0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детальные фото 122-мм гаубицы М-30

122-мм гаубица М-30

Характеристики 122-мм гаубицы М-30

К 30-м годам 20-го века основой дивизионной артиллерии РККА составляли орудия созданные ещё до Первой Мировой войны — 76-мм пушка образца 1902 г. и 122-мм гаубицы образца 1909 и 1910 гг., уже устаревшие и не отвечавшие концепции маневренной войны. Их нельзя было буксировать на скорости более 10 км/ч, дальность стрельбы была «дореволюционной», а быстрый маневр огнем, из-за конструкции лафита, был задачей на грани невозможного.

Модернизация имеющихся пушек и гаубиц проведенная в 1930 г. в какой-то мере повысила их тактико-технические характеристики, однако полностью проблему не решила, орудия по-прежнему не были приспособлены к буксировке средствами механизированной тяги, конструкция лафета оставалась прежней.

История создания 122-мм гаубицы М-30

Первая попытка разработать проект 122-мм гаубицы в конце 20-х годов не увенчалась успехом. Вторая попытка была предпринята в 1931-1932 гг. и была связана с развитием сотрудничества Наркомата тяжелой промышленности и немецкой компании «Рейнметалл» в области проектирования и производства артиллерийских систем. В рамках такого сотрудничества в 1930 г. в г. Москве было организованно совместное конструкторское бюро № 2.

К 1932 г. под руководством начальника КБ Л.А. Штимана и немецкого конструктора Фохта была разработана 122-мм гаубица «Лубок», впоследствии принятая на вооружение РККА под названием «122-мм гаубица образца 1934 г.» Однако, лафет «Лубка» был сконструирован по старой однобрусной схеме, на нем отсутствовало подрессоривание боевого хода, и буксирование на мехтяге для него также было невозможно.

Было предпринято ещё несколько попыток, однако 122-мм гаубица конструкторам «не давалась». Дошло до того, что вместо 122-мм калибра, конструкторы предложили 107-мм, мотивируя решение наличием 105-мм гаубиц на вооружении дивизионной артиллерии в армиях почти всех европейских государств. Однако руководство Генерального Штаба РККА твердо стояло на своем — калибр новой гаубицы должен был быть только 122-мм и не миллиметром ниже.

122-мм гаубица М-30

Проект отдельной конструкторской группы КБ завода № 172 (под индексом М-30) поступил для рассмотрения и утверждения в артиллерийское управление РККА в середине декабря 1937 г. и после его рассмотрения, было решено считать его приоритетным. К онструкция ствола и элементов противооткатных устройств М-30 были заимствованы из проекта гаубицы «Лубок», на орудие устанавливался поршневой затвор системы Шнейдера, а конструкция боевого хода была заимствована от дивизионной пушки Ф-22.

Применение и модернизации 122-мм гаубицы М-30

Первый опытный образец гаубицы был представлен на заводские испытания 31 марта 1938 г., однако провалил их. Доработанная М-30 была допущена к государственным испытаниям лишь в начале сентября 1938 г., которые тоже закончились провалом. Только с четвертой попытки, августе 1939 г. гаубица прошла испытания успешно и 29 сентября того же года принята на вооружение как «122-мм гаубица образца 1938 г.«, ей также был присвоен индекс 53-Г-463.

Серийное производство 122-мм гаубицы образца 1938 г. было организованно в 1940 г. на заводах № 92 и № 9 и продолжалось до 1955 г. Всего было произведено 19250 гаубиц, из них около 1850 — в послевоенное время.

В конце 70-х годов 122-мм гаубица М-30 прошла модернизацию, в ходе которой были установлены пневматические колеса от автомобиля ЗИЛ-131, на щите (справа от ствола) помещен плафон с лампой стоп-сигнала. На основе узлов и механизмов лафета орудия в 1943 г. была создана 152-мм гаубица образца 1943 г. Д-1, а немного измененная качающаяся часть гаубицы устанавливалась на 122-мм самоходной артиллерийской установке СУ-122.

Гаубица М-30 поставлялась в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Алжир, Албанию, Афганистан, Бангладеш, Боливию, Вьетнам, Гвинею-Бисау, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Камбоджу, Конго, КНР, КНДР, Лаос, Ливан, Ливию, Монголию, Танзанию, Югославию, Эфиопию. В Китае производилась под названием «Тип 54». На вооружении некоторых зарубежных стран состоит до сих пор.

Маршал артиллерии Одинцов оценивая систему, произнес: «Лучше ее уже ничего не может быть».

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

122-мм гаубица М-30 — легенда дивизионной артиллерии

В межвоенный период была очевидна необходимость замены в дивизионной артиллерии РККА старых 122-мм гаубиц обр. 1909 г. и обр. 1910 г. новым орудием.

Речь шла прежде всего об увеличении дальности стрельбы, огневой маневренности (гибкости огня), а также подвижности орудия — возможности механической тяги, быстроты перевода из походного положения в боевое и обратно.

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ГАУБИЦЫ

Решалась задача непросто. Модернизированные старые гаубицы даже с принятием снаряда «дальнобойной» формы оставались временным решением. 122-мм гаубица 1934 года, созданная в КБ-2 наемными германскими специалистами, не пошла в широкую серию. В то же время обсуждался выбор калибра легкой гаубицы — 107 или 122 мм. Последний оказался оптимальным. Новые тактико-технические требования к 122-мм дивизионной гаубице Артиллерийское управление РККА выдало в сентябре 1937 года. Были представлены опытные гаубицы У-2 «Уралмашзавода», Ф-25 КБ В. Г Грабина (завод № 92) и М-30 завода № 172 им. Молотова. Была выбрана М-30, созданная под руководством Ф. Ф. Петрова в КБ завода № 172 в Мотовилихе (Пермь). В сентябре — ноябре 1938 года М-30 прошла полигонные испытания, с декабря 1938-го до лета 1939 года — войсковые. Постановлением Комитета обороны СНК СССР от 29 сентября 1939-го она была принята на вооружение под обозначением «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г. (М-30)».

Серийное производство М-30 началось на заводах № 172 и № 92 в 1940 году, но вскоре главным производителем стал «Уралмашзавод» в Свердловске (позднее — завод № 9). Туда же перевели и Ф. Ф. Петрова.

МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Орудие оказалась достаточно технологичным для развертывания массового производства. Если в 1940 году было выпущено 639 гаубиц, то в 1941-м в условиях начавшейся войны удалось нарастить выпуск, изготовив за год 2762 орудия. В критичном 1942 году выпуск 122-мм гаубиц достиг пика — 4240 штук за год. В 1943 году выпущено 3770 орудий. Заказ постепенно снижался в связи с насыщением войск орудиями. По мере производства в конструкцию вносились незначительные изменения, в основном технологического характера — к примеру, цельнокованые и клепаные детали заменялись сварными.

На 22 июня 1941 года в РККА имелось около 1700 гаубиц М-30, что составляло чуть более одной пятой всех 122-мм гаубиц. По ходу войны росло и количество гаубиц М-30, и их доля — на 1 января 1943-го в войсках имелось 5600 единиц М-30 (80 % от всех 122-мм гаубиц), на 1 января 1945-го 11 400 штук (94%).

Всего с 1940-го по 1955 год изготовлено 19 266 гаубиц обр. 1938 г. В результате М-30 стала одной из самых многочисленных дивизионных гаубиц в мире.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

К началу Великой Отечественной войны 122-мм гаубицы входили в штат артиллерии стрелковых, мотострелковых, моторизованных, горнострелковых, кавалерийских, танковых дивизий. В стрелковой дивизии они имелись в легком артполку и в гаубичном полку. В ходе войны штаты менялись.

Уже в июле 1941 года гаубичный полк изъяли из штата стрелковой и танковой дивизии. В марте 1942 года количество 122-мм гаубиц в стрелковой дивизии увеличили с 8 до 12, добавив в артполк полк один смешанный дивизион. 122-мм гаубицы вошли и в гаубичные полки артиллерии Резерва Верхового Главнокомандования.

Главными задачами 122-мм гаубиц были уничтожение живой силы противника, расположенной открыто или в укрытиях полевого типа, уничтожение и подавление огневых средств пехоты, разрушение ДЗОТ и других полевых укреплений, проволочных заграждений, при необходимости — борьба с полевой артиллерией, танками, бронемашинами, транспортными средствами. Гаубицы вели огонь, как правило, с закрытых позиций в составе батарей (по четыре орудия) и дивизионов. Но, воюя все время на передовой, 122-мм гаубицы нередко выдвигались для стрельбы прямой наводкой, в том числе — по танкам. В ходе городских боев М-30 часто вели огонь прямой наводкой вдоль улиц, по укрепленным зданиям. После войны 122-мм гаубица обр. 1938 г. оставалась одним из основных орудий отечественной артиллерии. О времени их службы и значении в Советской армии можно судить хотя бы по введению в 1960-е годы к ним заряда нового устройства.

Читать еще:  СМ-20-ЗИФ / ЗИФ-68 45 мм корабельная зенитная система. Детальные фото

122-мм гаубица обр. 1938 г. состояла на вооружении в трех десятках стран, в числе которых Болгария, Боливия, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Иран, Йемен, КНР, Куба, Ливан, Польша, Румыния, Сирия, Эфиопия. Ее выпускали также в Польше и КНР (Тип 54).

М-30 принимали участие во многих военных конфликтах на протяжении нескольких десятилетий после Второй мировой войны.

УСТРОЙСТВО ОРУДИЯ

122-мм гаубица обр. 1938 г. (М-30) представляла собой буксируемое полевое орудие с выстрелом раздельно-гильзового заряжания.

Ствол — со свободной трубой, вставленной в кожух, на который навинчен казенник. В канале ствола выполнены 48 нарезов прогрессивной крутизны.

Однотактный поршневой затвор открывался вправо, снабжен предохранителем на случай затяжного выстрела. Внутри затвора смонтирован ударный механизм, его курок для взведения и спуска оттягивался спусковым шнуром.

При выстреле ствол откатывался по каткам и полозкам люльки обойменного типа. Противооткатные устройства включали гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник, симметрично расположенные относительно ствола (тормоз отката — под стволом, накатник — над стволом). Вместе со стволом откатывались шток накатника и цилиндр тормоза отката. Нормальная длина отката — 1000-1065 мм, предельная — 1100 мм.

Лафет включал верхний и нижний станки. Верхний станок своим штырем вставлен в гнездо нижнего. Секторный подъемный механизм располагался с правой стороны верхнего станка, винтовой поворотный механизм — с левой. С правой и с левой стороны люльки установлены колонки пружинного уравновешивающего механизма. Нижний станок состоял из полой отливки и двух раздвижных станин с зимними и летними сошниками.

Боевой ход включал колеса с резиновыми шинами, заполненными губчатым каучуком, и поперечную листовую рессору, допускал буксировку механической тягой. Рессоры автоматически отключались при разведении станин. Колеса снабжены тормозами.

На верхнем станке лафета крепилось щитовое прикрытие.

Прицельные приспособления включали прицел и панораму системы Герца. Гаубицы первых выпусков снабжались прицелом с независимой от орудия линией прицеливания и указательными стрелками. Позднее устанавливался прицел с полунезависимой линией прицеливания.

Буксировка была возможна тягачом или шестеркой лошадей. При этом использовался передок, вмещавший шесть выстрелов в лотках. При использовании конной тяги дышло передка удлинялось. В ходе войны прибегать к конной тяге в дивизионной артиллерии пришлось чаще, чем планировалось, из-за нехватки тягачей. По той же причине вместо специальных тягачей использовались грузовые автомобили и сельскохозяйственные тракторы. При механической тяге передок мог не использоваться. Для зимнего времени имелась лыжная установка.

БОЕКОМПЛЕКТ

Боекомплект гаубицы включал осколочно-фугасные снаряды (гранаты), считавшиеся для нее основными, и снаряды специального назначения — дымовые, осветительные, агитационные. Осколочно-фугасные снаряды использовались с различными образцами взрывателей, включая дистанционные (с воздушным разрывом), для старых взрывателей имелся ряд ограничений. Площадь зоны сплошного поражения осколками 122-мм гранаты при установке взрывателя на осколочное действие достигала 320 м². При установке на фугасное действие взрыв образовывал в грунте воронку глубиной 1 и диаметром 3 м, при установке на замедленное действие — соответственно 1,3 и 3,3 м. С некоторыми ограничениями могли использоваться старые 122-мм гранаты и шрапнели. В первой половине 1943 года в войска стали поступать кумулятивные («бронепрожигающие») снаряды к 122-мм гаубицам с бронепробиваемостью до 160-180 мм. Правда, эффективной стрельба 122-мм гаубиц по танкам считалась только до 400-600 м — в пределах дальности прямого выстрела.

Пороховой заряд помещался в гильзе. Полный заряд состоял из основного пакета и набора равновесных пучков. Меняя их комбинацию, получали девять номеров заряда, что позволяло в широких пределах менять дальность стрельбы и угол падения снаряда. При стрельбе ночью к заряду добавляли пламегаситель. В условиях войны разрешили использование в исключительных случаях зарядов от старых гаубиц, хотя из-за меньшей длины старой гильзы это ускоряло разгар каморы ствола.

Детальные фото 122-мм гаубицы М-30

Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 образца 1938 года ведет огонь по Берлину.

122-мм гаубица М-30, известная также на Западе под обозначением M1938, — это стойкий ветеран. Она была разработана еще в 1938 году, и уже в следующем году началось ее промышленное производство. Выпускавшаяся тысячами и широко использовавшаяся в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. М-30, практически не изменившаяся, до сих пор широко распространена в странах СНГ и многих других государствах, хотя в настоящее время во многих армиях она используется только в учебных целях или переведена в резерв.

Гаубица М-30 — видео

Хотя производство М-30 в странах СНГ прекратилось несколько лет назад, гаубица до сих пор выпускается в Китае под обозначением 122-мм гаубица Тип 54 или Тип 54-1 — последняя модификация имеет несколько конструктивных отличий, обусловленных особенностями местных технологий.

В целом 122-мм гаубица М-30 имеет классическую конструкцию: прочный надежный двухстанинный лафет, жестко закрепленный щит с поднимаемым центральным листом, и ствол длиной 23 калибра без дульного тормоза. Пушка оснащена тем же самым лафетом, что и 152-мм гаубица Д-1 (М1943). Колеса большого диаметра оснащены цельными скатами, заполненными губчатой резиной, но модификация М-30, выпускавшаяся в Болгарии, имеет колеса другой конструкции. Каждое орудие имеет сошники двух различных типов — для мягкой и твердой почвы.

В свое время гаубица М-30 была основным вооружением самоходной артиллерийской установки СУ-122, созданной на шасси танка Т-34, но в настоящее время таких установок не осталось больше ни в одной армии. В Китае до сих пор выпускается такая самоходная артиллерийская установка: гаубица Тип 54-1 установлена на шасси бронетранспортера Тип 531.

Основным видом боеприпасов гаубиц М-30 является высокоэффективный осколочный снаряд, весящий 21,76 кг. имеющий дальность до 11 800 метров. Для борьбы с бронированными целями теоретически может использоваться бронебойный кумулятивный снаряд БП-463, способный на максимальной дистанции прямого выстрела 630 метров пробить броню толщиной до 200 мм, однако в настоящее время такие боеприпасы практически не используются.

Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 на улицах Берлина.

Модификации и опытные образцы на базе М-30

За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. На базе ствольной группы гаубицы М-30 выпускались следующие образцы артиллерийских орудий:

М-30С (индекс ГАУ — 53-ГС-463) — слегка модифицированный вариант М-30 для установки на самоходной артиллерийской установке СУ-122.

У-11 — новое орудие с баллистикой, идентичной М-30, предназначенное для вооружения танков и самоходных установок. От М-30 орудие У-11 отличалось сильно изменённой конструкцией противооткатных устройств, которые были уменьшены в размерах для лучшей компоновки в стеснённых условиях боевого отделения машины. Самоходный вариант У-11 устанавливался на опытную САУ СУ-122М, но не выдержал испытаний по причине низкой надёжности. Танковый вариант гаубицы

У-11 устанавливался на опытный танк Объект 234, который также известен как ИС № 2 (не путать с серийными ИС-2, вооружёнными длинноствольной 122-мм пушкой Д-25).

Д-6 — ещё один вариант гаубицы с баллистикой, идентичной М-30, предназначенный для монтажа в САУ. Гаубица Д-6 была смонтирована на опытной САУ СУ-122-III, но, как и У-11, не выдержала испытаний по причине низкой надёжности.

Самоходные артиллерийские установки с М-30

М-30 устанавливалась на следующие САУ:

СУ-122. САУ на базе танка Т-34. Выпускалась с декабря 1942 г. по август 1943 г. Всего выпущено 638 шт.

СГ-122. САУ на базе трофейных немецких танков PzKpfw III и САУ StuG III. Выпущено около 20 шт. в начале 1943 г.

12,2-cm Kanone (r) auf Geschützwagen Lorraine-Schlepper (f). Немецкая САУ, представляющая собой установку трофейной гаубицы М-30 на шасси трофейного же французского тягача Lorraine. Известно об одном экземпляре данной САУ, действовавшей во Франции на железнодорожной платформе, входящей в состав бронепоезда.

Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт.

Боеприпасы гаубицы М-30

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1.

Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м (данные получены по советской методике измерения середины XX века). При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре. В начале 1970-х годов на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24. Вместо тротила в качестве взрывчатого вещества был использован состав A-IX-2, благодаря чему эффективность снарядов 3ОФ24 по сравнению с 53-ОФ-462 была увеличена в 1,2—1,7 раза. С 1982 года на вооружение 122-мм гаубичных систем поступил снаряд 3ОФ56 и 3ОФ56-1 повышенного могущества.

Читать еще:  152-мм гаубица МД-1. Фото подборка №2

Кумулятивный снаряд 53-БП-460А пробивал под углом 90° броню толщиной до 100—160 мм (в разных источниках приводятся разные данные). Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку — до 400 м. Послевоенный кумулятивный снаряд 3БП1 пробивал под углом 90° — 200 мм, 60° — 160 мм, 30° — 80 мм.

Расчет 122-мм гаубицы М-30 ведет огонь по противнику на одной из улиц Вены.

Боевое применение

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 на позиции на косе Фрише-Нeрунг (Frische Nehrung, ныне Балтийская коса). 11-я гвардейская армия.

Тактико-технические характеристики гаубицы М-30

— Произведено, штук: 19 266

Расчёт: 8 человек

Скорострельность М-30

— Начальная скорость снаряда: 515 м/с
— Скорость возки по шоссе, км/ч: до 50
— Высота линии огня, мм: 1200

Дальность стрельбы М-30

— Максимальная дальность стрельбы: 11 800 м

Габаритные размеры М-30

— Длина, мм: 5900 (с передком 8600)
— Ширина, мм: 1975
— Высота, мм: 1820
— Клиренс, мм: 330—357
— Длина ствола, мм/клб: 2800/22,7
— Длина канала ствола, мм/клб: 2278/18,7 (нарезной части)

Вес М-30

— Масса в походном положении, кг: 2900—3100
— Масса в боевом положении, кг: 2360—2500

— Углы обстрела
— Угол ВН, град: от −3 до +63,3°
— Угол ГН, град: 49°

Фото гаубицы М-30

Батарея советских 122-мм гаубиц образца 1938 года М-30 на огневой позиции в районе Берлина.

Советский тягач транспортирует 122-мм гаубицу М-30 по улице Фрунзе в освобожденном Витебске.

Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 ведет огонь по противнику в Будапеште.

Тягач СТЗ-5-НАТИ 3-й гвардейской артиллерийской дивизии буксирует 122-мм гаубицу М-30 через переправу в Смоленской области.

Советский артиллерийский расчет занимается оборудованием окопа и подготовкой 122-мм гаубицы М-30 образца 1938 года к стрельбе.

Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 под Москвой ведет огонь. Плотно стоят и без всякой маскировки. Вероятно отсутствие непосредственной угрозы со стороны средств поражения противника (значительная удаленность от линии фронта и, вероятно, нелетная погода) позволяют обойтись без рассредоточения и маскировки огневых позиций, тем самым сократив время на подготовку орудий к открытию огня и облегчив управление огнем батареи.

Орудийный расчет 1-й батареи 208-го гаубичного артиллерийского полка ведет огонь по врагу из 122-мм гаубицы М-30.

Солдаты 84-й пехотной дивизии США осматривают брошенную немцами 122-мм гаубицу М-30 советского производства в Бенсхайме (Bensheim). По немецкой классификации трофейная гаубица имела обозначение s.F.H.396(r).

Орудие (122-мм гаубицы М-30) старшины И.Д. Щербакова ведет огонь по опорным пунктам немцев. 1-й Белорусский фронт.

122-мм гаубица М-30 старшего сержанта Г.Е. Макеева на Гутенберг штрассе (Gutenberg) в городе Бреслау, Силезия. 1-й Украинский фронт.

Похожее

You have no rights to post comments

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации — превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки — в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Артиллерия. Крупный калибр. 122-мм гаубица М-30 образца 1938 года

Гаубица М-30, известна, наверное, всем. Знаменитое и легендарное орудие рабоче-крестьянской, советской, российской и множества других армий. Любой документальный фильм о Великой Отечественной почти обязательно включает в себя кадры ведения огня батареей М-30. Да и сегодня, несмотря на возраст, это орудие в строю во многих армиях мира.

А кстати, 80 лет как бы…

Итак, речь сегодня пойдет о 122-мм гаубице образца 1938 года М-30. О гаубице, которую многие специалисты артиллерии называют эпохой. А зарубежные эксперты — самым распространенным орудием в истории артиллерии (около 20 тысяч единиц). Системе, где самым органическим образом соединились старые, испытанные многолетней эксплуатацией других орудий, решения, и новые, ранее неизвестные.

В предшествующей этой публикации статье мы рассказывали о самой многочисленной гаубице РККА предвоенного периода — 122-мм гаубице образца 1910/30 годов. Именно эту гаубицу уже на второй год войны заменила по численности М-30. По данным из различных источников, в 1942 году численность М-30 была уже больше предшественницы.

Материалов о создании системы много. Разбираются буквально все нюансы конкурентной борьбы разных КБ, тактико-технические характеристики орудий, конструктивные особенности и прочее. Точки зрения авторов таких статей иногда диаметрально противоположны.

Разбирать все детали таких споров не хотелось бы. Поэтому историческую часть повествования «обозначим пунктиром», оставив читателям право на собственное мнение по этому вопросу. Мнение авторов всего лишь одно из многих и не может служить единственно верным и окончательным.

Итак, 122-мм гаубица образца 1910/30 годов устарела уже к середине 30-х годов. Та «малая модернизация», которую провели в 1930 году, всего лишь продлила жизнь этой системы, но не вернула ей молодость и функциональность. То есть служить орудие еще могло, весь вопрос — как. Ниша дивизионных гаубиц довольно скоро оказалась бы пуста. И это понимали все. Командование РККА, руководители государства и сами конструкторы артиллерийских систем.

В 1928 году даже развернулась достаточно бурная дискуссия по этому вопросу после публикации статьи в «Журнале артиллерийского комитета». Споры велись по всем направлениям. От боевого применения и конструкции орудий, до необходимого и достаточного калибра гаубиц. На основании опыта Первой мировой войны вполне обоснованно рассматривались сразу несколько калибров, от 107 до 122 мм.

Читать еще:  Чем наводят авиацию и «Калибры» в Сирии

Задание на разработку артиллерийской системы на замену устаревшей дивизионной гаубицы конструкторы получили 11 августа 1929 года. В исследованиях по вопросу калибра гаубицы однозначного ответа о выборе 122 мм нет. Авторы склоняются к самому простому и логичному объяснению.

Боеприпасов именно этого калибра у РККА было достаточно. Более того, у страны была возможность производить эти боеприпасы в необходимом количестве на уже имеющихся заводах. И третье, логистика доставки боеприпасов была максимально упрощена. Самая многочисленная гаубица (обр. 1910/30г.) и новая гаубица могли бы снабжаться «из одного ящика».

Описывать проблемы при «рождении» и подготовке к серийному производству гаубицы М-30 смысла нет. Об этом прекрасно рассказано в «Энциклопедии отечественной артиллерии», наверное, самого авторитетного историка артиллерии А. Б. Широкорада.

Тактико-технические требования к новой дивизионной гаубице Артиллерийское Управление РККА озвучило в сентябре 1937 года. Требования достаточно жесткие. Особенно в части затвора. АУ требовало клинового затвора (перспективного и имеющего большой потенциал для модернизации). Инженеры и конструкторы же понимали, что эта система недостаточно надежна.

Разработкой гаубицы занимались сразу три ОКБ: Уральского машиностроительного завода («Уралмаш»), завода № 172 имени Молотова («Мотовилиха», Пермь) и Горьковского завода №92 («Нижегородский машиностроительный завод»).

Представленные этими заводами образцы гаубиц были достаточно интересны. Но уральская разработка (У-2) существенно уступала горьковской (Ф-25) и пермской (М-30) по баллистике. Поэтому не рассматривалась как перспективная.

Мы же рассмотрим некоторые ТТХ Ф-25/М-30.

Длина ствола, мм: 2800 / 2800
Скорострельность, в/мин: 5-6 / 5-6
Начальная скорость снаряда, м/сек: 510 / 515
Угол ВН, град: -5. +65 / -3. +63
Дальность стрельбы, м: 11780 / 11800
Боеприпас, индекс, вес: ОФ-461, 21, 76
Вес в боевом положении, кг: 1830 / 2450
Расчет, чел: 8 / 8
Выпущено, шт: 17 / 19 266

Мы не случайно привели часть ТТХ в одной таблице. Именно в таком варианте прекрасно видно вроде бы главное преимущество Ф-25 — вес орудия. Согласитесь, разница более чем в полтонны впечатляет. И, наверное, именно этот факт стал основным в определении Широкорадом этого конструкции, как лучшей. Мобильность такой системы неоспоримо выше. Это факт.

Правда, и тут есть «зарытая собака», на наш взгляд. Предоставленные на испытания М-30 были несколько легче серийных. Потому и разрыв в массе был не так заметен.

Возникает вопрос о принятом решении. Почему М-30? Почему не более легкая Ф-25.

Первая и основная версия озвучена ещё 23 марта 1939 года в том же «Журнале артиллерийского комитета» №086: «122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом №92 в инициативном порядке, для АУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25».

Согласитесь, такое заявление в то время многое ставит на свои места. Гаубица есть. Гаубица прошла испытания и нечего больше тратить народные деньги на разработку никому не нужного орудия. Продолжение дальнейших работ в этом направлении было чревато для конструкторов «переездом в какую-либо шарашку» с помощью НКВД.

Кстати, авторы в этом плане согласны с некоторыми исследователями по вопросу установки на М-30 не клинового, а старого доброго поршневого затвора. Скорее всего, конструкторы пошли на прямое нарушение требований АУ именно по причине надежности поршневого затвора.

Проблемы с полуавтоматикой клинового затвора на тот момент наблюдались и у орудий меньшего калибра. Например, Ф-22, универсальной дивизионной 76-мм пушки.

Победителей не судят. Хотя, это с какой стороны посмотреть. Рисковали конечно. В ноябре 1936 г. был арестован и осужден на 5 лет лишения свободы начальник ОКБ Мотовилихинского завода Б. А. Бергер, аналогичная участь постигла в январе следующего года ведущего конструктора 152-мм гаубицы-пушки МЛ-15 А. А. Плоскирева.

После такого понятно стремление разработчиков использовать уже проверенный и отлаженный в производстве поршневой затвор, чтобы избежать возможных обвинений во вредительстве в случае возникновения проблем с его конструкцией клинового типа.

И есть еще один нюанс. Меньший в сравнении с конкурентами вес гаубицы Ф-25 обеспечивали станок и лафет от 76-мм пушки. Орудие было более мобильное, но имело меньший ресурс из-за более «хлипкого» лафета. Вполне естественно, что 122-мм снаряд давал совершенно другой импульс отдачи, чем 76-мм. Дульный тормоз, видимо, на тот момент не обеспечивал должного снижения импульса.

Очевидно, что более легкой и мобильной Ф-25 предпочли более прочную и обладающую большим ресурсом М-30.

Кстати, лишнее подтверждение этой гипотезе мы нашли в судьбе М-30. Мы часто пишем о том, что конструктивно удачные полевые орудия вскоре «пересаживались» на уже используемые или трофейные шасси и продолжали воевать уже как САУ. Такая же судьба ожидала и М-30.

Части М-30 использовались при создании СУ-122 (на трофейных шасси StuG III и на шасси Т-34). Однако машины получились неудачные. М-30, при всей своей мощи, оказалась достаточно тяжелой. Тумбовая установка вооружения на СУ-122 занимала много места в боевом отделении САУ, создавая значительные неудобства экипажу. Большой вылет вперёд противооткатных устройств с их бронировкой затруднял обзор с места механика-водителя и не позволил разместить на лобовой плите полноценный люк-лаз для него.

Но главное – база среднего танка была слишком непрочной для столь мощного орудия.

От использования этой системы отказались. Но попытки на этом не закончились. В частности, в одном из вариантов теперь уже знаменитой авиадесантируемой САУ «Фиалка» была использована именно М-30. Но предпочли универсальное 120-мм орудие.

Вторым минусом для Ф-25 как раз могла стать ее меньшая масса в комбинации с уже упомянутым дульным тормозом.

Чем легче орудие, тем больше его шансы на использование для непосредственной поддержки своих сил огнем.

Кстати, именно в такой роли в начале Великой Отечественной не раз и не два выступала слабо подходящая для таких целей М-30. Не от хорошей жизни, понятно.

Естественно, что отклоненные дульным тормозом пороховые газы, поднимающие пыль, песок, частички грунта или снег, легче выдадут позицию Ф-25 по сравнению с М-30. Да и при стрельбе с закрытых позиций на небольшом удалении от линии фронта при малом угле возвышения с возможностью такой демаскировки следовало считаться. Кто-то в АУ вполне мог принять все это во внимание.

Теперь непосредственно о конструкции гаубицы. Конструктивно она состоит из следующих элементов:

— ствола со свободной трубой, кожухом, накрывающим трубу примерно до середины, и навинтным казенником;

— поршневого затвора, открывавшегося вправо. Закрывание и открывание затвора производилось поворотом рукоятки. В затворе монтировались ударный механизм с линейно движущимся ударником, винтовой боевой пружиной и поворотным курком, для взведения и спуска ударника курок оттягивался спусковым шнуром. Выбрасывание стреляной гильзы из каморы производилось при открывании затвора выбрасывателем в виде коленчатого рычага. Имелся предохранительный механизм, предотвращавший преждевременное отпирание затвора при затяжных выстрелах;

— лафета, включавшего люльку, противооткатные устройства, верхний станок, механизмы наводки, уравновешивающий механизм, нижний станок с раздвижными коробчатыми станинами, боевым ходом и подрессориванием, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.

Люлька обойменного типа укладывалась цапфами в гнездах верхнего станка.

Противооткатные устройства включали гидравлический тормоз отката (под стволом) и гидропневматический накатник (над стволом).

Верхний станок штырём вставлялся в гнездо нижнего станка. Амортизатор штыря с пружинами обеспечивал вывешенное положение верхнего станка относительно нижнего и облегчал его вращение. С левой стороны верхнего станка монтировался винтовой поворотный механизм, с правой — секторный подъемный механизм.

Боевой ход — с двумя колёсами, колодочными тормозами, отключаемой поперечной пластинчатой рессорой. Выключение и включение подрессоривания производилось автоматически при раздвигании и сдвигании станин.

Прицельные приспособления включали прицел, независимый от орудия (с двумя стрелками) и панораму Герца.

В истории этой легендарной гаубицы до сих пор множество белых пятен. История продолжается. Противоречивая, во многом непонятная, но история. Детище конструкторского коллектива под руководством Ф. Ф. Петрова настолько гармонично, что служит до сих пор. Причем она прекрасно вписалась не только в стрелковые соединения, но и в танковые, механизированные и моторизованные части.

И не только нашей армии в прошлом, но и в настоящее время. Более двух десятков стран продолжают иметь на вооружении М-30. Что свидетельствует о том, что орудие удалось более чем.

Приняв участие практически во всех войнах, начиная со Второй мировой, М-30 доказала свою надежность и неприхотливость, удостоившись высочайшей оценки маршала артиллерии Г. Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Конечно же, может.

Ведь все лучшее, что было в гаубице М-30, воплотилось в 122-мм гаубице Д-30 (2А18), которая стала достойной наследницей М-30. Но о ней, естественно, будет отдельный разговор.

Благодарим администрацию Музея отечественной военной истории в Падиково за предоставленный экземпляр гаубицы.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector