12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штрафбат, правда о командирах, дошедшие до Берлина офицеры, за что отправляли: наказание и искупление вины, штрафные части немецкого вермахта

Правда о штрафбатах: штрафные подразделения СССР и Германии

Вы лучше лес рубите на гробы —

В прорыв идут штрафные батальоны!

Среди огромного количества трагических страниц Второй мировой войны история штрафных подразделений занимает особое место. Несмотря на то что с момента окончания войны прошло уже более 75 лет, вокруг штрафбатов до сих пор не утихают споры.

В советское время эту тему не любили. Нельзя сказать, что в СССР полностью отрицали существование штрафных рот и батальонов во время войны, но получить точную информацию о количестве штрафников, их использовании на фронте и потерях подобных подразделений историки не могли.

В конце 80-х годов, как водится, маятник качнулся в обратную сторону. В прессе стало появляться огромное количество материалов по штрафбатам, были сняты фильмы на эту тему. Стали модными статьи о героях штрафбатов, которым в спину стреляли НКВДшники из заградотрядов. Апофеозом этой кампании стал сериал про войну «Штрафбат», снятый режиссером Николаем Досталем в 2004 году. Несмотря на хороший актерский состав, об этом произведении можно сказать только одно: почти все показанное в нем – неправда.

Какая же она, правда о штрафбатах? Она горькая и жесткая, точно такая же, как и вся эпоха, к которой принадлежит это явление. Однако в теме штрафбатов нет той безысходности, которую часто изображают оппоненты коммунистического режима.

Идея создания штрафных подразделений абсолютно вписывалась в логику системы, предельно жесткой и бесчеловечной, она не вызывала тогда особых обвинений в несправедливости: виноват – искупи кровью. В то время миллионы советских граждан были стерты в «лагерную пыль» безо всякой возможности искупления.

Кстати, в этом отношении советские штрафбаты и штрафроты можно назвать более «гуманными», чем штрафбаты вермахта – о них знают гораздо меньше – выжить в которых можно было только чудом.

В последние годы появились неплохие исследования на эту тему, ветеранами, служившими в штрафбатах, написаны воспоминания (Пыльцин «Как офицерский штрафбат дошел до Берлина»), сняты документальные фильмы. Любой желающий может получить объективную информацию об этой стороне войны. Внесем и мы свою посильную лепту в это благое дело.

Штрафбат: наказание и искупление

Штрафные подразделения – это воинские части, укомплектованные военнослужащими, которые совершили те или иные – обычно не слишком тяжкие – преступления. За серьезные правонарушения обычно полагалась смертная казнь, которая в РККА и вермахте применялась весьма широко. Соответственно, военнослужащих штрафных частей обычно называли штрафниками.

В период Второй мировой войны в СССР существовали два вида штрафных подразделений: штрафные батальоны и штрафные роты. Примерно в середине войны – 1943 год – в РККА стали создаваться отдельные штурмовые стрелковые батальоны, в которые попадали солдаты и офицеры, длительное время находившиеся на оккупированной территории. Служба в подобных подразделениях практически ничем не отличалась от штрафбатов, аналогичной была и практика их использования. Однако были у штурмовых батальонов и некоторые отличия, о которых будет рассказано ниже.

Однако не следует считать, что штрафники – это советское изобретение: в Германии штрафные части появились еще до начала Второй мировой. Хотя, практика использования провинившихся солдат на самых опасных участках боевых действий гораздо старше.

Штрафников использовали еще в Древней Спарте, об этом писал древнегреческий историк Ксенофонт. Особые подразделения, состоящие из дезертиров и уклонистов, были и в Великой армии Наполеона, для поднятия боевого духа сзади их «подбадривали» артиллерийским огнем.

В российской императорской армии штрафные части были сформированы в конце Первой мировой войны, в 1917 году. Но в то время даже такая мера не могла спасти ситуацию на фронте, штрафники участия в боях не принимали и через несколько месяцев эти подразделения были распущены.

Штрафные части использовались и в период Гражданской войны. В 1919 году по приказу Троцкого были сформированы штрафные роты для дезертиров и лиц, совершивших уголовные преступления.

В СССР появление штрафных рот и батальонов связано со знаменитым приказом №227, который наши военные историки часто называют приказом «Ни шагу назад!». Он был опубликован в июле 1942 года, в самый тяжелый для Советского Союза период войны, когда немецкие части рвались к Волге. Не будет преувеличением сказать, что в этот момент судьба страны висела на волоске.

Штрафбаты и штрафроты в Красной армии существовали до самого конца войны, некоторые из них действительно сумели дойти до Берлина. Последняя штрафная рота была расформирована в июне 1945 года.

До конца войны использовались и немецкие штрафбаты.

Советские штрафные подразделения

В Красной армии существовало два типа штрафных подразделений: штрафной батальон (численность около 800 человек) и штрафные роты (обычно они насчитывали 150-200 бойцов). За все время войны на фронте существовало всего 65 отдельных штрафных батальонов (не единовременно, а вообще) и 1037 штрафных рот. Эти цифры нельзя назвать точными, так как данные подразделения постоянно (примерно через несколько месяцев) расформировывались и создавались вновь. С 1942 по 1945 год постоянно просуществовал только один-единственный штрафной батальон – 9-й отдельный.

В штрафные батальоны направлялись военнослужащие из числа среднего и старшего командного состава за совершение нетяжких воинских и уголовных преступлений. Отправка в штрафбат происходила по приговору военного трибунала, срок наказания варьировался от одного месяца до трех. Все офицеры, направленные в штрафные батальоны, подлежали разжалованию в рядовые, их награды передавались на хранение в отделы кадров. В пределах одного фронта обычно создавалось от одного до трех штрафных батальонов.

Военнослужащий мог покинуть ряды штрафников по истечении срока наказания либо по ранению. Выражение «искупить свою вину кровью» следует воспринимать в буквально смысле слова: ранение, полученное бойцом даже в первый день пребывания в штрафбате, возвращало его в обычную строевую часть в прежней должности. Известны случаи, когда фронт, на котором находился штрафбат, несколько месяцев не участвовал в боях и военнослужащие, отбыв срок наказания, опять возвращались в свои части, ни разу так и не поучаствовав в боях. Штрафникам, отличившимся в бою, могли уменьшить срок наказания. Иногда их даже представляли к наградам.

Штрафникам, получившим увечье, назначалась пенсия, исходя из оклада на последней должности. Родственникам убитых военнослужащих платились денежные пособия на общих основаниях.

В штрафные роты попадали солдаты или военнослужащие младшего командного состава. Обычно в армии существовало от пяти до десяти подобных подразделений. В остальном штрафная рота мало чем отличалась от батальона.

Следует отметить, что личный состав штрафных подразделений в СССР делился на две категории: постоянный и переменный. К постоянному составу относилось командование батальона (роты), в том числе штаб подразделения, командиры рот и взводов, политработники, санинструкторы, старшины, связисты и писари. Так что командир штрафбата (или штрафроты) не мог быть штрафником. Командному составу подобных частей полагались довольно существенные льготы: один месяц службы засчитывался за шесть.

Теперь несколько слов о личном составе советских штрафных подразделений. В штрафбаты попадали офицеры, а в штрафроты, кроме солдат и сержантов, могли быть отправлены и гражданские лица, совершившие те или иные преступления. Однако судам и военным трибуналам было запрещено направлять в штрафроты людей, осужденных за особо тяжкие преступления (убийства, грабежи, разбой, изнасилования). Не могли попасть в подобные части и воры-рецидивисты или люди, ранее привлекавшиеся к суду по особо тяжким статьям УК. Логика подобных действий понятна: профессиональные преступники имеют особую психологию, которая мало совместима с армейской службой.

Не отправляли в штрафроты и осужденных по политическим статьям, что тоже можно легко объяснить: эти люди считались «врагами народа», которым нельзя доверять оружие.

Впрочем, большое количество фактов, дошедших до нас, свидетельствуют, что в штрафные части все-таки попадали и матерые уголовники, и люди, осужденные по 58-й статье. Однако это нельзя назвать массовым явлением.

Вооружение штрафных подразделений ничем не отличалось от того, что использовалось в строевых частях. То же самое можно сказать и о продовольственном довольствии.

Насколько важны были штрафники

За весь период Великой Отечественной войны через штрафные роты и батальоны прошло почти 430 тыс. человек, в то время как в армию были призваны более 34 миллионов военнослужащих. Получается, что число штрафников составляет чуть более одного процента (1,24%) от общего количества военнослужащих РККА. Эти цифры полностью опровергают миф о том, что штрафные подразделения внесли решающий вклад в победу над Германией. Главная правда о штрафбатах заключается в том, что они составляли лишь небольшую часть Красной армии.

Правда, уровень потерь в советских штрафбатах превосходил средний уровень в обычных строевых частях в несколько раз (3-6 раз), и выжить штрафнику было непросто.

Штрафбаты и штрафроты использовали для выполнения самых опасных заданий: проведения разведки боем, нанесения отвлекающих ударов, штурмов укрепленных районов противника. При отступлении подразделений Красной армии штрафники нередко оказывались в арьергарде, прикрывая строевые части.

Нередко подобные задачи выполняли и обычные строевые части, но штрафники несли большие потери, потому их всегда отправляли только в самое пекло.

Отдельные штурмовые батальоны

Эти подразделения появились в 1943 году. Они комплектовались военнослужащими, побывавшими на оккупированной территории: в плену или в окружении. Таки люди считались ненадёжными, их подозревали в возможном сотрудничестве с немцами.

В штурмовые батальоны отправляли на два месяца, при этом военнослужащие не лишались звания, но даже офицеры в таких подразделениях выполняли задачи обычных рядовых. Как и в штрафбатах, ранение означало окончание срока наказания, и боец направлялся в обычную строевую часть.

Читать еще:  Древнейшие луки и лучники: интрига остается

Применение штурмовых подразделений было аналогичным использованию штрафбатов.

Штрафбаты вермахта

В Германии также были штрафные подразделения, причем появились раньше советских, и отношение в них к военнослужащим отличалось еще большей жесткостью, чем в СССР.

В 1936 году в вермахте были созданы так называемые Особые подразделения, в которые военнослужащих отправляли за разные правонарушения. Эти части использовали для выполнения различных строительных и саперных работ. К участию в боевых действиях они не привлекались.

После победного завершения польской кампании Гитлер расформировал немецкие штрафные подразделения, заявив, что теперь военную форму будут носить только те, кто достоин этого. Однако начавшаяся кампания на Востоке заставила руководство Рейха пересмотреть это решение.

В 1942 году на фронте были сформированы так называемые пятисотые батальоны (500-й, 540-й, 560-й, 561-й), которые назывались еще «испытательными войсками». Эти подразделения очень напоминали советские штрафбаты, но немцы относились к ним немного по-другому. Считалось, что человеку, совершившему преступление, давался еще один шанс доказать свою любовь к Германии и фюреру. Военнослужащим, направленным в 500-й батальон, обычно грозил расстрел или концлагерь. Так что штрафбат был своего рода милостью к нему. Правда, весьма условной.

У немцев, в отличие от РККА, ранение не давало повода для прекращения наказания. Из 500-го батальона могли перевести в обычную строевую часть за доблесть в бою или выполнение какого-нибудь важного задания. Проблема была в том, что перевод производился по рапорту командира, который отправлялся наверх по инстанциям, где скрупулёзно изучался. На рассмотрение дела обычно уходило несколько месяцев, но их еще нужно было прожить в штрафбате.

Однако, несмотря на это, дрались 500-е батальоны весьма отчаянно. 561-й батальон защищал Синявинские высоты под Ленинградом, которые стоили Красной армии огромной крови. Парадоксально, но иногда 500-е батальоны выполняли функции заградотрядов, подпирая тылы неустойчивых дивизий. Через немецкий штрафбат прошло более 30 тыс. военнослужащих.

Существовали в вермахте и полевые штрафные подразделения, в которые комплектовались прямо в зоне боевых действий и тут же применялись.

Штрафбаты на советско-германском фронте: правда и вымысел

Советская военная история нередко пестрит передергиваниями и искажениями. Одни факты выдуманы в угоду советской идеологии и являются элементами массовой пропаганды, другие факты и события имеют художественную составляющую, будучи продуктом кинематографа и публицистики. Вторая Мировая война стала масштабным событием в истории, затронув практически все стороны социально-общественного развития человечества, тем самым способствуя рождению невероятных мифов и легенд. Многие выдуманные факты настолько прочно вошли в наше сознание, став априори непререкаемыми. Другие подлежат ревизии, так как истина в некоторых случаях является дороже. Подобная тенденция не обошла стороной и наиболее темную сторону в истории советских вооруженных сил, дисциплинарную. Правда о штрафбатах сегодня для многих кажется не такой яркой и красивой, какой ее нарисовали советские идеологи. Однако даже достоверные факты про штрафников, их вклад в достижение Победы, заставляют низко склонить голову перед подвигом этих людей.

Штрафные роты и батальоны стали значительным явлением в советских вооруженных силах времен Второй Мировой войны. Не обошла эта участь и армию противника, в которой так же имелся свой немецкий штрафбат.

Роль и масштабы участия в военных действиях штрафных подразделений не стоит ни переоценивать, ни умалять. Это кадровые боевые подразделения Красной Армии, которые в полной мере были задействованы на всех территориях советско-германского фронта. На их счету и тяжелые поражения, и блистательные победы. Как и для любого другого воинского формирования для этих соединений характерны и массовый героизм и факты трусости и предательства.

Истинные герои штрафбата легли костьми в ходе самых жарких и ожесточенных сражений Великой Отечественной войны. Единицы сумели дойти до Берлина, пережив неслыханную радость и испытав неописуемое облегчение от чувства выполненного долга. Другие, искупив вину, продолжили службу в строевых частях Советской Армии. И те, и другие прошли испытания огнем и мечом, кровью и потом. Интересна сама история возникновения штрафных подразделений, оценка их роли в боеготовности сражающихся войск по разные стороны линии фронта, в СССР и в Германии.

Германская армия, с ее высокой воинской дисциплиной, не была лишена отдельных негативных явлений. Любая армия – это, прежде всего люди, которым свойственно совершать проступки и преступления. Однако если в СССР это явление имело масштабные последствия и требовало принятия радикальных мер, то в немецкой армии штрафные подразделения являлись единичными.

Голая правда о штрафбатах: белые и черные страницы советской военной истории

Мы привыкли читать историю Второй Мировой войны в контексте хронологии тактических и стратегических операций, проводимых на различных театрах военных действий. Однако если анализировать события на советско-германском фронте, то здесь без детального изучения сложившейся ситуации, военно-политического и идеологического аспекта не обойтись. Поставив перед собой цель, узнать больше правды о штрафбатах, не стоит читать только официальные источники. Анализ фронтовых донесений, записки и мемуары ветеранов, непосредственных участников боевых действий расскажут гораздо больше, чем многотомные публицистические талмуды, художественная литература и продукты кинематографа.

Несмотря на очевидный перекос в оценке роли штрафных батальонов в достижении победы над врагом, нельзя отрицать факты и череду событий, ставших сигналом к появлению подобных подразделений.

Советско-германский фронт летом 1942 года проходил далеко в глубине территории Советского Союза. Разгром советских войск под Харьковом привел к масштабному прорыву фронта. Советские войска оставляли один населенные пункт за другим, не имея ни физических, ни технических, ни моральных сил остановиться стальную лавину немецкого наступления. Оставление войсками Южного фронта Ростова в конце июля 1942 года стало последней каплей терпения Высшего военного руководства страны. Лично по инициативе И.Ф. Сталина и по согласованию со Ставкой Наркомат Обороны принимает 28 июля 1942 года Приказ №227, прозванный в народе и в войсках «Ни шагу назад».

Официально приказ имел более длинное название: «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций». Название точно отражает ту обстановку, которая сложилась на фронте. После провальной летней наступательной операции части Красной Армии утратили боевую устойчивость. В частях и в подразделениях резко упала воинская дисциплина, отмечались факты массового самовольного оставления позиций. В такой обстановке командование не могло организовать достойную и прочную оборону. Единственным средством для исправления сложившейся ситуации могло стать только ужесточение воинской дисциплины и внедрение в структуру управления войсками системы исправления и наказания военнослужащих, нарушивших приказ вышестоящего начальства и воинскую присягу.

Другими словами штрафбат создавался как элемент наказания за проступки, инструмент искупления вины. И такое решение Советского военного руководства можно назвать насущным, более чем актуальным на тот исторический момент.

С точки зрения деталей Приказ №227 означал следующее:

  • создать в каждой общевойсковой армии 3-5 штрафные роты;
  • в масштабах фронта создавались 1-3 штрафных батальона;
  • координацию за действиями штрафных подразделений в полосе фронта должны осуществлять подразделения НКВД, выполняющие функции заградительных отрядов.

Это только малая часть того, о чем упоминалось в Приказе Наркомата Обороны. Однако сразу же этот приказ оброс слухами и мифами. Приказ был воспринят неоднозначно и двусмысленно. С точки зрения логики такие меры должны были усилить дисциплину в войсках, позволив в конечном итоге искоренить панические и пораженческие настроения. С точки зрения человеческих отношений приказ «Ни шагу назад» привел к массовой трагедии. Про войну и про штрафбат стали говорить как о сущей каре, свалившейся в очередной раз на голову советского солдата.

Опустив подробности и детали, давшие повод издать такой Приказ, не вникнув до конца в его суть, в обществе родился очередной страшный миф. Штрафников приравняли к смертникам, которыми затыкались все прорехи на фронте. По правде говоря, не бывает дыма без огня. Как и всегда, любое хорошее начинание, спущенное сверху, внизу быстро перекручивали, доводя порой основной смысл и цели до абсурда.

Несколько важных моментов к организации штрафбатов

С августа 1942 года в каждой армии огромного советско-германского фронта стали создаваться штрафные подразделения, куда направлялись по приказу командования частей или по приговору военно-полевого суда:

  • дезертиры;
  • симулянты;
  • солдаты и офицеры, самовольно, без приказа, оставившие позиции;
  • военнослужащие строевых и тыловых частей, совершившие значимые проступки и общеуголовные преступления в полосе фронта и в тылу;
  • солдаты, матросы и офицеры, совершившие преступления, находясь в действующей армии, на излечении или в краткосрочном отпуске.

Командир штрафбата назначался Приказом командующего фронта по согласованию с Наркоматом Обороны и по рекомендации командующими других фронтовых частей. Командиры штрафных рот назначались командующими армий по рекомендации полкового и дивизионного начальства и по согласованию с командующим фронта. Для штрафников командир штрафной роты или батальона становился отцом родным и прокурором. Этот человек часто становился вершителем судеб десятки тысяч людей. В его компетенцию входило боевое управление штрафным подразделением, организация строевой и боевой подготовки вверенной ему части, поддержание воинской дисциплины на высоком уровне.

Командир, политработник, санинструкторы, писари и прочие штабные и тыловые должности относились к постоянному составу штрафных подразделений. Солдаты и матросы, отбывающие наказание в рядах штрафных рот и батальонов причислялись к переменному составу. В основном контингент штрафных рот состоял из бойцов-штрафников рядового, сержантского и младшего командного состава. Отдельные штрафные батальоны были сформированы из лиц начальствующего и среднего командного звена, т.е. офицеры. Это уже позже, в 1943 году в Красной Армии появились отдельные штурмовые стрелковые батальоны, в которые направлялись офицеры армии и флота, проходившую специальную проверку в системе фильтрационных лагерей НКВД. Офицерские штрафные подразделения просуществовали всю войну. Были они и в сухопутных войсках и в военной авиации. Использовались офицерские штрафные штурмовые батальоны на самых горячих участках фронта, поэтому и срок штрафа в этих подразделениях были непродолжительными, всего два месяца. Несмотря на то, что потери в личном составе этих подразделений были всегда высокими, офицерский штрафбат дошел до Берлина.

Читать еще:  Президент Южной Кореи, когда и как проходят выборы, список и биография бывших от первого до последнего, полномочия и указы

В обычных штрафных ротах и батальонах максимальный срок отбывания наказания не превышал 3-х месяцев и мог быть продлен только по решению командира или вышестоящей инстанции.

Командир штрафного подразделения мог ходатайствовать об уменьшении срока отбытия наказания в штрафном подразделении ввиду проявленного бойцом героизма. В случаях совершения очередного тяжелого проступка воина – штрафника в полосе действующей армии, командир штрафбата лично принимал решение об увеличении сроков пребывания военнослужащего в штрафном подразделении. За особо тяжкие воинские преступления могла быть назначена крайняя мера — расстрел. Одним слово, штрафбат стал местом отбывания наказания и средством искупления вины и напоминал чистилище.

Освобождение наступало ввиду окончания срока штрафа или по причине боевого ранения. Отдельно следует сказать о погибших. Семьи погибших штрафников получали такие же пенсии по потере кормильца, как и обычные, рядовые военнослужащие.

Точное количество штрафных рот и батальонов, действовавших в разное время на советско-германском фронте, неизвестно. Существуют различные данные о количестве штрафных подразделений в Красной Армии (Советской Армии) в период с лета 1942 по май 1945 года. В полосе действующих фронтов в разное время действовало до 65 штрафных батальонов и более 1000 штрафных рот. В целом через эту систему исправления и наказания в советских вооруженных силах прошло 427910 человек. В сравнении с общим количеством советских граждан, находившихся в рядах советских вооруженных сил за годы войны (более 34 млн. человек), число штрафников составляет всего более одного процента.

В заключение

Советские штрафные батальоны стали частью одной большой государственной судебно-карательной системы. Даже при условии, что злополучный Приказ №227 «Ни шагу назад» стал вынужденной мерой и реакцией на происходящие события в армии, нельзя не отметить его значительную роль в укреплении воинской дисциплины в войсках. Аналогичным образом боролись с воинскими преступлениями и в армии противника. Вермахт еще до войны имел в своей структуре штрафные подразделения. Однако в отличие от советской исправительной системы, действовал и комплектовался немецкий штрафбат несколько иначе.

В этих подразделениях отбывали наказание лица, совершившие воинские преступления. За ними сохранились звания и награды, однако срок пребывания в штрафбате соответствовал сроку, вынесенному военно-полевым трибуналом.

Штрафники из числа рядового, унтер-офицерского и командного состава направлялись в свои, отдельные штрафные подразделения. За всю войну через систему штрафных подразделений немецкой армии прошло более 30 тыс. военнослужащих. Как и в советской армии – немецкие штрафники использовались на самых горячих участках фронта, принимали участие в карательных операциях и мероприятиях на оккупированных территориях.

Одним словом, созданные в годы войны по обе стороны линии фронта штрафные батальоны, можно назвать насущной мерой. Только таким образом можно было сохранить воинскую дисциплину на высоком уровне, эффективно бороться с негативными явлениями, возникающими в строевых частях и в тылу.

Штрафбат, правда о командирах, дошедшие до Берлина офицеры, за что отправляли: наказание и искупление вины, штрафные части немецкого вермахта

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 598 153
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 561 851

Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина

Фото на обложке: Леонид Великжанин / Фото ИТАР-ТАСС

© Пыльцын А. В., 2016

© ООО «Издательство «Яуза», 2016

© ООО «Издательство «Эксмо», 2016

Всем офицерам, штрафникам и командирам 8-го Отдельного штрафного батальона 1-го Белорусского фронта, трудными дорогами войны прошедшим от Сталинграда до Берлина, посвящается

Освистанные смертным ветром, в буранах, ливнях и в пыли, мы километр за километром к своей заветной цели шли.

или Слово к читателю, в котором автор объясняет причины, побудившие его написать эту книгу, и выражает сердечную благодарность всем, кто вдохновил его на этот труд и помог в его осуществлении

Свою часть Великой Отечественной войны до самой Великой Победы я прошел командиром взвода и роты в офицерском штрафном батальоне. Много лет меня волновала атмосфера какого-то странного умолчания в литературе, прессе и вообще в средствах массовой информации истории этих штрафных батальонов. Такой строгий запрет на информацию о штрафных батальонах и ротах породил массу всяческих домыслов, а затем уже и просто вымыслов и откровенной лжи об этом непростом явлении в истории Великой Отечественной войны. Как известно, штрафные батальоны и отдельные штрафные роты стали создаваться в 1942 году после приказа Народного Комиссара Обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года, знакомого многим, как Приказ Сталина «Ни шагуназад!», появившегося в очень сложный период войны, когда дальнейшее отступление грозило катастрофой для всей страны.

Но нигде в военных мемуарах видных военачальников об этих батальонах ничего не говорилось, а в Советской военной энциклопедии (до выхода в свет «Иллюстрированной энциклопедии Великой Отечественной войны…» Олма-пресс, Москва, 2006) о них было сказано только в общем, и применительно к армиям других стран. Даже нам, имевшим непосредственное отношение к этим воинским подразделениям, соответствующие органы тогда настоятельно рекомендовали не распространяться о них. Надо сказать, что и о нашем 8-м отдельном штрафном батальоне 1-го Белорусского фронта впервые открыто было упомянуто только в 1985 году – в очерке обозревателя «Комсомольской правды» И. Руденко. А в 1995 году Российское телевидение в серии телепередач к 50-летию Великой Победы под общим названием «Моя война», хотя и приблизительно (из моего телеинтервью), раскрыло сущность боевых действий нашего штрафбата.

Сберечь историю всего нашего героического поколения так важно сейчас, когда она, эта история, порой бессовестно, тенденциозно искажается, извращается некоторыми, с позволения сказать, «историками», писателями, да и просто временщиками, стремящимися на сенсационной полуправде нажить капиталы в буквальном и переносном смысле этого слова.

А хорошо бы помнить этим господам: истина, гласящая, что высшей формой преступления является предательство прошлого, никогда не перестанет быть истиной. И вот именно по отношению к ним, к этим предателям, псевдоисторикам, хочется привести пару строк из русских «Коробейников», изменив в этой песне всего одну букву и заменив всего одно слово, как это сделал (правда, по другому поводу) известный юморист Феликс Кривин:

Вот и прячут такие деятели разных рангов за своей многоэтажной ложью истинную правду об этих непростых страницах Великой Отечественной войны.

В «перестроечные» годы стали появляться, а перед 60-летием Победы особенно усилился в различных средствах массовой информации, и в первую очередь на телевидении, поток публикаций «популярных» авторов и телефильмов на эту тему. В них мода охаивать нашу военную историю привела к тому, что эти необычные воинские формирования стали освещаться как дикая смесь слухов о фронтовых офицерских штрафных батальонах, об армейских штрафных ротах с тюремно-лагерными порядками.

Особенно преуспел в фальсификации исторической действительности Эдуард Володарский, многотысячным тиражом издавший свой «Штрафбат», а затем и авторы одноименного «художественного» фильма. О том, какое воздействие на многих, не знающих истинной правды о штрафбатах, оказали эти «произведения», довольно ясно выразился бывший штрафник нашего 8-го штрафного батальона, ныне подполковник в отставке Басов Семен Емельянович.

Вот что он писал в харьковской областной газете «Время» по поводу тотального оболванивания телезрителя современными киноподелками:

«Перед 60-летием Победы на экраны вышел телесериал «Штрафбат», который пользовался большой популярностью у людей, тяготеющих к запрещенным на долгие годы темам. В этом фильме очень много лжи. Показаны сплошь уголовники, играющие в карты и режущие друг друга. Герои сериала – бандиты, насилующие женщин, грабящие склады и так далее. У зрителей осталось впечатление, что в штрафбатах были только одни преступники-лагерники. Племянница одной моей знакомой, посмотрев этот фильм и узнав, что я был штрафником, воскликнула: «Так он же уголовник! Его надо бояться!» Было очень обидно…»

В канун 60-летнего юбилея Победы мне в составе делегации Межрегиональной организации общества «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области довелось побывать на гостеприимной земле Беларуси. Не буду живописать наши яркие, незабываемые впечатления от увиденного и почувствованного там, но вот о том, какое впечатление произвел «Штрафбат» Досталей и Володарского на участников Великой Отечественной, свидетельствуют строки из напечатанной в те дни статьи «А душа молода» о бывшей фронтовой медсестре Серафиме Ивановне Панасенко, которая посмотрела этот «художественный» фильм. Привожу дословную цитату из белорусской военной газеты «Во славу Родины»:

«Большую часть войны стрелковый батальон, где служила медсестрой Серафима Панасенко, прошел плечом к плечу с фронтовым штрафбатом… Тема эта, после того, как на российском телевидении прошел нашумевший сериал, стала весьма популярной. Равно как и «блатные» песни, воспевающие «подвиги» рецидивистов, воров в законе и прочих «героев нашего времени». Наверное, к этому стандарту и постарались «подогнать» авторы свое телепроизведение…

Серафиму Ивановну, для которой тема войны – знакомая и родная, если можно так выразиться, этот телевизионный «шлягер» привел в настоящее негодование. Вместо реальных солдат-штрафников, с которыми ее однополчане брали Кенигсберг, форсировали Одер, шли в атаки на врага с криком «За Родину!», «За Сталина!», которых вовсе не нужно было выгонять на передовую под дулом пистолета, фронтовичка увидела в сериале обыкновенных бандитов-рецидивистов… А вместо удовольствия от фильма, снятого как раз в канун 60-летия Победы, в душе остались обида и боль».

Читать еще:  Томагавк ракета: описание, дальность полета, скорость и ТТХ, особенности конструкции, отличие от аналогов, современное боевое применение

К числу подобных фальсификаторов, несомненно, можно отнести и автора «документального» фильма «Штрафники» Льва Данилова, а также «романиста» Александра Белова с его книгой «Штрафбат. Кровь Серого». Да и многих других, кто писал или «вещал», не зная истинной правды об этом. Во всех этих «произведениях» штрафбаты – это подразделения, где смешаны в одну кучу штрафники из числа офицеров, солдат, да еще всякого рода уголовники: и «воры в законе», и «политические».

Видимо, главный подручный Гитлера, рейхсминистр пропаганды Геббельс был не первым, кто поклонялся известному постулату: «чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее поверят». Но, оказывается, и далеко не последний.

Откликнулись на 60-летие Победы и «СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ XX века» (спецвыпуск № 3/2005 года). На яркой, цветной обложке этого журнальчика красуется фраза «Штрафбат: пушечное мясо Великой Победы». Ну, чем не рожденное матерыми фальсификаторами и затертое уже выражение: «трупами немцев забросали», ставившее целью дегероизировать всю историю минувшей войны и доставшуюся нам действительно высочайшей ценой Победу в ней. Понятен лейтмотив авторов, хотя в статье Алексея Щербакова «В прорыв идут штрафные батальоны» более или менее правильно освещен вопрос о том, кого направляли в штрафбаты. Однако, со ссылкой на «командира штрафбата капитана Игишева», утверждается, что в 1944 году его батальон состоял почти полностью из зэков, что, судя по нашему 8-му штрафбату, весьма сомнительно. Да и помещенная на обложке фотография актера А. Серебрякова в роли комбата Твердохлебова из известного неправдой фильма «Штрафбат», видимо, должна настроить читателя на определенное восприятие статьи А. Щербакова.

Как немцы штрафники воевали на Восточном фронте? Немецкий штрафбат.

В этой статье поговорим о штрафных батальонах Вермахта. Немецкие военнослужащие наказывались следующим образом:

  • Самым страшным наказанием было заключение в полевой штрафной лагерь, возможность выжить в этих лагерях была минимальной.

Приказ шефа тылового немецкого командования.

“Привлекать арестованных к тяжелейшим работам, при непременной опасности и по возможности не посредственно в зоне боевых действий. Разминирование, похороны павших противников, строительство бункеров и рытье окопов. А также резка проволочных заграждений. Ежедневно заключенные должны были работать по 12, 14 часов.”

Заключенные не считались солдатами. Были случаи, когда их отправляли через некоторое время отбывать наказание в конц. лагеря.

  • Далее идёт заключенные полевых спец. батальонов. Они содержались и работали примерно также, но все же были официально военнослужащими. Срок службы составлял обычно 4-ре месяца и при хорошем поведении или усердии, солдат отправлял в какую-либо переформируемую часть. При плохом поведении приходилось служить 6 месяцев. Денежное довольствие сокращалось на половину. Штрафники привлекались на фронте только к работе, часть из них помогала в борьбе с партизанами. Но не против регулярных советских войск.

Также существовали 500-е батальоны, так называемые испытательные части. Но о них мы поговорим чуть позже. Вообще дисциплинарные батальоны появились в Германии ещё до начала Второй мировой. В 39-ом их насчитывалось 8 штук. В них содержались военнослужащие совершившие различные правонарушения. Использовали их главным образом как военно-строительные и саперные части.

После победоносной Польской компании дисбаты расформировали, посчитав что в Вермахте больше никогда не будет трусов, разгильдяев и преступников. Однако после советского контрнаступления под Москвой, ситуация изменилась. В результате последовал приказ Фюрера от 16 декабря 1941-го года. Запрещавший сдавать позиции, без соответствующего разрешения сверху.

Со своих постов полетели многие командующие, а солдат дезертировавших с линии фронта, расстреливали на месте. Наведя элементарный порядок на позициях, немцы создали на Восточном фронте 100 штрафных рот. Или как их официально именовали частей испытательного срока. Не ранение не геройское поведение на передовой на срок наказания не влияли. Т.е. немецкий солдат не мог искупить свою вину кровью, в отличии от советских штрафников.

Из госпиталя раненных, вновь возвращался в строй в свой штрафбат. Численность штрафников на Восточном фронте, была строго определенной 16 100 человек. 100 штрафных рот равномерно распределили по советско-германскому фронту. При этом неукоснительно соблюдался принцип кастовости. Существовали офицерские штрафные роты, унтер-офицерские штрафные роты и солдатские.

Иногда из тактических соображений их объединяли в батальон. И конечно эти войска посылали в самое пекло. Первым сражением, в котором отличились немецкие штрафники стал Сталинград. Из них были созданы специальные подразделения уничтожавшие советские танки. Фаустпатрона тогда ещё не было, и немцы разработали уникальную и эффективную тактику борьбы с Т-34 и КВ на узких городских улицах.

Одни штрафники по развалинам приближались к советским бронированным машинам, подбрасывали под гусеницы противотанковые мины и останавливали танк. Другая группа опять же с помощью гранат и мин, добивала экипаж. Также немецкие штрафники сражались в боях на Малой земле в боях под Новороссийском. Противник ожесточенно проводил контратаки пытаясь вернуть господствующие высоты и установить контроль над Цымесской бухтой.

Однажды в наступление отправили 560 немецкий штрафной батальон, состоящий из трёх рот унтер-офицеров и одной офицерской роты. Советские бойцы пулемётным огнём и в рукопашной схватке истребили до 300-т человек и заставили их отступить. Без участия штрафников не обошлось сражение под курском. Это было, пожалуй, единственный случай, когда командование Вермахта собрало в один кулак все находившиеся на Восточном фронте штрафбаты и бросило их в бой.

Они наступали на всём пути, но в итоге успеха не достигли. Вот что говорил взятый в плен на Орловском участке фронта ефрейтор из штрафников Геральд Зейсрел:

Прибыв в район боёв, подразделения с ходу были брошены в атаку против русских войск. За один час девятая рота потеряла 56 солдат убитыми и 15 ранеными. А остальные бежали с поля боя, примерно такая же ситуация была во всех штрафбатах, переброшенных под Курс. Преодолев минные поля по заранее подготовленным проходам, батальоны попали под сильный огонь советской артиллерии, танков и пехоты. Понесли большие потери и отступили. 19 июля советские войска перешли в наступление на Орловском направлении. Немецкое командование организовало 12 контратак, с участием штрафников. Но остановить наступающие войска им не удалось.

После этого немцы отказались использовать всех дисциплинарных батальонов на одном участке и растасовали их по всей линии фронта. В боях на Украине особенно прославился немецкий офицерский штрафбат. Который очень упорно оборонялся в окруженном Тернополе. Он стал костяком гарнизона, составленного из разнородных частей. Уличные бои в Тернополе носили упорный боевой характер. Своей крайней ожесточенностью напоминали Сталинград.

С гарнизоном хотели покончить как можно быстрее, но быстрой победы не получилось. 9 марта советские войска вошли в Тернополь завязав уличные бои. Штрафники укрылись в подземелье Доминиканского монастыря, где нашли надежное укрытие от огня артиллерии. И встречали огнём наступающих красноармейцев. Лишь 15 апреля город был освобожден. Такие батальоны существовали в сухопутных, воздушных войсках, военно-морских и в СС.

Штрафники СС использовались в борьбе с партизанами. Кроме этих батальонов немцы 1-го октября 1942 года, также создали формации солдат второго класса. 999 батальоны и испытательные заведения организации ТОТО. Сюда присылали тех, кого признавали не достойными носить оружие. Попавших сюда военнослужащих лишали выслуги, званий и наград.

Сюда попадали те, кто совершал серьезные уголовные преступления. Отказывался от выполнения приказа, бил вышестоящих командиров или вовсе был замечен в активном сопротивлении нацистскому режиму. А также тех, кто не справлялся в 500-ых батальонах. В этих подразделениях как правило о реабилитации и амнистии речь не шла.

Теперь ещё немного о боях в которых участвовали штрафные батальоны. 540 штрафной батальон участвовал в операции против советской ударной армии, у мясного бора весной 1942 года. За 2 месяца боёв был полностью уничтожен его переменный состав, свыше тысячи человек. Но уже в начале июня в него прибыло пополнение из 410 штрафников. За один день 16 августа батальон теряет около 300 человек. В боях за Синяевские высоты под Ленинградом батальон за 3 дня теряет свыше 700-т человек.

Также среди штрафников было особое подразделение, под названием дивизия СС Дирлевангер. Сам командир Оскар Пауль Дирлевангер имел психические отклонения. Подразделение в 41-ом году отправили в Польшу для борьбы с местными партизанами где они прославились своей жестокостью, затем группу Дирлевангера перебросили в Белоруссию. Там они побили собственный рекорд, уничтожив за день 1050 человек, в основном женщин детей и стариков.

В 1943-ем году группу послали на фронт, там они потерпели сокрушительное поражение и были отправлены в тыл для переформирования. С тех пор отряд выполнял боевые задачи только в тылу. Дивизия также прославилась своей жестокостью во время польского восстания в Варшаве. После войны, почти все бойцы этого подразделения были расстреляны.

Уважаемый гость, если вам понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Ждём вас снова на нашем канале.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: