18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 945, советская АПЛ, атомные субмарины Барракуда, подлодки Карп, Нижний Новгород и Псков, ТТХ и вооружение

Проект 945 «Барракуда»: первая советская многоцелевая АПЛ третьего поколения

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» — это серия атомных многоцелевых подводных лодок, разработанных и построенных в Советском Союзе в период с 1976 по 1986 год. Они стали первыми представителями третьего поколения советских атомных субмарин этого типа.

Созданием АПЛ проекта 945 занималось горьковское ЦКБ-112 «Лазурит», строительство кораблей велось на заводе «Красное Сормово». Головной корабль проекта 945 был заложен 8 мая 1982 года, а через два года он уже был принят в состав ВМФ СССР.

Уникальной особенностью подлодок этого проекта является использование титана в их прочном корпусе, что позволило значительно увеличить глубину погружения, уменьшить водоизмещение, а также снизить магнитное поле – один из главных демаскирующих факторов для любого подводного корабля. Правда, применение титана значительно повысило стоимость постройки кораблей, поэтому АПЛ проекта 971 строили уже из обычной маломагнитной стали.

Дальнейшим развитием АПЛ проекта 945 стали субмарины проектов 945А и 945Б («Кондор» и «Марс»), которые были заложены в конце 80-х годов. В настоящее время в состав российского флота входят подлодки проектов 945 и 945А. В 1998 году из него была выведена подводная лодка «Карп» — первый корабль серии. Еще ранее, в 1993 году прямо на стапелях была порезана на металл АПЛ проекта 945Б «Марс», причем этот корабль по своим характеристикам вплотную приближался к субмаринам четвертного поколения.

В настоящее время «Барракуды» входят в состав 7-й дивизии подлодок Северного флота.

История создания

В середине 70-х годов американский военно-морской флот получил на вооружение атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес», которые относились к третьему поколению АПЛ. Эти субмарины отличались гораздо меньшим уровнем шумности, лучшей обитаемостью, совершенным радиоэлектронным и – особенно – гидроакустическим оборудованием. Более мощным и эффективным стало их вооружение.

Советский военно-морской флот, вооруженный подлодками предыдущего, второго поколения, оказался в роли догоняющего. Причем ситуация была весьма серьезной: в какой-то период советские рубежи оказались крайне уязвимы перед угрозой прорыва подводными силами вероятного противника. Подобные успехи США и их союзников не могли не вызывать обеспокоенности у военного и политического руководства СССР. Поэтому еще в начале 70-х годов началась разработка программы «Аргус», которая была не чем иным, как попыткой создать новую концепцию противолодочной обороны страны. В ходе ее реализации военные пришли к выводу, что наиболее эффективным противолодочным средством должны стать многоцелевые АПЛ нового поколения, обладающие мощными средствами поиска и поражения противника. Однако такую лодку нужно было сначала создать…

Еще в 60-е годы конструкторы ЦКБ «Лазурит» разработали эскиз подводной лодки третьего поколения, конструкцию которой можно смело назвать революционной. Она вовсе не имела ограждения выдвижных устройств (что обычно называют рубкой), была выполнена по полуторакорпусной схеме, имела одновальную энергетическую установку с единственным реактором и обводы корпуса, оптимальные для подводного хода. Однако данный проект реализован так и не был.

Техническое задание на нее было подготовлено в начале 1972 года. Главными целями новой подлодки должны были стать субмарины противника и надводные корабли, входящие в состав авианосных ударных групп (АУГ). Основным требованием, предъявленным к разработчикам проекта 945, стало ограничение водоизмещения лодок, с таким учетом, чтобы их можно было изготавливать на судостроительных заводах внутри страны, а уже затем транспортировать их к морю. Разработка проекта была поручена горьковскому ЦКБ «Лазурит».

Основной «изюминкой» новой подводной лодки стало применение титанового сплава в ее корпусе. Подобное конструкторское решение давало сразу несколько преимуществ. Во-первых, использования особо прочного сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2 значительно увеличивало максимальную глубину погружения корабля – почти в полтора раза по сравнению с лодками второго поколения – а, во-вторых, применение этого материала уменьшало магнитное поле судна. Ну и самое главное: благодаря титановому корпусу можно было на 30% уменьшить водоизмещение подводной лодки, что позволяло изготавливать корабли этого проекта на заводе «Красное Сормово» в Горьком.

У советских кораблестроителей уже был опыт постройки подводных лодок с титановым корпусом. В 1969 году на воду была спущена уникальная субмарина проекта 661 «Анчар». Она не только была изготовлена из титана, но и могла развивать неслыханную по тем временам скорость – 44 узла. Правда, ее постройка обошлась советскому бюджету в такую сумму, что «Анчар» получил на флоте прозвище «Золотая рыбка».

Однако применение титана имело и значительные недостатки. Главным из них было, конечно, значительное увеличение стоимость кораблей. Кроме того, работать с этим металлом было сложно, далеко не все предприятия освоили подобные технологии. Поэтому часть советских кораблестроительных предприятий из проекта выпали сразу (например, Комсомольск-на-Амуре).

Любопытно, что, кроме горьковского «Лазурита», разработкой многоцелевой подводной лодки третьего поколения занимались и их основные конкуренты – ленинградское СКБ-143 «Малахит». Результатом его работы стали подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». При этом следует отметить, что конструкторы обоих КБ работали по одному и тому же техническому заданию. В итоге советские моряки получили две разные субмарины со сходными характеристиками для выполнения одних и тех же боевых задач. Правда, «Щука» была изготовлена из стали, а не из титана. Подобная ситуация была типичной для советского флота, многообразие типов подводных лодок, которые он использовал в период Холодной войны, поражает. Более практичные американцы пошли абсолютно другим путем: начиная с 70-х годов, они максимально унифицировали свои подводные силы, постепенно уменьшая количество типов субмарин. Подобный подход позволял существенно экономить на постройке и эксплуатации плавсостава.

Для отработки конструкции титанового корпуса и уточнения вопросов его прочности на заводе «Красное Сормово» был построен натурный отсек из этого материала, а также полунатурный отсек из еще более прочного сплава, который планировали использовать для создания новых, еще более глубоководных АПЛ. Они были доставлены на Северный флот, где в специальной док-камере прошли прочностные и другие испытания.

Головная лодка проекта К-239 «Карп» была спущена на воду 29 июля 1983 года, а чуть более чем через год она была принята в состав флота. Вторая подлодка проекта – К-276 «Краб» – была заложена в августе 1983 года, осенью 1987 года она вошла в состав ВМФ СССР. Уже в российский период, в 1996 году, корабль получил название «Кострома».

Дальнейшим развитием «Барракуд» стали лодки улучшенных проектов – 945А и 945Б. В 1986 году была заложена первая подлодка проекта 945А – К-534 «Зубатка». В состав флота она была принята в 1990 году (с 1995 года это подводная лодка «Нижний Новгород»). Затем был К-336 «Окунь» К-336, который вступил в строй в 1993 году (с 1995 года это подводная лодка «Псков»). Основным отличием проекта 945А от кораблей базовой серии был измененный состав вооружения. «Зубатка» и «Окунь» получили шесть 533-мм торпедных аппарата, а также возможность стрелять стратегическими крылатыми ракетами С-10 «Гранат», способными поражать цели на дистанциях в 3 тыс. км. Также лодки нового проекта были оснащены более современным и мощным реактором, еще более была уменьшена их шумность. На момент принятия на вооружение «Зубатка» была одной из самых «тихих» подлодок советского флота.

Читать еще:  ПЛ-14 - пистолет Лебедева, обзор и ТТХ нового оружия концерна Калашников, модельный ряд, запуск производства и исполнение

В 1990 году на заводе «Красное Сормово» была заложена подводная лодка К-123 «Марс», которая относится к усовершенствованному проекту 945Б. По мнению большинства экспертов, по своим характеристикам этот корабль должен был вплотную приблизиться к субмаринам четвертого поколения. Однако из-за развала Советского Союза и отсутствия финансирования этот очень интересный проект был приостановлен, а К-123 был разрезан на металл прямо на стапеле.

В 1992 году К-276 «Краб» в территориальных водах столкнулся с американской подлодкой «Батон-Руж» (типа «Лос-Анджелес»), которая осуществляла скрытое наблюдения за российскими кораблями во время учений. У «Краба» было смято ограждение выдвижных устройств, но американец пострадал куда больше. После столкновения на «Батон-Руж» начался пожар, лодка едва смогла добраться до базы. Повреждения были настолько тяжелы, что субмарину решили не восстанавливать, а списать и утилизировать. Все-таки хорошая вещь титановый корпус!

В 2013 году руководством российского флота было принято решение о модернизации подлодок проектов 945 и 945А «Кондор». Ее планируют проводить на судоремонтном заводе «Звездочка». На лодках будет проведен ремонт реакторов, замена всего электрооборудования и части механических элементов конструкции. Корабли получат новые гидроакустические станции (ГАС), РЛС, навигационные системы ГЛОНАСС и информационно-управляющие системы. В ходе модернизации планируют обновить комплекс вооружения субмарин. В частности, боевые возможности кораблей будут значительно расширены за счет новейших крылатых ракет «Калибр». Модернизацию планируют провести до 2020 года. После ее окончания срок службы обновленных «Барракуд» и «Кондоров» будет продлен еще на десять лет.

Описание конструкции

Подводные лодки проекта 945 выполнены по классической для советского судостроения двухкорпусной схеме.

Прочный корпус кораблей этой серии выполнен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму в средней части с коническими оконечностями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. «Барракуды» оснащены системой экстренной продувки цистерн главного балласта за счет сжигания твердого топлива. Легкий корпус субмарины имеет форму эллипса, кормовая оконечность веретенообразная.

В состав экипажа кораблей этой серии входит 28 мичманов и 31 офицер, для которых на борту созданы комфортные условия обитания. В случае нештатных ситуаций моряки могут покинуть подлодку экстренно: для этого есть спасательная камера, способная вместить в себя весь экипаж.

Подводные лодки проекта 945 имеют главную энергетическую установку в составе водо-водяного реактора ОК-650А мощностью 180 мВт и паро-зубчатого агрегата. Этот реактор оснащен четырьмя парогенераторами, и двумя циркуляционными насосами для первого и четвертого контуров, третий контур имеет три насоса. ГЭУ позволяет подлодкам этой серии развивать скорость в 35 узлов под водой и 12 узлов – в надводном положении.

На случай поломки главной энергетической установки лодка имеет два дизель-генератора с мощностью по 750 л. с. и запасом топлива на десять суток плавания. Гребной винт субмарин этого проекта имеет прекрасные гидроакустические характеристики. Кроме того, имеются два винта и два двигателя малого хода (по 370 кВт).

На лодках проекта «Барракуда» были установлены гидроакустические комплексы «Скат». Новые технические решения, использованные в его конструкции, а также уменьшение шумности самой лодки, позволили увеличить дальность обнаружения вражеских субмарин практически в два раза по сравнению с кораблями второго поколения. Использование нового комплекса связи «Молния-М» позволило в два раза повысить ее дальность и в три раза – глубину. Лодки серии 945 оснащались системами спутниковой связи и буксируемой антенной «Параван». Навигационный комплекс позволил в несколько раз увеличить точность определения координат корабля.

Еще в конце 60-х годов началась разработка нескольких комплексов ракетно-торпедного вооружения для подводных лодок нового поколения. Ее результатом стало создание противолодочных ракетных комплексов «Водопад» (533 мм) и «Ветер» (650 мм). Они позволяют субмарине вести огонь на всем диапазоне глубин погружения, включая и максимальную. Также было значительно сокращено время предстартовой подготовки. По сравнению с кораблями второго поколения лодки проекта 945 имеют большую дальность стрельбы, а за счет более совершенной системы целеуказания и использования новых боеприпасов возросла ее точность. Кроме того, был значительно увеличен боекомплект: он составил 12 торпед или ракетоторпед калибра 650 мм и 28 – калибра 533 мм.

Лодки проекта 945 имеют шесть торпедных аппаратов: четыре калибра 533 мм и два 650-миллиметровых. Торпеды могли оснащаться как обычной, так и ядерной боевой частью.

Еще одним типом вооружения «Барракуд» стала телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71. Она оснащалась ГАС самонаведения активно-пассивного типа, обеспечивавшей наведение на цель в двух плоскостях. Этой торпедой можно было управлять после запуска, перенацеливать или отменить самонаведение. Силовая установка ТЭСТ-71 могла работать в двух режимах: поисковом (скорость до 24 узлов) и атакующем (40 узлов). Максимальная дальность стрельбы составляла 20 тыс. метров, а глубина – 400 метров. При этом по уровню скрытности советская торпеда значительно превосходила знаменитую американскую Мк.48.

Центр военно-политических исследований

Вы здесь

Уникальные подводные лодки проекта 945 “Барракуда” с титановым корпусом возвращаются в строй

Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана, рассказал высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, подчеркнув, что решение восстановить лодки было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым. «Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать», – пояснил он.

Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» – К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» – К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Слева большая АПЛ “Псков” проекта 945А “Кондор”, справа АПЛ “Кострома” проекта 945 “Барракуда”. Главное визуальное отличие – форма носовой части ограждения выдвижных устройств и боевой рубки

Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» – авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже – до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».

Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления. Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией двух АПЛ.

Читать еще:  Президент Казахстана, когда и как проходят выборы, список и биография бывших от первого до последнего, полномочия и указы

АПЛ “Кострома” на ремонте в 2006 г. Редкое фото гребного винта АПЛ проекта 945

Как рассказал один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся на первой лодке уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому», – пояснил представитель «Звездочки».

Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии». «Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие», – добавил судоремонтник.

По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S).

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.

АПЛ К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. – Б-276, с 06.04.1993. – “Краб”, с 15.11.1996. – “Кострома”), после столкновения 11 февраля 1992 года с АПЛ «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес». Снимок сделал во время сопровождения лодки в базу с борта спасательного буксира СБ-523 дежуривший на нём в числе спасательного отряда Северного флота

Боевые повреждения ограждения выдвижных устройств АПЛ К-276 (с 03.06.1992. – Б-276, с 06.04.1993. – “Краб”, с 15.11.1996. – “Кострома”) проекта 945 “Барракуда” после столкновения 11.02.1992. с АПЛ “Батон Руж” ВМС США

Независимый военный эксперт, автор книг по истории Военно-морского флота Дмитрий Болтенков назвал АПЛ с титановым корпусом национальным достоянием.

«Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок – это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 – бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу лодки могут служить до 100 лет», – сказал он.

Атомная подводная лодка К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. – Б-276, с 06.04.1993. – “Краб”, с 15.11.1996. – “Кострома”) проекта 945 “Барракуда”

Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, – не самое правильное решение.«Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановые. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Поэтому я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше», – пояснил Кравченко.

Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево.

Подлодки проекта 945 – титановая «Барракуда»

Созданные в 70-е годы прошлого столетия подводные лодки «Барракуда» имеют уникальную конструкцию корпуса, которая остается неповторимой на протяжении 45 лет. Полученный, в ходе разработки и эксплуатации кораблей, опыт широко применяется на современных российских подводных лодках.

Усовершенствованные методики расчета и применение новых марок сталей уже сейчас позволили новым кораблям превзойти параметры прочности титановых корпусов подводных лодок проекта 945 «Барракуда». Старые лодки, после запланированной модернизации, останутся в строю, предположительно, до середины 2020-х годов.

История создания

При создании второго поколения советских субмарин с атомной силовой установкой, проектов «Навага», «Мурена», «Кальмар» и ПЛ «Дельфин», параллельно велись поисковые работы над следующей третьей генерацией лодок.

Это было связано с начавшимся в 60-е годы энергичным развитием американского ядерного подводного флота, который считался основным вероятным противником. Ключевым отличием лодок третьего поколения являлись расширенные возможности обнаружения целей.

Технические требования оформились весной 1972 года в виде задания на разработку новой лодки под обозначением «АПЛ проекта 945 «Барракуда».

Ведущим разработчиком проекта стал Николай Кваша, а наблюдателем от флота – Игорь Богаченко.

В основе разработки лежали эскизные проекты лодок, созданные на протяжении 60-х годов в горьковском конструкторском бюро «Лазурит» (ЦКБ-112). Перед конструкторами было поставлено ограничение по размерам и водоизмещению боевого корабля, продиктованное планами постройки на заводах, расположенных в глубине страны.

Ключевой особенностью конструкции подлодки проекта 945 явилось широкое использование материалов на основе титана при изготовлении элементов корпуса. За счет высокой прочности удалось увеличить предельно допустимую глубину погружения на 50% (по сравнению с предыдущими лодками с корпусами из стали).

Применение титана позволило снизить водоизмещение корабля и интенсивность магнитных полей, что снизило риск обнаружения противником.

Но именно из-за дорогостоящего корпуса и технологических трудностей при его изготовлении, лодки проекта «Барракуда» были построены в количестве двух экземпляров – К-239 «Карп» и К-276 «Краб».

Уменьшенный вес и размеры конструкции позволили начать производство кораблей «Барракуда» на производственных мощностях завода «Красное Сормово» (г. Горький, сейчас Нижний Новгород).

В начале 70-х годов это предприятие было единственным, способным изготовить титановый корпус. Доставка до места базирования выполнялась по внутренним водным магистралям (по системам рек и каналов).

Конструкция

По всей протяженности корпус лодки «Барракуда» двухкорпусный. Гидродинамически совершенный наружный легкий корпус формирует эллипсоидную носовую часть и вытянутую в форме веретена кормовую.

Под легкой оболочкой расположен основной корпус, имеющий цилиндрическую центральную часть, с которой состыкованы конические элементы в носу и корме.

Между корпусами корабля расположены две цистерны для размещения главного балласта, оснащенные шпигатными затворами и кингстонами.

При возникновении аварийных ситуаций продувка цистерн выполняется газами, образующимися при сгорании пиротехнических зарядов. Балластные цистерны прикреплены к внешней поверхности прочного корпуса, что позволило избежать деформации и изгибов, неизбежных при нахождении на больших глубинах.

Внутри прочный корпус разделен на шесть отсеков, между которыми установлены водонепроницаемые переборки. В одном из отсеков «Барракуды» установлена спасательная капсула, рассчитанная на размещение всего экипажа лодки (по штату 59…61 человек). Капсула, после отделения от подлодки, самостоятельно всплывает на водную поверхность.

Основным элементом силовой установки кораблей проекта 945 «Барракуда» является реактор модели ОК-650А, использующий воду в качестве теплоносителя и замедлителя реакции.

В качестве топлива применяется двуокись урана с высоким процентом содержания изотопа 235. Тепловая мощность установки составляет 180…190 МВт. Реактор укомплектован четырьмя парогенераторными установками и продублированными циркуляционными насосами в контурах охлаждения.

Читать еще:  Ба 10 - бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ттх)

Совместная работа устройств обеспечивала надежное охлаждение реакторной установки.

Парогенераторы подают пар на турбозубчатый агрегат мощностью до 43 тыс. л.с., который вращает основной многолопастный гребной винт лодки. Применение винта такой схемы позволило сократить число оборотов и снизить уровень гидроакустических шумов.

На корабле имеются два дополнительных винта с малым диаметром, предназначенных для движения с невысокой скоростью. Винты приводятся во вращение отдельными электродвигателями с максимальной мощностью до 370 кВт.

Система малого хода применяется для выполнения маневров под водой со скоростью до 5 узлов, а также в качестве аварийной системы надводного хода. Двигатели и винты расположены в выдвижных обтекателях и находятся вне пределов легкого корпуса «Барракуды» только при их использовании.

Кроме этого на лодках «Барракуда» смонтированы генераторы переменного тока с приводами от отдельных паровых турбин в количестве двух штук. При возникновении аварийной ситуации, на борту обеспечение электроэнергией ведут две ДГУ с дизелями типа ДГ-350 (по 750 сил каждый).

ДГУ способны вырабатывать как постоянный ток для электродвигателей выдвижных винтов, так и переменный, для обеспечения электричеством оборудования лодки.

Запас, размещенного на борту корабля топлива, позволяет обеспечить работу этих генераторов в течение 10 суток.

Генераторы заряжают аккумуляторные батареи, которые размещены двумя группами в так называемых аккумуляторных ямах. Переменный ток, необходимый для питания электронного оборудования лодки формируется инверторными преобразователями.

АПЛ серии «Барракуда» оснащались гидроакустическим комплексом модели МГК-503, оборудованным аналоговой системой обработки данных. Улучшенные характеристики комплекса и снижение гидроакустических параметров работы механизмов лодки позволили в два раза расширить радиус поиска целей (по сравнению с лодками предыдущих поколений).

Кроме этого, сократилось число ошибок при вычислении координат корабля, что позволяло реже подниматься на поверхность для уточнения местоположения.

Для связи на кораблях «Барракуда» применялся комплекс «Молния-М», который поддерживал систему связи через спутники с помощью буксируемой антенны типа «Параван». Применение модернизированного комплекса связи улучшило дальность приёма и передачи сигналов, а также их различимость.

Подводные лодки проекта 945 “Барракуда”

Северодвинск. Центр судоремонта “Звёздочка”. Подводная лодка “Карп”. Интересен факт, что все подводные лодки, как и модификации этого проекта, сменили свои имена, на имена городов: “Кострома”, “Псков”, “Нижний Новгород”, только у атомохода “Карп” осталось “рыбное” имя.

Подводные лодки проекта 945 “Барракуда” (обозначение НАТО — “Sierra-I”) — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок, построенных в 1979—1986 годах. “Барракуды” положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе.

Основным назначением АПЛ проекта 945 (шифр “Барракуда”) является слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся Н. И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС – И. П. Богаченко.
АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок.

Подводная лодка “Кострома”, после столкновения с американской субмариной “Батон-Руж”

Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно-торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов — скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.

Интересно, что эти подводные лодки изготовлены из прочного титанового сплава, который обеспечивает увеличение предельной глубины погружение в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава позволяло за счёт уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25-30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку её внутренними водными путями в Северодвинск, на судостроительное предприятие “Севмаш”. Кроме того, такая конструкция позволяет уменьшить магнитное поле корабля. По этому параметру атомоходы проекта 945 сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время. Для отработки вопросов прочности и технологии заводом “Красное Сормово” были построены натурный отсек из титанового сплава, а также полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных АПЛ. Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной док-камере прошли статические и усталостные испытания. Единственный минус от использования титана это высокая стоимость.

Подводная лодка проекта 945А “Псков” и 945 “Кострома”.

АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л.с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура. На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата. Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад», противолодочные ракеты «Ветер», имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Рубка подводной лодки “Карп”. На заднем плане 55 цех Севмаша, а на переднем кусок подводной лодки “Новомосковск” проекта 667БДРМ

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза[2]. Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Подводная лодка ВМС США “Батон-Руж”, после вывода из состава флота. 1997 год .

Всего было построено два корабля этого проекта “Карп” и “Краб”. Первая лодка этого проекта К-239 “Карп” начала свою службу в 1984 году, а уже в 1998 году, после 14 лет службы была выведена из боевого состава ВМФ и передана в ОРВИ на долговременное хранение с постановкой на прикол в Северодвинске. Вторая К-276 “Краб” заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой “Батон Руж” типа “Лос-Анджелес”. У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на “Батон Руж” после столкновения был пожар. После аварии АПЛ “Батон Руж” своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: