10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первобытные охотники

Последние охотники и собиратели: жизнь первобытного племени в Непале

Охотники и собиратели, как пишут в исторических книгах, — это первобытные люди, которые жили десятки тысяч лет назад, до того, как придумали сельское хозяйство и разведение домашнего скота. Это тяжелая жизнь, от которой большинство племен отказались еще на заре развития цивилизаций. Но в глубине лесов Непала есть маленькое кочевое племя рауте, которое все еще охотится на диких животных и занимается собирательством. Эти удивительные снимки, сделанные фотографом Эндрю Ньюи в провинции Сурхет на востоке Непала, показывают, какой может быть жизнь в очень примитивных условиях. Все члены племени вне зависимости от возраста делают посильный вклад в жизнь общего поселения. Сейчас их уже меньше 150 человек, и это племя действительно может скоро исчезнуть.

Члены племени рауте — охотники и собиратели. В частности, они умеют ловить обезьян, которых затем едят. На снимке — один из старейшин племени возвращается с удачной охоты.

Рауте сильно зависят от окружающей среды, так как ничего не выращивают. На фото один из членов племени рубит ствол дерева.

Женщины племени носят яркую одежду.

Каждый член племени вносит свой вклад в жизнь общины, будь то рубка деревьев или перебирание зерна. На снимке ребенок несет уже готовые дрова на спине.

Поскольку рауте — кочевники, они постоянно передвигаются. Никто не имеет постоянной работы и не ходит в школу. На снимке — маленькая девочка в традиционном платье.

Как и у охотников и собирателей тысячи лет назад, задачи у рауте распределены по половому признаку. На снимке женщины перебирают зерно и готовят еду.

Рауте очень любят вырезать различные вещи из дерева, которые потом обменивают на одежду и другие необходимые вещи, если понадобится.

О рауте известно очень мало, потому что они предпочитают общаться только внутри своего племени и редко взаимодействуют с остальным местным населением.

Жизнь рауте тяжела, и еще тяжелее она оттого, что места их обитания разрушаются. Это значит, что они вынуждены очень часто передвигаться.

В последние годы по мере исчезновения лесов рауте вынуждены все больше взаимодействовать с местным населением.

По традиции рауте живут в палатках из листьев и веток, используя цветную ткань для дополнительной защиты.

Напоминаем, что БигПикча есть в соц. сетях. Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Охота в первобытном обществе.

Основными занятиями первобытного человека были собирательство и охота. Если с первым все понятно: люди ходили в лес или на луг и собирали то, что давала им природа, – то второе современному человеку представить несколько сложнее. Каким было оружие? Способ охоты? Наконец, на каких животных предпочитали нападать наши предки? Все эти вопросы могут заинтересовать любого человека.

В XXI веке охота скорее развлечение, чем образ жизни. Но в далеком прошлом это была необходимость. Человеку нужно было питаться мясом, ведь это повышало его физическую силу, что в те времена было очень важно. Также, использовали шкуры убитых животных (для изготовления примитивной одежды, жилищ), зубы и когти (из них получались отличные предметы религиозного поклонения: различные талисманы и амулеты), кости (применялись для создания различных орудий).

В период зарождения охоты как вида деятельности орудия были примитивными: тяжелые деревянные дубины или палки с заостренным концом. Естественно, с ними индивидуальная охота на крупных диких животных была невозможна, поэтому древние люди использовали коллективные способы: облава или загон. Первобытный загонный способ состоял в том, что животное пугали различными способами и пытались загнать к обрыву, ущелью или специально подготовленной яме. Обычно эти места находились недалеко от стоянок древних людей. Загнанные животные падали и разбивались, а добить их и переправить в селение для охотников особого труда не составляло.

Человек эволюционировал, мышление развивалось, а значит, совершенствовались и орудия труда и охоты. Произошел плавный переход от деревянных орудий к каменным (копье с острым наконечником, ручные рубила) из гранита, сланца, гальки, кремня и др. Орудия выглядели как кусок камня, у которого один край был острым в результате обработки. Данная техника состояла в следующем: изготовитель ударял валуном по обрабатываемому камню. Занимались этим в основном пожилые люди, уже неспособные непосредственно участвовать в охоте. В некоторых областях техника сколов существовала почти 2 миллиона лет!

Много позднее техника изготовления каменных орудий была усовершенствована: начали специально изготавливать отщепы определенной формы для наконечников копий, создания клинков. Еще позже появляются первые орудия для создания других орудий – ретушеры. Они изготавливались из костей животных и использовались для вторичной, более тщательной обработки каменных пластин.

Также, были изобретены лук и стрелы. Это был величайший прорыв, ведь теперь можно было охотиться на дистанции, не приближаясь к животному и не рискуя потерять какую-либо часть тела. Нужно заметить, что появление новых орудий далеко не всегда вело к отказу от старых. Охотники умудрялись сочетать охоту с копьями, рубилами и луками.

Очень распространенным способом охоты была подготовка ям: на путях к водопою устраивались ямы с острыми копьями на дне для ловли таких животных как олени, лоси и др. Для охоты на мелких зверей (зайцы и т.п.) создавались петли и сети (в основном из сухожилий убитых ранее животных). Нередко использовались прирученные животные, например, лошади и собаки. В северных областях охотники часто применяли лыжи для более быстрого передвижения, а в местах, богатых реками и озерами, были распространены лодки.

Читать еще:  Нижний Новгород закроют на время Чемпионата

Первобытные люди были не привередливы в выборе объекта охоты: им было важно лишь добыть пропитание и сопутствующие ресурсы. Они охотились на всех, кого только могли убить: мамонты, лоси, олени, пещерные львы, туры, горные бараны, медведи, рыси, волки, лисицы, песцы, соболи, куницы, белки, хори, зайцы, сурки и многие другие животные. С изобретением луков людям стали доступны и птицы.

Как видно, охотничье ремесло развивалось довольно успешно, что в свою очередь сказалось на окружающей среде (в основном изменения затронули фауну). Некоторые ученые утверждают, что изобретение лука и стрел привело к полному уничтожению некоторых видов животных. Само собой, мяса стало меньше, а значит, нужно было искать другие источники пищи. Так, расцвет охотничьего хозяйства привел к усиленному развитию земледелия.

А какова же была роль охоты в становлении цивилизации? Оказала ли она какое-либо воздействие на первобытное общество? Конечно! Орудия совершенствовались, да и уровень мастерства охотников не оставался прежним, и количество добытых животных со временем все возрастало. Появлялись излишки шкур, клыков, которыми люди начали обмениваться. Мы можем видеть, что охота привела к возникновению первой торговли между племенами.

Загонная охота предполагает единство коллектива, то есть она способствовала сплочению людей, образованию единого общества, которое впоследствии создаст первые города и государства. Но в то же время, улучшение охотничьего хозяйства приводило к возникновению социального неравенства. На ранних этапах орудия и добыча принадлежали всей общине и делились поровну между ее членами, но после появления излишков стало заметно повышение уровня жизни вождей: они забирали себе лучший кусок от оставшейся охотничьей продукции, не спрашивая разрешения у добытчиков.

Итак, охотничий промысел являлся одной из важнейших отраслей хозяйственной деятельности первобытного человека. Охота была наиболее эффективным способом добычи мясной пищи. Именно она во многом повлияла на становление и развитие человека и общества в целом.

Охота первобытного человека

Охота и собирательство диких плодов и кореньев были основными средствами существования людей первобытного человека.

Из собирательства возникло земледелие, охота же, постепенно усложняясь в приемах и формах, привела к приручению отдельных животных, а впоследствии к одомашниванию их и возникновению скотоводства. Об этих этапах постепенного перехода от использования готовых даров природы к их целеустремленному производству рассказывают многочисленные петроглифы — рисунки, выбитые на камнях и скалах людьми, жившими за тысячи лет до нашего времени. Обычно на этих рисунках изображены животные, на которых охотился человек каменного века, и даже целые охотничьи сцены.

Охота первобытного человека

В горных и предгорных районах Средней Азии основную добычу людей той эпохи составляли дикие козлы. Их кости и рога во множестве найдены на стойбищах людей мустьерского времени, т. е. более чем сорокатысячелетней давности. Об этом же свидетельствуют и многочисленные изображения козлов и охота на них, выбитые на скалах, то в более отдаленные, то в более близкие к нам исторические периоды,

Дикие козлы — безоаровый, сибирский, винторогий — водились в горах не только в палеолите, но и в начале наступившего за ними века металла.

По мере того, как увеличивалось население и росла его потребность в продуктах питания, под влиянием все возрастающего числа охотников численность диких животных непрерывно сокращалась. Совершенствуясь, охота первобытного человека приобретала новые, более сложные формы, что также нашло отражение в наскальных рисунках.

В специальной археологической литературе сплошь и рядом описываются совершенно нереальные способы охоты на козлов первобытным человеком. Так, например, А. П. Окладников полагает, что первобытные охотники с обрыва могли сбрасывать на козлов огромные камни или загонять к таким пропастям, куда бы они падали и разбивались. Каждому мало-мальски знакомому с биологией диких козлов такие методы добывания животных покажутся явно неправдоподобными. Очевидно, до изобретения лука человек добывал козлов проще: по звериному скрадывал их на пастбище или на отдыхе и убивал камнем, дубиной или копьем. Это тем более вероятно, что все животные в то время были менее осторожны.

Одно из наиболее древних изображений козлов выбито на вершине горы Каракушуй. Весьма возможно, что это магические изображения, которые человек высекал как заклинания, обеспечивающие ему успех на охоте. Рисунки эти отстоят от наших дней не менее чем на пять или шесть тысячи лет.

К тому же или к несколько более позднему времени относятся неоднократно повторяющиеся на той же горе сюжеты охоты на козлов с собакой. Один из них изображает гон дикого козла собакой, общий тип которой близок к современным чабанским овчаркам этого района. На одном из камней первобытный охотник-художник изобразил сцену отстоя: козел, спасаясь от преследования, вскочил на недоступную скалу и собака караулит его здесь до прихода вооруженного луком охотника.

На одной из своих картин первобытный художник не случайно поместил фигуру охотника и его собаки с разных сторон стада коз. Собака уже и в ту эпоху не просто сопутствовала человеку на охоте, а была его активным помощником: загоняла дичь на отстой, нагоняла ее на охотника. Конечно, проделывала она это тогда без какой-либо специальной подготовки, а просто сжившись с человеком, будучи его первым домашним животным. Во время совместной с ним охоты она поступала точно так же, как и ее дикие сородичи, когда часть их стаи гонит жертву на своих собратьев, притаившихся в засаде. Такое же размещение фигур охотника и собак характерно и для других петроглифов более раннего времени. Это своего рода прообраз современной охоты с гончими.

Читать еще:  ГАЗ-33081 Садко и Егерь, технические характеристики автомобиля, дизель и двигатель, шасси и тормоза, кабина, КПП, рама и раздатка

Следующим шагом в совершенствовании приемов добывания зверя и птицы явилась охота с приманивающим животным. Человек подметил, что к оставленному на свободе раненому животному подходят здоровые. Этот способ, раз возникнув, прочно вошел в практику и дожил до нашего времени. В Заполярье при охоте на диких оленей и сейчас применяют домашних оленей-маньщиков. При охоте на водоплавающую птицу почти повсеместно используют подсадных уток или чучела, выполняющие ту же роль. В качестве Меньшиков первобытному человеку служили пойманные им дикие, а затем и одомашненные животные. Прежде всего этот способ применялся при охоте на козлов; по крайней мере на всех известных нам петроглифах, отображающих этот способ охоты, изображены козлы. Чтобы приманивающее животное не ушло, его держали на привязи или спутывали ему ноги. Последнее и изображено на петроглифах. Фигуры козлов со спутанными ногами имеют еще одну особенность, повторяющуюся почти на всех наскальных рисунках. Это остроумное и в то же время простое приспособление превращает маньщика в своеобразную живую ловушку. Рога такого козла связаны на концах, перевязаны в нескольких местах, либо на них надета свободно висящая петля. Это приспособление, основанное на хорошем знании поведения животных, было в то время достаточно уловистым, Дикий козел при встрече с маньщиком начинал с ним бодаться, неизбежно запутывался рогами в его петлях или перевязях и становился легкой добычей человека.

Охота первобытного человека

Заключительный момент охоты первобытного человека с таким маньщиком очень четко показан на обкатанном валуне в низкогорьях Кураминского хребта у горного кишлака Чадак. На камне даны две композиции: вверху — лук с вложенной в него стрелой, острие которой направлено в спину схематично изображенного козла. Этот рисунок, по-видимому, относится к разряду магических и не связан со сложной пятифигурной композицией, расположенной в нижней части того же камня. Здесь козел-маньщик со спутанными передними ногами и петлей на рогах изображен справа. Рог дикого козла попал в петлю маньщика. Вся его поза показывает, что он, пятясь назад, стремится вырваться. Но поздно. Охотник, сопровождаемый двумя собаками, длинным копьем уже проткнул шею попавшегося зверя. Этот уникальный в своем роде петроглиф, несомненно, выполнен высокоталантливым художником. Все фигуры реалистичны, хорошо скомпонованы между собой и ясно передают содержание всего сюжета в целом. Датировать это изображение, очевидно, следует первыми веками нашего времени.

На одном из петроглифов, сохранившихся в районе поселка Охна, изображена довольно редкая для каменистых горных районов ловля зверя при помощи ловчей ямы. В ней виден попавшийся сибирский козел с характерными для него резко выраженными буграми на рогах. Перед ямой привязана козочка, выполнявшая роль маньщика.

Охота и рыбалка

Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.

В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада.

Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами. Постепенно добычу разделывали и переносили поближе к жилищам.

Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:

Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди

Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey

Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники

Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как выбрать палатку

Из всего многообразия палаток мне посчастливилось выбрать ту самую, с которой я готов пойти «в огонь и в воду» и которая со мной уже многое прошла. Я для себя сделал некоторые выводы, которыми хочу поделиться.

Для начала нужно определиться с тем, в каких условиях будет использоваться палатка. В моем случае это походы умеренной сложности по лесам Северо-Запада России в позднее весеннее, летнее и раннее осеннее время. Я не планировал использовать палатку в экстремальных условиях, поэтому она могла не иметь, например, специальной «юбки», благодаря которой зимой холодный ветер не будет задувать под тент и благодаря которой летом под тент не будут забиваться полчища комаров.

Одним из важных критериев выбора для меня стал размер палатки. Согласитесь, не очень удобно, когда у себя дома приходится сгибаться в три погибели. Плюс к тому, я собирался ходить в походы с друзьями, и хотелось, чтобы всем обитателям было комфортно. Палатка подбиралась из расчета на трех человек средней комплекции, однако нужно было предусмотреть возможность поселить в ней и больше.

Читать еще:  11.3x36R Montenegrin

Экспериментальным путем я пришел к выводу, что в палатке довольно удобно находиться, когда высота внутреннего пространства составляет где-то 130 сантиметров и более. Тогда не приходится скрючиваться, чтобы переодеться в палатке или просто в ней посидеть. Длина палатки для меня чуть менее критична, и поэтому средних предлагаемых на рынке 220 сантиметров было достаточно.

Ну, и ширина. От нее зависит, насколько удобно будет лежать уставшим туристам. Я исходил из того, что было бы замечательно, если бы в палатке на троих в критическом случае могли бы поместиться (при этом не особо мешая остальным) еще один-два дополнительных человека. Чтобы это условие выполнялось, ширина палатки (опять-таки из расчета на человека средней комплекции) должна быть от 180 сантиметров.

Внешний вид палатки — это маяк, хоть и не освещающий путь, но однозначно в темноте подсказывающий, где же находится «дом, милый дом». Особых требований к конструкции у меня не было, я искал обычную полусферу с двумя тамбурами, тент которой был бы какого-нибудь яркого, заметного цвета. Камуфляжные расцветки хоть и привлекали своей «стильностью», но я собирался ходить в походы, а не партизанить и следить за врагами Отечества.

В плане «архитектуры» я также искал чего-то простого и классического – внутреннее пространство, тент и три дуги – привычно, просто и достаточно удобно. В настоящее время существует много различных конструкций палаток, но я предпочел уже проверенные варианты, в которых две дуги держат саму палатку и еще одна («коромысло») применяется для увеличения тамбурного пространства, в котором обычно оставляют рюкзаки, обувь и прочие туристические принадлежности.

Установка палатки должна занимать немного времени (ведь в темноте и/или во время дождя копошиться, пытаясь закрепить все придуманные производителем крючки и защелки – это настоящее мучение) и быть доступной даже для одного человека. Для выполнения этого требования я искал палатки туристические с удобными креплениями внутренней палатки, которые позволяют быстро прикрепить ее к дугам.

Также удобно, когда сами дуги скреплены резиновым шнуром и покрыты специальным полимерным покрытием, которое, во-первых, не так сильно морозит руки при установке палатки в холодное время года и, во-вторых, не дает дугам примерзнуть к креплениям и тенту. Материал самих дуг (сейчас зачастую применяют авиационный алюминий Al 7075T6) должен быть максимально прочен, легок и не должен искривляется при многочисленных установках.

Чтобы палатка оставалась комфортным жилищем даже через многие годы, особое внимание надо уделить материалам, из которых сделаны тент и внутренняя палатка. Я искал палатку, в которой тент был бы выполнен из материала Polyester Taffeta, который устойчив к солнечному воздействию, прочен и довольно водоустойчив. На крайний случай, когда всё же возникают вопросы в духе «ну вот мы разложили все детали, а как же теперь всю эту конструкцию собрать?» неплохо иметь вменяемую инструкцию, к которой хочешь – не хочешь, но первые разы (особенно по неопытности) придется прибегать.

К внутренней палатке предъявлялись следующие требования: она должна быть прочной, не намокать при установке на влажную землю или траву, иметь два входа, которые могут быть либо закрыты целиком, либо открыты, либо закрыты противомоскитной сеткой. Входы должны быть достаточно большими, чтобы была возможность варьировать «продуваемость» палатки в различное время года. Этой же цели служат две «форточки», обычно расположенные на тенте над входами.

Также для удобства внутри палатки неплохо иметь сетчатые кармашки для хранения мелких вещей (вроде телефона, ключей и прочего, что может помешать спокойному сну, будучи оставлено в карманах), а также небольшая петелька под потолком, на которую можно повесить фонарик или противокомариную спираль. Такие удобные «мелочи» тоже важны.

Еще пара слов о вентиляции. Чтобы спокойному сну туриста не мешали жара и духота, воздух в палатке должен постоянно циркулировать, посему конструкцией палатки должно быть предусмотрено оптимальное расположение «форточек» и входов. Сюда же, в копилку «удобных мелочей» можно было бы отнести еще и требование удобного закрепления «дверей» палатки, которые обычно и открываются для обеспечения поступления свежего воздуха.

Так как в обычных условиях мало кто спит с дверью в обнимку – в палатке должна быть возможность подвязывания или иного закрепления «дверей» и противомоскитных сеток. Тамбуры палатки, которую я искал, не должны были быть очень уж большими, но, в то же время, в них должны были поместиться 3-4 рюкзака.

И, пожалуй, одно из последних требований – вес палатки. В походе, как на космическом корабле – любой лишний килограмм веса стоит очень дорого, ибо, во-первых, этот вес приходится нести на своих плечах и, во-вторых, избыточный вес означает, что что-то более полезное наверняка было выложено, чтобы не превращать отдых в упражнения по тяжелой атлетике. Для себя я установил верхнюю границу веса в 4 килограмма. Именно столько я был готов носить на своих плечах для комфортного проведения времени на природе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: