0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Железнодорожный дредноут. Бронепоезд «Балтиец»

Содержание

Железнодорожный дредноут. Бронепоезд «Балтиец»

Бронепоезда вошли в историю нашей страны в первую очередь как герои Гражданской войны. И красные, и белые активно использовали железные дороги. Всего в годы Гражданской войны на территории бывшей Российской империи воющие стороны построили и использовали в боях четыре сотни бронепоездов. За годы войны молодой Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов. Этот опыт позднее использовался уже в РККА.

Бронепоезда отлично себя зарекомендовали в деле огневой поддержки сухопутных войск, а также проведения дерзких рейдов и самостоятельных боевых операций в полосе имеющихся железных дорог. К окончанию Гражданской войны в составе Красной Армии насчитывалось более 120 бронепоездов, не считая тех, что были отправлены на складское хранение. К моменту начала Второй мировой войны бронепоезда не утратили своей актуальности, хотя их число сократилось. К 22 июня 1941 года РККА обладала примерно пятьюдесятью бронепоездами, треть из которых была сосредоточена на Дальнем Востоке. Еще дюжина бронепоездов находилась в распоряжении НКВД, эти поезда входили в состав сформированных в приграничных районах дивизий НКВД по охране железных дорог.

Бронепоезда, находящиеся в западных округах страны, с первых же дней войны приняли участие в боях с гитлеровскими войсками. По мере отступления советских войск во внутренние регионы СССР в стране начали создаваться новые бронепоезда, часть из них отправилась на фронт уже в 1941 году, как это произошло в районе Ленинграда и Ораниенбаумского плацдарма. На плацдарме с осени 1941 года по январь 1944 года до момента полного снятия блокады Ленинграда действовали два бронепоезда: «Балтиец» и «За Родину!», которые своим огнем на протяжении двух с лишним лет оказывали поддержку героическим защитникам плацдарма.

Первые бои будущего бронепоезда «Балтиец»

Оба бронепоезда, которые оказались в распоряжении защитников Ораниенбаумского плацдарма, прибыли туда из Прибалтики. Как отмечают историки, работающие в музее «Форт Красная Горка», это были старые бронепоезда латышской армии, которые сумели прорваться из Прибалтики буквально под носом у немцев. При этом оба бронепоезда были серьезно повреждены. По воспоминаниям очевидцев, бронепоезда находились в плохом состоянии и фактически были разбиты.

Еще в июне 1941 года бронепоезд №7, который позднее назовут «Балтиец», находился в Прибалтике, где проходил капитальный ремонт на местных предприятиях. Бронепоезд изначально входил в состав сил береговой обороны Краснознаменного Балтийского флота. Основное вооружение бронепоезда было нетипично мощным для советских бронепоездов, накладывалась флотская специфика. На вооружении бронепоезда находилось четыре 102-мм артиллерийских орудия и примерно 15 пулеметов «Максим».

С началом Великой Отечественной войны ремонт бронепоезда был оперативно закончен, а первый боевой приказ поезд получил уже 23 июня. Командование предписывало вывести бронепоезд №7 в район станции Виндава (Вентспилс), где он должен был участвовать в отражении налетов фашистской авиации на расположенный здесь аэродром. Стоит отметить, что задачи ПВО в те дни очень часто возлагались на бронепоезда. Так с июля по октябрь 1941 года на Октябрьской железной дороге удалось сформировать сразу шесть зенитных бронепоездов, каждый из которых состоял из паровоза, оснащенного бронированной будкой, и шести бронеплощадок на которых размещались зенитные орудия и пулеметы, а также вагонов-складов и теплушек для личного состава.

Будущий бронепоезд «Балтиец» сражался вместе с войсками 8-й армии, участвовал в боях под Лиепаей, Елгавой, Ригой, Таллинном. Из Прибалтики бронепоезд вышел в плачевном состоянии, прорываясь через станции занятые немцами. Поэтому поначалу командование собиралось его разукомплектовать, но в конечном итоге решение пересмотрели. По сути, от бронепоезда остался только подвижный состав – бронепаровоз серии ОВ типа 0-4-4 с № 431 (знаменитая «овечка»). Оба прорвавшихся из Прибалтики бронепоезда вышли на станцию Лебяжье (форт «Красная горка»), поступив в распоряжение Ижорского сектора береговой обороны Кронштадтской военно-морской базы (КВМБ), командование которого решает сформировать два бронепоезда, усилив ими оборону сектора.

Вторая жизнь бронепоезда №7

Ремонтировать и возвращать к жизни бронепоезда приходилось своими силами в условиях дефицита рабочей силы, специалистов и материалов. Поезда в кратчайшие сроки необходимо было восстановить, снабдить новыми артиллерийскими орудиями, пулеметами, набрать экипаж и снова отправить в бой. Бронепоезда решили оснащать высокими железобетонными бортами. Над обустройством оснований платформ и креплений для орудий работали специалисты военной мастерской №146 (Большая Ижора), работы возглавлял начальник инженерной службы Ижорского сектора военинженер второго ранга Зверев, а также начальник артиллерии сектора – майор Проскурин.

Сегодня в нескольких сотнях метров от железнодорожной платформы «Краснофлотск», ныне разрушенной, всё еще можно найти остатки засыпанных различным мусором плит, которые также не пощадило время. Эти железобетонные плиты представляют собой остатки бронебетонных вагонов, построенных в тяжелые месяцы 1941 года. Нарезанные бронелисты для двух бронепоездов Ижорского сектора береговой обороны предоставили рабочие Ленинградского металлургического завода. Артиллеристы форта «Красная горка» и расположенных поблизости береговых батарей помогли с поставкой орудий и их починкой. В порту Ораниенбаума оказались необходимые запасы цемента, которые были использованы для укрепления бронирования.

Как отмечают специалисты, бронированные площадки укрывались двумя листами 8-10-мм брони, которая отлично защищала разве что от стрелкового оружия, но не от снарядов. Но при этом между двумя листами брони имелся десятисантиметровый промежуток, который укрепили бетоном с арматурой. Именно такая железобетонная конструкция взяла на себя основную задачу по обеспечению живучести бронепоезда. Сотрудник музея «Форт Красная Горка» Александр Сенотрусов отмечает, что аналогов подобного строительства бронепоездов в мире не было. Сам бронепоезд состоял из бронепаровоза, двух платформ и четырех бронеплощадок.

Для вооружения бронепоезда со второго северного форта сняли две батареи – 125-ю и 159-ю, обе батареи трехорудийного состава. Батареи были вооружены универсальными полуавтоматическими 45-мм пушками 21К, расположенными на тумбовых установках. Помимо этого части флота выделили бронепоезду для усиления противовоздушной обороны шесть крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов, в том числе 4 пулемета ДШК и два ДК, а также 16 пулеметов «Максим» и три пулемета ДП. Основным вооружением бронепоезда стали два морских 102-мм орудия с длиной ствола 60 калибров.

Эти орудия производства Обуховского завода устанавливались в первую очередь на эскадренные миноносцы и оставались на вооружении с 1909 по начало 1950-х годов. Орудия получились очень удачными и отличались высокими баллистическими качествами, что и определило долговечность их применения и достройки небольшими сериями на протяжении многих лет. Практическая скорострельность орудий доходила до 12-15 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы 16 300 метров (при угле возвышения 30 градусов). Для защитников Ораниенбаумского плацдарма бронепоезда с подобным вооружением были серьезным подспорьем.

Читать еще:  Возвращение останков Захария Баумеля на родину. Реакция Израиля и Сирии.

Более того 31 января 1942 года вооружение бронепоезда №7 было усилено. В конце 1941 года по распоряжению Ижорского укрепленного района, входящего в состав КВМБ, бронепоезду была придана новая 60-тонная четырехосная открытая железнодорожная платформа. На этой платформе в конце января после проведения испытаний установили 130-мм орудие в башенной установке (кормовое), снятое со знаменитого крейсера «Аврора». 130-мм орудие Б-13 с длиной ствола 50 калибров обеспечивало максимальную дальность стрельбы 25 500 метров. Скорострельность 7-8 выстрелов в минуту. Уже к маю 1942 года расстрел орудия будет составлять примерно 30 процентов.

Боевые действия бронепоездов на Ораниенбаумском плацдарме

К сентябрю 1941 года бронепоезд №7 принимал участие в боях и отражении налетов вражеской авиации. В начале сентября он участвовал в артиллерийском обстреле рвущихся к побережью Финского залива немецких войск. После того как в середине сентября немцы вышли к побережью Финского залива, а 23 сентября заняли и город Петергоф, два восстановленных в Ижорском секторе бронепоезда оказались отрезаны вместе с войсками в районе Ораниенбаума. Немцы считали, что взяли здесь в кольцо большую группировку советских войск, называя весь район окружения «котлом». Однако советские войска и не планировали складывать оружие.

Между тем бронепоезда потеряли возможность выхода в Ленинград для ремонта. В августе они уже несколько раз ремонтировались на ленинградских заводах, устраняя повреждения, полученные во время налетов вражеской авиации. С середины сентября 1941 года рассчитывать они могли только на местные мастерские, расположенные в районе Ораниенбаума.

30 июля 1941 года в командование бронепоездом №7 вступил капитан Стукалов В. Д. Этот офицер будет бессменным командиром будущего бронепоезда «Балтиец» до начала 1944 года. Чуть позже 14 августа 1941 года бронепоезду присвоят №7 на основании приказа командующего Краснознаменным Балтийским флотом, а сам бронепоезд включат в состав Ижорского УРа. С этого момента и вплоть до полного снятия блокады Ленинграда бронепоезд будет действовать на Ораниенбаумском плацдарме, который на некоторое время окажется самой западной частью Советского Союза, которую удерживали за собой советские войска. С 15 августа 1941 года бронепоезд №7 перешел на штат военного времени, личный состав его составлял на тот момент 105 человек. В начале 1942 года штат снова пересмотрят, доведя численность личного состава бронепоезда до 153 человек.

Чтобы обеспечить бронепоездам маневренность на относительно небольшом плацдарме (максимальная длина по фронту 65 километров, ширина 25 километров), специально было заново уложено 50 километров железнодорожных путей. Речь идет о постройке нескольких новых веток, а также 18 новых огневых позиций для бронепоездов. Их строительство велось в районе Ораниенбаума и западнее железнодорожной станции Калище (сегодня в черте города Сосновый Бор). Чтобы минимизировать потери от ответного огня и возможных налетов авиации, бронепоезда выходили на позицию, совершали огневой налет по войскам и обороне противника, продолжавшийся не более 20-25 минут, после чего обязательно меняли боевую позицию.

23 января 1942 года приказом командующего Балтийским флотом вице-адмирала Трибуца бронепоезду №7 за доблесть и личное мужество, проявленные экипажем бронепоезда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, было присвоено наименование «Балтиец», под которым он и сражался вплоть до 1944 года. Второй бронепоезд Ижорского УРа получил название «За Родину!» Стоит отметить, что под Ленинградом действовало два бронепоезда с одинаковым названием. Второй бронепоезд, «Балтиец», сражался в окруженном Ленинграде в составе войск Ленинградского фронта. Основным его отличием были броневагоны, оснащенные двумя башнями, снятыми с танков КВ-1, которые производились в осажденном врагом городе.

Всего за годы Великой Отечественной войны сражавшийся на Ораниенбаумском плацдарме бронепоезд «Балтиец» провел более сотни боевых выходов для нанесения артиллерийских ударов по войскам и коммуникациям противника, открывая огонь по врагу 310 раз. Согласно приблизительным подсчетам, только за первый год своей деятельности на фронте огнем орудий «Балтийца» было уничтожено примерно 5 тысяч солдат и офицеров противника, уничтожено 13 артиллерийских и 23 минометных батареи, разбито 69 блиндажей, а также 32 различных автомашины с пехотой противника, уничтожено два танка врага, сбито 4 самолета, разрушено 152 дома с оборудованными внутри огневыми точками, а также разрушено 4 командных пункта и 4 переправы противника. За годы войны на небольшом обороняемом пяточке родной земли бронепоезд прошел примерно 15 тысяч километров.

4 сентября 1944 года отслуживший свое бронепоезд начали расформировывать. 7 сентября всё сохранившееся артиллерийское и пулеметное вооружение с «Балтийца» отправилось на складское хранение.

Железнодорожный дредноут. Бронепоезд «Балтиец»

Турецкие ракеты атаковали нашу базу Хмеймим

СМИ пишут о беспрецедентной атаке в День Победы.

Олигархи утопят атомный крейсер «Адмирал Лазарев» Большим Камнем

Завод «Звезда» мог бы спасти наш самый мощный на Тихом океане ударный корабль. Но отечественному бизнесу важнее другое.

Кто и зачем обстрелял российскую авиабазу Хмеймим на 9 мая?

Прошедший праздник 9 мая был очень необычным из-за «карантинных» условий. Что гораздо хуже, именно в этот день российские военные в Сирии подверглись очередному нападению.

Бой после Победы: как Красная армия разгромила три дивизии СС

11 мая 1945 года в 60 километрах к западу от Праги началось последнее крупное сражение Второй мировой войны в Европе. Советские части разгромили дивизии СС «Викинг», «Валленштейн» и «Дас Райх».

Преимущества новых прицельных систем РФ над лазерными

Российский военно-промышленный комплекс достиг новых высот в разработке прицелов для стрелкового вооружения. Россия усовершенствовала прицельные комплексы для отечественного оружия. Об этом рассказал обозреватель журнала «Огневой рубеж» Александр Бутырин.

Почему американцам не понравилось появление у России Як-130

«Летающая парта» Як-130 все чаще подвергается «нападкам» американских изданий. Но почему, учебный самолет, который существует уже несколько десятков лет, попал под пристальное внимание «экспертов» из США? На то есть свои причины.

«Кинжальный» авиаполк: Россия формирует в Сибири мощный оперативный кулак

Вооруженный гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» авиаполк начнет формирование Сибири уже в следующем году. Полностью на инновационное вооружение воинская часть будет переведена к 2024 году.

Sohu рассказало, чем для Японии обернется штурм Курил

Попытка Японии разрешить с Россией территориальный спор обернется большими проблемами для Токио. Такие выводы были сделаны китайскими журналистами.

Иранцы случайно запустили ракету по своему кораблю и потопили его

South China Morning Post сообщает, что иранская противокорабельная ракета С-802, выпущенная с фрегата «Жамаран» во время учений в Оманском заливе, нанесла удар по вспомогательному судну «Конарак», находившемуся недалеко от цели атаки.

В России испытали неизвестную авиационную гиперзвуковую ракету

Накануне прошли испытания новейшей авиационной гиперзвуковой ракеты, которая в перспективе может войти в состав вооружения модернизированной версии ракетоносца Ту-22М3М. Снаряд был выпущен с борта бомбардировщика Ту-22М3.

Кто-то точно блефует: США не верят в «Кинжалы» Путина

Новый виток гонки вооружений окончательно поставит крест на договоре СНВ-3.

Россия, вслед за «Кинжалом», создала еще одну гиперзвуковую ракету

Ракетоносец Ту-22М3М стал еще опасней для НАТО.

Запад в тупике: акция устрашения в Баренцевом море провалилась

Запад, обозначая свои претензии на Арктику, решил устроить акцию устрашения в Баренцевом море, считает военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.

Почему КВ-85Г выпуска 1943 года не был допущен до испытаний

Поскольку 76,2 мм пушка танка КВ-1С уже не соответствовала боевым реалиям компании 1943 года, было решено вооружить тяжелые танки орудиями более крупного калибра.

Генерал Власов. Путь от спасителя Москвы до предателя

«Никаких колебаний не имел. Всегда стоял твердо на генеральной линии партии и за нее всегда боролся».

В ООН «заметили» украинские удары по Донбассу и ранения детей

Представители ООН раскритиковали украинских военнослужащих за удары по ДНР и ЛНР.

На чем «потянут» американские танки к границам Беларуси и России

Польские вооруженные силы намерены приобрести более сотни тягачей с прицепами для транспортировки танков и другой бронетехники.

О превосходстве МиГ-31 над F-22, или Нелепости по-американски

Не так давно западные обозреватели вновь удивили мир, представив, казалось бы, совершенно некорректное сравнение старого советского перехватчика с истребителем F-22. Попробуем понять, где здесь правда, а где — не совсем.

Странное заявление НАТО: Наше ядерное оружие несет мир, а российское – опасность

По мнению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, программа ядерного сдерживания Альянса необходима не для разжигания войн и конфликтов, а наоборот – для обеспечения мира и безопасности в мире.

С-500 «Прометей»: почему у российского ЗРК нет конкурентов

В 2021 году Вооруженные силы России получат первые образцы ЗРК С-500. У этой системы в современном мире нет аналогов, что признают не только отечественные, но и зарубежные военные эксперты.

«Штурм Курил» не пройдет: Японию напрасно удивляет мощь армии России

Военный эксперт Алексей Леонков считает, что Россия проводила укрепление обороноспособности Курильских островов на фоне дипломатической риторики Японии касательно принадлежности этих территорий.

Оружие победы: миномёт, который ценили даже враги

Это оружие копировали враги и уважали союзники. Почему же не «Катюша», не гаубица, а именно 120-мм миномёт можно назвать оружием Победы.

Как советские МБР ликвидировали американские ЗРК

К середине 1960-х в США была создана мощнейшая в мире система ПВО, опирающаяся на сверхзвуковые перехватчики и ЗРК. Однако бурное развитие в СССР баллистических ракет обесценило американские достижения.

Читать еще:  Ракеты и ракетные комплексы

Что стоит за требованием США к России отказаться от новых систем вооружений

Завершение борьбы с пандемией COVID-19 (во всяком случае, с первой ее фазой), хочется верить, не за горами. Вот только очень похоже на то, что сразу же после нее начнется новая борьба – «за мир».

Началось наступление в северных районах – сводка боев в Афганистане

40 силовиков, 96 боевиков и 45 мирных жителей погибли за неделю в Афганистане. Также власти сообщают об уничтожении 5 террористов из ИГ. Сбор информации на местах из-за эпидемической обстановки и религиозных ограничений Рамадана затруднен, поэтому часть сводок не проверена. Доступные данные.

Проект CHAMP. Электромагнитная ракета готовится к серии

США могут принять на вооружение электромагнитное оружие нового типа. Его разработка ведется в рамках программы CHAMP. Не так давно армия получила первые предсерийные образцы.

Армия США продолжает готовиться к войне с Россией и Беларусью

Уже сейчас Североатлантический блок во главе с США создал мощную группировку, развитую сеть складской логистики с запасами МТО и ГСМ. Более того, создается и модернизируется сеть транспортной логистики, пункты управления и связи. Для этих целей в текущем году Пентагон намерен выделить почти 50 млн.

Как создавался и совершенствовался ИС-2

Лучшим тяжелым танком СССР эпохи Великой Отечественной войны заслуженно считается ИС-2. Эта бронемашина объединяла отработанные и новые идеи, что привело к получению высоких технических и боевых характеристик, подтвержденных как на полигоне, так и в бою.

Леонков: российский флот удержит противника за 4000 морских миль

Военный эксперт Алексей Леонков сравнил возможности российского и американского ВМФ. По мнению специалиста, РФ обладает меньшим количеством кораблей, но они куда лучше вооружены.

Сатановский о подбитом корабле в Иране: От этого никто не застрахован

Политолог Евгений Сатановский уверен, что ничего особенного не произошло, а подобные летальные инциденты частое явление во время испытаний боевой техники. Он подчеркнул, что ни одна армия мира не застрахована от несчастных случаев во время выполнения военных маневров.

Войны в Чечне: легендарные ветераны — ПТ-76 прикрыли бойцов огнем и броней

Обычно, когда речь идет об использовании танков во время событий на Северном Кавказе, то, когда вспоминают первую Чеченскую, говорят о Т-72 и Т-80. Во вторую войну воевали уже, в основном, Т-62 и Т-72.

Приближая Победу: маршалы Родион Малиновский и Фёдор Толбухин

В канун победного Первомая 1945 года, 26 апреля, в четверг, в Кремле особо чествовали командующих 2-м и 3-м Украинскими фронтами – маршалов Советского Союза Р.Я. Малиновского и Ф.И. Толбухина. Им вручали высшие полководческие ордена «Победа». Повод для награждения был одинаков: за Венгрию и Австрию.

Ил-2: мифы о символе Победы

Ил-2 – это один из самых известных самолетов Великой Отечественной войны, настоящий символ Победы. Но даже спустя 75 лет после завершения конфликта самолет по-прежнему окружен множеством мифов.

Каким неядерным оружием ВМФ РФ может поражать авианосцы США: примеры

Авианосцы – важнейший компонент боевой мощи флота вероятного противника. Поскольку у России в настоящее время всего один авианесущий корабль (и тот на ремонте), вопрос о том, как поражать вражеские авианосцы, остается актуальным.

Сгоревшие заживо: как каратели уничтожили деревню Хатынь

Хатынь была далеко не единственной сожжённой карателями деревней, но точно стала самой известной. В тот злосчастный мартовский день 1943 года сошлось многое. Активное использование немцами коллаборантов для «грязной работы», принцип «десятки местных за одного нашего» — и зверская жестокость.

Вьетнамские Т-90 показали работу «красных глаз» комплекса «Штора»

Бойцы элитной 201-й танковой бригады Вьетнамской народной армии продемонстрировали командованию свои новые танки — Т-90С и командирские Т-90СК. Показали и работу «красных глаз»- комплекса оптико-электронного подавления «Штора».

Какие страны могли выступить на стороне Гитлера и почему они это не сделали

К концу 1942 года, в самый разгар битвы за Сталинград, Турция на границе с СССР сосредоточила порядка 750 000 солдат и офицеров. Поражение на Волге могло стать сигналом для начала войны против Советского Союза, но капитуляция 6-й армии Паулюса привела к отказу Турции от нападения СССР.

Флот США в Баренцевом море: американцы провели репетицию ядерной войны

Американские корабли в Баренцевом море могли репетировать начало ядерной войны между Россией и США. Как сообщает ФАН, к российским берегам подошли корабли типа Destroyer, представляющие опасность для военно-морских баз РФ.

Федутинов объяснил, почему сверхзвуковой БПЛА РФ будет лучше истребителей

Военный эксперт, ведущий специалист в области беспилотной авиации Денис Федутинов специально для «ПолитРоссии» рассказал о российском БПЛА, который сможет нести гиперзвуковое оружие.

Норвежцы предвкушают реакцию России на установку нового радара ПРО США

Многие норвежцы, особенно проживающие в самой северной части страны, граничащей с Россией, уже предвкушают реакцию Москвы на установку нового радара системы «Глобус» ПРО США в тех краях. Как сообщает телеканал NRK, жители норвежского города Варде, в фюльке Финнмарк, реально нервничают, боятся и.

Железнодорожный дредноут. Бронепоезд «Балтиец»

Железнодорожный дредноут. Бронепоезд «Балтиец»

Бронепоезда вошли в историю нашей страны в первую очередь как герои Гражданской войны. И красные, и белые активно использовали железные дороги. Всего в годы Гражданской войны на территории бывшей Российской империи воющие стороны построили и использовали в боях четыре сотни бронепоездов. За годы войны молодой Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов. Этот опыт позднее использовался уже в РККА.

Бронепоезд «Балтиец» ведет огонь по врагу

Бронепоезда отлично себя зарекомендовали в деле огневой поддержки сухопутных войск, а также проведения дерзких рейдов и самостоятельных боевых операций в полосе имеющихся железных дорог. К окончанию Гражданской войны в составе Красной Армии насчитывалось более 120 бронепоездов, не считая тех, что были отправлены на складское хранение. К моменту начала Второй мировой войны бронепоезда не утратили своей актуальности, хотя их число сократилось. К 22 июня 1941 года РККА обладала примерно пятьюдесятью бронепоездами, треть из которых была сосредоточена на Дальнем Востоке. Еще дюжина бронепоездов находилась в распоряжении НКВД, эти поезда входили в состав сформированных в приграничных районах дивизий НКВД по охране железных дорог.

Бронепоезда, находящиеся в западных округах страны, с первых же дней войны приняли участие в боях с гитлеровскими войсками. По мере отступления советских войск во внутренние регионы СССР в стране начали создаваться новые бронепоезда, часть из них отправилась на фронт уже в 1941 году, как это произошло в районе Ленинграда и Ораниенбаумского плацдарма. На плацдарме с осени 1941 года по январь 1944 года до момента полного снятия блокады Ленинграда действовали два бронепоезда: «Балтиец» и «За Родину!», которые своим огнем на протяжении двух с лишним лет оказывали поддержку героическим защитникам плацдарма.

Первые бои будущего бронепоезда «Балтиец»

Оба бронепоезда, которые оказались в распоряжении защитников Ораниенбаумского плацдарма, прибыли туда из Прибалтики. Как отмечают историки, работающие в музее «Форт Красная Горка», это были старые бронепоезда латышской армии, которые сумели прорваться из Прибалтики буквально под носом у немцев. При этом оба бронепоезда были серьезно повреждены. По воспоминаниям очевидцев, бронепоезда находились в плохом состоянии и фактически были разбиты.

Вид на бронеплощадки бронепоезда №7 «Балтиец» КБФ. 1942 год. Видны зенитная установка пулемета ДШК и 45-мм пушки 21К с щитами оригинальной конструкции, на заднем плане — площадки со 102-мм морскими орудиями

Еще в июне 1941 года бронепоезд №7, который позднее назовут «Балтиец», находился в Прибалтике, где проходил капитальный ремонт на местных предприятиях. Бронепоезд изначально входил в состав сил береговой обороны Краснознаменного Балтийского флота. Основное вооружение бронепоезда было нетипично мощным для советских бронепоездов, накладывалась флотская специфика. На вооружении бронепоезда находилось четыре 102-мм артиллерийских орудия и примерно 15 пулеметов «Максим».

С началом Великой Отечественной войны ремонт бронепоезда был оперативно закончен, а первый боевой приказ поезд получил уже 23 июня. Командование предписывало вывести бронепоезд №7 в район станции Виндава (Вентспилс), где он должен был участвовать в отражении налетов фашистской авиации на расположенный здесь аэродром. Стоит отметить, что задачи ПВО в те дни очень часто возлагались на бронепоезда. Так с июля по октябрь 1941 года на Октябрьской железной дороге удалось сформировать сразу шесть зенитных бронепоездов, каждый из которых состоял из паровоза, оснащенного бронированной будкой, и шести бронеплощадок на которых размещались зенитные орудия и пулеметы, а также вагонов-складов и теплушек для личного состава.

Будущий бронепоезд «Балтиец» сражался вместе с войсками 8-й армии, участвовал в боях под Лиепаей, Елгавой, Ригой, Таллинном. Из Прибалтики бронепоезд вышел в плачевном состоянии, прорываясь через станции занятые немцами. Поэтому поначалу командование собиралось его разукомплектовать, но в конечном итоге решение пересмотрели. По сути, от бронепоезда остался только подвижный состав – бронепаровоз серии ОВ типа 0-4-4 с № 431 (знаменитая «овечка»). Оба прорвавшихся из Прибалтики бронепоезда вышли на станцию Лебяжье (форт «Красная горка»), поступив в распоряжение Ижорского сектора береговой обороны Кронштадтской военно-морской базы (КВМБ), командование которого решает сформировать два бронепоезда, усилив ими оборону сектора.

Вторая жизнь бронепоезда №7

Ремонтировать и возвращать к жизни бронепоезда приходилось своими силами в условиях дефицита рабочей силы, специалистов и материалов. Поезда в кратчайшие сроки необходимо было восстановить, снабдить новыми артиллерийскими орудиями, пулеметами, набрать экипаж и снова отправить в бой. Бронепоезда решили оснащать высокими железобетонными бортами. Над обустройством оснований платформ и креплений для орудий работали специалисты военной мастерской №146 (Большая Ижора), работы возглавлял начальник инженерной службы Ижорского сектора военинженер второго ранга Зверев, а также начальник артиллерии сектора – майор Проскурин.

Читать еще:  Характеристики арбалетов

Бронепоезд №8 «За Родину!» Краснознаменного Балтийского флота на станции Лебяжье. 1942 год

Сегодня в нескольких сотнях метров от железнодорожной платформы «Краснофлотск», ныне разрушенной, всё еще можно найти остатки засыпанных различным мусором плит, которые также не пощадило время. Эти железобетонные плиты представляют собой остатки бронебетонных вагонов, построенных в тяжелые месяцы 1941 года. Нарезанные бронелисты для двух бронепоездов Ижорского сектора береговой обороны предоставили рабочие Ленинградского металлургического завода. Артиллеристы форта «Красная горка» и расположенных поблизости береговых батарей помогли с поставкой орудий и их починкой. В порту Ораниенбаума оказались необходимые запасы цемента, которые были использованы для укрепления бронирования.

Как отмечают специалисты, бронированные площадки укрывались двумя листами 8-10-мм брони, которая отлично защищала разве что от стрелкового оружия, но не от снарядов. Но при этом между двумя листами брони имелся десятисантиметровый промежуток, который укрепили бетоном с арматурой. Именно такая железобетонная конструкция взяла на себя основную задачу по обеспечению живучести бронепоезда. Сотрудник музея «Форт Красная Горка» Александр Сенотрусов отмечает, что аналогов подобного строительства бронепоездов в мире не было. Сам бронепоезд состоял из бронепаровоза, двух платформ и четырех бронеплощадок.

Для вооружения бронепоезда со второго северного форта сняли две батареи – 125-ю и 159-ю, обе батареи трехорудийного состава. Батареи были вооружены универсальными полуавтоматическими 45-мм пушками 21К, расположенными на тумбовых установках. Помимо этого части флота выделили бронепоезду для усиления противовоздушной обороны шесть крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов, в том числе 4 пулемета ДШК и два ДК, а также 16 пулеметов «Максим» и три пулемета ДП. Основным вооружением бронепоезда стали два морских 102-мм орудия с длиной ствола 60 калибров.

Эти орудия производства Обуховского завода устанавливались в первую очередь на эскадренные миноносцы и оставались на вооружении с 1909 по начало 1950-х годов. Орудия получились очень удачными и отличались высокими баллистическими качествами, что и определило долговечность их применения и достройки небольшими сериями на протяжении многих лет. Практическая скорострельность орудий доходила до 12-15 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы 16 300 метров (при угле возвышения 30 градусов). Для защитников Ораниенбаумского плацдарма бронепоезда с подобным вооружением были серьезным подспорьем.

Бронепоезд «Балтиец» и его командир Стукалов В. Д., 1942-й год

Более того 31 января 1942 года вооружение бронепоезда №7 было усилено. В конце 1941 года по распоряжению Ижорского укрепленного района, входящего в состав КВМБ, бронепоезду была придана новая 60-тонная четырехосная открытая железнодорожная платформа. На этой платформе в конце января после проведения испытаний установили 130-мм орудие в башенной установке (кормовое), снятое со знаменитого крейсера «Аврора». 130-мм орудие Б-13 с длиной ствола 50 калибров обеспечивало максимальную дальность стрельбы 25 500 метров. Скорострельность 7-8 выстрелов в минуту. Уже к маю 1942 года расстрел орудия будет составлять примерно 30 процентов.

Боевые действия бронепоездов на Ораниенбаумском плацдарме

К сентябрю 1941 года бронепоезд №7 принимал участие в боях и отражении налетов вражеской авиации. В начале сентября он участвовал в артиллерийском обстреле рвущихся к побережью Финского залива немецких войск. После того как в середине сентября немцы вышли к побережью Финского залива, а 23 сентября заняли и город Петергоф, два восстановленных в Ижорском секторе бронепоезда оказались отрезаны вместе с войсками в районе Ораниенбаума. Немцы считали, что взяли здесь в кольцо большую группировку советских войск, называя весь район окружения «котлом». Однако советские войска и не планировали складывать оружие.

Между тем бронепоезда потеряли возможность выхода в Ленинград для ремонта. В августе они уже несколько раз ремонтировались на ленинградских заводах, устраняя повреждения, полученные во время налетов вражеской авиации. С середины сентября 1941 года рассчитывать они могли только на местные мастерские, расположенные в районе Ораниенбаума.

Положение фронта под Ленинградом на 21 сентября 1941 года

30 июля 1941 года в командование бронепоездом №7 вступил капитан Стукалов В. Д. Этот офицер будет бессменным командиром будущего бронепоезда «Балтиец» до начала 1944 года. Чуть позже 14 августа 1941 года бронепоезду присвоят №7 на основании приказа командующего Краснознаменным Балтийским флотом, а сам бронепоезд включат в состав Ижорского УРа. С этого момента и вплоть до полного снятия блокады Ленинграда бронепоезд будет действовать на Ораниенбаумском плацдарме, который на некоторое время окажется самой западной частью Советского Союза, которую удерживали за собой советские войска. С 15 августа 1941 года бронепоезд №7 перешел на штат военного времени, личный состав его составлял на тот момент 105 человек. В начале 1942 года штат снова пересмотрят, доведя численность личного состава бронепоезда до 153 человек.

Чтобы обеспечить бронепоездам маневренность на относительно небольшом плацдарме (максимальная длина по фронту 65 километров, ширина 25 километров), специально было заново уложено 50 километров железнодорожных путей. Речь идет о постройке нескольких новых веток, а также 18 новых огневых позиций для бронепоездов. Их строительство велось в районе Ораниенбаума и западнее железнодорожной станции Калище (сегодня в черте города Сосновый Бор). Чтобы минимизировать потери от ответного огня и возможных налетов авиации, бронепоезда выходили на позицию, совершали огневой налет по войскам и обороне противника, продолжавшийся не более 20-25 минут, после чего обязательно меняли боевую позицию.

23 января 1942 года приказом командующего Балтийским флотом вице-адмирала Трибуца бронепоезду №7 за доблесть и личное мужество, проявленные экипажем бронепоезда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, было присвоено наименование «Балтиец», под которым он и сражался вплоть до 1944 года. Второй бронепоезд Ижорского УРа получил название «За Родину!» Стоит отметить, что под Ленинградом действовало два бронепоезда с одинаковым названием. Второй бронепоезд, «Балтиец», сражался в окруженном Ленинграде в составе войск Ленинградского фронта. Основным его отличием были броневагоны, оснащенные двумя башнями, снятыми с танков КВ-1, которые производились в осажденном врагом городе.

Занятия по противохимической обороне команды бронепоезда №7 «Балтиец», 1942 год

Всего за годы Великой Отечественной войны сражавшийся на Ораниенбаумском плацдарме бронепоезд «Балтиец» провел более сотни боевых выходов для нанесения артиллерийских ударов по войскам и коммуникациям противника, открывая огонь по врагу 310 раз. Согласно приблизительным подсчетам, только за первый год своей деятельности на фронте огнем орудий «Балтийца» было уничтожено примерно 5 тысяч солдат и офицеров противника, уничтожено 13 артиллерийских и 23 минометных батареи, разбито 69 блиндажей, а также 32 различных автомашины с пехотой противника, уничтожено два танка врага, сбито 4 самолета, разрушено 152 дома с оборудованными внутри огневыми точками, а также разрушено 4 командных пункта и 4 переправы противника. За годы войны на небольшом обороняемом пяточке родной земли бронепоезд прошел примерно 15 тысяч километров.

4 сентября 1944 года отслуживший свое бронепоезд начали расформировывать. 7 сентября всё сохранившееся артиллерийское и пулеметное вооружение с «Балтийца» отправилось на складское хранение.

Железнодорожный дредноут. Бронепоезд «Балтиец»

Войти

Бронепоезд «Балтиец» – один из первых боевых единиц, действовавших в советской армии с начала Великой Отечественной войны. 3 июля 1941 года на митинге в Лениград-Балтийском электродепо было принято решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза поставил Ижорский завод.

12.07.41 г. по распоряжению коменданта Ижорского сектора береговой обороны главной военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота комбрига Лаковникова и коменданта береговой обороны ГВМБ БФ генерал-майора Григорьева принимается решение о формировании бронепоезда в составе бронепаровоза и четырех 2-осных бронеплатформ с «зенитными и противотанковыми орудиями».

Работами по формированию бронепоезда руководили начальник артиллерии Ижорского сектора майор Проскурин и начальник инженерной службы военинженер 2 ранга Зверев.

Вид с тендера бронепаровоза на бронеплощадки бепо № 7 «Балтиец» КБФ. 1942 год. Хорошо видны зенитная установка пулемета ДШК и 45-мм пушки 21К с щитами оригинальной конструкции, на заднем плане — площадки с 102-мм морскими орудиями.

В качестве тяговой единицы формируемому бронепоезду, получившему номер 301, придали бронепаровоз Од № 431 с трехосным тендером ( из состава бронепоезда № 2 бывшей латышской армии, эвакуированный из Прибалтики).

25 июля 1941 года приказом коменданта Ижорского сектора БО ГВМБ КБФ бронепоезд № 301 считался окончательно сформированным.

31 января 1942 года на бронепоезде было установлено еще одно орудие – 130 мм пушка, снятая с крейсера «Аврора», которая могла вести огонь только с остановкой и опусканием «утризеров» с опорой на железнодорожную насыпь,

Название «Балтиец» было присвоено 23.02.1942 и было приурочено к 24-ой годовщине Советской армии и военно-морского флота.

С 28 по 30 августа 1941 г. бронепоезд, уже участвовавший в боях, прошел дооборудование на Ижорском заводе.

В январе 1942 г. в состав бронепоезда включили 4-осную площадку со 130-мм морским орудием Б-13, снятым с крейсера «Аврора». Чуть позже два 45-мм орудия заменили на две 76-мм пушки Лендера.

3 февраля 1942 г. приказом командования КБФ переименован в № 7 «Балтиец».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector