11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 667БДРМ – ядерные подводные лодки, описание, вооружение и ТТХ, ракетоносцы Верхотурье, Екатеринбург, Тула, Новомосковск и Брянск

Проект 667БДРМ – ядерные подводные лодки, описание, вооружение и ТТХ, ракетоносцы Верхотурье, Екатеринбург, Тула, Новомосковск и Брянск

Проект 667БДРМ (NATO – “Delta IV”).

Модификация – проект 09787
Модернизация 1999-2012гг.
Модернизация 2012-2019-202?гг.

1. Количество подводных лодок проекта: 7

2. Изображение проекта:

Проекции сбоку и сверху последних кораблей проекта

3. Состав проекта:

вступления в строй

СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (7)

до 11.06.1992 – почетное наим.
“Имени XXVI съезда КПСС”
02.1999 – пер. в “Верхотурье”
1999 – модернизирован
2012 – модернизирован

02.1999 – пер. в “Екатеринбург”
2003 – модернизирован
2014 – модернизирован

2000(?) – пер. в БС-64
2008 – пер. в “Подмосковье”
2016 – мод. по пр. 09787

21.08.1997 – пер. в “Тула”
2005 – модернизирован
2017 – модернизирован

27.01.1998 – пер. в “Брянск”
2008 – модернизирован
ремонт 2018-2020?

18.09.1996 – пер. в “Карелия”
2010 – модернизирован

19.07.1999 – пер. в “Новомосковск”
2012 – модернизирован

Историческая справка номерного экипажа АПКСН проекта 667БДРМ: 400

4. История проекта:

Последним кораблем “семейства 667”, а также последним Советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически “плавно перешедшим” в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр “Дельфин”) так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ “Рубин” под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г.

Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году. Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, “позаимствованных” у пусковой установки.

По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П. Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. В известном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-го — 3-го отсеков были несколько «приполнены».

В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ 3-го поколения «Огайо».

Главная энергетическая установка подводной лодки включает два водоводяных реактора ВМ—4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60.000 л. с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л.с.

РПКСН имеет малошумные пятилопастные гребные винты (не на всех кораблях) ВФШ с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы, на легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

В проекте 667БДРМ реализованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий обитаемости. Экипаж корабля получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал и т. п. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем надежно обеспечивала концентрацию кислорода в пределах 25% и углекислого газа не выше 0,8%.

Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационно-управляющей системой «Омнибус-БДРМ», осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

На РПКСН установлен новый гидроакустический комплекс «СКАТ-БДРМ», по своим характеристикам не уступающий американским аналогам. Он имеет крупногабаритную антенну диаметром 8,1 м и высотой 4,5 м. Впервые в практике отечественного кораблестроения на проекте 667БДРМ применен стеклопластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию (это позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса). Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус.

Навигационный комплекс «Шлюз» обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Подводный крейсер проекта 667БДРМ оснащен комплексом радиосвязи, позволяющим осуществлять управление крейсером, практически в любых условиях боевых действий.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый на вооружение в 1986 г. (уже после кончины его создателя – Виктора Петровича Макеева), представляет собой дальнейшее развитие комплекса Д-9Р В его состав входит 16 трехступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29РМ (ЗМ37, РСМ-54) с максимальной дальностью стрельбы 9300 км. Запуск всего боезапаса может осуществляться одним залпом, с глубины до 55 м. Ограничения по погодным условиям отсутствуют.

Ракета Р-29РМ и сегодня обладает наивысшим в мире энергомассовым совершенством. Ее длина 14,8 м, диаметр корпуса 1,9 м, она имеет стартовую массу 40,3 т и забрасываемую массу 2,8 т (равную забрасываемой массе значительно более тяжелой американской ракеты «Трайдент»). Р-29РМ имеет разделяющуюся головную часть, рассчитанную на четыре или 10 боевых блоков (мощность —100 кт). В настоящее время на РПКСН развернуты ракеты с БЧ, оснащенными четырьмя боевыми блоками (по 250 кт).

Высокая точность (КВО — 250 м), соизмеримая с точностью американской ракеты «Трайдент» 0-5 (по различным оценкам — 170-250 м), обеспечивает комплексу Д-9РМ возможность поражения малоразмерных высокозащищенных целей (шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, командных пунктов и других «сверхпрочных» объектов). Запуск всего боекомплекта ракетного крейсера может осуществляться единым залпом. Максимальная глубина пуска — 55 м, ограничения по погодным условиям в районе старта отсутствуют.

В 1988 году ракетный комплекс был модернизирован (Д-9РМУ с БРПЛ Р-29РМУ), боевые блоки заменены на более совершенные, навигационная система дополнена аппаратурой космической навигации (система ГЛОНАСС), обеспечена возможность пусков ракет по настильным траекториям (в том числе из высоких широт), что позволяет более надежно преодолевать перспективные системы ПРО потенциального противника. Повышена и стойкость ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва.

Предполагается и снаряжение части ракет этого типа моноблочной сверхмощной осколочно-фугасной БЧ с массой взрывчатого вещества более 2000 кг. Такие ракеты могли бы использоваться в неядерном конфликте для сверхточного поражения особо важных стационарных целей. Кроме того, возможно оснащение российских РПКСН ракетами, несущими принципиально новые ядерные БЧ сверхмалого калибра (с тротиловым эквивалентом от 5 до 50 тонн). Таким образом, подводные лодки проекта 667БДРМ способны, в случае необходимости, превратиться из узкоспециализированного средства “ядерного сдерживания” в многоцелевой боевой комплекс, предназначенный для решения задач в вооруженных конфликтах различных категорий и степеней интенсивности.

По мнению специалистов, лодки данного типа являются наиболее удачными РПКСН отечественного флота. Оставшиеся в строю корабли находятся в хорошем техническом состоянии. Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия (заседание которой проходило в сентябре 1999 г. под председательством премьер-министра России Владимира Путина) приняла решение о возобновлении производства ракет типа РCМ-54. Заказ был рассчитан на пять лет. В кооперации с Государственным ракетным центром им. Макеева в его реализации примут участие Миасский и Златоустовскии машиностроительные заводы, а также предприятия Красноярска.

Сроки эксплуатации БРПЛ Р-29РМ (Р-29РМУ) превышали предельные сроки службы боевых блоков. Ввиду этого была проведена опытно-конструкторская работа «Станция», что позволило с 2002 года начать оснащение модернизированной ракеты (Р-29РМУ1) новым боевым блоком среднего класса мощности с повышенной взрывобезопасностью и улучшенными точностными характеристиками.

АПКСН К-64 с 1999 поставлен в средний ремонт и переоборудование в судно специального назначения (иногда в СМИ и на Википедии указывается как проект 09787). По состоянию на начало 2012 года корабль с вырезанными ракетными отсеками находится на переоборудовании в г.Северодвинск. Объем проведенных работ и сроки готовности в СМИ не обсуждаются.

Начиная с 1996 года по 2011 год шесть оставшихся кораблей проекта 667БДРМ прошли модификацию под новый ракетный комплекс Д-9РМУ2 с БРПЛ “Синева”. По данным еженедельника “Коммерсантъ” (№6 (960), 13.02.2012) межконтинентальная баллистическая трехступенчатая ракета Р-29РМУ2 “Синева” (обозначается также как РСМ-54М, или, по классификации НАТО, SS-N-23 SKIFF) разработана Государственным ракетным центром имени академика В.П. Макеева в 1998-2007 годах. На ней установлены новые система управления, комплекс преодоления ПРО и система спутниковой навигации. “Синева” может нести до десяти боевых блоков индивидуального наведения малого или среднего класса мощности. Вес ракеты 40 т, дальность стрельбы около 11 тыс. км, забрасываемый груз — 2,8 т. В ближайшие годы БРПЛ Р-29РМУ2 составят основу боевого потенциала МСЯС России.

В 2009–2011 годах в ГРЦ им. В.П. Макеева провели опытно-конструкторскую работу «Лайнер», в рамках которой была разработана БРПЛ Р-29РМУ2.1. Ее отличает возможность использования смешанной комплектации боевых блоков разного класса мощности совместно с комплексом средств преодоления противоракетной обороны (ПРО). В интервью РИА Новости, Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил: “Ее (ракету “Лайнер” – прим. СМИ) на вооружение принимать не надо, это существующая ракета, которая проходит модернизацию в части боевого оснащения”. “В перспективе все наши действующие стратегические подводные лодки будут оснащены этими ракетами”, – отметил Владимир Высоцкий. По оценке экспертов, перевооружение стратегических АПЛ на “Лайнер” позволит продлить существование северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025-2030 года.

Читать еще:  Арбалет «Wicked Ridge RDX 400»: обратный склон «Злого хребта»

5. Схема проекта:

Схема размещения выдвижных устройств:

1 – АП СОРС «Залив-П»; 2 – совмещенное ПМУ РДП и ВАН-М;
3 – ПМУ «Анис-МВ»; 4 – АП РЛК; 5 – радиопеленгатора «Завеса-П»;
6 – ПМУ радиосекстана; 7 – перископ; 8 – ПМУ «Ива-МВ»;
9 – перископ ПЗКГ; 10 – ПМУ «Синтез».


Продольный разрез носовой оконечности

6. Тактико-технические данные проекта:

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class)

Последним судном «семейства 667» и последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически плавно перешел в третье поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667-БРДМ (шифр «Дельфин»). Как и предшественники, он был создан в ЦКБ морской техники «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика Ковалева С.Н. (главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Пилигин Ю.Ф.). Правительственное постановление о разработке подводной атомной подводной лодки вышло 10.09.1975.

Основным оружием субмарины должен был стать ракетный комплекс Д-9РМ, имеющий 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29РМ (РСМ-54 – договорное обозначение, SS-N-23 «Skiff» – обозначение НАТО), которые имели увеличенные дальность стрельбы, радиус развода и точность боевых блоков. Разработку ракетного комплекса начали в 1979 году в КБМ. Создатели комплекса были ориентированы на достижение максимального технического уровня и тактико-технических характеристик при ограниченных изменениях в проекте подлодки. Новые ракеты по боевым возможностям превосходили все модификации самых мощных американских морских ракетных комплексов «Трайдент», имея при этом гораздо меньшие габариты и массу. В зависимости от количества головных частей, а также их массы, дальность огня баллистическими ракетами могла значительно превышать 8,3 тыс. км. Р-29РМ была последней ракетой, которую разработали под руководством Макеева В.П., а также последней советской жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой – все последующие отечественные баллистические ракеты проектировались как твердотопливные.

Конструкция новой субмарины являлась дальнейшим развитием проекта 667-БДР. В связи с возросшими габаритами ракет и необходимости внедрения конструкционных решений для снижения гидроакустической заметности, на подлодке пришлось увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Также была увеличена длина кормовой и носовой оконечностей корабля, увеличился и диаметр прочного корпуса, были несколько «приполнены» обводы лёгкого корпуса в районе первого – третьего отсеков. В прочном корпусе, а также в конструкции межотсечных и концевых переборок подлодки использовали сталь, которая была получена методом электрошлакового переплава. Данная сталь обладала повышенными показателями пластичности.

При создании подлодки приняли меры по значительному снижению шумности судна, а также по уменьшению помех работе гидроакустической бортовой аппаратуры. Широко использован принцип агрегатирования оборудования и механизмов, которое размещалось на общей амортизированной относительно прочного корпуса судна раме. В районе энергетических отсеков были установлены локальные звукопоглотители, увеличена эффективность акустических покрытий прочного и лёгкого корпусов. В результате атомная подводная лодка по характеристикам гидроакустической заметности приблизилась к уровню американской АПЛ с баллистическими ракетами третьего поколения «Огайо».

Главная энергоустановка подлодки состоит из двух водо-водяных реакторов ВМ-4СГ (мощность каждого 90 мВт) и двух паровых турбин ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ равняется 60 тыс. л. с. На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-460, два турбогенератора ТГ-3000, два электродвигателя эконом. хода (мощность каждого 225 л. с.) АПЛ оснащена пятилопастными малошумными гребными винтами имеющими улучшенные гидроакустические характеристики. На лёгком корпусе для обеспечения винтам благоприятного режима работы установлено гидродинамическое спец. устройство, которое выравнивает набегающий поток воды.

В проекте подводной лодки проекта 667-БДРМ реализовали мероприятия по улучшению условий обитаемости. Экипаж крейсера получил в своё распоряжение сауну, солярий, спортивный зал и тому подобное. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха за счет электролиза воды и поглощения углекислоты твёрдым регенерирующим поглотителем обеспечивается концентрация кислорода в пределах 25 процентов и углекислого газа не более 0,8 процентов.

Для централизованного управления боевой деятельностью ПЛАРБ проекта 667-БДРМ оснащается БИУС «Омнибус-БДРМ», которая осуществляет сбор и обработку информации, решает задачи тактического маневрирования и боевого применения ракетно-торпедного и торпедного оружия.

На атомной подлодке с баллистическими ракетами установлен новый ГАК «Скат-БДРМ», который по своим характеристикам не уступает американским аналогам. Гидроакустический комплекс имеет крупногабаритную антенну высотой 4,5 и диаметром 8,1 метров. На судах проекта 667-БДРМ впервые в практике советского кораблестроения использован стеклопластиковый обтекатель антенны, который имеет безрёберную конструкцию (это дало возможность значительно уменьшить гидроакустические помехи, которые воздействуют на антенное устройство комплекса). Также имеется буксируемая гидроакустическая антенна, которая в нерабочем положении убиралась в корпус АПЛ.

Навигационным комплексом «Шлюз» обеспечивается необходимая лодке точность использования ракетного оружия. Уточнение места субмарины посредством астрокоррекции производится при всплытии на перископную глубину с периодичностью раз в 48 часов.

Подводный ракетоносец 667-БДРМ оснащается комплексом радиосвязи «Молния-Н». Имеется две всплывающие антенны буйкового типа, которые позволяют принимать радиосообщения, сигналы целеуказания и космической системы навигации на больших глубинах.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый в 1986 году на вооружение (уже после кончины Виктора Петровича Макеева – его создателя), является дальнейшим развитие комплекса Д-9Р. Комплекс Д-9Р состоит их 16 жидкостных трёхступенчатых ампулированных ракет Р-29РМ (инд. ЗМ37) с максимальной дальностью 9,3 тыс. км. Ракета Р-29РМ даже сегодня обладает наивысшими в мире энергомассовым совершенством. Ракета обладает стартовой массой 40,3 тонн и забрасываемый вес 2,8 тонны, то есть практически равный забрасываемому весу значительно более тяжёлой ракеты «Трайдент-II» США. Р-29РМ оснащена разделяющейся головной частью, рассчитанной на четыре или десять боевых блоков суммарной мощностью — 100 кт. Сегодня на всех атомных подлодках проекта 667-БДРМ развёрнуты ракеты, боевая часть которых оснащена четырьмя боевыми блоками. Высокая точность (круговое вероятное отклонение составляет 250 метров), соизмеримая с точностью ракет «Трайдент» D-5 (США) КВО которых по различным оценкам составляет 170-250 метров, позволяет комплексу Д-9РМ поражать малоразмерные высокозащищённые цели (шахтные пусковые установки МБР, командные пункты и другие объекты). Запуск всего боекомплекта может быть осуществлен за один залп. Максимальная глубина пуска составляет 55 метров без ограничений в районе старта по погодным условиям.

Новый торпедно-ракетный комплекс, который установлен на подлодке проекта 667-БДРМ, состоит из 4 торпедных аппаратов калибра 533 миллиметров с системой быстрого заряжания, которые обеспечивают использование почти всех типов современных торпед, ПЛУР (противолодочная ракето-торпеда), приборов гидроакустического противодействия.

В 1988 г. ракетный комплекс Д-9РМ, который установлен на лодках проекта 667-БДРМ, модернизировали: боевые блоки были заменены более совершенными, навигационная система дополнялась аппаратурой космической навигации (ГЛОНАСС), обеспечили возможность пуска ракет по настильным траекториям, что дает возможность более надёжно преодолевать перспективные системы противоракетной обороны потенциального противника. Повысили стойкость ракет к поражающим факторам ядерного оружия. По оценкам некоторых специалистов, модернизированный Д-9РМ превосходит «Трайдент» D-5 – американский аналог — по таким важным показателям, как способность преодолевать средства противоракетной обороны противника и точность поражения целей.

В 1990-2000 годах ракетоносец К-64 переоборудовали в опытовое судно и переименовали в БС-64.

К-51 – головной ракетоносец проекта 667-БДРМ – был заложен в Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии в феврале 1984 года, спущен на воду в январе следующего года, а в декабре его ввели в строй. Всего в период с 1985 по 1990 год на Северном машиностроительном предприятии построили 7 ПЛАРБ данного проекта.

Статус на 2007 год

В настоящее время атомные подлодки с баллистическими ракетами (по нашей классификации – Ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 667-БДРМ (на Западе известны как «Delta IV class») – основа морской составляющей российской стратегической ядерной триады. Все они входят в состав третьей флотилии стратегических подлодок Северного флота базирующейся в бухте Ягельная. Для размещения отдельных подлодок имеются спец. базы-укрытия, которые представляют собой подземные надежно защищённые сооружения, предназначающиеся для стоянки и обеспечения перезарядки реакторов ядерным топливом и ремонта.

Подлодки проекта 667-БДРМ стали одними из первых советских АПЛ, практически полностью неуязвимых в районе их боевого дежурства. Выполняя боевое патрулирование в арктических морях, которые прилегают непосредственно к российскому побережью субмарины, даже при самых благоприятных для противника гидрологических условиях (полный штиль, который в Баренцевом море наблюдается только в 8 процентах «природных ситуаций»), могут быть обнаружены новейшими атомными многоцелевыми подлодками типа «Improved Los Angeles» ВМС США на дистанциях не более 30 км. Но в условиях, которые характерны для остальных 92 процентов времени года, при наличии ветра со скоростью 10-15 м/с и волнения, атомные подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ противником не обнаруживаются вовсе или могут быть фиксироваться гидроакустической системой типа BQQ-5 на дальности до 10 км. Кроме того, в полярных морях севера существуют обширные мелководные районы, в которых дальность обнаружения лодок проекта 667-БДРМ даже в полный штиль снижается менее чем до 10 тыс. м (то есть обеспечивается практически абсолютная выживаемость подлодок). При этом необходимо иметь в виду, что российские ракетные подлодки несут свое боевое дежурство фактически во внутренних водах, которые достаточно хорошо прикрыты противолодочными средствами флота.

В 1990 г. на одном из крейсеров проекта 667-БДРМ провели спец. испытания с подготовкой и последующим запуском всего боекомплекта состоящего из 16 ракет в залпе (как в реальной боевой обстановке). Подобный опыт был уникальным не только для нашей страны, но и для всего мира.

Подводные лодки проекта 667-БДРМ в настоящее время также используются для запусков искусственных спутников земли на низкие околоземные орбиты. С одной из атомных подлодок с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ в июле 1998 году ракетой-носителем «Штиль-1», разработанной на базе ракеты Р-29РМ, впервые в мире запустили искусственный спутник Земли «Тубсат-Н», немецкой разработки (старт выполнили из подводного положения). Также ведутся работы по разработке морской ракеты-носителя «Штиль-2» большей мощности с весом выводимой нагрузки, которая увеличена до 350 килограмм.

Вероятно, служба ракетоносцев проекта 667-БДРМ продолжится до 2015 г. Для поддержания боевого потенциала данных судов на нужном уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года решили возобновлить производство ракет Р-29РМ.

Основные тактико-технические характеристики проекта 667-БДРМ:
Надводное водоизмещение – 11740 тонн;
Подводное водоизмещение – 18200 тонн;
Основные размеры:
– наибольшая длина (по КВЛ) – 167,4 м (160 м);
– наибольшая ширина – 11,7 м;
– осадка по КВЛ – 8,8 м;
Главная энергетическая установка:
– 2 водо-водяных реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 мВт;
– 2 ППУ ОК-700А, 2 ГТЗА-635
– 2 паровых турбины, суммарной мощностью 60000 л.с. (44100 кВт);
– 2 турбогенератора ТГ-3000, мощность каждого 3000 кВт;
– 2 дизельных генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
– 2 электродвигателя экономического хода, мощность каждого 225 л.с.;
– 2 вала;
– 2 пятилопастных гребных винта;
Надводная скорость хода – 14 узлов;
Подводная скорость хода – 24 узла;
Рабочая глубина погружения – 320. 400 м;
Предельная глубина погружения – 550. 650 м;
Автономность – 80. 90 суток;
Экипаж – 135. 140 человек;
Стратегическое ракетное вооружение:
– пусковые установки БРПЛ Р-29РМ (SS-N-23 «Skiff») комплекса Д-9РМ – 16 шт.;
Зенитное ракетное вооружение:
– пусковые установки ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 4. 8 шт.;
Торпедное и ракето-торпедное вооружение:
– торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
– торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion») калибра 533 мм – 12 шт;
Минное вооружение:
– может нести вместо части торпед до 24 мин;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Омнибус-БДРМ»;
Радиолокационная система общего обнаружения – МРК-50 «Каскад» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
– гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат-БДРМ» (Shark Gill; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы:
– «Залив-П» РТР;
– «Завеса-П» радиопеленгатор (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 533-мм ГПД;
Навигационный комплекс:
– «Шлюз»;
– КНС ГЛОНАСС;
– радиосекстант (Code Eye);
– ИНС;
Комплекс радиосвязи:
– «Молния-Н» (Pert Spring), ССС «Цунами-БМ»;
– буйковые буксируемые антенны «Параван» или «Ласточка» (СНЧ);
– СВЧ и ВЧ-антенны;
– станция звукоподводной связи;
РЛС госопознавания – «Нихром-М».

Читать еще:  ИЛ 214, характеристики самолета, последние новости проекта, российско-индийский продукт, история создания и мнение экспертов

Подводные лодки проекта 667БДРМ – основная ракетно-ядерная сила России на море

В Советском Союзе прекрасно понимали насколько важно иметь в постоянной боевой готовности мощный ракетно-ядерный подводный флот, способный в любой момент нанести вероятному противнику невосполнимый ущерб. Начатая в середине 70-х годов работа по созданию подводного ракетоносца нового поколения была ответом СССР на создание в США атомных подводных ракетоносцев типа «Огайо». В сентябре 1975 года правительственным решением дан старт работ в этом направлении, результатом которых стал проект отечественного ракетоносца третьего поколения 667БДРМ.

Рождение проекта и программа строительства советских ракетоносцев третьего поколения

Для скорейшего достижения поставленной цели конструкторы ЦКБМТ «Рубин» не стали изобретать велосипед. Основные усилия были приложены к модернизации уже существующего проекта ракетоносца проекта 667БДР «Кальмар».

Эта подводная лодка относился к кораблям второго поколения, однако по многим техническим и технологическим параметра конструкция корабля позволяла добиться существенной модернизации. Внеся существенные коррективы в существующий проект, советским конструкторам удалось получить практически новый боевой корабль. Основными акцентами в новом проекте стали:

  • внедрение технических средств уменьшения гидроакустической шумности лодки;
  • адаптация корпуса и систем лодки под новые виды вооружений;
  • установка новых навигационных систем, средств управления и обнаружения целей.

С этой целью специалистами КБ и судостроителями было изготовлено огромное количество экспериментальных стендов, на которых проходили проверку новые звукопоглощающие устройства, средства снижения виброизоляции. Активно велись работы по снижению гидролокационной заметности отдельных частей конструкции. Новые подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин по расчетным данным должны были лишить преимущества американцев в области ударных стратегических вооружений.

Помимо этого, новая субмарина получила новый корпус, поверхность которого была покрыта специальным изоляционным материалом. В корпусе появилась дополнительная конструкция — длинный горб, протянувшийся на весь корпус позади рубки. Этот элемент стал фирменной фишкой отечественных ракетоносцев, отличавший их от всех существующих кораблей этого класса. В этой части корпуса размещались 16 баллистический межконтинентальных ракет дальностью свыше 8 тыс. км.

Первый корабль проекта 667БДРМ, получивший название К-51, был заложен в 1981 года на верфи Северодвинского машиностроительного завода. Строительство лодки велось три года. Зимой 1984 года лодка была спущена на воду, а в декабре того же года корабль вошел в состав ВМФ Советского Союза. Корабль поражал своими размерами и внешним видом, напоминавшим огромное горбатое морское животное. Огромная сигара имела длину 167 метров и водоизмещение свыше 10 тыс. тонн. Еще в момент постройки советскому ракетоносцу на Западе присвоили код «Delta IV», отнеся корабль к разряду подводных ракетоносцев с огромной боевой мощью.

Вслед за головной лодкой в строй вошли еще 6 однотипных субмарин. В период с 1984 года по декабрь 1990 года Советский Союз обзавелся целой флотилией сильнейших подводных кораблей, ставших важнейшим элементом ракетно-ядерного щита страны. После развала Советского Союза на эти корабли выпала доля стать основными элементами морской компоненты ядерной триады Российской Федерации. Шесть кораблей, пройдя в определенное время профилактический и капитальный ремонт, находятся на сегодняшний день в строю и несут боевое дежурство. Корабли входят в состав 31-1 дивизии подводных лодок и базируются на ВМБ Гаджиево. Одна субмарина К-64, получившая в последствие номер БС-64, была переоборудована в носитель малых подводных лодок.

Несмотря на то, что самый первый корабль проекта 667БДРМ, лодка К-51 «Верхотурье» была спущена на воду более 30 лет назад, субмарина сегодня находится в полной боевой готовности. После капитального ремонта, проведенного на заводе «Звездочка», обновленная и модернизированная субмарина в конце 2012 года вернулась в строй. Ее более молодые сестры, подводные лодки К-114 «Тула» и К-117 «Брянск» ранее прошли средний ремонт и находятся сейчас на боевом дежурстве.

Особенности проекта 667БДРМ

Российский ВМФ в виде подлодок проекта 667БДРМ получил хорошее наследство. Благодаря своей конструкции, субмарины оказались живучими. Несколько серьезных аварий, которые сопутствовали боевой службе кораблей, были достаточно быстро устранены. К тому же сама конструкция лодки позволяла без особых конструктивных изменений проводить ее модернизацию в соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми новыми видами вооружений. Основная причина такой универсальности — высокие конструктивные характеристики кораблей, вобравшие в себя все самое лучшее, чего сумели достичь отечественные корабелы за годы постройки кораблей подобного класса.

Ряд технических решений, используемых в конструкции субмарины, можно сравнить с технологиями космических программ. Чего только стоит система подавления шумов подводного корабля. По этим характеристикам советские, а теперь и российские подводные ракетоносцы, считаются самыми малошумными. Во время несения боевого дежурства отследить местоположение корабля практически невозможно. Еще в процессе конструирования основным районом действия новых кораблей были определены полярные области нашей планеты. Действуя на границе кромки ледяного панциря и чистой воды, советские субмарины могли долгое время находиться вне зоны досягаемости гидролокаторов кораблей ВМС США и стран НАТО. Обнаружение отечественных ракетоносцев класса Delta IV становилось для вероятного противника большой проблемой.

Действуя в прибрежных районах и находясь под постоянным прикрытием надводных сил флота, лодки проекта 667БДРМ становится практически неуязвимыми. В таких условиях территория потенциального противника становилась беззащитной от ответного ракетно-ядерного удара.

Следует отметить, что ракетные крейсера проекта 667БДРМ стали первыми отечественными лодками, с которых осуществлялся полноценный ракетный залп всего боекомплекта, находящегося на борту. Несмотря на неудачу, подготовительные мероприятия и последующие действия по ликвидации аварийной обстановки легли в основу целой программы совершенства живучести подводного корабля.

Рассматривая проект в целом, следует отметить особенности конструкции лодки. Главная деталь – увеличенная высота ограждения ракетных шахт. Это было сделано ввиду последующей установки на боевые суда баллистических жидкостно-топливных ракет Р-29РМ. Трехступенчатая ракета достигала высоты 14,8 метров при массе свыше 40 тонн. На субмарине было установлено 16 таких ракет с двумя вариантами оснащения боеголовки – десятиблочной и четырехблочной.

В связи с увеличившимися размерами ракетного вооружения, потребовалось увеличить измерения прочного корпуса. Легкий вариант получил новые обводы и конфигурацию в районе 1-3 отсеков. В связи с высокими требованиями по шумности корабля, в ряде его отсеков были установлены специальные устройства – звукопоглотители и виброкомпенсаторы. Сталь, используемая в конструкции легкого и прочного корпуса, позволяла субмарине опускаться на рабочую глубину 400 метров. Предельно допустимая глубина погружения корабля составляла 650 метров.

Энергетическая установка на субмаринах проекта 667БДРМ была представлена двумя ядерными реакторами марки ВМ-4СГ, которые обладают суммарной мощностью 180 МВт. Оба ядерных реактора приводят в действие основную газо-энергетическую турбинную установку мощностью 60 тыс. л/с. Подводный корабль приводился в движение двумя пятилопастными винтами, сообщавшими кораблю подводную и надводную скорость 24 и 14 узлов соответственно.

Для энергообеспечения корабля в автономном режиме на лодке были установлены два дизельных генератора и два турбогенератора, обеспечивающие электроэнергией системы жизнеобеспечения корабля и движения малых ходом.

Заслуживает внимания внутренняя компоновка корабля, в которой постарались учесть все аспекты повышения уровня комфорта для экипажа субмарины. На лодках этого типа появились сауны, солярий и спортивные и тренажерные залы. Качественно изменилась система регенерации воздуха, позволяющая поддерживать безопасный химический состав воздуха во внутренних помещениях субмарины.

Система вооружений

Говорить много о главном оружии кораблей проекта 667БДРМ не приходится. Сегодня все шесть кораблей, находящиеся в составе российского флота переоборудованы под новые модернизированные модификации баллистических ракет Р-29РМУ2 и Р-29РМУ2.1 типа «лайнер». Количество ракет осталось прежним — 16 шт., однако все боевые части имеют четыре боевых блока. Ракетный комплекс Д-9РМ, которыми оснащаются российские ракетоносцы проекта 667БДРМ, считается за океаном одним из самых мощных ракетно-ядерных систем. Ракетный залп может осуществляться из подводного положения корабля на глубине до 55 метров.

В качестве тактического оружия, лодки оборудованы минно-торпедными комплексом, состоящим из 4-х торпедных аппаратов калибра 533 мм. Лодка может вести огонь всем существующим на сегодняшний момент торпедным оружием, включая ракето-торпеды. Запас торпед составляет 12 шт. Управление огромным кораблем осуществляется через центр БИУС «Омнибус-БДРМ». Через этот комплекс осуществляется обработка поступающей информации о целях и условиях для маневрирования и последующего боевого применения средств вооружения корабля. Серьезным преимуществом, которым обладают модернизированные лодки проекта 667БДРМ, является наличие нового гидроакустического комплекса «Скат». Новый ГАК оснащается крупногабаритной антенной, защищенной стеклопластиковым обтекателем.

Читать еще:  Три боевых самолета, 19 часов полета и 13 000 км, чтобы спасти одного солдата.

Противовоздушная оборона корабля возложена на зенитно-ракетные комплексы 9К310, находящиеся в распоряжении членов экипажа. Управление кораблем осуществляет экипаж из 140 человек.

Ближайшее будущее корабля

Исходя из потребности российского ВМФ, иметь в строю до 10 боеспособных подводных ракетоносцев, на самом высоком уровне принято решение о поддержании кораблей проекта 667БДРМ в высокой степени технической готовности. Техническое состояние всех шести кораблей, находящихся в составе 31-й дивизии, на данный момент удовлетворительное. Самый новый из всех ракетоносцев этого проекта — подводная лодка К-18 «Карелия» — прошла в 2010 году капитальный ремонт. По предварительным данным срок службы корабля продлен еще на 10 лет. Аналогичные мероприятия коснулись и других субмарин проекта 667БДРМ. Предполагается, что вся дивизия в полном составе сможет достойно нести боевое дежурство до 2025 года.

Помимо несения боевого дежурства, российские подводные лодки в целях поддержания боеготовности на высоком уровне, участвуют в запуске коммерческих грузов в рамках освоения космических программ. Для запуска искусственных спутников используются ракеты Р-29РМ. Благодаря таким программам, удается не только поддерживать ракетный комплекс на должном уровне, но и осуществлять мониторинг всех систем корабля.

Перспективы российских подводных ракетоносцев на сегодняшний день выглядят не совсем радужно. Остро встает вопрос об обеспечении технической базы действующих кораблей, ресурс которых естественным образом подходит к концу. В планах командования ВМФ по модернизации отечественного флота, подводные лодки проекта 667БДРМ занимают сегодня важное место. Именно они должны обеспечить обороноспособность страны на переходный период до тех пор, пока в строй не войдут новые подводные лодки, пока не закончится модернизация субмарин других классов.

ПЛ «Дельфин» проекта 667а – первые среди первых

Классическая тройка из тяжелых бомбардировщиков межконтинентального применения, ракет наземного базирования и субмарин с баллистическими ракетами на борту формируют ядерный потенциал Российской Федерации. Ниже будет приведена подробная информация об истоках ПЛ с ядерным оружием, а именно об атомоходах проекта 667а.

История создания

Вообще, возникновение самой идеи о постройке подлодки, вооружённой баллистическими ракетами, связано с одним интересным фактом. Он заключается в превосходстве США перед СССР в данной сфере.

Ведь, как известно, начиная с конца 50-х до конца следующей декады в Америке успели сконструировать 4 типа стратегических ядерных ПЛ. Это были:

  • USS George Washington – главный корабль в серии из 5 атомоходов;
  • Ethan Allen;
  • Will Rogers;
  • Lafayette.

Каждый из них входил в систему «Поларис» (американская ядерная программа тех времён), будучи вооружёнными баллистическими ракетами дальнего и ближнего действия. Всего в этот период ВМС США насчитывали 41 подводный ракетоносец. Они располагали 656 ракетами в сумме.

В СССР того времени были лишь 37 единиц такой техники и всего 104 ракеты, которые могли запускаться только с поверхности воды. Разумеется, такой расклад не устраивал советское правительство. Это дало толчок всей корабельной и ракетостроительной промышленности к созданию отечественной ПЛ, сопоставимой с зарубежными аналогами.

Так родился проект 667. На борту должны были размещаться баллистические ракеты Р-21 крупного размера, выпускающиеся из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на этапе проектирования из-за выявленных недочетов и появления новых ракет и комплексов.

Поэтому было решено доработать проект 667 на 667а, в котором применялись малогабаритные Р-27, стартующие с Д-5.

Главным конструктором назначили С. Н. Ковалева, по проектам которого были построены 92 субмарины.

После выполнения технического проекта (1962 год), в 1963 году были внесены поправки в вооружение. Спустя три года начались испытания первой модели К-137 «Ленивец», в ходе которых была достигнута скорость в 28,3 узла, вместо планируемых 25.

В 1967 году К-137 официально встал в строй ВМФ СССР. Именно субмарины этого проекта стали самыми многочисленными во флоте страны (в боевой готовности были 34 единицы). В последствии ПЛ проекта 667а модифицировались, получая, в основном, новое ракетное вооружение.

Описание

Новая подводная лодка атомная с ракетами баллистическими (ПЛАРБ – официальное название) проекта 667а получила двойной корпус. Легкий корпус изготовлен из стали, а прочный из маломагнитной стали. Толщина прочного корпуса 40 мм, а его цилиндрическая форма составляла около 9,5 метров в диаметре. Стальные переборки, способные выдержать 10 атмосфер, делят АПЛ на:

  • носовой отсек торпедного вооружения;
  • отсек для аккумуляторов и размещения экипажа;
  • центральный пост;
  • два отсека с размещением ракетного комплекса Д-5 “сухого” типа;
  • дизельный отсек;
  • отсек атомного реактора;
  • два отсека с паротурбинным оборудованием;
  • отсек для электродвигателя.

В процессе строительства подлодок типа «Навага» (ещё одно название проекта 667а) использовались и дорабатывались технологии понижения уровня шума.

Ещё одной особенностью АПЛ данной модели является эшелонное расположение агрегатов. Такое размещение обусловлено тем, что каждая силовая установка находится в отдельном отсеке. Благодаря этому облегчается техническое обслуживание, а поломка не будет мешать другим устройствам, работать, т. к. они изолированы.

Подготавливая проект, конструкторы позаботились об условиях для экипажа.

Поэтому в ПЛ «Навага» превосходные условия для личного состава. Каждый из жилых отсеков имеет своё кондиционирование и звукоизоляционные технологии. Служащие на субмарине могут разместиться в малых кубриках, рассчитанных на нескольких человек или отдельных каютах.

Для офицеров предусмотрена кают-кампания, а для мичманского и старшинского состава впервые выделена отдельная столовая, при необходимости это помещение превращается в спортивный зал и кинотеатр. Инженерные сети, вроде проводов, труб и т. д. тщательно скрыты. Наличие таких условий просто необходимо в автономном плавании, ведь психологическое давление довольно велико.

Тактико-технические характеристики «Наваги»

Габариты «Наваги» внушительны. Ведь в длину она составляет около 128 метров при ширине чуть меньше 12 метров. Надводное водоизмещение – 7640 тонн, а подводное 11500 тонн. Во время надводного хода подлодка оседает примерно на 8 метров от поверхности воды.

На своей рабочей глубине в 320 метров «Навага» развивает скорость в 16 узлов. Всплывая на поверхность, она может выдать до 26 узлов. Максимально возможно погрузиться на 400 метров.

Экипаж может находиться в подлодке до 60 дней.

Субмарина приводится в движение разными типами энергетических установок (ЭУ). Главная ЭУ представлена двумя автономными блоками. Каждый блок состоит из водо-водяного реактора (использующего воду, как замедлитель и теплоноситель), паротурбинной установки и турбогенератора с автономным приводом. В сумме такая установка выдает около 52 тыс. л. с. Оба атомных реактора размещены в защищенном 7 отсеке субмарины, а парогенераторы, их аппаратура и оборудование находится в 8 и 9 отсеке.

Для помощи основной ЭУ в ПЛ предусмотрена многофункциональная дизель-электрическая установка. Она состояла из двух дизель-генераторов, под которые был выделен 6 отсек подводной лодки проекта 667а.

От этих ДГ работает аккумуляторная станция, заряжая свинцово-кислотные аккумуляторы, размещённые во втором отсеке. Задачи аккумуляторных батарей и дизель-генераторов это обеспечение АПЛ электричеством в случае неисправности реактора.

На борту ПЛ «Навага» установлено довольно продвинутое, для своего времени, радиоэлектронное оборудование. В него вошли информационно-управляющая система «Туча», гидроакустический комплекс «Керчь» и радиолокационный комплекс «Альбатрос» и многое другое.

В ПЛ, разного года выпуска, отличались навигационные системы. К примеру, в самых последних моделях, выпущенных в конце 80-х годов и позднее, применялась уже спутниковая навигация.

Вооружение

Ракетный комплекс Д-5 состоит из 16 шахт с размещенными в них ракетами РСМ-25, массой 14,2 т. Дальность полета ракеты 2400 км, подготовка к запуску занимает до 8 минут по нормативам, высота траектории до 620 км. Сами ракеты имеют отделяющую моноблочную боеголовку мощностью 1 Мт в тротиловом эквиваленте.

Ракетный комплекс Д-5 позволяет вести залповый огонь с интервалом в 8 секунд, что успешно испытывалось на практике. Пуск совершался с глубины 40-50 метров.

Из торпедного оружия на ПЛ 667а установлены два типа торпедных аппаратов на носу. 4 крупнокалиберных (533 мм) ТА для противокорабельных торпед и 2 меньших по калибру аппарата (450 мм) для противолодочных торпедо-ракет. Общий боекомплект составлял 20 единиц.

Для защиты с воздуха использовались передвижные ЗРК типа «Стрела», работающие с воздушными целями.

Модификации

Отечественные подводные лодки «Мурена», «Груша», «Кальмар» и «Дельфин» – это модификации проекта 667а. Все они представляли мощь ядерного потенциала СССР и России в дальнейшем. Кроме того, на одной из представительниц проекта 667БДРМ, названной «Новомосковск», удалось получить уникальный опыт.

Дело в том, что, принимая участие в операции «Бегемот-2», ракетный отсек подводной лодки проекта 667б был опустошён полностью. Это означает, что были выпущены все 16 ракет дальнего действия. Такое достижение никогда не повторялось ни АПКр российского ВМС, ни зарубежными подводными ракетоносцами.

Среди всей этой техники 667 проекта следует подчеркнуть уникальность модернизированного проекта 667ат АПЛ «Груша». В отличие от других представителей, носивших баллистические ракеты, эта субмарина обладала комплексом дозвуковых крылатых ракет С-10 «Гранат».

Основное применение АПКр «Груша» находила у берегов США в качестве средства патрулирования и наблюдения. Однако внедрение новых технологий гидролокации в этой стране позволило обнаруживать субмарину, в настоящее время эта функция возложена на другие малошумные типы подводных лодок.

Из-за чего следовало увеличить дистанцию от берега, а это, в свою очередь, означало увеличение дальности поражения ракет. Так, на свет появилась «Мурена» с меньшей шумностью и усовершенствованным Р-29 на борту.

Последней модификацией 667а является лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

С его борта возможен пуск не только баллистических ракет Р-29РМ, но и искусственных спутников. Он был совершён на уже знакомой АПЛ «Новомосковск». Находясь в подводном положении, она выпустила ракету-носитель с первым ИСЗ производства Германии. Ещё один пуск был сделан ракетой «Штиль-1», поднявший на околоземную орбиту ещё один искусственный спутник Земли.

АПЛ проекта 667БДРМ обладают высоким потенциалом модернизации, поэтому, начиная с 2012 года, идёт перевооружение и ремонт субмарин этого типа. Кроме того, в 2011 году конструкторы смогли создать новую версию старой Р-29РМУ2, применявшейся на борту «Дельфина». Разработка получила название Р-29РМУ2.1. Новая ракета способна нести 12 ядерных блоков малого класса и обходить более современные и совершенные противоракетные комплексы.

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: