27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шерман танк, краткий обзор и причины создания, ТТХ и вооружение, внешний вид и что внутри кабины, модификация М4А2

Танк «Шерман» — самый массовый американский танк времён Второй Мировой войны

Средний танк американского производства «Шерман» прошёл несколько войн 20 века, но всемирную известность он получил во время Второй Мировой войны, став одним из самых массовых средних танков в мире, уступив пальму первенства лишь советским Т-34 и Т-54. Своё название этот танк получил от британцев, которые дали его в честь американского генерала Уильяма Шермана, так как танки модели М4 поставлялись в Британию в больших количествах.

Русским танкистам танк «Шерман» М4А2 тоже был хорошо знаком. По ленд-лизу США поставили советской армии около 4 000 танков м4 «Шерман», оснащённых дизельными двигателями. Попасть служить на американский танк «Шерман» считалось большой удачей, так как его уровень комфорта был на порядок выше любого танка советского производства. Огромное впечатление на советских танкистов производила кофеварка, которая считалась штатным оборудованием и была установлена внутри танка М4А2.

История танка «Шерман», как он появился и почему стал таким популярным

История появления танка «Шерман» началась ещё в 1939 году. Именно тогда американцы решили разработать свой средний танк, так как во всей армии США средних танков было около трёх сотен, а европейские танковые армады производили огромное впечатление на американцев.

Первым американским танком стал М2. Данный танк не участвовал в боях, так как его вооружение и броня оказались слишком слабыми. Поняв, что без мощной пушки толку от среднего танка мало, американские конструкторы разработали средний танк М3 «Ли». Данный так имел неплохое орудие, но его маневренность была сильно ограничена, что было недопустимым для средних танков. Американским конструкторам пришлось срочно разрабатывать новую боевую машину. Переходной моделью между М3 и М4 «Шерман» был прототип, получивший индекс Т6, в конструкции которого использовались узлы от М3 и принципиально новая компоновка.

Шерманы в строю

В 1942 году появился новый средний танк М4 «Шерман». Кроме модификации М4А2 (которая поставлялась в СССР), существовало ещё 7 различных модификаций, среди которых был и знаменитый танк М4А3Е8 «Sherman». Кроме того, на базе М4 было построено множество специальных боевых машин и САУ.

Обзор танка «Шерман»

Танк М4 «Шерман» позаимствовал у среднего танка М3 множество основных узлов:

  • Мощный двигатель;
  • Ходовую часть;
  • Трансмиссию;
  • Вооружение.

Несмотря на это, его внешний вид совершенно не напоминал М3, так как корпус танка «Шерман» получил традиционную компоновку для танков Германии и СССР, а главное получил вращающуюся башню, избавившись от главного недостатка М3 «Ли».

Экипаж танка «Шерман» состоял из 5 человек. Водитель-механик и стрелок-радист находились в передней части танка, остальные трое – в башне. Общий вес среднего танка «Шерман» составлял 30 тонн.

Особенности корпуса среднего танка «Шерман»

Корпус Шермана очень высок

Хотя компоновка корпуса танка стала традиционной (по сравнению с его предшественником М3 «Ли»), он всё равно выделялся на фоне других средних танков из-за своей высоты. К такому нестандартному конструкторскому решению пришлось прибегнуть из-за особенности двигателя, который был разработан для авиации. Конструкторы не подумали, что высокий танк будет отличной мишенью для врага, кроме того, его устойчивость тоже оставляла желать лучшего.

Корпуса всех модификаций танка «Шерман» были изготовлены из бронеплит, которые сваривались между собой. Качество сварки и подгонки деталей было на высоком уровне. Литьевой метод решили не использовать, так как это значительно усложняло производство, не говоря о повышении себестоимости танка.

Верхняя лобовая броня была изготовлена из 7 частей, качество сварки между которыми было особенно высоким. Нижняя часть лобовой брони сначала соединялась с помощью болтов, но после многочисленных жалоб, её стали делать цельной. Толщина брони лобовой части танка составляла 50 мм, хотя была сильно ослаблена из-за люков для приборов наблюдения, которые были убраны в процессе модернизации. Бортовая броня корпуса была толщиной 38 мм, корма имела такую же толщину.

Главной особенностью брони танка «Шерман» было качество и особенности металла, который использовался для её производства. Металл был достаточно вязкий, что хотя и снижало прочность, но прекрасно удерживало осколки, не позволяя им проникать внутрь корпуса танка.

В днище танка имелся аварийный люк, через который экипаж мог быстро покинуть подбитую машину. Люк механика-водителя, который располагался на крыше корпуса танка, был сделан весьма неудачно, так как его крышка откидывалась вверх и могла задавить водителя при повороте орудия танка. После нескольких таких инцидентов конструкторы изменили систему открывания люка, сделав его сдвигаемым в сторону.

Боекомплект также располагался не очень удачно – часть его находилась вдоль бортов, что гарантировало смерть экипажу при попадании снаряда в борт танка. Этот недостаток был устранён в 1944 году, когда боеукладка была перенесена на дно танка.

Башня танка «Шерман»

Башня танка «Шерман» была литой, за счёт чего получилось сделать её цилиндрической формы, что увеличивало шанс рикошета в случае попадания. Лобовая броня башни была толщиной в 76 мм, а «маска», защищающая орудие имела толщину брони в 89 мм. Угол наклона лобовой брони башни был равен 60 градусам. Борта и корма башни получили одинаковую толщину брони, которая составляла 51 мм.

Поворот башни осуществлялся с помощью электрогидравлики или полностью электрического привода (это зависело от конкретной модификации «Шермана»). Поворот башни мог осуществляться и за счёт ручного привода, причём повернуть башню на 360 градусов можно было за 15 секунд. Слева в башне находился заряжающий, справа наводчик и командир за ним.

Вооружение среднего американского танка «Шерман»

Первые модели М4 оснащались 75 миллиметровой пушкой, которыми оснащались танки М3. Позже, на «Шерман» были установлены:

  • Защитная маска орудия, которой не было у танка М3;
  • Мощный спаренный пулемёт;
  • Качественный телескопический прицел для наводчика.

Орудие имело вертикальную стабилизацию, которая осуществлялась с помощью гироскопа. По своей эффективности орудие на танке М4 практически ни чем не отличалось от советской пушки Ф-34, которой оснащались танки Т-34. Орудие танка «Шерман» достаточно эффективно расправлялось с немецкими танками ранних годов выпуска.

С появлением новых моделей немецких танков серий «Тигр» и «Пантера» остро стал вопрос о замене старого орудия на что-то, способное пробить толстую броню новых немецких танков с достаточного расстояния. Таким орудием была выбрана модель М1, калибра 76,2. Данное орудие выпускалось в нескольких вариантах.

Вспомогательным оружием на американском среднем танке «Шерман» служили пулемёты, которых было несколько штук:

  • Пулемёт наводчика был спарен с пушкой и имел калибр 7, 62. Данный пулемёт оснащался электроспуском;
  • Пулемёт стрелка-радиста был такой же модели, как и пулемёт наводчика, только располагался он в шаровой установке. Общий боезапас двух пулемётов составлял 4 750 патронов;
  • Командир танка располагал турельной установкой с мощным зенитным пулемётом калибра 12,7 мм. Данный пулемёт имел боезапас в 300 патронов.

Хотя пулемёты являлись вспомогательным оружием, иногда с их помощью удавалось спасти танк от поражения.

Двигатели и трансмиссия танка «Шерман»

Первым двигателем, из-за которого танк и получил такую высоту корпуса, стал Continental R975 C1, развивающего мощность 350 л.с. Кроме этого, «Шерманы» оснащались ещё 4 различными двигателями:

  • М4А2 получил спарку из двух дизельных двигателей GM 6046 мощностью 375 л. с. Так как советские танкисты привыкли к дизельным танкам, пришлось выпустить дизельную модель «Шермана», получившую индекс М4А2;
  • Модификация М4А3 получила самый мощный двигатель в гамме (V8Ford GAA), развивающий 500 сил;
  • М4А4 оснащался длинным двигателем Chrysler A57 multibank, из-за которого корпус танка пришлось немного удлинить;
  • М4А6 был оснащён дизелем Caterpillar RD1820, но эта модель была непопулярной, так как дизельный двигатель был откровенно неудачным.
Читать еще:  Воинские звания в армии и на флоте, присвоение и лишение, погоны и знаки различия, высший офицерский ранг, классные чины

Для того, чтобы прогреть двигатель и зарядить аккумулятор, танк «Шерман» был оснащён дополнительным двигателем небольшого объёма.

Трансмиссия танка располагалась в передней части корпуса, что служило дополнительной защитой для экипажа в случае лобового попадания в корпус танка.

Коробка передач на среднем танке «Шерман» была пятиступенчатая, а система поворотов осуществлялась путём применения двух раздельных тормозов гусениц, которые управлялись рычагами, оснащенными сервоприводами.

За все годы выпуска танка М4 трансмиссия не подвергалась значительным изменениям, так как её конструкция показала себя эффективной и надёжной. Единственными изменениями стали замена управления стояночным тормозом с ручного на ножное и установка литой защиты трансмиссии.

Ходовая часть танка «Шерман»

Подвеска танка М4 была практически полностью скопирована с танка М3, получив только незначительные изменения конструкции. На каждой стороне танка находились три опорные тележки, с прикреплёнными к ним двумя катками и установленными вертикально буферными пружинами. Данный тип подвески называется «Vertical Volute Spring Suspension», что можно перевести одним словом «вертикальная».

В 1945 году данная подвеска подверглась глубокой модернизации, в результате которой получила двойные катки и горизонтальные пружины, оснащённые амортизаторами с гидравлической системой. Новая подвеска называлась «Horisontal Volute Spring Suspension», или горизонтальная. Подвеска нового типа дала танку улучшенную проходимость и повышенную ремонтопригодность. В результате того, что плавность хода танка увеличилась, для пехоты появилась возможность вести огонь, не слезая с брони танка.

Участие танка «Шерман» в различных боевых конфликтах 20 века

Шерман — фотоснимок с поля боя

Танки М4, различных модификаций, участвовали не только во Второй Мировой войне. Они активно участвовали в Корейской войне и различных израильских и пакистанских военных конфликтах.

Первое боевое «крещение» танки «Шерман» прошли в 1942 году, в составе армии Британии, куда они попали в качестве военной помощи. Первый бой состоялся 23 октября под Эль-Аламейном. Американские танки М4 столкнулись с немецкими PzKpfw III и PzKpfw IV. В этом бою танки «Шерман» показали, что могут на равных конкурировать с немецкими средними танками, так как обладают сбалансированными характеристиками защиты, вооружения и маневренности.

В ноябре этого же года танки М4А2 стали поступать в армию СССР, где был принят на вооружение в качестве среднего танка, эквивалентного по эффективности Т-34 (хотя его защита была слабее).

Сами американцы впервые применили «Шерманы» в 1942 году в Тунисе. Хотя само сражение, которое произошло 6 декабря, привело к огромным потерям бронетехники со стороны американцев, танки М4 показали себя весьма эффективно.

6 июня 1944 года американские средние танки «Шерман» столкнулись с новыми немецкими танками серий «Тигр» и «Пантера». Это столкновение показало, что «Шерманы» не способны пробить мощную броню новых немецких танков на значительном расстоянии, после чего их стали оснащать более мощным оружием калибра 76 мм.

В ходе Корейской войны «Шерманам» с 76 мм орудием пришлось столкнуться с советскими танками Т-34-85. Данное столкновение показало, что модернизированные американские танки, с новым орудием, вполне могут противостоять советскому среднему танку Т-34-85, превосходя их по обзору и комфорту для экипажа.

В ходе Корейского конфликта

Танки серии М4 «Шерман» называют одними из лучших средних танков времён Второй мировой войны. Их мобильность и надёжность позволяли применять эти танки в любых военных операциях. Единственными серьёзными недостатками М4 были высокий расход топлива и низкие показатели маскировки.

Тактико-технические характеристики среднего танка М4А3

Тактико-технические характеристики среднего танка М4А3

Длина корпуса 6,22 м

Длина с орудием 6,22 м

Ширина без фальшбортов 2,62 м

Высота до верха люка 2,74 м

Вес при транспортировке 28,35 т

Боевой вес 30,26 т

Удельное давление на грунт 0,96 кг/см?

Глубина преодолеваемого брода, без подготовки 0,91 м

Глубина преодолеваемого брода, с подготовкой Плавающий

Максимальная крутизна преодолеваемого склона 60 процентов

Максимальная ширина преодолеваемого рва 2,29 м

Максимальная преодолеваемая вертикальная стенка 0,61 м

Тип подвески Тележки с цилиндрическими пружинами

Количество тележек По три с каждого борта

Количество катков в тележке Два

Количество катков для перематывания гусеницы По три с каждого борта

Размер катка 508 х 229 мм

Тип силовой установки Бензиновый двигатель «Форд GAA»

Компоновка Четырехтактный восьмицилиндровый; двойной верхний распределительный вал

Клапаны Два на цилиндр

Материал Чугунный картер и блок; чугунные головки

Номинальная мощность 500 л.с при 2600 об/мин

Номинальная эффективность 36 л.с./л

Коэффициент мощность/вес (боевой) 16,5 л.с./т

Объем двигателя 18 020 см?

Канал (Bore) 137 мм

Такт двигателя (Stroke) 152,4

Коэффициент сжатия 7,5:1

Всасывание Два 4-диффузорных карбюратора

Количество подшипников коленчатого вала Пять

Система смазки С мокрым картером

Запас масла 121 л

Тип охладителя Жидкий, вентиляторный

Запас топлива 635 л

Номинальный запас хода по шоссе 210 км

Номинальный запас хода по бездорожью 130 км

Номинальная максимальная скорость 42 км/ч

Тип коробки передач Ручная, пять передних, одна задняя

Бортовая передача Шевронная зубчатая передача.

Ведущий зубчатый барабан Передний

4-е 1,11:1 27,5 км/ч

5-е 0,73:1 41,8 км/ч

Задней передачи 5,65:15,5 км/ч

Коэффициент бортовой передачи 2,84:1

Тип управления Рычажный дифференциал

Минимальный радиус поворота 9,45 м

Основное вооружение 75-мм пушка М3 в станке М34А1 длиной ствола 37,5 калибра

Дополнительное вооружение Два 7,62-мм пулемета М1919А4, один из них спаренный с пушкой, второй – в носовой части корпуса

Вспомогательное вооружение Зенитный 12,7-мм пулемет, 50-мм миномет М3,11,43-мм пистолет-пулемет М1928А1,11,43-мм пистолеты М1911

Боекомплект основного вооружения 97 выстрелов

Боекомплект дополнительного вооружения 4750 выстрелов

Боекомплект вспомогательного вооружения 300 выстрелов/12,7-мм, 600 выстрелов/11,43-мм, 12 выстрелов 50-мм миномета, 12 ручных гранат

Броня Бронеплиты из катаной гомогенной никелированной стали; литая башня из никелированной стали (габариты номинальные)

Лоб корпуса 51 мм

Борт корпуса 38 мм

Тыл корпуса 38 мм

Крыша корпуса 19 мм

Днище корпуса 12,7 – 25,5 мм

Лоб башни 76 мм

Орудийный щит 88 мм

Щит ротора 51 мм

Борта башни 51 мм

Тыл башни 51 мм

Крыша башни 25,5 мм

Способ поворота башни Электрический

Скорость поворота башни 24 градуса в секунду

Способ подъема Ручной

Угол вертикального обстрела От + 25 до -10 градусов

Танк «шерман» в СССР

М4А2: самый удачный танк ленд-лиза.

Соединенные Штаты к началу Второй мировой войны не имели, по сути, танковых войск, однако, благодаря мощной технической базе смогли быстро ликвидировать отставание. А боевые действия в Европе выявили необходимость создания маневренного среднего танка с мощным артиллерийским вооружением. Новый танк с 75-мм пушкой, расположенной во вращающейся башне, должен был заменить мощный, но архаичный по конструкции танк М3 («генерал Ли»). Свое имя «Шерман» или «Генерал Шерман» танк М4 получил в честь энергичного генерала армии северян, известного как рядом военных побед, так и активным применением тактики «выжженной земли» на территории южан. 11 декабря 1941 г. танк был принят на вооружение. «Шерман» производился с 1942 по 1945 г. и имел шесть модификаций, отличавшихся прежде всего двигателем и броневой защитой, став вторым по массовости после Т-34 средним танком Второй мировой войны.

Эшелон с советскими танками «шерман» в Румынии, 1944 г.

Танк «Генерал Шерман»: характеристика и поставки по ленд-лизу

Сразу отметим, что в Красной Армии данный танк, как правило, «шерманом» не называли. В документах чаще упоминается лишь модификация. В СССР поставлялись в основном танки М4А2, имевшие следующие характеристики – масса превышала 30 тонн, максимальная скорость по шоссе 48 км/ч., экипаж состоял из 5 человек. Основным вооружением являлась 75-мм пушка длиной ствола в 37,5 калибров способная поражать средние и легкие немецкие танки. Боекомплект состоял из 97 выстрелов. Пулеметное вооружение включало два 762-мм и один 12,7-мм зенитный пулеметы. Броневая защита «шермана» соответствовала требованиям 1942 г., но быстрое развитие немецких противотанковых средств заставляло постоянно усиливать бронирование танка, что естественно не могло быть бесконечным. К тому же в 1943 г. уже было понятно, что на поле боя броня спасает все реже, а перспективной является модернизация и установка более мощного вооружения.

Читать еще:  Эффектные кадры уничтожения бункера террористов

Так появился М4А2(76)W, который мог сражаться практически со всеми немецкими танками. Эта модификация имела 76-мм пушку, ее снаряд на значительной дистанции пробивал броню немецкого «тигра», что было затруднительно для Т-34/85. Бронебойный снаряд советской 85-мм танковой пушки в силу особенностей производства уступал снарядам 76-мм пушки М4А2(76)W по бронепробиваемости на больших дистанциях. При этом наладить массовый выпуск более качественных бронебойных снарядов без смены парка станков на предприятиях СССР оказалось невозможно.

Герой Советского Союза Д. Ф. Лоза

Военные поставки танков М4А2 в СССР начались в конце 1942 г., но велись весьма нерегулярно, что было обусловлено сложностями доставки (северные конвои, южный маршрут через Иран и поставки через Дальний Восток) и реальной военно-политической обстановкой, когда на первое место выходили потребности собственной американской армии и британских союзников. Насколько велика доля танков М4А2 различных модификаций среди бронетехники, попавшей в СССР по программе ленд-лиза? Всего в СССР прибыло с учетом потерь во время перевозок 10395 американских, английских и канадских танков, из них 4065 «шерманов». В Красной Армии появились целые соединения, укомплектованные М4А2, что облегчало обслуживание и ремонт танков. Так, 1-й механизированный корпус из состава 2-й Гвардейской танковой армии на 23 января 1945 г. имел в строю 136 М4А2 и ни одного Т-34. В тоже время, в 9-м Гвардейском танковом корпусе той же армии в этот момент находились в строю 142 Т-34, но полностью отсутствовали «шерманы». В ряде случаев мог быть и смешанный состав. Например, 8-й Гвардейский танковый корпус имел по списку на 16 июля 1944 г. 76 Т-34 и 140 М4А2.

В целом, в отличие от большинства других танков, поставлявшихся по ленд-лизу, М4А2 получил в Красной Армии положительную оценку. Помимо просторного боевого отделения достоинством танка стало наличие мощных радиостанций, позволявших обеспечивать связь и управление танковыми подразделениями. К недостаткам М4А2 отнесли достаточно значительную высоту танка, делавшую его более заметной целью для противника, проблемы с применением в сложных климатических условиях, а также низкое качество брони у первых машин.

Танк М4 «Шерман» (M4 Sherman)

Рисунок танков Sherman Firefly и М4А1 (на дальнем плане) в бою в составе британского танкового подразделения

M4 «Шерман» (английский вариант – M4 Sherman) – американский средний танк второй половины Второй мировой войны. Индекс «M4» обозначает порядковый номер модификации американских танков. Танк получил свое название, пребывая на службе в британской армии, (потом уже окончательно за ним закрепилось) в честь генерала периода Гражданской войны в составе армии северян Уильяма Шермана. Среди бойцов РККА, куда М4 поставлялся по Ленд-лизу, танк получил прозвище «эмча».

Американский средний танк M4A1 «Шерман» с пушкой M3 в музее Рок-Айленд Арсенал

История и предпосылки создания.

К началу Второй мировой войны в Европе США подошли фактически не имея средних танков, кроме 18 единиц танка М2А4 Medium, который поспешили назвать средним. Разработанный в спешке на базе M2 и запущенный в серийное производство средний танк M3 «Ли» (M3 Lee) не в полной мере удовлетворял запросам военных. Срочно требовался новый танк с принципиально новой схемой компоновки и размещения вооружения, который бы был сравнительно дешев при производстве. Разработка такого танка возобновилась лишь 1 февраля 1941 года, в результате чего был создан прототип с рабочим обозначением T6, который 2 сентября 1941 года на полигоне Рок-Айленд Арсенал был представлен представителям военного ведомства США. Новый танк быстро прошел стандартизацию и был принят на вооружение под индексом М4, а уже в средине февраля 1942 года началось серийное производство. Массовый выпуск танка М4 «Шерман» продолжался по июль 1945 года. За этот период было выпущено 49 234 машин М4 различных модификаций, что позволило данному танку стать третьим по массовости после советских танков Т-34 и Т-54 (Т-55).

Средний танк М4 «Шерман» в составе бритаского танкового подразделения, 1942 год

Компоновка.

Средний танк М4 «Шерман» имел классическую компоновку, заимствованную у немецких танкостроителей, при размещении моторного отделения в кормовой части корпуса, а трансмиссионного — в передней. Между ними находилось боевое отделение, распространявшееся на среднюю часть корпуса и башню кругового вращения, установленной практически на продольной и поперечной оси танка. Подобное компонование стало в целом характерным для немецких и американских средних и тяжелых танков в период Второй мировой войны. Хотя основное орудийное вооружение танка размещалось в башне (в отличии от спонсонного размещения в танке М3 «Ли»), все же высота корпуса танка осталась значительной. Причиной этому было вертикальное положение авиационного звездообразного двигателя и переднее расположение основных элементом трансмиссии, что определяло применение высокого короба для карданных передач к коробке от двигателя.

Экипаж американского среднего танка М4 «Шерман» состоял из 5 человек. Командир танка размещался в трехместной башне и вел наблюдение за местностью через оптические приборы, руководя действиями остальных членов экипажа. Справа и слева от него размещались заряжающий и наводчик орудия. Все трое использовали для погрузки в танк и выгрузки из него два круглых люка в крыше башни. Механик-водитель и стрелок-радист (в некоторых источниках его называют помощником механика-водителя) размещались в передней части корпуса.

Американский танк М4 «Шерман» в Италии, лето 1943 года

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита танка М4 «Шерман» разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу. При этом броня танка могла защитить его основные узлы и экипаж от поражения снарядами незначительных калибров и осколков со средней кинетической энергией.

Корпус танка M4 «Шерман» в большинстве его модификаций сваривался из листов броневой катаной стали. Лобовая деталь корпуса, являющаяся одновременно еще и крышкой трансмиссионного отделения, производилась путем литья и сопрягалась с другими элементами корпуса болтовыми соединениями. У большинства модификаций танка М4 «Шерман» толщина лобовой брони корпуса и в верхней, и в нижней части составляла 51 миллиметр. Ориентирование обоих плоскостей производилось под углом в 56 градусов к вертикали. Бронелисты бортов и кормы имели толщину в 38 миллиметров без рациональных углов наклона. Крыша и днище корпуса формировались из бронелистов непостоянной толщины, максимальная их толщина не превышала 25 миллиметров.

Башня танка М4 «Шерман» производилась литьем имела цилиндрическую форму с неразвитой кормовой нишей. Ее монтаж производился на погон с диаметром 1750 миллиметров с шариковым подшипником. Толщина брони лобовой части башни составляла 76, а бортов и кормы до 51 миллиметра. Лобовая часть башни имела скос под углом в 60 градусов. В лобовой части производилось прямоугольное отверстие под установку маски орудия и спаренного пулемета, которая имела бронирование в 89 миллиметров. Крыша башни в среднем имела толщину в 25 миллиметров.

Средний танк М4 «Шерман» в составе танковой бригады РККА, осень 1944 года

Вооружение.

В опытных образцах и первых серийных танков М4 «Шерман» в качестве основного вооружения использовали 75-миллиметровую пушку М2, заимствованную у танков М2А4 «Медиум» и М3 «Ли», но в последствии ее заменили на более совершенную пушку M3 L/37,5 аналогичного калибра с длиной ствола в 37,5 калибра. Чуть позже, для усиления бронепробиваемости основного вооружения средние танки М4 «Шерман» начали оснащать нарезными пушками М1 калибра 76,2 миллиметров, которые имели большую длину ствола. Для борьбы с тяжелыми танками противника в британской армии танки М4 перевооружали английскими противотанковыми 17-фунтовыми (76,2 миллиметра) орудиями Ordnance QF 17 pounder Mk.IV с длиной ствола в 55 калибров. При этом перевооруженные танки М4 получали названия Sherman IIC (при базовом варианте M4A1) и Sherman VC (при варианте M4A4), которые снискали себе известность и славу под общим наименованием Sherman Firefly. В конце войны танки М4 «Шерман» начали так же вооружать 105-миллиметровыми гаубицами М4. Танков с таким вооружением было выпущено весьма немного, но они оказались удачными и с успехом использовались при поддержке пехоты при прорыве обороны противника. Боекомплект к основным модификациям пушек танка М4 «Шерман» в среднем состоял из 97 снарядов унитарного заряжания, которые размещались в горизонтальных укладках, расположенных по обеим бортам корпуса в надгусеничных полках, в горизонтальной укладке на полике корзины башни и в вертикальной укладке в задней половине корзины.

Читать еще:  Проект 11356, ТТХ и вооружение фрегатов, новости и головной корабль, сторожевые корабли Адмирал Григорович, Эссен и Макаров

С пушкой в качестве спаренного в маску устанавливался пулемет «Браунинг» M1919A4 калибра 7,62 миллиметра. В случае надобности огонь из данного пулемета мог вести наводчик при помощи электрического спуска. Аналогичный пулемет устанавливался в подвижную шаровую маску в передней лобовой детали. В боевых условиях из него вел огонь помощник механика-водителя (стрелок-радист). На крышу башни, в турельную установку, совмещенную с командирским люком, устанавливался крупнокалиберный зенитный пулемет «Браунинг» M2H. Боекомплект составлял 4750 патронов для спаренного и курсового пулеметов и 300 патронов для зенитного пулемета. В июне 1943 года танк М4 «Шерман» начали оборудовать 51-миллиметровой дымовой мортиркой M3, установленной на крыше башни с левой стороны.

Захваченный немцами танк М4 «Шерман» американского производства на службе у Вермахта

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки на средних танках М4 «Шерман» использовали несколько типов двигателей. На начальных периодах выпуска танков моделей M4 и M4A1 использовали авиационный звездообразный карбюраторный двигатель Continental R975 C1, с мощностью в 350 лошадиных силы. В модификации M4A2 использовалась установка из спаренных шестицилиндровых дизельных двигателей GM 6046 с суммарной мощностью в 375 лошадиных силы. Танки M4A3 оснастили бензиновым двигателем V8 Ford GAA, развивавшим мощность в 500 лошадиных сил. Экспериментальная серия танков M4A4 была оснащена 30-цилиндровой силовой установкой Chrysler Multibank A57, состоявшей из пяти карбюраторных автомобильных двигателей L6. Танки модификации M4A6, выпущенные в самом конце войны, были оснащены дизельным двигателем Caterpillar RD1820. В среднем все виды силовых установок позволяли танку М4 «Шерман» развивать максимальную скорость по шоссе порядка 50 километров в час.

Трансмиссия среднего танка М4 «Шерман» состояла из нескольких составляющих, основными из которых являлись:

многодисковый главный фрикцион;

карданный многоступенчатый вал, проложенный по днищу корпуса;

механическая пятискоростная коробка передач при синхронизированных задней, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах;

двойной дифференциал типа «Cletrac»;

два раздельных тормоза;

нескольких бортовых передач.

Ходовая часть среднего танка М4 «Шерман» состояла из шести опорных обрезиненных катков. Подвеска танка М4 в целом соответствовала аналогичной конструкции танка M3 «Ли». По своему типу она была блокированной с тремя опорными тележками по каждому борту. В тележки группировалось по два опорных катка, по одному поддерживающему катку сзади и две буферные вертикальные пружины. Ведущее колесо с зубчатым венцом находилось в передней части танка, а ленивец – в задней.

Гусеница по своему типу была мелкозвенной, с параллельным резинометаллическим шарниром, собиралась из 79 траков и имела ширину в 420 миллиметров. В более поздних вариантах резинометаллический шарнир заменили на цельно металлический, что объяснялось недостатком каучука у стран Антигитлеровской коалиции.

Американский солдат рассматривает подбитый немецкой САУ танк М4 «Шерман», Северная Франция, осень 1944 года

Боевое применение.

Средний танк М4 «Шерман» принял свое боевое крещение в сражении при Эль-Аламейне осенью 1942 года в составе британских танковых частей. В противоборстве с немецкими танками аналогичных классов Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, вооруженных уже в тот период длинноствольными пушками, показал себя достаточно неплохо и внес, по мнению англичан, решающий вклад в тактическую победу стран коалиции.

Американцы применили впервые М4 «Шерман» в боях в Тунисе в декабре 1942 года, но неправильное их использование американским командованиям привело к большим неоправданным потерям от противотанковой артиллерии противника и на минных полях. В тот же момент в начале 1943 года в Тунисе первые столкновения «Шерманов» с немецкими тяжелыми танками PzKpfw. VI Tiger показали полную их беспомощность и выявили недостатки в конструкции и мощности вооружения.

В ноябре 1942 года танки М4 «Шерман» начали поставляться в СССР по программе ленд-лиза. На Восточном фронте в составе частей и подразделений РККА танки М4 «Шерман» принимали участие практически во всех операциях второй половины Великой Отечественной войны и закончили ее, дойдя до Берлина. В целом на этом театре военных действий они зарекомендовали себя неплохо, заслужив положительные отзывы советских танкистов. К явным недостаткам данного типа танков относили повышенную пожароопасность карбюраторных двигателей и недостаточную огневую мощь при борьбе с танками противника.

Летом 1945 года поставленные в СССР последние танки M4A2(76)W HVSS приняли участие в боевых действиях против Квантунской армии на Дальнем Востоке, пройдя наравне с танками советского производства длительным маршем через пустынную и горную местность Внутренней Монголии и Манчжурии.

Американская пехота продвигается по французскому городу под прикрытием среднего танка М4 «Шерман»

Танки М4 «Шерман» широко применялись американцами и британцами в боевых действиях в Италии и в Западной Европе. Здесь особо проявилась их неспособность бороться с тяжелыми танками противника, что приводило к тяжелым потерям в людях и технике. Танки Sherman Firefly с усиленным вооружением несколько исправили соотношение с перевесом в пользу немецких танков, но повлиять на ситуацию коренным образом они не могли.

Армия и морская пехота США достаточно широко применяла танки М4 «Шерман» в боевых действиях на островах Тихого океана против Японии. Впервые данный тип танков был в этом регионе применен в боях на атолле Тарава в ноябре 1943 года. Здесь и на других островах «Шерманы», не имея достойного противника в лице японских танков, использовались в основном в качестве штурмовых танков и танков, предназначенных для огневой поддержки пехоты.

В период Корейской войны 1950-1953 годов, прибыв на поля сражений, переоснащенные «Шерманы» положили конец доминированию корейских и китайских танков Т-34-85, прежде всего, за счет более высокой подготовки экипажей и оптического оснащения.

Достаточно широко танки М4 «Шерман» применялись в ходе двух арабо-израильских войн, при чем, с той и с другой стороны. Недостаточно умелое их использование в арабских армиях привела к грандиозным безвозвратным потерям.

Большое количество танков М4 «Шерман», уже достаточно устаревших в тот период, приняло участие в индо-пакистанских войнах, пребывая на вооружении армий обеих сторон. Наиболее показательным стало сражение при Асал-Уттаре в сентябре 1969 года, когда устаревшие индийские «Шерманы» в чистую разгромили колонну пакистанский «Паттонов».

Танк М4 «Шерман» пребывал на вооружении армии США фактически до конца 1953 года, уступив свое место более новым машинам подобного класса. В армиях таких стран как Пакистан, Индия, Израиль, Египет, Бразилии и Югославии данный танк состоял на вооружении до начала 70-х годов прошлого века. А в армии Парагвая (5 единиц) состоит и в данный момент.

Индийские офицеры у подбитого в ходе сражения при Асал-Уттаре пакистанского танка М4 «Шерман», сентябрь 1969 года

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]