147 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЗРК Оса, тактико-технические характеристики зенитного ракетного комплекса, АМК – модернизированная система ПВО, иностранные модификации

Зенитный ракетный комплекс 9К33М3 «Оса-АКМ»

В 1977 г. были проведены заводские испытания модернизированной боевой машины 9А33БМ2 с ЗУР 9М33М2, по результатам которых ракета была доработана в части радиовзрывателя и электросхемы, получив наименование ЗУР 9М33М3. Государственные испытания модернизированного варианта комплекса, получившего обозначение 9К33М3 («Оса-АКМ»), проводились на Эмбенском полигоне с сентября по декабрь 1979 г. (начальник полигона В. В. Зубарев) под руководством комиссии во главе с А. П. Зубенко, а в 1980 году комплекс был принят на вооружение.

Зенитный ракетный комплекс 9К33М3 «Оса-АКМ» предназначен для защиты войск на марше и в подвижных видах боя, а также стратегических наземных объектов от пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения на малых и средних высотах.

Комплекс находится на вооружении и успешно эксплуатируется в ВМФ, войсковой ПВО ВС РФ, в вооруженных силах стран СНГ и в армиях более 20 стран дальнего зарубежья, участвовал в боевых действиях и показал прекрасные результаты. С 1989 года серийный выпуск ЗРК «Оса-АКМ» прекращен.
Все боевые средства комплекса вошли в состав одной боевой машины ЗРК «Оса-АКМ» на самоходной колесной базе. Боевая машина ЗРК «Оса-АКМ» автономна и может самостоятельно обнаруживать, опознавать и обстреливать воздушные цели в любой погодной и боевой обстановке. При этом обнаружение воздушных целей ведется как на марше, так и при расположении на месте, а переход к сопровождению одной из целей и пуск ракет осуществляются с короткой остановки или с места. Наиболее опасные цели могут быть обстреляны одновременно двумя ракетами.

В состав боевой машины входят пусковая установка 9П35М2, радиолокационные станции обнаружения и сопровождения цели, система наземного радиозапросчика, двухканальные радиолокационные станции визирования ракет и передачи команд, телевизионно-оптический визир. Для поиска и опознавания цели на ходу платформа, на которой расположены антенны СОЦ и НРЗ, стабилизирована относительно горизонта.

В качестве базы комплекса «Оса-АКМ» используется плавающее шасси 5937 высокой проходимости (колесная формула 6х6). На нем установлен быстроходный дизельный двигатель БД20К300 мощностью 200,6 кВт (300 л. с.). Трансмиссия выполнена по бортовой схеме. Широкопрофильные шины имеют устройство регулирования давления. Максимальная скорость по шоссе до 80 км/ч. Движение на плаву со скоростью до 8 км/ч обеспечивают два водометных двигателя.

Система навигации, топопривязки и ориентирования комплекса автоматически определяет координаты боевой машины и осуществляет прокладку курса ее движения, а также производит взаимную привязку с другими войсковыми средствами с точностью, необходимой для обмена информацией о воздушной обстановке. Для поддержания боеготовности и достоверной оценки состояния аппаратуры комплекса «Оса-АКМ» имеется автоматическая система встроенного функционального контроля. Электропитание аппаратуры на ходу осуществляется от газотурбинного агрегата 9И120, а на стоянке – от генератора отбора мощности, работающего от ходового двигателя. Предусмотрена защита экипажа от средств массового поражения ТЗМ 9Т217БМ2 размещается на аналогичном колесном шасси.

Зенитная управляемая ракета 9МЗЗМЗ скомпонована по аэродинамической схеме “утка” и состоит из планера, двигательной установки, боевого снаряжения, бортовой аппаратуры управления полетом. Ракета снабжена твердотопливным одноступенчатым двухрежимным ракетным двигателем и управляется по радиокомандам. Крылья ракеты объединены в блок, свободно вращающийся относительно продольной оси. Наведение на цель радиокомандное. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного действия. Неотъемлемой частью ЗУР является транспортно-пусковой контейнер, в котором ракета находится в течение всего времени эксплуатации. Ракета поставляется в войска в окончательно снаряженном виде. В процессе эксплуатации ракета подвергается только периодическим проверкам технического состояния с помощью АКИПС 9В242-1.

ЗРК «Оса-АКМ» по сравнению с предыдущими модификациями обладает возможностью поражения на практически нулевой высоте зависающих (и летящих со скоростями до 80 м/с) вертолетов на дальностях от 2 до 6.5 км при курсовом параметре до 6км. Находящиеся на земле вертолеты типа «Хью-Кобра» поражаются с вероятностью 0,07-0,12, летящие на высоте 10 м – 0,12-0,55, зависающие на высоте 10 м – 0,12-0,38. При стрельбе по вертолетам на высотах менее 2 м в комплексе используется специальный метод наведения ЗУР с полуавтоматическим сопровождением цели по угловым координатам с помощью телевизионно-оптического визира.

Впервые комплекс был использован в боевых действиях в Ливане при отражении воздушных ударов израильских ВВС по сирийским войскам при этом было сбито несколько самолетов. Для борьбы с «Осой» стали использоваться самые различные приемы снижения его боеспособности. Кроме радиоэлектронного подавления, на позиции ЗРК запускались беспилотные летательные аппараты, имитирующие действия боевых самолетов. После того как был израсходован запас ЗУР, по позициям комплексов наносила удар израильская авиация. Так, в одном из боев в результате такой атаки были уничтожены три сирийских ЗРК «Оса», но четвертый смог уничтожить израильский самолет РР-4Е.

«Оса» неоднократно использовалась в боевых действиях в Анголе против ВВС Южной Африки. Так, в период 1987-1988 гг. подразделением ЗРК “Оса” были сбиты два ДПЛА и один самолет. ЗРК использовались Ливией при отражении воздушных ударов американских самолетов в апреле 1986 г.
При подготовке операции «Буря в пустыне» военные специалисты США рассматривали комплекс как одно из самых эффективных средств ПВО Ирака. Поэтому накануне самой операции подразделения спецназа многонациональных сил захватили на территории Кувейта ЗРК «Оса» вместе с расчетом и технической документацией с целью изучения и организации эффективной борьбы с ним. В ходе начавшихся боевых действий эти ЗРК стали одними из первоочередных объектов для подавления различными средствами. Однако и в такой сложной обстановке при массированном огневом и радиоэлектронном противодействии ЗРК «Оса» показал себя одним из наиболее эффективных средств ПВО, особенно в борьбе с крылатыми ракетами «Томагавк».

Тактико-технические характеристики ЗРК «Оса-АКМ»:
Боевой расчет, чел.: 4;
Масса ракеты 9М33М3, кг: 126,3;
Масса боевой части, кг: 15;
Длина ракеты, мм: 3158;
Диаметр корпуса, мм: 206;
Размах крыльев, мм: 650;
Скорость полета ЗУР, м/с: 500;
Дальность обнаружения цели, км: до 45;
Зона поражения, м: по дальности – 1500. 10000; по высоте – 25. 5000; по курсовому параметру – ±6000;
Поражаемые цели: максимальная скорость, м/сек – 500; маневр цели, ед – до 8;
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР: 0,5..0,85;
Количество ракетных каналов: 2;
Дальность сопровождения телевизионно-оптическим визиром в условиях метеорологической видимости и при отсутствии задымленности и запыленности, км: до 25;
Время реакции, с: 16. 26;
Время перехода комплекса из походного положения в боевое, мин: до 4;
Число ЗУР на боевой машине: 6;
Скорость передвижения комплекса (боевой и транспортно-заряжающей машин), км/ч: по шоссейным дорогам – до 60; на плаву – до 8;
Запас хода по грунтовым дорогам без дозаправки (при двухчасовой работе аппаратуры от газотурбинного агрегата), км: 250

Зенитный ракетный комплекс «Оса» — уничтожитель воздушных объектов на малых дистанциях

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Оса» является автоматизированным средством ПВО, предназначенным для отражения воздушных угроз на малых дальностях. Его тактико-технические характеристики способны обеспечить прикрытие от воздушных ударов танковой или мотострелковой дивизии. Ракетный комплекс может действовать как в процессе боя, так и на марше.

Создание ЗРК «Оса» в 60-х годах 20 века было обусловлено тем, что авиация, избегая огня зенитных управляемых ракет, старалась атаковать на сверхмалых высотах. В связи с этим ЗРК, которые существовали в те годы, оказались практически бесполезными. Хотя их ТТХ прекрасно подходили для борьбы с высоколетящими целями, для низколетящих целей они практически не представляли опасности.

Читать еще:  Сухпай - это сухой паек, отличия морского и офицерского, индивидуальный рацион питания в армии России и США, состав и продукты

Так как новая тактика нападения авиации распространилась по всему миру, военные ведомства многих развитых стран пытались решить задачи по проектированию новых зенитно-ракетных комплексов, которые могли бы эффективно бороться именно с низколетящими целями. Технический уровень развития даже такого мощного государства, как США, не позволял создать ЗРК, который мог бы эффективно бороться с низколетящими целями, но советские конструкторы в очередной раз совершили резкий рывок вперёд в гонке вооружений.

История создания ЗРК «Оса»

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров от 27.10.1960 года, работы по созданию нового зенитно-ракетного комплекса были начаты в том же 1960 году. Ответственным за разработку был назначен НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Во главе процесса разработки был поставлен Тарановский, которого вскоре сменил Косичкин.

До сих пор перед советскими конструкторами никогда не ставили сложную задачу по разработке полностью автономного зенитно-ракетного комплекса. Согласно плану, новая система ЗРК должна была совместить на одной базе следующие устройства:

  1. Средства обнаружения и сопровождения воздушных целей;
  2. Пусковое устройство, способное к запуску зенитной управляемой ракеты;
  3. Средства топографии;
  4. Средства навигации;
  5. Независимые источники электроснабжения.

В довершение ко всему, новый зенитно-ракетный комплекс должен был быть ещё и плавучим. После нескольких попыток разработки стало ясно, что одному НИИ-20 с подобной задачей не справиться. Именно по этой причине разработка ЗРК было доверена целому ряду НИИ и конструкторских бюро:

  • НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике, как уже было сказано выше, назначался ответственным за весь проект. Кроме этого, данное НИИ отвечало за разработку боевой машины;
  • Конструкторское бюро №82 машиностроительного завода по авиационной технике было назначено ответственным за разработку и испытания зенитной управляемой ракетой. Главным конструктором, ответственным за ракету, стал А. Потопалов;
  • Всесоюзный НИИ по электрооборудованию отвечал за разработку всей системы электропитания ЗРК;
  • Самоходное шасси должен был разработать Кутаисский автомобильный завод.

Параллельно с разработкой самоходного зенитно-ракетного комплекса «Оса» разрабатывался аналогичный комплекс ЗРК «Оса-М», основным предназначением которого являлась защита кораблей военно-морского флота от низколетящих воздушных угроз.

Так как военная разведка СССР в 60-е годы успешно работала в США, советскому правительству было известно, что потенциальный соперник разрабатывает свой автономный и мобильный ЗРК на самоходном шасси. Американская новинка, известная под именем «Маулер», должна была обеспечить американские войска защитой от низколетящих целей на расстоянии 10-15 км.

В связи с этими обстоятельствами, разработка советского ЗРК началась усиленными темпами. Как показало время, паника была совершенно напрасной, так как данный американский проект с треском провалился – летом 1965 года он был окончательно свёрнут.

Трудности при разработке ЗРК «Оса»

В СССР разработка ЗРК «Оса» тоже продвигалась очень медленно. Назначенные НИИ и КБ не справлялись с поставленной задачей. Проходили постоянные замены главных конструкторов, которые отвечали за разработку различных узлов, но это мало помогало.

В сентябре 1964 года новым разработчиком был назначен ЗУР-МКБ «Факел». В то время главным конструктором «Факела» был Грушин. Разработка плавающего самоходного шасси также была передана новому предприятию, которым стал Брянский автомобильный завод.

Директор НИЭИ Минрадиопрома СССР Ефремов был назначен главным конструктором ЗРК.

После такой масштабной перестановки, разработка ЗРК «Оса» пошла более успешно и в 1970 году первый прототип ЗРК «Оса» был отправлен на Эмбинский полигон, где успешно прошёл все положенные испытания. 4 октября 1971 года комплекс был принят на вооружение армии СССР. На вооружении ПВО Сухопутных войск данный самоходный комплекс был принят в 1972 году. Общественности зенитно-ракетный комплекс «Оса» впервые был представлен во время военного парада, который проходил на Красной площади в Москве в ноябре 1975 года.

Описание ЗРК «Оса» и его основные боевые характеристики

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» способен самостоятельно следовать за танковыми и мотострелковыми дивизиями практически в любых погодных условиях. Уникальная конструкция шасси обеспечивает ему прекрасную проходимость и плавучесть. Он имеет высокую эффективность и обладает хорошей защитой от помех. Мобильный самоходный ЗРК «Оса» включает в свой состав следующие средства:

  • Машина 9А33Б, оборудованная средствами наведения и пуска ракет;
  • Системы разведки;
  • Заряжающая машина;
  • Ракета 9М33, которая является управляемой.

Как заряжающая, так и боевая машины находятся на плавающих шасси БАЗ-5937. Данное трёхосное шасси обладает прекрасной проходимостью в условиях бездорожья и способно преодолевать водные преграды. Кроме того, оно оснащено следующими устройствами:

  • Средствами электроснабжения;
  • Навигацией;
  • Системами жизнеобеспечения;
  • Генератором отбора мощности.

Данный комплекс, помимо того, что может передвигаться своим ходом, может транспортироваться на грузовых самолётах ИЛ-76 или железнодорожном транспорте. Мощный двигатель способен обеспечить ЗРК максимальную скорость до 80 км/ч по шоссе. При этом по грунтовым дорогам комплекс способен передвигаться со скоростью до 55 км/ч.

В случае необходимости, ЗРК «Оса» способен плыть со скоростью до 10 км/ч. В данном случае, двигатель обеспечивает работоспособность специального водомёта. Само шасси может буксировать прицепы весом до 7 200 кг.

Для обнаружения воздушных целей на ракетном комплексе используется мощная радиолокационная станция. Она может обнаруживать воздушные цели, находясь как на месте, так и в движении. Кроме того, ЗРК способна идентифицировать цели по признаку «свой – чужой».

Серийное производство ЗРК «Оса»

Серийное производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» было развёрнуто на 2-х предприятиях:

  • Сама боевая машина производилась на Ижевском электромеханическом заводе;
  • Зенитные управляемые ракеты производились на Кировском машиностроительном заводе.

До 1975 года «Оса» производилась без существенных модернизаций.

В 1975 году на вооружение Сухопутных войск СССР был принят модернизированный зенитно-ракетный комплекс «Оса-АК». Модернизация ЗРК «Оса» заключалась в следующих изменениях:

  • Появилось 6 зенитных управляемых ракет модификации 9М33М2, вместо 4-х 9М33 у базовой модификации;
  • Зона поражения у модернизированного комплекса тоже была увеличена. Теперь комплекс мог сбивать самолеты, скорость которых равнялась 500м/С, вместо 420 М/С у базовой модели;
  • Радиоэлектронная аппаратура (большая часть её) была размещена на новой элементной базе. Это нововведение позволило уменьшить массу комплекса, снизить энергопотребление и повысить общую надёжность;
  • Ракеты получили взрыватели новой конструкции, которые позволили уменьшить минимальную высоту поражения воздушных целей комплексом с 50 до 25 метров.

В целом, модернизированный зенитно-ракетный комплекс значительно превосходил по базовым характеристикам предыдущую модель.

Модификация ЗРК «Оса-АКМ»

Следующая модернизации зенитно-ракетного комплекса получила название «Оса-АКМ». Данная модификация была принята на вооружение в 1980 году. Основным отличием модификации «АКМ» были повышенные возможности для борьбы с военными вертолётами. Так как, начиная с конца 1970-х годов военные вертолёты стали массово оснащаться противотанковыми ракетами, комплекс пришлось дорабатывать в соответствии с этими нюансами.

ЗРК «Оса-АКМ» мог вести эффективный огонь не только по движущимся, но и по «зависшим» в воздухе целям. Ракеты комплекса получили модернизированный взрыватель, после установки которого цели можно было поражать практически на нулевых высотах. При этом расстояние до цели не должно было быть менее 2 км. Максимальная дальность поражения составляла до 6,5 км.

Модификации Оса, произведённые в других странах

Кроме вышеперечисленных модификаций, существует ещё несколько модификаций ЗРК «Оса» которые были произведены в Белоруссии и Польше.

«Оса-1Т» — это модернизированный комплекс, который был произведён в Республике Беларусь. Работы по модернизации базового комплекса были начаты в 2001 году. После того как комплекс был доработан, он был продемонстрирован в Минске и польском Кельце. В отличие от базового комплекса он обладает следующими доработками:

  • Защита комплекса от помех была модернизирована, возрос радиус её действия;
  • Появилась современная оптико-электронная система, основной задачей которой является сопровождение цели. Данная система сконструирована таким образом, что может функционировать в условиях полного радиоэлектронного подавления;
  • Система наведения нового комплекса даёт возможность ракетам поражать цели, летящие на высоте до 7 км. Расстояние до цели может составлять до 12 км;
  • Модернизированный комплекс способен поражать цели, летящие со скоростью до 700 м/с.
Читать еще:  Виды загрязнений окружающей среды и биосферы, основные: физические, химические, природные, промышленные и экологические, их источники и результаты воздействия

Общий ресурс и ремонтопригодность зенитно-ракетного комплекса были значительно увеличены.

Следующая модернизированная машина, произведённая на базе ЗРК – это Т-38 «Стилет». Она тоже производится в Белоруссии. Самым главным отличием данной модернизации является наличие двухступенчатой ракеты Т-382. Если возникнут проблемы с производством двухступенчатых ракет, комплекс может успешно пользоваться ракетами 9М33М3, которые используются в комплексе «Оса-АКМ».

Ещё одной модернизацией является польская ЗРК SA-8 Sting. Она практически ни чем не отличается от белорусской «Оса-1Т». Здесь явно прослеживается совместная с Белоруссией разработка.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Оса»

Основные ТТХ зенитно-ракетного комплекса «Оса» (базовой модели) имеют следующие характеристики:

  • По классификации – это зенитно-ракетный комплекс;
  • Его боевая масса составляет 18 000 кг;
  • Экипаж включает в себя 5 человек;
  • Длина корпуса комплекса составляет 9 140мм;
  • Высота комплекса с опущенным радаром составляет 4 200 мм;
  • Ширина корпуса составляет 2 750 мм;
  • Диапазон дальности стрельбы составляет от 1 500 до 10 000 метров;
  • В качестве вооружения комплекс располагает четырьмя управляемыми ракетами 9М33;
  • Двигатель комплекса имеет мощность в 300 л/с. Он может развивать максимальную скорость по шоссе до 70 км/ч, и до 35 км/ч по бездорожью. Кроме того, комплекс способен передвигаться вплавь со скоростью до 10 км/ч.

Колёсная формула 6х6 позволяет комплексу без проблем передвигаться в условиях полного отсутствия дорог.

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» и его модификации до сих пор состоят на вооружении Сухопутных войск России и ряда других стран. Хотя современные ЗРК во многом превосходят «Осу», армия не спешит полностью от них отказываться.

ЗРК «Оса» – кусает в небесах

С появлением военных самолетов возникла необходимость защиты от них. Самым первым оружием противовоздушной обороны стала противоаэропланная пушка Лендера, которую в 1914 году построили на Путиловском заводе Санкт-Петербурга. Ее применили для защиты от налетов немецкой авиации в Первой мировой войне.

С тех пор прошло много лет. Появление новых самолетов влекло за собой совершенствование ПВО. На защиту неба нашей Родины встал автоматизированный войсковой ЗРК “Оса”.

Как создавалась «Оса»

В 50-е годы прошлого века резко изменилась тактика ведения воздушной войны, на смену артиллерийским орудиям пришли управляемые ракеты.

Наведение осуществлялось по информации с РЛС. Это заставляло летчиков искать спасения на больших высотах или наоборот прижиматься к земле, лететь в мертвой зоне радаров. Встал со всей остротой вопрос защиты мотострелковых дивизий от воздушных атак самолетов на бреющем полете.

Для исправления создавшегося положения Совмин СССР выпустил постановление с задачей в кратчайшие сроки разработать современный ЗРК.

Предварительно проект назвали «Эллипсоид».

В нем комплексу предписывалось:

  • комплекс должен быть размещён на одном шасси;
  • РЛС ЗРК должны были работать не только в боевом положении, но и во время движения;
  • пусковые установки должны обладать возможностью стрельбы во время коротких остановок;
  • общая масса ракеты не должна превышать 65 кг, это было необходимо для быстрой перезарядки пусковой установки силами расчёта.

Разрабатывать новое зенитное оружие поручили старейшему в стране НИИ-20 ГКРЭ. Назначение главным конструктором получил М. М. Косичкин, первопроходец в сфере исследования малогабаритной артиллерийской радиолокации в подвижном бою.

Средства поражения создавал Тушинский машиностроительный завод, возглавляемый тогда А. В. Потопаловым, человеком с опытом (в свое время он занимался созданием самолета-снаряда 10Х).

Ракетную установку поручили спроектировать Государственному конструкторскому бюро компрессорного машиностроения, ныне АО «НПП «Старт» имени А. И. Яскина.

Выполнить такой амбициозный замысел очень непросто. Достаточно сказать, что у американцев аналогичный проект примерно в то же время не получился, и они его закрыли. Английский Sea Cat с ракетой «Тайгер Кэт» уступал нашему комплексу по всем показателям.

В 1962 году разработчики все еще продолжали заниматься экспериментами в лабораториях. Долго не получалось надежное ракетное топливо и электронные приборы управления.

Недовольство низким темпом создания «Осы» вылилось в новые назначения. Создание ракеты 9МЗЗ перепоручили ОКБ-2 ГКАТ во главе с П. Д. Грушиным. Этот талантливый человек руководил созданием ракеты 1Д для ЗРК С-75, сбившей американский самолёт-шпион U-2, пилотируемый Ф. Г. Пауэрсом.

Срок готовности перенесли на второй квартал 1965 года с корректировкой требований к ракете:

ЗРК «Оса»

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» – автоматизированное средство ПВО, которое используется для отражения воздушных атак противника на малых дальностях. Его технические характеристики обеспечивают прикрытие от воздушных ударов мотострелковой или танковой дивизии. Ракетный комплекс действует как на марше, так и в процессе боя.

Разработка ЗРК «Оса» в 60-х гг. XX века была обусловлена тем фактором, что авиация, избегая зенитных управляемых ракет, пыталась атаковать противника на сверхмалых высотах. В результате ЗРК, которые были на вооружении в те годы, оказались чуть ли не бесполезными. Если их тактико-технические характеристики отлично подходили для борьбы с высоколетящими воздушными объектами, то для низколетящих они не представляли практически никакой опасности.

Поскольку новая стратегия нападения авиации стремительно распространялась по всему миру, многие развитые страны стремились, как можно быстрее, решить задачи по проектированию новых ЗРК, которые бы эффективно противостояли низколетящим целям. Однако технический уровень развития даже столь мощного государства, как Соединенные Штаты Америки, не позволял разрабатывать ЗРК, который бы успешно поражал низколетящие цели. В этом плане их сильно опередили советские конструкторы, которые сделали прорыв в создании новых видов вооружения.

История ЗРК «Оса»

Согласно постановлению Совета Министров и ЦК КПСС от 27.10.1960 года, работы по разработке нового ЗРК были начаты в этом же 1960 году. За разработку отвечал НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Всем процессом руководил Тарановский, которого в скором будущем сменил Косичкин.

По сей день перед советскими конструкторами не ставили столько сложную задачу по созданию автономного ЗРК. По задумке, новая система зенитно-ракетного комплекса должна совмещать на единой базе такие устройства:

  • Средства обнаружения и сопровождения разных типов воздушных целей.
  • Средства навигации.
  • Средства топографии.
  • Пусковое устройство, которое бы отвечало за запуск зенитной управляемой ракеты.
  • Независимые источники электроснабжения.

Плюс ко всему новый ЗРК комплекс должен быть еще и плавучим. Уже после нескольких попыток разработки специалистам стало ясно, что одному НИИ-20 с такой задачей не справиться. Поэтому разработку ЗРК поручили целому ряду НИИ и конструкторским бюро:

  • Ответственным за весь проект, как уже было указано выше, был НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике. К тому же, данному НИИ была поручена разработка боевой машины.
  • Ответственным за разработку и тестирование зенитной управляемой ракеты назначили конструкторское бюро №82. Главный конструктор, отвечающий за создание ракеты – А. Потопалов.
  • Кутаисский автомобильный завод отвечал за разработку самоходного шасси.
  • Всесоюзный НИИ по электрооборудованию отвечал за создание общей системы электропитания зенитно-ракетного комплекса.
Читать еще:  Gasser M1870 Montenegrin

Вместе с разработкой самоходного ЗРК «Оса» проходила разработка аналогичной системы «Оса-М», главная задача которого заключалась в обеспечении защиты кораблей военно-морского флота от разного вида низколетящих воздушных угроз.

Поскольку военная разведка в 60 гг. успешно работала в США, правительству СССР было известно, что потенциальный противник занимается разработкой своего автономного и мобильного ЗРК, располагающегося на самоходном шасси. Это была новинка, обозначающаяся как «Маулер». Ее задача заключалась в обеспечении защиты американских войск от низколетящих воздушных целей на расстоянии десяти-пятнадцати километров.

В результате, создание советского ЗРК велась быстрыми темами. Но со временем стало понятно, что такая паника была напрасной, поскольку американский проект провалился – он был свернут летом 1965 года.

Сложности при разработке ЗРК «Оса»

Разработка ЗРК «Оса» в СССР тоже продвигалась довольно медленно. Назначенные КБ и НИИ не справлялись с поставленными задачами. Одни главные конструкторы, отвечающие за разработку разных узлов, сменивались другими, но и такая мера не помогала.

Осенью 1964 г. назначили нового разработчика, которым стал ЗУР-МКБ «Факел». Тогда главным конструктором этого предприятия был Грушин. Разработка плавающего самоходного шасси тоже была передана другому предприятию – Брянскому автомобильному заводу.

Главным конструктором ЗРК стал Ефремов, директор НИЭИ Минрадиопрома СССР.

После столь масштабной перестановки, создание ЗРК «Оса» пошла куда успешнее и в 1970 году на Эмбинский полигн поступил первый прототип комплекса. Там он успешно прошел все испытания.

Осенью 1971 года ЗРК передали на вооружение армии СССР, а через год он поступил на вооружение ПВО Сухопутных войск. Общественность впервые увидела ЗРК «Оса» на военном параде, проходящем в ноябре 1975 года на Красной площади в Москве.

Описание и характеристики ЗРК «Оса»

ЗРК «Оса» способен самостоятельно следовать за мотострелковыми и танковыми дивизиями в разных погодных условиях. Благодаря уникальной конструкции шасси он получил прекрасную плавучесть и видимость. Также он отличается высокой эффективностью и имеет хорошую защиту от помех.

Состав мобильного самоходного ЗРК «Оса»:

  • Заряжающая машина.
  • Машина 9А33Б, оснащенная средствами наведения и пуска ракет.
  • Системы разведки.
  • Управляемая ракета 9М33.

Как заряжающая, так и боевая машины располагаются на плавающих шасси БАЗ-5937. Это трехосное шасси имеет отличную проходимость в условиях бездорожья и может преодолевать водные преграды. К тому же, оно оборудовано следующими устройствами:

  • Навигацией.
  • Генератором отбора мощности.
  • Системами жизнеобеспечения.
  • Системы электроснабжения.

Этот комплекс, кроме того, что способен передвигаться самостоятельно, может транспортироваться на железнодорожном транспорте или грузовых самолетах ИЛ-76. Мощный двигатель обеспечивает ЗРК «Оса» максимальную скорость до 80 километров в час по шоссе. По грунтовым дорогам комплекс передвигается со скоростью до 55 километров в час.

При необходимости, ЗРК может пылить со скоростью до 10 километров в час. В таком случае, двигатель обеспечивает работу специального водомета. Что касается шасси, то оно способно буксировать прицепы до 7 200 килограмм.

За обнаружение воздушных целей противника отвечает мощная радиолокационная станция. Она обнаруживает воздушные цели, находясь как в движении, так и на месте. К тому же, ЗРК может идентифицировать цели по принципу «свой – чужой».

Серийное производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» проходило на двух предприятиях:

  • Ижевский электромеханический завод отвечал за производство самой боевой машины.
  • Кировский машиностроительный завод отвечал за производство зенитных управляемых ракет.

Стоит отметить, что до 1975 года ЗРК «Оса» производилась без серьезных модернизаций. И только в этом году на вооружение Сухопутных войск поступил модернизированный ЗРК «Оса-АК». Произошли следующие изменения:

  • Вместо 4 ракет 9М33 появилось 6 ракет модификации 9М33М2.
  • Увеличилась зона поражения. Теперь комплекс мог поражать самолеты, скорость которых достигала 500 метров в секунду (базовая модель могла сбивать самолеты только если их скорость не превышала 420 метров в секунду).
  • Поменялось место размещения радиоэлектронной аппаратуры. Ее большую часть поместили на новой элементной базе. Благодаря такому нововведению удалось уменьшить вес комплекта, повысить общую надежность и снизить энергопотребление.
  • Ракеты с новыми взрывателями. Их конструкция изменилась, что позволило уменьшить минимальную высоту поражения целей с 50 метров до 25 метров.

Как видите, модернизированный ЗРК существенно превосходил базовую модель по вышеперечисленным характеристикам.

Модификация ЗРК «Оса-АКМ»

Следующей модификацией ЗРК была «Оса-АКМ». Она поступила на вооружение в 1980 году. Главное отличие модификации заключалось в повышенным возможностям борьбы с военными самолетами. Поскольку, начиная с 1970-х гг. военные вертолеты массово оснащали противотанковыми ракетами, ЗРК пришлось доработать с учетом этих нюансов.

ЗРК «Оса-АКМ» успешно атаковал не только движущие, но и «зависшие» в воздухе цели. Ракеты получили модернизированный взрыватель, благодаря чему цели можно было уничтожать чуть ли не на нулевых высотах. При этом расстояние до воздушной цели не должно было быть меньше двух километров. Максимальная дальность поражения – до 6,5 километров.

Модификации «Оса», разработанные в других странах

Помимо перечисленных выше модификаций, существуют и другие, которые были выполнены в Польше и Белоруссии.

«Оса-1Т» – модификация, которая была создана в Беларуси. Работы по модернизации проходили начиная с 2001 года. После всех доработок комплекса, его продемонстрировали в польском Кльце и Минске. Специалисты произвели следующие доработки:

  • Внедрили современную оптико-электронную систему, главная задача которой – сопровождение цели. Эта система сконструирована так, что может эксплуатироваться даже при полном радиоэлекронном подавлении.
  • Модернизована защита комплекса от помех, увеличился радиус ее действия.
  • Благодаря доработкам комплекс смог поражать воздушные цели, летящие на высоте до семи километров на расстоянии до двенадцати километров.
  • Модернизированный комплекс может поражать цели, которые летят со скоростью до 700 метров в секунду.

Ремонтопригодность и общий ресурс зенитно-ракетного комплекса были существенно увеличены.

Следующая модернизированная машина была построена на базе зенитно-ракетного комплекса «Оса» – Т-38 «Стилет». Ее тоже разработали в Белоруссии. Основное отличие этой модернизации заключается в наличие двухступенчатой ракеты Т-382. Если с производством двухступенчатых ракет возникнут проблемы, комплекс сможет использовать ракеты модели 9М33М3, которые идут в комплекте «Оса-АКМ».

Еще одна модификация – польская SA-8 Sting. Она мало чем отличается от белорусской «Оса-1Т». Здесь прослеживается совместная разработка с Белоруссией.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Оса» (базовой модели)

  • Боевая масса – 18 000 кг.
  • Длина корпуса – 9140 мм.
  • Ширина корпуса – 2750 мм.
  • Высота с опущенным радаром – 4200 мм.
  • Экипаж – 5 человек.
  • Диапазон дальности стрельбы – от 1500 до 10 000 м.
  • Вооружение – 4 управляемые ракеты 9М33.
  • Мощность двигателя – 300 л/с. Максимальная скорость передвижения по шоссе – до 70 км в час; по бездорожью – 35 км в час. К тому же, комплекс может передвигаться даже вплавь. Его скорость в таком случае – до 10 км в час.

Колесная формула 6х6 обеспечивает комплексу спокойное передвижение в условиях отсутствия дорог.

ЗРК «Оса» и его модификации и сегодня входят в вооружение Сухопутных войск РФ и многих других стран, и это несмотря на то, что современные ЗРК превосходят их по многим характеристикам. Пока армия не планирует от них избавляться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: