19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крейсер Адмирал Лазарев, атомный ракетный корабль России, модернизация и последние новости, ТТХ и вооружение, история и перспективы

Новости модернизации крейсеров «Орлан»

В настоящее время силами отечественной судостроительной промышленности проводится капитальный ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан». На данный момент из четырех построенных кораблей этого типа в боевом составе флота остается только один. После завершения текущих работ количество крейсеров в строю будет удвоено. Кроме того, в результате модернизации должны вырасти основные боевые характеристики восстанавливаемого крейсера, что положительным образом скажется на боеспособности флота в целом.

В последнее время официальными лицами были оглашены несколько новостей о ходе работ и планах по их завершению. По ряду причин, почти все последние новости о модернизации «Адмирала Нахимова» затрагивали только сроки выполнения требуемых работ. Технические подробности модернизации и другие интереснейшие аспекты реализуемого проекта в последнее время не затрагивались. Тем не менее, к настоящему времени уже были оглашены некоторые сведения на этот счет, а кроме того, высказывались многочисленные оценки.

13 января отечественные средства массовой информации опубликовали новые сообщения о сроках завершения уже начатых работ. Представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ Игорь Дыгало рассказал прессе, что текущая модернизация корабля «Адмирал Нахимов» должна завершиться в 2020 году. В соответствии с имеющимися планами предприятие «Севмаш» (г. Северодвинск) выполняет замену и обновление различных узлов и агрегатов. Выполняется модернизация систем жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, а также корабельных энергетических систем.

Также в ходе ремонта и модернизации тяжелый крейсер лишится части артиллерийских и ракетных комплексов, вместо которых будут установлены системы новых типов. По результатам подобных обновлений корабль будет отличаться повышенными тактико-техническими характеристиками, благодаря чему сможет усилить потенциал надводных сил военно-морского флота.

22 февраля пресс-служба предприятия «Севмаш» сообщила о грядущем начале нескольких новых этапов ремонтных работ. В этом году завод, осуществляющий ремонт и модернизацию корабля, начнет получать крупногабаритное оборудование, необходимое для установки на крейсер. Какие именно агрегаты будут получены в первую очередь – пока не уточнялось.

Также в этом году начнется монтаж различных систем и трубопроводов. Также продолжается подготовка к проведению установки электрических систем. Отмечалось, что в ходе ремонта используется новая методика организации работ. При помощи трехмерного моделирования все необходимое оснащение корабля объединяется в одном виртуальном пространстве, что в значительной мере упрощает и ускоряет работы. Сообщается, что некоторые элементы корпусного оснащения уже были установлены на свои места с использованием новых подходов.

В течение нескольких следующих недель новые сообщения о ходе работ и сроках их выполнения не поступали. Новая уточненная информация была оглашена 23 марта. Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что «Адмирал Нахимов» вновь будет введен в боевой состав флота в течение трех-четырех следующих лет. Таким образом, корабль вернется к службе в 2020-21 годах. По словам главы ОСК, промышленность работает на эту задачу с учетом определенных изменений по объему работ.

В конце марта сразу несколько зарубежных изданий присоединились к обсуждению модернизации российских атомных крейсеров, однако их публикации представляют интерес не только в связи с представленной информацией. По некоторым данным и оценкам, в ходе модернизации корабли проекта 1144 «Орлан» должны будут получать перспективные гиперзвуковые ракеты типа «Циркон». Использование этого ракетного комплекса в составе вооружений «Адмирала Нахимова» и его «систершипов» пока не получило официального подтверждения, но уже вызвало специфическую реакцию за рубежом.

Как серьезные профильные средства массовой информации, так и издания с сомнительной репутацией начали обсуждать немногочисленные известные сведения о «Цирконе», а также предугадать перспективы использования такого оружия в составе комплекса вооружений модернизированных российских кораблей. Сразу ряд британских и американских журналистов пришел к пугающим выводам. По их мнению, существующие зарубежные корабли не имеют никаких средств защиты от «Циркона» или иного подобного вооружения, и поэтому вряд ли смогут пережить атаку обновленных российских крейсеров.

Напомним, модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» осуществляется в соответствии с проектом 11442М. Решение о проведении подобных работ было принято несколько лет назад. Контракт на выполнение ремонтных работ был подписан в середине 2013 года. В следующем году корабль поставили в наливной бассейн для проведения необходимых работ. Главным подрядчиком в рамках ремонта стал завод «Севмаш». Кроме того, в связи со сложностью работ и необходимостью использования различного оборудования, к проекту было привлечено большое количество субподрядчиков.

В ходе текущего ремонта тяжелый атомный ракетный крейсер должен получить различное новое оснащение. Кроме того, серьезнейшему обновлению подвергнется комплекс артиллерийского и ракетного вооружения. По имеющимся данным, судостроители уже поменяли часть корабельных энергетических систем. Также корабль нуждается в восстановлении главной энергетической установки и прочих основных элементов.

Ранее стало известно, что в рамках проекта 11442М был заключен контракт на поставку главных элементов обновленного комплекса вооружений. Крейсер лишится имеющихся наклонных пусковых установок ракетного комплекса П-700 «Гранит», являвшегося основным ударным средством корабля. Вместо них будут смонтированы 10 универсальных пусковых установок 3С-14-11442М. Каждая такая установка имеет в своем составе восемь ячеек для установки транспортно-пусковых контейнеров с ракетой того или иного типа.

По имеющимся данным, предлагаемые пусковые установки позволят крейсеру брать на борт и использовать крылатые ракеты различного назначения семейства «Калибр», противокорабельные «Ониксы» и даже перспективные изделия «Циркон». Общий боекомплект установок 3С-14-11442М должен состоять из 80 ракет. Количество изделий того или иного типа будет определяться в соответствии с поставленной боевой задачей, чему поспособствует универсальность установок.

При помощи универсальных пусковых установок корабль сможет использовать все доступные ракеты различного назначения. Так, в семействе «Калибр» имеются противокорабельные ракеты, оружие для атаки береговых целей, противолодочные боеприпасы и т.д. Благодаря предлагаемой модернизации комплекса ударного вооружения получится значительно повысить его боевой радиус. В зависимости от решаемой задачи, будет возможно поражение целей на дальностях не менее 1000-1500 км.

По имеющимся данным, запланировано серьезное обновление средств противовоздушной обороны, которое будет осуществляться при помощи самых новых зенитных комплексов. В настоящее время «Адмирал Нахимов» несет ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт». В ходе модернизации эта система может быть заменена более новой С-300ФМ. Также возможно дополнение этого комплекса более новым «Полимент-Редут». По разным оценкам, боекомплект этих систем может быть доведен до 100 ракет. ПВО ближней зоны может быть улучшена при помощи комплексов «Палаш» или «Панцирь» в морском исполнении.

Для защиты от торпед или подводных лодок в ближней зоне предложено использовать малогабаритный минно-торпедный противолодочный комплекс «Пакет-НК». Подобные системы уже используются на отечественных боевых кораблях новых проектов, но для «Орланов» они являются новинкой.

В настоящее время крейсер несет спаренную артиллерийскую установку АК-130 с двумя стволами калибра 130 мм. Ранее упоминалось, что это оружие останется на своем месте. При этом в течение некоторого времени обсуждалась возможность применения более новой артиллерийской системы, в том числе с орудиями увеличенного калибра.

Корабль по-прежнему сможет перевозить и обслуживать многоцелевой вертолет Ка-27. Для обеспечения работы авиационной техники будет использоваться новое специальное оборудование. В частности крейсер должен будет получить комплекс взлета и посадки «Палубник-1-11442М». Несмотря на подобное переоснащение, авиационная техника сохранит все свои возможности, однако сможет решать поставленные задачи с повышенной эффективностью.

Запланировано серьезнейшее обновление комплекса бортового радиоэлектронного оборудования. Должны использоваться новые радиолокационные станции обзора и поиска целей, улучшенные навигационные системы, более совершенные средства связи и т.д. Предусматривается использование комплекса радиоэлектронной борьбы. Имеются сведения о применении новых опускаемой и буксируемой гидроакустических станций. Также корабль получит возможность приема сигналов с гидроакустических буев.

Как следует из имеющихся данных, основные размерения и водоизмещение корабля после модернизации не изменятся. Длина корабля по-прежнему будет составлять 251 м, максимальная ширина – 28,5 м, осадка – более 9 м. Полное водоизмещение должно превышать 26 тыс. т. «Адмирал Нахимов» сохранит существующую ядерную энергетическую установку на основе водо-водяного реактора типа ОК-650Б-3, дополненную котлотурбинными системами. Мощность главной энергоустановки – 140 тыс. л.с. Все это позволит сохранить ходовые характеристики на уровне исходного проекта. Максимальная скорость достигнет 32 узлов, дальность плавания будет неограниченной при автономности до 60 суток.

В настоящее время на ремонте находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Обновление корабля должно завершиться в конце текущего десятилетия или в самом начале двадцатых годов. Согласно ранее оглашенным планам военного ведомства, после возвращения «Адмирала Нахимова» к службе на ремонт и модернизацию отправится «Петр Великий» – единственный крейсер проекта 1144, в настоящее времени остающийся в строю. Ремонт флагманского корабля Северного флота ранее планировалось выполнить в 2019-22 годах. В связи с некоторым переносом сроков завершения работ на «Адмирале Нахимове» эти планы должны быть скорректированы.

По понятным причинам, о точных сроках завершения модернизации «Петра Великого» пока говорить рано. Технические подробности этого проекта тоже остаются неизвестными. Вероятно, и этот крейсер модернизируют по новому проекту 11442М с соответствующим обновлением бортового оборудования.

Также модернизацию в дальнейшем может пройти третий корабль серии, «Адмирал Лазарев», служивший в составе Тихоокеанского флота. На протяжении нескольких последних лет дальнейшая судьба этого крейсера являлась темой многочисленных обсуждений и споров. Появлялись сведения о планируемом восстановлении корабля с последующим возвращением в строй. В дальнейшем, однако, публиковались и новости о грядущем списании и утилизации. На данный момент точные планы командования военно-морского флота неизвестны. По-видимому, они будут сформированы позже, в том числе и с учетом успехов текущей модернизации «Адмирала Нахимова». Кроме того, определение дальнейшей судьбы третьего «Орлана» требует учитывать возможности судостроительной промышленности и ремонтных предприятий.

Будущее головного крейсера проекта 1144 уже определено. В 2015 году корабль «Киров» (ранее «Адмирал Ушаков») решили отправить на утилизацию. Его ремонт невозможен по причине серьезных поломок важнейших агрегатов. До конца прошлого года командование планировало разработать проект утилизации, в соответствии с которым в ближайшее время начнется разделка корабля.

На данный момент в боевом составе российского военно-морского флота остается только один тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» – «Петр Великий». Еще один подобный корабль уже отправился на ремонт и модернизацию, благодаря которым в 2020-21 годах сможет вернуться в строй и пополнить группировку надводных кораблей Северного флота. Будущее третьего корабля пока не определено, а еще один вскоре отправится на утилизацию. Таким образом, в обозримом будущем – к середине следующего десятилетия – ВМФ получит два тяжелых крейсера с современным оборудованием и вооружением. В дальнейшем возможно обновление еще одного корабля.

Читать еще:  Как заменить пружину

Уже начатый ремонт позволит сохранить в боевом составе флота, как минимум, два корабля. За счет продления сроков службы и повышения боевых характеристик удастся создать задел для успешной и эффективной эксплуатации в течение нескольких следующих десятилетий. Это означает, что после долгих лет простоя один или два корабля смогут вернуться к службе и в полной мере поспособствовать росту боеспособности флота в целом, избавив его от проблем прошлого.

Олигархи утопят атомный крейсер «Адмирал Лазарев» Большим Камнем

Завод «Звезда» мог бы спасти наш самый мощный на Тихом океане ударный корабль. Но отечественному бизнесу важнее другое

Недавно ТАСС опубликовало мало кем замеченное, но очень многозначительное сообщение относительно дальнейшей судьбы тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»). Еще в 1999 году его вывели из состава Тихоокеанского флота. И с тех пор с заглушенными реакторами и с выгруженным ядерным топливом он прозябает в отстое у пирса в Фокино (бухта Абрек залива Стрелок). По словам собеседника агентства в военном ведомстве, проведено детальное обследование состояния корпуса «Адмирала Лазарева». Вердикт: «По оценкам специалистов, корпус корабля в очень хорошем состоянии, поэтому его модернизация при наличии финансирования целесообразна».

Далее последовала старая и всем надоевшая информационная песня про то, что денег в российском бюджете на это дело, естественно, нет. И неизвестно — появятся ли они когда-нибудь? Но для нас сегодня, считаю, важен другой факт: состояние старого крейсера на Тихоокеанском флоте с чего-то вдруг недавно сочли необходимым и своевременным тщательно обследовать. Прежде всего — водолазами, что весьма затратно во всех смыслах. Значит, надежда на его реанимацию у адмиралов все же теплится.

Надо сказать, что уже два десятилетия информационную картину вокруг «Адмирала Лазарева» сильно «штормит». Сообщения, что он вот-вот будет отправлен на утилизацию, приходят одно за другим. Последнее — в апреле минувшего года.

Тогда, исходя из попавших в прессу тендерных материалов «Росатома», называли даже сроки утилизации этого давно обессилевшего морского гиганта — 2021 год. То есть, чтобы успеть — нужно врубать автогены уже сегодня. Указывали и сумму, в которую обойдется казне распил ТАКРа «на иголки» — 350 миллионов рублей.

Но ежели все уже настолько абсолютно ясно — зачем тогда проводить водолазное обследование корпуса «Адмирала Лазарева»? Зачем еще в 2014 году было проведено его докование?

Словом, понятно, что в российских верхах по поводу этого ТАКРа жестко борются две крайние точки зрения. Первая формулируется кратко и по-хирургически бескомпромиссно: «Резать, и побыстрей!».

Вторая: «Россия в обозримой перспективе точно не сумеет построить ничего подобного. Потому что давно разучилась создавать что-то крупнее корвета. Фрегаты и те спускаем на воду в год по чайной ложке. Исходя из этой реальности, если сейчас денег на модернизацию атомного крейсера нет — не разумнее ли подождать лучших времен, когда средства появятся? Тем более, что, судя по последним данным, утонуть у причала кораблю пока не грозит».

Понятно и то, что сторонникам сохранения в живых «Адмирала Лазарева» силы придает подходящая к концу в Северодвинске радикальная модернизация его собрата по проекту 1144 шифр «Орлан» — ТАКРа «Адмирал Нахимов» (до 1992 года «Калинин»). Из «Севмаша» он, видимо, выйдет в 2022 году уже не тяжелым атомным крейсером, а, по сути, — частично бронированным атомным ракетным линкором (хотя такого класса кораблей в нынешней классификации ВМФ РФ нет, и никогда не было).

Напомню: главные перемены на «Адмирале Нахимове» касаются оружия. Вместо прежних 20 пусковых установок исключительно противокорабельных ракет П-700 «Гранит» под палубой разместят 80 вертикальных универсальных пусковых установок УКСК 3С14, позволяющих применять гиперзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Циркон», а также — сверхзвуковые «Ониксы» и «Калибры». Причем, последний — для стрельбы не только по морским, но и по береговым целям. Что придаст крейсеру принципиально новые боевые качества.

Иным станет и ПВО «Адмирала Нахимова». Вместо двух систем ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» планируется установить ЗРС «Редут-Полимент» (корабельный аналог ЗРС С-400 «Триумф»). И это, безусловно, усилит боевую устойчивость ТАКРа вдали от родных берегов.

Да, это обновление обойдется стране страшно дорого — более 1,5 миллиардов долларов (практически 100 миллиардов рублей по нынешнему курсу). Да, только в 2019 году, как сообщил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко, на это дело пришлось выделить 29,5 миллиарда рублей. Но что Россия получит взамен? Ради объективности послушаем тех, кого принято называть вероятными противниками.

Американский журнал Military Watch оценил обновленный «Адмирал Нахимов» так. Самым устрашающим оружием крейсера журнал назвал ракету «Циркон», способную поражать цели на скорости около восьми скоростей звука и на расстоянии до 1 тысячи километров. Как пишет Military Watch, способность «Адмирала Нахимова» угрожать ключевым вражеским объектам гиперзвуковыми ракетами на экстремальных расстояниях «сделает его, возможно, самым опасным военным кораблем из стоящих на вооружении ВМФ России».

К тому же, ядерные силовые установки позволят этому ТАКРу длительное время работать вдали от российского побережья, отметили в журнале.

Таким образом, очевидно, что с возвращением «Адмирала Нахимова» на Северный флот одной серьезной проблемой у Пентагона в Северном Ледовитом и в Атлантическом океанах точно окажется больше. Разве плохо было бы создать тем, кому следует, такую же угрозу и на Тихом океане?

Ответ на поверхности. Если бы и «Адмирала Лазарева» удалось пропустить через ту же обновленческую процедуру — вокруг него сильно ослабевшему в последние десятилетия ТОФу можно было бы построить вполне современную корабельную ударную группу, способную ракетами закрыть для врага районы с просто гигантской акваторией.

Деньги для этого где брать? Мы просто не можем знать, как с ними через несколько лет будет у России. Как не дано нам было предугадать и нынешнее крушение собственной казны.

Таким образом, с финансовой и военно-технической точек зрения дальнейшее ожидание в отстое представляется разумным. Вероятно, чтобы убедиться в этом, состояние корпуса единственного нашего тихоокеанского ТАКРа недавно и проверяли. Но на пути «Адмирала Лазарева» к новой жизни существует и другая проблема. Где его модернизировать, даже если гроши у страны на модернизацию внезапно найдутся?

Буксировать в Северодвинск через Берингов пролив и арктические льды? Слишком рискованно. Ледовые поля в высоких широтах хоть и тончают с каждым годом, но еще в состоянии устроить для обездвиженного атомного крейсера такую же эпопею, как и некогда случившаяся с героическим пароходом «Сибиряков».

Волочь в почти кругосветное плавание вокруг всей Азии, Африки (правила прохождения через Суэцкий канал запрещают буксировку кораблей и судов без действующей силовой установки) и Европы? Около двух десятилетий назад китайцы осуществили подобную операцию с купленным у Украины корпусом недостроенного советского авианосца «Варяг». Та буксировка из черноморского города Николаев в китайский Далянь на куда меньшее расстояние продолжалась почти пять месяцев (со 2 ноября 2001-го по 3 марта 2002 года). А чем, бывает, заканчиваются подобные рискованные предприятия в океане — напоминает судьба списанного на слом российского артиллерийского крейсера «Мурманск» проекта 68-бис, до сих пор лежащего на норвежских скалах, куда во время буксировки его выбросил шторм.

Рискну предположить, что вот эта проблема — а где, собственно, возвращать к жизни «Адмирала Лазарева»? — все минувшие десятилетия предопределяла его сегодняшнюю незавидную участь. В еще бОльшей степени, чем отсутствие финансирования. Просто недавно не было у нас на Дальнем Востоке ни подходящих судоремонтных предприятий, ни огромных сухих доков.

Не было, но теперь-то есть — дальневосточный завод «Звезда» в городе Большой Цамень. По поручению президента Владимира Путина с помощью китайцев и южнокорейцев сегодня он преобразуется в один из крупнейших в мире судостроительных гигантов. Тузы нашего энергетического комплекса — «Газпром», «Роснефть», НОВОТЭК и другие — уже вложили в «Звезду» совершенно сумасшедшие миллиарды.

В итоге здесь достраивают два сухих дока, способных вместить в себя корабли и суда любого водоизмещения. В том числе — газовозы, супертанкеры водоизмещением до 350 000 тонн, огромные буровые установки и платформы, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 000 тонн. А скоро на «Звезде» начнется и строительство самого крупного в мире сверхмощного атомного ледокола «Лидер» стоимостью 127,6 миллиардов рублей.

Естественно, в эти доки легко можно было бы поставить, если бы деньги на модернизацию нашлись, и «Адмирала Лазарева» (полное водоизмещение 26 000 тонн). Но, судя по всему, налицо конфликт интересов с Министерством обороны. Никакой ТАКР на этом заводе не ждут. И отпихивают руками и ногами даже саму мысль, будто его модернизация хоть когда-нибудь может оказаться навязанной «Звезде».

Потому что отечественные коммерсанты ждут от вложенных ими миллиардов быстрой отдачи. Причем, даже перспективные мощности завода «Звезда» давно расписаны на годы вперед.

Даже в его планах настолько тесно, что, по данным прессы, в конце ноября 2019 года основной владелец компании НОВОТЭК Леонид Михельсон направил важное письмо президенту Путину. Он просит президента разрешить, вопреки существующему в России запрету, заказ за рубежом десяти газовозов Arc7 со сроком сдачи в 2023 и 2024 годах. Это в дополнение к тем 15 таким же газовозам, которые для проекта «Арктик СПГ-2» должны и так построить на верфи «Звезда».

Михельсон поясняет, что срочное наращивание собственного флота НОВАТЭКу необходимо в связи с планами выйти к 2030 году на производство 70 миллионов тонн сжиженного природного газа в год.

Ну, и как где-нибудь в уголке этих суперпланов наших топливно-долларовых добытчиков скромнитенько и тихонько умоститься какому-то «Адмиралу Лазареву»? Ведь для модернизации к достроечной стенке ему надо становиться на годы — тот же”Адмирал Нахимов” стоит в Северодвинске с 2014-го.

Есть только единственный арбитр на свете, способный разрубить этот Гордиев узел. Зовут надежду на спасение тихоокеанского ТАКРа, естественно, Владимир Владимирович. А кто ж еще способен протянуть руку помощи? Но протянет ли?

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» — нелёгкая судьба советского гиганта

Тяжёлые атомные ракетные крейсеры (ТАРКР) – это уникальный тип военных кораблей, появление которых открыло новую страницу в истории мирового флота. Первые ракетные крейсеры были созданы на базе эскадренных миноносцев.

Среди ракетных крейсеров особое место занимают ядерные или атомные крейсеры. В советское время в рамках проекта 1144 было заложено 4 огромных корабля подобного класса, одним из которых стал крейсер Адмирал Лазарев, построенный на Балтийском заводе. Появление кораблей такого класса в СССР должно было укрепить пошатнувшееся положение советских сил ВМФ, для которых появление американского корабля такого класса стало весьма неприятной новостью.

Читать еще:  Утеря травматического оружия: наказание

Так как в те годы Советский Союз должен был внушать трепет всему миру своим новейшим оружием, было решено не только ответить США созданием корабля такого же класса, а создать сразу 4 крейсера, каждый из которых должен был превосходить американский крейсер размерами и вооружением.

Каким должен быть советский атомный крейсер?

Новые военные крейсеры, которые задумало разработать Высшее военно-морское командование СССР, должны были превосходить американские корабли не только в вооружении, но и в размерах. Корабли нового проекта должны были стать самыми большими атомными крейсерами в мире, уступая в размерах только авианосцам, предназначение которых было несколько иное.

По задумке Высшего командования ВМФ, новые боевые корабли должны были обладать следующими характеристиками:

  • Водоизмещение новых крейсеров должно было составлять около 25 000 тонн;
  • Длина корпуса – около 250 метров;
  • Скорость – не менее 31 узла;
  • Корабли должны были нести на борту полный спектр самого современного вооружения в его последних модернизациях;
  • Полная автономность корабля должна была обеспечить ему практически полную независимость.

После реализации проекта, получившего номер 1144, американцы отнесли огромные советские корабли к классу линейных крейсеров, а НАТО присвоил им обозначение «Kirov- class battlecruiser», в честь головного корабля проекта «Киров».

Толчок к появлению атомных крейсеров

Новость о разработке и появлении в составе военно-морских сил США огромного крейсера, использующего в качестве силовой установки ядерный реактор, неприятно поразило командование ВМФ. В начале 1960-х годов советский флот в качестве больших крейсеров мог продемонстрировать только следующие модели:

  • Крейсеры проекта 68-бис, которые в качестве вооружения несли на борту артиллерийское вооружение, и могли напугать противника только своими размерами, так как реальной боевой мощи не имели, несмотря на неоднократные попытки их модернизировать;
  • Ракетные крейсеры проекта 58. Данные боевые корабли могли успешно вести борьбу с надводным флотом, правда, радиус поражения их оружия был сильно ограничен.

Основной акцент в развитии военно-морских сил в то время делался на развитии кораблей совершенно других классов:

  • Создание различных типов противолодочных и противоминных кораблей;
  • Эсминцев;
  • Класса больших противолодочных кораблей (БПК).

К ракетным крейсерам, с небольшой натяжкой, можно было отнести корабли проекта 1134, но их было решено оставить в классе БПК, так как вооружение ВМФ Советского Союза должно было значительно превосходить американские аналоги.

Новые атомные корабли, которые ещё на стадии проектирования получили по техническому заданию мощнейшее ракетное вооружение, были сразу переведены в класс крейсеров. Новая концепция развития Советского Союза включала в себя действие в различных точках мира, поэтому ВМФ остро нуждался в больших океанских крейсерах, способных эффективно выполнять боевые задачи на огромных расстояниях от портов.

В 1964 году начались работы по созданию проекта 1144. Изначально корабли проекта должны были копировать американский атомоход «Лонг Бич», тем более, что документация американского крейсера была уже частично скопирована шпионами СССР. Но так как Холодная война была в самом разгаре, а намерения США по постройке аналогичных кораблей были неясными, командование ВМФ СССР приняло решение строить превосходящие по боевой мощи крейсеры.

Рождение проекта 1144

Так как советский атомный крейсер должен был превосходить корабль США по боевой мощи, советские конструкторы заложили в корабли проекта 1144 огромный боевой потенциал:

  • Мощнейшую эшелонированную систему ПВО, способную защитить все наиболее важные отделения и части крейсера;
  • Противокорабельную систему вооружения;
  • Систему противолодочного вооружения.

В процессе создания проекта высказывались мысли о том, что будет очень проблематично установить на один корабль такое мощное и разнообразное вооружение. Предлагалось создать два взаимодополняющих друг друга корабля. Один должен был обеспечивать полную защиту, особенно акцентируя внимание на защите от подводных лодок, а второй должен был стать мощным ударным кораблём. После раздумий этот вариант был признан нерабочим, так как советскому ВМФ требовался автономный корабль.

Так как процесс проектирования растянулся на долгие годы, а вооружение становилось из года в год совершеннее, в проект постоянно вносились изменения, дополняя его последними новинками в области вооружения. В конечном итоге, первый корабль проекта 1144 стал совершенно не таким, каким он задумывался на начальном этапе проектирования:

  • Вооружение его стало намного мощнее;
  • Количество специального оборудования тоже значительно выросло;
  • Водоизмещение корабля, которое изначально планировалось в районе 8 000 тонн, возросло в итоге более чем в три раза.

Первый корабль проекта 1144 на стадии завершения проектирования получил водоизмещение в 25 000 тонн и стал многоцелевым атомным крейсером.

Разработка проекта, которому был присвоен номер 1144, была полностью закончена в 1972 году. В рамках данного проекта предполагалось построить 5 атомных противолодочных кораблей. Но уже при постройке первого корабля серии стало ясно, что размеры новых военных судов никак не подпадают в класс противолодочных кораблей. В результате этого, Высшее командование военно-морских сил СССР было вынуждено разработать абсолютно новый класс для этих кораблей. Данный класс был назван ТАРКР или класс тяжёлых атомных ракетных крейсеров.

Все корабли проекта 1144

Первым кораблём проекта 1144 стал «Киров», постройка которого была начата в 1977 году. Постройка первого корабля серии длилась всего три года, и в 1980 году корабль был готов. После распада СССР «Киров» был переименован в «Адмирал Ушаков» и включен в состав Северного флота. Военная карьера этого корабля закончилась в 2004 году, после чего он был списан и отправился ждать утилизации.

Следующим кораблём серии стал крейсер «Фрунзе», строительство которого началось в 1978 году. Этот корабль попал на службу в 1984 году. После распада СССР крейсер был переименован в «Адмирал Лазарев». Данный крейсер был единственным кораблём проекта 1144, который проходил службу на Тихоокеанском флоте.

Третий крейсер был заложен только после того, как первые два корабля серии зарекомендовали себя на службе ВМФ. Его заложили в 1983 году и назвали «Калинин». В состав флота данный корабль попал только в 1988 году. Сейчас он находится на длительном ремонте, а переименовали его в «Адмирал Нахимов».

Судьба четвёртого корабля серии достаточно сложная. Заложенный в 1986 году в строй данный корабль попал лишь в 1998 году, так как пик его строительства пришёлся на распад СССР и тяжёлые годы становления Российской Федерации. Последний корабль проекта был назван «Пётр Великий», и он до сих пор успешно несёт боевую службу.

Первый корабль серии, скорее всего, утилизируют, а вот судьба «Адмирала Лазарева» до сих пор неясна. Он либо будет поставлен на глобальную модернизацию, после того, как «Адмирал Нахимов» завершит свой длительный ремонт, либо будет утилизирован, после того, как разберут на металлолом первый корабль серии. В любом случае, сейчас его судьбы могут решить только на высоком государственном уровне.

Особенности конструкции атомного крейсера «Адмирал Лазарев»

Конструкция атомного крейсера «Адмирал Лазарев» практически ничем не отличалась от конструкции первого корабля проекта, кроме того, что в процессе постройки проект 1144 немного дополнили. В связи с тем, что появились новые, более современные виды вооружения, было решено заменить часть вооружения оборонительного комплекса на более новые образцы. Основными изменениями стали:

  • Получение крейсером новейшего ЗРК «Кинжал»;
  • Башенные установки шестиствольных автоматов заменили на орудия «Кортик»;
  • Противолодочный защитный комплекс «Метель» заменили более современным «Водопадом»;
  • Противолодочная оборона нового корабля получила в дополнение к защитному комплексу бомбомёты РБУ-6000.

Нужно отметить, что вооружение каждого из четырёх кораблей проекта 1144 существенно отличалось друг от друга. Особенно заметно это, если сравнить первый и последний корабль серии. Второй и третий корабль по вооружению представляют промежуточные варианты.

Радиооборудование крейсера «Адмирал Лазарев» тоже существенно отличалось от оборудования первого корабля серии:

  • Корабль получил ЛПК МР-800 «Флаг»;
  • БИУС «Лесоруб-44»;
  • МКРЦ «Коралл-БН».

Всё это радиолокационное оборудование было более мощным, чем оборудование «Кирова».

Авиаотряд и команда крейсера «Адмирал Лазарев»

Крейсер «Адмирал Лазарев» имел свой собственный авиаотряд, состоящий из трёх тяжёлых вертолётов. Вертолёты могли выполнять следующие функции:

  • Противолодочного поиска;
  • Целеуказания;
  • Разведки;
  • Поисково-спасательные операции.

Экипаж вертолётов имел свои собственные, отдельные от экипажа атомного крейсера каюты. Огромные объёмы водоизмещения крейсера позволяли отвести для вертолётов не только ангар под палубой, но и отдельное помещение для хранения внушительного запаса топлива.

Экипаж крейсера «Адмирал Лазарев» составлял внушительное количество членов – более 700 человек. Причём около 110 из них были офицерами. Все офицеры и мичманы располагались в удобных одноместных или двухместных каютах, а матросы и старшины располагались в просторных кубриках на 6-30 человек.

Так как атомный крейсер был автономным, на его борту располагались следующие объекты, предназначенные исключительно для удобства экипажа:

  • Телестудия;
  • Две бани и одна сауна;
  • Бассейн и 15 просторных душевых;
  • Медицинский блок, располагающий своей операционной, рентгеном, аптекой, лазаретом и амбулаторией;
  • Три кают-компании и просторный общий салон;
  • Спортзал.

Весь набор этих функций, которые в то время были только в элитных санаториях, делал службу на корабле «Адмирал Лазарев» настоящим курортом.

История службы атомного крейсера «Фрунзе/Адмирал Лазарев»

Первый выход в море атомного крейсера «Фрунзе» произошёл весной 1985 года. Тогда корабль просто вышел в море и произвёл пробные пуски ракет из противоракетного комплекса «Гранит». Настоящая боевая служба началась в 1986 году. В этом году корабль впервые вышел на боевое дежурство недалеко от Японии. Основной военной задачей корабля было слежение за боевыми авианосцами военного флота США. Эта операция прошла в тесном взаимодействии с другими военными кораблями ВМФ СССР.

В 1987 и 1988 годах крейсер неоднократно выходил на боевые дежурства, осуществляя при этом пробные запуски ракет ПКР «Гранит». После развала СССР корабль был переименован в «Адмирал Лазарев», после чего его служба фактически закончилась. Недостаток финансирования привёл к тому, что мощнейший корабль российского флота простоял на «приколе» около восьми лет, постепенно теряя свои боевые качества.

В 1999 году было принято решение вывести крейсер из состава Тихоокеанского флота в резерв. В настоящее время атомный крейсер «Адмирал Лазарев» ждёт решение, которое позволит ему отправиться на модернизацию или разборку.

Будущее крейсера «Адмирал Лазарев»

Сегодня только один из кораблей проекта 1144 продолжает нести боевую службу в рядах военно-морских сил Российской Федерации. Это последний корабль, который был спущен на воду в 1998 году, – «Пётр Великий». Судьба «Адмирала Лазарева» и «Адмирала Нахимова» по-прежнему остаётся под вопросом.

Читать еще:  Короли Саудовской Аравии, когда и как проходят выборы, список и биография бывших от первого до последнего, полномочия и указы

Не так давно российские эксперты, тщательно осмотрев два корабля, выдали заключение, что они ещё далеко не полностью исчерпали свой ресурс. Модернизация «Адмирала Нахимова» — это дело решённое и давно уже начатое, а вот «Адмирал Лазарев» пока модернизировать просто негде. Вопрос по модернизации двух атомных крейсеров должен быть закрыт до конца 2020 года.

До конца неизвестно, будет ли модернизирован «Адмирал Лазарев», или его просто разберут на металлолом, но так как сам президент Российской Федерации интересовался ходом данной модернизации, можно надеяться, что огромный корабль ещё сможет выйти в открытый океан для защиты интересов России.

Олигархи утопят атомный крейсер «Адмирал Лазарев»

Завод «Звезда» мог бы спасти наш самый мощный на Тихом океане ударный корабль. Но олигархам выгоднее другое

Недавно ТАСС опубликовало мало кем замеченное, но очень многозначительное сообщение относительно дальнейшей судьбы тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»). Еще в 1999 году его вывели из состава Тихоокеанского флота. И с тех пор с заглушенными реакторами и с выгруженным ядерным топливом он прозябает в отстое у пирса в Фокино (бухта Абрек залива Стрелок). По словам собеседника агентства в военном ведомстве, проведено детальное обследование состояния корпуса «Адмирала Лазарева». Вердикт: «По оценкам специалистов, корпус корабля в очень хорошем состоянии, поэтому его модернизация при наличии финансирования целесообразна».

Далее последовала старая и всем надоевшая информационная песня про то, что денег в российском бюджете на это дело, естественно, нет. И неизвестно — появятся ли они когда-нибудь? Но для нас сегодня, считаю, важен другой факт: состояние старого крейсера на Тихоокеанском флоте с чего-то вдруг недавно сочли необходимым и своевременным тщательно обследовать. Прежде всего — водолазами, что весьма затратно во всех смыслах. Значит, надежда на его реанимацию у адмиралов все же теплится.

Надо сказать, что уже два десятилетия информационную картину вокруг «Адмирала Лазарева» сильно «штормит». Сообщения, что он вот-вот будет отправлен на утилизацию, приходят одно за другим. Последнее — в апреле минувшего года.

Тогда, исходя из попавших в прессу тендерных материалов «Росатома», называли даже сроки утилизации этого давно обессилевшего морского гиганта — 2021 год. То есть, чтобы успеть — нужно врубать автогены уже сегодня. Указывали и сумму, в которую обойдется казне распил ТАКРа «на иголки» — 350 миллионов рублей.

Но ежели все уже настолько абсолютно ясно — зачем тогда проводить водолазное обследование корпуса «Адмирала Лазарева»? Зачем еще в 2014 году было проведено его докование?

Словом, понятно, что в российских верхах по поводу этого ТАКРа жестко борются две крайние точки зрения. Первая формулируется кратко и по-хирургически бескомпромиссно: «Резать, и побыстрей!».

Вторая: «Россия в обозримой перспективе точно не сумеет построить ничего подобного. Потому что давно разучилась создавать что-то крупнее корвета. Фрегаты и те спускаем на воду в год по чайной ложке. Исходя из этой реальности, если сейчас денег на модернизацию атомного крейсера нет — не разумнее ли подождать лучших времен, когда средства появятся? Тем более, что, судя по последним данным, утонуть у причала кораблю пока не грозит».

Понятно и то, что сторонникам сохранения в живых «Адмирала Лазарева» силы придает подходящая к концу в Северодвинске радикальная модернизация его собрата по проекту 1144 шифр «Орлан» — ТАКРа «Адмирал Нахимов» (до 1992 года «Калинин»). Из «Севмаша» он, видимо, выйдет в 2022 году уже не тяжелым атомным крейсером, а, по сути, — частично бронированным атомным ракетным линкором (хотя такого класса кораблей в нынешней классификации ВМФ РФ нет, и никогда не было).

Напомню: главные перемены на «Адмирале Нахимове» касаются оружия. Вместо прежних 20 пусковых установок исключительно противокорабельных ракет П-700 «Гранит» под палубой разместят 80 вертикальных универсальных пусковых установок УКСК 3С14, позволяющих применять гиперзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Циркон», а также — сверхзвуковые «Ониксы» и «Калибры». Причем, последний — для стрельбы не только по морским, но и по береговым целям. Что придаст крейсеру принципиально новые боевые качества.

Иным станет и ПВО «Адмирала Нахимова». Вместо двух систем ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» планируется установить ЗРС «Редут-Полимент» (корабельный аналог ЗРС С-400 «Триумф»). И это, безусловно, усилит боевую устойчивость ТАКРа вдали от родных берегов.

Да, это обновление обойдется стране страшно дорого — более 1,5 миллиардов долларов (практически 100 миллиардов рублей по нынешнему курсу). Да, только в 2019 году, как сообщил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко, на это дело пришлось выделить 29,5 миллиарда рублей. Но что Россия получит взамен? Ради объективности послушаем тех, кого принято называть вероятными противниками.

Американский журнал Military Watch оценил обновленный «Адмирал Нахимов» так. Самым устрашающим оружием крейсера журнал назвал ракету «Циркон», способную поражать цели на скорости около восьми скоростей звука и на расстоянии до 1 тысячи километров. Как пишет Military Watch, способность «Адмирала Нахимова» угрожать ключевым вражеским объектам гиперзвуковыми ракетами на экстремальных расстояниях «сделает его, возможно, самым опасным военным кораблем из стоящих на вооружении ВМФ России».

К тому же, ядерные силовые установки позволят этому ТАКРу длительное время работать вдали от российского побережья, отметили в журнале.

Таким образом, очевидно, что с возвращением «Адмирала Нахимова» на Северный флот одной серьезной проблемой у Пентагона в Северном Ледовитом и в Атлантическом океанах точно окажется больше. Разве плохо было бы создать тем, кому следует, такую же угрозу и на Тихом океане?

Ответ на поверхности. Если бы и «Адмирала Лазарева» удалось пропустить через ту же обновленческую процедуру — вокруг него сильно ослабевшему в последние десятилетия ТОФу можно было бы построить вполне современную корабельную ударную группу, способную ракетами закрыть для врага районы с просто гигантской акваторией.

Деньги для этого где брать? Мы просто не можем знать, как с ними через несколько лет будет у России. Как не дано нам было предугадать и нынешнее крушение собственной казны.

Таким образом, с финансовой и военно-технической точек зрения дальнейшее ожидание в отстое представляется разумным. Вероятно, чтобы убедиться в этом, состояние корпуса единственного нашего тихоокеанского ТАКРа недавно и проверяли. Но на пути «Адмирала Лазарева» к новой жизни существует и другая проблема. Где его модернизировать, даже если гроши у страны на модернизацию внезапно найдутся?

Буксировать в Северодвинск через Берингов пролив и арктические льды? Слишком рискованно. Ледовые поля в высоких широтах хоть и тончают с каждым годом, но еще в состоянии устроить для обездвиженного атомного крейсера такую же эпопею, как и некогда случившаяся с героическим пароходом «Сибиряков».

Волочь в почти кругосветное плавание вокруг всей Азии, Африки (правила прохождения через Суэцкий канал запрещают буксировку кораблей и судов без действующей силовой установки) и Европы? Около двух десятилетий назад китайцы осуществили подобную операцию с купленным у Украины корпусом недостроенного советского авианосца «Варяг». Та буксировка из черноморского города Николаев в китайский Далянь на куда меньшее расстояние продолжалась почти пять месяцев (со 2 ноября 2001-го по 3 марта 2002 года). А чем, бывает, заканчиваются подобные рискованные предприятия в океане — напоминает судьба списанного на слом российского артиллерийского крейсера «Мурманск» проекта 68-бис, до сих пор лежащего на норвежских скалах, куда во время буксировки его выбросил шторм.

Рискну предположить, что вот эта проблема — а где, собственно, возвращать к жизни «Адмирала Лазарева»? — все минувшие десятилетия предопределяла его сегодняшнюю незавидную участь. В еще бОльшей степени, чем отсутствие финансирования. Просто недавно не было у нас на Дальнем Востоке ни подходящих судоремонтных предприятий, ни огромных сухих доков.

Не было, но теперь-то есть — дальневосточный завод «Звезда» в городе Большой Цамень. По поручению президента Владимира Путина с помощью китайцев и южнокорейцев сегодня он преобразуется в один из крупнейших в мире судостроительных гигантов. Тузы нашего энергетического комплекса — «Газпром», «Роснефть», НОВОТЭК и другие — уже вложили в «Звезду» совершенно сумасшедшие миллиарды.

В итоге здесь достраивают два сухих дока, способных вместить в себя корабли и суда любого водоизмещения. В том числе — газовозы, супертанкеры водоизмещением до 350 000 тонн, огромные буровые установки и платформы, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 000 тонн. А скоро на «Звезде» начнется и строительство самого крупного в мире сверхмощного атомного ледокола «Лидер» стоимостью 127,6 миллиардов рублей.

Естественно, в эти доки легко можно было бы поставить, если бы деньги на модернизацию нашлись, и «Адмирала Лазарева» (полное водоизмещение 26 000 тонн). Но, судя по всему, налицо конфликт интересов с Министерством обороны. Никакой ТАКР на этом заводе не ждут. И отпихивают руками и ногами даже саму мысль, будто его модернизация хоть когда-нибудь может оказаться навязанной «Звезде».

Потому что отечественные коммерсанты ждут от вложенных ими миллиардов быстрой отдачи. Причем, даже перспективные мощности завода «Звезда» давно расписаны на годы вперед.

Даже в его планах настолько тесно, что, по данным прессы, в конце ноября 2019 года основной владелец компании НОВОТЭК Леонид Михельсон направил важное письмо президенту Путину. Он просит президента разрешить, вопреки существующему в России запрету, заказ за рубежом десяти газовозов Arc7 со сроком сдачи в 2023 и 2024 годах. Это в дополнение к тем 15 таким же газовозам, которые для проекта «Арктик СПГ-2» должны и так построить на верфи «Звезда».

Михельсон поясняет, что срочное наращивание собственного флота НОВАТЭКу необходимо в связи с планами выйти к 2030 году на производство 70 миллионов тонн сжиженного природного газа в год.

Ну, и как где-нибудь в уголке этих суперпланов наших топливно-долларовых добытчиков скромнитенько и тихонько умоститься какому-то «Адмиралу Лазареву»? Ведь для модернизации к достроечной стенке ему надо становиться на годы — тот же”Адмирал Нахимов” стоит в Северодвинске с 2014-го.

Есть только единственный арбитр на свете, способный разрубить этот Гордиев узел. Зовут надежду на спасение тихоокеанского ТАКРа, естественно, Владимир Владимирович. А кто ж еще способен протянуть руку помощи? Но протянет ли?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: