0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк КВ-2, советская тяжелая машина, история, описание, обзор и характеристики, вид внутри и снаружи, участие в боях

Тяжелый танк КВ-2 (СССР)

Характеристики тяжелого танка КВ-2

История создания тяжелого танка КВ-2

Едва тяжелый танк КВ-1 был принят на вооружение, стало понятно, что не смотря его 76,2-мм орудие, для своего времени способное справится с любым бронированным противником, для борьбы с ДОТами и бетонными укреплениями его мощности недостаточно.

Было принято решение не выдумывать что-то заново, а просто вооружить уже существующие КВ-1 152-мм гаубицей. Для решения этой задачи были привлечены инженеры артиллерийского КБ Кировского завода, а на разработку проекта было отведено всего несколько дней.

Конструкторы были переведены на казарменное положение и работали по 16-17 часов сутки. Уже через две недели проект был готов. Новый танк не отличался изяществом форм или особой красотой — вместо аккуратной небольшой башни обычного КВ-1, на платформу был установлен по виду громадный железный короб с гаубицей М-10. Машина получила название МТ-1, но к моменту запуска в серию, ей присвоили уже новое, хорошо известное нам имя — КВ-2 (Клим Ворошилов 2).

Особенности конструкции танка КВ-2

10 февраля 1940 года в заводском тире были проведены первые стрельбы МТ-1. Ствол гаубицы первоначально оснастили крышкой, по замыслу, предохраняющей его от попадания пуль и осколков. Крышка была автоматической — открывалась только при выстреле, однако первый же реальный залп просто сорвал её, после чего стала ясна бесперспективность этой идеи.

В остальном нареканий не было и спустя неделю, 17 февраля два первых МТ-1 убыли на испытания в боевых условиях — советско-финская война была для них идеальным испытанием. Сразу же после этого машины, уже под индексом КВ-2 были приняты на вооружение РККА и запущены в серийное производство.

Башня серийных машин отличалась от прототипа — боевые стенки были закруглены, задняя часть также подверглась небольшим изменениям (однако пулемет и заднюю дверь оставили на месте), а пушка получила новую маску.

Укороченная гаубица М-10 посылала 52 кг снаряды с начальной скоростью 436 м/с. Для стрельбы применялись только фугасные снаряды с уменьшенными зарядами. Допускалось применение морского полубронебойного снаряда, но он применялся только во флоте и на складах РККА отсутствовал. Боезапас танка составлял 36 выстрелов раздельного заряжания, размещенных главным образом в башенной нише. В боекомплект входили также 3087 патронов к 2 пулеметам ДТ.

Тяжелый танк КВ-2.

По сравнению с КВ-1, экипаж КВ-2 увеличили на одного человека. Экипаж состоял из командира танка, командира орудия, помощника, наводчика, механика-водителя и стрелка-радиста.

Кроме 152-мм гаубицы КВ-2 пробовали вооружить и длинноствольными орудиями.В мае 1941 года в башню танка установили 107-мм орудие ЗИС-6, также пробовали ставить на него и 85-мм пушку Ф-39, однако ни один из этих экспериментов не был признан удачным.

Боевое применение танка КВ-2

Первые встречи солдат вермахта с КВ-2, на начальном этапе Великой Отечественной войны, можно охарактеризовать одним словом — шок. Практически неуязвимый для вражеских снарядов (в германской армии того времени редко можно было встретить орудие калибром больше 37-мм), страшный даже с виду, к тому же ведущий огонь… ну да, 152-мм снарядами, КВ-2 был чрезвычайно грозным противником.

Известны случаи когда КВ-2 в одиночку сдерживали наступление целых танковых групп противника, однако в силу того, что на весь фронт этих танков было совсем немного (всего до октября 1941 года было произведено 334 КВ-2), существенного влияния на исход сражений начального периода войны они не оказали.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

История создания КВ-2

Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. войска РККА (Рабоче Крестьянской Красной армии) остро нуждались в эффективном средстве борьбы с тяжело укрепленными оборонительными сооружениями финских войск линии Манергейма. 76 мм орудие тяжелого танка КВ-1 не подходило для подобной задачи, а использование артиллерии порой было невозможным.

Поэтому в 1940 году на Ленинградском Кировском заводе под управлением Котина был разработан танк, способный «заменить» артиллерийский расчет. Танк был разработан за две недели путем неимоверных усилий инженеров, работающих по 15 и более часов в сутки.

Первый образец танка, построенный через месяц после начала проектирования, вышел на полигон под обозначением У-1, позднее переименованный в КВ-2 (тяжелый штурмовой танк Клима Ворошилов)

Особенностью танка было его крупнокалиберное орудие – гаубица М-10Т образца 1938 года калибром 152 мм. Для установки такого огромного орудия была разработана новая башня, огромного размера. Стоит отметить, что до 1941 года КВ-2, как и КВ-1 назывался «танк с большой башней» и «танк с малой башней» соответственно. Первое испытания стрельбы показало, что танк не переворачивается при выстреле с такого огромного калибра, как думали некоторые члены комиссии. Всего было два вида башен, первая МТ-1 была отклонена из-за того, что её легко было поразить, другая же башня МТ-2 имела меньшую область поражения, и именно с ней танк пошел в серийное производство.

Интересные факты о КВ-2

Для того времени подобных танков в мире не существовало. Для немцев встреча с этим тяжелым монстром оказалась полной неожиданностью. КВ-2 не могли пробить ни 88мм ни 105мм орудия вермахта, что делало из КВ-2 настоящего стального монстра, способного поразить своим орудием любой немецкий танк.

Во время ВОВ танкам КВ-2 приходилось стрелять, тем, что под руку подвернется. Базовый запас снарядов очень быстро коначался, а эшелоны с боеприпасами подолгу не могли пробиться. Поэтому с гаубицы порой стреляли бетонобойными снарядами, коих было в избытке. При попадании такого 70 килограммового снаряда по легким немецким танкам PZ III, от них мало что оставалось. Танк раскурочивало полностью.

Вооружение тяжелого штурмового танка КВ-2

Танк КВ-2 пробовали оснастить несколькими видами орудий. Первое из них, с которым танк и пошел в серию, была гаубица калибра 152 мм М-10Т.

Данное орудие обладало целым набором недостатков, которые сводили практически к минимуму его эффективность на поле боя в поздние периоды ВОВ. Главным недостатком орудия был его вес, который делал вращение башни весьма затруднительным занятием, а на склонах и подавно было невозможно повернуть башню. Штатный электромотор попросту не мог справиться с весом башни танка. Ко всему прочему из танка можно было стрелять только во время его полной остановки. Т.к. отдача орудия попросту могла вывести из строя, как саму башню, так и агрегаты танка. Поэтому КВ-2 был весьма легкой мишенью для авиации и крупнокалиберной артиллерии.

Характеристики пушки М-10Т:

  • Масса орудия, кг — 2300
  • Боекомплект, сн., — 36
  • Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 436
  • Начальная скорость полета Бетонобойного снаряда, м/с, — 530
  • Прицельная дальность, м, — неизвестно
  • Максимальная дальность полета , м — 14000
  • Углы вертикальной наводки, град.: -3°…+18°
  • Скорострельность, выстрел./мин. — от 2 до 3.

Бронепробиваемость:

Углы склонения приведены по отношению к горизонтали.

  • Оскол.-Фугас., На расстоянии 1500 м, мм/град. — 72/60°
  • Боекомплект орудия – 36 осколочно фугасных снарядов весом в 40 кг каждый.

Дополнительное вооружение:

  • Три пулемета Дягтерева 7,62-мм. Первый спаренный с орудием, второй курсовой, третий кормовой.

Кроме гаубицы М-10, на танк КВ-2 пробовали поставить орудие с меньшим калибром ЗиС-6, разрабатываемое для танков КВ-3 и КВ-5. Испытания КВ-2 со 105 мм пушкой провалились.

Тактико-Технические Характеристики КВ-2

  • Масса, т — 52
  • Экипаж, ч. — 6. Командир, Наводчик, Заряжающий(2), Механик-Водитель, Стрелок-Радист.

Размеры танка

  • Длина корпуса, мм — 6950
  • Ширина корпуса, мм — 3320
  • Высота, мм — 3250
Читать еще:  Ножи российского флота

Бронирование КВ-2

  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 75/Неизвестно
  • Борт корпуса (верх), мм/град. — 75/Неизвестно
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 60—75/Неизвестно
  • Днище, мм — 30—40
  • Крыша корпуса, мм — 30—40
  • Лоб башни, мм/град. — 75/0
  • Маска орудия, мм/град. — 110
  • Борт башни, мм/град. — 75/0
  • Корма башни, мм/град. — 75/0

Ходовые качества танка Клим Ворошилов 2

  • Мощность двигателя, л.с. — 600
  • Максимальная скорость, км/ч — 34
  • Запас хода по шоссе, км — 255
  • Удельная мощность, л.с./т — 11,5
  • Преодолеваемый подъём, град. — 36°

Боевое применение штурмового танка Клим Ворошилов 2

Советско-Финская война(1940) — Участвовало всего 2 опытных образца.

Великая отечественная война. Всего было выпущено 334 танка КВ-2. Практически все были потеряны в начале войны.

На это есть ряд причин:

  • Частые поломки трансмиссии. На то время вся серия танков КВ имела одну из самых ненадежных трансмиссий.
  • Нехватка горючего. Из-за чего приходилось бросать танки.
  • Неопытность экипажа. Экипажи были пересажены с легких танков Т-26.

Много целых танков было оставлено на поле боя. Как раз эти самые брошенные КВ-2 активно использовали немцы.

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком

Первые бои Советско-Финской войны, в которых приняли участие тяжелые танки КВ-1, наглядно продемонстрировали эффективность этого класса бронетехники. 76-миллиметровой пушки танков было достаточно для поражения любых бронированных целей. В то же время, это оружие не позволяло уничтожать множество видов фортификационных сооружений. Если деревоземляную точку можно было разбить при помощи снаряда калибра 76 миллиметров, то для пробития бетонных стен более серьезных сооружений этого оружия уже не хватало.

Военный Совет Северо-Западного фронта предложил усилить вооружение тяжелого танка. Вместо 76-мм пушки они хотели видеть гаубицу калибра 152 миллиметра. Опыт эксплуатации полевой артиллерии такого калибра показывал ее достаточную мощь для того, чтобы эффективно бороться с серьезными укреплениями противника. Военное руководство страны одобрило это предложение и в январе 1940 года конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода (Ленинград) получило задание оснастить танк КВ-1 152-мм гаубицей. На выполнение важного задания дали всего несколько дней. Из-за этого конструкторский коллектив под руководством Ж.Я. Котина был вынужден перейти на казарменное положение. Рабочий день инженеров длился по 16-18 часов. Свободного времени хватало только на сон, да и то не всегда.

Первоначально в качестве вооружения для обновляемого танка рассматривалась 152-мм гаубица образца 1909/30 годов. Она имела подходящие для установки на танк габариты, но при этом ее характеристики были уже недостаточны. Затем взгляд конструкторов и военных пал на 152-мм гаубицу обр. 1938 года, также известную под названием М-10. Огневые характеристики этого орудия были гораздо лучше, чем у предыдущего. В то же время, казенная часть гаубицы и ее противооткатные устройства имели такие размеры, при которых требовалась новая башня. Собственно говоря, большая часть отведенного на создание танка времени ушла на создание новой башни. По сравнению с башней КВ-1 она имела большие габариты, хотя диаметр погона остался прежним. Благодаря этому не понадобились трудоемкие переделки бронекорпуса и ряда систем. Новая башня получила индекс МТ-1. Примечательно, что новый тяжелый танк с гаубицей большего калибра в документах обозначался как «танк с большой башней». Оригинальный КВ, в свою очередь, в этот период значился под названием «танк с малой башней».

В ходе глубокой модернизации танка КВ была немного изменена ходовая часть. Трансмиссия, гусеничный движитель и ряд сопутствующих систем остался без изменений. При этом был установлен новый двигатель. Дизель В-2К после доработки имел большую мощность – 600 лошадиных сил – что, однако, не дало значительного повышения характеристик. Дело в том, что новая башня утяжелила машину и весь прирост в мощности был «съеден» разницей в весе. Бронекорпус танка с толщиной катаных плит от 75 мм (лоб и борт) до 30 (крыша) обеспечивал защиту от подавляющего большинства существовавших в то время противотанковых орудий. Бронеплиты толщиной в 75 миллиметров имели хороший уровень защиты, поэтому новая башня МТ-1 собиралась именно из них. Все четыре стенки башни изготовлялись толщиной в семь с половиной сантиметров, крыша – в три, а маска орудия достигала толщины в 110 миллиметров. Из-за новой башни и более серьезного орудия «танк с большой башней» был почти на десять тонн тяжелее исходного КВ и имел боевую массу в 52 тонны. При этом удельная мощность обеих бронемашин, ввиду разных двигателей, была примерно равной и равнялась 11-11,5 лошадиным силам на тонну веса.

Вооружение «танка с большой башней» имело в своем составе одно орудие и три пулемета. 152-мм гаубица М-10 в ее танковом варианте монтировалась на цапфах в крупногабаритной башне. Система ее креплений была сконструирована таким образом, что орудие было полностью уравновешенным. Однако конструкторам СКБ-2 не удалось уравновесить всю башню целиком. Из-за этого центр тяжести башни с орудием находился не на ее оси вращения. В боевых условиях это приводило к тому, что танкистам приходилось внимательно следить за креном своей машины – при перекосе больше определенного значения электромотор поворота башни не справлялся со своей работой. Наведение орудия по горизонтали производилось поворотом башни. Углы вертикальной наводки находились в пределах от -3° до +18°. Кроме того, при необходимости экипаж танка мог производить т.н. «ювелирную наводку». Для этого башня фиксировалась, а орудие перемещалось в пределе горизонтального сектора шириной в несколько градусов. Боекомплект гаубицы составлял 36 снарядов раздельного заряжания. Первоначально планировалось выдавать танкистам только осколочно-фугасные гаубичные гранаты ОФ-530. Однако на практике новый тяжелый танк мог использовать почти любые снаряды калибра 152 миллиметра. Уже в ходе Финской войны «танки с большой башней» успешно вели огонь бетонобойными снарядами. Крупные габариты казенника орудия, а также особенности его крепления потребовали сделать в заднем листе башни специальную дверь. Через нее на заводе устанавливалась гаубица. В частях дверь использовалась для ремонта орудия, загрузки боекомплекта и посадки экипажа.

Дополнительное вооружение танка состояло из трех пулеметов ДТ. Один из них был спарен с пушкой. Два других устанавливались в шаровых установках на лобовом листе корпуса и задней стенке башни. Общий боекомплект трех пулеметов включал в себя 3087 патронов (49 дисковых магазинов).

Обновленное вооружение глубоко модернизированного танка КВ-1 потребовало увеличить экипаж. Теперь он состоял из шести человек: командир танка, командир орудия (наводчик), его помощник (замковой), механик-водитель, помощник водителя и стрелок-радист. В обязанности командира орудия и помощника входили действия, ранее выполнявшиеся одним заряжающим.

10 февраля 1940 года первый опытный «танк с большой башней» начал пробные стрельбы. Проводились они прямо на территории Кировского завода, на траншейном стенде. Стрельбы были признаны удовлетворительными, да и ходовая часть не подвела. Единственная проблема с конструкцией касалась дульной крышки. Для предотвращения попадания пуль, осколков и другого крупного «мусора» в ствол была установлена специальная круглая деталь. Открытие дула производилось автоматически, за долю секунды перед вылетом снаряда. При первом же пробном выстреле крышка была сорвана с креплений и куда-то улетела. Стало понятно, что эта деталь танка – лишняя. На втором прототипе «танка с большой башней» дульная крышка не устанавливалась, а с первого были сняты остатки механизма закрытия.

Заводские испытания нового танка продлились недолго. Уже 17 февраля оба прототипа отправились на фронт. В ходе войсковых испытаний была собрана необходимая для улучшений информация. В частности, была расширена номенклатура допустимых боеприпасов – именно укрепления линии Маннергейма стали теми объектами, благодаря которым «танк с большой башней» стал стрелять бетонобойными снарядами. Также военные высказали ряд предложений относительно компоновки новой башни. В соответствии с этими рекомендациями, во второй половине 1940 года инженеры СКБ-2 доработали ее форму. В первую очередь, переделке подверглись ее габариты. Обновленная башня танка имела меньшую высоту и обозначалась индексом МТ-2. Одновременно с этим изменили форму лобовой и бортовых плит. Для удобства сборки лоб башни стал прямоугольным, а не трапециевидным, как раньше. Также переработали маску орудия и ввели несколько менее крупных усовершенствований.

Доработанный танк с башней МТ-2 представлял собой то, что и хотели получить военные. Теперь вооружение бронемашины имело должную мощность и удобство эксплуатации. Что касается уровня защиты, то бронирование танков КВ с самого начала их боевой работы получало самые лестные отзывы. Так, после боев на лбу, бортах и башнях опытных «танков с большой башней» насчитывали десятки вмятин от вражеских снарядов. За несколько месяцев боевых испытаний ни один из них так и не смог пробить 75 миллиметров катаной гомогенной брони. В качестве примера мощи вооружения и уровня защиты новой машины можно привести слова танкиста Э. Ф. Глушака:

Читать еще:  Самая мощная пневматика

Совокупность защиты, вооружения и подвижности повлияли на решение Наркомата обороны. В начале 1941 года новый танк был принят на вооружение под обозначением КВ-2. Серийное производство было развернуто на ленинградском Кировском заводе. КВ-2 выпускался до октября 1941 года. В первые месяцы войны выпуск тяжелых танков постепенно снижался. Причиной этого были сразу несколько факторов: сложность и трудоемкость производства, тяжелое положение промышленности, необходимость эвакуации производств и т.д. Точное количество произведенных танков КВ-2 вызывает вопросы. Чаще всего приводится цифра в 330-340 машин. Однако ряд источников указывает тот факт, что пермский завод №172 успел произвести только сотню систем подвеса для гаубиц. Из этого делается вывод о соответствующем количестве собранных танков.

Несмотря на сравнительно небольшое количество изготовленных танков КВ-2, на фронтах Великой Отечественной войны они произвели настоящий фурор. Своими 152-мм снарядами тяжелые танки уверенно поражали всю имевшуюся на тот момент немецкую бронетехнику. Бронирования, в свою очередь, хватало для защиты от подавляющего большинства пушек. Более-менее нормально бороться с «Климами Ворошиловыми» второй модели могли только 88-мм зенитные пушки. Однако дуэль танка и зенитчиков не имела заранее понятного результата: за счет большего калибра танк мог уничтожить расчет орудия, не входя в зону гарантированного поражения. К тому же танкисты располагались за полноценными листами брони, а не за противопульным щитком пушки. В целом, КВ-1 и КВ-2 были грозной силой, которой стоило бояться. Однако некоторые нюансы применения, логистики и т.п. привели к печальным результатам.

В качестве примеров неудач новых танков часто приводится 4-я танковая дивизия. За первые две недели Великой Отечественной войны это соединение потеряло 22 танка КВ-2. При этом только пять из них были подбиты противником. Остальные из-за отсутствия горючего или запчастей были брошены или уничтожены экипажем. Собственно говоря, основная масса потерь советских тяжелых танков пришлась именно на небоевые инциденты. Трудности со снабжением и постоянные отступления вынуждали танкистов не ремонтировать свои машины, а бросать или уничтожать их. Тем не менее, даже в таких тяжелых условиях советские танкисты доставляли противнику массу проблем. Ярким примером этого являются воспоминания одного из немецких офицеров, служивших в 1-й танковой дивизии:

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком. Вот что записал в своем дневнике командир 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы) 25 июня 1941 года:

Уцелевшие во время отступления Красной Армии танки КВ-2 воевали в течение нескольких лет. Начиная с 1943 года, часть тяжелых танков переделывалась в ремонтно-эвакуационные машины. Дело в том, что их ходовые качества к тому времени уже не в полной мере устраивали военных, а двигатель хорошей мощности был способен обеспечить эвакуацию подбитой бронетехники. Несколько КВ-2 были захвачены Вермахтом и использовались в своих целях. В германской армии советские танки получили обозначение PzKpfw KV-II 754(r). Последний из этих трофеев был уничтожен в 45-м, во время штурма Кенигсберга.

Основной период жизни и боевой работы танков КВ-2 пришелся на самые тяжелые времена Великой Отечественной войны. Из-за этого танки несли большие потери, в первую очередь, небоевые. Это стало одной из главных причин того, что из трех с лишним сотен собранных танков до нашего времени дожил только один. Сейчас он является экспонатом Центрального музея Вооруженных сил. Интересно, что в музее ВВС Северного флота (Сафоново, Мурманская область) имеется еще один танк, похожий на КВ-2. Слово «похожий» применено здесь по той причине, что танк из Сафонова был изготовлен для съемок художественного фильма «Танк Клим Ворошилов-2» и базой для него стала другая тяжелая бронемашина – ИС-2.

По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://pro-tank.ru/
http://opoccuu.com/
http://battlefield.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://vspomniv.ru/

Тяжелый танк КВ-2: неуязвимый гигант Сталина

24 июня 1941 года в дневнике генерал-полковника Франца Гальдера появилась такая запись: «На фронте Группы Армий «Юг» появились новые русские тяжелые танки, которые вооружены, скорее всего, пушкой калибра 80 мм, или даже калибра 150 мм, что, впрочем, маловероятно». Немецкий генерал ошибался. К моменту начала войны Красная армия имела на вооружении более двухсот тяжелых танков КВ-2, вооруженных гаубицей калибра 152 мм. В то время ни одна из армий мира не имела ничего подобного ни по мощности вооружения, ни по надежности броневой защиты.

КВ-2 – это советский тяжелый танк, разработанный конструкторами Кировского завода (ЛКЗ), на базе КВ-1. Эта боевая машина предназначалась для прорыва долговременных вражеских укреплений, поэтому главной ее «изюминкой» стала мощнейшая 152-мм гаубица М-10Т. На момент своего принятия на вооружение КВ-2 (как и КВ-1) был, без сомнения, новаторской машиной, в конструкции которой были реализованы самые передовые идеи танкостроения того времени: дизельный двигатель, противоснарядное бронирование, рациональные углы наклона брони, индивидуальная торсионная подвеска и компоновку корпуса с моторным отделением в корме.

Танк КВ-2 был разработан в кратчайшие сроки и принят на вооружение в феврале 1940 года. Решение о создании танка было принято под впечатлением финской войны, учитывая опыт прорыва «Линии Маннергейма». Серийный выпуск этой машины был налажен на Кировском заводе. История тяжелого танка КВ-2 оказалась недолгой. 22 июня 1941 года началась совсем другая война, в которой советским танкистам было не до прорывов вражеских укреплений, поэтому уже в июле производство второго КВ было остановлено. Танк КВ-2 использовался в первые месяцы войны, но большая часть этих машин была потеряна на марше, еще до встречи с противником.

История создания

История танка КВ-2 началась еще в середине 30-х годов, когда советские военачальники пришли к мнению, что Т-35 – тяжелая пятибашенная машина прорыва – уже не соответствует предъявляемым к нему требованиям. В первую очередь военных не устраивал его уровень защищенности. Поэтому в 1937 году специалистам харьковского завода № 183 было поставлено задание, создать новый тяжелый танк (массой до 60 т) с противоснарядным бронированием. Вскоре к работам были подключены и конструкторы ленинградского Кировского завода, которые имели за плечами опыт создания трехбашенного Т-28.

В конце 1938 года Комитету Обороны были представлены проекты двух тяжелых танков прорыва: СМК и Т-100. Однако представители обоих заводов заявили, что при сохранении трехбашенной схемы, уложиться в заданную массу 60 тонн они не смогут. Поэтому после обсуждения от второй башни решено было отказаться. При этом ленинградцы предложили параллельно начать разработку однобашенного тяжелого танка, который бы по своим основным характеристикам был аналогичен СМК.

Однобашенная машина получила индекс КВ («Клим Ворошилов»), работы над ней начались в феврале 1939 года. Имея значительный массив наработок на СМК, ленинградские танкостроители уже к апрелю создали полноразмерный деревянный макет будущего танка, а в мае 1939 года чертежи были отправлены на производство. Изначально рассматривались два варианта боевой машины: с карбюраторным двигателем и дизельным, но затем от использования бензинового мотора решили отказаться. В единственной башне танка были установлены два орудия: калибра 45 и 76 мм.

В конце сентября 1939 года разработчики приступили к полигонным испытаниям, но уже 30 ноября началась советско-финская война. По решению руководства страны опытные машины КВ, СМК и Т-100 были отправлены на фронт, где они составили особую роту тяжелых танков.

Первые бои Зимней войны наглядно продемонстрировали эффективность тяжелого танка КВ, однако 76-мм пушки было недостаточно для поражения многих видов оборонительных вооружений. С помощью этого орудия можно было уничтожить деревоземляную пулеметную точку, но подавить бетонный ДОТ она не могла.

В январе 1940 года на Кировском заводе началось производство установочной партии КВ, первые четыре машины из которой должны были получить в качестве основного вооружения гаубицу калибра 152 мм. Предыдущий опыт эксплуатации орудия в полевой артиллерии показал ее достаточную мощь для уничтожения серьезных укреплений противника. Первоначально на танк планировали вооружить гаубичным орудием образца 1909/30 годов. Однако к 1940 году его характеристики уже были недостаточны, хотя эта пушка имела подходящие габариты для установки в башню танка.

В советских документах того периода КВ-2 именуется «танком с большой башней», а базовая модификация машины, соответственно, – «танком с малой башней».

Читать еще:  J. Stevens Arm & Tool Company

Разработчики обратили свое внимание на гаубицу М-10, которая была принята на вооружение в 1938 году. Она имела отличные характеристики, но в башню стандартного КВ не влазила. Поэтому для нового штурмового танка была разработана новая башня, с большими размерами, но со старым диаметром погона. Это позволило не переделывать весь бронекорпус машины. Боекомплект орудия составлял 36 снарядов раздельного заряжания. Его установка производилась через специальную дверь в задней части башни.

Также по сравнению с базовой модификацией была немного изменена ходовая часть танка, на него был установлен новый более мощный дизельный двигатель В-2К (600 л. с.). Общая масса боевой машины составила 52 тонны. Кроме 152-мм пушки в состав ее вооружения входили еще три пулемета.

Уже 17 февраля первые два тяжелых танка прорыва со 152-мм орудиями были направлены на фронт, всего же в боевых действиях участвовало три КВ-2. Испытания в реальных боевых условиях показали, что новые машины практически неуязвимы для огня противотанковой артиллерии противника, но при этом имеют слишком слабый двигатель для своей массы.

После окончания Зимней войны испытания танка прорыва были продолжены. Они показали массу недоработок в конструкции машины. Неудовлетворительной была признана работа воздушного фильтра, системы охлаждения, трансмиссии, недостаточной – прочность катков и траков, кроме того, было обнаружено множество мелких дефектов. Эти замечания касались как конструкции танка прорыва КВ-2, так и базовой машины КВ-1.

По этому поводу представитель военной приемки на Кировском заводе инженер Каливода написал возмущенное письмо главе наркомата госконтроля Мехлису, в котором он жаловался, что предприятие не спешит устранять многочисленные дефекты танка. В этом же документе есть описание основных «болезней» новой машины. На завод была послана комиссия, по результатам работы которой Мехлис написал записку на имя Сталина и Ворошилова. В ней он указывает, что новый тяжелый советский танк имеет весьма серьезные недоработки. Однако и этот сигнал остался без последствий. Руководство страны продолжало спускать на завод директивы, предписывающие увеличить производство танков, при том, что их качество оставляло желать лучшего.

Если в 1940 году Кировский завод выпустил чуть более 240 тяжелых танков, то план на 1941 год предусматривал производство 1 тыс. машин КВ-1 и КВ-2.

Потом подобный подход очень больно «аукнется» в первые месяцы войны, когда большинство КВ-1 и КВ-2 будет брошено танкистами еще до столкновения с противником. Основной причиной потерь этих боевых машин станут поломки.

Описание конструкции

Тяжелый танк КВ-2 выполнен по классической для советской школы танкостроения схеме компоновки, с задним расположением двигателя и трансмиссии. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной от 20 до 75 мм. Внутри танка КВ-2 находился экипаж, состоящий из шести человек. Первые КВ-2 несколько отличались формой башни от последующих серийных машин.

В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором размещалось рабочее место механика-водителя и стрелка-радиста. Здесь же располагались органы управления танком и приборы, радиостанция, баллоны со сжатым воздухом для запуска двигателя и аккумуляторные батареи. Над местом механика-водителя находился смотровой люк, который закрывался броневой крышкой с триплексом. В бою он обеспечивал обзор водителю. Люк был и над местом радиста.

Всю среднюю часть машины занимало боевой отделение. В нем находились места командира танка, который одновременно выполнял функции заряжающего, наводчика, замкового и младшего механика-водителя. Существовали две модификации башни танка КВ-2: первоначальный вариант и более поздняя башня с меньшей массой и высотой.

Вдоль бортов боевого отделения машины размещались топливные и масляные баки, а также часть боекомплекта. Обзор поля боя осуществлялся за счет зеркальных смотровых приборов, размещенных в крыше башни и в ее кормовой части. Смотровые щели также имелись и в бортах башни. В кормовой части танковой башни располагался люк, который использовался для установки и демонтажа орудия. Позже он стал использоваться для посадки и высадки экипажа, а также загрузки боеприпасов.

Моторное отделение находилось в задней части машины, от боевого оно было отделено специальной разборной перегородкой. Танк оснащался дизельным двигателем В-2К с двенадцатью цилиндрами и мощностью 500 л. с., позже она была доведена до 600 л. с.

КВ-2 имел механическую трансмиссию с пятиступенчатой коробкой передач, которая, по мнению большинства экспертов, была самым слабым элементом его конструкции.

Танк имел ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской, на каждый борт приходилось по шесть опорных катков. Ведущие колеса находились сзади, а ленивцы – спереди.

Все танки КВ-2 оснащались коротковолновыми радиостанциями 71-ТК-3 и внутренним переговорным устройством.

На танк КВ-2 устанавливалась 152-мм гаубица М-10Т с боекомплектом 36 снарядов раздельного заряжания. Он комплектовался только одним видом боеприпасов – осколочно-фугасной гранатой ОФ-530 массой 40 кг.

Кроме того, боевая машина была вооружена еще тремя пулеметами ДТ калибра 7,62 мм: одним курсовым, кормовым и спаренным с орудием.

Боевое применение и общая оценка проекта

К началу восточной кампании немецкие военные имели крайне смутные представления о советских танковых войсках, количестве боевых машин, находящихся на вооружении РККА и их основных характеристиках. В своей книге Achtung Panzer Гейнц Гудериан оценивает общее количество советских танков на уровне 10 тыс. штук. Гитлер этим цифрам не верил, считая их сильно завышенными. Немецкий генерал действительно ошибался, но не в большую, а в меньшую сторону: по оценкам российских историков на момент начала войны СССР имел более 25 тыс. танков и других видов бронетехники.

Однако в первые месяцы войны немцы были поражены не только численностью танковых войск РККА, но и боевыми качествами советских машин. Так, например, немецкий генерал Гальдер долго не мог поверить в существование советского танка КВ-2, вооруженного 152-мм орудием.

В прямом боестолкновении с советскими КВ и Т-34 у немецких танкистов практически не было шансов. Броневая защита тяжелых танков КВ-1 и КВ-2 была абсолютно не уязвима для германской противотанковой артиллерии и орудий танков. При этом 152-мм пушка КВ-2 гарантировано поражала все виды бронетехники вермахта. Однако при этом 1941 год стал настоящим «танковым погромом» для Красной армии.

Причина танковых — да и не только — побед немецкой армии 1941 года кроется не в количественном превосходстве вермахта над РККА — на протяжении всей войны оно было за Красной армией — и не в лучших характеристиках германских танков, а в грамотной стратегии и отличной подготовке танковых экипажей. В начале войны СССР имел огромное количество танков, но не имел танковых войск, как полноценного боевого инструмента.

Если говорить о боевом использовании конкретно тяжелого танка КВ-2, то оно было не слишком эффективным. Во-первых, эту боевую машину можно назвать высокоспециализированной, она изначально разрабатывалась для борьбы с хорошо защищенными укреплениями противника, а не с его бронетехникой. 152-мм гаубица, конечно же, пробивала броню любого немецкого танка, но ее скорострельность была ниже, чем 76-мм орудие КВ-1 и Т-34. Во-вторых, масса КВ-2 была больше (52 тонны), чем у КВ-1 (43 тонны), что делало «двойку» еще менее маневренной на поле боя. Именно по этим двум причинам производство КВ-2 было остановлено практически сразу после начала войны.

Однако главным минусом этих тяжелых машин было несовершенство их конструкции. Именно поэтому большая часть этих тяжелых боевых машин были потеряны еще до реального столкновения с противником. Надежность танка явно оставляла желать лучшего. Больше всего хлопот танкистам доставляла трансмиссия, она просто не выдерживала массы тяжелой машины. Не меньше нареканий было и на работу воздушного фильтра. Кроме того, несовершенными были приборы наблюдения, которые не обеспечивали экипажу нормальный обзор в бою. Все это приводило к тому, что в условиях отступления танки КВ-2 даже с небольшими дефектами приходилось бросать или уничтожать. Парадоксальнее всего тот факт, что все слабые места конструкции КВ-1 и КВ-2 были хорошо известны советским военным еще до начала войны. Докладывалось о них и высшему руководству страны, но для их устранения ничего сделано не было.

Если же КВ-2 все же доезжал до поля боя, то у немцев начинались серьезные проблемы. Уничтожить советского «стального монстра» можно было только с помощью 88-мм зениток или артиллерии калибра более 100 мм. Иногда для поражения КВ-2 немцы использовали авиацию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector