54 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Истребитель 6 поколения, российский самолет МиГ-50, чем отличаются от современной авиации, особенности конструкции и скорость, перспективы БПЛА

Россия: каким будет истребитель 6-го поколения

В ожидании будущего – Россия занялась проектирование истребителя 6-го поколения. Российский производитель радиоэлектронного оборудования «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет разработки для боевого самолета шестого поколения, сообщил замгендиректора концерна Владимир Михеев. По его словам, речь идет о двух версиях самолета: пилотируемого и беспилотного.

О том, что российские авиаконструкторы приступили к разработке самолета шестого поколения, стало известно в августе 2013 года. В июле прошлого года Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщили — предприятие рассчитывает, что первый отечественный образец боевого самолета шестого поколения будет создан примерно во второй половине 2020-х годов.

В США сейчас истребители шестого поколения разрабатывают компании Boeing и Lockheed Martin. Ожидается, что в 2030-х годах эти машины придут на смену самолетам пятого поколения F-22 Raptor, находящимся на вооружении ВВС США, и палубным истребителям 4-го поколения ВМС F/A-18E/ F Super Hornet.

Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час). Пилотирование аппарата должно быть опциональным.

В канун открытия международного аэрокосмического салона МАКС-2013 в подмосковном Жуковском бывший главком Военно-Воздушных сил Петр Дейнекин подтвердил, что в России начата разработка истребителя 6-го поколения. Не раскрывая сроков его появления и технических характеристик, генерал подчеркнул, что эта машина станет беспилотной.

Пикантность и американских, и российских оценок состоит в том, что ни та, ни другая сторона так до конца не понимает, что именно хочет получить в итоге. Это очень отчетливо видно вокруг двух машин 5-го — самого последнего поколения авиационной техники F-22 Raptor и Т-50. Российские специалисты, не скрывают, что Т-50 квинтэссенция всего современного, что есть в российской боевой авиации. Это, прежде всего, самая совершенная на сегодняшний день аэродинамическая схема, фюзеляж с большим использованием композитных — радиопоглощающих материалов (технология СТЕЛС).

По словам конструктора Т-50 Александра Давиденко, доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%. По поверхности самолета — 70%. По его словам, широкое применение композитов в конструкции самолета позволило снизить его массу, а также существенно облегчить подготовку серийного производства.

«Благодаря применению композитных материалов существенно сократилось количество деталей: по сравнению с самолетом Су-27 количество деталей уменьшилось в четыре раза, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА конструктор. — Это же позволило существенно снизить радиолокационную заметность самолета».

В КБ «Сухого» говорят о «беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной «заметности» машины. Эффективная площадь отражающей поверхности у него равна 0,5 кв.м (у Су-30МКИ — 20 кв.м). Для понимания это означает, что на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Т-50 в 40 раз меньше. Это соответствует показаниям F-22.

Кроме того, в Т-50 стоит новейший радар на основе активной фазированной решётки позволяющий обнаруживать цели на земле, в воздухе и на воде и одновременно наводить на них весь спектр современного высокоточного оружия. Двигатель 117С позволяющий иметь крейсерский сверхзвуковой полет, а также сверх маневренность истребителя в воздушном бою. И, наконец, бортовая электроника, позволяющая интегрировать истребитель в цифровую — ситецентрическую систему ведения боевых действий.

Набор этих факторов радикально отличает Т-50 от истребителей предыдущего 4-го поколения: Су-30, Су-35. И позволяет говорить, что в России создан истребитель 5-го поколения. Его испытания только идут. Принятие на вооружение первой серийной машины ожидают не раньше 2016 года.

На этом фоне разговоры о новом — 6-м поколении выглядят хоть и жизнеутверждающими, но мало объяснимыми. Какие именно требования предъявляют российские военные к истребителям следующего поколения неизвестно. Собственно и с пятым, пока, не все ясно — машина проходит испытания. Многие из задуманных для нее систем еще не готовы. Пять истребителей Т-50 проходящих испытания всего лишь прототипы. На каждом из них разный набор оборудования. Каждый рассчитан под проверку тех или иных параметров.

Каким будет конечный — серийный вариант не знает ни кто. Тем более, как отмечает источник телеканала ЗВЕЗДА в авиационной отрасли, что по тому же Су-35 можно судить, как долго может идти этот процесс.

«Военные постоянно меняют техзадание пытаясь получить «идеальный» самолет для непонятно каких условий применения», — говорит источник издания. Президент, генконструктор ОАО «РПКБ» Гиви Джанджгава, где была создана бортовая электроника истребителей Су-30, Су-35 и Т-50, согласен, что будущее боевой авиации за беспилотными авиационными комплексами. Причем многое, что должно быть в них быть реализовано уже создано и используется в российских истребителях.

По заверениям разработчиков, Т-50 — практически робот. По всему фюзеляжу истребителя размещено несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает реальному пилоту несколько вариантов действий.

Современные российские боевые самолеты могут совершать автономный полет с изменением высоты и огибанием рельефа местности. Позволяя пилоту сконцентрироваться на обнаружении и уничтожении целей. При этом, машина не позволит летчику применить оружие, если его действие может повредить сам истребитель. Бортовой компьютер может решить и другую задачу — корректирует ошибки пилотирования не давая летчику выйти на критические режимы, при которых машина может свалиться в неконтролируемый штопор. Ну и наконец, при потере пилотом способности управлять самолётом в случае ранения или потери сознания, автоматически его катапультировать.

По словам Джанджгавы, все это как раз элементы 6-го — беспилотного-роботизированного поколения авиатехники. Но вот стоит ли идти дальше? Конструктор согласен, что робот лучше человека. Подготовка пилота занимает годы и требует миллионных расходов. Его потеря серьезный удар по боеготовности армии. К тому же человек может заболеть, испытывать психологические трудности и в итоге оказаться неспособным выполнить боевую задачу. Робот готов воевать всегда и в любых условиях. Но так ли это?

Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежка — конструктор работающий над созданием российских беспилотных летательных аппаратов, в том числе и стратегического назначения, говорит, что «Ахиллесова пята» всех беспилотниуков в том, что они не способны по ходу выполнения боевой задачи вносить корректировки в программу полета в зависимости от изменения ситуации.

Американского робота MQ-1 Predator готовят к вылету несколько месяцев. Если в ходе проведения боевого задания, что-то пойдет не так, машину тут же вернут на базу. Многомесячный труд сотен людей планировавших, готовивших боевой вылет специалистов оказывается пустым. Собственно так же как и не выполненной боевая задача.

В тоже время летчик-испытатель Михаил Беляев уверен, что строевой летчик напротив способен не только адекватно оценивать изменение боевой ситуации, но и самостоятельно принять решения для выполнения поставленных перед ним задач. И несмотря ни на что выполнить их.

Еще один нюанс — гиперзвук. До последнего времени его считали чуть ли не главным условием самолетов будущего. Но вот парадокс, главком ВВС России Виктор Бондырев рассказывая о перспективном стратегическом бомбардировщике, по мнению экспертов, он должен был быть гиперзвуковым, вдруг огорошил всех заявлением, что машина будет дозвуковой. И это при том, что предыдущий российский бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» летает со скоростями в 2 тыс. км/ч и может подниматься в ближний космос.

Ответ, почему ВВС хотят дозвуковой самолет прост. Во-первых, он стоит в производстве и эксплуатации несоизмеримо дешевле сверхзвуковой и тем более гиперзвуковой машины. Кроме того, в современных условиях ему необязательно покидать территорию собственного государства для того чтобы нанести удар по целям в другом полушарии земли. Это могут сделать дальнобойные крылатые ракеты. Например, такие как Х-101 и Х-555. Дальность их полета от 3 до 5 тыс. км. Или те, что придут им на смену.

Глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов говорит, что испытания новых ракет для ПАК ДА начались уже в этом году. По некоторым данным все они будут гиперзвуковыми.

Собственно в истребительной авиации та же тенденция. F-22 имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами не входя в зону действия систем ПВО противника и прямое соприкосновение с его истребителями.

Летчик-испытатель истребителя Т-50 Сергей Богдан говорит, что истребитель 6-го поколения если и появится в России то не ранее, чем через 15 лет. «Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но все равно, от истребителя 4-го поколения до поколения 5-го прошло 35 лет», — объясняет он. При этом, перспективные самолеты действительно будут беспилотными, уверен Богдан, но «пилотируемая авиация еще будет жить долго».

«От человека, пока, не отказываются, — замгендиректора концерна КРЭТ Владимир Михеев. — Минобороны только формирует техническое задание на этот самолет». Концептуальные споры конструкторов и пилотов отражают главное — никто, пока, толком не знает каким именно должен быть и какими свойствами обладать истребитель 6-го поколения.

Эта тенденция присутствует и в оценках сегодняшнего 5-го поколения. F-22 создавался в пику холодной войны США и СССР. В ситуации, когда две сверх державы готовились к тотальному уничтожению друг друга. Достичь его можно было только технологическим превосходством.

Читать еще:  Гусар, русский парадный мундир, про усы, костюм, шапку, форму и одежду, время расцвета и забвенья, вооружение и дисциплина

Но вот незадача, первый «Raptor» увидел «свет», когда и Москва, и Вашингтон решили, что они партнеры, а значит, глобальной войны между ними не будет. В итоге, программу закупок F-22 из-за стоимости сократили на две трети. Российское Минобороны так же не планирует массовых закупок Т-50, предпочитая покупать «старые», но технологически вылизанные, понятные в плане боевого применения, истребители поколения «4++»: Су-35 и МиГ-35. Аналогичная тенденция и в ВВС США.

Что же до 6-го поколения, то его судьба во многом связанно с появлением в мире соответствующего противника. Это может быть и новый истребитель Китая, превосходящий по своим характеристикам F-22 или Т-50, или какие либо инопланетные захватчики со своими летающими тарелками. И то и другое мало вероятно. Поэтому и Москва и Вашингтон еще долго будут думать над целесообразностью выделения гигантских сумм на разработку самолета, для которого банально нет боевых задач и что самое важное достойного противника.

Истребитель шестого поколения: фантастика или реальность?

Сегодня боевая авиация является важнейшим фактором, во многом определяющим исход любого военного конфликта. Большинство экспертов считает, что подобная картина сохранится и в ближайшем будущем. Победу в предстоящих войнах будет одерживать сторона, обладающая более совершенными и многочисленными военно-воздушными силами. Их важнейшим компонентом является истребительная авиация.

Истребители принято делить на поколения в зависимости от их летно-технических характеристик, определяющих совокупность признаков и особенностей каждого летательного аппарата. На сегодняшний день различают пять поколений истребителей, причем серийный выпуск машин пятого поколения смогла наладить только одна страна мира – США. И в гонке за пятое поколение американцы пока лидируют с очень значительным отрывом, хотя работы по созданию истребителя нового поколения активно ведутся и в России, и Китае, и в Японии.

Следует отметить, что большинство военно-воздушных сил мира по сей день отлично обходятся машинами предыдущего, четвертого поколения, вполне способными решать основные задачи авиации в современной войне. А страны победнее до сих пор используют и более старые самолеты.

Поэтому дискуссии об истребителе шестого поколения пока что выглядят в какой-то мере спекуляциями. СМИ время от времени публикуют материалы (и даже фото) новых боевых машин, разработки которых будто бы идут полным ходом. Обычно в подобных статьях приводятся обрывки высказываний высокопоставленных лиц Пентагона или российского Минобороны. Описание же самих летательных аппаратов напоминает сценарий фантастического фильма: гиперзвук, искусственный интеллект, лазерное оружие.

Пока военные эксперты не могут внятно ответить на вопрос: для чего нужно это самое шестое поколение? Какие задачи будут выполнять эти истребители? Какие новые тактические приемы будут им по силам?

Появление истребителей каждой новой ступени было связано со значительным повышением уровня развития мировой авиационной науки и техники. Самолеты новой генерации обладали революционными боевыми возможностями, что позволяло военным осваивать новые тактические приемы и получить значительные преимущества перед противником. Ввод боевых машин нового типа происходил примерно в одно и то же время в разных странах, конструкторы использовали в целом сходные технические решения и похожие материалы.

Следует отметить: создание истребителя нового поколения – безумно дорогое занятие. Стоимость одного серийного F-22 Raptor составляет 146,2 млн долларов, а в целом на программу создания этого самолета американцы потратили почти 67 млрд долларов. На планете очень мало государств, способных позволить себе такие траты.

Прежде чем перейти к описанию возможных характеристик истребителя шестого поколения, следует сказать несколько слов о пяти предыдущих поколениях и о критериях, на которых основана эта градация.

Поколения истребителей

Существует несколько классификаций поколений истребителей, и единого соглашения по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:

Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е и в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения – дозвуковые истребители, без бортовых радаров, оснащенные только радиоприцелами. Еще одним характерным признаком поколения является прямое крыло. Типичными представителями этой группы машин являются Мессершмитт Me.262, Де Хэвиленд Вампир, Як-15, МиГ-9.

Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х и в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета, наличие радара, стреловидное крыло, ТРД с форсажной камерой, значительная высота полета. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15, МиГ-17, F-86 Сэйбр, Дассо Мистэр. Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-е.

Третье поколение. Самолеты этого поколения могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух» и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем. Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы являются советский МиГ-21 и американский истребитель F-4 Phantom. К ней относятся и такие машины, как МиГ-23, французский Mirage F1 и шведский Viggen.

Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ, двухконтурным двигателем, управляемым вооружением и совершенной авионикой. Истребители четвертого поколения обладают значительно более высокой маневренностью по сравнению с машинами третьего поколения, они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности. Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Дебют этих машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27. Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.

Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за распада СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения: F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году) и F-35 Lightning II (2015 год). Российский истребитель ПАК ФА уже много лет находится на этапе испытаний, разработки в этом направлении ведутся в Китае и Японии. Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются: широкое использование стелс-технологий, оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой, сверхманевренность, способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа, новые системы управления самолетом и вооружением.

Каким будет истребитель шестого поколения

Современные истребители четвертого поколения вполне способны решать большинство задач авиации на поле боя, а после модернизации смогут дать бой даже самолетам пятого поколения. Какими же характеристиками должна обладать машина шестого поколения, чтобы оправдать ресурсы, потраченные на ее разработку?

Вероятно, она будет еще менее заметнее для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого истребитель будет оснащены двигателем с отклоняемым вектором тяги.

Скорее всего, предстоит отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает эффективную площадь рассеяния (ЭПР) летательного аппарата, а, кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом все чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.

Наглядной иллюстрацией этой тенденции является самолет проекта F/A-XX, разрабатываемый компаний «Боинг». Эскизы этой машины были показаны общественности в 2008 году.

Компоновка машины 6 поколения

Скорее всего, истребители следующего поколения будут иметь необычную компоновочную схему. «Летающее крыло» уже давно перестало быть новинкой, однако вероятно, мы увидим самолеты еще более диковинной внешности. В середине 90-х годов корпорация «Боинг» разработала прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика Bird of Prey («Хищная птица»). Данный летательный аппарат был построен по схеме «утка», однако не имел ПГО, функции которого выполнял несущий фюзеляж. Такая форма самолета обладала всеми преимуществами схемы «утка» и позволила избежать свойственных ей недостатков.

При создании Bird of Prey были использованы новейшие технологии и материалы, включая 3D-печать.

Еще одним прототипом истребителей будущего стал американский ЛА X-36, первый полет которого произошел в 1997 году. Этот летательный аппарат будто бы взят из реквизита для очередного сиквела «Звездных войн». Машина не имеет вертикального оперения, оснащена двигателями с управляемым вектором тяги, форма этого ЛА делает его минимально заметным на экранах радаров. Именно малозаметность на нынешний момент является одним из основных средств защиты для истребителей и главным залогом их выживаемости.

Правда, стелс-технологии нередко приводят к ухудшению летных качеств самолетов и всегда резко повышают цену производства ЛА и его эксплуатации.

Летные характеристики истребителя 6 поколения

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, эта функция сохранится и у самолетов следующего поколения. Вероятно, их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.

Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны и нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать в какой-то мере собственным интеллектом. Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.

Читать еще:  Русские в Сирии. Военные советники

Современные беспилотники в большинстве своем также управляются человеком, это происходит дистанционно. Если говорить о беспилотном истребителе, то он должен уметь действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Сегодня складывается ситуация, когда бортовой компьютер управляет уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения. Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу и посадит на ВПП.

Все это приводит к вопросу целесообразности присутствия человека в кабине.

27 июня 2020 года в университете Цинциннати (США) был проведен интересный эксперимент. На авиационном симуляторе сошлись опытный пилот и компьютер. Машине противостоял полковник ВВС США в отставке Джин Ли Фокус. Летчик ни разу не смог победить компьютер. Позже полковник отметил, что его электронный противник демонстрировал более быструю реакцию и всегда выбирал агрессивную и наиболее эффективную тактику боя.

Мозг человека может обрабатывать лишь ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. Сюда следует добавить и физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем способен пережить человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных машин.

Правда, существует существенный моральный аспект: готовы ли мы делегировать право убивать людей неодушевленной машине? Тем не менее, как показывает новая и новейшая история, военные не слишком «заморачиваются» вопросами морали, так что когда ИН будет действительно готов взять на себя управление истребителем, то профессия пилота-истребителя сразу окажется пережитком прошлого.

Будет ли самолет шестого поколения оснащен лазерным оружием? Если судить по последним разработкам в этой области, то вряд ли. Современные лазеры слишком громоздки и маломощны, чтобы установить их на истребитель. Но не исключено использование вспомогательных лазерных бортовых систем — для целеуказания, обороны и т.д.

Новейший истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть единой информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции явно станет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв, пока не накопилось. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут прогрессировать быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.

Истребитель 6 поколения: особенности и возможные прогнозы

Для начала хотелось бы немного рассказать о том, что такое «поколение». В мире авиаконструкторов «поколение» означает некий набор характеристик, которым должны отвечать самолеты, чтобы выполнять определенные функции на поле боя. Большинство стран сегодня обладают технологиями серийного производства самолётов 4++ поколения. Этому поколению уже десятки лет, и «+» означает глубокую модификацию. Это самолеты максимально приближенные по своим характеристикам к 5 поколению, поэтому их характеристики рассматривать мы не будем. Что же до истребителей 5 поколения, то они пока что стоят только на вооружении у США. Многие верят в сказки о том, что 4++, особенно российский истребитель, может спокойно сбить новенькие «Рапторы». Если посмотреть на результаты тестов, то действительно, в ближнем бою наши 4++ легко сбивают истребители Штатов, за счет превосходящей маневренности. Однако многие забывают, что современный истребитель не вступает в ближний бой, а всячески его избегает. Это связано с тем, что защита кроется не в маневренности, а в превосходящей технологии стелса. По статистике тот, кто первый обнаружит врага и вступит в бой, выйдет из него победителями, поэтому «Раптор» превосходит все 4++ из-за более современной электроники, позволяющей подобраться к противнику незаметно.

Предыдущее поколение

Что же такое самолет 5ого поколения? Что умеет американский Ф-22, и что в скором будущем сможет Су-57? Требования к этой машине были сформированы еще в 1981 году, одновременно в США и СССР. Истребитель должен:

  • иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость;
  • быть малозаметным для радаров;
  • сам обладать сверхсовременным радаром;
  • нести современное вооружение.

Такой самолет уже не просто истребитель. Это многофункциональной авиационный комплекс, который может выполнять множество функций, как штурмовика, так и противокорабельного бомбардировщика. Может вести разведку, наводить другие самолеты на цели, атаковать с 400км и все это под прикрытием стелса. Несмотря на то, что существование подобной машины уже звучит как нечто футуристическое, требования к 6 поколению в скором времени будут разрабатываться в конструкторских бюро США. Учитывая какое время уходит на создание новых самолетов, это выглядит вполне логичным.

6 поколение

Что же может быть в этом списке требований? Начнем с очевидного.

  1. Каждый истребитель нового поколения летает все быстрее без форсажа. Возможно, в будущем будут разработаны принципиально новые двигатели, поэтому истребитель 6 поколения легко преодолевать два-три маха;
  2. Возможно, шестому поколению придется выходить из атмосферы, что создаст потребность в двигателях, способных преодолевать первую космическую скорость (7,9 км/с). Возможно, для подобных маневров понадобятся отдельные разгонные блоки;
  3. Также однозначно изменится конструкция планера. Уже сейчас конструкторы думают об отсутствии необходимости устанавливать вертикальное оперение. Так как воздушный бой сейчас проходит на запредельных углах атаки, и этот тренд скорее всего сохранится, то вертикальное оперение теряет всякий смысл;
  4. Сокращение площади самолета – это мечта любого конструктора. Меньше площадь – меньше шанс, что радар его заметит. Уже сейчас мы можем видеть ряд, пусть и творческих работ, но не нарушающих законов физики и аэродинамики, на которых нет вертикального оперения.

Одна из основных отличительных черт новых истребителей — это переработанная электроника. Стелс технология и АФАР — это визитная карточка 5 поколения и основное отличие от 4++, которые Россия имеет на вооружении. Даже сейчас установка таких систем на самолет — это очень дорогостоящая процедура и поистине венец творения инженеров. С помощью такой системы истребитель может начинать ведение 30 целей уже на 380км. Скорее всего в будущем эти цифры увеличатся. Возможно, истребителям 6 поколения не нужно будет покидать границы авиабазы. Просто взлетать, находить цели в нескольких километрах, выпускать ракеты и спокойно садится обратно. Конечно, это немного преувеличенно, но суть обновления ясна.

Интересным изменением может стать система вооружения. Уже сейчас есть перспективные образцы лазерного вооружения для авиации и флота, а также так называемых рельсотронов — пушек, способных разгонять снаряд магнитным полем, вместо порохового заряда. Пока что такая пушка может быть установлена только на корабль, но в будущем сможет заменить авиапушки для ближнего боя, при условии что функция штурмовика останется актуальной через десятилетия. Что же до лазерного оружия, то есть реальные прототипы как для атаки, так и для защиты от ракет. Нужно понимать, что настоящее лазерное оружие не имеет ничего общего с киношным, поэтому ждать «звездных войн» и «стар трека» конечно не стоит. Еще долгое время ракеты будут основой противостояния в воздухе, как когда-то были авиапушки, поэтому для конструкторов будущего важной задачей будет создание вооружения под стать истребителю 6 поколения.

Будущее пилотов

Теперь перейдем к самой важной системе, которая в будущем безусловно подвергнется большой переработке, так называемый «второй пилот». Искусственный интеллект самолета, который помогает пилоту управлять машиной.

Истребитель шестого поколения будет обладать продвинутым ИИ, без сомнения, но кто должен управлять истребителем в будущем? Пилот в компании продвинутого ИИ, способного не просто на машинные вычисления, а на серьезную помощь в принятии решений, и, возможно, на принятие управления на себя, если вдруг с пилотом что-то случается или он катапультируется. Что же до полного отсутствия пилота, то такой вариант был бы очень предпочтителен для многих. Вопрос лишь в том, смогут ли инженеры будущего создать ИИ-воина — пилота, способного превзойти современных асов.

Несмотря на астрономические стоимости современных истребителей ( «Раптор» обойдется в 150млн. Долларов), самой ценной частью самолета является его кабина, потому что там находится пилот. Обучить пилота, способного выделывать фигуры высшего пилотажа и применять продвинутое вооружение и электронику в бою, стоит больших денег и много времени. Время тут будет самым важным. Потеря пилота — это трагедия не только для его семьи, но и для вооруженных сил государства, ведь заменить его можно будет лишь через десятилетие, в лучшем случае.

В случае с ИИ при потере самолета нужно будет лишь пойти на склад с самолетами, загрузить в новенький Су-157 пилота и готово. Если вам знаком сериал «Звездный крейсер Галактика», то вы в курсе, что в этом сериале разум пилотов-роботов возвращался в центральную базу данных и загружался в новое тело, вместе со всем опытом и сражениями, которые они пережили за время своего существования. Представьте пилота со 100-летним опытом пилотирования и миллионами часов за штурвалом, способного адаптироваться к новым приборам и конфигурациям истребителей за время загрузки обновления для своей операционной системы.

Читать еще:  Меркурий планета, расстояние до Солнца, размеры и масса, радиус и диаметр, орбита, скорость и спутники, какого цвета поверхность, есть ли атмосфера

Вряд ли это будет реализовано в 6 поколении, все же подобные технологии не появятся в ближайшие десятилетия, а ведь «шестерку» стоит ожидать в 2040-50 годах, если брать в расчет время разработки нового поколения. Что же до более реальных модификаций кабины пилота, то ее можно будет сделать гораздо больше. Размером с дом или квартиру. Как? Просто вернув пилота с небес на землю. Возможно 6 поколение будет управляться с земли, как более современная и совершенная версия дрона. Это также поможет сохранять жизни пилотов, уводя их с линии фронта. Однако это станет возможным, только если повысить отдачу при пилотировании с дистанции. Необходимо создать нейроборудование, чтобы пилот мог чувствовать себя как в небе, иначе это будет просто дорогущий дрон, легкая цель для предыдущего поколения летательных машин.

Подобное решение откроет новые двери конструкторам. Планер без кабины пилота означает серьезное облегчение всего истребителя. Скорость теперь может быть ограничена лишь фантазией конструкторов и наличием нужных материалов и технологий для создания двигателя. Также это позволит умелым пилотам, не способным физически управлять самолетом из-за перегрузок, встать на защиту родины.

В заключение соберем все вместе. Что же нам готовит 6 поколение? В будущем нас ждет истребитель способный летать со скоростью нескольких махов и возможностью выходить в космос. Боевая машина будет по-прежнему использовать ракеты, но возможно, арсенал будет дополнен лазерным оружием. Основное изменение коснется, скорее всего, способа пилотирования машины, будь то продвинутый «ИИ-второй пилот» или же дистанционное управление «аля-дрон». Однако в ближайшее время ожидать новинку не приходится, поэтому не стоит опасаться восстания истребителей. Современный день авиации все так же будут отмечать пилоты и техника, а не инженеры и программисты.

Каким будет российский истребитель 6-го поколения

В ближайшее время ВКС России начнут получать серийные истребители пятого поколения Су-57. При этом в нашей стране уже стартовали работы по созданию техники следующего шестого поколения, которым предстоит нести службу в отдаленном будущем. На протяжении нескольких последних лет 6 поколение изредка упоминается в заявлениях официальных лиц, а немногочисленная доступная информация такого рода приводит к появлению различных версий, слухов и спекуляций.

Облик грядущего

На уровне общих разговоров тема шестого поколения российских истребителей обсуждалась достаточно давно, но только в 2016 г. ее подняли на официальном уровне. Тогда вопрос дальнейшего развития авиационной техники прокомментировали руководители нескольких разных организаций. Благодаря этому стали известны некоторые взгляды наших специалистов на важнейший вопрос, в целом сохраняющие актуальность и сейчас.

Важнейшую информацию о техническом облике нового истребителя в 2016 г. раскрыло руководство Концерна «Радиоэлектронные технологии». На тот момент КРЭТ уже занимался проработкой аппаратуры для такого самолета. Впоследствии свои взгляды раскрывали и другие организации. К примеру, на днях эту тему затронул Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем.

Еще в 2016-м стало известно, что главным отличием 6 поколения станет т.н. опциональная пилотируемость – самолет можно будет строить с кабиной летчика или без нее. Автоматика сможет брать на себя обязанности летчика, хотя некоторые решения по-прежнему останутся за человеком.

Пилотируемые и беспилотные истребители должны будут работать в составе «стаи» – звена смешанного состава под управлением человека. Участники такой «стаи» будут выполнять разные действия, направленные на решение общей задачи. Беспилотники должны будут брать на себя наиболее опасную работу, снижая риски для летчиков.

Предлагается применение БРЭО, способного полноценно взаимодействовать с летчиком, учитывая его физические и психические возможности, должность и т.д. Таким образом, пилот не будет подвергаться излишним нагрузкам, а ситуационная осведомленность и состав «стаи» будут зависеть от его должности и поставленной задачи.

КРЭТ предлагает новую архитектуру БРЭО типа «интегрированный борт». Она предусматривает использование набора радиоэлектронных блоков, каждый из которых способен выполнять несколько функций. Одно такое изделие может работать как РЛС, радиостанция и система РЭБ или совмещать иные функции. Наличие ряда многофункциональных блоков расширяет возможности РЭБ самолета, а также повышает его живучесть и боевую устойчивость.

Упоминался ожидаемый рост летно-технических характеристик. Новая техника сможет приблизиться к гиперзвуковым скоростям и показывать улучшенную высотность. Не исключается возможность ограниченной работы в ближнем космосе. В частности, возможно появление серийных противоспутниковых ракетных комплексов воздушного базирования.

В 6 поколении особое внимание уделяется вооружениям. Истребители сохранят возможность применения нынешних бомб и ракет разных классов, но ожидается появление новых средств поражения с повышенными характеристиками. Также возможна разработка оружия «на новых физических принципах». Прежде всего, прорабатываются вопросы лазерных вооружений.

Предлагаются и обсуждаются различные меры по повышению живучести. Для этого необходимо совершенствовать стелс-технологии, разрабатывать новые образцы средств РЭБ и т.д.

Ожидаемые образцы

Текущее состояние работ по теме истребителей 6 поколения неизвестно. По всей видимости, российские предприятия продолжают исследования и поиск решений для дальнейшей разработки реальных образцов. Строительство и испытания опытной техники относят к средней перспективе, но определенные версии существуют уже сейчас.

Еще в 2016 г. главком ВКС В. Бондарев сделал крайне интересное заявление. Он указал, что в ходе будущей модернизации истребитель Су-57 может получить новые возможности и за счет этого «сменить поколение». Эта машина отличается высоким модернизационным потенциалом, что будет использовано в будущем с положительными результатами.

В зарубежных профильных изданиях определенной популярностью пользуется версия, согласно которой будущий истребитель шестого поколения создается в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП). Ее целью является создание истребителя-перехватчика для замены МиГ-31, отличающегося более высокими характеристиками.

ПАК ДП (также известен неофициальный индекс МиГ-41) должен показывать высокую скорость полета, необходимую для быстрого выхода на рубеж пуска ракет. Ему требуется совершенное БРЭО с развитыми средствами обнаружения и особое ракетное вооружение, возможно с увеличенной дальностью стрельбы. Завершение программы ПАК ДП относят к середине двадцатых годов.

Точные характеристики ПАК ДП и технический облик такой машины остаются неизвестными. Тем не менее, оглашенные общие сведения о проекте позволяют отнести его, как минимум, к современному 5 поколению. При этом остается простор для спекуляций в направлении следующего шестого поколения. Подтвердить или опровергнуть такую версию пока не удастся ввиду дефицита информации.

В контексте 6 поколения истребителей также можно рассмотреть перспективный БПЛА С-70 «Охотник», сейчас проходящий летные испытания. Эта машина отличается малозаметностью, оснащена развитым БРЭО и способна нести различное вооружение. Некоторые особенности «Охотника» заставляют вспомнить прошлые заявления о требованиях к истребителям нового поколения. Можно предположить, что беспилотник С-70 является либо очередным шагом на пути к 6 поколению, либо первым его представителем. Он может оказаться беспилотным участником будущей «стаи».

Пока нельзя с уверенностью говорить, к какому поколению будут относиться новые образцы. Су-57 после обновления может перейти из пятого в шестое; то же касается и перспективного ПАК ДП. Статус и перспективы проекта С-70 «Охотник» тоже являются тайной. Пока ясно лишь то, что работы по перспективной авиационной технике продолжаются, и в будущем в нашей стране действительно могут появиться истребители 6 поколения.

Вероятный противник

Необходимо отметить, что работы по истребителям шестого поколения ведутся не только в нашей стране. Другие развитые государства тоже прорабатывают будущее своей авиации, и результаты таких работ ожидаются в течение нескольких следующих лет. При этом некоторые перспективные самолеты уже демонстрируются в виде макетов.

В США на ранних стадиях находятся проекты F-X / NGAD для ВВС и F/A-XX для ВМС. Их задачей является создание техники, отвечающей общим требованиям к 6 поколению. ВВС и ВМС хотят получить пилотируемые и беспилотные самолеты с повышенными характеристиками и новыми боевыми возможностями. Серийное производство планируется запустить в конце двадцатых годов.

Сразу два проекта создаются в Европе. Франция, Германия и Испания работают над проектом FCAS (Future Combat Air System). Показанный макет такой машины отличается характерными «малозаметными» обводами. Заявлены особые возможности, обеспечиваемые будущим БРЭО. Служба FCAS начнется во второй половине тридцатых.

В тот же период на вооружение может поступить истребитель Tempest международной разработки. Его делают несколько компаний Великобритании, Италии и Швеции, объединившиеся в консорциум Team Tempest. Уже демонстрируется макет такого истребителя, но ожидаемые характеристики и возможности в основном не уточнялись.

Задел на будущее

Как в нашей стране, так и за рубежом уже начаты работы по теме истребителей будущего поколения. На данный момент все подобные проекты находятся на стадии теоретической проработки и поиска основных решений. Строительство и испытания реальных образцов относят к отдаленному будущему. Производство и эксплуатация начнутся еще позже – не ранее середины тридцатых годов. Такая техника сможет оставаться в строю едва ли не до последних десятилетий текущего века.

Задел для таких результатов в будущем создается прямо сейчас. Ведущие страны пока занимаются теоретическими изысканиями и показывают лишь макеты. Всего через несколько лет нас ждут более интересные новинки в виде реальных образцов. Какая страна быстрее справиться с задачей, и какой самолет будет лучше других – покажет время. Из последних новостей следует, что наша страна может оказаться лидером целого направления.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: