77 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детальные фото 152-мм пушка М-47 образца 1953 года

130-миллиметровая пушка М-46 образца 1953 года (52-П-482)

Арткомитет 23 апреля 1946 г. выдал тактико-технические требования на проектирование корпусного дуплекса состоящего из 152- и 130-миллиметровых пушек на едином лафете, которые должны сменить 122-миллиметровые пушки А-19, а также 152-миллиметровые гаубицы МЛ-20. Работы над нами были санкционированы несколькими постановлениями Совета министров СССР, первым из которых было Постановление № 1540-687 от 10 июня 1947 г. Разработанным образцам присвоили индексы М-46 и М-47. Технический проект Артиллерийским комитетом был рассмотрен 27 декабря 1946 г., после переработки повторно рассмотрели и одобрили 28 мая 1947 г.

Опытные образцы 130-миллиметровой пушки М-46 и 152-миллиметровой М-47 были изготовлены в июне 1948 г. заводом № 172. После заводских испытаний, трубу от М-46 и опытный образец пушки М-47 направили на Научно-испытательный артиллерийский полигон, где в период с июля по ноябрь 1948 г. прошли конкурсные испытания пушек М-46 и С-69. Стволы М-47и М-46 на полигоне поочередно стреляли с единого лафета (М-46). Из ствола М-46 произвели 1347 выстрелов, из М-47 произвели 1319 выстрелов. Также, лафет со стволом М-46 был испытан возкой АТ-С (во время возки, со стволом, который не переводился в походное положение со скоростью 5 кмчас). Общее расстояние возки составило 2277 километров. После устранения конструктивных недоделок, на НИАП-е 27 июля – 14 ноября 1949 г., провели повторные совместные испытания артиллерийских систем М-46, М-47 и С-69, во время которых из М-46 выполнили 1249 выстрелов, из М-47 – 423 выстрела. Также М-46 прошла испытания возкой на 568 километров. Войсковые испытания четырех пушек М-46 и М-47 были проведены 9 сентября – 9 ноября 1950 г., по результатам которых обе системы признали успешно прошедшими испытания. В последствии их рекомендовали к принятию на вооружение.

Пушка М-46 предназначена для борьбы с тяжелыми танками и самоходной артиллерией, минометами и артиллерией противника, разрушения оборонительных земляных сооружений, обстрела тылов противника подавления танков и живой силы в районе их сосредоточения.

Разработчик – конструкторское бюро завода №172.

Опытный образец изготовили в 1950 году. Испытания провели в 1950 году. На вооружение принята в 1953 году. Серийное производство велось с 1954 по 1957 год.

Баллистические данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Максимальное давление пороховых газов – 3150 кг/см2;
Максимальная начальная скорость снаряда – 930 м/с;
Максимальная дальность стрельбы – 27,15 тыс. м;
Вес осколочно-фугасного снаряда – 33,4 кг;
Масса полного заряда – 12,9 кг.

Конструктивные данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Длина ствола с учетом дульного тормоза – 7600 мм;
Длина ствола без учета дульного тормоза – 7150 мм;
Калибр – 130 мм;
Число нарезов – 40;
Нарезная часть – 5860 мм;
Длина хода нарезов – 30 калибров;
Ширина нарезов – 6 мм;
Ширина поля – 4,2 мм;
Глубина нарезов – 2,7 мм;
В тормозе отката количество жидкости «Стеол-М» – 28,7 л;
Длина отката:
Длина отката короткого – 775 ±40 мм;
Длина отката длинного – 1250 +70/-100 мм;
Длина отката до СТОП – 1350 мм;
В накатнике количество жидкости «Стеол-М» – 21,6 л;
В накатнике начальное давление составляет – 56 ±2 кгс/см2;
Наибольший угол склонения – -2°30′;
Наибольший угол возвышения – 45°;
Угол горизонтального наведения – 50°;
Давление в колонках при минимальном угле – около 44 кгс/см2;
Давление в колонках при максимальном угле – около 25 кгс/см2;
Ширина колеса – 390 мм;
Диаметр колеса – 1350 мм;
Высота линии огня – 1380 мм;
Ход подрессоривания – 80 мм;
Ширина хода – 2060 мм;
Высота окуляра панорамы – 1490 мм;

Весовые данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Вес в походном положении – около 8450 кг;
Вес в боевом положении – около 7700 кг;
Вес ствола и затвора – 2780 кг;
Вес качающейся части – 3880 кг;
Вес дульного тормоза – 80,5 кг;
Вес колеса лафета – 410 кг;
Вес передка с укладкой – около 650 кг.

Габаритные размеры 130-миллиметровой пушки М-46:
Длина в походном положения – около 11730 мм;
Длина в боевом положении – 11100 мм;
Ширина в походном положении – 2450 мм;
Высота по стволу в походном положении – 2550 мм;
Клиренс по передку – 375 мм;
Клиренс по лафету – 400 мм.

Бронепробиваемость 130-миллиметровой пушки М-46 при использовании бронебойно-трассирующего снаряда БР-482 (полный заряд, начальная скорость 930 м/сек):
Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 60 градусов на дальности 500 м – 205 мм; 1000 м – 195 мм; 1500 м – 185 мм; 2000 м – 170 мм; 3000 м – 145 мм; 4000 м – 120 мм;
Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 90 градусов на дальности 500 м – 250 мм; 1000 м – 240 мм; 1500 м – 225 мм; 2000 м – 210 мм; 3000 м – 180 мм; 4000 м – 150 мм.

152-мм пушка М-47

М-47 (Индекс ГАУ — 52-П-547) — советская Буксируемая пушка корпусной артиллерии. Разработана в Перми в СКБ Завода №172 в 1946—1950 годах и предназначалась для замены 152-мм пушки-гаубицы обр. 1937г. М-47 была создана в составе нового дуплекса корпусной артиллерии со 130-мм пушкой М-46, предназначенной для замены 122-мм пушки обр. 1931/37гг.

Содержание

История создания

Пушки М-46 и М-47 разрабатывались на конкурсной основе, в качестве конкурентов выступали разработки НИИ-58. В июне 1948 года были изготовлены первые опытные образцы дуплекса М-46/М-47 и отправлены на заводские испытания, после которых пушка М-47, а также ствол пушки М-46 были отправлены на испытания в НИАП. По результатам испытаний было отмечено, что система, разработанная в конструкторском бюро Завода №172 имела ряд преимуществ по сравнению с разработками НИИ-58. Так же был отмечен ряд дефектов и замечаний, после чего обе системы были отправлены на доработку. После устранения замечаний орудия были вновь направлены в НИАП, где проходили повторные испытания с 27 июля по 14 ноября 1949 года. После повторных испытаний и сравнения результатов, комиссия пришла к выводу, что в дальнейшем целесообразно вести только отработку конструкции, предложенной Заводом №172, а также изготовить установочную партию из 4 пушек М-46 и 4 пушек М-47 для войсковых испытаний. Испытания проводились 9 сентября по 9 ноября 1950 года, после чего постановлением Совета министров СССР №4900-2130 от 31 декабря 1950 года дуплекс был принят на вооружение, а также должен был быть изготовлен мелкой серией из 20 единиц М-46 и 4 орудий М-47 [1] .

Читать еще:  ФОТО: 100-мм противотанковая пушка МТ-12 "Рапира"

Серийное производство

Пушка М-47 производилась серийно с 1951 года совместно со 130-мм пушкой М-46 вплоть до конца 1950-х годов, после чего производство было остановлено и далее производилась только 130-мм пушка М-46 [1] .

Описание конструкции

Основными задачами пушки М-47 являются борьба с вражеской артиллерией, подавление живой силы противника, уничтожение танков и самоходных артиллерийских установок, а также обстрел тылов противника и уничтожение оборонительных сооружений долгосрочного типа. Пушка может буксироваться с помощью артиллерийского тягача типа АТ-С. Основным конструктивным элементом пушки является ствол. Ствольная группа включает в себя трубу, кожух для закрепления ствола в люльке и установки накатника, казённик и дульный тормоз. В казённике установлен клиновой затвор. Ствольная группа установлена в полозки люльки орудия, которая на цапфах крепится к верхнему станку. Во время выстрела, ствол пушки откатывается и накатывается по полозкам люльки. Кроме ствольной группы на люльке размещёт тормоз отката и накатник, а в нижней части закреплён сектор подъёмного механизма [2] .

В пушке М-47 применён тормоз отката гидравлического типа. В обоймах люльки закреплён цилиндр тормоза отката. При выстреле шток тормоза отката уходит в откат вместе со ствольной группой. Откат орудия переменный. При небольших углах возвышения (от -2,5° до +20°) откат орудия длинный и составляет от 1150 до 1320 мм, при средних углах возвышения (от +20° до +34°) откат переменный и меняется от длинного к короткому. На больших углах (от +34° до +45°) откат короткий и составляет от 735 до 815 мм [2] .

Верхний станок пушки М-47 представляет собой основание для всей качающейся части орудия и установлен на штыре, закреплённом в нижнем станке. Кроме того на верхнем станке размещены вертикальный и горизонтальный поворотные механизмы секторного типа. Управление механизмами осуществляется в ручную через маховики, расположенные в левой части верхнего станка. Для сохранения равновесия с правой и левой стороны люльки за щитом установлен пневматический уравновешивающий механизм толкающего типа, состоящий из двух колонок [2] .

Качающаяся часть орудия с верхним станком установлены на нижний станок, которой остаётся при стрельбе в неподвижном положении. Конструкция станка выполнена из стальной отливки. На нижнем станке закреплены станины орудия, а также механизмы подрессоривания с колёсным ходом. Станины орудия сварены из коробов. Для установки в нижний станок в передней части станин имеются специальные шарнирные вилки. С другой стороны установлены сошники [2] .

Детальные фото 152-мм пушка М-47 образца 1953 года

Арткомитет 23 апреля 1946 г. выдал тактико-технические требования на проектирование корпусного дуплекса состоящего из 152- и 130-миллиметровых пушек на едином лафете, которые должны сменить 122-миллиметровые пушки А-19, а также 152-миллиметровые гаубицы МЛ-20. Работы над нами были санкционированы несколькими постановлениями Совета министров СССР, первым из которых было Постановление № 1540-687 от 10 июня 1947 г. Разработанным образцам присвоили индексы М-46 и М-47. Технический проект Артиллерийским комитетом был рассмотрен 27 декабря 1946 г., после переработки повторно рассмотрели и одобрили 28 мая 1947 г.

Опытные образцы 130-миллиметровой пушки М-46 и 152-миллиметровой М-47 были изготовлены в июне 1948 г. заводом № 172. После заводских испытаний, трубу от М-46 и опытный образец пушки М-47 направили на Научно-испытательный артиллерийский полигон, где в период с июля по ноябрь 1948 г. прошли конкурсные испытания пешек М-46 и С-69. Стволы М-47и М-46 на полигоне поочередно стреляли с единого лафета (М-46). Из ствола М-46 произвели 1347 выстрелов, из М-47 произвели 1319 выстрелов. Также, лафет со стволом М-46 был испытан возкой АТ-С (во время возки, со стволом, который не переводился в походное положение со скоростью 5 кмчас). Общее расстояние возки составило 2277 километров. После устранения конструктивных недоделок, на НИАП-е 27 июля – 14 ноября 1949 г., провели повторные совместные испытания артиллерийских систем М-46, М-47 и С-69, во время которых из М-46 выполнили 1249 выстрелов, из М-47 – 423 выстрела. Также М-46 прошла испытания возкой на 568 километров. Войсковые испытания четырех пушек М-46 и М-47 были проведены 9 сентября – 9 ноября 1950 г., по результатам которых обе системы признали успешно прошедшими испытания. В последствии их рекомендовали к принятию на вооружение.

Пушка М-46 предназначена для борьбы с тяжелыми танками и самоходной артиллерией, минометами и артиллерией противника, разрушения оборонительных земляных сооружений, обстрела тылов противника подавления танков и живой силы в районе их сосредоточения.

Разработчик – конструкторское бюро завода №172.

Опытный образец изготовили в 1950 году. Испытания провели в 1950 году. На вооружение принята в 1953 году. Серийное производство велось с 1954 по 1957 год.

Читать еще:  Реактивный миномет Nebelwerfer 41. Детальные фото.

Баллистические данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Максимальное давление пороховых газов – 3150 кг/см2;
Максимальная начальная скорость снаряда – 930 м/с;
Максимальная дальность стрельбы – 27,15 тыс. м;
Вес осколочно-фугасного снаряда – 33,4 кг;
Масса полного заряда – 12,9 кг.

Конструктивные данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Длина ствола с учетом дульного тормоза – 7600 мм;
Длина ствола без учета дульного тормоза – 7150 мм;
Калибр – 130 мм;
Число нарезов – 40;
Нарезная часть – 5860 мм;
Длина хода нарезов – 30 калибров;
Ширина нарезов – 6 мм;
Ширина поля – 4,2 мм;
Глубина нарезов – 2,7 мм;
В тормозе отката количество жидкости «Стеол-М» – 28,7 л;
Длина отката:
Длина отката короткого – 775 ±40 мм;
Длина отката длинного – 1250 +70/-100 мм;
Длина отката до СТОП – 1350 мм;
В накатнике количество жидкости «Стеол-М» – 21,6 л;
В накатнике начальное давление составляет – 56 ±2 кгс/см2;
Наибольший угол склонения – -2°30′;
Наибольший угол возвышения – 45°;
Угол горизонтального наведения – 50°;
Давление в колонках при минимальном угле – около 44 кгс/см2;
Давление в колонках при максимальном угле – около 25 кгс/см2;
Ширина колеса – 390 мм;
Диаметр колеса – 1350 мм;
Высота линии огня – 1380 мм;
Ход подрессоривания – 80 мм;
Ширина хода – 2060 мм;
Высота окуляра панорамы – 1490 мм;

Весовые данные 130-миллиметровой пушки М-46:
Вес в походном положении – около 8450 кг;
Вес в боевом положении – около 7700 кг;
Вес ствола и затвора – 2780 кг;
Вес качающейся части – 3880 кг;
Вес дульного тормоза – 80,5 кг;
Вес колеса лафета – 410 кг;
Вес передка с укладкой – около 650 кг.

Габаритные размеры 130-миллиметровой пушки М-46:
Длина в походном положения – около 11730 мм;
Длина в боевом положении – 11100 мм;
Ширина в походном положении – 2450 мм;
Высота по стволу в походном положении – 2550 мм;
Клиренс по передку – 375 мм;
Клиренс по лафету – 400 мм.

Бронепробиваемость 130-миллиметровой пушки М-46 при использовании бронебойно-трассирующего снаряда БР-482 (полный заряд, начальная скорость 930 м/сек):
Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 60 градусов на дальности 500 м – 205 мм; 1000 м – 195 мм; 1500 м – 185 мм; 2000 м – 170 мм; 3000 м – 145 мм; 4000 м – 120 мм;
Толщина пробиваемых броневого листа при угле встречи 90 градусов на дальности 500 м – 250 мм; 1000 м – 240 мм; 1500 м – 225 мм; 2000 м – 210 мм; 3000 м – 180 мм; 4000 м – 150 мм.

Гаубица Д-20

В послевоенные годы командование вооруженных сил обеспокоилось проблемой устаревания многих видов вооружений, в том числе и артиллерии. Разработки новых систем велись с учетом максимальной унификации разнокалиберного оружия.

Одним из таких образцов стала 152 мм гаубица Д-20, вставшая на боевое дежурство в 1955 году. При этом конструкторам удалось обеспечить преемственность боеприпасов, которые применялись на Д-1. Подобный шаг позволил ускорить принятие на вооружение орудия. В дальнейшем для гаубицы стали использоваться оригинальные снаряды, оснащенные лазерными системами наведения или ядерной боевой частью.

История создания

Разработка новой гаубицы калибра 152 мм началась сразу после окончания войны. Конструкторские работы вело свердловское ОКБ-9, орудие создавалось в комплексе со 122 мм пушкой Д-74. Обе артиллерийские системы предназначались для замены орудий, созданных еще в 30-е годы. Отличительной особенностью орудий стала унификация конструкции, что позволило упростить ремонт и обслуживание техники в действующей армии.

Дополнительным плюсом стала возможность расширения возможностей корпусной артиллерии, а для разнокалиберных пушек требовались одинаково обученные расчеты. Одновременно в Перми было разработано опытное орудие М-47 (шедшее в комплекте со 130 мм пушкой М-46). Но серийный выпуск пушки продолжался недолго, в армию попало всего 126 экземпляров 152 мм пушки М-47.

На начальном этапе проектирования, которое велось под руководством Ф.Ф. Петрова, гаубица несла обозначение Д-72. Первый прототип был готов в 1950 году и использовал лафет, полностью идентичный примененному на пушке Д-74 (дебютировавшей несколько раньше). Но военные несколько переформулировали задание, что перевело систему в разряд гаубиц-пушек. Из-за этого индекс сменился на Д-20, по системе ГРАУ орудие получило обозначение 52-П-546.

Серийный выпуск развернулся спустя несколько лет, но уже в 1955 году о существовании гаубицы стало известно странам блока НАТО, где система получила кодовое обозначение М1955.

Массовые поставки орудий в Советскую Армию начались только в 1956 году.

В боекомплект гаубицы-пушки Д-20 были введены химические снаряды и 152 мм боеприпасы с ядерной боеголовкой. Для ускорения темпа ведения огня в конструкции орудия применили вертикальный клиновой затвор с полуавтоматическим принципом действия. Позднее была создана модификация с досылателем снаряда, срабатывавшим полностью автоматически. Пиковая скорострельность достигла 8 выстрелов в минуту. Улучшенная гаубица получила обозначение Д-20М «Хитин».

В 1967 году стартовала разработка мобильной версии гаубицы, получившей впоследствии обозначение 2С3 «Акация». Самоходная установка оборудована орудием 2А33, созданным на базе Д-20 и использующим аналогичные боеприпасы.

Особенности конструкции

Ствол гаубицы Д-20 собран из трубы, на которой закреплен дульный тормоз и казенник с обоймой. Клиновой затвор копирного типа оснащен механическим фиксатором, в конструкции имеется ударный механизм, разбивающий капсюль перед выстрелом. Стреляная гильза автоматически выбрасывается наружу отдельным механизмом, удерживающим клин затвора в нижнем положении.

В конструкции затвора имеется предохранитель, не допускающий выстрела при частично запертой каморе. После подачи следующего снаряда, затвор автоматически закрывается и гаубица готова к производству следующего выстрела.

Читать еще:  Детальные фото 122-мм гаубицы М-30

На Д-20 применена литая люлька, состоящая из половин, соединенных сваркой.

К люльке крепятся штоки противооткатных устройств, элементы подъемного механизма кронштейны для прицелов и копирного элемента. Левая часть люльки оснащена защитным экраном, предотвращающим травмирование расчета при откате ствола.

Корпус ограждения предназначен для установки спускового механизма и рычага повторного взвода ударника. Также имеются измеритель длины отката и контрольные таблицы для проверки уровня жидкости в накатном приспособлении.

Гаубица Д-20 оснащена гидравлическим тормозом отката, в котором расположен дополнительный пружинный компенсатор. Полость заполняется жидкостью «стеол-М» в объеме 14,7 л. Гидропневматический накатник также заправлен «стеол-М» и сжатым азотом (допускается применение атмосферного воздуха). Вместимость резервуара составляет 13,4 л жидкости, газ находится под давлением 62 кгс/см². Цилиндрические корпуса тормоза и накатника жестко соединены со стволом, при откате перемещаются совместно с ним.

Станок 152 мм гаубицы Д-20 состоит из верхней и нижней частей. Верхняя секция предназначена для размещения уравновешивающего и подъемного механизмов. Узел крепится на цапфах, выполненных на нижней части. Изменение угла наклона ствола производится вручную при помощи механизма с червячными и коническими парами шестерен. Уравновешивающий механизм состоит из 2-х элементов, заполненных сжатым воздухом с добавлением жидкости «стеол-М» и графита.

Нижний станок Д-20 служит для крепления колес ходовой части, станин и верхней секции. В основании есть гидравлический домкрат, используемый для перевода орудия в боевое положение и обратно. Станины имеют отверстия, в которые забиваются стержни, необходимые для фиксации орудия при стрельбе с мягкого грунта. Дополнительно использованы откидные сошники. Ходовая часть включает в себя 2 колеса, идентичных применявшимся на грузовиках ЯАЗ/МАЗ-200.

На ранних гаубицах использовались шины ГК 12.00*20, заполненные губчатым материалом.

Позднее стали устанавливаться штампованно-сварные диски 8,5В-20 с пневматическими покрышками ИЯВ-12Б, имевшими размерность 320-508. Внутри ступиц барабанные тормоза, работающие от пневматического или ручного привода. Торсионная подвеска при ведении огня из Д-20 не отключается.

Для защиты расчета от пуль и мелких осколков используется стальной щит, состоящий из 2 секций. Дополнительно установлен подвижный элемент, перемещающийся вместе с люлькой. На нижнем станке установлен дополнительный откидной щиток.

В боекомплект гаубицы Д-20 входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 весом 43,56 кг. Для поражения бронированной техники используются снаряды БР-540Б (с наконечником) и БР-540 (остроголовые). Снаряды имеют вес 48,96 и 48,78 кг соответственно. Для обучения расчета применялся практический снаряд ПБР-540, оснащенный донным трассером.

Позднее в боекомплект ввели снаряды с химическим отравляющим веществом, а также снаряд 3ВБ3, оснащенный ядерной боевой частью. Для борьбы с бронетехникой стали применяться управляемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь-М», укомплектованные лазерной головкой наведения.

Все боеприпасы упаковываются по 1 штуке в деревянные ящики. Метательный заряд располагается в цельнотянутых гильзах, изготовленных из латуни или стального тонкостенного листа. Воспламенение порохового заряда производится капсюльной втулкой, установленной в донце гильзы.

Нацеливание выполняется при помощи прицела панорамного типа и дополнительного устройства прямой наводки.

Прицелы размещены на общей раме, находящейся на левой стороне люльки. Оба прицела находятся на гаубице постоянно, допускается снятие артиллерийской панорамы. Для обеспечения работы в ночное время применяется прибор подсветки «Луч-С71М».

Применение

По мере насыщения Советской Армии новым типом орудия, начались поставки Д-20 в арабские страны. Для перевозки использовались легкие гусеничные артиллерийские тягачи АТ-Л или бортовые автомобили УРАЛ-375Д или 4320. Конструкция ходовой части позволяет вести транспортировку по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 60 км/ч.

Первым крупным боестолкновением, в котором приняла участие гаубица, стала Шестидневная война. Позднее артиллерийская установка применялась в войне Судного дня. В 1969 году произошел конфликт между СССР и Китаем в районе острова Даманский. В ходе боевых действий были опробованы советские орудия. Позднее Д-20 применяли в Афганистане, часть поставленных Ираку орудий использовалась в ходе войны с Кувейтом. Позднее сохранившиеся гаубицы повоевали в ходе гражданской войны на территории Ирака.

Также отмечены случаи использования Д-20 в ходе локальных конфликтов, возникавших между республиками бывшего СССР. После начала конфликта на востоке Украины гаубицы Д-20 стали использоваться против вооруженных формирований ДНР и ЛНР. Часть орудий была захвачена повстанцами у официального Киева в ходе летних боев в 2014 году.

По состоянию на 2017 году гаубица Д-20 продолжает оставаться на вооружении армий нескольких десятков государств. Наиболее крупный парк имеется в Китае, но он состоит из локализованной версии Typ 66. Китайские гаубицы также поставлялись на экспорт, в частности, ими была вооружена армия Албании. Еще одной вариацией на тему Д-20 стала румынская гаубица А411, принятая на вооружение в 1981 году.

Конструкция орудия предусматривает применение оригинальных боеприпасов с уменьшенной дальностью стрельбы.

Также лафет от Д-20 использовался румынами при создании гаубицы А425, разработанную на основе китайской продукции.

В российской армии орудие сняли с вооружения в 2015 году, но значительное количество стволов продолжает храниться на базах в законсервированном состоянии. Часть списанных гаубиц передали в экспозиции музеев, расположенных в Верхней Пышме, Санкт-Петербурге и Чебоксарах.

Характеристики и аналоги

На момент своего появления, гаубица Д-20 являлась уникальным типом орудия, не имевшим аналогов в мире. В армии США долгое время оставалось орудие М114, разработанное еще на стыке 30-40-х годов. Постепенное введение в строй сопоставимых по калибру и характеристикам орудий началось в странах НАТО только в середине 70-х годов.

В 1979 году на вооружение армии США принимается М198, которое будет использоваться вплоть до начала 2000-х годов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]