0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Седло для лошади: кавалерийское, казачье, выездковое, вестерн, офицерское, женское или дамское, устройство и материалы, особенности для спортивных ездоков

Содержание

Седло для лошади: кавалерийское, казачье, выездковое, вестерн, офицерское, женское или дамское, устройство и материалы, особенности для спортивных ездоков

Особенности казачьего седла.
Между строением строевого, офицерского и спортивного сёдел, с одной стороны, и казачьим, с другой стороны, имеется 3 принципиально важных различия. 1. Расстояние между передней и задней луками у казачьего седла несколько меньше, чем у остальных. 2. Расстояние от прорези для путлищ в полках ленчика до середины ленчика у казачьего седла так же меньше. 3. Ленчики всех сёдел имеют вогнутый профиль. На ленчик казачьего седла при сборе сверху кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой, в результате чего седалищная часть всадника располагается несколько выше, чем в других сёдлах. Кроме этого, подушка притягивается к ленчику кожаным чересседельным троком, проходящим по ее середине, поэтому середина казачьего седла является самой низкой частью сиденья, в других кавалерийских и спортивных седлах самая низкая часть сиденья находится ближе к задней луке.

Эти три различия придают посадке всадника в казачьем седле некоторые особенности. При езде в строевом, офицерском или спортивном седле, всадник сидит «как на стуле» — ноги немного уходят вперёд. При езде в казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой, в результате чего всадник как бы сидит на разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных стременах и опираясь разрезом на мягкую подушку, которая в большей или меньшей степени гасила вертикальные колебания. В остальных же сёдлах при езде рысью всадник должен «облегчаться», т.е. ехать строевой (облегчённой) рысью. Тут хочется отметить, что в бой кавалеристы шли как раз, стоя на стременах, чтобы иметь более крепкое положение во время сабельного удара или работы пикой. Сравни посадку в обычном и казачьем седле на рисунке снизу. Вследствие того, что нога всадника уходила вниз почти по прямой, казаки не использовали шпоры, а для высылки лошади пользовали нагайку, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры носили в основном декоративный характер. Кроме того, именно казачье седло, со своей спецификой устройства и посадки, идеально подходит для такого боевого элемента, как джигитовка, а шпоры при джигитовке — опасная помеха.

Из истории седла
До Николая I.
Конское снаряжение состояло из казачьего седла (с высокими луками и подушкой), чемодана из белого сукна, черных кожаных уздечки, нагрудника и подхвостника, а также суконных чепрака и подушечного чехла: у лейб-казаков — алых, а у лейб-уральцев — малиновых с обшивкой по краям и поперек углов белой тесьмой (у офицеров серебряным галуном).
При Николае I.
Конское снаряжение в основном осталось прежним. Казачьи седла сохранили высокие острые луки, причем задняя делалась более пологой, чем передняя. К остову седла с обеих сторон крепились на двух узких ремешках четырехугольные кожаные тебеньки (крылья), а к полкам седла — две ременные подпруги и путлища, просовывавшиеся в полированные стремена. Сзади при помощи ремней к седлу привязывали (у офицеров пристегивали) пахву (подхвостник), а спереди на луку набрасывали и закрепляли с левой стороны седла подперсье. Уздечка, как и прежде, состояла из налобника, щечных ремней, подбородника, переносья, и связанных вместе узлами поводьев и чумбура. Снаряжение офицерских лошадей украшалось медными мляхами. Под седло клали потник, обшитый черной кожей, а между лук — кожаную мягкую подушку, которая пристегивалась кожаным чересседельным троком, проходившим по ее середине, поэтому середина седла была самой низкой его частью, это и составляло главную особенность конструкции казачьих седел — в других кавалерийских седлах самая низкая часть находилась ближе к задней луке. В торжественных случаях седло покрывали вальтрапом из сукна мундирного цвета с обшивкой по краям тесьмой прикладного цвета, а на подушку надевали суконный чехол с выкладкой по шву. Офицерские вальтрапы, кроме того, отделывались тесьмой (в артиллерии золотым галуном) на передних углах длиной в 24 см, а на задних — 42 см. У забайкальцев вместо вальтрапа ввели седельный чехол из черной кожи, обшитый по краям красной тесьмой, а подушка шилась из серого сукна. Седельный чехол офицеров над красной тесьмой украшался серебряным галуном.

Во время похода казаки возили с собой на своих конях форменную одежду, необходимые вещи и продовольствие. Все это хранилось в седельном вьюке. Он состоял из серого суконного чемодана, в который укладывали парадную форму и сапоги, фуражных сакв (в них возили корм для коня), сухарных сум для продовольствия, седельной подушки для хранения белья, портянок, перчаток и т. д., конской торбы, в которой лежали скребница, щетка и другие мелкие вещи. К передней луке приторачивали скатанную в трубку шинель или бурку.

Читать еще:  Имперский флаг России и Германии, значение цветов и история появления герба, когда отмечается праздничный день, геральдические реформы

Седло для лошади: популярные разновидности и их особенности

Одним из важнейших видов снаряжения для верховой езды можно назвать седло. Оно, прежде всего, предназначено для защиты спины лошадей и потом уже удобства всадников.

Седло конкурное Wintec 500 с системой Cair

В процессе подгонки седла учитывается высота холки коня, длина ленчика, предназначение и пр. Именно из-за этого, как правило, большинство седел делается под заказ.

Всего существует несколько типов седел:

  • английского типа;
  • седло Вестерн;
  • азиатского типа;
  • испанского типа.

Отдельного внимания заслуживает дамское седло для лошади, которое в наши дни можно повстречать при проведении исторических реставраций или конных шоу.

Как устроены седла для лошади

В классических видах спорта (выездке, конкуре, троеборье) обычно пользуются седлами английского типа. В конструкцию такого седла входят:

  • Передняя лука;
  • Задняя лука;
  • Подкрылок;
  • Крыло;
  • Потник;
  • Приструги;
  • Подпруги;
  • Передняя подпруга;
  • Задняя подпруга;
  • Подушка;
  • Шнеллер;
  • Верхний и нижний ремень путлищ;
  • Стремя;
  • Опорная часть стремени.

Строение седла для верховой езды и основные элементы конструкции

Специалисты рекомендуют пользоваться стременами из нержавейки, потому что они считаются самыми прочными.

Подпруги предназначены для удержания седла на месте. Их типы зависят от телосложения лошадей, типов седел и выполняемых работ. Классические подпруги были кожаными, но в наше время они могут быть и синтетическими.

Потники с вальтрапами подкладываются под седла. Они более удобны для спин лошадей, чем кожаные низы седел. Для их изготовления используют натуральные материалы, которые впитывают лошадиный пот. Центральные части потников заправляются под камеры седел, чтобы те не давили на позвоночники лошадей.

Чтобы седла не сползали назад, их снабжают подперсьями (нагрудниками). Мартингалы используются главным образом для того, чтобы лошади не задирали головы выше определенных уровней.

Английские седла также делят на:

  • Скаковые;
  • Учебные;
  • Универсальные спортивные.

Два последних используют для проката или обучения начинающих наездников.

Седло Wintec 500 All Purpose идеально подходит для прогулок или участия в нескольких дисциплинах

Популярные разновидности седел

  • Выездковое седло для лошади: такие седла обладают глубокими седалищами с прямыми крыльями, что позволяет всадникам выезжать с более длинными стременами для лучшего контакта шенкелей с боками лошадей;
  • Конкурное седло для лошади: обладают более удлиненные и плоскими ленчиками, более короткими и выдвинутыми вперед крыльями, чтобы помогать всадникам, сберегать нужную посадку, а именно подавать корпус вперед;
  • Троеборное седло для лошади: весьма схожи с конкурными, однако крылья их еще более выдвинуты вперед, а упоры для ног становятся более выраженными. Это может потребоваться для полевых посадок;
  • Скаковое седло для лошади: являются еще более приспособленными для посадок. При этом колени упираются в крылья с укороченными стременами. Они предельно облегчены, перепутать их с остальными типами седел просто невозможно;
  • Учебное седло для лошади: предназначены для использования в группах проката и для обучения начинающих всадников. Учебные седла выполняются на базе конкурных ленчиков с немного более прямыми (без выносов)крыльями и без бенфуторов. Такие седла изготавливают из натуральной кожи;
  • Универсальное седло для лошади: универсальные седла, в отличие от конкурных, обладают несколько меньшим выносом крыла вперед. Универсальные спортивные седла, как и учебные седла, почти одинаковые, некоторые специалисты относят их гибридами конкурных и выездковых седел.

Имеются еще некоторые типы седел, которые являются довольно-таки специфичными, и распространены исключительно в определенной сфере.

Офицерское седло для охоты в полной комплектации

Такими можно назвать:

  • Кавалерийское седло;
  • Казачье седло;
  • Офицерское;
  • Фермерское;

Седла для лошадей, как и уздечки, по старой традиции изготавливают из кожи, тем не менее в наши дни все чаще можно столкнуться с более дешевыми синтетическими материалами.

Устройство спортивного варианта седла

Седло для конноспортивных занятий в манежах по выездке и по преодолению препятствий

Каждое спортивное седло состоит из:

  • Передней луки;
  • Сиденья;
  • Задней луки;
  • Подушки;
  • Шлевки, чтобы заправлять конец путлища;
  • Задней подушки на крыле;
  • Крыла;
  • Передней подушки на крыле;
  • Кольца, чтобы пристегивать подперсья;
  • Шнеллера (замка для закрепления путлища).

Спортивные седла могут обладать комбинированным (деревянным и металлическим) или пластиковым ленчиком. Подушки спортивных седел набивают шерстью либо современными мягкими полимерными материалами.

Дамское седло: особенности посадки

Женское седло, которое было широко распространенным у европейских аристократов XVIII-XIX веков, в наши дни считаются поистине экзотическими. От обычного, дамское седло может отличаться тем, что в нем присутствуют два рога или крыла. Это так называемые луки, при помощи которых предоставляется возможность для наездниц более цепко держаться на лошадях. Верхние крылья служат в качестве опор для правых ног, а нижние крылья удерживают левые ноги и действуют как упоры, когда осуществляются прыжки через препятствия.

Дамское седло в сборе: кожаная подпруга штубен 135 см, балансировочная подпруга, безопасное стремя

В среднем старые боковые модели в полном снаряжении могут весить приблизительно 12 килограммов. На сегодняшний день умельцы предпочитают употреблять облегченные материалы. Например, ленчики производят из пластика, а также из поролонового наполнителя, в результате вес может уменьшаться практически в два раза.

Основные подпруги, применяемые в боковых седлах, должны быть широкими и надежными. Запоры подпруг находятся под луками и срабатывают в основном в экстремальных ситуациях, с освобождением путлищ. В современных и усовершенствованных моделях дамских седел наездницы могут чувствовать себя с большим комфортом.

Седло для лошади: самые популярные версии и современные модификации

Седло является самым известным элементом конной амуниции. Существует множество видов сёдел, но большинство из них являются устаревшими и используются только в различных исторических реконструкциях. В настоящее время популярны спортивные и выездковые варианты. Чтобы выбрать правильное седло для лошади, или сделать его своими руками, нужно знать особенности их конструкции.

Для чего вообще нужны сёдла?

Некоторые считают, что сёдла предназначены лишь для удобства всадников, а для коня они неудобны и обременительны. Безусловно, человеку намного удобнее использовать данное приспособление для верховой езды. Спина коня не настолько ровная, чтобы едок мог расположиться там с комфортом. К тому же к седлу крепятся стремена, служащие всаднику опорой.

Читать еще:  Станция предупреждения о ракетном нападении будет построена в Крыму

Чем седло для лошади помогает животному и наезднику:

  • Седло защищает спину животного от различных натираний;
  • Устройство сёдел помогает равномерно распределять вес всадника на спине коня;
  • Под седло подкладываются потники, которые помогают защитить спину лошади;
  • Сидя в современном седле, ездок приобретает необходимую выправку.

Исходя из вышеперечисленного, можно понять, что оседланный конь предпочтительнее для своего владельца, да и сам он будет лучше защищён от травм и натёртостей спины.

Виды конских сёдел

В настоящее время сёдла бывают различного вида:

  • Азиатские;
  • Дамские;
  • Казачьи;
  • Английские;
  • Испанские и так далее.

Очень редко встречаются такие специфические виды как седло «вестерн» или индейский тип. Большинство современных моделей этого типа можно встретить только на различных шоу или исторических реконструкциях. Несмотря на это, современные и исторические варианты имеют между собой много общего:

  • Все они имеют переднюю и заднюю луки;
  • Крыло и подкрылок;
  • Подпруг;
  • Потник;
  • Приструги;
  • Шнеллера;
  • Подушки;
  • Ремни путилищ;
  • Стремяна.

Некоторые специфические модели, например, женское седло, имели нестандартную конструкцию.

Особенности кавалерийского и казачьего сёдел

Кавалерийское седло представляет собой удобный элемент конской сбруи, предназначенный для длительного нахождения в нём всадника. Особенностью кавалерийских сёдел является материал, из которого изготовлен ленчик. Как правило, это было дерево или сталь. Так как этот тип сбруи использовался в армии, часто снабжались различными приспособлениями для крепления поклажи и оружия.

Казачье седло отличалось от кавалерийского типа более традиционной для восточных моделей формой. Всадник сидит значительно выше, чем в европейских типах сёдел. К тому же казачьи модели имеют специальные рукояти, которые расположены на передней и задней луках. Когда-то давно эти рукояти использовались в качестве креплений для оружия. Сейчас эти рукояти используются, как правило, в качестве опорных точек при джигитовке. Под казачье седло подкладывается потник, попона никогда не использовалась.

Дамское седло и его особенности

Первое дамское седло появилось ещё в Древней Греции. На старинных фресках можно встретить изображения, отдалённо напоминающие современные модели. Главной особенностью современных дамских сёдел является наличие двух лук. Это даёт возможность всаднице, которая сидит боком, более уверенно себя чувствовать на спине лошади. Несмотря на своё «женское» предназначение, дамское седло весьма опасное изобретение. Однако в прошлом дамы могли в нём не только быстро скакать, но и брать различные препятствия.

Стоит особо отметить, что старое дамское седло весит около 12 кг, что делало конную прогулку для одинокой дамы проблемным занятием. Как правило, дамам с лошадьми помогали слуги или родственники, а у наиболее знатных особ были специальные конюхи, которые часто не только сопровождали хозяйку, но и вели её коня под уздцы.

Современные модели дамских сёдел изготавливаются из облегчённых материалов, что делает их не только более доступными по цене, но и легкими более чем в два раза. Устройство седла современного типа позволяет всаднице чувствовать себя более комфортно и уверенно.

Спортивные сёдла для конного спорта

Сёдла для спортивных конных состязаний можно разделить на следующие виды:

  • Выездковое седло. Этот тип специально предназначен для конной выездки. Посадка у всадника очень глубокая, так как лошадь должна чувствовать малейшие изменения в позе человека, и понимать все его команды, которые подаются корпусом и ногами. Сёдла выездкового типа имеют укороченные сиденья и узкие полки;
  • Спортивное седло универсального типа. Этот вид подходит в основном для любителей, которые не стремятся к профессиональному участию в соревнованиях. Благодаря удобству, сёдла данного типа могут использоваться для прогулок, охоты и различных тренировок;
  • Седло для спортивного троеборья. Данная модель очень похожа на универсальную, но имеет выдвинутое вперёд крыло. Это обеспечивает удобство при принятии полевой посадки во время кросса;
  • Скаковое седло отличается минимальным весом, так как в скачках играет роль каждый лишний килограмм. Стремена у этого типа короткие, так как всадник во время состязаний стоит в них.

Тем, кто не собирается заниматься профессиональным конным спортом, лучше приобретать универсальные сёдла.

Особенности подбора сёдел

От правильного выбора седла зависит не только удобство всадника. Это напрямую влияет на взаимоотношения между животным и человеком. Если седло будет доставлять коню неприятные ощущения, то взаимопонимания с всадником у него никогда не будет, поэтому седло нужно обязательно примерить. При этом нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Равномерность расположения седла на спине коня;
  • Проверить, не давит ли конструкция с какой-либо стороны;
  • Седло не должно смещаться как вперёд, так и назад.

Если всё в порядке, нужно затянуть подпруги и совершить пробную поездку. При этом обращают внимание на следующие нюансы:

  • Посадка всадника должна быть удобной;
  • При езде рысью нужно обязательно убедиться в отсутствии шерсти на вальтрапе. Сам вальтрап не должен высовываться из-под седла.

Если конь имеет нестандартное сложение, например, обладает широкой грудной клеткой, то вопрос подбора седла может затянуться на несколько лет. Проще будет найти хорошего шорника, который измерит вашего коня и сделает седло на заказ.

Этапы изготовления седла

Если вы хотите изготовить седло самостоятельно, то не стоит надеяться, что это получится с первого раза. Шорное ремесло, как и многое другое, требует усидчивости. Тем, кого не пугают трудности, нужно знать, что любое седло изготавливается в несколько этапов:

  1. Сначала изготавливается ленчик, который является основой всей конструкции. Именно от правильности изготовления ленчика зависит комфорт лошади. Основа конструкции изготавливается из деревянных дощечек, которые соединяются между собой металлическими дежками. Перед тем, как начать работу, нужно сделать макет изделия, используя для этого картон и проволоку;
  2. После изготовления ленчика, нужно набить внутреннюю обивку. Для этого изготавливается основа из фанеры, на которую накладывается обивка из поролона. Чаще всего, поролон складывается в несколько раз. При набивании поролона на фанерную основу, нужно следить, чтобы гвозди входили в основание ленчика;
  3. Следующим этапом является изготовление наружной обивки. Как правило, для этого используется натуральная кожа. Так как работа с кожей требует определённых навыков, можно вместо неё использовать любую толстую ткань из натуральных материалов;
  4. После изготовления седла, нужно сделать подпруги. Они располагаются асимметрично. Главная задача подпруг – это фиксация седла в одном положении.
Читать еще:  Боеприпасы и аксессуары

Естественно, что данной информации будет недостаточно для самостоятельного изготовления седла, зато это поможет разобраться в конструкции сёдел.

Как оценить степень износа седла

Многие начинающие наездники, которые решились на приобретение собственной лошади, сталкиваются с необходимостью приобретения седла. Так как новые изделия стоят достаточно дорого, часто приходится выбирать бывшие в употреблении изделия. При выборе следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • Первым делом проверяются приструги. Они могут быть растянутыми или истончёнными. Так как приструги без проблем можно заменить, не стоит отказываться от седла, тем более, если оно в отличном состоянии, а вот цену можно существенно сбросить;
  • Все заклёпки и замки путлищ должны быть на месте и работать исправно;
  • Далее нужно проверить ленчик. Он не должен быть деформирован или сломан. От покупки седла со сломанным ленчиком следует сразу же отказаться;
  • Следующим этапом будет осмотр седельных подушек. Они не должны быть деформированные. При необходимости, набивку седельных подушек можно заменить.

Кроме того, внешний вид седла не должен иметь видимых следов износа. Потёртости допускаются, но седло с порванной кожей брать не стоит.

Вариантов сёдел существует великое множество. Главное при выборе – ориентироваться не на внешний вид, а на удобство как для всадника, так и для лошади.

mirloshadey.com — лошади и всё о них

Виды седел для лошадей. Кавалерийское седло, скаковое, казачье и другие

Раздел: «Амуниция для лошади» Опубликовано: 14.05.2014 в 12:09 &nbsp &nbsp &nbsp

Важнейшей частью снаряжения верховой лошади является седло. Его основа – ленчик. Он состоит из двух деревянных полок (лавок), укладываемых справа и слева вдоль спины лошади. Полки прочно соединены между собой специальными дужками, одна из которых образует переднюю луку, вторая — заднюю. Обе луки соединены живцом — широкой полосой сыромятной кожи, которая расположена параллельно полкам.

Живец устроен так, что его можно регулировать: натягивать или ослаблять. При натягивании крышка седла (а ее кладут поверх живца) приподнимается над спиной коня, при ослаблении — опускается.
Поверх живца укладывают крышку седла — сиденье, сделанное из прочной кожи и приспособленное для удобного размещения в нем всадника.Полки ленчика с нижней стороны подбивают войлоком, а под весь ленчик подкладывают потник. Изготавливают потник из нескольких слоев войлока, уложенных один под другой. Сверху потник для прочности покрыт кожей (потниковой крышкой), которую с потником проч¬но скрепляет облимовка.

Виды седел для лошадей.
Рассматривая рисунок строевого кавалерийского седла конника Х1Х-ХХ веков, обратите внимание на то, что помимо устройства для сидения всадника, оно совместило в себе и возможность возить вьюки. На задней луке крепилась свернутая в тугой рулон попона коня. С обеих сторон потниковой крышки размещались переметные сумы. В них конник укладывал специальные холщовые мешочки, которые назывались саквами. Каждая саква имела свое предназначение: были саквы сухарные, солевые, саквы для крупы, для спичек… У передней луки размещались передние вьюки: шинель конника, свернутая в тугую скатку, саква для овса, которым кормили коня.

Кавалерийское седло, ХІХ-ХХ вв.: 1 — подперсье; 2 — передняя подпруга; 3 — потник; 4 — путлище со стреме¬нами; 5 — передний вьюк; 6 — сиденье; 7 — крыло; 8 — попона в скатке; 9 — потниковая крышка; 10 — переметная сума; 11 — задняя подпруга; 12 — подбрюшный ремень

Казачье седло: 1 — передняя лука; 2 — подушка; 3 — кобур; 4 — трок; 5 — приструга; 6 — задняя лука; 7 — подкладка; 8 — пахва; 9 — переметная сума; 10 — подпруга; 11 — тебенек; 12 — подбрюшный ремень; 13 — стремена; 14 — путлище; 15 — потниковая крышка; 16 — подперсье; 17 — вьючные ремни

Из-под крышки седла наружу, слева и справа опущены широкие крылья, изготовленные из прочной кожи, а также выходят путлища стремян и подпруга. Она может состоять из одного широкого или нескольких (двух-трех) более узких ремней. К передней подпруге крепится подперсье (нагрудник). Его ремни охватывают грудь лошади и препятствуют сползанию седла назад при крутых подъемах. У казачьих седел имеется пахва, представляющая собой подхвостный ремень. Его назначение помогать подпруге удерживать седло от сползания вперед при крутых спусках.

По конструкции и назначению седла бывают разными, и заметно отличаются одно от другого по своей форме и назначению. Если прослеживать историю седла, то легко заметить, что его совершенствовали тем больше, чем оно быстрее теряло военное назначение.

Седло богатого всадника конца XVII в.

Приведенное на рисунке седло конца XVII столетия сохранило в себе черты рыцарских седел, которые походили на сиденья с высокими спинками спереди и сзади. И это не потому, что мастера средневековья не могли бы изготовить нечто лучшее. Рыцарское седло было функциональным.

Одетый в латы тяжелый всадник, дальнобойность оружия которого измерялась длиной его пики, должен был прочно сидеть в седле, опасаясь удара противника, который может выбить его из седла. Поэтому рыцарь скакал в атаку, далеко вперед выставив ноги, вдетые в стремена, а спиной, чуть откинувшись назад, прочно упирался в высокую спинку задней луки.

Седла имеют отличия из-за своей специализации. Для примера можете сравнить, как выглядят тренировочное скаковое седло и седло ковбоя (пастуха) в США.

Скаковое тренировочное седло: 1 — головка; 2 — потник; 3 — путлище; 4 — стремя; 5 — подпруга

Типовое ковбойское седло: 1 — сиденье; 2 — задняя лука; 3 — крыша; 4 — завязки для заднего вьюка; 5 — подпруга; 6 — крыло; 7 — стремя; 8 — завязки переднего вьюка; 9 — потник; 10 — передняя лука; 11 — рог («шишка»)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector