0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Звездные войны» советской архитектуры

Содержание

Архитектура Star Wars — Architecture of Star Wars

Архитектура в Star Wars включает в себя города, здания, корабли и другие структуры вымышленной Звездные войны вселенной , как описано и показано в книгах, фильмах, комиксах и мультфильмах. Архитекторы Журнал занимает топ — 10, в том числе Звезды Смерти и Храм джедаев .

Сравнивая городские и природные среды , изображенные в Star Wars , Марк Ламстер писал , что города являются местами опасности и коррупции, в то время как силы добра находит убежище в природном мире. Он также описывает «ретро- футуристические » города в серии как между этими крайностями и местами «необычайной красоты , но сомнительного морального характера.» Он приписывает двойственное отношение к учтивости к серии создателя Джорджа Лукаса собственных чувств «о городах и городских условиях.

Параметры фильма , как правило , получили высокую оценку, но один автор принял исключение к «анахроничной архитектуре периода и скульптуре» из Star Wars: Episode I — The Phantom Menace , мотивировав это неправильно связанные третий мир здания с представлениями о невинности и примитиве в способ , который носит дискриминационный характер и унизительно.

содержание

настройки Planet

Люк Скайуокер впервые видел в Star Wars Эпизод IV: Новая надежда живет с приемными родителями в «комплексе пещер и купольных структур» на Татуин , снятом в тунисской пустыне города Matmata . Конец первого фильма был снят в Гватемальских тропических лесах , где праздник с повстанческими союзниками происходит в прогнулась области (сцена называется заимствована из Лени Рифеншталь «s 1935 нацистских пропагандистского фильм Триумфа воли ). Экзотические локали обеспечивают декорации , что не знаком с «все , кроме нескольких специалистов в незападных архитектуры», обеспечивающих фильмы с фантастическими параметрами , которые еще могли бы быть правдоподобным.

Городское планирование

Три архитектуры и планирования студентов отметили , что «последний» (1999) Звездные войны фильма (The Phantom Menace) предложил «различные варианты развития городов» в San Diego Union-Tribune истории озаглавлен «Как бы вы хотели жить на звезде Мировые войны?» В статье включены иллюстрации Корусант ( «полностью охватывается развития» и «окружен мили высоких небоскребов»), в том числе вид из Jedi здания Совета, и город Тид (вдохновленный дворца 18-го века , недалеко от Неаполя, Италия ) , На Корусканте, «Развитие простирается миль ниже поверхности города и в облака».

«Будущее города» также был изображен в Blade Runner , где «установка является чумазый, преступность охваченном в Лос — Анджелесе в 21 — м веке». Архитектура Star Wars также может быть под влиянием Стэнли Кубрика «s 2001: A Space Odyssey . Проекты продолжили работу Лукаса с его первым полнометражным фильма THX 1138 , которая показала клаустрофобии , Оруэлл „subteranean мира черно-белых пространств“ , где население покоренных с наркотиками и держало под постоянным наблюдением.

Храм джедаев

Журнал архитекторов оценили в Храм джедаев (расположенный в столице планеты Корусант ) третий по своей Десятку архитектуре Star Wars список за второй Звезды Смерти и Джабба дворец Хатта на Татуине , и впереди Корусант, столица Древнерусского Республика. Храм описан в статьекак адаптация «робастное типологию храмов майя, с дюрастила оболочкууказанную для наружных каменных стен для повышения оборонной мощи»и сказалчтобы быть зиккуратом , что «построен над Силом связующего и имеет достаточно места для учебных заведений, размещения и Джедаи Архива «. Храм имеет пять башен, самая высокая в Tranquility Spire, которые стилистически похожи на минареты окружающих Собор Святой Софии в Стамбуле . Star Wars Insider перечислял это как одна сотаябольшая вещь о Star Wars в своей сотой Специальный выпуск.

В боевых крейсерах признаков в Star Wars были описаны как примеры « супрематизм архитектуры».

Реальные мировые здания, имитирующие Звездные войны

Сан — Франциско Федеральное здание по проекту Тома Мейна сравнивали с Jawa Sandcrawler признаков в Star Wars Episode IV: A New Hope . ING штаб здание (в Амстердам , Нидерланды ) было описано , как смотрит как — то из Звездных войн , которые могли бы «двигаться вперед на своих ногах». С другой стороны , Тринити — колледж, Дублин , Длинный зал Библиотека считается основой для Джедаев библиотеки Академии в Star Wars: Episode II — Атака клонов .

Инопланетный мир «Звездных войн» и новые Черемушки: «Москино» приглашает на онлайн-лекции об архитектуре в кино

Сеть кинотеатров «Москино» приглашает горожан на бесплатные онлайн-лекции из цикла «Архитектура в кино». На них интернет-пользователи смогут узнать, зачем режиссеры строили для своих картин целые города и планеты, как архитектура создает необходимую атмосферу в фильме и какую роль она играет в зарубежном и русском кинематографе XX — начала XXI века.

Прямые трансляции лекций пройдут на официальной странице сети «Москино» в социальной сети «Фейсбук», а также на сайте организации. Там же можно будет ознакомиться с их расписанием. Лекции проведет историк архитектуры и основатель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов.

Как сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы, всего запланированы четыре онлайн-встречи, они состоятся 13, 15, 20 и 22 мая. Каждая начинается в 19:00. Предварительная регистрация не требуется, а вот фильмы рекомендуют посмотреть заранее.

«Лекции посвящены кинематографу разных стран и эпох. Можно будет узнать о значении архитектуры в известных советских и российских фильмах, в европейских картинах 1920-х и американском кино 70–80-х», — отметила Наталья Сергунина.

Первая лекция под названием «От “Метрополиса” до “Бегущего по лезвию”» намечена на 13 мая. Речь пойдет о европейских лентах 1920-х годов и голливудских 1970–1980-х. Онлайн-пользователям расскажут о знаменитой немой киноленте «Метрополис» (1927), снятой немецким режиссером Фрицем Лангом в жанре научно-фантастической антиутопии. Действие картины происходит в вымышленном городе, где архитектурный стиль ар-деко символизирует мир богатых людей, а функционализм — мир бедняков. Кроме того, зрителям расскажут о том, как создавали инопланетную архитектуру в киносаге «Звездные войны» (1977–1983) Джорджа Лукаса и почему в фильме «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика здание гостиницы сводит с ума главного героя. На лекции также поговорят о фильмах «Время развлечений» (1967) Жака Тати, «Спящий» (1973) Вуди Аллена и «Бегущий по лезвию» (1982) Ридли Скотта.

Читать еще:  КАМАЗ, вездеход 6х6 или 4х4, технические характеристики тягача 43118, история создания, предназначения и задачи, современные модели

20 мая пройдет онлайн-лекция под названием «От “Аэлиты” до оттепели». На ней поговорят уже о советском кинематографе — от 1920-х до 1960-х годов. Так, пользователи узнают, как создавали «марсианскую» архитектуру для немой киноленты «Аэлита» (1924) Якова Протазанова. Кроме того, Айрат Багаутдинов обсудит со зрителями комедии «Новая Москва» (1938) Александра Медведкина о знаменитой советской реконструкции столицы и «Черемушки» (1962) Герберта Раппапорта. Действие этой картины разворачивается в районе, застроенном домами нового типа. Впоследствии их стали назвать хрущевками. Еще в программе лекции фильмы «Третья Мещанская» (1927) Абрама Роома, «Наследный принц Республики» (1934) Эдуарда Иогансона, а также картина Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1967).

На 22 мая запланирована онлайн-встреча под названием «От “Иронии судьбы” до наших дней». В ней речь пойдет об отечественном кино 1970–2010-х годов. Айрат Багаутдинов объяснит, как архитектура может послужить завязкой для сюжета фильма на примере картины Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» и что могут рассказать малочисленные и странные сооружения постапокалиптического мира о его жителях в фильме Георгия Данелия «Кин-дза-дза!» (1986). Лектор вместе со зрителями также вспомнит, как выглядела столица на рубеже XX и XXI веков, и обсудит фильм «Москва» (2000) Александра Зелдовича. Речь на лекции пойдет и о фильмах «Любить человека» (1972) Сергея Герасимова, «Курьер» (1986) Карена Шахназарова и «Шпион» (2012) Алексея Андрианова.

А 15 мая на онлайн-лекции «От “Охотников за привидениями” до “Шоу Трумена”» Айрат Багаутдинов познакомит интернет-пользователей с миром зарубежного кино 1980–2010-х годов. Так, можно будет узнать, почему именно небоскребы стали символом городской жизни в антиутопии британского режиссера Терри Гиллиама «Бразилия» (1985) и где еще, кроме павильонов, снимали идеальный американский городок для фильма «Шоу Трумана» (1998) Питера Уира. Зрители увидят, какую роль сыграла архитектура в голливудских лентах «Гаттака» (1997) Эндрю Никкола и «Эквилибриум» (2002) Курта Уиммера.

«Москино» — учреждение в структуре Департамента культуры города Москвы, управляющее сетью городских кинотеатров. Ежегодно организация проводит сотни ретроспектив, фестивалей авторского кино, киноклубов, премьер и встреч с режиссерами, а также курирует общегородской фестиваль «Ночь кино». В сеть входит 13 кинотеатров, в том числе «Космос», «Салют», «Звезда», «Факел» и «Юность». В синематеке «Москино» хранится около девяти тысяч пленочных копий советской классики.

Архитектура Звёздных войн

Звёздные войны легендарная вселенная известная во всем мире, поклонники которой просто обожают неотразимую сюжетную линию и драматические космические битвы. Одним из лучших способов показать глубину истории со всей её сложностью и привлекательностью может архитектура, которая предлагает наиболее визуально яркое сочетание истории, культуры и технологий. В результате вселенная Звездных войн усеяна огромным множеством самых разнообразных сооружений, от древних храмов до футуристических плавучих городов.

В данной статье телеграм канала MAG Architecture мы вспомним семь самых известных построек и сооружений вселенной Звёздных войн.

Великий Храм на Явине 4

Великий Храм, обычно называемый храмом Массасси, был построен на Явине 4, чтобы поклоняться Наге Садоу, Властелину ситхов, который поработил и мутировал Массасси с помощью алхимии Ситхов. В Храме позже размещалась база Альянса повстанцев, известная как База Массасси и Праведный джедай.

Внутренне Великий Храм был разделен на четыре уровня, каждый из которых представлял собой шаг зиккурата. Каждый последующий этаж после верхнего уменьшался в арифметической прогрессии, на каждом из которых были небольшие камеры и коридоры идущими по внешнему периметру этажа. В центре Храма располагается большое открытое пространство под открытым небом.

Был показан: Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда

Плазменный очистительный комплекс, Набу

Плазменный очистительный комплекс представлял из себя крупную трехглавую конструкцию, возведенную на скале рядом с Королевским дворцом Набу в городе Тид. Комплекс должен был извлекать огромное количество редкой плазмы из ядра планеты, в состав очистительного комплекса вошли ангар и главный генератор электроэнергии города, а также штаб-квартира Королевских сил безопасности Набу.

Внутри первой из трех куполообразных конструкций, наиболее близких к ангару, находилась, казалось бы, бездонная добывающая шахта. Полусферическая камера с черными панельными стенами, которые постоянно контролировали и компенсировали изменение давления, вал пересекался несколькими кольцами подиумов. Ряд из двенадцати равномерно разнесенных валов ускорения взлетал со дна ямы и наверх.

Был показан: Звездные войны: Эпизод I — Скрытая угроза

Храм Джедаев на Корусанте

Храм джедаев (также известный как Дворец джедаев) был штаб-квартирой ордена джедаев до окончания Великой войны ситхов и Великой джедайской очистке, а также был местом для начинающих джедаев, бюрократических комнат и общежитий. Главный объем зданий, который возвышался на километр вверх над крышами окружающих зданий, имел вид крепости, но на самом деле был местом медитации и нежного отражения.

Храм джедаев располагался в стратегически изолированном районе Корусанта, который был окружен Сенатским округом, храм покоился на большом городском квартале в Храмовом районе. Скрытый в сердце храма зиккурат был верхушкой Священного шпиля, возвышающейся горы, которая поднималась из земной коры. Самая верхняя вершина горы разразилась с вершины основания Храма и сформировала основы его центральной башни, Спокойный шпиль. В окружении пик высотой самой высокой башни, находились четыре более короткие башни, расположенные на ординарно ориентированных сторонах комплекса. Каждый из них содержал палату Совета на высшем уровне и служил залами заседаний четырех советов джедаев. Форма зиккурата здания, в сочетании с пятью шпилями, была призвана символизировать восхождение джедая на просветление через Силу.

Был показан: Звездные войны: Эпизод I — Скрытая угроза, Звездные войны: Эпизод II — Атака клонов, Звездные войны: Эпизод III — Месть Ситхов.

Королевский дворец Тида, Набу

Королевский Дворец Тида был массивным комплексом песчаноподобных блоков, сформированных в башни и ротонды с куполами, покрытыми зеленой плиткой. Являлся доминантой города, это был дом планетарного правительства и назначения иностранных дипломатов и послов. Центральная структура в форме барабана заняла большую часть комплекса, причем более высокая и более узкая башня была самой высокой точкой. Построенный на скале, у дворца было несколько сторожевых вышек на каменистом склоне, помещённом туда для обнаружения атаки сзади и из долины внизу. Дворец постоянно достраивался, в результате появлялись новые корпуса, при каждой новой администрации.

Читать еще:  Производство пневматики

Дворец был окружен огромным садовым комплексом. Вода из бассейна в саду была способна сливаться около ближайшего к нему моста. Ворота безопасности требовали пароль для входа и выхода в сад. Секретный проход вел через сад к Ангару в очистительный комплекс. Дворец был заполнен уникальными изразцами и скульптурами, созданными собственными мастерами Набу. Королевский дворец был витриной великих скульпторов и мастеров планеты.

Был показан: Звездные войны: Эпизод I — Скрытая угроза, Звездные войны: Эпизод II — Атака клонов, Звездные войны: Эпизод III — Месть Ситхов.

Облачный город, Беспин

Облачный город был форпостом и колонией для добычи газа тибанны на планете Беспин, названной как таковая, потому что она постоянно была окружена гигантскими облаками. Основной объем в форме блюдца был 16,2 км в диаметре и 17,3 км в высоту. Город расположился на 60 000 километров выше ядра планеты. Облачный город состоял из 392 уровней, в дополнение к нулевому уровню, верхнему уровню площади. Структура комплекса была следующей:

• Уровень 1-50: Туристический район, состоящий из роскошных отелей и казино, которые сделали город знаменитым во всех частях Внешнего кольца.

• Уровень 51-100: Высококлассные жилые помещения.

• Уровень 101-120: Административные офисы.

• Уровень 121-160: Частные промышленные районы с печально известной репутацией, известной как Порт-Таун.

• Уровень 161-220: Общее жилье работников объекта.

• Уровень 221-280: Заводы.

• Уровень 281-370: Газоперерабатывающие заводы и кварталы горняков.

• Уровень 371-392: содержит 36 000 репульсорных двигателей и генераторов, которые удерживали город на плаву и на месте.

Был показан: Звездные войны: Эпизод V — Империя наносит ответный удар, Звездные войны: Эпизод VI — Возвращение джедая.

Большая избирательная палата, Корусант

Палата Великого созыва, также называемая Сенатом Ротонда, Сенатская арена, Сенатская палата, Великая Ротонда, была самой большой комнатой в здании Сената, в Сенатском районе на Корусанте и в центре Галактического Сената. Комната была более 100 метров в высоту и состояла из 1024 площадок для делегаций со всей галактики. Интерьер помещения был омыт лавандой; древние дизайнеры выбрали такой цвет, поскольку это был единственный оттенок, который исторически не ассоциировался с трауром, гневом или войной в республике. В центре обширной палаты доминировал подиум, используемый Верховным канцлером, заместителем председателя и старшим административным помощником для координации сессий.

Был показан: Звездные войны: Эпизод I — Скрытая угроза, Звездные войны: Эпизод II — Атака клонов, Звездные войны: Эпизод III — Месть Ситхов.

Звезда Смерти

Орбитальная станция DS-1, известная неофициально, но чаще как Звезда Смерти или Звезда Смерти I, была массивным имперским сооружением и одновременно сверхоружием. Станция предназначалась для обеспечения законности и порядка во всей империи с возможностью разрушения планет. Основная структура станции была сферой размером с небольшой лункой, с километровыми траншеями, содержащими стыковочные отсеки вокруг экватора Звезды Смерти. Это было воплощение Доктрины Таркина. Из-за его размера и формы он иногда принимался за небольшую луну.

Первая Звезда Смерти, как и ее преемница, была разделена на два полушария, каждая из которых подразделялась на 12 контролируемых мостами зон. Северное полушарие удерживало основное вооружение станции, грозный суперлазер. Это оружие имело внешний вид чаши шириной в несколько километров. Говорят, что Звезда Смерти составляла восемьдесят четыре отдельных внутренних уровня, расположенных на юге и на севере. Каждый уровень был разделен на 257 под-уровней. Ряд стыковочных отсеков «Звезды Смерти» был зарезервирован как служебные стыковочные отсеки для высокопоставленных сотрудников, оснащенных более крупными объектами и более значительной защитой.

Был показан: Звездные войны: Эпизод III — Месть Ситхов, Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда

Ставьте лайк, делитесь, комментируйте и подписывайтесь.

А какое сооружение Вам больше запомнилось во вселенной Звездных войн?

Что думали о «Звёздных войнах» в Советском Союзе

Впервые я посмотрел «Звездные войны» ранней зимой 1988 года — в полулегальном видеосалоне. За вход там брали рубль, что примерно равнялось стоимости полного обеда (с так называемым «мясным» салатом) в институтской «столовке». Сначала страждущим показали «Возвращение джедая», потом, через пару недель, «Новую надежду». Эпизод «Империя наносит ответный удар» в то время мне увидеть не довелось. На широком экране я посмотрел всю трилогию в августе 1991 года, как раз в дни путча, когда проводил каникулы в Мурманске: шел по проспекту Ленина и увидел рекламу, после чего на шесть часов погрузился в феерическое зрелище.

Я не скажу, что являюсь большим поклонником «Звездных войн», но, конечно, осознаю и признаю вклад кинотрилогии Лукаса в мировую культуру, в том числе и советскую/российскую. Тем интереснее поглядеть, как кинотрилогию интерпретировали в советской публицистике, когда «Звездные войны» еще не были доступны для просмотра. Привожу несколько цитат из книг тех лет (расставил не произвольно, а с некоторым внутренним смыслом; выделил жирным самые забавные места; орфография и грамматика соответствуют оригиналу). Сохраним их для истории.

Авдуевский В.С., Рудев А. И.
«Звездные войны» — безумие и преступление (1986)

Предложенная программа милитаризации космоса — «стратегическая оборонная инициатива» (СОИ) получила известность как программа «звездных войн» по аналогии с названием трехсерийной киноленты Джорджа Лукаса, повествующей о космических баталиях землян со злыми обитателями некоей планеты Джедай. (стр. 78–79)

Разлогов К.Э. Конвейер грез и психологическая война. Кино и общественно-политическая борьба на Западе 70-80-е годы. (1986)

с.50
«Возвращение Джедай» — третий фильм из цикла «Звездные войны» — вышел на экраны в 1983 году. Выкрутасы приключенческого сюжета, легендарно-сказочные мотивы, мелодраматическая любовная интрига искусно маскировали зловещую сущность антикоммунистических планов милитаризации космоса.

с.54-55
Таков экономический механизм «боевика», вызвавшего весьма противоречивую реакцию в мире: от провозглашения фильма «пропагандой милитаризма» до утверждения его «революционной», чуть ли не антиимпериалистической направленности. Наиболее трезвые комментаторы недоумевали, как этот, по существу, детский кинокомикс мог привлечь к себе такое внимание не только массовой аудитории, но и критики. Ведь по своему непосредственному содержанию история противостояния героев мрачной «черной звезды», поединки на лазерных мечах и поддерживающие то порок, то добродетель сверхъестественные силы не менее условны, чем образы традиционных волшебных сказок.

Читать еще:  Почетный караул России, выступления оркестра в Кремле и у Вечного огня в Москве, оружие роты, форма и сапоги солдат

Однако вовсе не исключено, что на Западе в условиях антикоммунистической истерии «черная звезда», местонахождение которой однозначно определено вступительным титром: «Давным-давно в далекой галактике», может представляться массовой аудитории как центр «мирового коммунизма» — «империи зла», по известной формулировке президента США. Такая трактовка получает поддержку в телевизионной продукции и кинолентах, где в сходных космических приключениях злодеями впрямую выступают «агенты КГБ», а защитниками «невинности» — стопроцентные американцы из ЦРУ.

Что же касается «Звездных войн», то именно идеологическая немаркированность противоборствующих сил на экране гарантирует максимальную широту аудитории, в том числе и по экспортным каналам, а это, в свою очередь, делает не только возможным, но и вполне вероятным появление полярных по своей сути интерпретаций.

Далее вступает в силу «обратная связь»: с нарастанием антисоветизма в последующих картинах цикла возникает все больше актуальных «намеков», а перспектива милитаризации космоса узурпирует наименование «звездные войны», что, как не без оснований отмечали многие наблюдатели, приводит к облегченному — по типу «комикса» — восприятию массовым сознанием весьма зловещих по своей сути планов Пентагона.

Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. (1985)

с.298-300
Все же потребовалось почти десятилетие, прежде чем высокопрофессиональный американский режиссер Джордж Лукас смог положить начало пресловутому сериалу «Звездные войны» (1977), «Империя наносит ответный удар» (1980) и «Возвращение Джедая» (1983). Лукас действительно положил только начало этой трилогии, так как на постановку двух последующих фильмов он пригласил других режиссеров, оставив за собой общее художественное руководство.

Эффектные с технической точки зрения, эти супербоевики по содержанию представляют собой сказку приключений, но политизированную и при всей ее кажущейся наивности с тенденциозной моралью и подтекстом.

…Где-то в далекой галактике на смену прекрасной Республике приходит тираническая Империя во главе с деспотом Дартом Вейдером. В движении Сопротивления активное участие принимает принцесса Лейя Органа. Она пытается бежать на другую планету, похитив планы создания нового страшного оружия Империи — Звезды Смерти, но попадает в плен. «Операцией» по ее освобождению руководят бывший республиканский лидер Кеноби, который в дальнейшем гибнет в поединке на лучевых мечах с Вейдером, и молодой отважный рыцарь Лук Скайуокер («Небесный странник»). Им помогают бесстрашный ас Хэно Соло, огромная обезьяна с человеческим разумом Чьюбак, позолоченный человекообразный робот Си-Трипио и робот-«технарь» Арту-Дету. Вдали от Империи, на планете Татуин, они собирают могучие силы с армадой межпланетных кораблей и, победив в ожесточенном сражении, триумфально освобождают принцессу. После этого битвы с переменным успехом следуют почти непрерывно. Во всех сериях поочередно возникают фантастические животные, кошмарные чудища, полчища облаченных в устрашающие доспехи воинов на фоне помпезных декораций, кудесники, живые мумии. Есть и «космические мафиози», и мудрые гномы с шестью причудливыми пальцами на руках и ослиными ушами на головах, обладающие магической силой мыслью поднимать из болот засосанные тиной межпланетные корабли. Такой же мистической силой владели Кеноби и Вейдер, ей обучается Лук Скайуокер, а все персонажи вместо приветствия произносят как заклинание: «Да не оставит вас сила!»

Чисто зрелищные атрибуты призваны возбуждать любопытство зрителей. Они представляют собой как бы рамку, обрамляющую простенький сюжет, который строится на примитивной (значит, общедоступной) символике. Отпетые негодяи и сверхблагородные храбрецы, схватки и погони, спасения в последний момент перед, казалось, неизбежной гибелью, неустанная борьба добра со злом, преклонение перед силой напоминают стереотипы вестерна, возведенные в космические масштабы (не случайно сам Джордж Лукас окрестил свое творение «вестерном будущего»). И не беда, что мустанги здесь заменены космолетами, а кольты — лазерным оружием. Тем более впечатляющ традиционный хэппи энд: империя зла уничтожена, добро торжествует.

Вся эта «атавистическая фантазия», как не без ехидства подметил английский критик Ричард Комбс после выхода на экран еще первой серии, и особенно «триумф Воли в финальной победе, созвучны идеям заправил правых республиканцев» в современных США.

Нет надобности говорить здесь о прочих кинематографических и телевизионных «космических вестернах»: если они чем-либо и отличаются от приведенного примера, то чаще всего во всех смыслах лишь в худшую сторону.

Гаков Вл. Четыре путешествия на машине времени. Научная фантастика и ее предвидения (1983)

Сколько всего написали о фильме «Звездные войны» режиссера Джорджа Лукаса! Фильм обвиняли в пропаганде жестокости и насилия, а приглядевшись, сообразили, что страсти кипят вокруг самой что ни на есть детской сказки. В которой эдакий Джонушка-дурачок, освобождает принцессу — защитницу угнетенных из лап злодея-Кощея; а помогает молодой паре совсем уж типичный добрый волшебник. Даже начинается эта нехитрая, но виртуозно поставленная киносказка ключевыми словами, почему-то незамеченными: «Давным-давно, в очень далекой галактике…»

В «Звездных войнах» постоянно сражаются, и арсенал оружия широк: от лазерных мечей до ручных аннигиляторов-бластеров да зловещей «Звезды Смерти» — искусственной планеты-базы, способной уничтожить целые миры!

Однако именно в этой эклектике и скрыта доля иронии, и жестокость в фильме кажущаяся. Это «жестокость» детских игр с падением замертво понарошку, игр, в которых «наши» всегда побеждают «не наших». Самозабвенно рубятся на лазерных мечах герои Лукаса, заходят в боевые «пике» эскадрильи космических истребителей, удирает от погони лихой контрабандист Хан Соло со своим неразлучным другом — обезьяноподобным Чубаккой, увешанным патронташами (разве что не лентой от «максима»!) А смотришь это и вспоминаешь читаные-перечитаные «Три мушкетера». Там тоже дрались отчаянно и трупов было вволю, но никто же не обвинит французского писателя в пропаганде насилия!

Одна такая бесхитростная сказка — это еще полбеды. Страшнее другие книги и фильмы, страшит само их число. Ведь в сознании теперь уже сотен миллионов (кино!) утверждается непреходящий образ человека-c-оружием, еще уместный в историческом повествовании, но пугающий в рассказах о будущем.

Словно детская игра: плоская бумажная фигурка мальчика или девочки, которых можно «одевать» в вырезанные по специальным трафаретам наряды. Вот и фантастика обзавелась своим трафаретом: человек-с-оружием. А одевать его можно и в доспехи, и в защитный китель, и в скафандр с шевронами звездного флота. И вложить в руки то копье, а то и какой-нибудь «дезинтегратор».

Социальный опыт диктует западным писателям только такой образ человека, для него животная агрессивность — качество неизменное, имманентное; оно было, есть и пребудет во веки веков. Но как тут не воспитывать читателей в аналогичных представлениях? Замкнутый круг…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector