ИЛ-80, характеристики и вооружение командного пункта, описание внутри и снаружи, оборудование систем радиосвязи в самолете судного дня
ИЛ-80 — летающий командный пункт управления Вооруженными Силами
Летающие командные пункты стали разрабатываться, когда ядерные средства поражения достигли такой мощности, что глубоко эшелонированные подземные сооружения уже не могли обеспечить должную защиту. Летающий командный пункт в сопровождении авиационной эскадрильи современной истребительной авиации является хорошо защищенным объектом. Он мобильный, быстро перемещается. Кроме того, такие самолеты могут потребоваться при неядерных вооруженных конфликтах для эвакуации высшего командного состава. Такие самолеты не предназначены для серийного производства, это штучные изделия. Всего с начала 80-х годов изготовлено четыре ИЛ-80. Этого более чем достаточно с учетом того, что половина экземпляров является запасными (резервными) на случай повреждения основного самолета.
Базовый самолет ИЛ-86
Отличительная особенность самолетов Ил-86 и 96 — почти полное отсутствие катастроф. Эти самолеты отличаются высочайшей технической надежностью. Неслучайно именно ИЛ-96 выбран в качестве борта №1 России. И именно на нем остановили выбор, когда потребовалось разработать самолет судного дня. Здесь есть небольшое отличие. Если борт №-1 России построен на базе ИЛ-96, то ИЛ на базе ИЛ-86. При этом ИЛ-96 отличается от 86-го более мощными двигателями. У него меньше полоса разбега, и начинающему летчику его легче поднять в воздух. Для редко используемого ИЛ-80 вполне хватает динамических качеств ИЛ-86 с двигателями старого образца.
Летающий командный пункт имеет возможность многочасового пребывания в воздухе. Оружие на нем не установлено. Все задачи по охране решаются эскадрильей. Предусмотрена внешняя дозаправка в полете. Специальное устройство закреплено на кабине пилотов и хорошо видно снаружи. Для защиты от радиации в самолете отсутствуют иллюминаторы. Его внешний вид отлично узнаваем. Дальность полета без дозаправки — 9000 км. С дозаправкой самолет может находиться в воздухе десятки часов. Такая необходимость вряд ли может возникнуть при эвакуации высшего командного состава или в реальных боевых действиях, но как резервный вариант она предусмотрена.
Секретное оборудование радиосвязи
ИЛ-80 в настоящее время стоит на вооружении. В связи с этим его внутреннее оборудование является секретным. О нем известно немного. Изготовитель — предприятие «Звено-2». Название изделия — «полет». Все управление войсками осуществляется при помощи радиосвязи, поэтому самолет содержит обширный комплект средств радиосвязи любой мощности и диапазона. Каждая машина РВСН комплектуется радиостанцией Р-176. Для связи с ними предусмотрены радиостанции соответствующих диапазонов. При разрушении инфраструктуры радиорелейных станций актуальными окажутся коротковолновые станции старого образца. Снаружи самолета замечено несколько коротковолновых антенн.
Второе почти неуязвимое звено при ядерном ударе — космические спутники. ИЛ-80 оснащается несколькими станциями спутниковой связи всех диапазонов. В подборе радиоэлектронных средств учтено все многообразие диапазонов, протоколов передачи данных, криптографических ключей защиты военной связи. Безусловно, самолет содержит сотни радиоэлектронных систем. Все из них изготовлены на базе радиационно-стойких микросхем и транзисторов военных серий.
Радиоэлектронное оборудование должно обеспечивать связь в пределах одного полушария, что требует огромной мощности. На командный пункт ИЛ 80 установили два генератора в подвесных гондолах на крыльях. Длина гондолы — 9 метров. Диаметр — 1,3 метра. Мощность генераторов засекречена, но судя по габаритам, она составляет несколько сотен кВт.
Современное состояние проекта
В 80-е годы было построено 4 самолета. Сейчас все ИЛ-80 находятся на аэродроме Чкаловский. Поскольку техника стоит на вооружении, информации по ней немного. Известно, что 1 или 2 самолета проходили модернизацию с оснащением более современным радиоэлектронным оборудованием. Новый ИЛ 80 использует усовершенствованные цифровые системы связи из новых образцов вооружений. Сама авиация за прошедшие 30 лет изменилась мало, поэтому модернизируется только электронная часть.
Самолет Судного дня из России — Ил-80
Определение «самолет Судного дня» первоначально появилось в США. Так называли самолет переделанный под командный пункт, который поднялся в небо в 1973 году. Была создана летающая крепость, которая может служить эффективным и почти неуловимым командным центром в небе в случае возможного ядерного конфликта.
Советским ответом стал самолет Ил-80 — надежный, продуманный и сильно засекреченный проект, способный в кратчайшие сроки осуществить эвакуацию высшего командного состава из-под удара противника.
История создания
Советский Союз серьезно отставал от США в разработке собственного неуязвимого командного пункта на случай обострения Холодной войны. Точнее, в то время, как в американском небе уже поднимался в воздух Boeing E-4B, отечественные конструкторы не получали задач на подобные разработки.
Однако в 80-е годы руководство страны всерьез озаботилось увеличившейся мощью ядерного оружия, из-за чего даже подземные бункеры не гарантировали спасения в случае удара. Тогда и было принято решение о начале работ по проектированию советского ответа Boeing E-4B.
Советский аналог получил название Ил-80 (в некоторых источниках называется Ил-86ВКП), базой для которого послужил пассажирский самолет Ил-86. Кстати, именно Ил-86 (и похожий на него Ил-96, который выбран бортом №1 в России) является одним из самых надежных самолетов в мире, который за десятилетия эксплуатации потерпел лишь единичное количество катастроф по техническим причинам.
Ил-80 имеет незначительные доработки по сравнению с прототипом.
Во многом, изначально хорошие параметры Ил-86 в плане размеров кабины, ширине фюзеляжа, строении крыла оказались достаточными для самолета Судного дня. Разработчики смогли разместить серьезное радиолокационное оборудование, резервные системы питания и объемные топливные баки.
Первый полет был совершен в мае 1985 года. А по данным западных специалистов уже в 1987 году Ил-80 поднялся в воздух, что называется «в полном обмундировании». На борту находились все системы, которые и планировалось там разместить.
По той причине, что Ил-80 получилось полностью подготовить до развала СССР, в 1992 году было объявлено о его принятии на вооружение. Всего в вооруженные силы было передано 4 боевые единицы, которые продолжают нести службу до сегодняшнего дня. Известны бортовые номера СССР-86146, 86147, 86148 и 86149.
Серийное производство таких сложных самолетов не требуется.
Даже из четырех произведенных моделей, основными считаются два. Еще два — запасные. Данный проект является одним из самых засекреченных в России. Многое оборудование на нем скрыто за семью печатями. Это и понятно — важность самолета сложно переоценить, ведь он предполагает использование в качестве последнего командного пункта страны для координации сил по нанесению ответного удара.
По этой причине Ил-80 редко появляется на публике. Сегодня он базируется на аэродроме 3-й Авиационной эскадрильи в Чкаловском. Участвовал в параде Победы в честь 65-й годовщины окончания Второй Мировой войны в 2010 году.
Существует также информация, что в 2012 году с АК им. Ильюшина была договоренность о модернизации самолета. Но из-за сложностей в компании прежде всего финансового характера, работы не были завершены.
Конструкция
Проект получил полностью классическую аэродинамическую схему с низким расположением крыла и однокилевым оперением хвоста. Но у этого самолета есть характерные особенности, которые не позволяют его спутать ни с одним другим:
- Во-первых, в носовой части появился заметный горб, который служит местом расположения объемной радиоаппаратуры.
- Во-вторых, конструкторы провели ряд доработок для усиления фюзеляжа и крыльев.
- В третьих, на самолете нет иллюминаторов (кроме, разумеется, остекления кабины пилотов), а также серьезно сокращено количество входов и выходов (вместо 8 на Ил-86, осталось только 3). Данные меры необходимы, чтобы обезопасить пассажиров от последствий возможного ядерного взрыва в непосредственной близости от Ил-80.
Но в столь серьезном оснащении кроется и большой минус Ил-80. Самолет получился очень тяжелым, что требует для него хорошо подготовленную взлетно-посадочную полосу, а также высокую квалификацию пилотов для взлета и посадки. Большой вес также потребовал установку на Ил-80 сразу четырех опор шасси, а для распределения нагрузки каждая стойка получила тележки по четыре колеса. Шасси убирается в фюзеляж и подкрыльевые ниши.
Под крылом на пилонах размещены 4 турбовентиляторных реактивных двигателя НК-86. Наличие сложного оборудования на борту привело к необходимости установки дополнительных источников энергии. Ими стали 2 турбогенератора, которые спрятаны в гондолах и также закреплены на пилонах под крылом.На носовой части заметна штанга для возможности дозаправки самолета в воздухе.
Технические характеристики
Ил-80 не получил никакого вооружения. Защита самолета при открытом конфликте ложится на плечи истребительной авиации сопровождения. Но оборудование, которое устанавливается на Ил-80, является передовым достижением авиационной промышленности страны.
Основной упор делается на возможность связи с землей или спутниками всеми известными способами, а также дублировании систем жизнеобеспечения лайнера в воздухе (с помощью резервных генераторов на борту).Информация о начинке Ил-80 строго дозирована. Поэтому сделать точные выводы об оборудовании сложно.
Сборка самолетов осуществлялась на секретном предприятии «Звено-2».
Кодовое название проекта – «Полет». На борту установлена радиостанция Р-176. Она позволяет поддерживать связь с наземными войсками в любых известных диапазонах вещания и приема сигнала. Снаружи фюзеляжа есть коротковолновые антенны на случай, если радиорелейные станции на земле будут выведены из строя.
Ил-80 способен связываться с военными и гражданскими спутниками, уничтожить которые сложно. Такой вариант может оказаться крайне важным. Оборудование передачи информации подразумевает использование кодированных протоколов, криптографической защиты сигналов, а электроника рассчитана на работу в случае серьезных электромагнитных колебаний, которые образуются при ядерном взрыве.
В задней части самолета предусмотрена выпускная передающая антенна (по разным данным, устройство выпускает проволоку от 4 до 8 километров позади борта). Она используется для связи с подводными лодками стратегического назначения.
Предполагается, что мощности связи самолета с войсками должны охватывать целое полушарие, а это требует большие энергетические мощности на борту.
Достоверных сведений о турбогенераторах на лайнере в свободных источниках не приводится, но судя по размерам гондол (9 м в длину и 1,3 м в диаметре), речь идет о вырабатываемых сотнях киловатт.
Летно-технические характеристики в сравнении с аналогами
Так как Ил-80 разрабатывался в противовес американскому Boeing E-4B, то основными конкурентами в своей нише являются именно эти два самолета. Другие страны не отметились проектами, которые могли бы использоваться в случае серьезного ядерного конфликта.
Минус Ил-80 – моральное устаревание конструкции и двигателей, так как прототип, Ил-86, поступил в серию еще в середине 70-х годов двадцатого века. Но даже с такими очевидными проблемами Ил-80 остается серьезным конкурентом заокеанского коллеги.
Ил-80 апокалептическая машина судного дня
В 1973 году в США был создан специальный «самолет Судного дня», отличавшийся от обычного авиалайнера модификациями, делающими его полноценным командным пунктом. При ядерном конфликте он мог стать самым безопасным и неуловимым центром управления вооруженных сил. Поэтому вскоре правительство СССР сделало заказ на аналогичный самолет, который был основан на Ил-86. Официально его назвали Ил-80 (или Ил-86ВКП) и он получил множество модифицированных компонентов.
История создания Ил-80
Ближе к концу 1970 годов между США и СССР возникла серьезная напряженность. Она была связана с вводом Советской Армии на территорию Афганистана, что могло по степени риска сравниться с Карибским кризисом. Последствием таких политических сложностей стало обострение холодной войны и рост вероятности ее перехода в открытый вооруженный конфликт.
Подземные бункеры нельзя было назвать стопроцентной гарантией выживания при нанесении по стране ядерного удара. Поэтому требовалось принятие определенных мер, которые обеспечивали безопасность командования. Помочь в этом мог бы специальный самолет, который был уже выпущен ранее в США. СССР не имел подобной авиации, а у конструкторов отсутствовали какие-либо проекты даже в начальных стадиях. Но сложившаяся ситуация заставила пересмотреть свои приоритеты.
Руководство СССР поставило задачу по созданию самолета, выполняющего роль воздушного командного центра, только в 1980 годах. После нескольких проведенных совещаний создали список обязательных требований к авиалайнеру, которые нужно было учесть при разработке. Среди них:
- взлет и посадка должны происходить в любых аэропортах, которые принимают дальнемагистральную пассажирскую авиацию;
- дальность и продолжительность полета – достаточные для вывода командования из зоны опасности при военных действиях любой интенсивности;
- вероятность отказа – в 10 раз меньше, чем указано в требованиях к надежности военной авиации;
- борт комплектуется средствами защиты от воздействия оружия массового поражения, включая электромагнитный импульс и радиацию;
- автономное применение самолета должно быть возможным даже при отсутствии наземного или спутникового оборудования для связи и навигации;
- наличие аппаратуры, работающей при любых обстоятельствах для управления вооруженными силами на борту;
- командование должно иметь возможность находиться на самолете в течение длительного времени с достаточным уровнем комфорта.
Самолет получил название Ил-80. Базой для него решили использовать Ил-86, который применялся для выполнения пассажирских перевозок. Он считается одним из самых надежных авиалайнеров в мире, так как за несколько десятилетий потерпел маленькое число катастроф, связанных с техническими причинами. Выбранная база удовлетворяла конструкторов по многим параметрам, включая размеры кабины, ширину фюзеляжа и строение крыла. Оставалось только внести незначительные корректировки для отдельных деталей, подготовить место для новых топливных баков и продумать размещение оборудования.
Первый полет на самолете Ил-80 был совершен 29 мая 1985 года под управлением С. Г. Близнюка. Затем выполнили еще несколько полетов, которые помогли проверить устойчивость с управляемостью, аэродинамические и летные свойства, а также функционирование базовых систем на борту. Постепенно в самолет вносились некоторые изменения.
Так, в него установили недостающие элементы радиотехнического комплекса и скорректировали расположение антенн. К концу 1980 годов Ил-80 был отправлен на проведение государственных испытаний, с которым он успешно справился. После его передали на опытную эксплуатацию в специальную часть. В 1990 году с самолета впервые дали команду на запуск баллистической ракеты. А уже в конце 1991 Ил-80 включили в состав российской армии.
Всего было выпущено четыре таких самолета. Два считаются основными, 2 – выполняют роль запасных. Подробная информация о них засекречена, но известно их место базирования – аэродром Чкаловский.
Отличия от базового самолета Ил-86
Если сравнивать Ил-80 с самолетом Ил-86, который стал для него базой, то можно заметить много различий. Большинство из них связаны с техническим оборудованием и улучшением защиты от возможных угроз.
Чем отличается Ил-80:
- на борту отсутствует пассажирское и транспортное оборудование, применявшееся при гражданской эксплуатации;
- пассажирский салон – с новым интерьером, обеспечивающим комфортную работу группы боевого командования и размещение всего необходимого;
- средняя часть фюзеляжа не имеет иллюминаторов, количество и расположение дверей, люков и трапов были изменены вместе с каркасом;
- присутствует стандартная система определения принадлежности к российским вооруженным силам «Пароль»;
- установлен специальный радиотехнический комплекс для связи со всеми группами ВС РФ напрямую, через спутник или с помощью ретрансляторов;
- радиотехнический комплекс дополнен новой системой связи между летными экипажами военно-воздушных сил и улучшенным переговорным устройством;
- для поддержания нормального климатического уровня и обеспечения работы радиотехники применена особая система кондиционирования;
- базовая вентиляция была модифицирована для защиты борта от воздействия вредных веществ при нахождении в зоне ядерного, биологического или химического удара;
- под крылом монтированы две дополнительных силовых установки для обеспечения функционирования нового оборудования и кондиционирования;
- самолет получит штангу для выполнения дозаправки в воздухе, чтобы иметь возможность пролететь большее расстояние.
Ил-80 намного безопаснее любого базового пассажирского или военного самолета. Конструкторы сделали все возможное, чтобы авиалайнер мог оставаться в воздухе и обеспечивать руководству бесперебойное управление вооруженными силами.
Описание конструкции
Самолет Ил 80 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением хвоста. Его аэродинамическая схема относится к категории классических. Фюзеляж не имеет иллюминаторов, количество входов сокращено до трех единиц. Такие меры повышают уровень безопасности еще сильнее. Конструкцию фюзеляжа доработали и усилили, также было улучшено крыло.
Вес авиалайнера получился довольно большим, что делает посадку и взлет очень опасными. Поэтому управлять им могут только опытные пилоты. Несмотря на требование, подразумевающее возможность посадки на любом аэродроме, где принимаются пассажирские самолеты, приземлиться на Ил-80 удастся только на подготовленную полосу.
Она должна быть асфальтированной и регулярно обслуживаться. Частично проблему с весом решили с помощью установки четырех опор шасси по 4 колеса в каждой, распределив нагрузку максимально равномерно. Во время полета они убираются в специальные ниши.
Под крылом установлены четыре реактивных двигателя модели НК-86 и две дополнительных силовых установки в гондолах. Они обеспечивают необходимую мощность для выполнения воздушного полета и работы оборудования. Штанга для дозаправки установлена на носовой части корпуса. Там же имеется примечательный горб, наличие которого вызвано установкой крупногабаритного радиооборудования разных типов.
На внешней части фюзеляжа установлены коротковолновые антенны. Они используются для поддержания связи и приема сигналов. В конце авиалайнера размещена выпускная передающая антенна. Она применяется для обеспечения связи с подводными лодками.
Летно-технические характеристики
По габаритам самолет стандартен для класса средних пассажирских авиалайнеров, к которым относится Ил-86, взятый за основу. Длина Ил-80 составляет 59,5 м, высота – 15,8 м. Площадь крыла равняется 320 м² при его размахе 48 м. Экипаж состоит из пяти человек, максимальное число пассажиров не уточняется.
Масса самолета без нагрузки засекречена, но известен нормальный взлетный вес. Он ограничен на отметке 280 т. Тяга четырех двигателей НК-86 составляет 52000 кгс, на каждый из них приходится по 13000 кгс. Максимальная скорость равна 970 км/ч, крейсерская – 850 км/ч. Самолет может подниматься на высоту до 11000 м. Дальность полета ограничивается 3600 км, чего достаточно для обеспечения управления войсками в условиях безопасности.
Вооружение на борту отсутствует. Если есть риск атаки со стороны вражеской авиации или наземных войск, то самолету оказывается поддержка истребителей и штурмовиков. Также повысить уровень безопасности может одновременный взлет других экземпляров Ил-80, чтобы скрыть, в каком именно находится руководство страны.
Эксплуатация и дальнейшие перспективы
Основной борт СССР-86146 RA-86146, как и три дополнительных, стоят на вооружении и все еще служат авиалайнерами экстренного реагирования. Они получают необходимое обслуживание и поддерживаются в состоянии готовности, чтобы подняться в небо по первому приказу. По прямому назначению самолеты не применялись никогда.
Несмотря на высокий уровень надежности, хорошие технические характеристики и тщательный уход, Ил-10 требует модернизации. Морально устаревшие двигатели и некоторые элементы мог бы заменить новый самолет, но руководство отдало предпочтение улучшению имеющихся авиалайнеров. Предполагается, что на них будет установлено новое оборудование, которое расширит возможности для командования. По неподтвержденной информации, договор о проведении модернизации Ил-10 был заключен еще в 2012 году, но сейчас он находится в стадии временной заморозки, что связано с финансовыми сложностями.
Ил-80 стал первым авиалайнером на вооружении России, предназначенным для командования войсками с воздуха в случае ядерной войны. Его оборудование обеспечивает бесперебойную связь с армией при любых обстоятельствах и позволяет давать новые указания без отслеживания. Если самолет будет модернизирован, то уровень безопасности и возможности могут значительно расшириться, что сделает его настоящей воздушной крепостью.
Армия
Техника и оружие
Может не садиться: в США рассказали о самолете Судного дня
В США раскрыли тайну «самолета Судного дня»
Американский телеканал продемонстрировал «самолет Судного дня» США — машину, которая может быть использована как мобильный резервный командный пункт Пентагона на случай ядерной войны. Он может несколько дней находиться в воздухе при условии дозаправки в небе. Сейчас такими воздушными командными пунктами, помимо Соединенных Штатов, располагает только Россия.
Телеканал CNBC опубликовал видео, в котором рассказывается об американском «самолете Судного дня» E-4B Nightwatch, который может быть использован Пентагоном в случае гипотетического ядерного конфликта.
Машина представляет собой модифицированную версию дальнемагистрального лайнера Boeing 747 и используется в качестве мобильного резервного командного пункта американского оборонного ведомства на случай ядерной войны.
Член экипажа сообщил журналистам, что самолет готов к полету 24 часа в сутки семь дней в неделю.
В верхней части его фюзеляжа размещены более 60 спутниковых тарелок и антенн, которые обеспечивают связь с кораблями, подлодками, военными самолетами в любой точке планеты. На борту воздушного судна может поместиться до 112 человек. Внутри него находятся 18 кроватей, шесть ванных комнат, кухня, конференц-зал, рабочее пространство и кабинет для руководства Пентагона.
Другие сведения об оборудовании самолета засекречены. Вопреки расхожему представлению, на E-4B Nightwatch нет передовой электроники, отметил телеканал. Разработчики предпочли использовать «аналоговые системы», посчитав их более подходящими для эксплуатации в условиях после ядерного взрыва. В частности, они меньше пострадают от электромагнитного импульса после разрыва ядерной бомбы, уточнил собеседник телеканала.
Особенность этой машины заключается в дополнительной защите от поражающих факторов ядерного оружия, а также возможности оставаться в воздухе по несколько дней подряд при условии дозаправки в небе.
В марте этого года военную авиабазу «Оффатт» в штате Небраска, на которой и базируются американские воздушные командные пункты (ВКП), затопило во время наводнения из-за резкого повышения уровня воды в реке Миссури, сообщал командующий 55-м авиакрылом ВВС США полковник Майкл Манион.
Он уточнил, что «Оффатт» был затоплен водой почти на треть, было повреждено 30 из 200 зданий. Вода, по его словам, проникла в несколько ангаров, где как раз находились Boeing E-4B Nightwatch. Манион подчеркнул, что под водой также оказался почти километр взлетно-посадочной полосы. Впрочем, он не уточнил, был ли нанесен ущерб самолетам.
Позже официальный представитель авиабазы Райан Хэнсен сообщил, что американским ВВС пришлось перебросить самолет Boeing E-4B Nightwatch на другой аэродром. По его словам, в общей сложности перемещены были девять самолетов Boeing E-4B Nightwatch и восемь самолетов-разведчиков RC-135 Rivet Joint.
В настоящее время «самолетами Судного дня» располагают только США и Россия.
За день до публикации видео CNBC о российских ВКП рассказал замминистра обороны Алексей Криворучко в ходе посещения нижегородского научно-производственного предприятия «Полет». Он сообщил о завершении опытно-конструкторских работ по модернизации ВКП на базе самолетов Ил-80 и Ил-82, третье поколение которых впоследствии поступит на вооружение ВКС России.
Разработчики проекта отмечали, что третье поколение этих самолетов будет создано на базе Ил-96-400. О работе над ним в конце 2016 года объявил гендиректор входящей в «Ростех» Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) Александр Якунин.
Командный пункт Ил-80 был создан на основе лайнера Ил-86, а Ил-82 разработали на базе транспортника Ил-76. Эта техника может функционировать при выходе из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи, быстро меняющейся оперативной обстановки и применения противником ядерного оружия. Это и является причиной, по которой эти машины окрестили «самолетами Судного дня». Всего в России создано четыре машины такого типа.
Благодаря техническим характеристикам комплекса становится возможным управление Сухопутными войсками, Военно-морским флотом, Воздушно-космическими силами, Ракетными войсками стратегического назначения.
При передаче Ил-80 Минобороны в 2015 году в ОПК уточнили, что это воздушное судно может принять на свой борт высший командный состав Вооруженных сил, оперативную группу офицеров Генштаба и специалистов технической группы, которая несет ответственность за работу спецоборудования самолета.
Помимо этого, Криворучко сообщил о гипотетической возможности создания нового воздушного командного пункта на базе вертолета Ми-38.
«НПП «Полет» зарекомендовал себя как поставщик надежных авиационных систем обеспечения связи различных уровней. Планируем в текущем году открыть с «Полетом» новую работу по созданию воздушного пункта управления на базе вертолета Ми-38», — отметил он.
Замминистра обороны обратил внимание на то, что «Полет» досрочно сдает оборонному ведомству различные комплексы радиосвязи и проводит глубокую модернизацию бортовой аппаратуры ВКП Ил-22М11 и самолета-ретранслятора Ту-142МР.
Особенностями вертолета Ми-38 являются высокие летно-технические характеристики, прогрессивная и надежная конструкция вертолетных систем, а также интегрированное бортовое оборудование. Основная часть конструкции его фюзеляжа создана из алюминиевых сплавов и композиционных материалов, а отдельные узлы и детали изготовлены из стали и титана.