1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИЛ-86, технические характеристики самолета: двигатель и шасси, кабина и мотор, вместимость салона, взлет и посадка, катастрофы рейсов

Содержание

Схема салона Ил-86: фото, вместимость пассажиров

Ил-86 – это широкофюзеляжный гражданский авиалайнер, который был спроектирован в авиационном предприятии имени Ильюшина. Серийное производство данного летательного аппарата приходилось на 80-90-е года. Всего за этот период было создано 106 самолетов. Отметим, что это – первый в СССР пассажирский широкофюзеляжный лайнер.

Именно поэтому его конструкция и вместимость интересуют многих, кто хотя бы каким-то образом связан с авиацией. Выясним, что это за самолет Ил-86, куда и на какие расстояния он летает, а также подробную схему расположения мест в салоне.

История и технические характеристики Ил-86

Необходимость в появлении такого типа авиалайнера появилась в конце 60-х, когда компания «Аэрофлот» выставила требования к самолету, который должен обладать 250—350 местами. Именно тогда и было решено разрабатывать широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86. Чтобы в этой летательной машине помещалось 350 человек, необходимо было увеличить количество кресел в ряду.

Но при этом комфорт и просторность должны были быть на уровне. Первый полет этого самолета после долгих лет разработки случился в 1976-м году. На следующий год он был официально продемонстрирован. А в 1980-м году данный авиалайнер выполнил первый регулярный рейс после долгих испытаний. Маршрут был Москва — Ташкент. Позже эта крылатая машина установила более 18 мировых рекордов, связанных со скоростью и нагрузкой.

По своей конструкции данное воздушное судно представляет собой 4-х моторный турбореактивный низкоплан, оснащенный стреловидным крылом и однокилевым оперением. Специально для него был создан особый двигатель НК-86, тяга которого составляла более 13 тс. Но примечательно, что именно этот агрегат однажды привел к тому, что лайнер вышел из строя. Все случилось из-за чрезмерного потребления горючего, а также слишком сильного шума. Также данный летательный аппарат обладает четырьмя гидросистемами.

Для каждой гидросистемы предусмотрен отдельный насос, который участвует при давлении двигателей. Отметим, что вскоре после создания Ил-86 появились новые дополнительные модификации, которые также хорошо показали себя на практике.

Рассмотрим конкретные спецификации данного самолета:

  • длина летательной машины составляет 59.95 м;
  • размах крыльев – 48 м;
  • высота конструкции – 15 м;
  • дальность полета Ил-86 – 3800 км;
  • пассажировместимость – до 350 человек;
  • самая высокая скорость составляет 950 км/ч;
  • крейсерская скорость – 940 км;
  • наибольшая взлетная масса – 215 т;
  • грузоподъемность – 40 т;
  • экипаж состоит из 3—4 человек.

В советские годы Ил-86 активно использовала авиакомпания «Аэрофлот» для гражданских перелетов. Данный самолет активно летал из столицы в Сочи, Симферополь, Ташкент, Душанбе и т. п. Увы, его летный век был недолгим. После распада СССР он практически перестал использоваться. Последние рейсы на Ил-86 состоялись в 2007-м году. На сегодняшний день этот авиалайнер не используется. Единственное, активно используется 4 Ил-86 для пассажирских перевозок.

Надо сказать, что за период активной эксплуатации данного самолета произошло немало неприятностей. Достаточно вспомнить, что случилось в Дели в 1994-м году. Тогда Boeing 737 зацепил этот летательный аппарат, в результате чего он загорелся. А это, в свою очередь, привело к гибели нескольких работников, которые находились в тот момент внутри воздушного судна. Также история знает другие происшествия, связанные с Ил-86. Наверное, поэтому его постепенно перестали использовать для пассажирских рейсов. Но все желающие могут как увидеть его в реальности, так и на фотографиях. К этой статье также прилагаются фото Ил-86, чтобы можно было зрительно оценить возможности этой советской крылатой машины.

Схема салона Ил-86: особенности размещения кресел в салоне

Напомним, что вместимость пассажиров Ил-86 отличается от вида комплектации. 3-классный вариант предусматривает наличие 314 пассажиров, 2- классный – 234 человека, а эконом-вариант – 350. Отметим, что в салоне данного воздушного судна предусмотрен полный комфорт, удобство и надежность. Весьма верным является решение расположить пассажирские кресла в ряду 3+3+3.

Такая расстановка является удобной как для путешественников, так и для бортпроводников. Примечательно, в Ил-86 три салона отделены друг от друга блоками буфетных стоек и поперечными проходами к аварийным выходам. Размещение лестниц выходов связано с размещением аварийных выходов.

В целом особенностью расположения мест в салоне Ил-86 является то, что он имеет условное разделение. Данное разделение предусмотрено лестницами, буфетными стойками и проходами. Но при этом все пассажиры достаточно компактно расположены, поэтому бортпроводникам удобно их обслуживать. Разносить питание благодаря двум продольным проходам также весьма удобно.

Как пассажиры, так и обслуживающий персонал могут свободно передвигаться по салону, что крайне важно в случае непредвиденных происшествий. При входе в самолет пассажиры попадают сперва на нижнюю палубу к багажным ячейкам, а после, преодолев три лестницы, попадают в главный пассажирский салон. В багажных ячейках люди оставляют свой груз, а с собой берут только ручные клади и сумочки.

Фото салона Ил-86, прикрепленного к данной статье, поможет точнее разобраться в том, как расположены места в салоне. Как известно, если брать самолеты заблаговременно, то можно выбрать подходящие места. Особенно это актуально для тех, кто плохо переносит авиарейс. Таким образом, рассмотрим, какие лучшие кресла в самолете Ил-86.

Где лучше разместиться в Ил-86?

Начать надо с того, что салон данного авиалайнера сам по себе является довольно комфортным и удобным. Изобретатели приложили все усилия для того, чтобы пассажиры могли насладиться повышенным уровнем комфорта. Благодаря удобным мягким креслам, выгодному расположению, широким проходам, декоративно-художественному оформлению интерьера и применению новейшего оборудования летать в самолете Ил-86 было очень комфортно. Многие люди удивлялись, насколько незаметно проходил их рейс.

Итак, если говорить о том, где лучше расположиться в салоне этого летательного аппарата, то нужно отметить главные ряды. Именно на них где всегда тихо и уютно:

33-й ряд является одним из самых удобных, поскольку рядом нет кресел, но при этом есть откидная спинка, подлокотники и место для ног. В таком расположении можно спокойно отдыхать, наслаждаясь любимой музыкой, играющей в наушниках.

Читать еще:  Мощная пневматика и особенности национального характера

Преимущества и недостатки Ил-86

Ни для кого не секрет, что идеальных самолетов не бывает. В каком-то судне удобное расположение кресел и идеальная звукоизоляция, но зато низкий сервис и постоянные задержки. А у другого, наоборот, никогда нет задержек, но зато в салоне очень тесно и неудобно.

Что касается Ил-86, то многие очевидцы утверждают, что это – довольно комфортабельный и просторный самолет, на котором было очень удобно совершать перелеты.

Главные его преимущества – в следующем:

  1. Тихая посадка и незаметный подъем. Далеко не все воздушные судна обладают такой возможностью.
  2. Он мощный, просторный и очень вместительный.
  3. Отсутствие слышимости и ощущения турбулентности.
  4. Способность автоматически приземляться.
  5. Удобные и комфортабельные кресла.
  6. Практичное расположение пассажирских мест.
  7. Высокие технические характеристики.

Однако есть и несколько недостатков:

  • периодические задержки, из-за которых у многих пассажиров срывались планы;
  • ближе к 2000 годам данная модель устарела, ей на «пятки» начали наступать более оптимизированные и современные лайнеры.

Те, кто интересуются авиацией, подтвердят, что для самолета важно, чтобы технические возможности были в норме, а также чтобы в салоне было комфортно и безопасно. Все это имели машины из серии Ил-86. Однако из-за того, что за годы модификации не обновлялись, а те, которые были, попадали в аварии, было принято решение прекратить использовать их в гражданской авиации.

Хотя многие согласятся с тем, что данный самолет был одним из самых удобных и надежных. По сей день те, кто летали на нем, утверждают, что, заходя на борт, были уверены в том, что рейс пройдет благополучно. Но авиация с каждым годом совершенствуется, поэтому сегодня можно найти гораздо более мощные и надежные судна, нежели Ил-86.

Обзор широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86

Ил-86 является широкофюзеляжным среднемагистральным пассажирским самолётом, разработанным опытно-конструкторским бюро Ильюшина. В настоящее время практически не эксплуатируется.

Краткий обзор самолёта и его технические характеристики

Аэродинамически самолёт Ил-86 представляет собой низкоплан нормальной схемы со стреловидным крылом. Оперение лайнера – однокилевое. Основное шасси самолёта имеет трёхстоечную схему. При этом боковые стойки шасси крепятся к крылу, а средняя – к фюзеляжу. Также стоит особо отметить конструкцию основных стоек шасси лайнера Ил-86. Они имеют четырёхколёсные тележки, оборудованные таким образом специально для равномерной нагрузки на взлётно-посадочную полосу. Силовая установка самолёта представлена 4 турбореактивными двигателями НК-86, размещающимися под крылом.

Лётно-технические характеристики Ил-86:

  • Экипаж: 3—4 чел.
  • Пассажировместимость салона:
  • Трёхклассовая компоновка: 314
  • Двухклассовая компоновка: 234
  • Одноклассовая компоновка: 350
  • Грузоподъёмность: 42 т
  • Длина: 59,94 м
  • Размах крыла: 48,1 м
  • Высота: 15,81 м
  • Площадь крыла: 320 м2
  • Масса снаряжённого: 111,5 т
  • Максимальная взлётная масса: 215 т
  • Масса топлива во внутренних баках: 113 950 кг
  • Силовая установка: 4 × ТРДД НК-86
  • Тяга: 4 × 13 000 кгс
  • Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ВСУ-10
  • Крейсерская скорость: 950 км/ч
  • Практическая дальность: 3800 км (максимальная взлётная масса)
  • Практический потолок: 12 000 м

История создания Ил-86 и его эксплуатация

В конце 1960-х годов в советской гражданской авиации возникла необходимость получить широкофюзеляжный пассажирский самолёт средней дальности, который мог бы перевозить до 250 человек. Наиболее эта необходимость стала ощущаться в 1967 году, когда и вышло постановление Совета Министров СССР о разработке самолёта.

Первоначально в опытно-конструкторском бюро Ильюшина было принято решение модифицировать межконтинентальный пассажирский лайнер Ил-62, доведя его пассажировместимость до 250 человек. Этот проект получил название Ил-62-250, однако вследствие возможных недостатков конструкции будущего лайнера, вызванных удлинением его фюзеляжа и изменения центровки, вскоре был закрыт. Таким образом, было решено разработать принципиально новый пассажирский самолёт.

При разработке лайнера, вскоре получившего обозначение Ил-86, рассматривалось несколько вариантов компоновки и устройства пассажирского салона и кабины для экипажа. Так, прорабатывались двухпалубная конструкция фюзеляжа, а также однопалубная конструкция с овальным сечением фюзеляжа. Однако данные варианты серьёзно бы повлияли на аэродинамические характеристики лайнера и привели к его худшей управляемости.
В итоге был разработан широкофюзеляжный самолёт, имевший в салоне эконом-класса девять мест, разделённых на три ряда и имевших два достаточно широких прохода. Пассажировместимость Ил-86 при этом составляла 350 человек, что для отечественной авиации являлось невиданным доселе показателем.

К 1976 году разработка пассажирского самолёта Ил-86 была завершена, а уже в конце того же года машина совершила свой первый полёт. После этого начались сначала заводские, а затем уже и сертификационные испытания лайнера, однако его серийное производство началось именно в 76-м.

В декабре 1980 года начинается коммерческая эксплуатация Ил-86. В 1980-е годы лайнер успешно совершал коммерческие рейсы, а также активно разрабатывались его новые модификации, в частности, предусматривавшие замену его двигателей. Однако в 90-е начался его упадок. Это было связано в основном с большим уровнем шума двигателей, а также их неэкономичностью, так что далеко не все частные авиакомпании могли «потянуть» Ил-86.

Также причиной быстрого заката этого пассажирского лайнера стало то, что в это же время на российский рынок лавиной хлынули подержанные зарубежные самолёты компаний Boeing и Airbus, которые по цене и эксплуатации выходили значительно дешевле. Не выдержав этой бешеной конкуренции, вначале 2000-х Ил-86 начал постепенно выводиться из коммерческой эксплуатации. Окончательно точка в истории этого лайнера была поставлена в 2010-2011 годах, когда последние пассажирские Ил-86 были сняты с полётов и порезаны.
В настоящее время в эксплуатации находятся 4 Ил-86ВКП (они же Ил-80).

Модификации Ил-86

Всего разрабатывались или находились в серийном производстве 4 модификации Ил-86.

  • Ил-86 – базовая модификация лайнера, предназначенная для перевозки до 350 пассажиров.
  • Ил-86В – модификация самолёта Ил-86 с увеличенной пассажировместимостью (до 450 человек) и дальностью полёта 3500-4000 километров. Находился в разработке, в серийное производство запущен не был.
  • Ил-86Д – дальнейшая модификация Ил-86 с изменённой конструкцией фюзеляжа, ставшая основой для Ил-96. Не производился.
  • Ил-80 (Ил-87) – самолёт, переоборудованный под воздушный командный пункт. Внешне отличается от Ил-86 отсутствием иллюминаторов, а также характерным «горбом» (аппаратным отсеком) в носовой части. Также встречается другое обозначение: Ил-86ВКП.

Достоинства и недостатки самолёта

Основным достоинством Ил-86 является то, что это был первый широкофюзеляжный пассажирский самолёт в СССР, обладавший к тому же небывалой по тем меркам пассажировместимостью. Именно благодаря этому была решена проблема пассажирских авиаперевозок на средние дистанции и создана основа их популяризации. Также стоит отметить, что при проектировании Ил-86 был использован ряд инноваций, таких, например, как усовершенствованная система бортовой электроники, а также новая компоновка пассажирского салона. Всё это позже пригодилось как при проектировании младшего собрата Ил-86 – самолёта Ил-96, так и других самолётов.

Ещё одним важным достоинством пассажирского лайнера Ил-86 является его высокая надёжность. За 30 с лишним лет коммерческой эксплуатации самолёт перевёз десятки тысяч пассажиров, однако ни один из пассажиров не погиб при этом. Да, из 106 выпущенных самолётов было к августу 2002 года потеряно всего четыре, однако при этом погибло 22 человека, являвшихся членами экипажа Ил-86. Так что потеряно лайнеров было менее четырёх процентов от общего числа.

Читать еще:  Газовая пружина низкого давления

Что касается недостатков Ил-86, то главным из них является сравнительно невысокая мощность его двигателей. Благодаря этой особенности, а также высокой взлётной массе самолёта, среди пилотов гражданской авиации сложилось даже шуточное мнение, «что, мол, Ил-86 взлетает лишь благодаря округлости Земли». Отчасти это утверждение верно, так как взлёт Ил-86 требует несколько большей длины взлётно-посадочной полосы, что уже само по себе исключает возможность его использования для некоторых аэропортов. При этом и реверс двигателей также достаточно слаб, поэтому посадка Ил-86 требует большего пробега.

Одним из серьёзных недостатков данного пассажирского лайнера является высокий уровень шума его двигателей. Именно это и стало основной причиной быстрого «угасания» Ил-86 как пассажирского лайнера на постсоветском пространстве. Всё дело в том, что уровень шума двигателей Ил-86 явно не соответствовал международным нормам. В этой связи уже к 2011 году встретить данный самолёт в эксплуатации стало практически невозможно.

Заключение

Несмотря на все свои недостатки, приведшие к сравнительно быстрому «завершению карьеры» в пассажирских авиаперевозках, Ил-86 оставил заметный след в истории гражданской авиации не только стран бывшего СССР, но и мировой авиации. Так, этот самолёт оставлял неизменно хорошее впечатление о себе, способствуя поднятию престижа Советского Союза, а также стал настоящим шагом вперёд в проектировании пассажирских самолётов.

ИЛ-86 от рассвета до заката

Человечество сумело поднять свои дороги над землей, самолеты сделали свое дело. Но уже полвека назад в небе стало тесно, не говоря уже об аэропортах. Интенсивность авиаперевозок стремительно возрастала. Машин одновременно в воздухе становилось все больше.

Такая перегруженность инфраструктур могла спровоцировать рост катастроф и доставляла существенные неудобства пассажирам.

Эту проблему мировое самолетостроение попыталось решить путем создания больших летательных аппаратов, которые были бы способны заменить несколько обычных авиалайнеров. Большое количество авиарейсов в российской авиации планировали сократить за счет широкого салона борта.

В СССР был создан первый аэробус нового типа – широкофюзеляжный и высокоэкономичный самолет Ил-86.

Создание

В 1970 году ведущему советскому предприятию по конструированию и разработке авиационной техники ОКБ имени Ильюшина С.В. была обозначена задача на конструирование пассажирского лайнера средней дальности, вместительностью до 350 человек. Для громоздкой широкофюзеляжной машины конструкторская мысль напряженно искала гармоничное сочетание надежности, рентабельности эксплуатации, экономичности и, конечно, безопасности.

Спустя два года началась разработка модели воздушного судна. Вместе с серьезными требованиями к техническим параметрами, присутствовал критерий – перевозки багажа по принципу «багаж при себе». Перед конструкторами встал вопрос: «Каким будет корпус в диаметре?»

Эта задача решилась путем создания широкого фюзеляжа, позволяющего разместить до девяти кресел в одном ряду, между которыми были два широких прохода. Кроме того, крыло, состоящее из предкрылков и трехщелевых закрылков, обеспечивало использование относительно коротких ВПП.

Видео – история создания

  1. 1976 год – закончена работа над воздушным судном. Аэробус нового типа произвел свой первый полет;
  2. 1977 год – демонстрация борта в Париже;
  3. 1978 год – технический рейс Москва – Сочи, а также показательные полеты в другие города СССР;
  4. 1979 год – эксплуатационные испытания;
  5. 1980 год – выдан сертификат летной годности и осуществлен регулярный рейс Москва – Ташкент.

Краткий обзор и конструкция

У аэробуса на момент своего выпуска не было аналогов во всем мире. Этот авиалайнер достойно опередил все зарубежные машины. С пассажирской и грузовой нагрузкой ему удалось установить порядка 18 скоростных рекордов.

Выпускался Ил-86 до 1993 года в Воронеже, а летал на гражданских авиалиниях до 2010 года. Лайнер нового поколения значительно превосходил по удобству всех своих предшественников.

В конструкции воздушного суда нового поколения использовалось все самое современное, что было в приборостроении, радиотехники, в технологии на тот момент.

Он являлся классическим, широкофюзеляжной машиной с четырьмя двигателями, расположенными под крылом. В диаметре фюзеляж достигал 6,08 метров. В салоне располагалось девять посадочных мест в одном ряду с наличием двух проходов.

Достаточно сказать, что самолет состоял на 54% из сплавов алюминия, на 15% из стали и на 14% из сплавов титана. Остальное – полимерные материалы.

Специально был спроектирован современный двигатель НК-86. Спустя время, ввиду огромного расхода топлива и высокого шума, данный двигатель стал основным поводом вывода аэробуса из эксплуатации.

Кроме того, масштабы НК-86 привели в дальнейшем к невозможности замены его на модифицированные моторы. Как раз это и способствовало разработке нового самолета Ил-96. Немаловажно, что при большой температуре наружного воздуха снижалась работоспособность двигателя и иногда, даже приходилось останавливать взлет.

Самолет имеет хорошую управляемость: рулевые поверхности разделены на отдельные секции, а гидравлика продублирована.

Дублирование было и в других жизненно важных системах аэробуса. Конструкторами первого советского аэробуса разработана уникальная электроимпульсная защита от обледенения. Ее эффективность была в сотни раз выше обычной тепловой схемы.

Самолет был снабжен четырьмя мощными турбореактивными двигателями, тягой до 13 тс каждый. Механизация крыла, и новая схема шасси давали возможность эксплуатировать аэробус на аэродромах, где базировались Ил-18 и Ту-134. Для взлета и посадки Ил-86 нужна была полоса не более 2600 метров.

Большие люки позволяли использовать разные варианты загрузки грузовых отсеков. Наличие трех встроенных в аэробус трапа значительно упрощали работу наземных служб аэропорта и экономили время пассажиров.

Перешла на новый уровень и звукоизоляция. Ил-86 был уникален наличием системы навигации, которая была применена впервые. Эта система позволяла выполнять рейсы в любых метеоусловиях и в любое время суток. Все приборы летательной машины были инновационными.

Ил-86: первый советский широкофюзеляжный авиалайнер

Ил-86 – советский пассажирский реактивный самолет, разработанный в КБ Ильюшина в начале 80-х годов. Этот авиалайнер стал первым – и наиболее массовым – отечественным широкофюзеляжным авиалайнером. Его серийное производство было налажено на Воронежском авиационном заводе (ВАСО) в 1980 году и продолжалось до 1997 года. За это время было изготовлено 106 самолетов.

В 2011 году самолет Ил-86 был снят с коммерческой эксплуатации. Четыре самолета этого типа до сих используются российским министерством обороны в качестве воздушных командных пунктов (модификация Ил-80/87). За время производства было создано несколько вариантов самолета, один из них – Ил-86Д – стал основой для пассажирского дальнемагистрального авиалайнера Ил-96-300.

Как создавался первый советский широкофюзеляжный авиалайнер

Основной тенденцией развития гражданской авиации на протяжении последних пяти или шести десятилетий является стремительный рост пассажиропотока. Причин этому несколько. Экономический рост в странах первого мира сделал людей богаче, соответственно, с каждым годом все больше желающих могли позволить себе быстрые и удобные воздушные перелеты. Второй причиной было совершенствование самих самолетов – росла их пассажировместимость, повышалась скорость и экономичность.

Читать еще:  Нож Гитлерюгенда, оригинал, реплика и копия, эмблема и девиз Кровь и Честь, торжественное вручение на церемонии и фирмы-изготовители

Уже к середине 60-х годов подобная тенденция стала проблемой – основные аэропорты мира оказались перегруженными. Пребывающим авиалайнерам приходилось все больше времени ожидать в воздушной зоне аэропортов, сокращались интервалы между посадками и взлетами машин, что, соответственно, ухудшало условия для технического обслуживания самолетов и повышало вероятность катастроф и аварий.

Решение подобной проблемы виделось в создании авиалайнеров большой пассажировместимости (от 250 до 500 мест), что позволило бы резко уменьшить количество машин, необходимых для обеспечения возросшего объема перевозок. Таким образом каждый самолет получал бы достаточно времени для нормального технического обслуживания. Кроме того, увеличение количества пассажиров на борту позволило снизить себестоимость перевозок.

Разработкой подобных машин первыми занялись американцы, потому что у них эта проблема стояла особенно остро. Ведь кроме значительного внутреннего пассажиропотока, авиакомпании США работали на трансатлантической трассе, которая всегда отличалась постоянной и высокой загрузкой.

В СССР к созданию авиалайнера большой пассажировместимости приступили только в 1969 году. Причиной такого «отставания» от Запада была не слабость советской экономики или неразвитость авиационной промышленности, просто для создания подобных «летающих гигантов» в СССР не было ни социальных, ни экономических – что гораздо важнее – предпосылок. В стране также год от года увеличивался пассажиропоток, но ничего похожего на настоящий бум, начавшийся на Западе в 60-е годы, в СССР не было. И если для американских авиакомпаний широкофюзеляжный авиалайнер был критически необходим, то «Аэрофлот» до середины 70-х годов спокойно обходился надежными и проверенными Ту-114, Ту-134, Ил-62 и Ил-16.

В СССР над созданием отечественного самолета большой вместимости первыми задумались в ОКБ Ильюшина. Сначала ильюшинцы просто хотели создать новую модификацию самолета Ил-62 с фюзеляжем большей длины (на 6,8 метр). Этот авиалайнер вмещал бы 250 пассажиров, но дальнейшего развития этот проект не получил. Создать же на базе Ил-62 самолет большой пассажировместимости, в принципе, было возможно, но пришлось бы пожертвовать уровнем комфорта пассажиров. В ходе реализации проекта конструкторами рассматривалась возможность создания двухпалубного Ил-62, а также вариант с овальным сечением фюзеляжа и разделенными кабинами.

В начале 1970 года ОКБ Ильюшина получила новое задание на создание широкофюзеляжного авиалайнера вместимостью салона в 350 мест. А в марте 1972 года было принято постановление Совмина СССР о начале работ над созданием широкофюзеляжного Ил-86. К новой машине были выдвинут ряд требований, учитывавших ожидаемый рост пассажирских перевозок в стране, анализ распределения пассажиропотока по дальности полета, состояние материально-технической базы «Аэрофлота», а также ВВП, на которых планировалось эксплуатировать новую машину.

Одним из главных пожеланий заказчика к самолету была возможность перевозки багажа по принципу «багаж при себе», что потребовало от конструкторов провести весьма серьезные исследования относительно диаметра фюзеляжа будущей машины. Кроме того, создателям самолета необходимо было обеспечить возможность взлета и посадки Ил-86 на относительно короткие ВВП, исходя из чего была выбрана конструкция механизации крыла и шасси.

Впервые самолет Ил-86 поднялся в воздух в декабре 1976 года, а уже через год новую советскую машину продемонстрировали на международном авиасалоне в Париже. В сентябре 1978 года были успешно завершены заводские испытания и начались испытания для получения сертификата летной годности. Этот документ самолет Ил-86 получил в декабре 1980 года. Среди прочего испытания показали, что Ил-86 обеспечивает существенно меньший уровень эксплуатационных расходов по сравнению с другими существующими на тот момент машинами.

26 декабря 1980 года авиалайнер выполнил свой первый рейс по маршруту Москва – Ташкент. Так начались регулярные коммерческие полеты Ил-86 на воздушных линиях страны, что, безусловно, можно назвать новой вехой в истории советской гражданской авиации. Вскоре началось использование самолета и на международных линиях. Также можно добавить, что в сентябре 1981 года на Ил-86 было установлено сразу восемнадцать мировых рекордов.

В 80-е годы конструкторы ОКБ Ильюшина работали над созданием новых модификаций самолета – Ил-86В и Ил-86Д, на которые планировали установить двигатели английской компании Rolls-Royce. Планировалось, что Ил-86В будет иметь фюзеляж на несколько метров длиннее, чем у базовой модели, благодаря чему он сможет перевозить 450 пассажиров. Дальность полета модификации Ил-86Д должна была составлять 9 тыс. км. Позже на основе именно этого проекта был создан авиалайнер Ил-96-300. Уже в 90-е годы, после распада СССР, изучалась возможность замены двигателей Ил-86 на более экономичные, что позволило бы значительно увеличить дальность полета машины. Однако этот проект так и не был реализован, потому что все силы КБ были брошены на доработку проекта Ил-96.

Эксплуатация пассажирского самолета Ил-86

В советский период единственным эксплуатантом Ил-86 был «Аэрофлот». Самолет использовался на внутренних рейсах средней протяженности. В конце 80-х годов авиалайнеры планировали поставлять в социалистические страны, но до практической реализации дело так и не дошло. Единственной страной, кроме СССР, в которой Ил-86 эксплуатировались до 1991 года, был Китай. В 1990 году три самолета были отправлены китайской авиакомпании China Xinjiang Airlines и использовались вплоть до 2003 года.

После развала СССР Ил-86 разными путями поступили на баланс отдельных частных авиакомпаний России. Авиалайнер активно использовался на популярных туристических маршрутах. Однако уже в начале нулевых годов самолет стали массово снимать с эксплуатации. Несмотря на неплохие технические характеристики лайнера, Ил-86 имел существенные недостатки, главными из которых был высокий уровень шумности моторов НК-86 и их неэкономичность. Когда эту машину разрабатывали, данные изъяны не считались критическими, но уже в середине 90-х международные нормы для гражданской авиации были существенно ужесточены, что самым негативным образом сказалось на дальнейшей судьбе самолета.

Последние Ил-86 были сняты с рейсов в 2011 году. После этого большая часть самолетов была порезана на металлолом.

Аварии и катастрофы пассажирского лайнера

Ил-86 по праву считается надежным самолетом. Из 106 построенных машин в катастрофах были потеряны только четыре. Причем случились все они причине грубых ошибок, допущенных людьми, а не из-за отказов техники.

Описание конструкции и особенности машины

Ил-86 – это четырехмоторный низкоплан, выполненный по классической схеме с однокилевым оперением и убирающимся трехстоечным основным шасси.

Самолет создавался с учетом его возможного использования в аэропортах с низким уровнем технического оснащения. Для этого в его конструкции и была реализована концепция «багаж при себе». Она заключалась в том, что пассажиры имели возможность пронести багаж на борт лайнера, а затем оставить его на специальных стеллажах, которые располагались на нижней палубе. Сам же салон имел в ряду девять кресел с двумя удобными широкими проходами.

Силовая установка Ил-86 состоит из четырех ТРДД НК-86, которые являются результатом дальнейшего развития мотора НК-8. Этот двигатель можно назвать главной «ахиллесовой пятой» самолета, кроме высокого уровня шумности и низкой экономичности, о чем было сказано выше, НК-86 обеспечивал машине низкую тяговооруженность. Летчики шутили, что взлет Ил-86 происходит благодаря кривизне Земли.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector