182 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МТЛБ, многоцелевой гусеничный тягач, описание, вооружение и ТТХ легкого бронированного транспортера, история создания и эксплуатации вездехода

МТ-ЛБ и его модификации

Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный МТ-ЛБ был создан в 1964 году конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, которое в то время возглавлял А. Ф. Белоусов. Серийное производство машины началось в 1966 году. Данная машина в первую очередь предназначалась для перевозки артиллерийских орудий и использовалась в роли артиллерийского тягача, который перевозил расчет и боекомплект орудия. В ряде частей машина выполняла функцию легкого бронетранспортера и использовалась для перевозки десанта и грузов. МТ-ЛБ очень хорошо показал себе в вооруженных конфликтах и локальных войнах прошлых лет. Единственным его недостатком можно было признать слабое вооружение, но для артиллерийского тягача оно было вполне достаточным, более того сегодня в России создано несколько различных модификаций, получивших усиленное вооружение. Всего с момента начала эксплуатации в 1966 году было выпущено более 9 000 различных вариантов МТ-ЛБ. На 2010 год на вооружении российской армии находится около 4 000 подобных машин.

Компоновка и устройство

Компоновка МТ-ЛБ несколько необычна для советского танкостроения, так как трансмиссия в тягаче была расположена спереди, а двигатель был расположен в средней части машины с небольшим смещением к левому борту. Между трансмиссионным отделением и дизельным двигателем находится отделение управления. За счет того, что двигатель относительно продольной оси был смещен влево, в машине имеется проход из отделения управления в десантное (грузовое) отделение.

В отделении управления располагаются механик-водитель и командир машины, водитель слева, командир справа. Для удобства наблюдения машина оснащена двумя стеклоблоками (как на БТР-60), которые могут прикрываться броневыми заслонками. При этом наблюдение за дорожной обстановкой механиком-водителем ведется через 3 призменных смотровых прибора ТНПО-170А, центральный из которых может быть заменен на ТВН-2Б – прибор ночного видения. Справа на корпусе МТ-ЛБ в носовой части над местом командира смонтирована бронированная коническая башенка кругового вращения ТКБ-01. В башне смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение его на цель командир машины осуществляет в ручном режиме.

Десантное отделение оно же грузовое находится в корме МТ-ЛБ и первоначально использовалось для размещения в нем боекомплекта и артиллерийского расчета буксируемого орудия. В дальнейшем, когда машина стала использоваться в качестве бронетранспортера, десантное отделение было оборудовано для посадки 11 пехотинцев в полной экипировке. Десант размещается на сидениях вдоль бортов машины, которые смонтированы поверх топливных баков. Для посадки/высадки пехотинцев и погрузки груза и имущества в корме корпуса имеется двустворчатая дверь, а также 2 люка в крыше десантного отделения. Машина оборудована фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и отопителем.

Корпус транспортера сварной с использованием катаных броневых листов, которые обеспечивают защиту экипажа и десанта от пуль ручного стрелкового оружия, мин малого калибра и осколков артиллерийских снарядов. Машин имеет герметичный корпус, что позволяет ей преодолевать водные преграды вплавь. Общий вес машины составляет 9,7 тонн, полезная нагрузка достигает 2,5 тонн. При этом машина в состоянии тянуть прицеп весом до 6,5 тонн. Движение МТ-ЛБ по воде осуществляется за счет перемотки гусениц. Перед тем как преодолевать водную преграду в передней части корпуса поднимается специальный водоотражающий щиток, а с обеих сторон в корме корпуса опускаются и фиксируются специальные гидродинамические щитки. На случай попадания внутрь корпуса воды имеется водооткачивающая помпа.

Применение МТ-ЛБ оказалось особенно успешным зимой и в переходные времена года – начало весны и поздняя осень. Так как машина обладает отличными подвижными качествами и высокой проходимостью. На МТ-ЛБ установлен дизельный двигатель ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. Данный двигатель обеспечивает тягачу движение по шоссе со скоростью 60 км/ч и удельную мощность 19,6 л.с/т, которая в купе с низким давлением на грунт (0,46 кг/кв.см) обеспечивает машине высокую проходимость по глубокому снегу, грязи и крутым горным дорогам. Ширина стандартного трака составляет 350 мм., в то время как в заболоченных и заснеженных районах для повышения проходимости на нее могут устанавливаться гусеницы с увеличенной шириной траков 565 мм. МТ-ЛБ с такими гусеницами получил обозначение МТ-ЛБВ. Данная машина обладает давлением на грунт на уровне всего 0,28 кг/см2, что меньше, чем у человека. По сухому грунту МТ-ЛБ с грузом в состоянии преодолеть подъем с крутизной до 35°, при наличии прицепа до 25°.

Подвеска машины торсионная, независимая с использованием гидравлических телескопических амортизаторов на первых и последних узлах подвески. МТ-ЛБ обладает хорошей плавностью хода по пересеченной местности. Оригинальная конструкция трансмиссия вкупе с двойным подводом мощности обеспечивает транспортеру разворот вокруг своей оси с радиусом, который равен 1/2 ширины машины. Этот факт имеет особое значение при перемещении по узким дорогам в лесистой или горной местности. МТ-ЛБ является, по сути, единственным средством передвижения в труднодоступных районах России. На Дальнем Востоке, Сибири, Крайнем Севере, горах Кавказа МТ-ЛБ используется мотострелковыми подразделениями в роли бронетранспортера.

Вторая жизнь МТ-ЛБ

С развалом СССР все заводы по производству машин семейства МТ-ЛБ оказались за пределами России на Украине, в Польше и Болгарии. Поэтому закупок данной техники не производилось с 1990 года. При этом в стране осталось огромное количество машин, которые еще имели сроки эксплуатации более 10 лет. Было очевидно, что за прошедшие 40 лет с момента создания машины она заметно подотстала в техническом плане и уже не отвечала требованиям времени. Неудивительно, что вскоре возникла идея проведения в промышленных масштабах капитального ремонта и работ по повышению ТТХ МТ-ЛБ, для приведения их в соответствие с сегодняшней действительностью.

В России за данную проблему взялось предприятие ОАО «Муромтепловоз», конструкторы завода имели для этого все необходимые условия. Во время выполнения работ по капитальному ремонту сложились достаточно тесные творческие связи между конструкторами предприятия и научными организациями Минобороны и промышленности. Главной целью модернизированных на «Муромтепловозе» МТ-ЛБ было повышение их огневой мощи. Для этого машины оснащались новой башенной пулеметной или пулеметно-пушечной установкой, кроме этого их ресурс восстанавливался на 80%. В кратчайшие сроки на предприятии были созданы 2 основные модификации машины МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.

Результатом одной из самых простых модернизаций стала машина МТ-ЛБВМК, которая получила новую башню с 12,7-мм пулеметом 6П49 «КОРД». Все остальные механизмы и системы МТ-ЛБ изменений не претерпели.

В варианте МТ-ЛБМ 6МА на транспортер была смонтирована башня от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. С этой башней МТ-ЛБ превращается в полноценный бронетранспортер на гусеничном ходу. Вариант МТ-ЛБМ 6МБ оснащается башней с установленной 30-мм пушкой 2А72, которая спарена с пулеметом ПКТ. Такой комплект вооружения позволяет эффективно бороться с легкобронированными целями и танкоопасной живой силой противника. Данные модификации достаточно широко используются в войсках, успели побывать в «горячих точках», состоят на вооружении частей морской пехоты. На этом работы по модернизации МТ-ЛБ не закончились и на отечественных выставках вооружений можно вживую посмотреть на другие варианты модернизации. По сути, МТ-ЛБ уже давно превратился из тягача/транспортера в полноценную боевую машину.

МТ-ЛБМ 6М1А3 вариант для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач охраны воинских колонн и объектов, разведки, борьбы с малоразмерными целями, живой силой и современными и перспективными танками противника, в том числе и обладающими динамической защитой. В этом варианте машина по сути представляет собой самоходный ПТРК. В этой версии МТ-ЛБ получает башню с 4 ПУ ПТУР «Корнет». И если на модификациях 6МА и 6МБ вооружение наводится вручную, то на данной машине башня имеет электроприводы наведения, обеспечивающие большую скорость наведения. Помимо «Корнета» на вооружении машины имеется пулемет ПКТ установленный в башне и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. При этом угол возвышения ствола пулемета составляет +50°, что позволяет вести огонь в особых условиях (бои в городе, горах, лесу и т.д.). На данной версии ставится более мощный двигатель ЯМЗ-238БЛ мощностью 310 л.с., а также применяется новая трансмиссия с гидрообъемной передачей (ГОП). Отдельно стоит отметить, что вместо рычагов управления на машине установлен штурвал, что вместе с новой трансмиссией и более мощным двигателем снижает утомляемость водителя при управлении машиной.

Версия машины МТ-ЛБМ 6МА4 выполняет схожие с предыдущей машиной задачи, за исключением борьбы с бронированной техникой. Для выполнения основных задач машина вооружается 23-мм автоматической пушкой КПВБ спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТ или ПКТМ, а также 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. Приводы наведения вооружения ручные.

Читать еще:  За что расстреляли конструктора Таубина

Версия МТ-ЛБМ 6М1Б2, по сути, превращается в полноценную БМП. Она оснащается мощным стабилизированным в 2-х плоскостях вооружением и обладает отличной подвижностью. На машине используются 30-мм автоматическая пушка 2А42 спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКМ и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. В состав комплекса вооружений помимо дневного прицела, включен и ночной. Угол стрельбы по вертикали достигает +70°. Все вооружение на данной модели вынесено за пределы башни, поэтому при стрельбе не возникает загазованности в отсеках машины.

Еще одной близкой версией является МТ-ЛБМ 6МБЗ. Данная машина получила более мощное вооружение – стабилизированную в 2-х плоскостях двуствольную автоматическую пушку ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «КОРД» и автоматический гранатомет АГ-17. Следующая модификация 6МБ4 обладает еще более сильным вооружением за счет установки спаренной 30-мм автоматической пушки ГШ-ЗОВ. Такие машины в состоянии бороться не только с колесной и легкобронированной техникой, но и с низколетящими воздушными целями. Для повышения эффективности этой борьбы версия 6МБ5 получила на вооружение 2 ПЗРК «Игла».

Также на базе этого варианта был сделан полноценный ЗРАК – зенитно-артиллерийско-ракетный комплекс. В этой версии машина оснащается небольшой РЛС обнаружения целей, ЦЭВМ и оптико-электронной станцией сопровождения целей. Достаточно мощное вооружение данной модификации в совокупности с применением тепловизора позволяет успешно бороться и с живой силой и легкобронированными целями противника.

При всех своих замечательных качествах МТ-ЛБ обладает и достаточно существенным недостатком – слабый уровень бронирования. Его броня достаточно тонкая и пробивается бронебойными винтовочными пулями с дистанции в 200 м. Поэтому в настоящее время перед конструкторами ОАО «Муромтепловоз» стоит и задача повышения уровня защиты. По словам главного конструктора предприятия Сергея Серебрякова, наработки в этом направлении есть, и обеспечить машине дополнительное бронирование, позволяющее выдерживать попадания бронебойных 12,7-мм пуль на любых дистанциях, возможно без потери подвижности машины. На данный момент можно с уверенностью сказать, что, не смотря на свой более чем преклонный возраст, модификации на МТ-ЛБ будут актуальны и востребованы еще достаточно длительное время.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Многоцелевой тягач лёгкий бронированный (МТЛБ): описание и характеристики

Любая современная армия нуждается не только в танках, боевых машинах пехоты или САУ, в большом количестве ей необходимы и транспортные средства для перевозки различных грузов и личного состава. В середине 60-х годов в СССР был создан гусеничный транспортер МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный), который до сих пор активно используется российской армией.

Когда создатели этого армейского вездехода давали своему детищу название «многоцелевой тягач», они, наверное, сами не догадывались насколько попали в точку. К нашему времени день на базе МТЛБ создано более 80 модификаций и специальных машин. Этот тягач отлично зарекомендовал себя в вооруженных конфликтах прошлых лет, а те, кто говорит о его недостаточной защищенности и слабом вооружении, просто не понимают, для чего был разработан этот вездеход.

МТЛБ не предназначен для непосредственного участия в боевых действиях, изначально машина создавалась для транспортировки артиллерийских орудий, их расчетов и боекомплекта. Он не должен ходить в атаки, а пулемет, установленный на МТЛБ, используется только для самообороны. Высокая надежность, простота в обслуживании и возможность ремонта в полевых условиях сделали этот вездеход очень популярным в войсках. Небольшая масса машины, высокая удельная мощность и гусеничный ход обеспечивают тягачу отличную проходимость. В армии МТЛБ называют «мотолыгой», «эмтээлбэшкой».

В настоящее время этот тягач находится на вооружении нескольких десятков армий мира, с начала серийного производства было выпущено более 9600 единиц этой машины. В 2010 году на вооружении ВС РФ находилось около 4 тыс. МТЛБ.

История создания МТЛБ

В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно. По своим техническим характеристикам на роль вездехода для армии лучше всего подходил транспортер МТ-Л. Для него нужно было просто изготовить бронированный корпус, при этом большинство механизмов и узлов остались прежними.

Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.

Корпус МТЛБ сварен из стальных плит, имеющих небольшую толщину. Такая броня может эффективно защищать только от стрелкового оружия. Однако за счет этого удалось сохранить сравнительно небольшую массу машины – всего 9,7 тонны. Благодаря скромному весу у конструкторов не возникло особых проблем с обеспечением плавучести машины. Гусеницы МТЛБ имеют низкое удельное давление на грунт, что является залогом высокой проходимости.

Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.

Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.

За трансмиссионным отделением, отделенным броневой перегородкой, находится отсек управления. В нем расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.

За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.

В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, предназначенный для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.

Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами и мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.

Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².

Подвеска вездехода – независимая торсионная.

МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.

Модификации МТЛБ

Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами. Неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Значительным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:

  • МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
  • МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
  • МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
  • МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
  • МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
  • Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
  • МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
  • МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
  • МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
  • MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
  • «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
  • MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.

Машины на базе МТЛБ

Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:

  • МТП-ЛБ – это машина техпомощи, вместо башенки на крыше установлена грузовая платформа.
  • Объект 26 – это САУ «Гвоздика», установленная на удлиненном шасси МТЛБ.
  • 2С24. Минометный комплекс «Дева», установленный на шасси МТЛБ.
  • РХМ «Кашалот». Машина химической разведки, установленная на базе вездехода.
  • «Тунджа» — самоходный 120-мм миномет на базе МТЛБ.

На базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.

Читать еще:  АК 74, сборка и разборка ММГ, стрельба и ТТХ автомата, ствол и затвор, магазин и приклад, компенсатор и глушитель

Армейский вездеход МТЛБ: бессмертная и вездесущая «мотолыга»

Любая война – это не только непосредственный огневой контакт с неприятелем, а и сложнейшая логистическая задача, без решения которой рассчитывать на успех бессмысленно. В войска ежедневно нужно доставлять сотни тонн грузов, так что без значительного парка транспортных средств любая современная армия воевать просто не сможет. Кроме грузов, на передовую нужно доставлять и личный состав, а также различные виды вооружения. Понятно, что военная специфика накладывает свои требования к конструкции и техническим характеристикам транспортных средств.

Типичным примером транспортного средства, созданного для армейских нужд, является советский гусеничный вездеход МТ-ЛБ, который был разработан конструкторами Харьковского тракторного завода в начале 60-х годов. Аббревиатура МТ-ЛБ расшифровывается, как «многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный».

Изначально этот легкий гусеничный транспортер создавался для доставки людей и грузов и в качестве тягача для артиллерийских орудий. В армии МТ-ЛБ нередко используют для перевозки мотострелков, хотя для этой роли он никогда не предназначался.

Вообще, эту машину можно смело назвать легендарной. Долгие годы она была настоящей «рабочей лошадкой» сначала советской, а потом и российской армии. Введя в название транспортера слово «многоцелевой», его создатели, наверное, даже не догадывались, насколько они будут правы. Трудно даже перечислить все таланты, которыми обладает МТ-ЛБ: на базе этого тягача было создано более восьмидесяти специальных машин и модификаций.

Для чего только не использовали МТ-ЛБ военные: и для проведения разведки (артиллерийской, радиационной и химической), оказания технической помощи и медицинской помощи, в качестве минного заградителя или передвижной радиостанции. Список можно продолжать еще долго. Также можно добавить, что на базе этого легкобронированного многоцелевого тягача были созданы несколько самоходных минометов, ЗРК «Стрела» и САУ «Гвоздика».

Существует мнение о слабой защищенности и тихоходности МТ-ЛБ, но те, кто говорит об этом, слабо представляет себе, для чего вообще создавался этот тягач. Да, действительно, броня этого вездехода может защитить только от огня стрелкового оружия и осколков. Но он не предназначен ходить в атаки, а 7,62-мм пулемет, установленный на машине, нужен, скорее, для самообороны. Основная задача МТ-ЛБ – доставка на передний край грузов и людей, а не участие в боевых действиях. Фактически МТ-ЛБ – это армейский грузовик с гусеничным ходом и защищенный пускай и слабой, но все же броней. В этом случае отсутствие тяжелого вооружения – это не недостаток, а, скорее, преимущество транспортера. К тому же опыт Афганской войны и двух кампаний на Северном Кавказе показал, что пулемет Калашникова позволяет бронетранспортеру защитить не только себя, но и оружейный расчет, закрепленный за машиной.

В армии МТ-ЛБ ласково называют «мотолыгами». Эксплуатация машины продолжается и сегодня, на 2010 год в российской армии находилось около 4 тыс. этих гусеничных тягачей.

Сегодня эта машина находится на вооружении нескольких десятков армий мира, она принимала участие в бесчисленном множестве военных конфликтов разной локальности и очень неплохо себя зарекомендовала. С момента начала серийного производства всего было выпущено 9,6 тыс. единиц МТ-ЛБ, а модернизацией «мотолыг», кажется, не занимался только ленивый.

Бронетранспортеры МТ-ЛБ выпускались в Польше и Болгарии по советской лицензии.

Отличная надежность тягача, его высокая ремонтопригодность и простота обслуживания были по достоинству оценены и на «гражданке»: МТ-ЛБ нашел свое применение в геологоразведке, стал излюбленным транспортом у охотников, лесников, нефтяников и газовиков.

История создания

В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.

Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.

Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.

В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».

Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.

После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.

В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.

Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.

Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.

Описание

Герметичный корпус МТ-ЛБ выполнен из броневых стальных плит, соединенных между собой сваркой. Их толщина составляет 7-14 мм. Внутреннее пространство машины разделено на несколько отделений. Следует отметить, что транспортер имеет значительный внутренний объем, в котором вполне комфортно размещаются члены экипажа машины и ее пассажиры. Еще можно добавить, что на машины, предназначенные для работы в условиях низких температур, устанавливаются дополнительные системы обогрева.

В передней части машины располагается трансмиссионное отделение, в котором находится коробка передач и поворотный механизм, а также компоненты системы смазки и бортовые передачи. Чтобы получить доступ к элементам трансмиссии, необходимо открыть крышку, находящуюся на верхней передней броневой плите.

Отделение управления расположено сразу за трансмиссионным, их разделяет броневая перегородка. В нем находятся рабочие места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью водитель ведет через лобовое окно, которое при необходимости можно закрыть броневой стальной крышкой, или с помощью трех перископов. Над его головой находится люк, через который он и попадает на свое рабочее место. Следует отметить, что транспортер имеет хороший обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днем, так и ночью. В темное время суток для освещения пути используются две фары и фара-искатель.

В крыше корпуса над местом командира машины находится башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом. Обзор командиру обеспечивает такое же лобовое окно, как и у водителя или три перископа. На свое место командир попадает через люк в крыше корпуса.

Вдоль левого борта машины сразу за отделением управления установлен двигатель. Там же находится и главный фрикцион. Чтобы получить доступ в моторное отделение, необходимо снять съемную панель в крыше корпуса.

Читать еще:  Арбалет для подводной охоты, чертежи и спусковой механизм, тетива, стрелы и болты, типы: блочный, пистолетный и рекурсивный, как стрелять

Транспортно-десантное отделение занимает всю заднюю часть тягача. С отделением управления оно сообщается лазом, который идет по правой стороне корпуса. МТ-ЛБ может перевозить до 11 десантников. Вход и выход осуществляется через задние двери или люки в крыше корпуса машины. В стенках предусмотрены амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из личного оружия.

Транспортер МТ-ЛБ оснащается дизельным мотором ЯМЗ-238В с мощностью 192 кВт. Удельная мощность составляет 19,0 кВт/т – очень высокий показатель для середины 60-х годов.

Ходовая часть транспортера включает пару ведущих и пару направляющих колес, а также двенадцать опорных катков, выполненных из алюминиевого сплава. Внутри каждого из них находится воздушная камера, которая улучшает плавучесть машины. Регулировка натяжения гусениц осуществляется изнутри бронетранспортера. Для действий на заболоченной местности или в глубоком снегу на транспортер могут устанавливаться более широкие гусеницы.

Подвеска МТ-ЛБ торсионного типа. Герметичный корпус транспортера позволяет ему неплохо плавать. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, его скорость составляет 5-6 км/ч. На передней части корпуса находится водоотражательный щиток, который поднимается во время форсирования водных преград. Кроме того, верхняя часть гусениц закрыты специальными экранами, которые во время плавания образуют гидродинамические туннели.

В стандартную армейскую комплектацию МТ-ЛБ входит прибор ночного видения, а также комплекс защиты от оружия массового поражения.

МТЛБ – еще не БМП, но уже и не трактор

Транспорт в вооруженных силах играет неоспоримую роль. Среди техники этой категории есть легенды, есть рабочие лошадки, о которых знает любой служивый человек, или интересующийся «в теме».

В послевоенное время, когда сухопутные части насыщались техникой, остро стоял вопрос об эффективном тягаче, способном доставлять грузы и личный состав, транспортировать несамоходную технику при относительной безопасности. Самой значимой разработкой стал МТЛБ, расшифровка которого звучит как многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный, на сленге часто называемый «мотолыгой».

Создание машины

1960-е годы ознаменовались осознанием в среде генералов того, что принятые на вооружение тягачи не соответствуют многим нормам безопасности. Вспомнив о распространенном в начале 1940-х бронированном тягаче «Комсомолец» и учтя опыт участников Второй мировой войны, запущен процесс проектирования нового образца тягача, способного защитить себя и расчеты в случае внезапной атаки.

Для большей экономии и быстроты работы принято решение о проектировании модели на базе уже существующей и запущенной в серию машины. Ей оказался МТ-Л, тягач на гусеничном ходу с отличными тактико-техническими характеристиками, для которого оставалось только доработать броневую защиту. В 1964 году начались войсковые испытания машины, а еще через пару лет образец оказался на вооружении Советской армии.

Производство тягача и вездехода было налажено на Харьковском тракторном заводе, известном, прежде всего, военной продукцией. Боевое крещение машина приняла в Афганистане, и сразу же в армии начались разговоры о «бесполезности» этой машины. Причина этого в неправильном использовании МТЛБ. Армейцы, называя машину «барахлом», сравнивали машину с БМП и БТР.

Между тем, рассматриваемый образец находится в другом классе военного транспорта. В этом то «мотолыге» не оказалось равных.

Противопульная броня неплохо защищала личный состав и перевозимые припасы, а в случае неожиданной атаки в дело вступал 7,62-мм пулемет.

После развала СССР основное производство этой необходимой для армии техники оказалось за границей, в независимой Украине. Это создало многие сложности в закупке новых единиц и в ремонте стоящей на вооружении техники.

Правительством было принято решение развернуть создание МТЛБ в городе Муром, на базе предприятия «Муромтепловоз». Заводчане прониклись идеей, и именно там было рождено большое количество модификаций и экспериментов с размерами и габаритами.

Боевое применение этой машины продолжилось в конфликтах конца ХХ и начала ХХI веков. Широко применяли ее во время Первой Чеченской компании, причем обе стороны. Связано это с распространением этой машины, а так же интересным юридическим казусом.

По международным законам и соглашениям об ограничении вооружений, МТЛБ не попадает под запреты. При этом для специфичных боевых действий, как партизанская и контр партизанская война устройство подходит идеально. Используют ее и в продолжающихся столкновениях в Сирии и на Украине.

Конструкция МТЛБ

Корпус машины состоит из нескольких броневых листов толщиной несколько миллиметров, эффективно броня защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это же дает плюс, тягач обладает высокой плавучестью и проходимостью. При весе всего 9,7 тонн это не вызывает удивления.

Корпус внутри вместительный и удобный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.

Компоновка состоит из трансмиссионного отделения, располагающегося в носовой части. Отделения управления впереди, здесь же установлена башенка с пулеметом, который находится в ведении командира машины. Моторный отсек и отделение для грузов и пассажиров находятся, соответственно, в середине и конце тягача.

Движение обеспечивает 8-ми цилиндровый дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как на всей советской гусеничной технике, с помощью рычагов. Место механика-водителя мтлб приспособлено для управления всей электроникой в машине. С помощью щитка приборов можно наблюдать за всеми электронными и механическими системами.

В разработанных для севера конструкциях установлена дополнительная печка. Гусеницы, имеющие ширину 350 мм, обеспечивают отличное прохождение практически по любому покрытию.

Они же, благодаря движению, позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по водной поверхности. Играет роль небольшая, всего 9,7 тонн, масса аппарата. Но за все нужно платить, в данном случае расходом топлива. Кушает аппарат 80-100 литров топлива на 100 километров.

Модернизации и ближайшие конкуренты

Прекрасные технические характеристики позволили создать на базе этой машины огромное количество модификаций. Транспортные задачи сохранили 20 широко распространенных модернизированных машин, около 50 разновидностей приобрели ярко выраженные «боевые» функции.

Можно перечислить с небольшим описанием технического устройства некоторых из них:

  • МТ-ЛБВ, модель для северных районов с расширенными траками, способными передвигаться по болотам и снегам;
  • МТ-ЛБВ-Н, «мирная» машина для сельскохозяйственных нужд;
  • МТ-ЛБВМ1К, приспособленная для высокогорья;
  • МТ-ЛБВМ, вооруженная 12,7-мм зенитным пулеметом;
  • МТ-ЛБМ, продукция муромского завода;
  • Объект 6МА с последующим индексом от 1 до 4, с разным вооружением, поставленным на Ma hrerf=”https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/btr-80/” target=”_blank”>башню БТР-80. Так, под 1 скрывается тягач с установленным АГС «Пламя», 2 и 4 – 23-мм пушки, 3 – нескольких ПТУРов.

Армейский список может продолжить зенитная система «Стрела», санитарная машина, аппарат для химической разведки, командно-штабной вариант, технические тягачи со стрелой для эвакуации техники и многое другое.

Кроме этого, имеется множество разработок для геологов, лесников, пожарной службы. Каждая имеет свои характерные особенности, как то увеличенный запас топлива, поворотные транспортеры и мостики, или вмонтированные цистерны и прочее. Поскольку тягач используется более 20 странами по всему миру, уследить за всеми переделками очень сложно.

Аналоги существуют, однако они не так распространены, как рассматриваемый образец. Гусеничные тягачи, широко распространенные были в годы Второй Мировой войны, в настоящее время не столь популярны, в основном из-за огромного расхода топлива и ненадежности некоторых систем.

Советскими конструкторами создана машина, одинаково хорошо справляющаяся с самыми разноплановыми задачами, в то время как аналоги, американские или европейские тягачи без брони и без вооружения. К примеру, M939, грузовик – тягач колесного типа, а не гусеничный, состоящий на вооружении армии США, даже не легкобронированный.

Несмотря на некоторое превосходство в мощности (240 против 250 лошадиных сил) и скорости (61 километр в час против 100), американские М939 не так универсальны.

Место работы

МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.

Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.

Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: