Проект 636.3, советские ДЭПЛ, субмарины: Старый Оскол, Колпино и Краснодар, подлодки для морского боя, когда был спуск на воду
Проект 636.3: дизель-электрические подлодки
Идея массово строить подводные лодки с обычной силовой установкой для нужд российского военно-морского флота появилась не случайно. Еще в Советском Союзе военно-морская стратегия развития флота предполагала, помимо создания океанского флота в противовес ВМС США и кораблям НАТО создание малых кораблей для обороны экономической зоны и прибрежных акваторий. Дизельная подлодка в этом аспекте очень удачно вписывалась в рамки оборонительной стратегии. Небольшие размеры, хорошая скрытность и мощное вооружение позволяли кораблям подобного класса прекрасно справляться с поставленными задачами.
Небольшая и юркая подводная лодка проекта 636.3 яркое подтверждение того, что малые корабли также в состоянии держать противника на море в напряжении. К тому же стоимость и сроки строительства дизель-электрических подлодок не сравнить с постройкой атомных кораблей.
Место дизель-электрических подлодок в российском ВМФ
Несмотря на то, что атомный подводный флот России является одним из факторов сдерживания в современном мире, не стоит сбрасывать со счетов и возможность решения тактических задач на море. Подводные ракетоносцы и многоцелевые ударные подлодки с ядерной энергетической установкой действуют на большом удалении от родных берегов, занимая боевые позиции в мировом океане. Дизельная субмарина наоборот, занимает боевые позиции в пределах морской экономической зоны и охраняет внутренние морские коммуникации.
Атомоходы, как правило, имеют значительные размеры и большое водоизмещение. Соответственно на постройку таких судов тратятся колоссальные средства. Содержание подводного флота, состоящего из дпл на порядок дешевле. Тем более что новые субмарины по своей огневой мощи не намного уступают подводным левиафанам. Российский флот в отличие от американского ВМС имеет в своем составе, как ядерные субмарины, так и дизельные подлодки. И те, и другие решают свои задачи.
Со времен окончания Второй Мировой войны с советских верфей сошла не одна сотня судов. Советские подлодки обладают высокими боевыми характеристиками и имеют славную историю. Эти традиции сумели сохранить и российские подводники, которые уверенно несут боевую службу по охране морских рубежей нашей страны на Балтике и на Черном море.
На сегодняшний день отечественные судостроительные заводы уже спустили на воду не одну сотню кораблей, оснастив боевыми судами не только собственные ВМС, но и обеспечили выполнение экспортного заказа. Субмарины проекта 636.3 можно назвать золотым стандартом отечественного подводного кораблестроения. По всем своим характеристикам и параметрам этот корабль является самым современным в нынешних флотах. Вместе с подлодками предыдущих проектов 877 и 636 новые субмарины подтвердили свое высокое реноме, став самыми скрытными подводными кораблями этого класса.
Новый корабль стал продолжением одной большой славной серии советских дизель-электрических подлодок, которые массово выпускались сразу по двум проектам. В Советском Союзе корабли получили название «Варшавянка», так как строились в основном для нужд флотов стран, входящих в организацию Стран Варшавского Договора. На Западе этим подлодкам присвоили шифр «Kilo». Спустя некоторое время западные эксперты, оценив тактико-технические параметры новых кораблей, дали субмаринам негласное прозвище — «черные дыры мирового океана». Спроектированные еще при СССР «варшавянки» передали эстафету более новым кораблям пл проекта 636.3, которые строились уже на российских верфях.
Высокие боевые характеристики, низкая шумность и скрытность российских субмарин в доработанном варианте привлекли внимание потенциальных покупателей. На советских верфях корабли строились для ВМС Индии и Китая. Российские субмарины получили ВМС Вьетнама, Алжира и Ирана. Некоторое количество кораблей этого класса стоит на вооружении польских и румынских ВМС.
Появление субмарин проекта 636.3 в отечественном флоте
Массовая постройка дизель-электрических подлодок типа «Варшавянка» в начале 90-х годов подходила к концу. Всего планировалось постройка 53 кораблей подобного класса, среди которых львиная доля приходилась на зарубежные контракты. Попытка заменить действующий и хорошо проработанный проект 636 новыми субмаринами проекта 667 типа «Лада» не увенчалась успехом. Заложенные в Санкт-Петербурге две подлодки — одна для российского флота, а другой корабль в качестве экспортного варианта, так и остались на стапелях. Сошедшая на воду подлодка «Санкт-Петербург» до си пор находится в ограниченной эксплуатации, поэтому было принято решение для оснащения отечественного флота взять в работу усовершенствованный проект 636 и начинать строить модернизированные лодки типа «Варшавянка».
Новые лодки дэпл проекта 636.3 должны были довооружить крылатыми ракетами «Калибр» значительно увеличив боевую мощь кораблей этого класса.
Корни проекта 636.3 уходят в 1974 год, когда появилось техническое задание на создание подводного корабля с обычной силовой установкой, у которого должны быть низкая шумность хода и мощное вооружение. Решение технической задачи доверили ЦКБ «Рубин», которое являлось основным поставщиком проектов для Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге.
Проект получил индекс 636, а лодки получили шифр «Варшавянка». Планировалось строить корабли для нужд Советского ВМФ и для оснащения флотов стран-союзников по организации Варшавского Договора.
Для справки: следует сделать отступление и сказать об обозначениях проектов. Для Советского ВМФ все подлодки строились по двум проектам, с индексом 636 и 877. Экспортный вариант кораблей строился по проекту 877Э. Проекты 636 и 636.3 относятся к подлодкам типа «Варшавянка». Корабли, строившиеся по проекту 877, носят шифр «Палтус».
Субмарины проекта 636 наиболее современная модернизация лодок типа «Варшавянка», строительство которых начато в 90-е годы XX века. Если лодки первых серий строились на трех заводах, в Комсомольске на Амуре, в Нижнем Новгороде и на верфях Санкт-Петербурга, то корабли проекта 636.3 «Варшавянка» относятся уже к творениям невских корабелов.
Конструктивные особенности подлодок проекта 636.3
Решение принять за основу для строительства российских дизель-электрических подводных лодок проект 636.3 возникло потому, что все лучшие наработки по проекту 636 прошли обкатку на экспортных вариантах. В соответствии с Гособоронзаказом отечественные корабли должны были стать подводными лодками четвертого поколения, обладающие уникальными ТТХ.
Первый корабль, подводная лодка «Новороссийск» была заложена в 2010 году. Наработанные в результате строительства ранней серии кораблей типа «Варшавянка» и «Палтус» мощности, позволили достаточно быстро построить корабль и передать его флоту. В 2013 году корабль под номером 261 вошел в строй Черноморского флота.
На подводных кораблях новой серии был установлен новый ракетный комплекс «Калибр», дальность которого составила 1000-1500 км. Для обеспечения управления огнем ракетный комплекс на подлодках оснащался новой информационной системой БИУС, которые стали камнем преткновения для субмарин типа «Лада». Несмотря на очевидные сложности с реализацией проекта, военные моряки все равно считают «Варшавянки» лучше аналогичных судов, стоящих на вооружении иностранных флотов. Второй и третий корабль серии закладывались с разницей в один год. ДЭПЛ Б-237 «Ростов на Дону» вошла в строй ЧФ в декабре 2014 года, а дизель-электрическая подлодка «Старый Оскол» начала боевую службу летом 2015 года. Всего на оснащение Черноморского флота планировалось передать все шесть кораблей новой серии.
Для сравнения можно привести тактико-технические характеристики четвертого корабля серии подводного лодки Б-265 «Краснодар», спущенной на воду в 2014 году.
Корабль имеет водоизмещение чуть больше 2 тыс. тонн и может непрерывно находиться в море до 45 суток. Ни немецкие, ни французские, ни корейские подлодки аналогичного класса не могут опускаться на глубину до 300 метров. По мощности вооружений российский корабль не имеет равных. Вместе с торпедным вооружением на субмарине стоит ударный ракетный комплекс «Калибр». Все последующие новые корабли проекта 636.3 «Варшавянка» должны стать на вооружение соединений Тихоокеанского флота.
По замыслу конструкторов проект 636.3 может стать отправной точкой для последующего перехода на создание принципиально новых неатомных субмарин. Об этом на церемонии спуска подводного корабля «Старый Оскол» сказал главный конструктор новой субмарины И. Молчанов. Последний корабль серии, переданный Черноморскому флоту, дизель-электрическая подлодка «Колпино» стала вершиной совершенства, которого удалось достичь российским корабелам. Новая субмарина была построена в рекордные сроки. Отлаженная сборка судов и отработанные схемы установки оборудования позволили вывести постройку подводных лодок на совершенно новые для отечественного судостроения временные параметры.
Конструкция лодки
Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино» проекта 636.3 стала одним из последних боевых кораблей, спущенных на воду и введенными в строй в рамках кораблестроительной программы на 2010-1018 год.
Лодка представляет собой боевой корабль, в котором внедрены усовершенствования по всем узлам и системам. Судно имеет размеры, схожие с кораблями проектов 636 и 877, однако носовая часть корпуса имеет лучшую конфигурацию и обтекаемые формы. Субмарина получилась еще более скрытной. Этому способствовала установка изоляции на основные узлы и механизмы, и их размещение в изолированных отсеках. Основные гидроакустические системы корабля получили более совершенное оборудование, позволяющее вести лодке активный поиск и разведку, находясь в подводном положении.
Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус разделен на 6 отсеков. Легкий корпус имеет веретенообразную форму. В легком корпусе лодки снаружи не имеется ни одного лишнего отверстия, в которые могла бы попадать забортная вода во время движения. Конструкторы сумели добиться отсутствия гидродинамических завихрений во время движения лодки в подводном положении. Горизонтальные рули, обеспечивающие маневренность корабля под водой, складываются в надводном положении. Конфигурация корпуса и зализанные борта существенно отразились на увеличении скорости подводного хода, которая на субмарине этого класса составляет 20 узлов. Однако мореходные качества корабля, идущего в надводном положении, немного ухудшились.
Ход кораблю в надводном и в подводном положении обеспечивают электродвигатели. ПЭДЛ «Варшавянки» являются кораблями с полной схемой электродвижения. Основная силовая установка представлена электродвигателем мощностью 5500 кВт и двумя дизель-генераторами 4ДЛ-42МХ мощностью по 1500 кВт каждый.
Для движения на перископной глубине лодка оснащена системой РПД. Подводный ход на большей глубине обеспечивается двумя группами аккумуляторов большой емкости.
Снаружи корпус субмарины имеет отражающее защитное покрытие, улучшающее гидроакустические параметры корабля. Цистерны главного балласта спрятаны в пространстве между легким и прочным корпусом.
Боевое оснащение корабля
В носовой верхней части корпуса установлены торпедные аппараты. Нижняя палуба в носовой части — место установки гидроакустической станции и другого гидролокационного оборудования. Торпедное оружие корабля представлено 6 торпедными аппаратами калибра 533 мм. Боекомплект составляет 18 торпед.
Лодки проекта 636.3 отличаются от предыдущих версии «Варшавянок» наличием ударного оружия. Ракетный комплекс «Калибр» сделал дизель-электрические лодки не просто оружием обороны ближних рубежей, но современным ударным средством борьбы на больших расстояниях.
Реальным подтверждением боевых возможностей новых кораблей стали пуски ракет «Калибр» с борта дизель-электрической подводной лодки Б-238 «Ростов на Дону» по позициям исламских террористов в Сирии. Все корабли серии оснащены стационарными ПЗРК «Стрела-3» и переносными зенитными комплексами «Игла». Все системы подводного корабля полностью автоматизированы, что стало причиной существенного уменьшения численности экипажа. Экипаж субмарины согласно боевому расписанию составляет 52 человека.
Нынешнее состояние проекта 636.3
Последняя лодка серии ДЭПЛ «Колпино» вошла в состав Черноморского флота. Усиление южного морского фланга связано с необходимостью держать под постоянным ударом территории Исламского государства «ИГИЛ». Все шесть кораблей получили прописку в военно-морской базе Новороссийск. После спуска Б-271 «Колпино» на Адмиралтейской верфи заложили три корабля для Тихоокеанского флота. Корабли планируется ввести в строй в 2020 в 2020 годах. Постройка еще трех оставшихся судов для оснащения ТОФ стоит под вопросом. В данный момент Россия располагает на Черном море группировкой подводных лодок, состоящей из 6 судов. По своей огневой мощи российские субмарины не имеют равных в Черноморском регионе.
Дальнейшая судьба подводных лодок этого проекта пока неясна. Высшее военно-морское командование планирует вместо реализации проекта 636.3 довести до рабочего состояния проект 677 типа «Лада».
До сегодняшнего дня основным покупателем подводных лодок проекта 636.3 являлись ВМС Китайской Народной Республики. Китайцы закупили в 90-х года 10 субмарин этого класса. Шесть субмарин получили ВМС Вьетнама, которые пытаются создать противовес военно-морскому могуществу Китая в Южно-Китайском море.
Для усиления своей группировки подлодок в Средиземном море две «Варшавянки» проекта 636.3 купил Алжир, начав модернизацию собственных ВМС. Большой интерес к российским субмаринам испытывают Венесуэла, Нигерия, Индия и Иран. Исламская Республика Иран очень заинтересована в передаче лицензии на изготовление лодок класса «Kilo» на собственных верфях.
Оценивая спрос на подводные боевые корабли подобного класса со стороны иностранных судов, принято решение на освободившихся мощностях вести строительство субмарин по иностранным контрактам. Высшее Военно-Морское руководство России на данный момент не рассматривает увеличение количества судов этого класса в составе Балтийского и Северного флота.
Проект 636.3, советские ДЭПЛ, субмарины: Старый Оскол, Колпино и Краснодар, подлодки для морского боя, когда был спуск на воду
Главком ВМФ адмирал Владимир Королев сообщил, что до конца мая петербургские корабелы спустят на воду шестую подводную лодку проекта 636.3, которая строится в интересах Черноморского флота нашей страны. Корабль, получивший название «Колпино», будет передан в состав ВМФ в течение 2016 года.
Корабли проекта 636.3 ведут свою историю от дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус». Эти субмарины создавались для экспорта в страны Варшавского договора, поэтому получили название «Варшавянка». Подлодки предназначены для борьбы с надводными и подводными кораблями противника, а также для охраны морского побережья и военно-морских объектов.
Подлодки проекта 636.3 отличаются от кораблей проекта 877 высокой боевой эффективностью, лучшим сочетанием скрытности и дальности обнаружения целей, наличием современного оборудования и вооружения.
Строительство усовершенствованных кораблей 636.3 началось в 90-х годах прошлого столетия, причем строились они исключительно для продажи за рубеж. Сейчас «Варшавянками» располагают Военно-морские силы Китая, Алжира, Индии и Вьетнама. Вероятно, в ближайшие годы будет подписано еще несколько экспортных контрактов на строительство этих кораблей.
Несколько лет назад перед руководством Минобороны РФ встал вопрос быстрого обновления корабельного состава Черноморского флота, а именно его подводной составляющей. При этом международные договоры запрещают располагать на Черном море атомные подводные лодки. В результате выбор пал на дизель-электрические подлодки 636.3, производство которых было хорошо налажено отечественным оборонно-промышленным комплексом.
Была заказана серия из шести подводных лодок. Сейчас в строю находится две субмарины проекта 636.3, причем корабль «Ростов-на-Дону» уже успел принять боевое крещение. В конце прошлого года экипаж субмарины атаковал из подводного положения стратегические важные объекты террористических группировок на территории Сирии с помощью ракетных комплексов «Калибр». Это оружие, которым оснащаются все «Варшавянки», значительно расширило возможности подводных лодок. Дальность действия боеголовок ракетного комплекса превышает 2,6 тысячи километров, причем существует возможность использования ракет не только в фугасном, но и ядерном исполнении. Таким образом, «Варшавянка» превратилась фактически в стратегический ракетоносец, который может решать широкий спектр задач.
В прошлом году сообщалось, что серия из шести подлодок 636.6 для Черноморского флота станет последней, после чего ставка будет сделана на корабли следующих поколений. Однако сейчас существуют определенные трудности в проектировании дизель-электрических кораблей четвертого поколения «Лада», от которых, судя по всему, придется отказаться. До спуска на воду подлодок пятого поколения «Калина» еще далеко. В связи с этим было принято решение заказать серию из шести «Варшавянок» уже для Тихоокеанского флота.
Корабли 636.3 действительно не потеряли своей актуальности. Благодаря скрытности западные военные прозвали эту подлодку «черной дырой». При этом «Варшавянка» может обнаружить корабль противника на расстоянии, в три-четыре раза превышающем то, на котором может быть замечена сама.
По словам адмирала Королева, Минобороны РФ уделяет большое внимание Черноморскому флоту, а именно обновлению корабельного состава этого оперативно-стратегического объединения ВМФ. Для этого флота строятся подводные лодки, ракетные и патрульные корабли, фрегаты, корветы, катера и вспомогательные суда.
Армия
Техника и оружие
Черноморский флот получил «Черную дыру»
Новейшая подлодка «Колпино» проекта 636.3 вошла в состав ВМФ России
Шестая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 для Черноморского флота вошла в состав ВМФ России. Она завершит формирование бригады подлодок на базе в Новороссийске. Эти субмарины, за скрытность получившие на Западе прозвище «Черная дыра», оснащены крылатыми ракетами «Калибр», способными поражать надводные и наземные цели задолго до обнаружения их противником. За последние два года ЧФ, имевший ранее всего одну подлодку, был серьезно укреплен, однако у главного игрока в Черном море — Турции — уже есть 14 современных субмарин.
В четверг на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония приема в состав Военно-морского флота (ВМФ) России новейшей дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Колпино», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на гендиректора ОАО «Адмиралтейские верфи» Александра Бузакова. Накануне торжественное мероприятие анонсировал департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны.
Подробнее:
Трамп построит самый сильный военный флот за новейшую историю США
«Сливаясь с естественным шумом моря, эта субмарина может обнаружить цель на дистанции в 3–4 раза превышающей ту, на которой она сама может быть обнаружена противником. За свою сверхскрытность лодки проекта 636 получили среди специалистов НАТО название «Черная дыра», — описывает лодки этого проекта официальный сайт компании «Адмиралтейские верфи».
По словам производителей, такие субмарины сочетают акустическую скрытность и дальность обнаружения целей с новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой для решения командирских задач, а также мощным быстродействующим торпедно-ракетным вооружением.
В церемонии подъема Андреевского флага на подлодке приняли участие представители Главного командования ВМФ России, администрации Санкт-Петербурга, руководство Объединенной судостроительной корпорации, «Адмиралтейских верфей» и проектно-конструкторских бюро.
Субмарина Б-271 «Колпино» была заложена 30 октября 2014 года, а спущена на воду 31 мая 2016 года. После завершения достройки на плаву и необходимых испытаний ее передали в боевой состав флота. Она стала последней в серии из шести подлодок проекта 636.3, построенных для Черноморского флота.
Подводные лодки этого проекта оснащены современными гидроакустическими средствами и высокоточным комплексом с четырьмя крылатыми ракетами «Калибр».
Подробнее:
Минобороны опубликовало видео вылетов с авианосца «Адмирал Кузнецов»
Субмарины этого проекта относятся к третьему поколению дизель-электрических подлодок и являются модификацией проектов 877 и 877ЭКМ, получивших в официальной классификации НАТО название Kilo-class. Такие лодки строили еще в Советском Союзе. С 1983 года их успели экспортировать в Индию, Китай, Вьетнам, Алжир, Иран, Польшу и Румынию. Субмарина считается одной из самых популярных подводных лодок в мире.
Только на вооружении ВМФ Китая состоит десять субмарин проектов 636 и 636М.
Проект 636.3 — самая новая серия этих субмарин для российского флота, созданная на основе развития решений, заложенных в проект 636М. Лодки выполнены с применением всех новшеств, отработанных на экспортных заказах для ВМФ Индии, Китая и Вьетнама. В проекте применяются современное бортовое оборудование и технологии дополнительного снижения шумности, например амортизирующие платформы для двигателей.
Согласно данным официального сайта компании «Адмиралтейские верфи», субмарины проекта 636 имеют скорость надводного хода более 17 узлов (31,4 км/ч), скорость подводного хода — 20 узлов (37 км/ч), автономность плавания — 45 суток, экипаж — 52 человека. Надводное водоизмещение корабля составляет 2350 т, подводное — 3950 т. Длина лодки — 73,8 м, ширина — 9,9 м, осадка — 6,2 м.
Рабочая глубина погружения субмарины — 240 м, предельная — 300 м.
Помимо комплекса с ракетами «Калибр» на субмаринах проекта 636 имеется 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Суммарный боезапас такой подлодки — 18 торпед и 24 мины.
Подробнее:
Самая знаменитая советская подлодка К-19 вошла в строй 56 лет назад
Экипаж для «Колпино» был сформирован еще в январе 2016 года. Он был укомплектован офицерами и контрактниками Черноморского флота, а также моряками, призванными из запаса по соответствующим военно-учетным специальностям.
Из Новороссийска — пункта базирования соединения подводных лодок ЧФ — они отправились на четырехмесячную подготовку в Учебный центр ВМФ в подмосковном городе Обнинске, где помимо общей подготовки прошли стажировку на промышленных предприятиях для изучения техники, которую предстоит эксплуатировать в дальнейшем. Затем моряки отправились непосредственно на судостроительный завод в Петербурге для освоения и подготовки корабля к приему в состав Военно-морского флота.
«О паритете с Турцией говорить рано»
Две первые подводные лодки серии 636.3 — «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» — вошли в состав Черноморского флота в августе и декабре 2014 года, третья и четвертая — «Старый Оскол» и «Краснодар» — в июле и ноябре 2015 года. Пятый корабль серии — «Великий Новгород» — в октябре 2016 года.
Подлодка «Ростов-на-Дону» этой серии уже успела поучаствовать в боевых действиях в Сирии, дав залп «Калибрами» из Средиземного моря по объектам боевиков.
С начала 2016 года Черноморский флот получил фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» с крылатыми ракетами «Калибр», патрульные катера типа «Раптор», скоростной транспортно-десантный катер, самоходный плавучий кран, один истребитель Су-30СМ. До конца года флот должен получить дополнительный морской тральщик, рейдовый разъездной катер, морской буксир, спасательное буксирное судно, большой гидрографический катер, истребители Су-30СМ и бомбардировщики Су-24М, вертолет Ка-27М.
Подробнее:
Минобороны обвинило подлодки НАТО в слежке за «Адмиралом Кузнецовым»
После получения подводной лодки «Колпино» на Черноморском флоте будет завершено формирование полноценной бригады подводных лодок, дислоцированной в Новороссийске.
Позитивно оценивает выполнение в полном объеме планов строительства подлодок для ЧФ экс-начальник Главного штаба Военно-морского флота адмирал Виктор Кравченко.
Однако о паритете в подводных силах с ключевым игроком в Черном море — Турцией, по словам военачальника, говорить еще рано, поскольку ВМС этого государства сейчас располагают 14 современными субмаринами.
«Надо строить лодки этого типа и для Балтики, где боевой состав подводных сил совершенно недостаточен, и для Тихоокеанского флота», — считает Кравченко.
Главным командованием ВМФ уже объявлено решение о строительстве следующей серии подлодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Следующие подобные дизель-электрические субмарины будут строиться для Северного и Балтийского флотов, заявляли ранее в Минобороны.
Приоритет в перевооружении неслучайно отдается Черноморскому флоту. На протяжении последних 25 лет, до 2014 года, он вообще не получал современных боевых кораблей и подводных лодок, объяснил «Газете.Ru» экс-начальник одного из направлений Главного оперативного управления Генштаба контр-адмирал Аркадий Сыроежко.
Подробнее:
На подлодки «Колумбия» США потратят $100 млрд
Еще два года назад в состав подводных сил Черноморского флота входила всего одна подводная лодка 877-го проекта — «Алроса», рассказал военачальник.
На этом стратегически важном для России направлении необходимо и дальше наращивать группировки надводных и подводных сил флота, считает Сыроежко. «В конце концов, и «дипломатию канонерок» еще никто не отменял», — говорит контр-адмирал.
Новая подводная лодка «Колпино» вошла в состав Черноморского флота РФ
Пополнение – в боевом составе ВМФ России. В него вошла дизель-электрическая подлодка «Колпино». Это шестой корабль серии «Варшавянка». Пять – уже в строю. Андреевский флаг был торжественно поднят на субмарине на Адмиралтейских верфях, где строилась вся серия подлодок для Черноморского флота.
Как говорят специалисты, главные преимущества новой модели – высокая надежность и эффективность вооружений.
День, с которого начинается ее история. И в звенящей тишине последних секунд перед церемонией звуки дождя – словно первые аплодисменты. Народная примета обещает «Колпино» удачную дорогу, в которую она скоро отправится. В присутствии экипажа и командования подводная лодка торжественно вступает в строй Военно-морского флота РФ.
Как незыблемый символ воинской доблести, чести и славы — Андреевский флаг, преклонив колени, из рук главнокомандующего флотом получает командир корабля. Боевое знамя сначала проносят перед замершим в волнении строем всего экипажа, а затем под гимн страны поднимают на корме.
Названную в память о героизме, проявленном в местах под Колпино, где еще во времена Александра Невского разгромили шведов, а в Великую Отечественную защищали рубежи Ленинграда, субмарину спустили на воду в мае, а в августе подлодка вышла на ходовые испытания в Балтийское море. Это было время, когда на прочность проверяли не только корабль, но и экипаж – 52 человека, которых тщательно отбирали среди военнослужащих всех морских соединений страны.
Подводная лодка серии 636.3 — внешне знакомая еще с советских времен «Варшавянка», но только существенно модернизированная внутри. Дизель-электрическая субмарина многоцелевого назначения способна атаковать цели как на воде, так и на земле. Подводный крейсер может опускаться на глубину до 300 метров и передвигаться со скоростью в 20 узлов — около 40 километров в час. Причем, отследить передвижения такой подлодки практически невозможно. Невидимкой для сонаров ее делают двойной корпус и внешнее гидроакустическое покрытие. Встреча с такой «черной дырой», как за рубежом прозвали лодки такой серии, для всех потенциальных противников – почти неминуемое поражение.
Опасной для противника эту субмарину делает еще и ее способность находиться под водой, не всплывая, полтора месяца. «Колпино» на борту несет 18 торпед, 24 мины и крылатые ракеты комплекса «Калибр», способные уничтожать наземные объекты на расстоянии до полутора тысяч километров. Именно с подлодки этой же серии в декабре 2015 года был нанесен удар по объектам запрещенной в России террористической организации ИГИЛ в Сирии.
«Колпино» – шестая и завершающая подлодка этой серии, предусмотренной оборонзаказом для Черноморского флота. В боевой состав уже приняты «Новороссийск», «Старый Оскол» и «Ростов-на-Дону». «Краснодар» и «Великий Новгород» проходят опытную эксплуатацию на Северном флоте.
«Мы возродили подводный Черноморский флот России. И эта серия из шести подводных кораблей, конечно же, более эффективно будет принимать участие в поставленных задачах Черноморскому флоту совместно с надводными кораблями и морской авиацией флота. В этом – ваша заслуга и ваш общий труд», – сказал главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Королев.
Уже решено – проект будет продолжен, только теперь для Тихоокеанского флота. Точно такие же шесть подлодок сойдут со стапелей Адмиралтейских верфей в период с 2019 по 2021 годы. Корпус первой субмарины, по плану, заложат в следующем году, но подготовительные работы уже начались. А в Новороссийске готовятся встречать «Колпино». После подготовки к длинному межфлотскому переходу субмарина выйдет из Петербурга. Точную дату военные держат в секрете.