11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бертран Рассел. Ученый в борьбе против ядерной угрозы. Часть 1

Разум против ядерной войны

Как великие учёные XX века объединялись во имя мира и против ядерной войны, и как это повлияло на правительства сверхдержав.

Римскому историку Корнелию Непоту, жившему в первом веке до нашей эры, приписывается фраза, которая отчётливо выражает ту парадигму, по которой существует человечество: «Хочешь мира — готовься к войне». Действительно, военные парады в мирное время с демонстрированием новейшего оружия проводятся явно не для того, чтобы устроить чаепитие в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Наращивание ядерного арсенала, секретная разработка химического и биологического оружия — по одну сторону, международные соглашения, заявления политиков о том, что страны должны достигать консенсуса мирным путем — по другую.

Доказательство того, что человечество не изменяет стратегии, сформулированной ещё в Древнем Риме, как ни странно, можно обнаружить, рассмотрев конфликт двух разных подходов к построению мирных условий сосуществования в период Холодной войны. Первый подход, которого придерживались США, СССР, Великобритания, проявлялся в постоянном наращивании военного потенциала, ядерных испытаниях, в непримиримых спорах двух разных идеологий, существовании так называемого «железного занавеса». Второй же подход, пацифистский, антивоенный, продемонстрировали учёные, подписавшие Манифест «Эйнштейна-Рассела» и участвовавшие в Пагуошском движении.

Я думаю, выдающиеся люди науки должны сделать нечто эффектное, чтобы убедительно показать правительствам, какая катастрофа может произойти.

Именно Бертран Рассел стоял у истоков создания Манифеста и Пагуошского движения. Бертран Рассел пишет: «Все люди науки, изучавшие термоядерное оружие, осведомлены о двух в высшей степени важных фактах: во-первых, какие бы соглашения ни были достигнуты, термоядерное оружие безусловно будет использовано двумя сторонами в мировой войне, во-вторых, если такое оружие будет использовано, нет никакой надежды на победу для любой из сторон, речь идет о всеобщем разрушении, связанным с довольно вероятным концом для человечества и животного мира. ».

Далее он говорит: «Безусловно, на учёных лежит долг донести эти факты, насколько это в их силах, до правительства и до людей как для Востока, так и для Запада».

Читайте также :

Cергей Капица, сын физика Петра Леонидовича Капицы и участник Пагуошского движения учёных, в книге «Мои воспоминания» пишет о том, какие действия предприняли Бертран Рассел и Фредерик Жолио-Кюри, один из инициаторов Манифеста «Эйнштейна-Рассела: «23 декабря 1954 года потрясённый испытанием водородной бомбы на атолле Бикини Рассел выступил по британскому радио со ставшей знаменитой речью «Угроза человечеству». Множество людей, которые ранее не осознавали масштабов угрозы, заинтересовались этим вопросом. Вскоре Фредерик Жолио-Кюри предложил Расселу подготовить заявление учёных всего мира об опасности возникновения ядерной войны».

Альберт Энштейн, безусловно, откликнулся на идею, предложенную Расселом. Более того, в переписке с Нильсом Бором он попытался привлечь его к задуманному с Расселом делу. Тот ответил: «Я много размышлял об этом и вступил в обмен мнениями с Бертраном Расселом», но, открывая лист подписавшихся под Манифестом, фамилию Бора мы там не найдём — не присоединился.

Читайте также :

Джозеф Ротблат, один из основателей и президент Пагуошского движения, был единственным, кто вышел из Манхэттенского проекта по разработке ядерной бомбы сразу же, как только стало понятно, что нацистская Германия капитулирует и не успеет изобрести этот вид ядерного оружия. Позже он присоединился к Бертрану Расселу.

Физик рассказывает, почему Бертран Рассел призвал учёных действовать: «Он думал, что если Нобелевские лауреаты и другие видные учёные официально разделят призывы упразднить ядерное оружие, это возымеет огромное влияние».

В своей книге «A request for global peace», которая написана в форме диалога между ним и Дайсаку Икедой, философом и буддистским мыслителем, Джозеф рассказывает историю Пагуошского движения через призму собственной жизни, собственных ценностей и принципов. По сути физик повторяет те же идеи, которые были написаны в Манифесте «Эйнштейна-Рассела»: «Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберём ли мы вместо этого смерть только потому, что не можем забыть наших ссор?»

Испытания ядерной бомбы, 12 августа 1953 г.

В антивоенном воззвании, подписанном одиннадцатью всемирно известными учёными, также упоминалось, что следует собрать конференцию, чтобы оценить опасность, которую несёт оружие массового поражения, провести независимые расследования и повлиять результатами на общественное сознание.

Одной из целей конференции было объединение учёных Запада и Востока. Исключительность этой цели понятна не сразу, ведь в 1952 году ООН создала комиссию по разоружению, членство которой было представлено разными странами. Но коренное отличие есть: «Все участники конференции получили персональное приглашение и не представляли какую-либо страну или организацию. Это правило стало непреложным и действует поныне. Вторая традиция Пагуоша — проведение дискуссий при закрытых дверях; лишь по завершении встречи делается краткое заявление для прессы,» — написано на официальном сайте Российского Пагуошского комитета.

Чем официальная комиссия отличается от работы Пагуошской конференции? Во-первых, работа официальной комиссии, куда входят различные страны, может быть подвержена политическому влиянию. К примеру, главы некоторых государств предпочли бы умолчать некоторые данные и воспрепятствовать широкой публикации результатов исследования. Во-вторых, на официальные комиссии не давят какие-либо временные сроки. Их можно затянуть или, по крайней мере, никуда не торопиться. В-третьих, общественный резонанс важен, но куда важнее общественное одобрение. Двадцать два независимых, всемирно уважаемых, гуманистически настроенных ученых здесь явно выигрывают.

Интересно заметить, что на первую планируемую встречу учёных Бертран Рассел лично, отсылая письмо, приглашал Петра Леонидовича Капицу, носителя гуманистических идеалов, отказавшегося от участия в создании ядерной бомбы.

Отказавшись в свое время, опальный Пётр Капица вызвал недовольство ЦК КПСС. Никита Сергеевич Хрущев писал: «Понятно, что без науки оборонную мощь нельзя создать. А тут крупнейший учёный с мировым именем отказывается нам помочь».

В записке Отдела науки, вузов и школ ЦК КПСС непреклонно написано: «Поездку П. Л. Капицы в Индию считаем нецелесообразной». «Крупнейший учёный с мировым именем» оказался слишком информированным по части государственных тайн СССР. Для ЦК КПСС движение учёных в борьбе за мир носит, конечно же, позитивный характер. И оно может и даже будет существовать, но в стороне, на периферии, так, чтобы не задевать интересы политики. И представителей от Советского Союза тоже послали, только не Петра Капицу, а Скобельцына, Топчиева, члена-корреспондента АН СССР Кузина и помощника главного ученого секретаря Президиума АН СССР Павличенко. Одобренных Комитетом государственной безопасности.

Ядерные испытания со звуком, 1953 г.

Читайте также :

Учёные хотели принять предложение премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и собраться в декабре 1956 года в Нью-Дели, но миру пришлось столкнуться с очередными политическими обострениями (Суэцкий кризис, события в Венгрии). В итоге с помощью американского промышленника Сайруса Итона решили провести встречу в Пагуоше в июле 1957 года.

После этого собирать конференции было решено каждый год. Бертран Рассел о деятельности конференции сказал так: «Самым заметным достижением Пагуошского движения было участие в подготовке Договора о частичном запрещении испытаний ядерного оружия. Сам я не вполне удовлетворен этим Договором, запрещающим только наземные испытания в мирное время. Мне кажется, что он скорее препятствует, чем способствует полному запрещению испытаний».

В общем, Пагуошское движение развернуло очень активную деятельность, плоды которой мы ценим по сей день. Учёные продемонстрировали миру, что могут наладить диалог между двумя полярными государствами и способствовать поддержанию мира. В 1995 году Джозефу Ротблату и Пагуошскому движению была присуждена Нобелевская премия мира — «За усилия, направленные на снижение роли ядерного оружия в международной политике и, в долгосрочной перспективе, за запрещение этого вида оружия».

Читайте также :

Читая информацию на официальных сайтах Пагуошского движения в России и в мире, автобиографии и биографии участников движения, я чувствовала, что это движение действительно меняет обстановку. Оно признано во всём мире, его деятельность рассматривается правительствами разных стран.

Но стоило выйти из этого аккуратно выстроенного, гуманистического мира, как я обнаружила себя всё в том же милитаристическом окружении. К примеру, на графике, представленном на Википедии под названием «Развитие ядерных арсеналов США и СССР», можно обнаружить, что две сверхдержавы так и продолжали на протяжении всей Холодной войны увеличивать количество ядерных боеголовок.

Читать еще:  Спата: римский, кельтский и германский меч, оружие легионеров времен Великого переселения народов, колющие и режущие свойства

Заслуга Пагуошского движения в том, что они, к счастью для человечества, были не использованы, но производство никто не останавливает. Более того, в самом Манифесте «Энштейна-Рассела» эта проблема оговаривается: «Это иллюзорная надежда. Какие бы соглашения по запрещению использования водородных бомб ни были достигнуты в мирное время, их будут считать необязательными в военное время. И обе стороны немедленно приступят к изготовлению водородных бомб, как только разразится война, потому что, если одна сторона начнет изготовлять водородные бомбы, а другая нет, то та сторона, которая обладает водородными бомбами, неизбежно окажется победительницей».

Контроль за нераспространением ядерного оружия отслеживать проще, так как в их разработке участвуют наукоёмкие технологии, без доступа к которым их создание и применение невозможно. Поэтому хоть какое-то сдерживание и отслеживание было возможно. Но, например, объёмы снарядов с химическим оружием значительно меньше по сравнению с ядерным, и изготовление таких было возможно. Секретно, но возможно.

О том, что разработку химического оружия государства не прекращали, свидетельствует и использование его в войне во Вьетнаме. «Эти химикаты продолжали менять ландшафт, вызывать болезни, врождённые дефекты и отравлять пищевую цепь».

Биологическое оружие тоже никто разрабатывать не прекращал. «Б. Н. Ельцин подписал Закон РФ «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в городе Свердловске в 1979 году», приравняв Свердловскую аварию к Чернобыльской и фактически признав ответственность военных бактериологов за гибель невинных людей».

Испытания термоядерной бомбы RDS 37

Описывая современное Пагуошское движение, я бы сказала: «Уже не то». Во-первых, первые конференции не просто держали нейтралитет по отношению к политике, а высказывали полное от неё отрешение и торжество рационального научного подхода. Джозеф Ротбрат говорил: «Несмотря на факт, что большую часть времени мы говорили о политике, через нашу предрасположенность к рациональному анализу и объективному расследованию, мы углубили нашу признательность и доверие друг к другу». Сейчас, хотя участники всё так же приглашаются лично, вся административная часть Пагуошского движения и большинство принимающих участие — это председатели разнообразных сенатов, министры, дипломаты, послы, которые являются представителями определённых стран и определенных интересов и вряд ли придерживаются рационального научного подхода в своем дискурсе.

Во-вторых, в двадцать первом веке фигура «уважаемого, всемирно известного отдельного учёного» заменена огромными академиями наук и исследовательскими центрами, во главе которых стоят научные группы.

Если же посмотреть на темы, которые обсуждаются на Пагуошских конференциях, они такие же актуальные, что и ранее. На официальном сайте движения любой пользователь обнаружит разделы под названиями «ядерные проблемы Ирана», «Европа, Россия и НАТО», «Афганистан» и др. Последняя конференция в Астане 2017 года была проведена под названием «Противодействие новым ядерным угрозам».

Вопрос напрашивается сам собой: «Почему правительства продолжают разрабатывать оружие, если выступают за мир и поддерживают все эти гуманистические движения, а воз и ныне там?».

Антивоенно настроенные учёные не выигрывают у подхода «хочешь мира — готовься к войне». Потому что оружие требуется — и для гарантии взаимного уничтожения в случае использования его одной из сторон, и для сдерживания агрессии противоборствующих стран, и для того, чтобы не допустить отставания в мощности оружия. Никто не отрицает заслуг учёных, которые боролись за мир: они настроили диалог между Востоком и Западом, они сократили количество испытаний ядерного оружия, они-таки приняли участие в составлении договоров, нацеленных на снижение напряжения между сверхдержавами.

Как говорил Ричард Фейнман: «Мы находимся в самом начале эпохи рода человеческого. Нет ничего иррационального в том, что мы пытаемся решать проблемы. Но впереди десятки тысячелетий. Наша обязанность — делать то, что можем, изучать то, что можем, улучшать решения и передавать их дальше».

Бертран Рассел. Ученый в борьбе против ядерной угрозы. Часть 1

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 598 154
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 561 857

Велембовская Юлия Александровна

Бертран Рассел (Ученый в борьбе против ядерной угрозы)

Велембовская Юлия Александровна

преподаватель Московской государственной школы No 57.

Ученый в борьбе против ядерной угрозы

Жизнь английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела – это почти вековая история Европы. Родившись в период расцвета Британской империи, в XX в. он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, распада колониальной системы и дожил до ядерной эпохи.

Рассел известен во всем мире как крупный философ – глава современной ему английской философии субъективного идеализма, основоположник английского неореализма и неопозитивизма [1], как автор двухтомной “Истории западной философии” [2], как выдающийся логик и математик, а также общественный деятель, один из идеологов и организаторов британского антивоенного движения и Пагуошских конференций ученых всего мира, начало которым в 1955 г. положил знаменитый Манифест Эйнштейна – Рассела. Рассел писал, что с детства видел перед собой две основные жизненные цели: “Я, с одной стороны, хотел выяснить, возможно ли познание, а с другой – сделать все что в моих силах для создания более счастливого мира” [3]. И если до 38 лет жизнь Бертрана Рассела была подчинена решению первой задачи, то с годами для него, как он отмечал, “не оставалось больше ничего, что я мог бы сделать для доказательства несомненности математического познания. Затем началась первая мировая война, и все мои мысли сосредоточились на человеческом страдании и безумии” [4].

Общественно-политическая деятельность Рассела широко отражена в зарубежной историографии, где по-разному оцениваются и эта деятельность Рассела, и его вклад в антивоенное движение [5]. В отечественной историографии специального исследования, освещающего его общественно-политическую деятельность, пока не существует. Подавляющее большинство посвященных ему работ либо обращены к его философскому наследию, либо носят популярный характер [6] В последние годы интерес к Расселу возрос, и настало время осознать, что “Бертран Рассел – это целый мир, полный многообразия и красок” [7] и “более глубокое освоение его идей, по-видимому, только начинается” [8].

В основу настоящего очерка легли в первую очередь не переведенные на русский язык произведения самого Бертрана Рассела. Это его воспоминания, многочисленные статьи, телеинтервью, переписка, а также теоретические исследования. Такая обширная источниковая база позволяет не только осветить участие Рассела в борьбе за мир в 1955-1970 гг., но и изучить основы его антивоенной платформы, проследить эволюцию общественно-политических взглядов ученого и соотнести их с его мировоззрением в предшествующий период, где и следует искать истоки будущих идей.

У ИСТОКОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Бертран Артур Уильям Рассел родился 18 мая 1872 г. в старинной английской аристократической семье. Его отец, виконт Эмберли, был третьим сыном Джона Рассела, лидера вигов и британского премьер-министра в 1846-1852 и в 1865-1866 гг.

Знатным происхождением Рассела во многом можно объяснить его убежденность в своем “праве на голос”, уверенность в том, что к нему будут прислушиваться. Но времена меняются, и то, что в XIX в. было очень важным, в XX уже утратило ценность. Американский расселовед А. Райен видел трагедию Рассела в том, что этот либерал-аристократ пытался воздействовать на публику в век, когда одно лишь происхождение права на голос не гарантировало: “Хотя Бертран Рассел сам не часто упоминал о своем титуле и редко пользовался имевшейся у него возможностью доносить свои взгляды до палаты лордов, он воспринимал как само собой разумеющееся доступ к представителям правительства, которым он обладал” [9] Однако, как отмечала дочь Рассела Кэтрин Тэйт, для него, как и для других членов семьи, привилегии означали прежде всего определенные обязанности. Кроме того, они чувствовали себя в долгу перед теми, кто не обладал их преимуществами [10].

Семья Расселов во все времена выделялась своим либерализмом на общем фоне английской аристократии. Расселы славились как поборники либеральных взглядов еще с XVII в. В 1683 г. лорд Уильям Рассел был казнен за участие в борьбе против королевского деспотизма и нетерпимости по отношению к католикам. Дед Бертрана Рассела, лорд Джон Рассел, участвовал в подготовке парламентской реформы 1832 г., почти вдвое увеличившей количество избирателей за счет крупной и средней городской и сельской буржуазии. Крестным отцом Бертрана был Джон Стюарт Милль – “интеллектуальная совесть английского либерализма середины XIX в.” [11]. “Каждое дело, которому посвящал себя Рассел, – писал Райен, уходит корнями в деятельность его родителей, родителей его родителей и крестных; само его появление на свет дало возможность продемонстрировать равенство в правах женщин – повивальной бабкой была Элизабет Гаррет Андерсон, первая женщина-врач”. Это не случайно, поскольку отец Рассела, виконт Эмберли, будучи короткое время членом парламента, активно выступал за права женщин.

Читать еще:  На что способен модернизированный пистолет Ярыгина.

Родители Рассела всегда находились на позициях радикального либерализма. “Что касается вопросов войны и мира, предмета, ставшего основным в политической деятельности самого Рассела, то его отец придерживался удивительно прогрессивных для своего времени взглядов. Эмберли подошел ближе, чем кто-либо другой в XIX в., к отстаиванию того, что в веке XX назвали бы пацифизмом. он раньше других выдвинул идею о мировом правительстве, которую его сын проповедовал лет 70 спустя” [12]. Впрочем, самой ярой “радикалкой” в семье была мать Рассела, отстаивавшая права женщин столь активно, что навлекла на себя гнев королевы Виктории.

Родители Рассела умерли рано. Бертрана и его старшего брата воспитывала бабушка в атмосфере, сочетавшей аристократическое уединение и свободомыслие. Домашние учителя и тщательно подобранная библиотека способствовали его образованию и обеспечили богатый досуг, необходимый как для чтения, так и для размышления. Бабушка Рассела была под стать остальным членам семьи. “Мать моего отца была значительно более радикальных взглядов, чем лорд Джон, вспоминал о ней Рассел, – и после его смерти стояла на позициях, которые сам он вряд ли бы разделил, хотя при его жизни она зачастую оказывала некоторое влияние на его взгляды” 13].

Конечно, говорить о прямом влиянии на Рассела идей его предков было бы достаточно рискованно. Однако в 1910- 1920-е годы он был безусловным сторонником идей Милля и, по сути дела, оставался либералом вплоть до 60-х годов, когда участие в создании Комитета ста “перевернуло всю его жизнь” 14]. Словом, дух либерализма, витавший в доме Расселов, определенно повлиял на формирование его взглядов.

В конце 1889 г. Рассел поступил в Тринити-колледж (Кембридж), где учился с октября 1889 по июнь 1894 г. и в результате получил прекрасное образование по математике и логике. По окончании учебы Рассел много путешествовал. В Берлине он познакомился с идеями германской социал-демократии и социалистического движения, и в 1896 г. вышла в свет его первая книга “Германская социал-демократия”.

Рассел увлеченно занимался математикой, логикой, философией, в 1896 г. написал докторскую диссертацию по геометрии и вскоре стал признанным ученым: в 1908 г. его приняли в Королевское научное общество.

В эти же годы Рассел пытался проявить себя на поприще политическом. В 1910 г. он решил баллотироваться в парламент, но, известный своими атеистическими взглядами, поддержки не получил. Неудачи на выборах постигли Рассела и в 1922, и в 1923 гг. С 1908 г. Рассел стал членом “Фабианского общества”, а с 1914 г. – членом лейбористской партии. Он вышел из ее рядов лишь в 1965 г., недовольный внешней политикой лейбористской партии в ходе Карибского кризиса, однако по своим политическим убеждениям всегда оставался скорее на либеральных позициях.

Впрочем, до 1914 г. политика мало занимала Рассела. Он всецело посвятил себя науке – сначала как студент Кембриджа, затем как его преподаватель.

Бертран Рассел (Ученый в борьбе против ядерной угрозы)

Скачать книгу в формате:

Аннотация

Велембовская Юлия Александровна

Бертран Рассел (Ученый в борьбе против ядерной угрозы)

Велембовская Юлия Александровна

преподаватель Московской государственной школы No 57.

Ученый в борьбе против ядерной угрозы

Жизнь английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела – это почти вековая история Европы. Родившись в период расцвета Британской империи, в XX в. он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, распада колониальной системы и дожил до ядерной эпохи.

Рассел известен во всем мире как крупный философ – глава современной ему английской философии субъективного идеализма, основоположник английского неореализма и неопозитивизма [1], как автор двухтомной “Истории западной философии” [2], как выдающийся логик и математик, а также общественный деятель, один из идеологов и организаторов британского антивоенного движения и Пагуошских конференций ученых всего мира, начало которым в 1955 г. положил знаменит.

Отзывы

Популярные книги

  • 48537
  • 5
  • 1

Автор бестселлера «Радикальное Прощение» предлагает нам новый инструмент, который поможет вам пр.

Техники Радикального Прощения: Радикальное Проявление

  • 31535
  • 2
  • 3

Испорченный

  • 44693
  • 14
  • 6

Все думают, что она обычная студентка, дочь обеспеченных родителей, которая живёт в своё удовольстви.

Аромат невинности

  • 48557
  • 5
  • 12

Наталья Щерба ЧАСОВАЯ БИТВА Спасибо Еве, Татьяне и Павлу — моим первым читателям, поверившим в.

Часовая битва

  • 52242
  • 4
  • 1

Бернард ВЕРБЕР ИМПЕРИЯ АНГЕЛОВ Посвящается Веронике 1. ЗА КУЛИСАМИ РАЯ Тремя путями мудрости.

Империя ангелов

Здравствуй уважаемый читатель. Книга “Бертран Рассел (Ученый в борьбе против ядерной угрозы)” Велембовская Юлия Александровна относится к разряду тех, которые стоит прочитать. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы “видишь” происходящее своими глазами. Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Сюжет разворачивается в живописном месте, которое легко ложится в основу и становится практически родным и словно, знакомым с детства. Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься всем естеством, оно не нравится, а приводит в неописуемый восторг. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. Портрет главного героя подобран очень удачно, с первых строк проникаешься к нему симпатией, сопереживаешь ему, радуешься его успехам, огорчаешься неудачами. В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. В рассказе присутствует тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. “Бертран Рассел (Ученый в борьбе против ядерной угрозы)” Велембовская Юлия Александровна читать бесплатно онлайн невозможно без переживания чувства любви, признательности и благодарности.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Новинки

  • 1

Жизнь девочки Дарьи в современном мире оборачивается непредсказуемым и опасным путешествием, полны.

(Фантастическая сказка для взрослых)”>Сказ о Бабе Яге и светлых ее подвигах
(Фантастическая сказка для взрослых)

Жизнь девочки Дарьи в современном мире оборачивается непредсказуемым и опасным путешествием, полны.

Юлия Велембовская – Бертран Рассел (Ученый в борьбе против ядерной угрозы)

Бертран Рассел (Ученый в борьбе против ядерной угрозы) читать книгу онлайн

Однако ошибочно было бы полагать, что позиция Рассела все эти годы оставалась неизменной. Так, в 1948 г. он активно выступал за сохранение ядерной монополии США, требовал, чтобы СССР прекратил разработки собственного ядерного оружия и даже предлагал – в случае отказа – сбросить ядерную бомбу на Москву. Разработки атомной бомбы в СССР начались в лаборатории No 2 И.В. Курчатова с 1943 г. “Главное оправдание той точки зрения, которой я придерживался в 1948 г., состояло в моей тогдашней уверенности, что Россия подчинится требованиям Запада”, – писал он. Но очень скоро в связи с испытанием атомной бомбы в СССР в августе 1949 г. Рассел отказался от подобных предложений. Позже его неоднократно упрекали: как же он, пацифист, мог выступать с такими радикальными требованиями? “Я не пацифист. я полагаю, что некоторые войны, очень немногие, оправданы, даже необходимы, – отвечал он, но, словно пытаясь оправдаться, замечал: – Несмотря ни на что, в то время я дал такой совет. Но сделал я это мимоходом, без особой реальной надежды, что ему кто-либо последует, и вскоре сам забыл о нем” [21]. Заметим, что к концу жизни Рассел был настроен крайне антиамерикански, а СССР он, напротив, не считал державой, представляющей угрозу миру.

Читать еще:  Необычная пневматика: два калибра в одной винтовке

Светлым фоном для всех тех мрачных событий внешней политики, за которыми Рассел следил с йеослабевавшим вниманием, стали его любовь и брак с Эдит Финч, преподавательницей университета из США. Если считать, что Рассел всю жизнь искал женщину, которая могла бы стать его единомышленницей, то тогда, кажется, на склоне лет ему действительно повезло. Эдит Финч не меньше мужа была увлечена общественно-политическими проблемами, оказывала активную поддержку во всех его начинаниях; позже она вместе с ним участвовала в многочисленных демонстрациях и митингах. Они много путешествовали по Европе, а затем поселились вместе с внуками Рассела в Северном Уэльсе.

1 марта 1954 г. на атолле Бикини в Тихом океане США провели очередные испытания водородной бомбы. Рассел считал, что эта акция явилась преступлением против человечества и продемонстрировала миру весь масштаб нависшей над ним ядерной угрозы. Впоследствии, отвечая на обвинения своих критиков в несоциологичности его трудов по ядерным проблемам, Рассел заявлял: “Раньше я занимался различными социологическими проблемами. но испытания на Бикини 1 марта 1954 г. убедили меня в том, что сейчас нет времени для долгих рассуждений и что для спасения человечества необходимо действовать более решительно и быстро. Ведь если вы увидите, как кто-то бросает горящие спички на складе тротила, вы поспешите остановить его, не дожидаясь выхода в свет планов по широкомасштабной социальной реформе” [22].

Реакцией Рассела на испытания в Тихом океане стало его рождественское радиообращение “Угроза человечеству” в 1954 г. Он получил в ответ на него огромное количество откликов, писем, звонков. Был организован ряд встреч Рассела с представителями британской общественности. “Я наслаждался. встречей со множеством дружелюбных людей – видных фигур в литературной и политической жизни, чьей деятельностью я всегда интересовался, но с кем никогда до той поры не имел шанса обсудить различные вопросы” [23], вспоминал он. Но, выступая на собраниях в кругу соотечественников, Рассел постепенно начал осознавать, что, во-первых, все это только разговоры, а во-вторых, ядерная угроза слишком серьезна, чтобы проблему такого масштаба обсуждать в сугубо национальных рамках.

Именно тогда он решил составить текст заявления, которое подписали бы известные и уважаемые ученые как из капиталистических, так и из социалистических стран. Подобное заявление, считал он, могло бы стать призывом к будущим решительным действиям. Но прежде чем взяться за составление текста, Рассел решил написать письмо крупнейшему физику XX в. Альберту Эйнштейну, еще в 40-е годы неоднократно выступавшему против применения ядерного оружия, чтобы выяснить, что тот думает о подобном плане. Эйнштейн встретил идею Рассела с энтузиазмом, но ответил, что сам он, к сожалению, вряд ли сможет оказать реальную помощь, так как тяжело болен, однако подписать будущий расселовский текст согласился. Заодно он сообщал имена нескольких известных ученых, которые, по его мнению, тоже поддержат данное предложение. Воодушевленный Рассел составил текст и послал его Эйнштейну. Известие о смерти великого ученого застало Рассела 18 апреля 1955 г. в самолете, во время перелета из Рима в Париж. “Я чувствовал себя разбитым, не только по понятным всем причинам, но еще и потому, что понимал: без его поддержки мой план обречен на провал, – вспоминал Рассел. – Но по приезде в Париж я получил его письмо с согласием поставить свою подпись. Это было одним из последних деяний его общественной жизни” 24].

Подпись Эйнштейна еще вовсе не означала успеха дела. Большинство других ученых, в частности великий датский физик Нильс Бор, к которым Рассел обращался с просьбой подписать заявление, даже не удостоили его ответом. В июне Рассел все же решил обнародовать текст заявления и обратился за помощью к редактору журнала “Обсервер”. Необходимо было организовать пресс-конференцию, на которой Рассел собирался зачитать текст, подписанный к тому времени несколькими учеными. Время подготовки к конференции Рассел характеризовал как “ужасное”. Телефон в его доме звонил не переставая – Рассел прилагал все усилия, чтобы на конференции присутствовали не только журналисты, но и представители мира ученых.

Получивший название “Манифест Эйнштейна – Рассела” был обнародован 9 июля 1955 г. Выступая на открытии пресс-конференции, Рассел говорил: “Ни одна из сторон не может рассчитывать на победу в такой (ядерной. – Ю.В.) войне. существует реальная угроза гибели человечества от пыли и осадков из радиоактивных облаков. Однако ни общественность, ни правительства государств мира этой опасности в полной мере не осознают. В нашем документе подчеркивается, что один лишь согласованный запрет на ядерное оружие. не станет окончательным решением проблемы, поскольку данные виды оружия все равно будут производиться и использоваться в случае масштабной войны, несмотря на предыдущие соглашения. Единственная надежда для человечества – это покончить с войнами” [25]. Призыв к этому и составлял главную цель Манифеста Эйнштейна Рассела.

Рассел предвидел, что гонку вооружений остановить будет крайне сложно и на каждом новом витке будут появляться все более смертоносные виды оружия. Однако, считал он, согласованные действия ученых – людей, лучше других понимающих последствия ядерной катастрофы, могут немало способствовать выработке нового мышления – как на уровне глав правительств, так и на уровне простых людей всего мира. Помимо Эйнштейна и Рассела, Манифест подписали немецкий физик Макс Борн, французский исследователь Фредерик Жолио-Кюри, польский физик Леопольд Инфельд, американский химик Лайнус Полинг, английский ученый-ядерщик Сесиль Ф. Пауэлл и японский теоретик в области атомной физики Хидеки Юкава. Ученые предостерегали человечество о возможности самоуничтожения в ядерной войне. Они предлагали ученым мира периодически собираться вместе, дабы содействовать сохранению и упрочению всеобщего мира.

Пришло время коммунистам и антикоммунистам работать вместе, писал Рассел. Первую конференцию ученых Запада и Востока с согласия и одобрения индийского правительства решено было провести в январе 1957 г. в столице Индии городе Дели.

1956 г. стал для Рассела временем активных выступлений в прессе – шла подготовка к конференции. Но в октябре 1956 г. мир потрясли два трагических события: подавление восстания в Венгрии и Суэцкий кризис. Хотя Рассел осознавал неизбежность утраты Британией своих позиций колониальной державы, Суэцкий кризис он воспринял особенно драматично, назвав его одной из причин, по которой было сорвано проведение конференции в Индии.

Второй серьезной проблемой, помешавшей проведению конференции по разоружению, стала нехватка денежных средств. Рассел и его сподвижники не хотели, чтобы конференция была скована догмами какой-либо авторитетной организации. Задача же найти организацию или частное лицо, которые согласились бы финансировать конференцию, не претендуя при этом ни на какое влияние на ее ход и цели, казалась непосильной. Рассел уже совсем было отчаялся, как вдруг получил письмо от своего приятеля Сайруса Итона, американского промышленника, одного из руководителей Кливлендской финансовой группы, который не только готов был предоставить деньги, но и предлагал помочь организовать первую конференцию в своем родном городке Пагуош в Канаде. Еще несколько ученых-энтузиастов взяли на себя организационные вопросы, и в июле 1957 г. конференция начала свою работу.

Сам Рассел не смог принять в ней участия, так как был в то время серьезно болен -врачи подозревали у него рак горла, – однако с неослабевавшим интересом следил за тем, как проходили заседания: друзья звонили и писали ему каждый день. На конференцию прибыли 22 ученых различных специальностей из СССР, США, Австрии, Австралии, Великобритании, Канады, Китая, Польши, Франции и Японии. Заседания проводились одновременно на английском и русском языках. Конференция продемонстрировала реальность сотрудничества ученых не только различных научных и политических взглядов, но и принадлежавших к противоположным идеологическим лагерям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: