69 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ту 134 самолет дьявола: технические характеристики (ттх), вес, время разбега, лётная эксплуатация, кто создал

Самолет ТУ-134: технические характеристики, особенности и отзывы

В середине прошлого века инженерами французской авиакомпании Sud Aviation был разработан и в 1958 году запущен в серийное производство лайнер SE-210 (“Каравелла”). Особенностью летательного аппарата стало расположение турбореактивных двигателей: пара силовых агрегатов находилась в хвостовой части самолета. Новую схему стали использовать в своих конструкциях и другие ведущие авиастроители.

Так рождалась легенда

Существует мнение, что инициатором создания самолета Ту-134 выступил лидер советского государства Н. С. Хрущев, на которого огромное впечатление произвел во время визита в Париж демонстрационный полет на новом французском лайнере.

Результатом стало постановление Совета министров о создании в ОКБ им. Туполева для гражданской авиации подобного летательного аппарата со следующими характеристиками:

  • Скорость крейсерская – 800 км/ч, максимальная – до 1000 км/ч.
  • Высота полета – до 12 км.
  • Предельная дальность – до 2 тысяч км.
  • Минимальная вместимость – 40 пассажиров.

Первые испытания

Требуемую машину было решено создавать на базе проходящего заводские испытания самолета Ту-124. Проектные работы на начальном этапе возглавил главный конструктор ОКБ-156 (ныне ОАО “Туполев”) Д. С. Марков, а затем его сменил Л. Л. Селяков. Первый опытный образец будущего лидера авиационной отрасли СССР (Ту-124А) поднял в небо в июле 1963 года летчик-испытатель А. Д. Калина. Спустя два года самолет Ту-134 получил свое привычное обозначение.

Одновременно создание судов подобной компоновки велось английской компанией British Aerospace и Douglas Aircraft Company (США). Трагедия, произошедшая при испытательном полете с британским BAC111 в результате возникновения не изученного режима “глубокого сваливания” (затенение рулей высоты крыльями самолета при больших углах атаки), позволила советским и американским конструкторам своевременно внести поправки в конструкции своих машин.

Первые серийные самолеты Ту-134 “Аэрофлот” получил в 1966 году, и в последующие три года они стали использоваться для регулярных внутрисоюзных полетов. Первые авиарейсы связали столицу страны с Ленинградом и Киевом.

Ту-134 – самолет дьявола

Среди специалистов и людей, близких к авиации, за новым лайнером сразу закрепилось несколько метких альтернативных названий: “стиляга” – за изящный удлиненный фюзеляж, “свисток” – за характерный высокий звук при запуске двигателей, “дьявол небес” – за отличные летные характеристики. В странах НАТО новинку русских именовали не иначе как Crusty (от англ. “дерзкий”, “резкий”).

Первая тройка серийных судов была оснащена турбореактивными агрегатами Д-20П-125, а последующие – более совершенными силовыми установками Д-30. Самолет Ту-134 – первый лайнер в истории отечественного авиастроения, получивший международные сертификаты BCAR (соответствие летной годности британским нормам) и ICAO (требования по шуму на местности). На создание самолета ушло более десяти лет, но результат усилий огромного количества специалистов превзошел все ожидания.

Более полувека в строю

Серийный выпуск модели самолета Ту-134 осуществлялся на авиационном заводе г. Харькова до 1985 года. За двадцать лет было “поставлено на крыло” 852 авиалайнера. Вскоре большая часть всех международных и ближнемагистральных рейсов осуществлялась именно этими воздушными судами. По многочисленным отзывам пассажиров, шумовые и вибрационные характеристики салона самолета Ту-134 делали полет на авиалайнере комфортабельным и приятным. За время эксплуатации только в Советском Союзе парком Ту-134 было перевезено более полумиллиарда пассажиров.

Авиаторы тоже с восторгом приняли новый лайнер Туполева. По мнению специалистов, чтобы управлять этим воздушным судном, нужно быть действительно хорошим летчиком, а не “компьютерщиком”. Многие пилоты после перевода на другие самолеты с ностальгией вспоминают атмосферу и плавность полета на Ту-134, плотность “посадки” в воздухе, чуткую и четкую реакцию на рули.

С 1968 года машина активно экспортировалась в страны Варшавского договора, Турцию, Ирак, Вьетнам и некоторые государства африканского континента. Стоимость самолета Ту-134, его летно-технические и эксплуатационные характеристики позволяли советскому изделию с успехом конкурировать с судами аналогичного класса зарубежного производства.

Модификации

Первая модернизация авиалайнера было проведена уже в 1970 году. Длину фюзеляжа Ту-134А увеличили на 2,1 метра, двигатели оснастили реверсом и несколько снизили расход топлива. Количество пассажирских мест выросло до 76. На экспортных вариантах самолета штурмана заменили радиолокационной станцией. С 1980 года (модификация Ту-134Б) РЛС устанавливались на все самолеты. Взлетная масса лайнера была доведена до 47 тонн, а пассажировместимость увеличена до 96 мест.

На базе Ту-134А были созданы воздушные суда для обеспечения грузоперевозок (Ту-134С), сельскохозяйственных нужд и мониторинга земной поверхности (Ту-134СХ), обучения летного состава морской и стратегической авиации (Ту-134УБЛ и УБЛ-Ш). Самолеты с литерами ЛК использовались для отработки космических программ в качестве летающей лаборатории и тренировки космонавтов в условиях невесомости. В рамках проекта Ту-134Д предполагалось устанавливать на воздушные суда силовые агрегаты с увеличенной тягой, но работы были прекращены. Проведение глубокой модернизации посчитали нецелесообразным.

Пора на покой?

Массовое производство “стиляги” было прекращено в 1984 году, а спустя 5 лет с конвейера авиазавода в Харькове сошла последняя машина. После вступления в силу в государствах Европы новых шумовых норм для воздушных судов лайнеры постепенно были переведены на внутренние рейсы.

В 2007 году в России эксплуатировалось 146 машин. Невысокая цена самолетов Ту-134 позволяла их использовать для обслуживания бизнес-чартеров и в парках небольших авиакомпаний. Например, модель Ту-134Б с налетом около 6500 часов можно было приобрести всего за 1,5 млн евро.

После авиакатастрофы в 2011 году лайнера, следовавшего по маршруту Москва – Петрозаводск, Минтрансу России было поручено главой государства в 2012 году заменить Ту-134 на регулярных рейсах более современными воздушными судами. С 2015 года морально устаревшие машины было решено отправить на заслуженный отдых. Сочетание прекрасных аэродинамических качеств крепкого, удобного планера и одних из самых безотказных двигателей в истории авиации обеспечило авиалайнеру Ту-134 славное и долгое путешествие по бескрайним воздушным просторам нашей планеты.

Печальная статистика

Хотя самолеты-ветераны зарекомендовали себя как надежные и безотказные машины, без катастроф не обошлось. В причинах аварий Ту-134 лежат объективные и субъективные факторы. За все время эксплуатации (по данным на 2012 год) было потеряно 78 самолетов, унесших 1494 человеческих жизни, причем десять машин было уничтожено в ходе боевых действий.

Более 71% потерь летательных аппаратов связано с человеческим фактором (преждевременное снижение, выкатывание за пределы взлетно-посадочной полосы, грубые нарушения при посадке самолета), 16 % – с неисправностями авиатехники (проблемы с шасси). В остальных случаях роковые роли сыграли внешние факторы – природные условия и некачественный ремонт. Несмотря на зловещее прозвище Ту-134 – “самолет дьявола”, советский лайнер находится лишь на шестом месте в скорбной статистике “одна катастрофа на налет в часах” с показателем 1087600 ч.

Самолет-музей

Отслужившие свое легендарные летательные аппараты по праву заняли почетные места в авиационных музеях. Всего на территории Российской Федерации в качестве экспонатов и памятников установлено около двух десятков машин. Полюбоваться на них можно, например, в Народном музее авиации Севера (Архангельск), в парке “Патриот” (Кубинка, Московская область), в Дальневосточном музее авиации (г. Арсеньев, Приморский край), в Музее боевой славы (Саратов) и Музее истории ГА (Ульяновск).

Знаменитые Ту-134 можно увидеть и за границей – в частной коллекции в г. Зинсхайме, в авиатехнических экспозициях Бернсдорфа и Мерзебурга (Германия), в Краковском музее авиации (Польша), на вечной стоянке в аэропорту Кишинева (Молдова), в Криворожском училище ГА и Киевском музее авиации (Украина), а также на площадке Рижского института инженеров ГА (Латвия).

Интересные факты

Отметился “стиляга” и в советском кинематографе. В новогоднем бестселлере Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или С легким паром!” герой Андрея Мягкова именно на лайнере Ту-134 летел из столицы в Город на Неве. Правда, без ляпов не обошлось: в Москве героя сажают в Ил-62, в полете он мирно спит в салоне Ту-134, а в Пулково спускается по трапу из Ту-154.

Но вершиной кинокарьеры Ту-134 стала посадка на шоссе в комедии того же режиссера “Невероятные приключения итальянцев в России”. Съёмки эпизода проходили на взлетно-посадочной полосе с нанесенной автодорожной разметкой авиационного училища “Баратеево” (Ульяновск). Вдоль ВПП специально высадили деревья, смонтировали светофоры, дорожные указатели и киоски. “Герой” эпизода (бортовой номер СССР-65748) на сегодняшний день является едва ли не самым популярным экспонатом в Музее истории авиации г. Ульяновска.

Читать еще:  Наемники Вагнера удерживают ливийские порты для ВМФ России.

Ту-134: исторический лайнер пассажирской авиации

Более полувека назад в Советском Союзе был создан самый массовый, узкофюзеляжный пассажирский самолет Ту-134.

Как создавался и начал летать

Для популяризации внутренних воздушных перевозок, которые становились все более востребованными, необходим был новый реактивный лайнер. Такой самолет появился, и свой дебютный полет совершил в 1963 году. Это совершенно новый, автономный авиалайнер, хотя и задумывалось лишь обновить Ту-124.

В отечественном самолетостроении уже имелся опыт проектов подобного рода, это Ту-104/124. Теперь ОКБ Туполева разработал новейшую, ближнемагистральную реактивную машину.

Сертифицирован Ту-134 в 1965 году, а двумя годами позже вышел на регулярные рейсы. Первый полет состоялся по маршруту Москва – Адлер. Практически сразу были определены и международные направления. Устойчивые и простые в обслуживании машины практически сразу были куплены ГДР и Польшей. Почти все страны социалистического лагеря, впоследствии летали на советском авиалайнере.

Несмотря на то, что ближе к восьмидесятым годам начали выпускаться Ту-154, самолеты семейства 134 еще были в строю. В 1989 была произведена последняя единица этого достойного воздушного судна.

Много прозвищ и названий самолета прижилось в обиходе, учитывая внешний облик и неподражаемое звучание двигателей. По Натовской кодировке Ту-134 обозначался «Crysty» (дерзкий, жесткий). По характерному тону моторов именовался «свистком», а за длинный неширокий фюзеляж – «стилягой». Еще одно название — «дьявол небес» или «самолет дьявола».

Друг за другом появлялись новые улучшенные модели этой линейки. На базе Ту-134 сделаны учебные экземпляры для подготовки пилотов и штурманского состава, а также летающие лаборатории для опытных испытаний в области космоса и авиации.

Удачный в техническом смысле лайнер имел модификационный ряд из двенадцати видов, серийно изготавливался в Харькове с 1966 по 1989 год, количество выпущенных экземпляров 852.

Модификации

Более десятка модификаций самолета создано за период выпуска этой серии. Эти модели также имели не один вариант воплощения. Восхищает факт того, что все они имели реальные исполнения, успешно работали, а многие и работают, по сей день.

  1. Базовый экземпляр Ту-134, вместимость от 64 до 72, носовой отсек остеклён, вмонтирован парашют для сокращения тормозного пути.
  2. Ту-134А – этот самолет оснастили прогрессивными моторами, позволившими избавиться от парашюта. Увеличили число принимаемых пассажиров, за счет наращения длины воздушного судна. Благодаря новым моторам повысилась и эксплуатационная экономичность.
  3. Модель Ту-134Б обладает дополнительным объемом топлива, увеличенной дальностью, имеет массу поменьше базовой версии. Здесь выполнен более удобный салон и аварийные выходы. Экипажи стали летать по три человека, вместо четырех. На ее базе выполнен экземпляр Ту-134М, оборудованный новыми двигателями.
  4. Опытная лабораторная машина Ту-134ЛК создана для космической отрасли.
  5. Модель Ту-134С представляла собой грузовую машину для технических нужд.
  6. Ту-134СХ – сельскохозяйственная вариация.
  7. Ту-134УБЛ – учебно-испытательный тип самолета для тренировки летного состава бомбардировщиков и штурмовиков.
  8. Ту-134УБЛ-Ш — специальная модификация вышеупомянутой модели, для подготовки штурманов ВВС и ВМФ.
  9. Для учебных подготовок штурманов дальней и фронтовой авиации создан вид Ту-134Ш.
  10. Ту-134Ш-СЛ. На этом самолете расположена воздушная лаборатория для выверки и апробации радиоэлектронного спецоборудования.
  11. Премиум-модель Ту-134А-3М насчитывает шесть построенных единиц.

Технические параметры

Аэродинамические особенности: цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом и заднерасположенными моторами. Хвостовое оперение в форме буквы Т.

Заимствованный у Ту-124 фюзеляж, удлинен на семь метров. Шасси трехопорное, складывающееся.

Некоторые отличительные особенности:

  • На первых машинах остекленный нос,
  • Под центропланом тормозной щиток,
  • Жесткая тяга и гидроусилитель штурвала заменили тросовое управление,
  • В некоторых самолетах серии, первые кресла (по типу железнодорожного транспорта) обращены спинкой вперед, и между ними и следующим рядом расположен столик.

В хвостовой части расположены две силовые установки Д-30 I, Д-30 II, Д-30 III (в зависимости от моделей машин). Есть вспомогательная силовая установка ТА-8.

Имеется трехочередная противопожарная система, а в салоне несколько переносных огнетушителей.

Фюзеляж имеет круглое сечение, его диаметр 2,9 метра.

Летные характеристики Ту-134А

  • Длина воздушного судна – 37,1 метра
  • Высота самолета – 9 метров
  • Размах крыла – 29 метров
  • Диаметр фюзеляжа – 2,9 метра
  • Ширина пассажирского помещения – 2,6 метра
  • Высота салона – 2 метра
  • Экипаж – 4 пилота
  • Пассажироемкость – 76 человек
  • Топливный запас – 13,2 тонны
  • Взлетный вес – 47000 килограммов
  • Скорость парения – 850 км/час
  • Расстояние перелета – 2100 километров
  • Длина разбега – 2200 метров
  • Потолок, высота – 12100 метров
  • Моторы тяга – 6800 кгс каждый из двух реактивных Д‑30‑II

Расположение мест в пассажирском салоне

Самолеты семейства Ту-134 могут принимать на борт разное количество пассажиров: от 12 до 96 человек. Более распространены были всегда двухклассовые компоновки салона.

2 и 3 ряд отданы под бизнес-класс. Кресла на удалении друг от друга, мягкие, раскладные. В третьем ряду расположение более комфортное, он находится в отдалении от подсобных помещений и санузла.

В экономическом классе лучшими и выгодными местами считаются ряды 5 и 13. Здесь больше места для ног. Расположение кресел в этом салоне 2/2 и один проход между ними.

Неудачные места в конце помещения, ввиду близости к туалетам.

Выработанный ресурс

Четверть века продолжалось серийное производство машин этой яркой линейки. За это продолжительное время Ту-134 показал себя как надежный, безотказный самолет.

Появление его в авиации дало мощный толчок советскому самолетостроению, увеличило число пассажирских перевозок.

Ресурс лайнера значительный: от 25 лет до 40-летнего налета. Важным является и то, что опыт, полученный при эксплуатации данного воздушного судна, был перенесен на новейший «народный» самолет Ту-154.

Факты

На выставке «Джет-экспо» выставлена машина Ту-134 (RA-65995), выпущенная в октябре 1984 года. Принадлежала ранее ФСБ, а сейчас находится в распоряжении корпорации «Космос» (с 2017 года). Самолет выполняет перевозки первых лиц компании и имеет налет всего 3700 часов из объективных 40 тысяч часов. Рейсы большей частью совершаются в Казахстан на «Байконур». Комфортабельность салона на высоком уровне, иметь такой бизнес-джет может позволить себе только богатый владелец.

Еще десятка два машин этого семейства в наши дни обслуживают высокопоставленных клиентов различных корпораций.

На балансе Минобороны все еще находится более тридцати машин семейства Ту-134. Пилотами отмечается их управляемость и надежность. Постепенно происходит замена устаревшего парка, новыми магистральными «Суперджетами».

Самолет Ту 134

Ту-134 — сверхзвуковой реактивный авиалайнер, который разрабатывался для пассажирских перевозок малой или средней дальности в 1960-х гг. Проект принадлежит КБ Туполева. Впервые авиалайнер поднялся в свой испытательный полет в 1963 году. Серийно, самолет выпускался с 1966 по 1984 гг. для отечественного предприятия «Аэрофлот» и зарубежных авиакомпаний. За это время было выпущено 852 лайнера различных модификаций.

Технические характеристики

Самолет Ту-134 (дьявол небес) способен без дозаправки преодолевать расстояния до 2 тыс. км, и набирать высоту соответствующую 12 км. Пассажиро-вместимость машины варьируется от 60 до 80 человек (в зависимости от модели). В самолетах, действующих на международных маршрутах, салон разделён на классы, и соответственно вмещает меньше пассажиров, чем внутренние перевозчики.

Вес самолета

В зависимости от модификации вес ТУ-134 изменялся. Так, масса пустой базовой проектной модели с застекленным носом была всего 29 000 кг. При этом его взлетный и посадочный вес соответствовал 43 000 кг, а максимальный взлетный — 45 т. Но уже первая серийная модификация Ту-134А имеет взлетный вес 47 000 кг, что позволяло машине поднять в воздух почти 20 т груза. У модернизированного Ту-134Б конструкторы еще снизили массу пустого самолёта, и тем самым увеличили грузоподъемность машины.

Скорость самолета

Скорость первых моделей Ту -134 не превышала 780 кмч, но вскоре параметры крейсерской скорости модификации А были повышены до 850 кмч.

Современный Ту-134Б-3 мог развить скорость до 880 кмч, причем максимальная возможность машины составляет 1000 км/ч.

Для сравнения крейсерская скорость Боинга 737-500, выпущенного в конце 80-х, — 807 кмч.

Чертеж самолета

Межремонтный ресурс

В 2002 г. Роскосмос и Минтранс РФ утвердили срок службы российских авиалайнеров. Так для Ту-134 и его модификаций А и Б, которые эксплуатируются отечественными предприятиями, был установлен межремонтный ресурс в количестве 8 тысяч летных часов на 5 тысяч полетов сроком на 9 лет (решение n 24.9-113ГА).

Аэродинамика Ту-134А (Бехтир)

В 1977 г. выходит пособие для авиационных вузов В.П. Бехтира «Практическая аэродинамика самолета Ту-134А». В учебнике подробно и доступно изложены геометрические и компоновочные выкладки самолета. Автор анализирует летные возможности машины, как для стандартных ситуаций, так и для внештатных (в случаях отказа двигателя или обледенения самолета).

Читать еще:  Способы экстрагирования гильз

Он подчеркивает, что именно инженерное решение разместить двигатели в хвосте фюзеляжа, на спец пилонах позволяла улучшить аэродинамические данные лайнера за счет применения «чистого крыла». А также свести к минимуму шумовые помехи в кабине летчиков и в салоне для пассажиров, и сократить нагрузку, оказываемую газовыми струями действующих двигателей на фюзеляж.

Время разбега самолета

На продолжительность взлета авиалайнера влияет масса самолета, аэродинамические особенности:

  • Ветер;
  • атмосферное давление;
  • влажность воздуха и прочие факторы.

Средняя цифра для ТУ-134 составляет 56 секунд при взлетной скорости 170 кмч.

Угон в 1983 году

Попытка угнать Ту-134 произошла в 1983 г. в середине ноября. Преступники захватили самолет с целью побега из СССР. Однако благодаря профессиональным действиям экипажа, оказавшего сопротивление террористам, удалось выиграть время и посадить самолет в тбилисском аэропорту. Сидевший за штурвалом летчик Габараев, чтобы лишить преступников равновесия, начал резко маневрировать. В результате, нагрузка на основные несущие конструкции авиалайнера в 3 раза превысила технически допустимую. Во время маневров перегрузки достигали критического уровня +3.15 и −0.6G. Но самолет выдержал это испытание на прочность с честью. Пассажиры и пилоты были освобождены в результате штурма, мастерски проведенного спецназом.

Пассажирский самолет

Ту-134 – это узкофюзеляжный пассажирский авиалайнер, коммерческая эксплуатация которого началась уже в 1967 году. Первые же полеты показали, насколько эта машина надежна, устойчива и проста в обслуживании. Благодаря сочетанию таких нужных качеств Ту-134 уже через год после выхода в массовое производство приобрели германские и польские компании.

Кабина пилотов

Существует две основные модификации Ту-134 – это А и Б. Считается, что модель А имеет стеклянный нос, что обеспечивает экипажу колоссальный визуальный обзор, а самолеты типа Б – только «деревянный», то есть закрытый. На самом деле Ту-134А так же может иметь неостеклённую носовую часть. В кабине пилотов на таких моделях тесновато, и кресло штурмана расположено практически в проходе. Такое компромиссное решение приняли конструкторы с целью расширить багажный отсек, который располагается непосредственно за спиной штурмана. Там же находится и знаменитый «черный ящик».

Кабина Ту-134Б рассчитана на экипаж из 3-х человек, в отличие от модели «А», где предусмотрено 4 рабочих кресла.

Кабина любой модификации Ту-134 также состоит из нескольких перегородок, панелей управления, облегченной отделки стен и потолка, фанерных или выполненных из пенопласта багажных полок.

Взлет Ту 134. Вид из штурманской кабины.

Посадка Ту 134. Вид из кабины штурмана.

Салон

Двух классовый пассажирский салон является самым распатроненным модификации.

В салоне бизнес-класса Ту-134 более мягкие сиденья. Расстояние между креслами от 1 метра до 1,3, что позволяет раскладывать их почти до горизонтального положения, и при этом не нарушать комфорт сидящего позади пассажира. Места бизнес-класса расположены в первых 2-х рядах пассажирского салона. Наиболее привлекательными считаются кресла у иллюминаторов, которые обеспечивают отличный обзор пассажирам. А наименее удобными здесь являются места 2-го ряда, граничащие с проходом, так как расположены в непосредственной близости от подсобных помещений и туалета.

В салоне эконом-класса кресла расположены, как и в бизнесе по типу «2-2», и потому между ними находится широкий проход, не характерный для категории «эконом». Обычно в салоне 14 рядов, но счет начинается с 5. Так что первый ряд эконома расположен под №5, а последний – под №19.

Лучшие места эконом-класса Ту-134 расположены в рядах 5 и 13, так как располагают большим промежутком для ног по сравнению с другими креслами.

А самыми неудачными признаны места в 18 — 19 рядах из-за близости туалетных помещений.

Можно ли купить?

В настоящее время приобрести Ту-134 не составит труда. Если самолет в летной форме и еще пригоден для эксплуатации, его коммерческая стоимость от 1 млн. евро и выше. Так самолет модификации А-3 в исправном состоянии можно приобрести за 1,005,870 € или соответственно 1 200 000 $, 70 260 000 ₽.

Но нередко машину покупают с целью оборудования ресторана или развлекательного центра. Тогда ее стоимость заметно снижается, ведь покупатель приобретает практически лом. Для этого отлично подходят списанные машины.

Однако скоро эти самолеты станут раритетом. Сейчас эксплуатируются только 120 машин и 100 из них – в РФ. Предусмотрительно тематические музеи и исторические парки уже сегодня заботятся о приобретении легендарной «тушки» в свой арсенал.

За полувековую историю Ту-134 продемонстрировал надёжность и экономичность, соответствуя требованиям времени. И небольшие компании, выполняющие внутренние среднемагистральные рейсы, продолжают его использование. Ту-134 приобретают летные школы для учебных подъемов в воздух. Не только в гражданской авиации нашел применение лайнер, отдельные его модификации применяют в военной авиации. Используют Ту-134 и для частных пассажирских перевозок. Отечественные бизнесмены, ценящие свое время, в этом лайнере находят оптимальное соотношение цены, надежности и комфорта.

Интересные факты

О Ту-134 ходит много легенд, но, как всегда правда нередко бывает куда интересней. Несколько правдивых исторических фактов, связанных с этой машиной, и уже ставших легендой:

  1. Первый секретарь СССР, Никита Хрущев съездил во Францию. Там ему продемонстрировали последнее достижение парижских конструкторов самолет «Каравелла». И не просто показали, но и покатали. Хрущеву понравилось, и, вернувшись в Москву, он заказывает конструкторскому бюро имени Туполева аналогичную модель, но еще лучше. Так с легкой руки Никиты Сергеевича в 1963 г. состоялся первый полет «Ту-134».
  2. Однажды, во время проверочного полета в борт Ту-134 ударила шаровая молния, настолько мощная, что ее разряд едва не опрокинула самолет. Молния «вплыла» в кабину к пилотам и пролетела над головой одного из них, затем ярко вспыхнула, заиграла всеми цветами радуги и отправилась в салон, где и бесследно исчезла. Летчики отделались нелегким испугом, но борт посадили в штатном режиме. После осмотра самолета выяснилось, что некоторые детали немного оплавились, а обшивка самолета была испещрена еле заметными отверстиями, словно кто-то проткнул ее шилом.
  3. Ту-134 – это первый советский пассажирский самолет, который получил официальный международный сертификат.
  4. Лайнер Ту-134, действительно, легендарный: именно он регулярно пополнял элитный авиаотряд советского правительства. Престижней такого признания придумать сложно. Все самолеты выполнялись по индивидуальным заказам. Их комплектация продумывалась тщательно и согласовывалась на самом высоком уровне. Так, на личном самолете Л.И. Брежнева был установлен суперсовременный (по тем временам) связной комплекс «Татра», который позволял во время полета общаться с абонентом, находящимся в любой точке земли. Но министр обороны, маршал Гречко, по части технологичности переплюнул Леонида Ильича. На его личном самолете был установлен спутниковый связной комплекс «Карпаты», для которого в мире вообще не существовало темных пятен.
  5. Первые места в пассажирском салоне самолета установлены вперед спиной, так что человек, занимавший такое место, сидел лицом к остальным пассажирам, будто в поезде.
  6. Самолеты Ту-134, отлетавшие положенный срок и заслужившие почетный отдых, установлены в целом ряде российских городов как памятники отечественной авиации и инженерной мысли. Лайнеры можно увидеть в аэропортах Мурома, Ульяновска, Кишинева, Воронежа, Минска, Риги, Полтавы, Могилева и других городов.

Ту-134, сконструированный более полувека назад, и сегодня признан одной из самых надежных и бюджетных машин, а его аэродинамические возможности гораздо выше ряда более современных самолетов. Поэтому до сих пор живая легенда Ту-134 находится на службе отечественной авиации и сдавать позиции не торопится.

Обзор самолета легендарного Ту-134

Ту-134 представляет собой глубокую модификацию Ту-124. Она оказалась настолько удачной, что за короткий промежуток времени увидели свет более дюжины различных вариаций, предназначенных для задач гражданской и военной авиации. В 1970 году сотрудниками конструкторского бюро Туполева была создана одна из самых востребованных модификаций Ту-134А, обладающая удлиненным корпусом и оснащенная усовершенствованными двигателями.

Самолет входил в число лучших представителей авиационного парка СССР, а некоторые модификации оснащались передовыми техническими разработками и инновациями. К примеру, в летательном аппарате, сконструированном специально для Леонида Брежнева, был установлен комплекс под названием «Татра». С его помощью генеральный секретарь мог во время воздушного перелета позвонить абсолютно любому абоненту телефонной связи, находящемуся на земной поверхности.

Читать еще:  7.65 мм Luger-Borchardt

История создания и ввода в эксплуатацию самолета Ту-134

В 1966 году началось серийное производство пассажирского лайнера Ту-134. История создания уходит корнями в конец 50-х годов двадцатого столетия, когда французские инженеры и конструкторы разработали и наладили серийный выпуск ближнемагистрального лайнера «Каравелла». Создание этого самолета подтолкнуло многие компании на поиск конкурентоспособных решений, в результате чего появился легендарный «Boeing», Ил-62 и Ту-124, ставший предшественником модернизированной модели Ту-134.

В начале 60-х годов гражданская авиация в СССР получила толчок к активному развитию, чему способствовало внедрение новых технологий и реактивных двигателей. В данный период большинство внутренних рейсов обслуживалось поршневыми самолетами вроде Ил-14, которые уже считались морально устаревшими. Подобные воздушные суда отличались низкой пассажировместимостью и высокими эксплуатационными расходами. В первых Ту-134, согласно чертежу, было предусмотрено 56 кресел для пассажиров, однако внутрисоюзные версии, поступившие в Аэрофлот в 1967 году, оснащались 72 пассажирскими креслами.

Главным недостатком первых экземпляров было отсутствие реверса на силовом агрегате, что увеличивало дистанцию пробега при посадке и требовало длинной взлетной полосы. Конструкторы собирались устранить данную проблему при помощи парашюта, использующегося в момент соприкосновения летательного аппарата с поверхностью земли. Руководство конструкторского бюро не поддержало данную идею, и проблема была частично решена посредством размещения специального тормозного щитка в области центроплана.

В 1989 году серийное производство Ту-134 было прекращено. Некоторые самолеты, исчерпавшие ресурс и снятые с эксплуатации, были установлены как памятники в различных населенных пунктах Советского Союза. Подобные скульптурные решения можно наблюдать в Москве, Риге, Полтаве, Воронеже и других городах бывшего СССР. На текущий момент самолет не способен составить серьезную конкуренцию лайнерам, которые используются современными авиаперевозчиками. Однако ряд успешных решений задействован в серийном производстве новых пассажирских летательных аппаратов.

Задачу создать отечественный аналог «Каравеллы» перед конструкторским бюро Туполева поставил Никита Хрущев после своего возвращения из Франции.

Характеристики самолета

Технические характеристики Ту-134 могут варьироваться в зависимости от модификации. Самые распространенные версии обладают следующими особенностями:

  • максимальная дальность полета — 2100 км;
  • крейсерская скорость — 885 км/час;
  • грузоподъемность/вместимость — 47 тонн (взлетная), 9 тонн (коммерческая).

Размеры летательного аппарата следующие: диаметр фюзеляжа 2,9 метра, высота — 9 метров, размах крыла — 29 метров, длина — 37 метров. Время разбега самолета Ту-134 — 55–57 секунд. Лайнер изначально был рассчитан на 5 тысяч полетов с общим количеством летных часов не более 8 тысяч. В дальнейшем ресурс самолета был увеличен до 40 тысяч летных часов и 25 лет непрерывной эксплуатации. Самолет может передвигаться на высоте до 12 тысяч метров, длина его разбега составляет 2,2 км.

Конструкция самолета

Характеристики Ту-134, ближнемагистрального пассажирского самолета, сделали его одним из лучших лайнеров в своем сегменте. По конструкции он считается цельнометаллическим свободнонесущим низкопланом со стреловидными крыльями. На летательный аппарат устанавливаются двухконтурные турбореактивные двигатели, расположенные в хвостовой части, что снижает уровень шума и делает перелет комфортным для пассажиров.

Силовая установка, использующаяся в летательном аппарате, базируется на двухконтурной модели Д-30 в различных модификациях. Предшественники использовали тросовую систему. Идентичное решение применялось в реактивных пассажирских самолетах и военных бомбардировщиках вроде Ту-16. Конструкция кабины пилота и салона варьируется в зависимости от модификации воздушного лайнера. К примеру, модель Ту-134А располагала четырьмя креслами для членов экипажа. В версии «Б» количество кресел составляло 3, поскольку было упразднено место штурмана.

Крыло отличается отсутствующими предкрылками и наличием двухщелевых закрылок. Фюзеляж — удлиненная версия Ту-124. Оперение судна — Т-образное, шасси располагает тремя стойками: передняя убирается в специальный отсек в дне фюзеляжа, для двух основных стоек с двухосевой конструкцией предусмотрены ниши в гондолах под крыльями.

Фюзеляж

Первые версии самолета отличались остекленным носом и тормозным щитком под центропланом. Современные вариации оснащаются радиолокационной системой и гидроусилителем, упрощающим управление. Конструкция фюзеляжа в целом повторяет самолет Ту-124, однако он на 7 метров длинней, чем у предыдущей модели.

Крыло

Крылья самолета обладают стреловидной формой. Крылья механизированы двухщелевыми закрылками и интерцепторами, выпускаемыми только на твердой поверхности. Крыло имеет площадь 127 м2 и включает в себя: центроплан, шасси, гондолы, нервюры, стрингеры, интерцепторы и лонжероны. При аварийной посадке предусмотрено 4 люка, 2 из которых выходит непосредственно на крылья.

Силовая установка

Силовая установка расположена в хвостовой части на пилонах, что значительно снижает уровень шума в салоне. Первые модификации оснащались двигателями Д-30, запуск которых осуществлялся благодаря двум стартер-генераторам. На серийных лайнерах были установлены двухконтурные турбореактивные силовые установки, сконструированные Соловьевым. Запускается двигатель при помощи воздушного стартера, получающего порцию сжатого воздуха от ВСУ, и от электронной системы зажигания.

Топливная и гидросистема

Летательный аппарат оснащается тремя независимыми гидросистемами — основной, тормозной и автономной. Для функционирования основной гидросистемы предусмотрено 2 гидронасоса, отвечающих за выпуск и уборку шасси, управление разворотом колес и интерцепторами. Работает она от двух гидроаккумуляторов, подпитывающих основную систему. Для аварийной и тормозной остановки колес лайнер оснащен тормозной гидросистемой, давление в которой создает насос с электрическим приводом.

Кабина пилота и салон

Некоторые версии Ту-134А оснащались застекленным носом, в других использовался «глухой» или «деревянный» нос. В подобных модификациях штурман вынужден был располагаться в проходном помещении для того, чтобы сэкономить пространство в багажном отсеке. Для отделки стен кабины использовались облегченные материалы. Полки багажного отсека были выполнены из пенопласта и фанеры. В бизнес-классе пассажирские кресла отличаются повышенной мягкостью и большим расстоянием друг от друга.

Схема салона Ту-134

Особенность салона Ту-134 — в расположении первых пассажирских кресел, которые установлены напротив всех остальных. К подобному решению никогда не прибегали разработчики других коммерческих лайнеров. Большинство самолетов обладало двухклассовой компоновкой салона: для пассажиров business-класса предусмотрены кресла повышенной мягкости, расстояние между которыми варьируется в диапазоне от 100 до 130 см. Салон Ту-134 отличается следующими техническими характеристиками:

  • шириной 2,7 метра;
  • высотой 1,97 метров;
  • диаметром фюзеляжа 2,9 метра.

Схема салона Ту-134

Лучшие места в салоне — те, что находятся возле иллюминаторов. Хороший обзор намного лучше вида на затылки пассажиров. Второй ряд мест считается менее престижным, поскольку расположен в непосредственной близи от туалета и хозяйственных помещений. Схема экономкласса начинается с 5-го по 19-й ряд, расположение кресел идентично бизнес-классу, между ними наблюдается достаточно просторный проход.

Салон рассчитан на 76 пассажиров и экипаж в количестве 4 человека. На авиаперелетах внутри Советского Союза отсутствовало разделение салона на классы. Была внедрена двухклассовая система, распределяющая пространство салона на бизнес-класс и эконом.

Производство и стоимость самолета

Ту-134 считается одним из самых успешных проектов, созданных отечественной пассажирской самолетостроительной индустрией. NATO присвоило летательному аппарату код «Жесткий». Производственные мощности находились в городе Харьков. До 1989 года, когда выпуск Ту-134 был официально завершен, было сконструировано более 850 самолетов. Представители конструкторского бюро Туполева обращались в Министерство обороны РФ с просьбой о финансовой поддержке в задаче капитального ремонта и модернизации Ту-134, списанных с эксплуатации.

Сегодня разные модификации Ту-134 все еще задействованы ведущими авиакомпаниями России и стран бывшего СНГ. В данный момент ОАО «Туполев» работает над началом серийного производства нового самолета Ту-334.

Модификации модели

Ту-134 модификаций насчитывается довольно внушительное количество вариаций как для военной, так и для гражданской авиации. В первой модели, вмещавшей 72 пассажиров, тормозные щитки находились под фюзеляжем, реверс на двигателях отсутствовал. Среди наиболее распространенных модификаций летательного аппарата стоит выделить:

  1. Ту-134А. Модель оснащена двигателями с реверсами и оптимизированным расходом топливной смеси.
  2. В варианте А-2 предусмотрен остекленный нос, А-3 отличается наличием двигателей третьего поколения.
  3. Модель АК оснащалась дополнительным классом «Люкс» вместимостью 13 человек, предназначенным для перевозки высших государственных и военных чинов.
  4. Ту-134Б включает 8 десятков пассажирских кресел. Была снижена масса пустого летательного аппарата, улучшена система управления и набор радиолокационного оборудования.
  5. Модель БВ создана для того, чтобы доставлять космические и околокосмические аппараты с целью запуска на низкой орбите. ЛК версия является самолетом-лабораторией и используется для тренировки космических сотрудников.
  6. А-3 СХ — модель, которая была разработана для решения сельскохозяйственных задач.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: