0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пилот открыл огонь из авиационной пушки и попал под свои же снаряды.

«Сбить не просто, а посадить — невозможно»: как был захвачен американский «Сейбр» в небе над Кореей

6 августа 1945 года американцы продемонстрировали всю мощь нового атомного оружия, превратив в пепел японский город Хиросима. Затем наступил черед Нагасаки. К этому времени у США были и самолеты дальней авиации, способные доставить ядерные заряды на территорию СССР. Охладить горячие американские головы удалось советским летчикам в небе над Кореей. Однако их подвиги почти 40 лет были тайной. Мало кто знал имена этих асов, среди которых особое место занимает Герой Советского Союза полковник Евгений Пепеляев.

В 1995 году 77-летнего Евгения Пепеляева пригласили в Америку на ежегодный слет выдающихся авиаторов со всего мира. На одной из встреч Героя Советского Союза попросили прокомментировать полное превосходство американской авиации в воздухе Кореи — ведь американцы сбили около тысячи советских МиГов, потеряв всего 87 своих истребителей? Пепеляев усмехнулся и ответил: «За всю советскую авиацию ответить не могу, но только один полк, которым я командовал, сбил 108 американских самолетов, потеряв при этом 11 МиГов».

В начале декабря 1950 года 196-й полк, которым командовал подполковник Пепеляев, прибыл в Китай. Полк входил в состав 324-й дивизии Ивана Кожедуба. Перед полками 324-й дивизии стояла задача нести охранение мирных объектов, защитить мосты через реку Ялуцзянь и крупнейшую Супхунскую ГЭС, которая снабжала энергией не только Корею, но и северо-восточный Китай.

Советских летчиков переодели в форму армии КНР — теперь они китайские народные добровольцы. А на истребители МиГ-15 нанесли опознавательные знаки северокорейских ВВС.

«Еще когда ехали в поезде, всем раздали русско-китайские, русско-английские разговорники, и все тщательно заучивали боевые команды. Для радиосвязи во время боя все равно все переходили на добротный такой, отборный, в общем, на понятный язык. Который бодрит очень сильно. И было понятно, что прилетели русские», — рассказал Игорь Абакумов, сын однополчанина Евгения Пепеляева.

Первые воздушные бои показали: советские самолеты могут справиться со стратегическими бомбардировщиками B-29. А вот противостоять охранявшим их истребителям «Сейбр» было крайне сложно. Перед летчиками-асами стояла непростая задача: принудить к посадке и взять в плен американский самолет F-86 «Сейбр».

«Нужно оружие противника изучать. Нужен был «Сейбр» целый, чтобы нашим конструкторам понять, в каком направлении движется конструкторская мысль в Соединенных Штатах», — объяснил Игорь Абакумов.

В первом же бою был сбит и погиб один из пилотов группы испытателей, два самолета получили повреждения. Затем при посадке погиб командир группы. Ее расформировали.

Другие летчики охотников за «Сейбрами» жалели: новейший реактивный истребитель F-86 и сбить-то не просто, а посадить вообще невозможно! Настроения были далеки от победных. Но Евгений Пепеляев не тратил время на эмоции: задача поставлена — ее надо выполнять. Проанализировав бои, он поставил командованию ультиматум: или пересаживаете летчиков на МиГ-15бис с двигателем с большей тягой, или я воевать не буду. В середине апреля 1951 года летчики получили партию истребителей МиГ-15бис. На такой машине 20 мая 1951 года подполковник Пепеляев открыл счет сбитым «Сейбрам».

Летчику надо было переманеврировать противника, зайти в хвост и атаковать — на больших высотах и реактивных скоростях.

«За счет того, что потолок был выше, чем у «Сейбра», наши летчики старались уходить вверх и, находясь выше своего противника, атаковать его сверху», — рассказал писатель Игорь Сейдов.

Однако у Пепеляева был особый почерк — множество маневров и стрельба с короткой дистанции.

Обновленные МиГ-15 уже не были легкой мишенью для «Сейбров». Пытаясь вернуть господство в воздухе, осенью 1951-го американская авиация перешла к тактике массированных налетов. Интенсивность и размах боев увеличились настолько, что часто в воздух одновременно поднимались целые полки и даже дивизии.

6 октября 1951 года Евгений Пепеляев повел на перехват самолетов противника 10 МиГов. На высоте 8000 метров недалеко от города Пакчхон завязался воздушный бой с 16 «Сейбрами». В первой же атаке полковник Пепеляев обстрелял ведомого пары, но тут же попал под удар ведущего. Развернувшись и оказавшись в хвосте «Сейбра», Пепеляев из-за сильной перегрузки никак не мог выровнять прицел. Тогда он резко перевернул свой самолет, наложил прицельную марку на противника и с дистанции 130 метров из всех пушек открыл огонь.

Читать еще:  Мощнейший удар ВКС России разнес в щепки штаб-квартиру боевиков.

«Снаряд попал сзади фонаря летчика F-86, не повредив его. Но он, снаряд этот, один только снаряд 37-мм пушки, он повредил двигатель и катапульты действия. И летчик не мог катапультироваться, и в то же время мотор начал у него тянуть так, что куда ему деваться? » — рассказал писатель Игорь Сейдов.

«Сейбр» произвел вынужденную посадку на прибрежную полосу Корейского залива. Американского пилота почти сразу забрал спасательный вертолет. А вот самолет уничтожить не успели. Его скрыло приливом.

Вернувшись на аэродром после боя, Пепеляев узнал, что сбитый им «Сейбр» записали на счет другого летчика из соседнего 176-го полка.

«Пепеляев, реально Пепеляев его обстрелял и заставил его сесть в прибрежную полосу. Но права на него заявил летчик соседнего полка Шеберстов. И он тоже стрелял, но получилась путаница», — объяснил Сергей Покладов, младший научный сотрудник НИИ военной истории Военной академии Генштаба.

Пепеляев требовал разбирательства. Обычно спокойный, он был вне себя от гнева и обиды. Разразился скандал.

«У «Сейбров» были свои знаки, например, шахматная доска была у летчиков или черные полосы. Тот, говорит, желтые были оконцовки консолей у «Сейбра», а Пепеляев — у него были черные полосы на крыльях. И он ему сказал, этому летчику, говорит: если привезут самолет и будут оконцовки плоскости желтого цвета, значит, твой. А если будут черные полосы, значит, это мой был. Ну привезли черные полосы», — рассказал писатель Игорь Сейдов.

Захваченный «Сейбр» доставили в Центральный Аэрогидродинамический институт для исследования. Это был очень ценный трофей, что немедленно стало предметом интриг. И в итоге его Пепеляеву так и не засчитали. Несмотря на это, после 6 октября 1951 года на счету Евгения было уже пять побед. Но самым результативным в боевой карьере Пепеляева стал ноябрь 1951 года. За 22 дня командир 196-го полка сбил 6 американских самолетов.

Из 32 полков, воевавших в Корее, 196-й полк под командованием Евгения Пепеляева стал самым результативным. За 10 месяцев уничтожил 108 самолетов противника, при этом имел малые потери: 4 погибших летчика и 11 сбитых МиГов. Их командир, полковник Пепеляев, стал лучшим летчиком-истребителем Корейской войны. Выполнив 109 боевых вылетов, в 38 воздушных боях официально он одержал 20 побед.

Официально на счету Евгения Пепеляева 20 сбитых самолетов. По другим источникам — 23. Известно, что две победы полковник отдал своему ведомому в знак благодарности. Тот прикрывал его, часто рискуя собой. Сам Пепеляев никогда лишнего себе не приписывал. Имя выдающегося аса реактивной эры занесено в книгу рекордов Гиннесса. Со времен Корейской войны результат Евгения Пепеляева по сей день не превзошел никто.

Евгению Пепеляеву посвящен новый выпуск программы «Легенды армии».

Пилот открыл огонь из авиационной пушки и попал под свои же снаряды.

Солнечное утро пятницы, 21 сентября 1956 года, обещало стать еще более приятным для летчика-испытателя авиационного концерна Grumman Томаса Аттриджа-младшего, который собирался совершить испытательный полет над Атлантическим океаном.

33-х летний пилот истребителя F-11F Tiger ВВС США уже сидел за рычагами управления, готовый подняться в небо и закончить тяжелую неделю на мажорной ноте. Полетное задание на сегодня не содержало ничего особенного. Основной задачей была проверка авиационной пушки истребителя, предназначенной для ведения ближнего боя или т.н. «dog fight».

Герой нашей истории с 1942 года принимал активное участие в боях на Тихом океане в кабине истребителя Grumman F6F Hellcat из состава 21-го авиакрыла авианосца USS Belleau Wood (CVL-24). В июне 1944 года группа занималась воздушной поддержкой операций по зачистке территории острова Гуам, после чего была перенацелена для ударов по Палау и Филиппинам. Потом были Окинава, Формоза (Тайвань), Лусон, сражения над водами Филиппинского моря.

Но вернемся в 1956 год. Война в район стрельбы над Атлантическим океаном, пилот истребителя стал плавно снижаться с высоты в 6000 метров, приготовившись отрыть огонь из 20-мм авиационной пушки Colt Mk.12. На высоте около 4000 м он отрыл огонь, израсходовав около 70 снарядов. После этого, включив форсаж, пилот пустил самолет в более крутое снижение и на высоте около 2 км произвел финальную очередь из пушки… и тут самолет словно что-то ударило, фонарь кабины пошел трещинами. Пилот прибавил скорость и лег на обратный курс в сторону «родного» аэродрома недалеко от Калвертона в штате Нью-Йорк. Удар он принял за столкновение с птицей, что было обычным явлением при полетах над океаном.

Читать еще:  Перспективная арктическая униформа для армии США

Диспетчеру летчик сообщил, что остекление кабины и наружной части правого двигателями имеют незначительные повреждения, больше его волновало падение мощности двигателя. Аттриджу пришлось снижаться. Каждый раз, когда он пытался добавить оборотов двигателю, тот рычал «как пылесос». Становилось понятно, что до полосы добраться он не сможет. В итоге, самолет не дотянул до бетонки около 700 метров.

Снеся несколько деревьев и правое крыло самолета, Аттридж проделал на своем F-11 борозду длиной в 100 метров, но был спасен.

Дальнеейшее расследование показало, что в самолет попала никакая не птица, а снаряды калибра 20-мм, выпущенные из его собственной авиационной пушки! Боеприпасы были учебными, возможно, поэтому особых повреждений самолет не получил. Следователи насчитали три попадания в самолет. Один снаряд пробил остекление кабины пилотов, второй попал в двигатель, а третий пробил нос самолета.

Что же произошло?

В результате расследования выяснилось следующее. Начальная скорость снарядов составляла 76 м/сек. Их скорость в воздухе (начальная скорость полета плюс скорость самолета) составляла около 110 м/сек.

Совокупная скорость должна была составить почти 320 км/ч, но из-за сопротивления воздуха, скорость их значительно снизилась. Самолет шел со скоростью около 1400 км/ч. Если бы самолет сохранил свой первоначальный курс, он бы прошел мимо трассы снарядов, но его крутое снижение привело к пересечению линии полета самолета и траектории полета снарядов. Таким образом, из-за высокой скорости самолета и движения его по более короткому пути, выпущенные снаряды потеряли часть своей начальной скорости и, летя по параболе, настигли самолет нашего героя.

Факт данного происшествия был обнародован через 35 дней после инцидента. Несмотря на то, что пилоты назвали это происшествие стечением обстоятельств с вероятностью один на миллион, руководство ВВС посоветовало летчикам менять курс после проведения стрельб из скорострельной пушки, т.к. возросшие скорости реактивных самолетов могли стать предпосылкой повторения событий.

Томас Аттридж продолжил работу с Grumman. Позже он станет руководителем проекта LEM-3 создания первого лунного модуля, рассчитанного на полет человека. «Паук» дали ему позывной астронавты космического корабля «Аполлон-9» во время своей миссии с 3 по 13 марта 1969 г. В качестве вице-президента Grumman Ecosystems, исследовательского направления материнской компании, Аттридж станет одним из создателей технологий, приведших к появлению цифровых фотокамер.

20 июня 1973 года Пит Первис, летчик-испытатель Grumman, вылетел из Калифорнии на истребителе F-14 Tomcat. Во время испытательного пуска ракеты класса «воздух-воздух» AIM-7E «Sparrow», она поднялась вверх и пробила топливный бак самолета. Оба пилота успели вовремя катапультироваться и остались в живых.

Ставьте «лайки», присоединяйтесь к нам в Дзен и Telegram! Кликайте по рекламе … Вам полезно, а нам приятно:)

Голландский истребитель подстрелил сам себя

F-16 Fighting Falcon

Истребитель F-16 Fighting Falcon Королевских ВВС Нидерландов во время учения случайно подстрелил сам себя из авиационной пушки. Как сообщает NOS, в результате инцидента самолет получил повреждения и совершил аварийную посадку; летчик не пострадал.

Инцидент произошел 21 января 2019 года во время учения, проводившегося на полигоне «Влихорс» на острове Влиланд в Северном море. Самолет вел огонь по цели на земле из авиационной пушки M61A1 Vulcan калибра 20 миллиметров, когда один из снарядов задел фюзеляж. В результате несколько осколков попали в воздухозаборник, а затем двигатель, повредив его.

В настоящее время ВВС Нидерландов ведут расследование произошедшего, чтобы точно определить причины произошедшего, выявить ошибку пилота и предпринять шаги, которые позволят избежать повторения инцидента в будущем.

Повреждения фюзеляжа F-16 от собственного снаряда

Inspectie Veiligheid Defensie

В результате маневра фюзеляж истребителя оказался на пути снаряда. Судя по фотографии, обнародованной нидерландскими военными, снаряд задел фюзеляж истребителя F-16 в носовой части в районе аварийной панели. Она расположена под фонарем кабины пилота и закрывает систему аварийного спасения, с помощью которой можно открыть фонарь у аварийного самолета после посадки.

Читать еще:  .338-378 Wby Keith Thompson

F-16 оснащен авиационной шестиствольной пушкой Vulcan с вращающимся блоком стволов. Скорострельность орудия составляет 6 тысяч выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда орудия составляет 1050 метров в секунду. В полете после покидания ствола снаряды резко тормозятся набегающим воздушным потоком; из-за этого возможен случай, когда истребитель может обогнать собственный снаряд.

Сегодня летчиков самолетов, у которых возможен «самострел» в полете, учат не выполнять резкие маневры во время стрельбы. Тем не менее, инциденты, когда снаряд задевает самолет во время стрельбы изредка случаются, впрочем, в подавляющем большинстве случаев все ограничивается царапинами.

Расположение пушки Vulcan на истребителе F-16

В результате произошло столкновение, в котором самолет получил повреждения фюзеляжа, обломки от которого залетели в двигатель и повредили его. Летчику с отказавшим двигателем удалось совершить жесткую аварийную посадку. Именно после этого инцидента военные пересмотрели правила ведения огня в полете.

Позднее во время Войны в Персидском заливе один из палубных истребителей F/A-18 Hornet вернулся с серьезным повреждением носовой части, в которой установлена авиационная пушка M61A1 Vulcan. Самолет получил повреждение от собственного же снаряда. По одной из версий снаряд взорвался еще в стволе орудия, а по другой — самолет догнал собственный боеприпас.

В истории авиации бывали и случаи, когда самолет поражал себя собственной же ракетой. Первый такой случай произошел в 1973 году. Тогда истребитель F-14A Tomcat подбил себя учебной ракетой AIM-7E-2 Sparrow, начав маневр практически сразу после запуска боеприпаса. Самолет разбился, летчик и штурман успешно катапультировались.

Позднее летчик Пит Первис, управлявший истребителем F-14A, опубликовал в журнале Flight Journal статью об инциденте «День, когда я сбил самого себя» (The Day I Shot Myself Down).

Голландский F-16 влетел в облако из своих же пуль, став собственной целью

Истребитель благополучно приземлился после полета через облако собственных снарядов.

Нидерландское Агентство военной безопасности (Inspectie Veiligheid Defensie) расследует инцидент, произошедший во время январских военных учений, в ходе которых F-16, принадлежащий голландским ВВС, был поврежден огнем из 20-миллиметровой пушки, причем из своей собственной. По крайней мере, один патрон, выпущенный из пушки M61A1 Vulcan Gatling, поразил самолет, когда он стрелял по целям на полигоне Vliehors, принадлежащем голландским военным на острове Влиланд, согласно сообщению службы новостей NOS Нидерландов.
Два истребителя F-16 проводили учения со стрельбами 21 января. Похоже, что поврежденный самолет фактически догнал 20-мм снаряды, которые он сам и выпустил, когда вышел из своего огневого облака. По крайней мере, одна из них попала в фюзеляж F-16, и части пули поразили двигатель самолета. Пилоту F-16 удалось благополучно посадить самолет на авиабазе Леуварден.
Инцидент показывает, почему оружие на высокопроизводительном реактивном самолете, возможно, является далеко не идеальным. «Вулкан» способен производить более 6000 выстрелов в минуту, но его магазин содержит только 511 патронов — достаточно всего пяти секунд для яростной атаки. Пули имеют начальную скорость 1050 метров в секунду. Это скорость, с которой их выпускает сам самолет, но атмосферное сопротивление замедляет снаряды в конечном итоге. И если пилот разгоняется и маневрирует неправильно после стрельбы из пушки, самолет может неожиданно воссоединиться со своими недавно выпущенными снарядами.
Как сообщил Кайл Мизоками из «Популярной механики» в 2017 году, это не первый случай, когда такое происходит. Во время летных испытаний в 1956 году самолет Груммана F-11 Tiger, летевший с испытательного полигона Груммана в Риверхеде, штат Нью-Йорк, выпустил очередь из четырех 20-миллиметровых пушек в сторону Атлантического океана. Затем пилот вошел в более крутое пике, включил форсаж и полетел на сверхзвуковой скорости, когда вдруг внезапно ветровое стекло взорвалось, а двигатель отказал. Пилот догнал свои же снаряды и в процессе стрельбы был убит.
Генеральный инспектор ВИМ Баргербос сказал NOS, что этот последний инцидент с F-16 является «серьезным случаем. поэтому мы хотим выяснить, что именно произошло и как мы можем избежать этого в будущем».
Между тем, голландские ВВС находятся в процессе замены F-16 на Lockheed F-35A; восемь из них планируется поставить в 2019 году. F-35A несет четырехствольный эквалайзер General Dynamics GAU-22, 25-мм пушку, которая содержит всего 182 патрона в своем магазине – так что это около двух секунд активной стрельбы. Это могло бы сократить возможность самоубийства до минимума.
via

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector