность полета. Пуск моторов можно произвести через внешние аэродромные источники электроэнергии или при помощи турбогенераторного оборудования ТГ-16, которое поместили в хвостовой части фюзеляжа. Главным минусом силовой установки, применяемой на Ил-38, стало большое количество времени, требуемое на прогрев двигателей (до 10 мин.).

ППС «Беркут», которая размещалась в составе оборудования самолета, была разработана, опираясь на многие научные достижения 50-х и 60-х годов прошлого века. В состав этой эргастической автоматизированной системы входят радиоакустические буи (сбрасываемая составляющая) и бортовая аппаратура.

Бортовое оборудование представлено радиолокационной станцией, самолетным приемоиндикаторным устройством СПИУ, цифровой вычислительной системой ЦВМ, блоком связи с ЦВМ, панелью географических координат ПГК, пультом ввода данных ПВД, и т.д. К исполнительным и индикаторными устройствам относят пилотажно-навигационную систему Путь-4Б-2К, АРК-Б, АП-6Е, пульты управления выбрасывания средств поражения и поиска, световые табло.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: