42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Беспилотник, ударные российские БПЛА Орлан, ТТХ дронов-охотников, какие интеграторы и ретрансляторы, дальность полетов, межконтинентальные перелеты

«Широкий спектр боевого применения»: каким потенциалом обладают новейшие тяжёлые беспилотники России

Минобороны РФ и Группа «Кронштадт» (Санкт-Петербург) подписали акт приёмки первого российского беспилотника большой продолжительности полёта «Орион». Об этом сообщает агентство ТАСС со ссылкой на генерального конструктора предприятия Николая Долженкова. Всего в скором времени в войска поступят три таких аппарата.

«Акт технической приёмки и передачи комплекса подписан. Остались финансовые нюансы, которые нужно дооформить с тем, чтобы контракт был де-юре закрыт. Технически всё решено и проверено», — сказал Долженков.

Взлётная масса «Ориона» около 1 т. После принятия на вооружение детище «Кронштадта» станет самым крупным строевым БПЛА в российской армии.

На сегодняшний день «рекордсменом» в Вооружённых силах РФ остаётся «Форпост» массой 450 кг. Ранее этот дрон производился по израильской лицензии, но в прошлом году аппарат окончательно «обрусел» — российские специалисты заменили в нём все иностранные компоненты на отечественные аналоги.

«Всё было сделано правильно»

Как говорят эксперты, «Орион» («изделие 90») является многофункциональным беспилотным комплексом, способным выполнять широкий круг задач, включая удары по наземным объектам. По международной классификации российский БПЛА относится к типу средневысотных дронов большой продолжительности полёта или MALE (Medium-altitude long-endurance).

Опыт зарубежных государств (прежде всего, США и Израиля) демонстрирует эффективность применения таких беспилотников в локальных конфликтах. Также аппараты класса MALE представляют собой технологическую основу для создания более тяжёлых и крупных «родственников», поясняют специалисты.

Разработка «Ориона» стартовала в 2011 году под шифром «Иноходец». Испытания комплекса начались в 2016 году в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова (Жуковский). По состоянию на конец 2019 года они находились на завершающем этапе. Петербургское предприятие планирует выпускать по 30 аппаратов в год.

Высота полёта «Ориона» — 7,5 км, крейсерская скорость — 200 км/ч, масса полезной нагрузки — 200 кг, продолжительность полёта — свыше 24 часов, размах крыла — 16 м. Планер БПЛА полностью изготовлен из композиционных материалов. Полёт аппарата осуществляется в автоматическом режиме на всех этапах.

В беседе с RT главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института (МАИ) Дмитрий Дьяконов назвал одним из главных достоинств «Ориона» его бортовую аппаратуру. Установленное на беспилотнике оборудование позволяет проводить воздушную разведку, патрулирование, топографическую съёмку местности и определять координаты наземных и надводных объектов.

По информации разработчика, «Орион» оснащён оптико-электронной системой с телевизионным и инфракрасными каналами, цифровым аэрофотокомплексом высокого разрешения, радиолокационными средствами и аппаратурой пеленгации источников радиоизлучения. Программное обеспечение «Ориона» позволяет обрабатывать собранные данные, формирует для эксплуатанта различные отчёты и донесения.

«Авионика «Ориона» заслуживает отдельного внимания. С точки зрения математики и алгоритмов всё было сделано правильно. В процессе создания бортовых систем наши конструкторы столкнулись с большими проблемами из-за нехватки отечественной элементной базы. Однако, учитывая положительные отзывы военных, эти проблемы были успешно решены», — отметил Дьяконов.

По словам эксперта, в процессе реализации проекта «Орион» инженеры «Кронштадта» совместно с коллегами из других российских компаний разработали ряд ключевых технологических новшеств, не имевших аналогов в России. Так, помимо ликвидации дефицита микроэлектронной начинки, были созданы новые композитные материалы и агрегаты.

В частности, российские конструкторы нашли замену австрийскому поршневому двигателю Rotax 914, который считается одной из лучших силовых установок для аппаратов подобной размерности. На «Орионе» был установлен двигатель АПД-110/120 разработки компании «Агат» мощностью 120 л. с. и массой 105 кг.

Дмитрий Дьяконов считает, что коллектив «Кронштадта» справился со всеми поставленными заказчиком задачами, создав современный беспилотник класса MALE. В октябре 2019 года за разработку «Ориона» Николай Долженков получил премию маршала Огаркова, которую вручает Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) лицам, внёсшим значимый вклад в укрепление обороноспособности РФ.

«Благодаря «Ориону» Россия вступила в «элитный клуб» производителей беспилотных летательных комплексов класса MALE», — прокомментировал награждение директор ЦАСТ Руслан Пухов.

В разговоре с RT эксперт рабочей группы национальной технологической инициативы «Аэронет» Эдуард Багдасарян предположил, что «Орион» может стать одним из самых массовых отечественных БПЛА «в среднем весовом классе». По его словам, в войсках беспилотник будет использоваться для разведки и нанесения ударов.

«Уменьшит риск для лётного состава»

В настоящее время петербургские инженеры ведут разработку нового БПЛА «Сириус» (в СМИ ранее встречалось название «Орион-2»), который будет превосходить предшественника по массогабаритным параметрам и тактико-техническим характеристикам. Об этом проекте на Международном авиакосмическом салоне (МАКС) — 2019 рассказал RT генеральный директор «Кронштадта» Сергей Богатиков.

Взлётная масса «Сириуса» составит 5 т, размах крыльев — 30 м, длина планера — 13 м, масса полезной нагрузки — 1 т, максимальная высота полёта — 12 км, крейсерская скорость — 295 км/ч. Беспилотник будет способен преодолевать 10 тыс. км и находиться в воздухе до 40 часов при максимальной нагрузке.

Схожие массогабаритные характеристики имеет другой отечественный беспилотник «Альтиус-У», впервые поднявшийся в небо в августе 2019 года. Масса аппарата — 6 т, продолжительность полёта — более 24 часов. Дрон оснащён спутниковым каналом связи, что, по мнению экспертов, делает радиус его применения «практически неограниченным».

Однако самым тяжёлым и крупным БПЛА в российской армии станет разведывательно-ударный комплекс С-70 «Охотник». Дебют в небе этой машины также состоялся в августе 2019 года, а уже в сентябре дрон начал отрабатывать задачи с истребителем пятого поколения Су-57.

Разработчик «Охотника» (компания «Сухой») и Минобороны РФ не публикуют точных характеристик БПЛА. Как предполагают эксперты, беспилотник весит около 20 т, а по размерам сопоставим с типичным самолётом оперативно-тактической авиации РФ.

Эдуард Багдасарян обратил внимание на важность того, что российские инженеры закладывают в новые беспилотники функцию нанесения ударов. Специально для дронов компаний «Сухой» и «Кронштадт» корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) разрабатывает сейчас малогабаритные боеприпасы массой от 50 до 100 кг.

«Перед тяжёлыми российскими разведывательно-ударными аппаратами открываются большие перспективы. Спектр их боевого применения чрезвычайно широкий. Помимо ведения радиолокационной и оптической разведки, они смогут наносить удары бомбами и самонаводящимися снарядами. Их появление на вооружении уменьшит риск для лётного состава. Потребность российской армии в таких беспилотниках очень велика», — подытожил Багдасарян.

«Альтиус». Тяжёлый российский беспилотник с искусственным интеллектом

«Альтиус» – это тяжелый российский беспилотник дальнего радиуса действия с максимальной боевой нагрузкой более тонны. Свой первый полет БЛА совершил в августе 2019 года. В феврале 2020 года официальный сайт Минобороны России сообщил о том, что окончательный вариант беспилотника получил название «Альтиус-РУ». Развертывание производства тяжелого разведывательно-ударного беспилотника планируется осуществить на мощностях Уральского завода гражданской авиации, который в настоящее время занимается опытно-конструкторскими работами по данной теме.

«Альтиус» научат думать

Скоро в арсенале ВКС России появится новый тяжелый разведывательно-ударный беспилотник «Альтиус», который получит элементы искусственного интеллекта (ИИ). БЛА сможет работать автономно без участия оператора, а также самостоятельно взаимодействовать с перспективным российским истребителем пятого поколения Су-57. Сообщается, что новый разведывательно-ударный беспилотник сможет без помощи человека-оператора самостоятельно прокладывать маршрут до цели или заданного района патрулирования в обход зон ПВО вероятного противника, а также обнаруживать и атаковать важные наземные цели: пусковые установки ракет, узлы связи, штабы. Аппарата с подобными возможностями в распоряжении ВКС России пока что нет. По словам экспертов, новый беспилотник станет по-настоящему универсальным оружием.

Читать еще:  Эффектные кадры уничтожения бункера террористов

Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на собственные источники в ВПК, в стране уже начались работы по созданию обновленной версии тяжелого разведывательно-ударного беспилотника «Альтиус-РУ». Новый беспилотник получит элементы системы ИИ, а дистанционно управлять аппаратом можно будет и с борта истребителя Су-57. Сообщается, что все необходимое оборудование, которое подарит БЛА свои «мозги», будет установлено на аппарате до конца 2020 года, после чего начнется период проведения технических испытаний новинки.

Предполагается, что элементы искусственного интеллекта подарят аппарату новые возможности, в том числе возможность атаковать наземные цели самостоятельно. Получив координаты цели, БЛА при помощи своего бортового компьютера сможет составить алгоритм поиска оптимального маршрута до цели атаки, а также рассчитает наиболее подходящую точку для сброса бомб. Всё это беспилотник сможет сделать без помощи оператора, при этом боевой дрон будет в режиме реального времени получать всю информацию из штаба о воздушной обстановке и расположении объектов ПВО противника и строить свой полет, обрабатывая поступающие сведения. Выполнив боевую задачу, тяжелый беспилотник сможет вернуться на базу в автоматическом режиме по наиболее безопасному маршруту или вернуться в зону патрулирования и продолжить решать разведывательные задачи.

Стоит отметить, что в настоящее время военные беспилотники на всех этапах полета стараются контролировать операторы, работающие с земли. Установленные на «Альтиус» элементы ИИ должны помочь снизить нагрузку на операторов беспилотных комплексов, что особенно важно при длительных полетах и долгом патрулировании. Для большого разведывательно-ударного аппарата это особенно актуально, так как такой БЛА в состоянии находиться в небе больше суток.

Использование беспилотника совместно с современным истребителем пятого поколения — также очень важная функция. В сентябре 2019 года Минобороны России впервые продемонстрировало пример такого взаимодействия с участием Су-57 и 20-тонного ударного беспилотника С-70 «Охотник», являющегося на данный момент времени самым крупным подобным аппаратом в нашей стране. Такой же возможностью взаимодействия с пилотируемым самолетом оснастят и беспилотник «Альтиус». Специалисты отмечают, что благодаря имеющимся в его распоряжении приборам летчик сможет находить цели и по защищенной линии связи передавать их координаты на борт БЛА. После получения информации от пилота беспилотник сможет приступить к выполнению боевой задачи в самостоятельном режиме без участия оператора.

Российские эксперты отмечают, что современные российские беспилотники, к которым относят «Форпост» и «Альтиус», по своим характеристикам уже сопоставимы с западными аналогами. К примеру, по своим характеристикам «Альтиус» может конкурировать на мировом рынке вооружений с американским БЛА MQ-9 Reaper («Жнец»). При этом использование беспилотников в армиях всех стран в будущем будет только возрастать. Беспилотники уже сейчас отлично проявляют себя в разведывательных миссиях, позволяя обнаруживать важные цели, которые могут самостоятельно же поразить. Разработка, строительство и широкое применение разведывательно-ударных беспилотников поможет в перспективе сохранять человеческие жизни, уберегая людей от ненужного риска.

Технические возможности беспилотника «Альтиус-РУ»

Современный российский беспилотный летательный аппарат «Альтиус-РУ» (разведывательно-ударный) представляет собой финальный вариант создаваемого с 2011 года беспилотника «Альтаир», на заключительном этапе работ он также был известен как «Альтиус-У» (ударный). По своей конструкции дрон «Альтиус-РУ» представляет собой тяжелый турбовинтовой беспилотный летательный аппарат большой дальности.

При этом сегодня по-прежнему известны не все технические данные беспилотника. К примеру, в феврале 2018 года официальный сайт Минобороны РФ сообщал о том, что тяжелый беспилотник «Альтиус» сможет нести до двух тонн боевой нагрузки. Но сегодня в прессе, в том числе на тематическом сайте Минобороны «Звезда», все чаще можно встретить другие данные о полезной нагрузке аппарата – до 1000 кг.

Новый российский беспилотный летательный аппарат «Альтиус» построен по классической аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом большого размаха и V-образным хвостовым оперением. Известно, что «Альтиус» построен с широким использованием композиционных конструкционных материалов. Силовая установка аппарата представлена двумя турбовинтовыми двигателями, расположенными на консолях крыла, двигатели приводят в движение два тянущих винта. По всей видимости, речь идет о двигателях ВК-800С, разработанных в КБ имени Климова. Данный двигатель предназначен для установки на легких самолетах и вертолетах (версия ВК-800В) и выдает взлетную мощность 800 л.с. Примерный размах крыла беспилотника – до 30 метров, длина – около 12 метров, взлетная масса – более шести тонн.

В 2019 году завод УЗГА представил доработанную версию беспилотного аппарата, которая получила систему спутниковой связи. С использованием такой системы дальность полета БЛА «Альтиус» ограничивается лишь запасом топлива на борту. Как отмечают специалисты, появление такой системы позволяет разведывательно-ударному беспилотнику вести разведку и атаковать цели на удалении за сотни или тысячи километров от места своего базирования. Известно, что в небе «Альтиус» может находиться от 24 до 48 часов, а максимальная дальность его полета должна составить 10 000 километров. При этом вести разведку аппарат сможет с высоты 12 тысяч метров.

К особенностям аппарата также относят его оснащение инерциальной навигационной системой СП-2, которая должна снизить возможности обнаружения аппарата в воздухе, обеспечив БЛА дополнительную устойчивость к наводимым помехам и работе в условиях радиоэлектронного противодействия со стороны противника. Предполагается, что в качестве вооружения беспилотник сможет нести планирующие бомбы «Гром-2» общей массой 598 кг (масса боевого заряда 480 кг) и дальностью пуска 10-50 км или управляемые ракеты «Гром-1» стартовой массой 594 кг (масса боевого заряда 315 кг) с дальностью пуска до 120 км. Такое предположение выдвинули журналисты «Известий».

«Альтиус» создают уже девять лет

«Альтиус» относят к тяжелым беспилотникам, он входит в тройку больших ударных дронов, разрабатываемых в настоящее время в России. При этом «Альтиус» — аппарат очень сложной судьбы. Работа над ним началась еще в 2011 году, но спустя девять лет аппарат по-прежнему не запущен в серийное производство, а весь процесс его разработки сопровождался различными проблемами и громким скандалом, эхо которого гуляет по Казани до сих пор.

Первоначально (в 2011 году) заказ на разработку тяжелого беспилотного аппарата весом до пяти тонн был выдан специалистам АО «НПО Опытно-конструкторское бюро имени Симонова» в Казани. Работы велись совместно с компанией «Транзас» из Санкт-Петербурга. Первая публичная демонстрация модели будущего беспилотника состоялась в феврале 2013 года. На тот момент беспилотник назывался «Альтаир».

Далее проект постигли сразу два удара. Первый – это введенные против России в 2014 году санкции, которые оставили аппарат без немецких дизельных авиационных двигателей, которыми планировалось оснащать все беспилотники. Информация о начале летных испытаний экспериментальных образцов появилась только в 2016 году, а в 2017 году стало известно, что ОКБ имени Симонова испытывает нехватку денежных средств на доведение проекта и продолжение работ.

Далее последовал второй удар. В дело включился бессмертный российский сюжет. В апреле 2018 года суд арестовал генерального директора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина, которого следствие заподозрило в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на разработку тяжелого беспилотника. Эта история не закончилась до сих пор. При этом ОКБ им. Симонова находится под угрозой банкротства, а в конце 2019 года Арбитражный суд Москвы принял иск Минобороны России к бывшему разработчику беспилотника «Альтиус» – АО НПО «Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) им. Симонова» на общую сумму 643,8 миллиона рублей.

Читать еще:  Оптика для пневматики

На фоне разгорающегося скандала и начавшегося судебного разбирательства разработка нового беспилотника была перенесена из Казани в Екатеринбург. В декабре 2018 года во время визита в Казань Алексей Криворучко, являющийся заместителем министра обороны РФ, курирующим вопросы материально-технического обеспечения вооруженных сил, рассказал, что работы над тяжелым беспилотником были переданы новому подрядчику. Которым стал «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), освоивший серийную сборку беспилотника «Форпост», а также его локализованной и модернизированной версии «Форпост-Р».

В декабре 2019 года Минобороны России заключило с АО «УЗГА» новый контракт на выполнение ОКР по беспилотному летательному аппарату «Альтиус-РУ». Это окончательный вариант БЛА, к которому военные и разработчики пришли по итогам всех испытаний уже выпущенных прототипов тяжелого беспилотника. Сообщается, что данная версия объединит в себе все требования военных и последние российские достижения в области создания беспилотной авиации. Данная версия должна стать основной для развертывания серийного производства и поставок в Вооруженные силы РФ. Планируется, что именно «Альтиус-РУ» поступит на вооружении не только ВКС, но и ВМФ России.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Беспилотник: обзор российских и зарубежных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Ведение работ по разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) считается одним из самых многообещающих курсов в развитии нынешней боевой авиации. Применение беспилотников или дронов уже привело к немаловажным переменам в тактике и стратегии военных конфликтов. Более того, считается, что в самое ближайшее время их значимость существенно приумножится. Некоторые военные эксперты считают, что положительный сдвиг в развитии беспилотников является самым важным достижением авиастроения последнего десятилетия.

Однако беспилотники применяются не только в военных целях. На сегодняшний день их активно задействуют и в «народном хозяйстве». С их помощью производится аэрофотосъемка, патрулирование, геодезические изыскания, мониторинг самых разнообразных объектов, а кое-кто даже доставляет покупки домой. Тем не менее, самые перспективные разработки новых беспилотников сегодня проводятся для военных нужд.

С помощью БПЛА решаются многие задачи. Главным образом, это разведдеятельность. Большая часть современных беспилотников создавались собственно для этого. В последние годы появляется все больше ударных беспилотных аппаратов. Отдельной категорией можно выделить дроны-камикадзе. Беспилотники могут вести радиоэлектронную борьбу, они могут быть ретрансляторами радиосигналов, корректировщиками для артиллерии, воздушными мишенями.

Впервые попытки создать летательные аппараты, неуправляемые человеком, предпринимались сразу же с появлением первых аэропланов. Однако практическое их осуществление произошло лишь в 70-х годах минувшего века. После чего начался подлинный «бум беспилотников». Дистанционно управляемую авиационную технику довольно-таки долго не получалось реализовать, но на сегодняшний день она производится в изобилии.

Как часто это бывает, лидирующее положение в сотворении дронов занимают американские компании. И это не удивительно, ведь финансирование за счет американского бюджета создания беспилотников было по нашим меркам просто астрономическим. Так в течение 90-х годов на аналогичные проекты затратили три млрд. долларов, тогда как в одном лишь 2003 году на них потратили больше одного млрд.

В наши дни ведутся работы по созданию новейших беспилотников с большей длительностью полета. Сами аппараты должны быть тяжелее и решать задачи в нелегкой обстановке. Разрабатываются дроны, предназначенные для борьбы с баллистическими ракетами, беспилотными истребителями, микродронами, способными действовать в составе больших групп (роев).

Работы над разработкой беспилотников ведутся во множестве стран мира. В этой индустрии задействована не одна тысяча компаний, но самые перспективные разработки идут прямиком к военным.

Беспилотники: достоинства и недостатки

Преимуществами беспилотных летательных аппаратов являются:

  • Существенное уменьшение габаритов в сравнении с обычными летательными аппаратами (ЛА), ведущее к уменьшению стоимости, повышению их живучести;
  • Потенциал по созданию малых БПЛА, которые могли бы выполнять самые разнообразные задачи в местах ведения боевых действий;
  • Способность проведения разведки и передачи информации в реальном времени;
  • Отсутствие ограничений по использованию в крайне тяжелой боевой обстановке, связанной с риском их утраты. При проведении важнейших операций легко можно принести в жертву несколько беспилотников;
  • Снижение (не на один порядок) летного эксплуатирования в мирное время, которое потребовалось бы традиционным ЛА, подготавливая летный состав;
  • Наличие высокой боеготовности и мобильности;
  • Потенциал по созданию малых, несложных мобильных комплексов беспилотников для формирований неавиационного характера.

К недостаткам БПЛА можно отнести:

  • Недостаточную гибкость использования в сравнении с традиционными ЛА;
  • Сложности решения вопросов со связью, посадкой, спасением аппаратов;
  • По надежности дроны все еще уступают обычным ЛА;
  • Ограничение полетов беспилотников в мирный час.

Немного из истории беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Первым дистанционно управляемым самолетом стал Fairy Queen, построенный в 1933 году в Великобритании. Он был самолетом-мишенью для истребительной авиации и зениток.

А первым серийным беспилотником, участвовавшим в реальной войне, была ракета Фау-1. Это немецкое «чудо-оружие» обстреливало Великобританию. Всего изготовили до 25 000 единиц такой техники. Фау-1 обладала импульсным реактивным двигателем и автопилотом с данными о маршруте.

После войны над беспилотными разведсистемами работали в СССР и США. Советские беспилотники были самолетами-разведчиками. С их помощью проводилась аэрофотосъемка, радиоэлектронная разведка, а также ретрансляция.

Немало для развития беспилотников сделал Израиль. С 1978 года у них появился первый беспилотник IAI Scout. В ливанскую войну 1982 года израильская армия при помощи дронов целиком разбила сирийскую систему ПВО. В итоге Сирия потеряла почти 20 батарей ПВО и почти 90 самолетов. Это отразилось на отношении военной науки к БПЛА.

Американцы пользовались БПЛА в «Буре в пустыне» и в югославской кампании. В 90-х годах лидерами в разработке беспилотников они же и стали. Так с 2012 года у них было почти 8 тыс. единиц БПЛА самых разнообразных модификаций. В основном это были малые армейские разведдроны, но были и ударные БПЛА.

Первый из них в 2002 году ракетным ударом по автомашине ликвидировал одного из глав Аль-Каиды. С той поры применение БПЛА для ликвидации ОВО неприятеля или его подразделений стало обычным делом.

Разновидности беспилотников

В настоящее время имеется масса беспилотников, отличающихся своими размерами, внешним видом, дальностью полетов, а также функционалом. БПЛА отличаются способами управления и своей автономностью.

  • Неуправляемыми;
  • Дистанционно управляемыми;
  • Автоматическими.

По своим размерам беспилотники бывают:

  • Микродронами (до 10 кг);
  • Минидронами (до 50 кг);
  • Мидидронами (до 1 тонны);
  • Тяжелыми дронами (массой более тонны).

Микродроны, могут пребывать в воздушном пространстве до одного часа, минидроны – от трех до пяти часов, а мидидроны – до пятнадцати часов. Тяжелые дроны, могут пребывать в воздухе более двадцати четырех часов с совершением межконтинентальных перелетов.

Обзор зарубежных беспилотных летательных аппаратов

Основной тенденцией в развитии современных беспилотников является уменьшение их размеров. Таким примером может быть один из норвежских дронов компании Prox Dynamics. Вертолетный беспилотник обладает длиной 100 мм и массой 120 гр., дальностью до одного км, а длительностью полета до 25 мин. Он имеет три видеокамеры.

Серийно эти беспилотники начали выпускаться с 2012 года. Так, британскими военными было закуплено 160 комплектов PD-100 Black Hornet на сумму 31 млн. долларов, для проведения спецопераций на территории Афганистана.

Разрабатывают микродроны и в Соединенных Штатах. Они работают над специальной программой Soldier Borne Sensors, направленной на разработку и внедрение разведдронов с потенциалом добывать информацию для взводов или рот. Имеются сведения о планировании американским армейским руководством обеспечить индивидуальными дронами всех бойцов.

Читать еще:  Стадионы Чемпионата мира 2018. Нижний Новгород.

На сегодняшний день самым тяжелым дроном в армии США считается RQ-11 Raven. Он располагает массой 1,7 кг, размахом крыльев 1,5 м и полетом до 5 км. С электродвигателем беспилотник развивает скорость до 95 км/ч, а пребывает в полете до одного часа.

Он обладает цифровой видеокамерой с ночным видением. Запуск производится с рук, а для посадки не нужна спецплощадка. Аппараты могут летать по заданным маршрутам в автоматическом режиме, ориентирами для них могут служить GPS-сигналы, либо управляться операторами. Эти беспилотники пребывают на вооружении более десятка государств.

Тяжелым американским армейским БПЛА является RQ-7 Shadow, ведущий разведку на бригадном уровне. Серийно стал производиться с 2004 года и обладает двухкилевым оперением с толкающим винтом и несколькими модификациями. Эти беспилотники оснащаются обычными или инфракрасными видеокамерами, радиолокаторами, подсветкой целей, лазерными дальномерами, а также мультиспектральными камерами. К аппаратам подвешиваются управляемые пятикилограммовые бомбы.

RQ-5 Hunter является среднеразмерным полутонным дроном, совместной американо-израильской разработки. В его арсенале имеется телевизионная камера, тепловизор третьего поколения, лазерный дальномер и прочее оборудование. Его запускают со спецплатформы ракетным ускорителем. Зона его полетов находится в радиусе действия до 270 км, в течение 12 часов. Некоторые модификации Хантеров обладают подвесками для небольших бомб.

MQ-1 Predator — самый известный американский БПЛА. Это «перевоплощение» разведывательного дрона в ударный, располагающий несколькими модификациями. «Хищник» ведет разведку и наносит высокоточные наземные удары. Обладает предельной взлетной массой более тонны, станцией РЛС, несколькими видеокамерами (в т. ч. и ИК-системой), прочим оборудованием и несколькими модификациями.

В 2001 году для него создали высокоточную ракету с лазерным наведением Hellfire-C, которую в следующем году применяли на территории Афганистана. В комплексе есть четыре беспилотника, станция управления и терминал спутниковой связи, а стоит он более четырех млн. долларов. Самая продвинутая модификация — MQ-1C Grey Eagle с большим размахом крыльев и более совершенным двигателем.

MQ-9 Reaper — следующий американский ударный БПЛА, имеющий несколько модификаций, известный с 2007 года. Он обладает большей длительностью полета, управляемыми авиабомбами, более совершенной радиоэлектроникой. MQ-9 Reaper превосходно зарекомендовал себя в иракской и афганской кампании. Его преимущество перед F-16 — меньшая закупочная и эксплуатационная цена, большая длительность полета без риска для жизни пилота.

1998 год — первый полет американского стратегического беспилотного разведчика RQ-4 Global Hawk. В настоящее время это самый большой БПЛА с взлетной массой более 14 т, с полезной нагрузкой в 1,3 т. Может пребывать в воздушном пространстве 36 часов, преодолевая при этом 22 тыс. км. Предполагается, что эти дроны заменят самолеты-разведчики U-2S.

Обзор российских БПЛА

Что же в наши дни находится в распоряжении российской армии, и какие имеют перспективы российские БПЛА в ближайшее время?

«Пчела-1Т» — советский дрон, впервые взлетел в 1990 году. Он был корректировщиком огня для систем залпового огня. Обладал массой 138 кг, радиусом действия до 60 км. Стартовал со спецустановки ракетным ускорителем, садился на парашюте. Использовался в Чечне, но устарел.

«Дозор-85» -разведдрон для погранслужбы с массой 85 кг, время полета до 8 часов. Разведывательно-ударный БПЛА «Скат» являлся перспективной машиной, но пока работы приостановлены.

БПЛА «Форпост» является лицензионной копией израильского Searcher 2. Он разрабатывался еще 90-х. «Форпост» обладает взлетной массой до 400 кг, дальностью полета до 250 км, спутниковой навигацией и телекамерами.

В 2007 году на вооружение приняли разведдрон «Типчак», со стартовой массой 50 кг и длительностью полета до двух часов. Имеет обычную и инфракрасную камеру. «Дозор-600» является многоцелевым аппаратом, разработанный «Транзасом», был представлен на выставке МАКС-2009. Его считают аналогом американского «Хищника».

БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10». Их разрабатывали для проведения разведки, поисково-спасательных работ, целеуказаний. Беспилотники чрезвычайно похожи по своему внешнему виду. Однако незначительно отличаются своей взлетной массой и дальностью полета. Стартуют они при помощи катапульты, а совершают посадку на парашюте.

БПЛА «Орлан» – рабочая лошадка беспилотной авиации

Сегодня можно с уверенностью утверждать – что беспилотная авиация – важная составляющая вооруженных сил. Конструкторами России в течение последних пяти лет ведутся активные разработки в этом направлении. Результатом этих работ стал БПЛА «Орлан-10» – многофункциональный комплекс воздушного наблюдения, который может применяться как во вполне мирных целях, так и как военный разведчик.

В Советском Союзе проводились исследования по использованию непилотируемых летательных аппаратов, но с распадом СССР эти работы прекратились. Сегодня специалисты быстро наверстывают упущенное время и преодолевают отставание в этой отрасли.

История создания Орлан 10

Богата и разнообразна история развития беспилотной авиации. Родоначальником непилотируемых летательных аппаратов считается небезызвестный Никола Тесла, создавший свой первый аппарат еще в начале прошлого столетия. Потом его идеи развивали американские, английские и немецкие ученые, но их разработки не были воплощены в жизнь и не имели реального применения.

В Советском Союзе разработкой беспилотных аппаратов занимался авиаконструктор В.В. Никитин, а в конце 50-х годов прошлого века в КБ А.Н. Туполева создали первый беспилотник Ту-121, который изначально использовался в качестве мишени для учений подразделений ПВО. Впоследствии были созданы усовершенствованные аппараты для разведки – Ястреб, Стриж и Рейс.

Кроме советских конструкторов над созданием беспилотников работали и наши американские «партнеры» – разработки в этой сфере успешно опробовали в ходе вьетнамской войны, где БПЛА выполняли функции военных фотографов, связистов.

С помощью этих летательных аппаратов осуществлялась радиоэлектронная борьба и имитация воздушных целей. Израильские военные активно использовали собственные разработки в ходе арабо-израильских конфликтов.

Однако наибольшее развитие и популярность получили беспилотники в последние 20…30 лет. Дроны помогают контролировать экологическую обстановку, корректировать морскую навигацию, вести спасательно-поисковые работы.

К 2010 году специалистами «Специального технологического центра» г. Санкт-Петербург был создан многопрофильный БПЛА «Орлан-10», ставший неутомимой безотказной лошадкой отечественной непилотируемой авиации.

Особенности применения

Беспилотник «Орлан-10» используют в военных целях как фотограф, разведчик, корректировщик огня, поможет в контролировании объектов, находящихся в труднодоступных местах.

Он незаменим при ведении поисково-спасательных работ, причем сложные погодные условия не смогут помешать его полету.

Основные особенности российского беспилотника

  1. Старт с небольших площадей и при неблагоприятных погодных условиях.
  2. Размещение аппаратуры в консолях крыльев.
  3. Проведение фото- и видеосъемки с фиксациейвсех данных.
  4. Простота замены приборов на борту.
  5. Один БПЛА может передавать радиосигналы другим аппаратам.
  6. Наличие генератора для использования электрооборудования в течение полета.

Наземная составляющая комплекса может обслуживать одновременно четыре БПЛА «Орлан-10». Входит в единую систему управления тактическим звеном, связывается с САУ, танками, средствами ПВО и передает им данные целей для поражения.

Комплекс системы управления БПЛА «Орлан-10» состоит из:

  • места работы оператора;
  • спецуправленческого оборудования;
  • приборов техобслуживания и старта летательного аппарата;
  • радиоканалов, передающих координаты целей;
  • бензинового генератора мощностью 1 кВт.

Также «Орлан» применяется гражданскими организациями для геодезической съемки в труднодоступной местности, что помогает ведению ремонтных работ.

Технические характеристики «Орлан 10»

Конструкция БПЛА смешанная, детали изготавливаются из пластика и металла. Двигатель и тянущий винт расположены на передней части корпуса аппарата.

Рассмотрим основные летно-технические характеристики и сравним их с отечественными и зарубежными аналогами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: