5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СВР, служба внешней разведки Российской Федерации, академия и сотрудники, полковники и генералы, цели, задачи и принципы деятельности

Содержание

Цели и задачи Службы

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:

  • обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Для достижения этих целей федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке» Службе внешней разведки предоставляется ряд полномочий. В том числе, установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие, и осуществление мер по зашифровке кадрового состава.

В процессе разведывательной деятельности СВР России может использовать гласные и негласные методы и средства, которые не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде. Порядок использования негласных методов и средств определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации.

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (в том числе и СВР России) осуществляет Президент Российской Федерации.

Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Руководители Службы внешней разведки несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.

Директор Службы внешней разведки Российской Федерации принимает участие в заседаниях Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности.

О Совещании руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности

Точкой отсчета для Совещания руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности является декабрь 2000 года. Тогда на московской встрече руководителей спецслужб стран Содружества было подписано Соглашение «О принципах и основных направлениях сотрудничества органов безопасности разведывательных служб государств-участников СНГ в области разведывательной деятельности» (обновленное Алма-атинское соглашение), участниками которого стали спецслужбы всех стран СНГ за исключением Туркмении, и утверждено «Положение о Совещании руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности».

В соответствии с Положением Совещание — постоянно действующий совещательный орган. Участниками Совещания являются руководители органов безопасности и разведывательных служб, заключивших Соглашение. Основной формой работы являются заседания его участников, проводимые на регулярной основе на территории государств-участников Совещания, на которых обсуждаются актуальные вопросы многостороннего сотрудничества, подготавливаются рекомендации по реализации положений Соглашения. Результаты обсуждения вопросов, включенных в повестку дня, носят рекомендательный характер.

Принятые решения позволили задействовать принцип многостороннего партнёрства, что наиболее полно отвечало интересам развития позитивных интеграционных тенденций Содружества. Встречи руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств-участников СНГ стали проводиться ежегодно как на территории России, так и других стран Содружества.

Ежегодные заседания Совещания позволяют:

— в принципиальном плане оценивать складывающуюся международную обстановку, вопросы региональной безопасности, выявлять угрозы, затрагивающие Содружество и каждую из стран-участниц, обсуждать актуальные проблемы, требующие более тесной координации действий;

— накапливать и развивать опыт сотрудничества суверенных спецслужб, на практике доказывать очевидность взаимовыгодного партнерства, проводить конструктивный обмен мнениями в отношении путей дальнейшего совершенствования механизмов и организационных форм взаимодействия.

Трибуна Совещания рассматривается его участниками как удобная площадка для выражения позиции своих ведомств по внесенным в повестку дня вопросам, а также для выступления с собственными инициативами и конкретными предложениями.

В принятых по итогам встреч заявлениях (меморандумах) формулировались выработанные Совещанием подходы к обсуждаемым проблемам, обозначались формы и методы их решения на основе дальнейшего углубления взаимодействия партнёрских служб.

Проводимые встречи неизменно находились в поле зрения высшего руководства стран-участниц. Сложилась практика приема глав делегаций президентом государства, где проводится заседание. В работе форумов участвуют представители политического руководства и силовых структур принимающей стороны. Главам государств докладывается об итогах заседаний, принятых решениях и достигнутых договоренностях.

Продуктивными и насыщенными являются проводимые в рамках работы Совещания двусторонние и многосторонние контакты руководителей спецслужб. Они позволяют обменяться мнениями по широкому кругу проблем, обсудить «острые» и «деликатные» вопросы, передать партнерам актуальные сведения по отдельным интересующим их темам, договориться о проведении совместных мероприятий в различных областях оперативной деятельности. Двусторонние встречи полезны и с точки зрения установления личных контактов со вновь назначенными руководителями партнёрских спецслужб, выяснения их позиций по широкому спектру оперативных, политических и организационных вопросов.

В сочетании с работой других форумов по линии Советов безопасности, контрразведывательных и иных спецорганов и оборонных ведомств деятельность Совещания позволяет создать цельную картину в многогранном процессе обеспечения безопасности Содружества Независимых государств.

Сегодня можно констатировать, что на платформе Совещания в полном соответствии с базовыми принципами СНГ — равноправием, самостоятельностью и максимальным учетом интересов каждого участника, осуществляется формирование надежного механизма взаимовыгодного сотрудничества, призванного стать важной составной частью межгосударственных отношений.

В сложный период существенных изменений во внешней политике и мировой экономики, глобализации вызовов и угроз перед разведывательными службами стоит задача по повышению качества и результативности работы по всем основным направлениям их деятельности. Объединение усилий позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы и добиваться лучших результатов. Совещание является оптимальной площадкой для придания процессам сотрудничества дополнительного импульса.

СВР, служба внешней разведки Российской Федерации, академия и сотрудники, полковники и генералы, цели, задачи и принципы деятельности

В систему национальной безопасности России[80] входят специально создаваемые государством органы – органы внешней разведки Российской Федерации.

Внешняя разведки Российской Федерациикак совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки РФ — является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств (ст. 1 ФЗ «О внешней разведки»).

Эти органы представляют совокупность различных ведомств, включающих комплекс входящих в него организаций, осуществляющих разведывательную деятельность.

Разведывательная деятельность – комплекс мероприятий, проводимых органами внешней разведки с целью добывания и обработке информации о событиях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность проводится для выявления:

территориальных претензий к РФ;

фактов вмешательства во внутренние дела РФ;

попыток игнорировать (ущемлять) интересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

наличия очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников;

создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;

расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ;

ввода иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

создания, оснащения и подготовки на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях РФ и ее союзников;

нападения (вооруженные провокации) на военные объекты РФ, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ, границах ее союзников и в Мировом океане;

Читать еще:  Гексоген - взрывчатое вещество, аналоги и мощность в тротиловом эквиваленте, история изобретения и формула, физические и химические свойства, применение

враждебных, наносящих ущерб военной безопасности РФ и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действий;

дискриминации, подавления прав, свобод и законных интересов граждан РФ в иностранных государствах; международный терроризм.

Разведывательная деятельность, осуществляется в целях (ст. 5 ФЗ « О внешней разведки»):

· обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

· обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

· содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

. Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также иных, не предусмотренных этим Законом целей.

Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция РФ, международные правовые акты, регулирующие наиболее важные отношения в сфере разведывательной деятельности (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.), ФЗ «О внешней разведки», другие федеральные законы, указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1349 «О директоре Службы внешней разведки Российской Федерации») и постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 29 января 2005 г. № 45 «О порядке предоставления сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации и членам их семей единовременных выплат, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «О внешней разведке»), касающиеся внешней разведки Российской Федерации.

Органы внешней разведки России издают в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующих их деятельность.

Разведывательная деятельность, осуществляется на основе принципов:

· разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;

· уважения прав и свобод человека и гражданина;

· подконтрольности Президенту РФ и Федеральному Собранию;

· сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия (ст.6 ФЗ «О внешней разведки»:

1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;

4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;

5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;

7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном законом;

10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;

11) обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;

12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Так, они вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства. Эти методы и средства не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде, не допустимы в отношении граждан Российской Федерации на ее территории.

Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации, содержание которых по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.

Получаемая органами внешней разведки разведывательная информация, предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют разведывательную деятельность как самостоятельные, так и входящие в их структуру других федеральных органов исполнительной власти.

Служба внешней разведки РФ осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за пределы территории Российской Федерации ее граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (Главное разведывательное управление) → в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательную деятельность осуществляют также и органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент РФ:

· определяет задачи разведывательной деятельности;

· контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

· принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой Российской Федерации, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

· назначает руководителей органов внешней разведки Российской Федерации;

· утверждает Положения об органах внешней разведки Российской Федерации.

Закон предусматривает, что за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется парламентский контроль.

Примечание. Парламентский контроль осуществляется Государственной Думой, Советом Федерации и Счетной палатой РФ. К его осуществлению допускаются только лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Действия членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, сотрудников аппаратов палат Федерального Собрания не должны создавать угрозу разглашения сведений о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах.

Прокурорский надзор за исполнением федеральных законов органами внешней разведкиосуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченным им прокурорами. При этом сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки Российской Федерации конфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствах, осуществления деятельности органов внешней разведки Российской Федерации, в предмет прокурорского надзора не входят.

18. 2. Система органов внешней разведки

Разведывательная деятельность органов внешней разведки осуществляется Службой внешней разведки, Главным разведывательным управлением Генерального штаба и Федеральной службой безопасности.

Порядок взаимодействия этих органов в области обеспечения безопасности определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными актами.

Служба внешней разведки РФ является самостоятельным органом внешней разведки.

Историческая справка. В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности РФ был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. «Об образовании Службы внешней разведки РСФСР». Она была образована на базе Центральной службы разведки СССР. В соответствии с законодательством все здания и сооружения, материальная база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество Центральной службы разведки перешли в государственную собственность РСФСР и переданы Службе внешней разведки РСФСР. В дальнейшем создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ (Служба внешней разведки РФ — СВР России) осуществлялись в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 8 июля 1992 г. N 3245-1 «О внешней разведке». 10 января 1996 г. принят новый закон «О внешней разведке», который определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

Читать еще:  Самодельная пневматика

В настоящее время Службе внешней разведки Российской Федерации придан статус федеральной службы.

В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06. 2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определены задачи федеральной службы. Согласно п. 1 Указа Президента СВР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы.

Службу внешней разведки РФ возглавляет директор. В пределах своей компетенции Служба внешней разведки РФ издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ.

Организационная структура Служба внешней разведки РФ (схема 23).

Служба внешней разведки России (СВР РФ) — самая засекреченная служба страны

У всякого полноценного государства должны быть специальные службы, которые занимаются разведывательной деятельностью за пределами своих стран. Имеется такая служба и в России. Называется она Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ). По вполне понятным причинам эта служба строго засекречена, и потому узнать о ее конкретной деятельности и достигнутых результатах можно лишь в общих чертах.

Этапы становления службы внешней разведки России

Принято считать, что история внешней разведки России начинается в 20-х годах минувшего века. Именно тогда в структуре ВЧК создали особое подразделение, названное Иностранным отделом (ИНО). Главной его задачей было создание резидентур и агентурных сетей за пределами Советской России. В то время отечественные внешние разведчики своим главным врагом считали укрывшихся в различных зарубежных странах белогвардейцев.

В период Великой Отечественной войны советская внешняя разведка по понятным причинам стала действовать иначе. В то время ее деятельность можно было разделить по двум направлениям. Первое направление заключалось в том, что сотрудники действовали в тылах и штабах фашистской Германии и ее союзников, добывая важную военную информацию, и тем самым внося свой вклад в общую победу. Вторым направлением Отечественной внешней разведки в те годы была организация диверсий в тылу врага и ведение боевых действий.

Когда закончилась Великая Отечественная война и разразилась холодная война, сотрудники советской внешней разведки активно действовали в странах Запада, добывая для страны ценную секретную и оперативную информацию. Именно в этот период страна и весь мир смогли узнать имена некоторых самых выдающихся советских разведчиков, таких, например, как Рудольф Абель.

В 1991 году, когда Советский Союз доживал свои последние дни, и на его месте образовывались новые суверенные государства (в том числе, и Россия), была образована Центральная служба разведки, названная вскоре Службой внешней разведки. Одновременно с переименованием отчасти изменились и задачи российской внешней разведки. Было объявлено, что российская Служба внешней разведки отныне не будет стремиться проникать во все страны, а станет работать лишь там, где могут иметься интересы Российской Федерации. Кроме того, тогда же было заявлено, что новая российская внешняя разведка не должна больше вступать в конфронтацию с аналогичными службами стран Запада, а, наоборот, всячески с ними сотрудничать.

В какой мере и в какую именно сторону изменились ориентиры, задачи и цели российской внешней разведки в данное время, сказать сложно ввиду засекреченности данной службы. Впрочем, бывший полковник СВР Станислав Лунёв не так давно открыто заявил, что в настоящее время СВР работает против Соединенных Штатов намного активней, чем это было во времена холодной войны. Эти слова отставного полковника можно найти в открытом доступе. Эти же слова в 1996 году косвенно подтвердил и сбежавший в Англию сотрудник российской СВР, выдавший западным спецслужбам координаты более тысячи законспирированных российских разведчиков.

Кто руководит Службой внешней разведки

За все время существования российской СВР (начиная с 20-х годов минувшего века) во главе этой организации стояли в общей сложности 33 человека. Одни имена руководителей история сохранила, другие имена известны лишь самому узкому кругу. Некоторые из руководителей продержались на своем руководящем посту достаточно долгое время, другие – в буквальном смысле несколько месяцев, а то и недель. Кто-то из руководителей в дальнейшем ушел в другие службы или на пенсию, кого-то арестовали и расстреляли.

В настоящее время во главе СВР России стоит Нарышкин Сергей Евгеньевич. Официально его должность называется Директор СВР. Такая должность соответствует званию генерала армии. Правом назначения на должность Директора СВР обладает исключительно Президент России. Ему же Директор СВР подотчетен по службе, он же может Директора СВР с должности снять. Генерал армии Нарышкин – тридцать четвертый по счету руководитель внешней разведки России. Штаб-квартира этой федеральной службы находится в Подмосковье, ее пресс-центр расположен в Москве.

Общие сведения о структуре СВР

В своей деятельности СВР РФ руководствуется федеральным законом «О внешней разведке». В соответствии с законом, структура СВР состоит из:

  • Добывающего аппарата. На сотрудников данного подразделения возложена задача сбора интересующей информации;
  • Аналитического аппарата. Здесь сотрудники занимаются анализом добытой информации;
  • Оперативно-технических служб;
  • Вспомогательных служб;
  • Кроме того, структура включает в себя систему, занимающуюся подготовкой кадров.

По заверениям руководящих лиц СВР, такая структура не является застывшей. Наоборот, она достаточно гибка, и может меняться в связи с новыми задачами и сменой обстановки.

Подробнее о деятельности СВР России

  1. Политическое направление российской разведки. В обязанность сотрудников этого направления входит добывание всяческой информации, касающейся того или иного аспекта политики, проводимой правительствами других стран. Внешнеполитические установки, намерения и проекты законов иностранных правительств интересуют сотрудников данного направления прежде всего. Кроме того, российские разведчики собирают сведения о планах и конкретной деятельности заграничных и международных общественных и политических структур (партии, общественные движения и пр.), а, кроме того, планы, намерения и конкретные дела ведущих зарубежных политиков и общественных деятелей. Разумеется, все это делается в целях обеспечения интересов России;
  2. Аналитическое и научно-исследовательское направление. Здесь обрабатываются, анализируются и обобщаются полученные сведения, готовятся аналитические документы по тому или иному важному вопросу, касающемуся, в первую очередь, всяческих глобальных международных процессов и явлений. После обработки аналитические выводы представляются высшим должностным лицам российского государства;
  3. Экономическое направление. Исходя из названия, основным интересом этой службы является все, что связано с экономикой других стран, зарубежных экономических структур и финансовых институтов. Сотрудников этого направления интересует, что творится на сырьевых рынках, на валютных и на рынках металлов и пр. В задачу экономических разведчиков входит также создание выгодных для России условий, при выполнении которых Россия смогла бы достичь успехов во внешнеэкономической деятельности;
  4. Научно-техническое направление. Здесь сотрудники призваны находить упреждающую информацию о всяческих технических, а также научных новшествах. Первоочередной интерес представляют различные инновации, связанные с изобретением нового вооружения;
  5. Служба внешней разведки. Первая обязанность этой службы состоит в обеспечении безопасного пребывания российских официальных лиц и граждан за границей. Служба внешней разведки противодействует спецслужбам других стран, а также криминальным структурам, которые могут нанести вред стране. В последнее время данная служба противостоит также организованным международным преступным сообществам (наркобизнес, терроризм, незаконное распространение всяческих видов вооружений, торговля людьми и пр.).

Полномочия Службы внешней разведки

У СВР имеется немало специфических полномочий, которыми наделило ее федеральное законодательство:

  • Право вербовки агентуры, привлекая к сотрудничеству лиц, добровольно согласившихся на это;
  • Шифровать своих сотрудников, не разглашая, где и кем они на самом деле работают;
  • Выдавать зашифрованным сотрудникам специальные документы, в которых значится, что они работают в учреждениях и фирмах, не имеющих отношения к СВР;
  • Осуществляя разведывательную деятельность, служба взаимодействует с федеральными исполнительными властями всех уровней, если в этом возникает необходимость;
  • Обеспечивает сохранность гостайны и предотвращает ее утечку;
  • Обеспечивает безопасное пребывание российских официальных лиц и других граждан РФ во время их пребывания за пределами России;
  • Поддерживает безопасность лиц, допущенных к гостайне во время их зарубежных командировок;
  • Служба имеет право взаимодействовать с аналогичными службами других государств. Порядок такого взаимодействия оговорен в российских федеральных законах;
  • Имеет право создавать специальные учебные заведения, учреждения, где повышается квалификация ее сотрудников, учреждать научно-исследовательские институты, архивы, выпускать специальные печатные издания;
  • Обеспечивает собственную безопасность в соответствии с действующим законодательством;
  • Служба может создавать всяческие организационные структуры, если она считает, что они помогут ей эффективней исполнять возложенные на службу обязанности.
Читать еще:  Многозарядная пневматическая винтовка

Все перечисленные полномочия законодательно закреплены в федеральном законе «О внешней разведке».

Защита сотрудников Службы внешней разведки законом

Государство обеспечивает защиту всех категорий сотрудников СВР. Никто, кроме непосредственного начальства, не имеет права препятствовать служебной деятельности сотрудников СВР или вмешиваться в выполнение ими своих служебных обязанностей. Об этом говорится в упомянутом законе «О внешней разведке».

То же самое касается и лиц, конфиденциально сотрудничающих со Службой внешней разведки. Какие-либо сведения о таких лицах, равно как и все нюансы, связанные с сотрудничеством, являются государственной тайной, и рассекречиванию не подлежат никогда. В случае необходимости такие лица, равно как и члены их семей, могут быть взяты под специальную защиту.

Как можно стать сотрудником СВР

Чтобы стать разведчиком, необходимо окончить специальное учебное заведение – Академию внешней разведки. Требования к будущим разведчикам таковы:

  • Возраст от 22 до 30 лет;
  • Высшее гуманитарное либо техническое образование;
  • Отменное физическое здоровье;
  • Отсутствие троек и «неудов» во время учебы на последнем курсе учебного заведения, где кандидат в разведчики получал высшее образование;
  • Незаурядные способности к иностранным языкам;
  • Прекрасное знание русского языка;
  • Высокая общеобразовательная, научно-техническая, политическая и общекультурная подготовка;
  • Искренний патриотизм;
  • Искреннее и обоснованное желание работать в разведке;
  • Умение логически мыслить как в устной, так и в письменной форме, а также умение внятно излагать мысли на бумаге;
  • Отсутствие психологических сдвигов (экстремизм, авантюризм, религиозный экстремизм).

После прохождения медицинского и психологического освидетельствования, кандидаты на зачисление в Академию предстают перед специальной комиссией, которая в результате собеседования выявляет, насколько хорошо кандидат владеет русским языком, а также каковы его способности к иностранным языкам. По результатам собеседования комиссией выдается заключение, где указаны положительные, а также отрицательные стороны кандидата. Затем кандидат получает советы, как ему лучше устранить его отрицательные свойства, после чего оглашается решение комиссии о зачислении кандидата на обучение в академию, либо кандидату аргументированно отказывают в зачислении.

Состояние Службы внешней разведки в настоящее время

Как свидетельствуют отечественные эксперты, в настоящее время СВР России находится на высоте. В доказательство своих слов они приводят следующие аргументы.

Во-первых, СВР удалось избежать реорганизаций, которым подверглись другие российские силовые структуры. Во-вторых, профессионализм российских разведчиков за последние годы поднялся на чрезвычайно высокий уровень. В настоящее время СВР – это высокопрофессиональная, законопослушная и не подверженная влиянию какой-либо конкретной идеологии структура, способная к выполнению задач самого высокого уровня.

Как стать разведчиком? Попасть в СВР России «с улицы» вполне реально

Как заявить о себе?

Для начала стоит запомнить, что все разведчики не любят, когда их называют шпионами. А дальше — нет ничего невозможного. И даже диплом по специальности, не имеющей отношения к разведке, на пути к мечте не помеха.

«Профиль вуза большого значения не имеет, главное — базовый уровень культуры и образования, а также обучаемость, в том числе иностранным языкам», — рассказал «АиФ» руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки России (СВР) Сергей Иванов. Кадровым сотрудником СВР может стать только гражданин России, как правило, в возрасте 22-30 лет. Человек должен соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы. Все, кто думает, что «человек с улицы» не может попасть в разведку, ошибаются. На сайте СВР есть подробная пошаговая инструкция, что надо делать таким кандидатам.

Первым делом надо от руки заполнить две анкеты (есть на сайте). К ним приложить цветное фото, ксерокопии паспорта, диплома или выписки из зачётной книжки, если учёба в вузе ещё продолжается. Весь пакет документов отправляется заказным письмом по адресу: Служба внешней разведки РФ, а/я 510, Главпочтамт, г. Москва, 101000. Либо можно лично передать его в пресс-бюро СВР по адресу: Москва, ул. Остоженка, д. 51, стр. 1. «Материалы, направленные по электронной почте, факсимильной связью и т. п., не рассматриваются, — пояснил Иванов. — Персональные данные, переданные по открытым электронным каналам связи, могут стать известны третьим лицам, в том числе иностранным спецслужбам». Те, чьи документы заинтересуют СВР, получат ответ из кадровой службы в течение 30 дней с момента их получения. Кандидатов пригласят на собеседование.

В анкете есть как достаточно предсказуемые вопросы (судим — не судим, есть ли близкие родственники — иностранцы и т. д.), так и неожиданные. Например, для разведки важно, были ли среди родственников потенциального кандидата лица, погибшие в результате несчастного случая, самоубийства, при невыясненных обстоятельствах. А если человек вдруг употреблял наркотики и прочие психоактивные вещества, необходимо описать, какие ощущения он испытывал.

Какие проверки надо пройти?

«Устраиваться в разведку приходят разные люди. Попадаются и весьма странные личности. То придёт субъект, который «умеет читать мысли». Если бы умел, то сразу бы понял по моим мыслям, что надо бежать отсюда, — шутит Сергей Иванов. — Приходила женщина, которая уверяла, что может телепортироваться. Её сразу же попросили продемонстрировать эту «нужную» для разведчика способность. С тех пор не появлялась. Нередко пытаются устроиться на работу «люди-невидимки» и «умеющие проходить сквозь стены».

Но чаще попадаются те, кто преследует корыстные цели. Таких вычисляют сразу. Даже если кандидат удачно прошёл первый этап отбора, ему предстоит общение с психологами и исследование на полиграфе, где задают «неудобные» и каверзные вопросы. Карьеристов «рассекречивают» быстро и стараются не брать, потому как доверять им на 100% нельзя: в погоне за очередной звездой на погонах такие люди могут совершить роковую ошибку.

Есть и абсолютные противопоказания к службе. Например, недостаточная устойчивость к психологическому давлению. Сюда же можно смело отнести плохую память, замедленную реакцию и даже скверную эрудицию. Не каждая профессия требует такого широкого кругозора и гибкости ума, но разведчик не имеет права быть неинтересным для тех людей, которые интересуют его. Так что разведчиков-тугодумов у нас не держат. Для отсева таких кандидатов предусмотрен тройной фильтр. Во-первых, нужно получить высшее образование. Во-вторых, надо сдать специальный тест на интеллект. И в-третьих, пройти проверку на практике: моделируются конкретные ситуации, которые позволяют выявить, как человек ведёт себя в экстремальной ситуации, если сбит с толку или сильно напуган. Также, как бы пафосно ни звучало, но без патриотизма в разведку даже соваться не стоит. «Когда мы говорим о чувстве патриотизма, то, поверьте, это не какие-то высокие слова, а насущная необходимость, — поясняет Сергей Иванов. — Человек должен верить в правоту своего дела, ведь он идёт на трудности, лишения, а порой рискует жизнью ради единственной цели — служения Отечеству».

Какая зарплата?

Как бы талантлив и прекрасен ни был новоиспечённый разведчик, без обучения ему не обойтись. Могут направить на курсы, которые читают действующие разведчики и ветераны службы. А возможно, индивидуально приставят к куратору, который обучит всему. В Академию внешней разведки со школьной скамьи не возьмут. «Не каждый, кого мы приняли, учится потом в академии. Но каждый, кто поступает в академию, уже наш сотрудник», — объясняют в СВР. Причём учатся здесь не 5 лет, как в обычном вузе, а столько, сколько «рекомендовал Центр». Преподают много чего разного и интересного — международное право, иностранные языки, историю дипотношений, политологию, страноведение и так далее. Но в первую очередь — специальные дисциплины по профессии: теорию и практику разведывательной работы.

После обучения молодые сотрудники приходят в подразделения службы, где какое-то время вникают в обстановку, и уже с конкретными задачами направляются на самое важное место работы разведчика — за границу. Если у вас есть семья, то вы можете поехать вместе.

Зарплата достойная. Точные цифры в пресс-бюро не называют, поскольку они зависят от того, где ты в данный момент трудишься — здесь, в России, в центральном аппарате службы, или в командировке за рубежом. Да и в командировке страна стране рознь: всё зависит от сложности текущей обстановки и выполняемых задач. Но посоветовали ориентироваться на зарплаты военных, поскольку все разведчики являются офицерами и имеют общевойсковые звания. На них распространяются все льготы, положенные военнослужащим, — хороший соцпакет с бесплатным медобслуживанием, санаториями и военной ипотекой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector