1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СМ-20-ЗИФ / ЗИФ-68 45 мм корабельная зенитная система. Детальные фото

45-мм счетверенные автоматические палубные установки СМ-20-ЗИФ1 и ЗИФ-68–1

Проектирование 45-мм счетверенной палубной установки СМ-20 началось в МАЦКБ еще в 1946–1947 годах. После испытаний опытного образца автомата СМ-7 технический проект СМ-20 был переработан и представлен 24 октября 1949 года. Согласно ему установка СМ-20 предназначалась для вооружения линкоров проекта 24, тяжелых крейсеров проекта 82 (типа «Сталинград») и атомного ледокола проекта 90 («Ленин»). Установка имела четыре автомата СМ-7. Питание автоматов ленточное, длина ленты – 130 выстрелов на ствол. По проекту вес установки без боезапаса – 14800 кг.

11 апреля 1950 года технический проект СМ-20 был утвержден для создания рабочих чертежей и изготовления опытного образца. Но, как уже говорилось, было решено отказаться от автомата СМ-7 в пользу более совершенного автомата ЗИФ-21. Доработка СМ-20 с четырьмя автоматами ЗИФ-21 затянулась. Работы по СМ-20 от ЦКБ-34 были переданы ЦКБ-7, которое и изменило индекс СМ-20 на СМ-20-ЗИФ (СМ – индекс ЦКБ-34, а ЗИФ – завод им. Фрунзе, он же завод № 7, он же «Арсенал»).

Официально установка СМ-20-ЗИФ была принята на вооружение Приказом министра обороны СССР № 0086 от 9 октября 1957 года, после проведения корабельных испытаний на эсминце «Спокойный» проекта 56.

Несколько модернизированный вариант установки получил индекс СМ-20-ЗИФ 1.

Производство СМ-20-ЗИФ велось на заводе № 7. В 1953 году сделано 4 установки, в 1954 году – 60, в 1955 году – 27, в 1957 году – 30 установок и т. д.

Артустановками СМ-20-ЗИФ были оснащены один эсминец проекта 41, 26 эсминцев проекта 56, один эсминец проекта 56К («Бравый») и один эсминец проекта 56-ЭМ («Бедовый»). Таким образом, на кораблях было установлено всего 116 установок СМ-20-ЗИФ.

В начале 50-х годов было решено заменить на крейсерах проекта 68бис малоэффективные 37-мм автоматы В-11М на 45-мм счетверенные установки. Электродвигатели СМ-20-ЗИФ работали на переменном трехфазном токе 220 В, 50 Гц, рассчитанным на бортовую сеть эсминцев проектов 41 и 56. Поскольку бортовая сеть крейсера проекта 68бис находилась на постоянном токе 220 В, то в установке СМ-20-ЗИФ были заменены электродвигатели и внесен ряд модификаций. Таким установкам был присвоен индекс ЗИФ-68. Конечно, объем внедренных новшеств не соответствовал смене названия установки, но конструкторам в ЦКБ-7 очень не нравились две буквы – СМ. На ЗИФ-68 были установлены 2 электродвигателя постоянного тока общей мощностью 16,2 кВт. Вес установки ЗИФ-68 без обойм составлял 16200–16500 кг.

Проектирование ЗИФ-68 началось по Постановлению СМ № 3574–1412 от 1 августа 1952 года. Опытный образец ЗИФ-68 был изготовлен заводом № 7 в 3-м квартале 1953 года. Полигонные испытания ЗИФ-68 проведены с 3 июня по декабрь 1954 года. В 1955 году на завод № 7 выпустил 30 серийных установок ЗИФ-68, которые были отправлены на завод № 189 (Ленинград) – 12 штук, на завод № 194 (Ленинград) – 6, на завод № 402 (Северодвинск) – 6, на завод № 444 (Николаев) – 6 штук.

По плану 7 крейсеров проекта 68бис должны были получить автоматы ЗИФ-68 и поэтому достраивались по измененному проекту 68бис-ЗИФ. Кроме того, предполагалась установка ЗИФ-68 на старых крейсерах проектов 26 и 26бис. Однако Хрущев решил пустить на лом на 95% построенные крейсера проекта 68бис-ЗИФ. 2 сентября 1959 года 7 крейсеров проекта 68бис-ЗИФ были исключены из состава ВМФ и переданы Главвторчермету для разделки на металл.

Ствол установки СМ-20-ЗИФ1 – моноблок. Автомат практически ничем не отличался от СМ-21-ЗИФ1. Работа автоматов несинхронная – когда 2 верхних автомата идут в откат, 2 нижних – в накат, что вызывало существенное рассеивание снарядов (сверх технических условий).

Досылатель пружинного типа с реечно-шестеренчатым ускорителем. Он устанавливался на ствольной коробке и взводился при стрельбе от копра, размещенного на люльке.

Питание обойменное, в обойме 4 патрона. Перезарядка автоматов пневматическая, сжатый воздух подавался из баллонов. Стреляющее устройство ударного типа. Гидроспуск от педали или электроспуск от ПУС «Фут-Б». Система дистанционного управления Д-20.

Между стрельбами стволы охлаждались забортной водой из шланга со специальными наконечниками через затворы орудий.

Накатник пружинный, надет на ствол. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа с компенсатором.

Четыре 45-мм автомата размещались в одной люльке. Люлька сварная, имела 1 сектор вертикального наведения.

Основание станка состояло из площадки с приваренными к ней листами настила. К нижнему листу площадки прикреплялся барабан.

Способы управления стрельбой: а) дистанционное; б) местное с помощью электроприводов по данным ПУС или коллиматора; в) ручное.

Основные различия СМ-20-ЗИФ1 и ЗИФ-68 в силовом оборудовании: СМ-20-ЗИФ1 – ток переменный трехфазный 220 или 380 В; ЗИФ-68 – ток постоянный 220 В.

Снаряды: Фугасный Ф-75. Вес снаряда 1,41 кг, длина 5,3 клб, вес взрывчатого вещества в снаряде 50 г, взрыватели МД-45 МД-45М.

Осколочно-трассирующий ОР-75. Вес снаряда 1,41 кг, длина 4,9 клб, вес взрывчатого вещества в снаряде 60 г, взрыватели МГ-45, МГ-45М.

Вес патрона 4,52 кг, длина патрона 530–535 мм, длина гильзы 387 мм, вес гильзы 2 кг.

При начальной скорости снаряда 1080 м/с баллистическая дальность составляла 11 100 м, дальность наклонная по прицелу: по морским целям – 9150 м, по воздушным целям – 5000 м.

Читать еще:  В-11: спаренная зенитная пушка, 37-мм. Детальные фото

45-мм артиллерийская установка СМ-20-ЗИФ

Содержание

Проектирование

Проектирование 45-мм счетверенной палубной установки СМ-20 было начато в Морском артиллерийском центральном конструкторском бюро (ЦКБ-34) в 1946-1947 годах. После испытаний опытного образца автоматического орудия СМ-7 технический проект СМ-20 был переработан и представлен 24 октября 1949 года. Согласно этому проекту установка СМ-20 предназначалась для вооружения линкоров пр.24, тяжелых крейсеров пр.82 (типа «Сталинград») и других крупных кораблях.

11 апреля 1950 года технический проект СМ-20 был утвержден для разработки рабочих чертежей и изготовления опытного образца. Но было решено отказаться от автомата СМ-7 в пользу более совершенного автомата ЗИФ-21. Доработка СМ-20 с четырьмя орудиями ЗИФ-21 в МАЦКБ затянулась. Работы по СМ-20 от ЦКБ-34 были переданы ЦКБ-7, которое и изменило индекс СМ-20 на СМ-20-ЗИФ (СМ — индекс ЦКБ-34, а ЗИФ — завод им. Фрунзе, он же завод № 7, он же «Арсенал»).

Производство и испытания

Испытания

Государственные испытания СМ-20-ЗИФ были проведены на эскадренном миноносце «Спокойный» (пр. 56, заводской N 701) с 8 августа по 8 сентября и с З по 16 декабря 1955 г. в Балтийском море, причем в декабре при волнении 4 — 5 баллов. Артустановка СМ-20-ЗИФ была принята на вооружение приказом Министерства обороны СССР N 0086 от 9.10.1957 г. (вместе с СМ-2).

Производство башенных установок

Серийное производство установки велось на заводе № 7. В 1953 году заводом было изготовлено 4 установки, в 1954 — 60, в 1955 — 27, в 1957 — 30 и т. д.

Описания и характеристики орудия

Ствол автомата — моноблок, имеющий байонет для соединения с казенником. На ствол надет и закреплен пружинный накатник. Ствольная коробка состоит из казенника с прикрепленными к нему двумя щеками. На казеннике и щеках размещены механизмы затвора, досылателя и др. Затвор вертикальный клиновой. Открывание затвора при откате производится от копира на люльке, а закрывание под действием закрывающей пружины. Конструкция клина обеспечивает автоматический спуск ударника в момент полного закрывания затвора. Автоматика работает за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Срабатывание элементов автоматики происходит за цикл отката — наката.

Досылатель пружинного типа с реечно-шестеренчатым ускорителем. Досылатель взводится при стрельбе от копира, установленного на люльке. Охлаждение ствола во время стрельбы воздушное, в перерывах между стрельбами ствол охлаждается забортной водой из шланга со специальным наконечником через затвор пушки. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пружинный.

Орудийная установка

В СМ-20-ЗИФ четыре автомата были установлены в одной люльке. Люлька сварная, имела один сектор вертикального наведения. Существенным недостатком установки была несинхронная работа автоматов — когда два верхних автомата идут в откат, два нижних идут в накат. Это вызывало излишнее рассеивание снарядов. Электродвигатели работали на переменном трехфазном токе 220 В, 50 Гц, поскольку были рассчитаны на бортовую сеть эсминцев пр. 41 и пр. 56.

Конструкция башни

Башня имела противоосколочное бронирование: лоб 10 мм, бок — 8 мм, заряжающих номеров — 6 мм.

Система подачи боеприпасов

Питание обойменное, в обоймах четыре патрона. Стрельба может вестись очередями или одиночными выстрелами.

Тактико-технические характеристики артиллерийской установки:

Боеприпасы

В боекомплект установки могли входить следующие типы снарядов калибра 45 мм:

Приборы управления стрельбой

На эсминцах проекта 56 установки имели систему дистанционного управления Д-20. Управление огнём осуществлялось МПУАЗО «Фут-56», который позволял определять полные углы вертикального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью. Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух РЛС «Фут-Б» или резервными коллиматорными прицелами «ВКМ-45-4М».

История эксплуатации

Планировалось размещение на крупных надводных кораблях, таких как линкоры пр. 24, тяжелые крейсера «Сталинград» пр. 82, крейсера пр.68 бис, крейсера пр. 26 и пр.26 бис, атомный ледокол пр. 90 («Ленин»), а также на новых эсминцах. Фактически артустановки СМ-20-ЗИФ были установлены на эсминце «Неустрашимый» пр.41, на 26-ти эсминцах пр.56 («Спокойный»), одном эсминце пр. 56К («Бравый») и на одном эсминце пр.56-ЭМ («Бедовый»). Таким образом на кораблях было установлено всего 116 установок СМ-20-ЗИФ.

Последующие модификации

Существовали следующие модификации установки:

  • СМ-20 — установка на стадии техпроекта ЦКБ-34 с автоматами СМ-7;
  • СМ-20-ЗИФ — серийный вариант ЦКБ-7 с автоматами ЗИФ-21, производится с 1953 г.
  • СМ-20-ЗИФ1 — несколько модернизированный вариант установки СМ-20-ЗИФ.
  • ЗИФ-68 — установка, разработанная ЦКБ-7 (по постановлению СМ СССР №3574-1412 от 1 августа 1952 г.) для замены установок В-11М на крейсерах пр.68-бис типа «Свердлов». Основное различие заключалось в силовом оборудовании — двигатели СМ-20-ЗИФ1 работали на переменном трехфазном токе 220 или 380 В, а ЗИФ-68 на постоянном токе с напряжением 220 В. ТТЗ на ЗИФ-68 утверждено 8 сентября 1952 г. Опытный образец выпущен заводом №7 в третьем квартале 1953 г. (ствол для опытного образца был изготовлен на заводе №614). Полигонные испытания проводились с 3 июня по декабрь 1954 г. Серийное производство развернуто на заводе №7 в 1955 г. Всего было изготовлено и принято 30 установок, отправленных в 1955 г. на судостроительные заводы. Они предназначались для крейсеров «Таллин», «Кронштадт», «Кузьма Минин», «Архангельск» и «Адмирал Корнилов» (по 6 артустановок). Кроме того, рассматривался вопрос об установке ЗИФ-68 на крейсера проекта 26-бис. Но после сворачивания программы их строительства установки не использовались на кораблях и хранились на складах ВМФ СССР как минимум до 1991 г.

Память

Установку СМ-20-ЗИФ можно увидеть в парке г.Шлиссельбург на площадке «Эхо великих сражений».

Оценка проекта

Наиболее существенным недостатком подобных 45-мм палубных установок были: низкая скорострельность, ручная подача обойм, отсутствие непрерывного водяного охлаждения и, соответственно, малая длина непрерывной очереди; не обеспечена защита от волн, атмосферных осадков и воздействия оружия массового поражения. После проведения в АНИМИ в марте 1959 г. конференции “Развитие корабельной автоматической артиллерии в свете современных требований при наличии зенитного управляемого оружия», было решено вести работы только над 30-мм, 57-мм и 76,2-мм морскими автоматами. Соответственно были прекращены работы над 45-мм автоматами.

Читать еще:  152-мм гаубица МД-1. Фото подборка №2

В ходе эксплуатации эсминцев зенитные 45-мм автоматы СМ-20-ЗиФ заменялись на 57-мм ЗиФ-75.

СМ-20-ЗИФ / ЗИФ-68 45 мм корабельная зенитная система. Детальные фото

Отличительной особенностью комплекса «Оса-М» является то, что он самостоятельно может решать задачу обнаружения целей, для чего в состав СУ, кроме средств сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд на ракеты включена радиолокационная станция, обеспечивающая обнаружение целей, летящих на высоте 3,5 — 4 км на дальности до 25 — 30
км и на больших высотах на дальности до 50 км. Координаты обнаруженной и опознанной цели поступают на станцию сопровождения, где используются для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску цели по углу места. Благодаря совмещению режимов обнаружения и захвата цели на сопровождение в одной системе время реакции комплекса сокращается на 6 — 8 секунд.

Система управления состоит из станций обнаружения целей, сопровождения цели и визирования ракет, передачи команд, пульта для трех операторов, а также приборов сопряжения и управления приводами. Наведение ракет на цель осуществляется радиокомандным методом. Радиолокационные системы комплекса работают в сантиметровом диапазоне и содержат устройства помехозащиты.

В комплексе «Оса-М» возможен также прием целеуказания от корабельной системы обнаружения и целеуказания.

Зенитная управляемая ракета 9М33

Ракета 9М33 одноступенчатая с двухрежимным твердотопливным двигателем. Стартовый заряд телескопический, а маршевый заряд одноканальный. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка», т.е. имеет рули в носовой части. Четыре крыла конструктивно объединены в крыльевой блок, который установлен подвижно относительно корпуса и в полете свободно вращается.

Пусковая установка ЗИФ-122

Пусковая установка комплекса «Оса-М» ЗИФ-122 разработана ЦКБ-7 под руководством В.А.Хромцова. В походном положении подъемная часть с пусковыми балками и вращающейся частью находится под палубой в специальном погребе, в котором размещен боекомплект. Направляющая балка в опущенном состоянии располагается вертикально. Ракеты размещаются на четырех барабанах, на каждом барабане может быть установлено по пять ракет.

При переходе в боевое положение подъемная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты. После пуска второй ракеты пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередными двумя ракетами. Время перезаряжания ПУ находится в пределах 16-21 секунд. Скорострельность — 2 выстрела в минуту по воздушным целям и 2,8 выстрела в минуту по надводным, время переноса огня на другую цель 12 секунд.

Вес ПУ без боекомплекта 6850 кг.

Принцип боевой работы

После схода с пусковой установки и автоматического (неуправляемого радиокомандами) полета ракета «захватывается» станцией визирования ракет, выводится на цель. Наведение
ракеты с требуемой точностью осуществляется СУ с использованием командного метода управления полетом по одному из реализованных в системе методов: «трехточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трехточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям и метод по надводным целям.

В случае пролета ракеты мимо цели на ракету подается команда на отключение радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом боевой части от часового механизма или разрушается при ударе о воду.

В 1967 году начались испытания комплекса «Оса-М» на опытном судне ОС-24 пр.33 (бывший КР «Ворошилов»). В процессе испытаний был выявлен ряд неудачных конструктивных решений, потребовавших дополнительных исследований и доработок аппаратуры. После доработки комплекс испытывался на кораблях пр. 1124 и 1134. Испытания были завершены в 1971 году.

Принятие на вооружение

В 1973 году ЗРК «Оса-М» был принят на вооружение ВМФ. ЗРК был установлен на кораблях пр.1135. 1134Б, 1135-1, 1143, 1144, 1234 и других. В ходе модернизации крейсеров пр.68 бис комплекс «Оса-М» был установлен на КР «Жданов» (пр.68-У1) и «Сенявин» (пр.68-У2).

В 1975 году была начата модернизация комплекса, который получил наименование «Оса-МА». Минимальная высота поражения цели в модернизированном комплексе уменьшилась с 60 до 25 м.

Корабельные испытания «Осы-МА» проводились на малом противолодочном корабле пр. 1124 (тактический номер МПК-147) на Черном море. В 1979 году комплекс «Оса-МА»‘ был
принят на вооружение.

В первой половине 80-х годов была проведена вторая модернизация комплекса с целью -повышения эффективности стрельбы по низколетящим ПКР. Модернизированный комплекс «Оса-МА-2» мог поражать цели, летящие над гребнем волн на высоте от 5 метров.

А.Широкорад «Ракеты над морем», журнал «Техника и Оружие» №5, 1996

Петров А. М., Асеев Д. А., Васильев Е. М. и др. «Оружие российского флота 1696-1996 гг.» СПб: Судостроение

А.В. Карпенко «Российское ракетное оружие 1943-1993». Санкт-Петербург, «ПИКА», 1993

Зенитные ракетные комплексы ПВО СВ. Техника и вооружения №5-6.99

СМ-20-ЗИФ / ЗИФ-68 45 мм корабельная зенитная система. Детальные фото

Опытный образец одноорудийной 45-мм установки СМ-21 был спроектирован МАЦКБ на основании ТТЗ АУ ВМС, утвержденного 14.03.1946 г., и был изготовлен заводом N 614 (г. Саратов) в 1947— 1948 гг. Установка имела 45/78-мм автомат СМ-7 (вес снаряда 1,41 кг, начальная скорость 1080 м/с, темп стрельбы 90 — 100 выстр./мин.).

СМ-21 предполагалось устанавливать на корабли ПЛО пр. 201. В ноябре 1949 г. опытный образец проходил полигонные госиспытания, но к корабельным испытаниям допущен не был, т.к. выявлены недостатки, требующие коренной конструктивной переработки артсистемы. Среди них: низкий темп стрельбы, ненадежность обоймы, большой вес, невозможность обслуживания прицела одним матросом.

Читать еще:  Фото: 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

В ноябре 1949 г. работы по созданию СМ-21 были переданы из МАЦКБ в КБ-7 (завод N 7 «Арсенал» г. Ленинград). Там автомат был основательно переработан и получил индекс ЗИФ-21. Опытный образец ЗИФ-21 был изготовлен на заводе N 7 в конце 1950 г.

С декабря 1951 г. по июль 1952 г. проводились сравнительные испытания трех 45-мм автоматов для ВМФ: ЗИФ-21 (КБ-7), МИК-1 (завод N 614, гл. конструктор С.Гуренко) и 145-ПШ (ОКБ-16. конструктор О.Жирных).

По результатам этих испытаний лучшим был признан ЗИФ-21. Ими были оснащены одноорудийные установки СМ-21-ЗИФ. Две СМ-21-ЗИФ были изготовлены на заводе N 7 в декабре 1952 г., а уже в январе 1953 г. их смонтировали на корабли пр. 201, где они успешно прошли корабельные испытания в июне
— июле 1954 г. на Балтике. Приемный акт по Государственным корабельным испытаниям утвержден 20.09.54 г.

Затем установка и прицел подверглись конструктивной доработке, и им были присвоены индексы СМ-21 ЗИФ1 и АЗМ-45-1А. В результате всех проведенных доработок вес АУ увеличился с 3500 до 3600 кг.

Производство СМ-21-ЗИФ и СМ-21-ЗИФ1 велось на заводе N 7 с 1951 г. АУ устанавливались на кораблях пр. 201, 265, рейдовых тральщиках и др.

Переходя к многоствольным 45-мм зенитным автоматам, нельзя не отметить попытку создания в конце 40-х годов палубных стабилизированных 45-мм спаренных установок СМ-16и БЛ-133. Обе имели гиростабилизатор «Радиус» с дистанционным управлением. Предельные углы +20° (СМ-16) и +25° (БЛ-133). У обоих ленточное питание, дистанционное управление стрельбой и гидроприводы ВН и ГН. В СМ-16 было помещено два 45-мм автомата СМ-7, а в БЛ-133 два автомата МИК-1.

Четыре спаренные установки СМ-16 вместе с БЛ-120были первоначально установлены на ЭМ пр. 41 «Неустрашимый». Управление огнем было от ПУС МЗА по данным РЛС «Фут-Б» или от местного поста. В дальнейшем СМ-16 на «Неустрашимом» были заменены СМ-20-ЗИФ1. Официально на вооружение СМ-16 вообще не принималась.

Данных об установке БЛ-133 на кораблях нет. Позже отказались от стабилизации морских артустановок (качка учитывалась в ПУС).

16 — 17 июля 1951 г. на совещании в ЦКБ-7 было решено переработать опытный образец автомата ЗИФ-21 с целью применения его в четырехорудийной обстановке «СМ-20-ЗИФ», автоматика и ствол которой ничем не отличались от СМ-21-ЗИФ1. Питание обойменное, в обойме 4 патрона. После 50 выстрелов ствол охлаждался забортной водой из судовой магистрали, для чего в затвор орудия вставляется шланг со специальным наконечником. Стволы поворачиваются перпендикулярно к борту и им придается небольшой угол возвышения (+15°).

Четыре 45-мм автомата установлены в одной люльке. Недостатком СМ-20-ЗИФ явилась несинхронная работа автоматов. Когда два верхних автомата идут в откат, два нижних накатываются, что вызывает вибрацию люльки и существенное рассеивание снарядов.

Государственные испытания СМ-20-ЗИФ были проведены на ЭМ «Спокойный» (пр. 56, заводской N 701) с вавгуста по 8 сентября и сЗ по 16 декабря 1955 г. в Балтийском море, причем в декабре при волнении 4 — 5 баллов. АУ СМ-20-ЗИФ была принята на вооружение приказом МО СССР N 0086 от 9.10.1957 г. (вместе с СМ-2).

Серийные 45-мм счетверенные установки на ЭМ «Неустрашимый» пр. 41 и 26 на ЭМ пр. 56. Изготовление СМ-20-ЗИФ1 велось на заводе N 7.
На базе СМ-20-ЗИФ1 для крейсеров типа «Свердлов» пр. 68 бис в ЦКБ N 7 были разработаны 45-мм счетверенные установки ЗИФ-68. Основное различие заключалось в силовом оборудовании— двигатели СМ-20-ЗИФ1 работали на переменном трехфазном токе 220 или 380 В. а ЗИФ-68 на постоянном токе 220 В.

ТТЗ на ЗИФ-68 утверждено 8 сентября 1952 г. Опытный образец был изготовлен на заводе N 7 (ствол для опытного образца был изготовлен на заводе N 614), всего было изготовлено и принято 30 установок, отправленных в 1955 г. на судостроительные заводы. Они предназначались для крейсеров «Кронштадт», «Таллин», «Кузьма Минин», «Архангельск» и «Адмирал Корнилов» (по 6 АУ). Кроме того, рассматривался вопрос об установке ЗИФ-68 на крейсера проекта 26 бис.

Как известно, по приказанию Н.С.Хрущева достройка крейсеров пр. 68 бис была прекращена. Прекратилось и производство установок ЗИФ-68. а изготовленные отправлены на склады.

Кратко рассмотрим принципиальное устройство 45-мм автоматов, сконструированных КБ завода N 7. Ствол автомата—моноблок, имеющий байонет для соединения с казенником. На ствол надет и закреплен пружинный накатник. Ствольная коробка состоит из казенника с прикрепленными к нему двумя щеками. На казеннике и щеках размещены механизмы затвора, досылателя и др.

Затвор вертикальный клиновой. Открывание затвора при откате производится от копира на люльке, а закрывание под действием закрывающей пружины. Конструкция клина обеспечивает автоматический спуск ударника в момент полного закрывания затвора.

Автоматика работает за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Срабатывание элементов автоматики происходит за цикл отката — наката. Питание обойменное. в обоймах четыре патрона. Стрельба может вестись очередями или одиночными выстрелами.

Досылатель пружинного типа с реечно-шестеренчатым ускорителем. Досылатель взводится при стрельбе от копира, установленного на люльке.
Охлаждение ствола во время стрельбы воздушное, в перерывах между стрельбами ствол охлаждается забортной водой из шланга со специальным наконечником через затвор пушки. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пружинный.

Наиболее существенным недостатком подобных 45-мм и 57-мм палубных установок были: низкая скорострельность, ручная подача обойм, отсутствие непрерывного водяного охлаждения и, соответственно, малая длина непрерывной очереди; не обеспечена защита от волн, атмосферных осадков и воздействия оружия массового поражения.

После проведения в АНИМИ в марте 1959 г. конференции «Развитие корабельной автоматической артиллерии в свете современных требований при наличии зенитного управляемого оружия», было решено вести работы только над 30-мм, 57-мм и 76,2-мм морскими автоматами. Соответственно были прекращены работы над 45-мм автоматами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector