6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крым ощетинился. Черное море стало российским. Часть 1.

Украина подталкивает Россию к ответным действиям в Керченском проливе

У берегов Крыма 25 ноября произошло столкновение российских и украинских военных кораблей. Его результатом стало закрытие Россией Керченского пролива и задержание украинских судов. Российская ФСБ называет нарушителями украинские суда, «незаконно» пересекшие границу РФ. Украина считает незаконными действия российских пограничников и ссылается на соглашение с РФ, гарантирующее свободу судоходства как в проливе, так и в Азовском море. Конфликт может выйти на международный уровень, что чревато для России новыми санкциями.

Обострение отношений России и Украины в Черном море. Главное

Две версии и один таран

Новости об инциденте в Черном море стали появляться в воскресенье после 10:00 по московскому времени. По версии ФСБ России, которую в 11:00 опубликовало агентство «Интерфакс», во всем виновата украинская сторона: «Около 7:00 по московскому времени три корабля ВМС Украины в нарушение статей 19 и 21 Конвенции ООН по морскому праву, определяющих право прибрежного государства на обеспечение безопасности в морском пространстве, пересекли государственную границу РФ, неправомерно зашли во временно закрытую акваторию территориального моря Российской Федерации».

О таране буксира никаких упоминаний в пресс-релизе ФСБ не было, но отмечалось, что «украинские военные корабли продолжают движение к Керченскому проливу, в котором действует разрешительный порядок движения и стоянки судов, в соответствии с графиком движения и расстановки судов, утвержденным капитаном российского морского порта». Отдельно в ФСБ подчеркивали: «До настоящего времени заявки установленным порядком не поданы, в график прохода корабли не включены. Корабли опасно маневрируют, не подчиняются законным требованиям российских властей».

Параллельно свои сводки о ситуации у берегов Крыма публиковали военно-морские силы (ВМС) Украины.

Утром на странице ведомства в Facebook было опубликовано сообщение, приведенное и на сайте ВМС. В нем говорится, что два малых бронированных артиллерийских катера «Бердянск» и «Никополь», а также буксир «Яны Капу» осуществляли «плановый переход из порта Одессы в порт Мариуполь Азовского моря». Отдельно отмечается, что о намерении его совершить заранее сообщалось, правда, без уточнения, кого и в какой форме уведомляла украинская сторона.

Дальнейшие события, в трактовке ВМС Украины выглядели так: «Вопреки Конвенции ООН по морскому праву и Договору между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, пограничные корабли РФ осуществили откровенно агрессивные действия против кораблей ВМС ВС Украины. Пограничный корабль “Дон” совершил таран нашего рейдового буксира, в результате которого повреждены главный двигатель корабля, обшивка и леерное ограждение, потерян спасательный плотик. Диспетчерская служба оккупантов отказывается обеспечить право свободы судоходства, гарантированное международными соглашениями».

В украинских ВМС уточнили, что против трех судов действовали российские катера типа «Соболь», пограничный сторожевой корабль «Дон», катера типа «Мангуст», малый противолодочный корабль «Суздалец». Координаты и время инцидента в сообщении не приводились. Но на сопровождавшем публикацию фото, на котором, судя по всему, был зафиксирован момент тарана буксира, видны дата и точное время: 05:15:49 утра 25 ноября.

Как Украина оказалась в военном положении

Позже на сайте ВМС Украины сообщение было обновлено. В нем появилась информация о том, что в 03:58 катер «Бердянск» связывался с береговым постом пограничной службы ФСБ России и морскими портами Керчь и Кавказ, чтобы сообщить о планах пройти в Азовское море Керченским проливом: «Информация была получена, но ответ не предоставлен. Однако в 04:07 зафиксированы переговоры диспетчера порта Керчь “БЕРЕГ-23” с МПК “Суздалец” о выявлении кораблей ВМС Украины. В то же время на вызовы кораблей украинских ВМС диспетчеры портов Керчь и Кавказ не отвечали».

Констатировав, что Россия «в очередной раз продемонстрировала свою агрессивную сущность и полное пренебрежение нормами международного права», украинская сторона сообщила: «Корабли ВМС Украины продолжают выполнение задач с соблюдением всех норм международного права. Все незаконные действия фиксируются экипажами кораблей и командованием ВМС и будут переданы компетентным международным органам».

В течение дня ситуация у берегов Крыма все больше обострялась. После 14:00 информагентства со ссылкой на Центр общественных связей ФСБ сообщили, что из порта Бердянск вышли украинские бронированные артиллерийские суда класса «Гюрза»: «В настоящий момент они на предельной скорости следуют в направлении Керченского пролива в район провокации, организованной украинской стороной». Затем появились новости о том, что Россия задействовала авиацию — в воздух были подняты сначала два ударных вертолета Ка-52, а потом и самолеты Су-25.

Наконец, для прохода судов был закрыт Керченский пролив. «Два гражданских буксира пригнали гражданский сухогруз и тем самым перекрыли любую попытку прохода под Крымским мостом. Большое судно встало ровно поперек фарватера моста. Недалеко стоит катер морской охраны»,— сообщил телеканал «Россия 24».

Евросоюз взволнован Азовским морем

Уже после наступления темноты сайт «Украинская правда» со ссылкой на постоянного представителя президента Украины в Крыму Бориса Бабина сообщил, что по одному из украинских кораблей якобы был открыт огонь. «На борту есть раненый. Силы ВМС разворачивают меры помощи. До этого россияне угрожали применением оружия во время выхода кораблей ВМС из оккупированного ими “территориального моря РФ” возле Крыма»,— сообщил господин Бабин, добавив, что «вооруженные силы государства-агрессора осуществляют захват катеров ВМС Украины». Каких-либо деталей по поводу стрельбы он не привел.

Кончилось все тем, что российская сторона задержала три судна из состава украинской корабельной: буксир и два катера.

Две границы одного моря

Из сообщений ФСБ России неясно, где и в каком месте была нарушена российская граница. Судя по всему, инцидент произошел неподалеку от Коктебеля (см. карту). Впрочем, у Москвы и Киева разные взгляды на то, что теперь является территориальными водами РФ. Украина не признает Крым российским, соответственно, в Киеве иначе смотрят на воды, которые Россия считает своим территориальным морем. На это и указали “Ъ” в МИД Украины. «Крым — территория Украины. Нет ни одного законного основания для того, чтоб украинские власти уведомляли российские о проходе там кораблей»,— сказал собеседник “Ъ”, близкий к внешнеполитическому ведомству.

Что касается судоходства в перекрытом Россией Керченском проливе, а также в Азовском море, то оно регулируется российско-украинским договором «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива». В ст. 2 этого документа говорится следующее: «Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства». То есть украинские суда имеют право беспрепятственно проходить через пролив в Азовское море, которое, согласно этому же договору, является внутренними водами России и Украины.

В чем суть договора с Украиной по Азовскому морю

Исходя из этого, российской стороне могут быть предъявлены обвинения в нарушении договора. И они уже предъявляются. «Расцениваем такие агрессивные действия как нарушение норм Устава ООН, Конвенции ООН по морскому праву. МИД Украины осуществит все надлежащие меры дипломатического и международно-правового реагирования,— заявило украинское министерство иностранных дел.— Такие действия несут в себе угрозу безопасности всех государств Черноморского региона, а следовательно, требуют четкой реакции международного сообщества».

Получить в МИД России комментарий по поводу правовой оценки инцидента у берегов Крыма “Ъ” не удалось. В курирующем Украину управлении президента РФ по приграничному сотрудничеству также отказались от комментариев, сообщив, что это не их проблематика.

Глава международного комитета Совета федерации РФ Константин Косачев в Facebook написал следующее: «Нет сомнения, что провокация украинских военных затеяна с единственной целью — вынудить Россию пресечь ее и затем выдать российскую реакцию за агрессию».

Как Россия и Украина обменивались задержанием судов

«С военной точки зрения абсолютно бессмысленная затея. С политической — увы, весьма перспективная, ведь к попу не ходи: и НАТО, и Евросоюз опять станут стеной за киевскими провокаторами, что бы ни происходило и что ни произойдет»,— добавил сенатор. Отметим, что 24 октября Европарламент одобрил резолюцию (см. “Ъ” от 25 октября), в которой «выражает очень серьезную озабоченность в связи с крайне нестабильной ситуацией с безопасностью в Азовском море». В случае если Россия продолжит «попытки постепенно аннексировать эти воды и превратить их в российское “внутреннее озеро”», авторы резолюции призывают Брюссель ввести против Москвы дополнительные санкции.

Читать еще:  Средства чистка оружия

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой, курирующий международную деятельность нижней палаты парламента, обвинил во всем президента Украины Петра Порошенко. «Заход украинских судов в территориальные воды РФ — это наглая провокация со стороны Украины, попытка развязать вооруженный конфликт в Керченском проливе. По всей видимости, это сделано киевскими властями для того, чтобы способствовать эскалации ситуации, и лишний раз доказывает, что президент Порошенко — это президент войны, мира при нем ждать не приходится ни в Донбассе, ни где бы то ни было»,— цитирует парламентария ТАСС.

Что означает введение военного положения на Украине

Доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев уверен, что инцидент приведет к новым санкциями против Москвы. «Если будет расследование на уровне международных организаций, нам будет очень тяжело доказать свою правоту, так как большинство стран мира не признает Крым территорией России»,— сказал он.

Какие рекомендации по улучшению отношений между Москвой и Брюсселем дала экспертная группа ЕС-Россия

При этом эксперт пояснил, что Киев, организовав несогласованный с Россией проход кораблей из Одессы в Мариуполь, «стремился закрепить успех 23 сентября, доказав свой суверенитет над водами Крыма и закрепить за собой право на беспрепятственный проход под Крымским мостом». «Тогда (23 сентября.— “Ъ”) два украинских военных судна прошли похожим маршрутом, но зашли в территориальные воды России непосредственно в Керченском проливе, обогнув Крым значительно южнее,— напомнил господин Суздальцев.— Они запросили разрешение на проход, заказали лоцмана и их спокойно пропустили в Бердянск. На этот же раз корабли пошли напролом. Украине нужно было показать, что украинские ВМС могут входить в Керченский пролив как хотят и когда хотят». Эксперт считает, что «Киев активно ищет любой повод, чтобы Вашингтон все-таки ввел второй пакет против России перед началом предвыборной президентской кампании на Украине».

Собеседники “Ъ” в Киеве действительно не скрывали надежды на то, что за инцидентом последует максимально жесткая реакция как Брюсселя, так и Вашингтона. «Мы совершали плановый переход, россияне не должны были этому препятствовать. Но они, вероятно, испугались. Надеемся, что международное сообщество не оставит это без внимания и Россию будут ждать новые санкции»,— сказал собеседник “Ъ”, близкий к Минобороны Украины.

Похожим образом высказался и источник “Ъ” в администрации президента Украины: «Безусловно, на произошедшее отреагирует мировое сообщество. Не исключено, что американцы от призывов к Украине перебросить из Черного моря в Азовское часть военного флота перейдут к более действенным мерам. Например, помогут нам бороться с российской угрозой в Азове».

Владимир Соловьев, Кирилл Кривошеев; Янина Соколовская, Киев

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Шесть лет российской оккупации Крыма: произвол, за который расплачивается как агрессор, так и его жертва (DeníkN, Чехия)

Ровно шесть лет назад, в ночь с 26 на 27 февраля, «зеленые человечки» захватили Крым. Напрашивается вопрос, что Россия, жители Крыма и сепаратистские лидеры приобрели после отторжения полуострова. Немного. Зато потери велики.

Сегодня на Украине состоялась премьера художественного фильма «Черкассы», названного в честь военного корабля, захваченного российскими вооруженными силами во время аннексии Крыма. История «Черкасс» является одним из значимых украинских символов, связанных с событиями 2014 года. А поскольку украинцы испытывают слабость к символам, ясно, что дата нынешней премьеры выбрана отнюдь не случайно.

Ровно шесть лет назад, в ночь с 26 на 27 февраля, «зеленые человечки» без знаков отличий захватили здания крымского автономного правительства и парламента и над обоими подняли российский флаг. В тот же день был захвачен аэропорт «Бельбек» в Севастополе и остановлено паромное сообщение между Россией и Керчью. Так российская операция вошла в решающую фазу, которая кульминировала мартовским псевдорефендумом и нелегальной аннексией всего Крымского полуострова.

Непосредственно после аннексии при прямой российской поддержке началась война на Донбассе, которая продолжается уже столько же, сколько Вторая мировая. Жизни лишились уже более 13 тысяч человек, и более полутора миллионов жителей Донбасса и Крыма покинули свои дома. К 24 февраля 2020 года, по официальным украинским данным, на Украине насчитывается 1 442 940 вынужденных переселенцев.

Без российской военной операции сам Крым вряд ли отсоединился бы от Украины. Да, это был единственный украинский регион, населенный в основном этническими русскими (правда, в 2001 году при последней переписи населения их доля составляла «всего» 60% и она постепенно снижалась), и сепаратистские настроения там не были редкостью. Но, согласно опросам общественного мнения до 2014 года, присоединиться к России хотели только 20% жителей Крыма.

Контекст

Крым: от вероломства до репрессий (Тиждень)

НВ: как изменился Крым за шесть лет

e15: Крым нескоро дождется воды из Днепра

Кстати, всего за день до захвата крымского парламента в столице автономии Симферополе прошла массовая проукраинская демонстрация, организованная в основном крымскими татарами. Сегодня русские задним числом признают, что им пришлось надавить и на крымских депутатов, и на жителей Крыма, «голосовавших» на «референдуме».

Несмотря на, несомненно, искренние усилия украинского президента Владимира Зеленского, который в предвыборной кампании обещал завершить конфликт, война отнюдь не близится к концу. Пока Россия будет притворяться, что не является одной из сторон конфликта, любые усилия, включая минские соглашения, заранее обречены на провал. Ситуация с Крымом еще сложнее, и его возможная реинтеграция — задача на многие годы вперед.

Потери оккупанта и оккупированного

Через шесть лет после аннексии встает вопрос, что, собственно, Россия, жители Крыма и тогдашние сепаратистские лидеры приобрели, отделившись от Украины. На самом деле немного, и во всех сферах преобладают минусы. Из этого следует, что российское руководство плохо продумало свою «украинскую авантюру».

2014 год принципиально изменил карту взаимоотношений в Восточной Европе. Из-за своей агрессии крупнейшая страна мира оказалась в международной изоляции, и хотя в 2017 году российская экономика возобновила незначительный рост, она по-прежнему в стагнации, и ее рост отстает даже от экономики Украины, страдающей от войны.

Россия, разумеется, может добиться отдельных успехов и некоторой разрядки в международных отношениях. Но пока она не уберется с Украины, вряд ли можно ожидать ее полноценного возвращения на международную арену. А ведь эта ситуация потенциально очень опасна для российского режима. Кремль может подпитывать синдром осажденной крепости, основывая свою легитимность на конфликте с Западом, но россиян все равно больше интересует экономика и уровень жизни. Популярность и легитимность Владимира Путина опирались на беспрецедентный рост уровня жизни, которому способствовали высокие цены на нефть.

Однако в 2014 году эта модель рухнула: режим явно предпочел сиюминутную цель долгой и изнурительной работе над улучшением ситуации в стране. Тогда популярность Путина стремительно выросла, но затем начала снижаться с такой же скоростью.

Нечему радоваться и жителям оккупированного Крыма, которые в принципе стали заложниками России. Пока Крым будет жить в условиях международного вакуума, полуостров не вернется к нормальному состоянию.

В день «референдума» о присоединении к России в марте 2014 года автор этих строк написал комментарий. Главный тезис в нем был таким: Крым во всех сферах с трудом обойдется без Украины. В географическом и инфраструктурном отношении полуостров всегда был связан именно с Украиной, а не с территорией современной России. Это чисто прагматическое соображение стояло и за административной передачей Крыма Украинской ССР в 1954 году.

Читать еще:  Назван неисправимый недостаток американского истребителя F-35

Крымская засуха, и бомба замедленного действия

После 2014 года из-за этого присоединения (и спорного международного статуса) Крым превратился из полуострова в де-факто изолированный остров. Постепенно прекратились железнодорожное сообщение, поставки электроэнергии и воды. Правда, поезда и электричество можно, пусть и с трудом, компенсировать (путь из Москвы в Крым через Украину примерно на 400 километров короче, чем через недавно построенный Крымский мост).

А вот что касается воды, то Крым столкнулся с колоссальными проблемами. Полуострову всегда не хватало воды, и эту проблему удалось надолго решить благодаря каналу из Днепра. Его построили в 60 — 70-е годы прошлого века. Только после этого в Крыму стало активно развиваться сельское хозяйство.

В 2014 году канал был перекрыт, что повлекло за собой самые драматичные последствия для сельского хозяйства в северных и восточных степных областях. Почвы иссыхают и засаливаются, и регион постепенно превращается в безлюдную пустыню. Поэтому экологи предупреждают, что Крым — это экологическая бомба замедленного действия, которая в будущем повлечет огромный ущерб.

Недавно прошла информация о том, что Украина может согласиться на восстановление поставок воды по Северо-Крымскому каналу в обмен на уход России с Донбасса. Эту идею высказал председатель президентского парламентского клуба «Слуга народа» Давид Арахамия. Однако ее резко отклонил не только президент Зеленский, но и пресс-секретарь российского президента Путина Дмитрий Песков.

Другой проблемой для жителей Крыма стало значительное ослабление туристического потока. Южный берег Крыма был самым популярным туристическим регионом Украины, где ежегодно отдыхали миллионы. Кстати, еще во времена СССР Крым называли «всесоюзной здравницей». Но в подавляющем большинстве эти туристы были украинцами, которые теперь ездят в другие регионы на украинском побережье. От этого выигрывает, например, Одесса. Иностранцев же отпугивает труднодоступность Крыма. Чтобы поехать туда, европейцам требуется российская виза (Украина уже давно не требует виз от граждан Европейского Союза), но, приезжая в Крым из России без специального украинского разрешения, они рискуют получить запрет на въезд на Украину.

Высокие цены и низкие зарплаты

Заявление так называемого председателя правительства Крыма Сергея Аксенова о том, что в 2019 году в Крыму побывали более семи миллионов туристов, в том числе более миллиона украинцев, — это не более чем попытка выдать желаемое за действительное. Значительная часть нынешних туристов — это российские государственные служащие, которых отправляют в крымские санатории. Однако, по словам местных жителей, этот контингент особого дохода не приносит, потому что зачастую это бедные россияне, которые на отдыхе не тратятся.

Крым не привлекает туристов и из-за плохой туристической инфраструктуры и сферы услуг. Кроме того, местные цены еще выше, чем в более привлекательной Турции или Египте или даже на популярном российском курорте Сочи (он, кстати, для многих россиян ближе, чем все главные курорты Крыма). Не удивительно, что даже после строительства Крымского моста туристы не рвутся на полуостров. Конечно, официальная российская статистика утверждает обратное, но, по словам экспертов, в Крым едет лишь малая часть от числа тех туристов, кто отдыхал там до 2014 года.

Высокие цены — это проблема не только для туристов, но и, главное, для местных жителей. Правда, после аннексии значительно вырос доход госслужащих и пенсионеров, и для некоторых крымчан это было главным аргументом в пользу присоединения к России. Но цены выросли еще больше. Сейчас крымские зарплаты все еще не дотягивают до средних по России, а цены при этом сопоставимы с Москвой и значительно превышают цены на Украине. Кроме того, боясь санкций, большинство российских компаний отказались от работы на полуострове, и местным жителям приходится изворачиваться, чтобы обходить разного рода ограничения и пользоваться, например, платежными картами и делать покупки в интернете. Большой проблемой также стали документы. Некоторые страны не признают российских документов, выданных крымчанам, и поэтому получить, скажем, шенгенскую визу им бывает трудно.

Произвол и надежды

Наиболее тяжелой остается ситуация в области прав человека. Организация Freedom House, которая с 70-х годов прошлого века следит за состоянием демократии и соблюдением прав человека во всех странах мира, оценивает Крым намного хуже, чем Россию, и ставит его позади даже таких стран, как Иран, Венесуэла и Белоруссия.

Под огромным давлением оказались крымские татары. В 1944 году они стали жертвой массовой депортации, и почти половина их не выжила. Еще при СССР многие из них были диссидентами, и в 90-е годы крымские татары продолжили правозащитную деятельность после возвращения в Крым. Они прославились необычайной способностью мобилизоваться и выраженной проукраинской позицией. Не удивительно, что именно они подвергаются самым жестоким репрессиям.

Однако самым ярким символом произвола российского режима стал режиссер и лауреат премии Сахарова за свободомыслие Олег Сенцов. Его арестовали в апреле 2014 года, обвинили в терроризме и приговорили к 20 годам лишения свободы. Наконец, в сентябре 2019 года его освободили в ходе массового обмена пленными между Россией и Украиной. Как пишет Украинская академия наук в публикации «Крымский узел», которая вышла в прошлом году, еще более символичной фигуру Сенцова делает то, что он этнический русский, и в представлениях Москвы должен быть прототипом человека, который приветствует аннексию Крыма.

С одной стороны — показные инфраструктурные проекты, такие как мост через Керченский полив и трасса «Таврида» из Керчи в Севастополь. Это, в первую очередь, пропагандисткие проекты. Для сравнения: Россия все еще не достроила даже шоссе между двумя крупнейшими городами — Москвой и Санкт-Петербургом.

С другой стороны — по-прежнему трудное положение местных жителей. Масштабные и зачастую даже фантасмагорические планы (превращение Крыма в «российский Лас-Вегас») для развития региона ни к чему не привели. Крым остается в изоляции, и из-за ограниченных возможностей России и международного вакуума его проблемы могут только усугубляться.

От присоединения к России немного выиграли и местные сепаратистские лидеры, стоявшие у власти в 2014 году. Их постепенно заменяют надежными людьми из России. Российское руководство утратило интерес к Крыму как к особому региону, о чем свидетельствует упразднение Крымского федерального округа, который в 2016 году присоединили к южной России. Также россияне постепенно заменяют перебежчиков из украинской спецслужбы СБУ и государственных служащих.

В результате в Крыму появляется все больше новых жителей, и Украина опасается, что Россия хочет изменить демографическую структуру региона в свою пользу, тем самым сделав невозможным гипотетическое возвращение Крыма под власть Киева. Кроме того, Украину беспокоит милитаризация полуострова и Черного моря. Особую обеспокоенность вызывает затрудненный выход в Азовское море и доступ к важному порту Мариуполь. Построив Крымский мост, Россия сделала невозможным прохождение больших кораблей через пролив и постепенно превращает Азовское море в свои внутренние воды, тем самым снова нарушая международное право.

Через шесть лет после аннексии Крыма понятно, что своими непродуманными действиями Россия подорвала и ситуацию внутри страны, и свое международное положение. Просто удивительно, что ради сиюминутного «успеха» она сама себе связала руки и проиграла борьбу за сердца украинцев, без которых уже никогда не вернет себе столь желанный статус державы. Государство, которое утопило в Крыму сотни миллиардов рублей, несет убытки. Но, главное, страдают сами россияне, которые расплачиваются за агрессивную политику экономической стагнацией и снижением уровня жизни.

Читать еще:  БТР 80, ТТХ и устройство бронетранспортера, описание вооружения и калибр пушки, технические характеристики различных модификаций модели

Света в конце тоннеля не видно. Крым так просто к Украине не вернется, но это еще не означает, что от него стоит отказаться раз и навсегда. Пока Крым не будет возвращен, Россия должна оставаться на периферии международного сообщества. Украинцам же пока не остается ничего другого, как работать над изменением своей страны и надеяться, что однажды она станет намного привлекательнее с экономической точки зрения, чем стагнирующая сегодня Россия. Только это сможет сделать возвращение Крыма, которое сегодня кажется утопией, чуть более реальным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Уникальная операция на дне Черного моря: как обнаружили потопленный в 1941 году теплоход «Армения»

Подробности уникальной поисковой операции на глубине в 1,5 тысячи метров в Черном море. Появились первые кадры, на которых под слоем ила легендарный теплоход «Армения». Он пошел ко дну 7 ноября 1941 года после атаки немецкой авиации.

На борту были, по разным подсчетам, от шести до 10 тысяч человек — беженцев и раненых. Именно поэтому эта трагедия на море считается одной из самых масштабных в истории.

И вот спустя долгие десятилетия силами нашего Минобороны и Русского географического общества корабль удалось найти и подтвердить его подлинность.

Находка в Черном море, которая уже стала настоящей сенсацией. Место гибели госпитального судна «Армения» оставалось неизвестным без малого 79 лет.

Судно обнаружили на полуторакилометровой глубине в 15 милях от южного побережья Крыма. Подводный робот пробирается по правому борту теплохода. Даже под толстым слоем ила видны следы ужасающих разрушений: средняя и носовая часть искорежены, леерные ограждения буквально вывернуты наружу. При этом в нескольких иллюминаторах уцелевшие стекла. Мощное освещение позволяет отыскать штурвал и компас.

Расположение палуб, проемы, все, как на чертежах «Армении». Но само название корабля на борту не прочитать — краску в агрессивной морской среде давно разъело. И вот, кажется, экспедиция Центра подводных исследований у цели, ошибка исключена: на судовом колоколе отчетливо видна надпись «Армения».

«Обводы корпуса абсолютно не повреждены, поэтому торпедная атака исключается, и при этом ее верхняя часть и надстройки очень сильно разрушены; и один из первых проходов мимо «Армении», что мы нашли машинный телеграф, лежащий в носу, который по-хорошему швартовочный, на ходовом мостике, сделали предположение, что он сильно разрушен, а такие разрушения характерны для бомбардировок с воздуха», — поясняет исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.

Пассажирский теплоход, переоборудованный в начале войны под госпитальный транспорт, затонул 7 ноября 1941 года. Точное количество погибших до сих пор неизвестно. На его борту, по разным данным, находилось от шести до 10 тысяч человек. Выжить удалось единицам.

«Это самый крупный транспорт, шесть тысяч тонн водоизмещения; на него в течение суток грузились раненые и медицинский персонал госпиталя ЧФ. Здесь, в Севастополе, по многим данным, было погружено более шести тысяч человек, а вместимость корабля по его тактико-техническим данным должна быть 900 человек, представляете, как были забиты все трюмы, людям негде было лежать», — рассказывает историк Александр Зубарев.

Выйдя из Севастополя, капитан корабля получил приказ зайти в Балаклаву. Там на борт сотрудники НКВД погрузили опечатанные ящики с секретными материалами. Историки предполагают, что в них могло быть золото и картины Русского музея, которые в начале войны экспонировались в крымских музеях. После погрузки был получен приказ снова изменить маршрут и эвакуировать часть людей из Ялты.

До сих пор о самой страшной морской катастрофе не было известно почти ничего. В Ялту госпитальное судно «Армения» прибыло из Севастополя в ночь с 6 на 7 ноября 1941 года. По словам очевидцев, в тот момент здесь творилось что-то невообразимое. Ужасная паника — ялтинцы пытались любой ценой попасть на борт, многие даже вплавь с багажом и с детьми. Немцы стояли всего в нескольких десятках километров. Около 8 утра судно взяло курс на Кавказ и отправилось в свой последний рейс.

Несмотря на строжайший запрет военного командования на выход в море днем, теплоход, не дожидаясь темноты, вышел в сторону Туапсе в сопровождении двух сторожевых катеров. Через несколько часов он был атакован вражеской авиацией и затонул всего за четыре минуты. Историки предполагают, что приказ на выход в море капитана Владимира Плаушевского заставили нарушить.

«Я бы сказал, к виску Плаушевского был приставлен пистолет, и возможно, звучала такая фраза: либо отчаливайте, либо я вас расстреляю. Это мог себе позволить почти любой работник НКВД», — полагает Александр Зубарев.

Позже дело о гибели «Армении» загадочным образом исчезло из архивов. И только несколько лет назад историкам удалось установить имена экипажа и медиков из госпиталя Черноморского флота. В списках 254 фамилии. После обнаружения судна наконец появились шансы установить имена всех, кто находился на его борту.

Крым ощетинился. Черное море стало российским. Часть 1.

Чёрное море всегда было важным стратегическим регионом. Россия веками вела борьбу за доступ к черноморским проливам Босфор и Дарданеллы, но приоритетное право владения ими получила в итоге Турция. Согласно Конвенции Монтрё 1936 года , Турция может закрывать право прохода военных кораблей через проливы, в случае войны или почувствовав угрозу таковой.

Разнится право пользования проливами для черноморских (к ним относится Россия) и нечерноморских стран. “Местные” могут водить свои военные суда через проливы без ограничений, “иностранцы” только на 21 день и существенно ограниченные по тоннажу.

Фактически потеряв военную группировку в Крыму (флот стоял после развала Союза, а контингент был сильно ограничен), Россия могла остаться вообще без севастопольской базы Черноморского флота, когда грянул Майдан. Но грамотные действия нашего военного и политического руководства. и мы прибрали к рукам весь полуостров со всеми его базами, нашими и нет .

После того, как Крым в 2014 году де-юре становится российским, полуостров начинают насыщать новейшими вооружениями, превратив его в “непотопляемый авианосец”. По современной классификации – зону запрета доступа .

Несмотря на право иностранных военных кораблей заходить в акваторию Черного моря, работать им наши военные спокойно не дают .

Итак, что же мы имеем в Крыму.

Страшный сон американских эсминцев – системы радиоэлектронного противодействия.

Комплекс радиоэлектронного противодействия “Мурманск-БН” дислоцированные в Севастополе способны на расстоянии до 5000 км подавлять линии связи противника.

Передвижной комплекс противодействия “Красуха-4” способен не только перехватывать управление вражескими беспилотниками и нежно сажать их на дружественные аэродромы (вот вам пример с израильским дроном ), но и выжечь всю электронику хваленых самолетов управления и целеуказания «AWACS», а внедрившись в его органы управления, комплекс способен «снабжать» высокоточное оружие противника ложными целями.

Совокупная работа нескольких радиоэлектронных систем была продемонстрирована в ходе обнаружения и сопровождения гордости французского флота фрегата-невидимки «Лафайет» (Lafayette) в процессе его следования в Грузию.

В дополнение к системам тактического звена, на территории Крымского полуострова планируется создание одной из новейших станций раннего предупреждения о ракетном нападении «Воронеж-СМ» . Она должна прийти на замену заброшенной станции «Днепр». Подробнее об этом, в нашем материале.

Добавим ко всему этому новейшие РЛС «Небо-У» и получится, что наш непотопляемый авианосец под названием «Крым» капитально прикрыт радиоэлектронным колпаком от возможных угроз.

С пассивно-активными средствами противодействия – всё. В нашем следующем материале расскажем о «сладком» – боевых возможностях новой российской «зоны запрета доступа».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]