8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Российские вертолеты в Сирии

Какие самолеты и вертолеты потеряла Россия в Сирии

Российский самолет Ил-20 был сбит над сирийской территорией вечером 17 сентября. Погибли 15 военнослужащих. Минобороны сообщило, что израильские истребители подставили российский самолет под удар сирийской ПВО. Потери ВКС России за все время военной операции в Сирии — в обзоре РБК

24 ноября 2015 года российский бомбардировщик Су-24М был сбит неподалеку от границы с Турцией турецким истребителем F-16. Летчикам удалось катапультироваться, однако по ним был открыт огонь с земли. Пилотировавший Су-24 подполковник Олег Пешков погиб, штурман Константин Мурахтин спасен благодаря проведенной спецоперации, в ходе которой был потерян вертолет Ми-8. Машина попала под обстрел, в результате погиб находившийся на борту матрос Александр Позынич. Инцидент привел к ухудшению отношений между Россией и Турцией. Вновь налаживаться они начали лишь после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган извинился перед главой российского государства Владимиром Путиным

12 апреля 2016 года в районе Хомса потерпел крушение вертолет Ми-28Н. Погибли оба члена экипажа — пилот Андрей Окладников и штурман Виктор Панков. Причиной катастрофы стала ошибка пилотирования

1 августа 2016 года в результате обстрела с земли в провинции Идлиб был сбит вертолет Ми-8АМТШ, возвращавшийся на базу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в Алеппо. На борту находились три члена экипажа и два офицера российского Центра примирения, все они погибли

3 ноября 2016 года вертолет ВКС России совершил вынужденную посадку в 40 км северо-западнее Пальмиры, после чего члены экипажа подверглись минометному обстрелу. Машина получила повреждения, которые не позволяли вернуться на аэродром, экипаж был эвакуирован. На следующий день представители террористов опубликовали в интернете видеозапись уничтожения находящегося на земле российского вертолета Ми-35

10 октября 2017 года при выполнении взлета с авиабазы Хмеймим за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился и полностью разрушился бомбардировщик Су-24. Оба находившихся на борту летчика не успели катапультироваться и погибли. Причиной крушения в Минобороны назвали техническую неисправность

31 декабря 2017 года вертолет Ми-24 потерпел крушение в 15 км от аэродрома Хама. Погибли оба пилота, серьезные травмы получил бортмеханик, которого удалось спасти. В Минобороны заявили, что вертолет не обстреливали, а причиной жесткой посадки стала техническая неисправность

3 февраля при выполнении облета зоны деэскалации Идлиб потерпел крушение штурмовик Су-25. Летчику Роману Филипову удалось катапультироваться, однако он приземлился на контролируемой боевиками территории, после чего вступил в бой и погиб. По информации Минобороны, штурмовик был сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК).

Филипову указом президента Владимира Путина посмертно было присвоено звание Героя России

6 марта при заходе на посадку на аэродроме Хмеймим потерпел крушение транспортный самолет Ан-26. Он не долетел около 500 м до взлетно-посадочной полосы и столкнулся с землей. На борту находились 39 военнослужащих, в том числе генерал-майор и 26 офицеров, все они погибли. В качестве предварительной версии крушения в Минобороны назвали техническую неисправность. По информации министерства, погодные условия для посадки были простыми, огневого воздействия с земли не было

3 мая при взлете с аэродрома на базе Хмеймим потерпел крушение истребитель Су-30СМ. В Минобороны заявили, что огневого воздействия по самолету не было, а причиной авиакатастрофы могло быть попадание птицы в двигатель. Кроме того, в министерстве отметили, что на борту находились двое летчиков, которые до последних минут боролись за самолет, но в результате погибли

7 мая при выполнении плановых полетов над восточными районами Сирии потерпел крушение многоцелевой ударный вертолет Ка-52. Оба находившихся на борту летчика погибли. В Минобороны предварительной причиной крушения назвали техническую неисправность. При этом газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в органах военного управления писала, что вертолет был сбит боевиками из ПЗРК

Почему российские вертолеты в Сирии летают очень низко?

Возможно, вопрос покажется странным, но так и есть. Во время боевых действий вертолеты российских военных сил летают намного ниже американских. Кто-то скажет: ” Потому что американцы трусы и боятся настоящей битвы! “. Как бы ни так. Российские (и советские) принципы использования вертолетов сильно отличаются от американских и машины, соответственно, тоже.

После войны во Вьетнаме необходимость вертолетов стала очевидной. Военные обеих стран провели анализы и продумали те конструкции, которые им нужнее .

Американцы предпочитали маленькие быстрые машины, такие как AH-1 или AH-64. Проще говоря, скорость и маневренность.

Их задачей было противостоять массам танков стран Варшавского договора и уничтожать эти самые танки можно больше и как можно быстрее. Большинство западных боевых вертолетов следуют той же философии – от Eurocopter Tiger до легкого BO-105.

Идея была в том, чтобы зависнуть в воздухе вне досягаемости зенитных пушек, запуская ракеты по целям. Затем быстрый отход, появление в другой точке поля битвы и снова запуск ракет.

А что у Советского Союза? Страны Варшавского договора не рассчитывали встретить мощное бронированное сопротивление в виде массы танков. Да и не делали ставку на броню европейские военные, они тоже пошли по пути мобильности. Поэтому советские вертолеты пошли по другому пути.

Читать еще:  Меч, описание оружия и ножн, виды: большой, короткий, одноручный, полуторный и двуручный, применение в бою, история создания

В советской доктрине вертолеты должны были оказывать непосредственную поддержку наземным войскам . Иначе говоря ” летающий танк “, а не ловкий и маленький комар. Его задача перемещаться по фронту и заваливать противника ракетами и снарядами.

Так родился Ми-24 . Как пишут любители военной техники за бугром:

Представьте дитя американского штурмовика А-10 и транспортного вертолета Ми-8 и вы получите Ми-24.

Естественно, это не значит, что американские машины не могут сделать также, а российские не могут зависнуть на высоте. Еще раз: первоначальная тактика вертолетов Ми-24 заключалась в том, чтобы лететь низко и на быстрых проходах обстреливать неуправляемыми ракетами противника.

Тип войны в Сирии, в целом, подходит для изначальной военной тактики для вертолетов Ми-8, Ми-24 и прочих. Экспортный вариант последнего – Ми-25 – применяется, кстати, в странах Азии и Востока по той же схеме.

Более того, Ми-24 способен перевозить войска и полезные грузы. Это была хорошая идея, которую американцы не сразу заметили. В общем, может и пехоту подвезти и поддержать ее на месте огнем.

А как вы думаете: какая тактика эффективнее в Сирии? Подписывайтесь и оставляйте свое мнение в комментариях. Лайк, если любите авиацию.

Боевой опыт

Успех применения российских ударных вертолетов в Сирии и Ираке будет способствовать росту экспорта отечественной военной техники.

В сентябре 2015 года одновременно с перелетом в Сирию российской авиационной группировки туда же самолетами военно-транспортной авиации были доставлены и вертолеты. Их боевая работа привлекла меньше внимания, чем работа реактивной авиации, хотя по численности они мало уступали самолетам. С самого начала операции там поддерживается группировка из двух десятков ударных и транспортных вертолетов.

В первые полгода в Сирии использовались старые Ми-24П. Машины этой модификации воевали еще в Афганистане и с тех пор претерпели мало изменений. На фоне модифицированных и новых боевых самолетов России, которые размещались на авиабазе Хмеймим, они выглядели устаревшими. Первоначально вертолеты занимались в основном патрулированием и охраной авиабазы в Латакии, не участвуя в боях.

В этот период больше боевой работы выпало на долю транспортных вертолетов. Они стали наиболее надежным и безопасным средством перемещения для наших военных и советников, спецназа. Во взаимодействии с ударными вертолетами и беспилотниками они выполняли поисково-спасательные задачи. Много работали по доставке гуманитарных грузов, в том числе в окруженный террористами Дейр-эз-Зор.

Целесообразность нахождения в составе ВКС ударных вертолетов одновременно нескольких типов до сих пор вызывает споры. Но в Сирии нашлась работа для всех. Вывод половины авиагруппировки в марте 2016 года и активизация российского участия в наземных боевых действиях потребовали усиления вертолетной составляющей. Численность вертолетов не уменьшилась, а на смену заслуженным Ми-24П, успевшим принять активное участие в первом освобождении Пальмиры, стали прибывать модернизированные Ми-35М. В марте 2016 года в Сирии впервые были замечены и новейшие Ми-28Н и Ка-52. Это была первая возможность испытать новые типы ударных вертолетов в реальной войне.

Лишь предок современных Ка-52 одноместный Ка-50 успел недолго повоевать в Чечне. А первые образцы новых Ми-28Н, которые начали поступать на вооружение в 2008 году, принять участие в скоротечном конфликте с Грузией не успели. Ми-35М хотя и похож внешне на заслуженного ветерана множества войн Ми-24, имеет другую “начинку”. С 2009 года армейская авиация получила больше 500 новых вертолетов, ее состав обновился более чем наполовину. “Вертолеты России” передали ей свыше 90 Ми-28Н и такое же количество Ка-52, более полусотни Ми-35М. Парк транспортных вертолетов пополнили больше 300 машин семейства Ми-8 и 20 тяжелых Ми-26 нового производства.

И все-таки настоящий боевой дебют в Сирии был только у Ка-52. А Ми-28Н и Ми-35М впервые были применены в Ираке — против того же врага, что и в Сирии. Экстренно поставленные Ираку 15 Ми-28НЭ и 28 Ми-35М стали основой его армейской авиации. Они были задействованы в тяжелых боях с террористами в октябре 2014 года, почти за год до начала российской операции в Сирии. Сейчас, ко времени многомесячного штурма Мосула, они остаются одним из ключевых активов иракского командования в его борьбе с террористами. Иракские пилоты накопили немалый опыт боевого применения этих машин, который пилотам российских ВКС еще предстоит наработать.

За время использования новейших российских вертолетов в Сирии тактика их применения заметно усовершенствовалась. Самым наглядным успехом стало второе освобождение Пальмиры в феврале текущего года. Штурм на этот раз проводился в тесной координации сирийской сухопутной группировки, российского спецназа и армейской авиации. Ми-28Н и Ка-52 подавили минометы и артиллерию террористов, а затем блокировали район, помешав переброске подкрепления, маневрированию и атакам заминированных автомобилей. Авиационная поддержка штурма помешала террористам оказать организованное сопротивление в городе, и они были вынуждены быстро его оставить.

Читать еще:  «Комфорт» по-русски порадовал американцев — новые боеприпасы для охотничьего оружия

Недооцененным, но очень важным событием для российской армейской авиации стало первое боевое применение вертолетами Ка-52 управляемых ракет “Вихрь” в боях под Пальмирой. Новый боеприпас имеет весомые преимущества над ракетами предыдущего поколения: его дальность почти в два раза больше. В Сирии такие ракеты поражали цели, находившиеся на расстоянии свыше 7,5 км от вертолета. Боевая часть новой ракеты более мощная, имеются ее фугасный и термобарический варианты, что повышает эффективность использования “Вихря” не только против бронетехники, но и против других целей.

Новая ракета даст нашим вертолетам долгожданную “длинную руку”, которая позволит атаковать цели, не входя в зону поражения любых переносных зенитных ракетных комплексов и легких зениток. Опыт Сирии показал, что даже в войне против террористов и повстанческих группировок поддержание дистанции становится наиболее важным для выживания вертолета над полем боя. В их распоряжении уже встречается снаряжение, способное лишить вертолеты одного из основных их преимуществ — возможности действовать ночью. В Сирии были отмечены случаи успешного применения пулеметов с импровизированными прицелами ночного видения против правительственных вертолетов.

Наши вертолеты тоже понесли потери при действиях в Сирии. Им приходилось действовать на малых высотах, в зоне досягаемости не только ПЗРК, но и малокалиберных пушек и крупнокалиберных пулеметов, установленных на автомобилях. В Сирии они применяются гораздо шире, чем это было в Афганистане и Чечне. Но самым опасным оружием остаются ракеты.

В ходе боевых операций, продолжающихся уже более полутора лет, было потеряно пять российских вертолетов. Во время ночного полета потерпел крушение из-за ошибки пилотов Ми-28Н. Один Ми-8АМТШ и один Ми-35М были уничтожены противотанковыми ракетами на земле. Еще по одному вертолету этих же типов были поражены ракетами в полете. Несколько вертолетов пострадали при артиллерийском обстреле передовой базы.

Неудачи и успехи первого боевого опыта дали обширный материал для изучения. Наличие новой техники совершенно не гарантирует успеха в бою без адаптированной тактики ее применения и соответствующей подготовки пилотов и техников. Это тем более актуально для сложных образцов вооружений, которые еще не были опробованы в настоящих боях с реальным противником. Учесть полученные уроки очень важно для того, чтобы сократить потери в будущем.

Такая работа ведется. Вряд ли случайно то, что принятый на вооружение всего за несколько месяцев до начала российской операции в Сирии комплекс защиты вертолетов “Витебск” отправлен на глубокую модернизацию.

Путь в серию сравнительно недавно принятых на вооружение Ми-28Н и Ка-52 оказался настолько долог, что далеко не все в этих вертолетах соответствует современному уровню. Поэтому их активно совершенствуют. В середине прошлого года совершил первый полет Ми-28НМ, модернизированный с учетом боевого применения российских вертолетов в Ираке и Сирии.

Изменились кабины пилотов, обзорно-навигационный комплекс, экранно-выхлопные устройства и конструкция патронных ящиков с боекомплектом для пушки. Еще более серьезные изменения вертолет претерпел внутри. На новую элементную базу переведена авионика. В десятки раз увеличилась производительность бортового вычислительного комплекса. Пожалуй, важнейшим новшеством станет установка новой надвтулочной РЛС. Разработка ее предыдущей версии затянулась настолько, что российская армейская авиация до сих пор получает Ми-28Н без радара. Его экспортная версия устанавливалась лишь на вертолеты для Ирака и Алжира.

Новая версия радара получит ряд новых функций, включая возможность не только секторного, но и кругового обзора, а также способность одновременно сопровождать четыре цели вместо двух. Благодаря двухдиапазонности вырастут дальность и точность обнаружения целей и препятствий, обзора поверхности. Фактически лишь в таком, модернизированном виде он будет соответствовать тому, что предполагалось с самого начала устанавливать на Ми-28Н. Похожие изменения происходят с Ка-52, разработка экспортной версии которого сопровождалась модернизацией авионики и установкой новой оптико-электронной прицельной системы.

В последний десяток лет главным экспортным продуктом российских вертолетостроителей было семейство Ми-8. Это по-прежнему великолепный вертолет. Но его крупносерийные экспортные поставки уже удовлетворили отложенный спрос на вертолеты такого класса всех наших традиционных покупателей, что привело к снижению контрактации. Планируется и сокращение их поставок по гособоронзаказу. Компенсировать это частично может упрочение позиций России на рынке ударных вертолетов. Но, в отличие от Ми-8, который используется в мире в таких количествах, что создал собственный сегмент рынка, конкуренция среди ударных вертолетов гораздо выше и бороться за расширение присутствия на рынке очень трудно.

Нет никаких сомнений в том, что успех применения российских ударных вертолетов в Сирии и Ираке будет способствовать росту их экспорта. Такое всегда учитывается покупателями оружия.

Российские вертолеты на страже Сирии

МИД РФ опроверг заявления Хилари Клинтон о том, что Россия поставляет в Сирию боевые вертолеты, подчеркнув, Москва поставляет Дамаску “только то, что потребуется Сирии в случае вооруженного нападения на нее извне”

Москва. 13 июня. INTERFAX.RU – Глава МИД РФ Сергей Лавров опроверг информацию госсекретаря США Хилари Клинтон о том, что Москва поставляет сирийским властям боевые вертолеты. “Я уже говорил несколько дней назад, когда была очередная пресс-конференция в Москве, о том, что мы сейчас завершаем выполнение давно подписанных и оплаченных контрактов. Все эти контракты касаются исключительно средств противовоздушной обороны”, – сказал он на пресс-конференции в Тегеране после переговоров со своим иранским коллегой Али Акбаром Салехи. Так он прокомментировал заявление Клинтон о поставке Москвой боевых вертолетов в Сирию. “Я обратил бы ваше внимание на то, что после этого заявления Клинтон официальный представитель Пентагона заявил, что в Пентагоне такой информацией не располагают”, – отметил глава российской дипломатии.

Читать еще:  J. M. Browning & Bros

Одновременно он подчеркнул, что Москва, поставляя вооружение в Сирию, не нарушает никаких международных договоров и российское экспортное законодательство, которое по общей оценке является одним из наиболее жестких в мире. “Мы не поставляем ни в Сирию, ни куда-то еще вещи, которые используются в борьбе с мирными демонстрантами, в отличие от тех же Соединенных Штатов, которые в этот регион регулярно такие спецсредства поставляют, в том числе недавно такая поставка в одну из стран Персидского залива состоялась, но почему-то американцы считают это в порядке вещей”, – подчеркнул Лавров. Он указал, что Москва поставляет Дамаску “только то, что потребуется Сирии в случае вооруженного нападения на нее извне”.

Ранее госсекретарь США Хилари Клинтон заявила, что российские боевые вертолеты уже находятся на пути в Сирию. Как сообщила британская телерадиокорпорация ВВС, Клинтон, появившись на публике с израильским президентом Шимоном Пересом, сказала, что поставки вертолетов приведут к резкой эскалации конфликта в Сирии. Между тем, она не сообщила источник информации о поставках боевых вертолетов в Сирию.

В свою очередь, в Пентагоне заявили, что не обладают информацией о том, какие вертолеты применялись властями Сирии в ходе внутреннего конфликта в этой стране. “Я не видел сообщений, говорящих о том, что россияне поставляют боевые вертолеты Сирии”, – сказал на брифинге во вторник официальный представитель Пентагона Джон Кирби. По его словам, сирийские власти используют военную технику против собственных граждан. Однако при этом Пентагону не известно, использовались ли при этом российские вертолеты. “Но здесь тип вертолетов не важен. То, что вообще вертолеты используются против населения, это неприемлемо”, – подчеркнул Кирби, слова которого приводит ВВС.

Со своей стороны, представитель госдепа США Виктория Нуланд подчеркнула, что не может раскрывать источники данных, озвученных Клинтон. “Это другое дело, если режим (в Сирии – ИФ) использует вертолеты советского или российского производства для подавления своего собственного народа”, – подчеркнула при этом она.

Утром в среду в “Рособоронэкспорте” заявили, что не поставляют за рубеж военную технику, которая подпадает под международные санкции. При это компания не стала комментировать заявления госсекретаря США Хилари Клинтон о том, что российские боевые вертолеты уже отгружены и находятся на пути в Сирию. “Рособоронэкспорт” как государственный посредник РФ не поставляет за рубеж вооружения и военную технику в разрез с требованиями Совета безопасности ООН и другими международными договоренностями”, – заявил “Интерфаксу ” в среду официальный представитель компании.

Между тем, эксперты считают, что поставки российского оружия в Сирию не дают права Вашингтону поучать Москву по вопросам ВТС с Дамаском. В частности, по мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, Вашингтон не имеет морального права давать какие-то наставления России по поводу поставок оружия в Сирию. “Даже если предположить, что в настоящее время действительно происходит передача Сирии боевых вертолетов, то такое действие ни в коем случае не противоречило бы существующим нормам международного права в отношении торговли оружием”, – сказал Макиенко “Интерфаксу” в среду.

Те же США, отметил он, “продают в огромных количествах вооружения репрессивному саудовскому режиму, который принял участие в жестоком подавлении мирных шиитских протестов против деспотического режима в Бахрейне”. “Да и в самой Саудовской Аравии происходит систематическое подавление оппозиции. Так что у США нет никакого морального права поучать Россию по поводу того, кому можно поставлять оружие, а кому нельзя”, – подчеркнул эксперт.

Между тем, он отмечает, что “Россия воздерживается в последнее время от поставок Сирии вооружений, которые могли бы внести решительный перелом в борьбу властей против финансируемых и снабжаемых из-за рубежа незаконных вооруженных формирований”. “Скорее всего, если высказывания госсекретаря Хилари Клинтон вообще имеют хоть какое-то отношение к реальности, речь идет о передаче вертолетов, которые находились в России на ремонте. В целом же инвективы госсекретаря США находятся в русле широкой информационной кампании, которая ведется на Западе против режима Башара Асада”, – подчеркнул эксперт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: