0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИЛ 96, президентский самолет Путина, описание и технические характеристики, последние новости о возобновлении производства, модернизация и модификации

Содержание

«Американцы страшно удивились»: в чём особенности российского лайнера Ил-96

28 сентября 1988 года в воздух впервые поднялся дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-96. Машина взлетела с аэродрома на Ходынском поле. Лайнер пилотировал заслуженный лётчик-испытатель Станислав Близнюк, получивший два года спустя «Золотую Звезду» Героя Советского Союза.

Разработка авиалайнера стартовала в 1978 году под руководством доктора технических наук, академика АН СССР Генриха Новожилова — преемника легендарного конструктора Сергея Ильюшина. В перспективе Ил-96 должен был заменить Ил-86, который считается самым массовым советским широкофюзеляжным самолётом.

Первоначально ильюшинцы планировали установить на новейший лайнер четырёхдвигательную турбореактивную силовую установку НК-56 Куйбышевского завода (сейчас — ОАО «Кузнецов»). Работы над созданием мотора начались в 1979 году. За основу поволжские инженеры взяли НК-25 — двигатель, на котором летает дальний бомбардировщик Ту-22М3.

Однако в 1983 году по решению Министерства авиационной промышленности СССР работы над НК-56 были прекращены. Ведомство сделало выбор в пользу турбовентиляторного двигателя ПС-90 — детища Пермского моторного завода, обладающего меньшей тягой (до 16 тонн). В связи с этим пришлось укоротить фюзеляж, уменьшить размах и площадь крыла. Пассажировместимость сократилась с 350 до 300 человек.

«ПС-90 проектировался для среднемагистрального Ту-204. На первый взгляд, мы видим очевидные противоречия. Однако министерство исходило из необходимости унификации двигателей для гражданской авиации. Это правильный вектор, и надо признать, что ставка на семейство ПС-90 себя в целом оправдала», — отметил в беседе с RT исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Нереализованная мечта

Этап испытаний Ил-96-300 выпал на конец 1980-х годов — период стремительного разрушения экономики и государственности СССР. В этих условиях отечественные авиастроители не могли рассчитывать на полноценную поддержку властей и спрос на внутреннем рынке.

С целью дальнейшего развития проекта в декабре 1990 года КБ имени Ильюшина заключило соглашение с американскими корпорациями Pratt & Whitney (специализируется на производстве двигателей) и Rockwell Collins (мировой флагман в сфере авионики). Как вспоминал лётчик-испытатель Герой России Анатолий Кнышов, заокеанские специалисты были поражены возможностями Ил-96.

«Когда в 1990-х я прилетел на Ил-96 в Штаты и у меня в баках осталось топлива ещё на три часа полёта, американцы страшно удивились. Один из представителей их авиавластей тогда прямо заявил: «По некоторым позициям данный тип самолёта является для нас недостижимым», — рассказывал ранее Кнышов.

6 апреля 1993 года в воздух поднялся Ил-96МО (МО — модернизированный опытный) на 435 мест. Машина была оснащена двигателями семейства PW2000, которые устанавливались на пассажирском лайнере Boeing 757 и военно-транспортном самолёте Boeing C-17 Globemaster III. В июне 1993 года на международном авиасалоне в Ле Бурже состоялся дебют российско-американского первенца.

Предполагалось, что 20 самолётов Ил-96 с американскими двигателями, авионикой и генераторами закупит российский «Аэрофлот». Объём ежегодной поставки должен был составить 5—7 самолётов. При этом ведущий авиаперевозчик РФ планировал приобрести дальнемагистральные лайнеры за счёт кредита в $1 млрд, выданного U.S. EXIM Bank.

Категорически против сделки выступили авиастроительные корпорации McDonnell Douglas и Boeing. Они заявили, что Pratt & Whitney, Rockwell Collins и U.S. EXIM Bank, сотрудничая с российскими компаниями, создают искусственного конкурента производителям пассажирских самолётов США.

Однако сокрушительный удар по российско-американскому проекту нанесла не столько позиция McDonnell Douglas и Boeing, сколько августовский дефолт 1998 года, отпугнувший зарубежных инвесторов. В 2000-х негативное влияние на конкурентоспособность Ил-96 оказало бурное распространение более экономичных двухдвигательных дальнемагистральных самолётов Boeing и Airbus.

Сделано в России

Вышеизложенные причины помешали занять Ил-96 свою нишу в российской гражданской авиации. В 2000-е годы ильюшинцы нашли альтернативу заокеанским комплектующим, вернув машине двигатели ПС-90А и отечественную бортовую аппаратуру.

Проект удалось сохранить во многом благодаря господдержке. В настоящее время в число эксплуатантов лайнера входят специальный лётный отряд «Россия» Управления делами президента (на Ил-96 в модификации ПУ летает глава государства) и авиакомпания Cubana de Aviación.

В середине 2000-х в парке «Аэрофлота» было всего лишь шесть Ил-96. В августе 2009 года глава Минпромторга Виктор Христенко объявил о решении снять лайнер с производства. Спустя четыре года государственный перевозчик начал избавляться от отечественных самолётов, заменяя их зарубежными аналогами. Последний коммерческий рейс Ил-96 с бортовым номером RA-96008 совершил 30 марта 2014 года.

Однако на фоне санкционного режима правительство РФ начало обсуждать идею возобновления производства самолёта в модернизированной версии (Ил-96-400М). В январе 2017 года кабмин выделил свыше 53 млрд рублей на модернизационные мероприятия, строительство одной опытной машины (должно быть завершено в конце 2019 года) и производство шести серийных (с 2020 года). Ещё два борта заказало Минобороны РФ.

Выпуск обновлённого лайнера был поручен Воронежскому акционерному самолётостроительному обществу (ВАСО). До конца 2018 года на техническое перевооружение предприятие получит от правительства дополнительно 1,32 млрд рублей.

Ил-96-400М будет отличаться современным бортовым и навигационным оборудованием, а также улучшенной компоновкой. Первые серийные образцы ВАСО оснастит ПС-90А. Но в перспективе лайнер будет летать на турбореактивном двигателе нового поколения ПД-35 тягой до 40 тонн, который в настоящее время находится на стадии разработки.

Олег Пантелеев отметил, что российские власти, развивая проект Ил-96, не планируют создавать конкурента Boeing и Airbus. По его словам, правительство стремится поддержать дальнемагистральную авиацию, сохранить технологическую и производственную базу, обеспечить заказами ОКБ Ильюшина и ВАСО.

«Ил-96 — это своеобразный страховочный вариант на случай, если западные государства откажутся поставлять нам дальнемагистральные самолёты и другую авиатехнику, от которой мы, к сожалению, сильно зависим. Пусть и с некоторыми издержками, но Ил-96 позволит нам обеспечить нормальное авиасообщение», — подчеркнул Пантелеев.

Как полагает эксперт, машина будет пользоваться спросом прежде всего у государственных заказчиков, включая СЛО «Россия» и силовые ведомства. Однако ситуация может поменяться с появлением ПД-35 и внесением ряда конструктивных изменений в Ил-96.

«Ил-96 будет пригоден для коммерческой эксплуатации, если на нём установят ПД-35, а фюзеляж и крыло выполнят из композитных материалов, которые на 10—15% облегчат массу лайнера. На мой взгляд, такой вариант модернизации станет возможным, если произойдёт серьёзная задержка с реализацией российско-китайского проекта дальнемагистрального CR929 и вводом западных санкций, касающихся поставок авиационной продукции», — заключил Пантелеев.

Заслуженный лётчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов не согласен с точкой зрения Пантелеева. В беседе с RT он заявил, что Ил-96 с двигателями ПС-90А вполне пригоден для коммерческой эксплуатации. По словам эксперта, детище ОКБ Ильюшина по соотношению цены и качества практически не уступает западным лайнерам.

«Россия просто обязана иметь собственный дальнемагистральный самолёт. Это вопрос как престижа, так и экономики. Я не вижу причин, по которым Ил-96 нельзя использовать в гражданской авиации. Мы можем собирать эту машину с нуля и продолжать её совершенствовать. Текущие тенденции в нашей авиации внушают надежду, что Ил-96 займёт достойное место в сфере коммерческой эксплуатации», — сказал Попов.

Ил-96-300ПУ(М) — самолет президента Российской Федерации

«…командующий ВВС Александр Новиков доложил, что к полету готовы два самолета. Первый поведет генерал-полковник Голованов, второй — полковник Грачев. Верховному предложили лететь с Головановым, но Сталин усмехнулся: «Генерал-полковники самолеты водят редко, полетим с полковником. » … Вместе они и прибыли в Тегеран — Сталин, Молотов, Ворошилов и мой отец» (из книги воспоминаний Серго Берия).

Визит Сталина на Тегеранскую конференцию в ноябре 1943 г. стал первым авиапутешествием Первого лица государства в отечественной истории. Подробности этого события достаточно скудны: известно лишь, что для полета был выбран оригинальный американский «Дуглас» С-47 (по другим данным – его лицензионная копия Ли-2 индивидуальной сборки). В полете «Борт №1» сопровождал эскорт из 27 истребителей ВВС РККА.

Никита Хрущев, наоборот, был заядлым авиапутешественником и регулярно пользовался самолетами во время своих мировых турне. Наибольшую известность приобрела история его визита в США (1959 год). Для трансатлантического путешествия Хрущев выбрал Ту-114, самый крупный турбовинтовой самолет в мире, он же — гражданская версия межконтинентального бомбардировщика Ту-95. Помимо Генсека, на борту авиалайнера находилась его семья и свита из 63 сопровождающих лиц. Не обошлось без конфуза – по прибытию на авиабазу Эндрюс выяснилось, что все американские трапы имеют недостаточную длину, чтобы дотянуться до двери высоченного ТУ-114. Советской делегации пришлось спускаться по лестнице пожарной машины.

Читать еще:  «Вертикальный арбалет»: плюсы и минусы

Любимым авиалайнером Леонида Брежнева был стремительный красавец Ил-62 – флагман гражданской авиации Советского Союза. Этим же самолетом летали преемники Брежнева – Юрий Андропов и Михаил Горбачев. За все время самолет ни разу не подвел своих VIP-пассажиров, всякий раз он уверенно отрывался от полосы и, спустя несколько часов, аккуратно приземлялся на другом конце Земли. Предельно надежная техника. Лишь однажды, находясь в воздушном пространстве Алжира, «брежневский» Ил-62 попал под обстрел французских «Миражей». К счастью, все обошлось (до сих пор доподлинно неизвестно, что это было – ошибка, провокация или попытка диверсии).

Первый Президент Российской Федерации пожелал сменить пожилой Ил-62 на более современный широкофюзеляжный лайнер Ил-96 (специальная модификация Ил-96-300ПУ – «пункт управления»). До сих пор об этом самолете (бортовой номер RA96012) ходят легенды: эксклюзивный дизайн интерьеров от Ильи Глазунова, покраска в Голландии, внутренняя отделка в Швейцарии, бронестекла и электронные замки кают, ценные породы дерева, инкрустация драгоценными камнями, гобелены и раритетные произведения искусства. Наконец, системы связи и дистанционного управления РВСН в случае начала конфликта с применением ядерного оружия – наличие спецоборудования выдаёт характерный плексигласовый «желоб» на фюзеляже самолета. Кроме того, «ельцинский» Ил-96-300ПУ отличался от гражданских версий «девяносто шестых» увеличенной дальностью полета и, по неофициальным данным, наличием оптико-электронных станций постановки помех для головок самонаведения ракет ПЗРК, а также системой спасения Первого лица из падающего самолета (парашюты или катапультируемая капсула – тут уже неистощимая народная фантазия уходит в бесконечность).


Если не принимать во внимание различные домыслы сомнительно качества и адекватности, то Ил-96 — просто изящный самолет с благородными линиями и гармоничным обликом, обладающий, к тому же, отменной надежностью – за все 20 лет эксплуатации самолетов этого типа, не было отмечено ни одной крупной аварии, повлекшей за собой гибель людей. Согласитесь, звучит впечатляюще на фоне непрекращающихся сообщений о катастрофах «Боингов» и «Эйрбасов»! Высокая безопасность Ил-96 отчасти объясняется теорией вероятностей (всего порядка 30 построенных машин) и специфическими эксплуатантами – качество обслуживания самолетов в летном отряде Управления делами Президента наверняка выше, чем у любой частной авиакомпании.

В настоящий момент в составе Специального летного отряда «Россия» находятся четыре Ил-96-300 различных модификаций. Флагманом является Ил-96-300ПУ(М), бортовой номер R96016 – модернизированный вариант «ельцинского» Ил-96-300ПУ, впервые поднявшийся в воздух в 2003 году. Настоящий «Летающий Кремль» с рабочим кабинетом Президента, комнатами для совещаний, конференц-залом и салоном «люкс» для сопровождающих лиц и гостей на борту самолета. Под рукой у Первого лица государства находится всё необходимое для управления огромной страной: компьютеры и офисная оргтехника, спутниковые системы коммуникации, каналы спецсвязи. Уникальная радиоэлектронная «начинка» авиалайнера, разработанная на одном из оборонных предприятий г. Омска, позволяет транслировать сообщения, зашифрованные специальным кодом, с любой высоты в любую точку мира.

Из других особенностей супер-самолета – на борту имеется мини-спортзал, комнаты отдыха для VIP-гостей, столовая, бар, душевые кабины и даже медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи. Во избежание повторения инцидента 1959 г., когда Никите Хрущеву пришлось спускаться по лестнице пожарного автомобиля, на новом российском самолете имеется встроенный нижний трап. Кроме того, «путинский» самолет оборудован модернизированными двигателями ПС-90А.
Ил-96-300ПУ(М) строился по специальному заказу в г. Воронеже, над внутренней отделкой работали лучшие ювелиры из Златоуста, салон украшают гравюры на исторические темы, вышитые мастерами Павлово-Посадской шелковой фабрики. Планировкой помещений и техническим обустройством самолета занимались специалисты из Diamonite Aircraft Furnishings Ltd. Салон выполнен в преимущественно светлых тонах, предпочтение отдано цветам российского флага.

Несмотря на звучащие порой возмущения по поводу богатого убранства салона Ил-96-300ПУ(М), следует заметить, что это не просто самолет для личного пользования. На борту Ил-96-300ПУ(М) регулярно присутствуют зарубежные гости, дипломатические миссии и представители СМИ. Самолет Президента – это особый символ, создающий имидж нашей страны в глазах иностранцев.
К разочарованию злопыхателей, здесь нет никаких «золотых унитазов», интерьеры Флагмана выдержаны в «державном» стиле с намеком на Имперские амбиции России. Благородно, красиво и качественно, без лишней «мишуры» и прочих вульгарных элементов кричащей роскоши.

Одним словом, президентский «Ил» — комфортабельный летающий офис для деловых поездок по всему миру — ничего похожего на «дорогую игрушку» саудовского Принца Алвалида бин Талал бин Абдулазиз Аль-Сауда, который повелел разместить на борту личного трехэтажного «Эйрбас» А380 огромный бассейн и концертный зал с симфоническим оркестром!
Высокая стоимость «правительственного Ила» в большей степени обусловлена установленным на борту комплексом секретного радиоэлектронного оборудования и особыми мерами, связанные с обеспечением безопасности полета правительственного «борта».

В декабре 2012 года воздушный флот Специального летного отряда «Россия» пополнился еще одним Ил-96-300 (бортовой номер RA96020), пришедшем на замену своим предшественникам. В конце нынешнего 2013 года Управление делами Президента получит второй заказанный «Ил» (бортовой номер RA96021).

Специальные правительственные самолеты существуют во всех стран мира. Президент США летает на комфортабельном бело-голубом Боинг-747 «Air Force One». Канцлер Германии – на европейском авиалайнере «Эйрбас» А340 с личным именем «Конрад Аденауэр». Президент Украины для своих визитов пользуется небольшим самолетом бизнес-класса Ан-74. Однако, большинство сильных мира сего, вынуждено передвигаться на зарубежной авиатехнике. Лишь считанные единицы стран обладают развитой авиапромышленностью, способной самостоятельно создать самолет для Первых лиц своего государства. Здесь можно с гордостью констатировать, что Высшие должностые лица России продолжают летать на отечественной авиатехнике.

Дальнемагистральный пассажирский самолет Ил — 96-300.

Размеры
Размах крыла: 60,1 м; длина самолета 55,35 м; высота самолета 17,57 м; площадь крыла 391,6 м2; угол стреловидности по линии 1/4 хорд — 30 градусов; диаметр фюзеляжа 6,08 м;

Размеры пассажирской кабины
Длина 41 м;
максимальная ширина 5,7 м;
максимальная высота 2,61 м;
объем 350 куб.м .

Двигатели
ТРДД Пермского моторостроительного КБ ПС-90А с реверсивными устройствами(4х156,9 кН, 4х16000 кгс)

Массы и нагрузки
Максимальная взлетная масса — 230 т; максимальная посадочная масса — 175 т; масса пустого снаряженного — 119 т; максимальная масса без топлива — 157 т; максимальная коммерческая нагрузка — 40 т, максимальный запас топлива — 122 т (150400л).

Летные данные
Крейсерская скорость на высоте 10100 м — 850-900 км/ч; скорость захода на посадку — 260-270 км/ч; дистанция сбалансированного взлета — 2600 м, потребная посадочная дистанция — 1980 м; практическая дальность полета с резервом топлива: с максимальной коммерческой нагрузкой 7500 км, с коммерческой нагрузкой 30 т — 9000 км; с коммерческой нагрузкой 15 т — 11000 км.

Конструктивные особенности и технико-экономические характеристики
Крыло со сверхкритическим профилем и концевыми аэродинамическими поверхностями. Расчетный ресурс 60 000 летных часов (12 000 посадок в течение 20-летнего срока службы), трудоемкость техобслуживания 11 человеко-часов на 1 час полета, время подготовки к повторному вылету 45 мин. Расход топлива на пассажиро-километр находится в пределах 23 г.

Оборудование
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает эксплуатацию самолета по минимуму категории IIIА ИКАО. Используется встроенная аналоговая электродистанционная система управления полетом и система оптимизации режимов полета , встроенная инерциальная навигационная система, аппаратура спутниковой навигации и радионавигационной системы «Омега», электронная система отображения информации с шестью индикаторами на ЭЛТ и ИЛС. Имеется аппаратура встроенного контроля, автоматическая система отображения информации о центровке самолета.

Производство и выпуск
Выпускается серийно с 1992 года.

Состояние программы
Сертификация самолета по российским нормам была завершена к концу 1992 года. К настоящему моменту Ил-96 соответствует второй категории ИКАО, т.е. может совершать взлет и посадку при самой минимальной видимости.

Разработчик
Авиакомплекс им. С. В. Ильюшина.

ИЛ 96, президентский самолет Путина, описание и технические характеристики, последние новости о возобновлении производства, модернизация и модификации

В России возродят серийное производство Ил-96: «Это вопрос безопасности и наших стратегических интересов»

Стало известно о возрождении серийного производства пассажирских Ил-96 – надежнейших в мире дальнемагистральных самолетов. Известие пришло на фоне катастрофы А-321 французского производства компании «Когалымавиа» на Синае и противоречивых данных о расследовании причин.

ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» планирует возродить серийное производство пассажирских самолетов Ил-96, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление генерального конструктора компании Николая Таликова.

Он отметил, что ожидается глубокая модернизация лайнера, которому в свое время пророчили роль флагмана советской и российской авиации.

В настоящее время Ил-96 эксплуатируется в президентском летном отряде, что уже говорит очень о многом, а также кубинской авиакомпанией, куда лайнеры успели поставить перед разгоревшейся в нашей стране кампанией по скупке старых Boeing.

Кроме того, в планах авиакомплекса в ближайшее время восстановить в рамках импортозамещения производство в России пассажирского самолета Ил-114. Этот турбовинтовой самолет предназначен для местных авиалиний. Серийное производство предполагалось разместить в Ташкенте, но развал СССР помешал этому. Всего было построено 17 машин.

Читать еще:  Пулеулавливатель: пулеуловитель для пневматики своими руками, изготовление пуль и мишени, как сделать тир и пульницу

Ил-96 же является широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетом и производился с 1993 по 2013 год на мощностях ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». Самолет воистину трагической судьбы стоит вдвое дешевле аналогичного Boeing-767, проще и дешевле в обслуживании. В нем все оптимизировано для достижения большой дальности: крыло со сверхкритическим профилем и вертикальными законцовками, высокоэкономичные двигатели, запас топлива, составляющий почти половину взлетного веса. Расход горючего контролирует автоматическая система. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации. Ответственные системы многократно дублированы. Лайнер способен совершить посадку при четырех неработающих двигателях (то есть всех), на что Boeing неспособен в принципе.

420? ‘420px’: ‘100%’ ); width:100%;» border=»0″ />

«Самолет многократно резервирован. Отказ любой его системы не приводит к ситуации выше, чем всего лишь усложнение условий пилотирования. Ил-96 на тот момент был уже в серийном производстве. Ил-96Т без особых проблем, лишь сделав интерьер, можно было превратить в пассажирский на 380–400 мест. По размерам он такой же, как Боинг-777. На Ил-96 можно было бы поставить два встроенных трапа, как на Ил-86, чтобы он летал и садился в любых аэропортах», — рассказал в недавнем интервью создатель Ил-96 Генрих Новожилов.

Хотя в известии о возобновлении серийного производства Ил прямая связь с катастрофой лайнера «Когалымавиа» французского производства не отмечается, но, насколько можно судить, это неслучайно.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» border=»0″ />

В настоящее время главные поставщики самолетов на российских рынок – не только французская Airbus, но и американская корпорация Boeing. Буквально на днях МАК выступил с неожиданным заявлением – оказывается, что имеются проблемы с управлением рулем высоты самолетов Boeing-737 (тот, что упал в Татарстане в 2013 г., и озвученные МАКом данные ставят под сомнение названную причину аварии — человеческий фактор).

«У «Боинга 737» действительно есть проблема – у него управление рулем высоты страдает, это слабое звено. То есть действительно руль высоты выходит из строя, а для пассажирского самолета – это все. И тут вопрос — а чего МАК-то сам все это время молчал? Итак, давайте все разложим по полочкам – мы знаем, что у «Боинга» проблемы с рулем высоты. В казанской авиакатастрофе конца 2013 г. обвинили тогда летчиков, которые якобы не потянули ручку на себя, а сейчас говорят, что там был неисправен руль высоты? Интересно. Известно также, что председатель МАК Татьяна Анодина является матерью создателя «Трансаэро». И когда авиакомпанию отобрали, она решила сказать правду? Великолепно! Значит, был какой-то сговор между МАКом, Росавиацией и «Боингом»?» – прокомментировал Накануне.RU писатель и публицист Максим Калашников.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» border=»0″ />

Но вскоре выяснилось, что авторитетный МАК «не то имел в виду» – и попросту… отозвал свое письмо. Американский авиапроизводитель Boeing тут же заявил, что рад тому, что в России продолжают эксплуатироваться самолеты типа Boeing-737, несмотря на скандал.

Причины же крушения А-321 пока так и не названы, и те же США «путаются в показаниях». В первые дни после трагедии они опровергли причастность к этому террористов. Но позже со ссылкой на различные источники начала появляться информация о взрывчатке на борту. Возможно, версия о теракте выгодна для того, чтобы в России не задумались о воссоздании своей авиации, даже глядя на то, как падают «эрбасы» и «боинги»?

Также эксперты обращают внимание на то, что после введения санкций против России создалась угроза, что подобные агрессивные меры могут быть применены и в отношении использования зарубежных самолетов Boeing и Airbus. Сегодня 97% пассажиров перевозятся на самолетах западного производства. Такое положение четко говорит о том, что как минимум этот сектор полностью не защищен от агрессии Запада. И, напротив, импортозамещение именно в этой сфере стало бы эффективнейшей антисанкционной мерой.

И тут встает вопрос – способна ли нынешняя элита выполнить модернизацию в авиаотрасли? Как показал пример оборонно-промышленного комплекса, для этого достаточно политической воли. Хотя противников этого курса и лоббистов западных корпораций будет предостаточно.

«Заменить 200 самолетов на рынке сразу нечем. Для того чтобы произвести замену, надо произвести столько же машин. А частично начать замещение, мне кажется, нереально при нынешнем качестве менеджмента. Если говорить об отечественных самолетах, то, например, против участия Ил-96 в авиакомпаниях упрутся всеми ногами, потому что формально Ил-96 не такой экономичный, как западные машины – но я западные не люблю, так как у них все принесено в жертву топливной эффективности. За эти годы авиакомпании уже «подсели на иглу» западного авиапрома, а пересаживаться на те же Ил-96 – это для них болезненно, это отказ от той жизни, к которой они привыкли примерно с середины 90-х. Да и в составе Ил-96 три человека в экипаже, а это более затратно, чем два человека в «Боинге», — отмечает Максим Калашников.

И все же, при верном целеполагании, наличии политической воли, если, наконец, заняться развитием отечественного авиастроения, то это позволит не только «закрыть» потребности своего рынка, но и работать на экспорт.

«Мы скажем — вам охота в этих бьющихся гробах летать? А у нас безопасно. Мы выходим на рынок с турбовинтовыми лайнерами. Турбовинтовой Ил-114 шумный, я летал. Но посчитано, если бы сейчас Ил-114 летал, он бы топлива тратил в полтора раза на пассажира меньше, чем Боинг-737, да, шумный, да, медленнее на 150 км в час, но дешевле и безопаснее, между прочим! Ах, вы не берете в Европу? Так мы заработаем на рынках Азии. Кстати, в Африке с руками рвут оставшиеся Ан-12 и Ил-18, выпусти эти самолеты на новом технологическом уровне!» — заявляет Калашников.

Политолог, военный корреспондент и полковник ВВС Александр Жилин считает, что решение сделать ставку на иностранные самолеты — сдача стратегических интересов России.

«Иностранные лайнеры в любой момент могут быть взяты под управление с помощью спутниковой системы или вмешательством в «мозги» машины. Таким образом, иностранные самолеты мгновенно превращаются в крылатые ракеты врага. У них есть опознователь «свой-чужой», поэтому они могут беспрепятственно подойти к любому стратегическому объекту РФ и врезаться в него», — рассказал эксперт Накануне.RU.

И отказ от иностранных лайнеров в настоящее время — вопрос национальной безопасности. «Это надо сделать как можно быстрее. Россия в полной мере имеет возможность летать на отечественных самолетах. По качеству планера [Ил-96] равных нет. Надо решить проблему двигателей с точки зрения экологии, шумности и экономичности», — отметил он.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» border=»0″ />

ИЛ-96 – устаревшая модель или будущее российской гражданской авиации?

Пассажирский самолёт ИЛ-96-300 в настоящее время является флагманом Воронежского акционерного самолётостроительного общества в сфере межконтинентальных пассажирских перевозок. Несмотря на то, что ИЛ-96-300 производится до сих пор, по своим техническим характеристикам этот самолёт давно уже не соответствует мировым стандартам.

В связи с этим, давно уже ведутся разговоры о глубокой модернизации ИЛ-96-300 и производстве на его базе пассажирского самолёта следующего поколения – ИЛ-96-400. Новый ИЛ-96 должен не уступать ведущим современным производителям широкофюзеляжных самолётов по уровню комфорта и технических характеристик.

История появления самолёта ИЛ-96

В первой половине 1970-х годов большинство дальних авиационных рейсов в СССР осуществляли ИЛ-62, которые начали эксплуатироваться в СССР с 1967 года и являлись гордостью советской транспортной авиации. ИЛ-62 пришли на смену устаревшим ТУ-114, которые производились всего 4 года. Так как ИЛ-62 был первым реактивным самолётом своего класса, он оставался современным самолётом в течение 10 лет, а выпускался вплоть до 1995 года.

Так как пассажирский поток в середине 1970-х годов значительно возрос, потребовалось создать новый, широкофюзеляжный самолёт, которым стал ИЛ-86. Новый самолёт закрыл потребности советской пассажирской авиации примерно на 10 лет, после чего пассажирский поток снова возрос. Так как многочисленные модернизации не решали проблем, было решено создать новый самолёт ИЛ-96 на базе устаревшей модели ИЛ-86.

Первый новый самолёт, собранный на базе ИЛ-86, получил название ИЛ-86Д, и оснащался двигателями НК-56. Использование этих мощных двигателей позволило конструкторам значительно увеличить форму крыла базового ИЛ-86. Вскоре после этого от двигателей НК-56 отказались, решив использовать более дешёвые моторы пермского производства ПС-90.

Из-за использования моторов ПС-90, которые были слабее, главному конструктору Новожилову пришлось уменьшить следующие параметры ИЛ-86Д:

  • Сократить общее количество пассажирских мест;
  • Уменьшить общую длину фюзеляжа;
  • Уменьшить площадь крыльев.

Новая машина была названа ИЛ-96-300, и она впервые поднялась в воздух 28 сентября 1988 года. Первый взлёт ИЛ-96 длился около 40 минут и проходил непосредственно над улицами Москвы. Машина была доверена опытному лётчику С. Близнюку, который являлся Героем Советского Союза.

После первого полёта, машина прошла множество испытаний. Одним из самых знаковых полётов ИЛ-96-300 были:

  • Перелёт в Портленд через Северный полюс за 15 часов;
  • Беспосадочный полёт Москва-Петропавловск-Камчатский. За время этого полёта, самолёт ИЛ-96 преодолел 14 800 км.
Читать еще:  Производство пневматики

Регулярная эксплуатация самолётов ИЛ-96 началась уже после развала СССР, в 1993 году.

Описание самолёта ИЛ-96

Внешнее сходство ИЛ-96 с его предшественником ИЛ-86 очевидно, хотя если присмотреться, можно сразу же заметить отличия. Они заключаются в следующем:

  • Крыло ИЛ-96 низко расположено и имеет суперкритический профиль;
  • Размах крыла составляет 60,1 м2 и имеет уменьшенную стреловидность;
  • Концы плоскостей имеют винглеты, которые значительно уменьшают индуктивное сопротивление.

На самолёте ИЛ-86 было хвостовое оперение Т-образной формы, от которого решено было отказаться. Для того, чтобы сохранить путевую устойчивость, высота киля была увеличена на 1,5 метра.

Если внешне ИЛ-96 можно перепутать с ИЛ-86, то зайдя в салон ИЛ-96, можно сразу увидеть отличия. Салон и кабина ИЛ-96 сделаны с использованием новых (на то время) композитных материалов. Это позволило значительно уменьшить вес самолёта по сравнению с его предшественником.

В качестве двигателей на ИЛ-96 установлены ПС-90А, которые оснащены электронной системой управления «Диагноз-90». Данная система способна не только сообщать о расходе топлива и контролировать работу силовой установки, но и предупреждать пилотов о возникновении помпажа.

Так как самолёт ИЛ-96 имеет полноценный пилотажно-навигационный комплекс и электронную систему управления полётом, удалось сократить экипаж самолёта до 3-х человек. Кабина пилотов оснащена дисплеями, на которые отображается вся необходимая справочная и рабочая информация в полёте.

В связи с тем, что общий вес ИЛ-96 значительно снижен по сравнению с ИЛ-86, удалось увеличить объём топливных баков в 2 раза. Теперь самолёт имеет 1 бак внутри фюзеляжа и по 4 бака в каждой консоли. В салоне имеется мощная автоматическая система кондиционирования воздуха.

Для того чтобы исключить проблемы из-за обледенения крыла и хвостового оперения, на ИЛ-96 используется специальная электроимпульсная система противообледенения. Компрессорная камера обогревает воздухозаборники двигателей горячим воздухом.

Пассажирский салон ИЛ-96 рассчитан на 300 человек. В варианте, который оснащён двумя классами, салон рассчитан на 235 пассажиров. На нижней палубе самолёта имеется 3 отсека, которые предназначены для багажа пассажиров и различных грузов.

«Президентский» ИЛ-96-300

Первый «президентский» ИЛ-96-300ПУ был собран для президента Б. Ельцина, который пожелал сменить старый ИЛ-62 на более перспективную модель самолёта. Про богатство интерьера и техническую начинку самолёта, который собирали для Ельцина, до сих пор ходят легенды. Внутреннее оснащение кают включало в себя:

  • Дизайн интерьеров делал Глазунов;
  • В отделке использовались ценные сорта дерева;
  • Драгоценные камни и золото тоже использовались в отделке;
  • Различные электронные замки и бронированные стёкла.

Кроме этого, самолёт был оснащён системой дистанционного управления РВСН, электронными системами, создающими помехи для ракет ПЗРК, специальная система спасения президента из самолёта, в случае его крушения.

Если даже не принимать во внимание то, что президент выбрал для себя именно ИЛ-96-300, можно с уверенностью сказать, что ИЛ-96 является очень добротно сделанной машиной. Качество сборки может подтвердить тот факт, что за 20 лет эксплуатации не один ИЛ-96-300 не потерпел крушения. Конечно, это можно объяснить и теорией вероятности, так как самолётов было выпущено всего 30 штук, но факт остаётся фактом. На фоне постоянных сообщений мировых СМИ об авиационных катастрофах «Боингов» и «Эирбасов», надёжность ИЛ-96 внушает уважение.

Ил-96-300ПУ(М) Путина

Для президента России В.В. Путина был создан ИЛ-96-300ПУ(М). Основой для создания данного самолёта послужил президентский самолёт Б.Ельцина. Первый полёт этого роскошного самолёта состоялся в 2003 году. В отличие от самолёта Б.Ельцина, новый президентский самолёт стал настоящим летающим рабочим кабинетом президента. Для этого в самолёте имеются следующие помещения:

  • Рабочий кабинет президента;
  • Несколько комнат для совещаний;
  • Салон класса «Люкс» для гостей президента;
  • Конференц-зал.

Под рукой у президента имеется весь спектр электронной техники, которая может пригодиться в процессе управления страной. Это различные каналы специальной связи и спутниковые системы. Имеется также уникальная радиоэлектронная система, разработанная на одном из российских оборонных предприятий. Данная система автоматически зашифровывает сообщения президента, отправляя их в любой уголок земного шара. Причём не важно, на какой высоте находится самолёт.

Помня об инциденте 1959 года, когда Н. Хрущёву пришлось спускаться с самолёта по пожарной лестнице, самолёт Путина оборудовали специальным нижним трапом. В отличие от самолёта Б. Ельцина, внутренняя отделка ИЛ-96-300ПУ(М) выполнена в российском стиле. В интерьере преобладают цвета российского флага, а внутренняя отделка выполнена Златоустовскими мастерами. Стены помещений самолёта украшают шёлковые гравюры с вышитыми на них историческими сюжетами.

Можно неоднократно услышать, что на отделку президентского самолёта потрачено слишком много средств из государственного бюджета. На это можно возразить, что никаких золотых унитазов в данном самолёте нет. Так как самолёт является летающей резиденцией президента, на его борту часто присутствуют зарубежные дипломаты, представители СМИ и различные важные гости. Богатое убранство президентского самолёта – это лишь способ поддержания престижа государства. В самолёте нет никаких излишеств, а стоимость различного секретного оборудования, которым оснащён ИЛ-96-300ПУ(М), в несколько раз превышает стоимость внутренней отделки.

ИЛ-96-400 – последняя модификация ИЛ-96

Самолёт ИЛ-96-400Т является грузовой модификацией самолёта ИЛ-96-300. Фюзеляж данной модели увеличен на 9,35 метров. Для того, чтобы превратить ИЛ-96-300 в транспортный самолёт, понадобилось усилить пол грузового отделения и установить на него специальные рельсы, предназначенные для крепления различных видов механизмов. Эти устройства предназначены для погрузки/разгрузки специальных авиационных контейнеров и поддонов, используемых в международных перевозках.

Все доработки пассажирского ИЛ-96-300, которые были проведены для превращения пассажирского лайнера в тяжёлый транспортник, привели к тому, что максимальная нагрузка стала равняться 92 тоннам. В настоящее время ИЛ-96-400Т весьма востребованы в сфере авиаперевозок грузов.

В 2009 году авиакомпания «Полёт» приступила к эксплуатации ИЛ-96-400Т, которые являются грузовыми самолётами. К сожалению, дела у этой старейшей частной авиакомпании России пошли не очень хорошо. В 2014 году она прекратила своё существование, в связи с огромным падением спроса на свои услуги.

В 2009 году самолётами ИЛ-96-400Т заинтересовались представители перуанской авиакомпании. В ходе авиакосмического салона МАКС-2009 они заключили несколько соглашений о поставке двух единиц ИЛ-96-400Т. Проявили интерес к самолёту представители Китая и некоторых стран Ближнего Востока. Так как новые транспортные модификации ИЛ-96-400Т получили новые, более мощные двигатели, это помогло им получить «пропуск» в мировую авиацию, ведь новые двигатели соответствуют всем мировым стандартам авиации. В сочетании с совершенным пилотажно-навигационным комплексом и высокой грузоподъёмностью, ИЛ-96-400Т является весьма заманчивым предложением в своём классе.

Многие говорят, что продолжать производство транспортных самолётов на базе ИЛ-96-300, который является достаточно старой моделью, никакой альтернативы в России сейчас нет. Ситуация с украинскими тяжёлыми транспортными самолётами АН достаточно напряжённая, поэтому нужно довольствоваться тем, что есть. К тому же ИЛ-96-400Т достаточно неплохой самолёт, который успешно прошёл все нормы лётной годности, принятые в России. Ежегодная заинтересованность иностранных авиакомпаний подтверждает востребованность самолёта ИЛ-96-400Т. Сирия, Иран и Зимбабве ведут переговоры о поставках нескольких транспортных самолётов ИЛ-96-400Т с российской стороной.

Интересные факты, собранные за годы эксплуатации ИЛ-96

В данном списке собраны самые любопытные факты из истории эксплуатации самолёта ИЛ-96:

  • ИЛ-96 является одним из самых надёжных самолётов в мире. За всё время его эксплуатации не произошло не одного лётного происшествия, связанного с гибелью людей;
  • Самолёт первого президента РФ является модификацией ИЛ-96-300;
  • Современный самолёт президента – это тоже одна из модификаций ИЛ-96-300ПУ;
  • Большинство самолётов ИЛ-96 имеют собственные имена. Данные имена даны в честь знаменитых космонавтов и лётчиков;
  • За всю историю эксплуатации ИЛ-96 произошла только одна серьезная поломка, связанная с браком в шасси у «президентской» версии самолёта. В результате произошедших неполадок президенту Российской Федерации пришлось воспользоваться резервным ИЛ-62, а на ИЛ-96 был наложен запрет на эксплуатацию. Данный запрет касался всех самолётов марки ИЛ-96-300 и продолжался в течение 42 дней;
  • Площадь крыла ИЛ-96 превышает размеры теннисного корта в полтора раза.

Последние новости о состоянии программы ИЛ-96

В 2017 году в эксплуатации находилось 15 самолётов ИЛ-96. Они находятся не только в России, но и на Кубе:

  • 4 самолёта ИЛ-96-300 эксплуатирует кубинская национальная авиакомпания. Один из данных самолётов находится в резерве на хранении;
  • 2 самолёта ИЛ-96-400 и 9 самолётов ИЛ-96-300 используются в лётном отряде «Россия».

Кроме этого, 2 самолёта ИЛ-96-300ПУ являются специальными версиями и используются для перевозки первых лиц России. Один из них – это президентский самолёт (ИЛ-96-300ПУ(М)), второй предназначен для министра обороны.

В последние годы ведутся разговоры о возобновлении производства больших пассажирских самолётов ИЛ. Для этого выделены значительные средства на доработку и производство нового самолёта ИЛ-96-400М. Обещают, что в 2020 году первый образец этого самолёта будет построен. Уже имеются договорённости о поставках 5 единиц новых самолётов для Государственной транспортной лизинговой компании.

Пассажирский лайнер ИЛ-96 является настоящей легендой в российской пассажирской авиации. Если реализация проекта по производству ИЛ-96 нового поколения пройдёт успешно, то самолёты ИЛ-96 опять имеют шанс стать одними из лучших пассажирских самолётов в мире.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector