31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Джихад-мобили во всей красе. Машины смерти представлены в Ираке

Джихад-мобиль

Джихад-мобиль [1] [2] или шахид-мобиль [2] [3] — неофициальное название в среде российских военнослужащих всех видов гражданских транспортных средств (колёсных и гусеничных), которые переоборудованы в кустарных условиях для осуществления однократной суицидальной атаки (см. шахид) самоподрывом с помощью мощного взрывного устройства. В официальном документообороте американских вооружённых сил для данного вида техники принята аббревиатура SVBIED (англ. Suicide Vehicle-Borne Improvised Explosive Device ) [3] [4] [5] .

Содержание

Суть явления

Как правило, основой джихад-мобилей становятся колёсные транспортные средства гражданского назначения, которые оснащаются взрывными устройствами и средствами их инициирования [2] [4] . В качестве таковых может быть выбрано всё, что угодно, начиная с мотороллера, у которого в багажнике заложена противотанковая мина, заканчивая карьерным самосвалом с кузовом, полным взрывчатого вещества [2] . Иногда встречаются джихад-мобили на базе трофейных машин MRAP [4] или гусеничной техники, например боевых машин пехоты [2] . Нередко конструкция джихад-мобилей в целях повышения их шансов достичь своей цели усиливается импровизированными листами брони, оснащается противокумулятивными решётчатыми экранами, противопульными колёсами и т. п. [2] [4]

Эпизодическое задействование террористами взрывных устройств на автомобилях под управлением смертников практиковалось ещё во время второй чеченской войны на Северном Кавказе [6] . Гораздо более масштабное применение джихад-мобилей террористической организацией «Аль-Каида» было отмечено в ходе американской интервенции в Ирак [6] , однако после целенаправленного выявления и уничтожения производственных мощностей оно заметно пошло на убыль [7] . В то же время во всём остальном мире был зафиксирован быстрый рост использования этого вида техники, причём особенно стремительно он набирает силу в странах Африки [7] .

Оценка специалистов

По мнению российского военного эксперта В. Мураховского грамотное задействование джихад-мобиля в условиях ограниченной видимости (в плотной застройке, в складках рельефа и т. п.) может сделать его очень опасным оружием по целому ряду причин [2] . Во-первых, в несомый им подрывной заряд преднамеренно закладывается избыток мощности, которого хватает на уничтожение любой бронетехники. Во-вторых, основой джихад-мобилей часто становятся скоростные легковые машины и пикапы, способные быстро сблизиться с объектом атаки. В-третьих, водитель такой машины, заранее зная свою обреченность на смерть, не станет отворачивать при обстреле [2] . Нередко особо подчёркивается серьёзность психологического эффекта, который оказывает на неприятеля использование джихад-мобиля [2] [8] , ибо не всякий военнослужащий обладает столь сильной волей, чтобы сохранять спокойствие видя приближение самоходной «адской машины», которой управляет рвущийся к смерти фанатик [2] [6] .

Американские специалисты признают, что в оперативных сценариях боевых действий Исламского государства джихад-мобилям отведена весьма важная роль. Считается, что их тактическая ниша аналогична назначению управляемого ракетного оружия, но с той лишь разницей, что вся высокотехнологическая начинка заменена недорогим расходным материалом в виде человека-смертника [4] .

Бойцы курдского ополчения Пешмерга отмечали, что тактика применения джихад-мобилей постоянно эволюционирует, например во время битвы за Мосул (2016—2017) используемые против курдов машины от одной атаки к другой имели тенденцию постепенно возрастать в размерах. Кульминацией этой тенденции стали попытки джихадистов атаковать курдские подразделения огромными бронированными мусоровозами, наполненными самодельной взрывчаткой. Причём, эти машины были столь хорошо защищены, но при этом — медленны и неповоротливы, что бойцы Пешмерга просто перенесли свою активность в районы, недоступные для колёсного транспорта [4] .

Тем не менее отмечается, что попытки Исламского государства встроить атаки джихад-мобилей в систему ведения традиционных боевых действий пока что нельзя признать успешными. Например, нередко игиловцы бросают джихад-мобили в бой без каких-либо попыток воспользоваться результатами их самоподрыва, что указывает на нехватку в их иерархии управления грамотного командного состава среднего звена [4] .

Боевики засняли, как джихад-мобиль разнёс в клочья зазевавшийся «Абрамс»

Борьба с ИГИЛ* идёт везде, где террористы пустили свои чёрные щупальца. В Ираке ИГ* пустило корни не так глубоко, как в Сирии, но держится всё же прочно. На данный момент идёт завершающая стадия борьбы за Мосул, одну из столиц «Исламского Государства»*.

Город штурмуют подразделения иракской регулярной армии и ополчения при поддержке Коалиции во главе с США, которая бьёт по боевикам реактивной и ствольной артиллерией, бомбит самолетами и периодически поддерживает иракцев пехотой, в том случае, если наступление захлёбывается.

Боевики с отчаянием обреченных дерутся с наступающими правительственными силами, использую при этом всё, что есть под рукой и действуя любыми методами. Заметим, что на счету боевиков в Ираке куда как меньше подбитых из ПТРК танков, нежели у сирийских. Видимо, в Ираке просто не было так называемой «умеренной оппозиции», с любовью выпестованной спецслужбами США и союзных им государств.

Читать еще:  ГАЗ 66, особенности самосвала, бензина и дизеля, технические характеристики военного грузовика, устройство кабины, двигатель и лебедка

Потому мосульская группировка ИГИЛ*, даже несмотря на отсутствие подкреплений извне, активно использует смертников (истишхади). Недавно в соцсетях появились интересные кадры, где один из подобных боевиков на начинённом взрывчаткой автомобиле приблизился к зазевавшемуся танку Абрамс, после чего взорвался.

Сьёмка, судя по вотермарке, велась с квадрокоптера боевиков, которые активно ими используются. Заметим что на кадрах с высоты птичьего полёта не заметно ни единого пехотинца. Причины того, почему танк оказался в городской застройке без прикрытия не ясны. Возможно, он был брошен экипажем из-за поломки во время предыдущих, менее удачных штурмов города. Впрочем, боевики вполне профессионально ремонтируют технику, если это возможно, а значит, Абрамс на мосульских улицах стоял недавно.

Взрыв был такой силы, что 60-тонную машину развернуло почти на девяносто градусов, а транспорт истишхади и вовсе разнесло на мелкие обломки. Впрочем, вряд ли это поможет боевикам вырваться из окружения в Мосуле. Иракские силы держат кольцо окружения достаточно плотно, и ИГИЛ* сможет «утечь» из города только в том случае, если им будет позволено уйти.

Исламское государство, сокращённо ИГ, ИГИЛ, ДАИШ — международная организация, действующая преимущественно на территории Сирии, признана в России террористической и запрещена.

По стопам “Безумного Макса” — джихад-мобили ИГИЛ

Модератор: Ярослав Левашов

Не знаем слышали ли когда-нибудь террористы из ИГИЛ о Марвине Химейере, превратившем бульдозер “Коматсу” в броневик и отплатившего властям городка Гренби за притеснения и несправедливость. Вероятно нет.
И “Безумного Макса” они тоже не смотрели. Потому как там полуголые девицы, а это харам.
Иначе бы их фантазия пошла бы дальше традиционной в этих краях привычки набивать все, что может двигаться, взрывчаткой.

В западной военной терминологии такой “тюнинг” называется SVBIED – Suicide Vehicle-Borne Improvised Explosive Device (самодельное взрывное устройство смертника на базе транспортного средства), а по простому – “джихад-мобиль”. Получается управляемая ракета для нищих. Вместо компьютерной начинки – недорогой расходник в виде жаждущего встречи с аллахом и гуриями фанатика.

Обычно на роль SVBIED назначают пикапы или внедорожники, порой в бомбы на колесах переоборудуют трофейную или непригодную военную технику. Часто встречавшиеся с подобными машинами американцы отмечают, что в оперативных сценариях боевых действий им отведена весьма важная роль.

В то время как для SVBIED использование грузовиков вполне обычное дело, есть одна редкая категория транспортных средств, совершенно не имеющих аналогов по своим абсурдным размерам и психологическому эффекту. Это – карьерная техника. А кто у нас №1 в мире по строительству самых больших грузовиков? Правильно, Республика Белоруссия и ее национальный символ – жодинские БЕЛАЗы.

А, глядя на то, что “Кулибины от терроризма” сотворили с карьерными самосвалами из братской Белоруссии, нельзя не признать – веселятся эти парни с размахом.

На сегодня история Сирийской войны знает уже три случая использования карьерных самосвалов в качестве автомобилей-камикадзе.

Первый был зафиксирован в августе 2015 в провинции Хомс.
В конце мая 2015 года ИГИЛ удалось захватить здесь стратегически важный город Хунайфис в 60 километрах к юго-западу от Пальмиры. В окрестностях города существовала шахта, где добывались фосфаты. Такая же шахта имелась и в соседнем местечке Аль-Шаркия / ас-Саввана.

Там террористы обнаружили как минимум шесть белорусских самосвалов и решили, что им в прямом смысле слова крупно повезло! Игиловцы уволокли одну из машин з свои мастерские недалеко от города Аль-Кариатайн. Вы уже представили себе картину в стиле сцены из “Железного человека”? На деле все было еще проще.
БЕЛАЗ облепили двумя слоями кустарной брони – внутренним из металлических листов и внешним из стальной решетки.

В конце августа 2015 пропаганда ИГИЛ похвасталась фоторепортажем с полностью завершенным БЕЛАЗ-камикадзе и позировавшим с ним террористом-смертником Абу Абдуллой аль-Ансари.

Ну, прямо скажем – не Том Харди.

В кузов самосвала загрузили СВУ весом в 8 тонн. Целью этого чудовищного автомобиля-бомбы был контрольно-пропускной пункт Мафрак, контролируемый лоялистами, расположенный к северо-востоку от Аль-Кариатайна. Террористы не обнародовали видео, но похвастались успехом и фото взрыва, снятое через прибор ночного видения.

Кстати, чтобы проиллюстрировать идиотизм террористов, напомним, что ценник на б/у БелАЗ 7547 – от 2 млн рублей, а на машины в хорошем состоянии и большей грузоподъемности он доходит до 10-12 млн. И не говорите нам, что невозможно продать такую ценную технику даже в воюющей стране.

Читать еще:  Nagant M1877 Gendarmerie

Второй случай был отмечен в Иракской провинции Анбар в 2017 году.

Тогда иракские военные обнародовали видео, на котором можно видеть ещё один БЕЛАЗ переоборудованный в бомбу. На этот раз террористы решили не заморачиваться с бронированием передка. Вместо сплошной стены из бронелистов они ограничились секциями. Их прикрепили к наиболее важным местам, защитив двигатель, колеса и кабину.

Кстати, нельзя не отметить внимание к деталям – чтобы предотвратить перегрев, в бронелисте перед мотором проделали отверстия.

Кабина водителя была наиболее защищенной, с обширным бронированием и бронестеклом. Специалисты предположили, что подготовка была незавершенной – не хватало бронелистов на левой передней части. Тем не менее, самосвал выглядел очень впечатляюще. Не говоря уже о содержимом кузова.

“Полезная” нагрузка состояла из большого числа пластиковых емкостей заполненных взрывчаткой, бочек и газовых баллонов. Все это хозяйство было соединено вместе. Вероятно, террористы планировали добавить еще несколько слоев, но не успели. Но, то что на фото уже тянет примерно на несколько тонн – 30 больших емкостей (синего цвета) литров на 50, около 100 меньшего размера (белого / желтого / красного / зеленого) и 3 газовых баллона.
Кроме того, иракские военные обнаружили рядом с грузовиком более сотни готовых промышленно изготовленных взрывных устройств.

Откуда взялся грузовик? Точно неизвестно. Но в провинции Анбар существует ряд крупных горнодобывающих предприятий, которые ранее находились под контролем ИГ, откуда он мог быть изначально взят, включая объект в Акашате.

Третий случай обнаружения БЕЛАЗ-бомбы произошел во все том же Ираке в 2017 году

Когда битва за Западный Мосул вступила в завершающую стадию в мае 2017 года, оставшийся контингент ИГИЛ ожесточенно оборонялся. Не остались в стороне и его пропагандисты. В официальном видео, выпущенном исламистами в середине мая 2017 года, был показан третий известный нам БЕЛАЗ, переделанный в джихад-мобиль.

Мастерство “конструкторов” в этот раз стоит гораздо выше примитивного обвешивания листами от котельной. Пожалуй, тут бы и сам Химейер остался доволен. Набор из аккуратно соединенных друг с другом металлических листов прикрывал всю переднюю часть автомобиля. Броня над мотором была закреплена под углом, что увеличивало ее способность противостоять обстрелу. А место водителя было хорошозащищено металлом и бронестеклом. Боковины кузова были удалены и заменены на бронелисты. Также броней прикрыли и задние колеса, что раньше никто не делал.

Получившийся монстр имел свой собственный номер – надпись на арабском, которую вы видите, переводится как «B150». Предположительно этот грузовик игиловцы угнали с цементного завода в Бадуше, расположенного примерно в 20 км к северо-западу от Мосула. Там как раз использовали такие машины. Их можно видеть на фото, сделанном иракской армией после освобождения территории от исламистов. Литера «B» в идентифицирующем серийном номере как раз может указывать на Бадуш.

Но самое необычное, что этот экземпляр представляет собой не просто бомбу на колесах, а полноценный броневик с экипажем из двух человек. Второй член экипажа размещался рядом с водителем и отвечал за 12,7 мм крупнокалиберный пулемет W85 китайского производства, установленный на чем-то похожем на импровизированное крепление.

Также в вооружение экипажа машины входил советский пулемет ПК и автомат АК болгарского производства.

Эффективное оружие или пропаганда?

Реальный вопрос здесь заключается в том, служит ли использование гигантских самосвалов в качестве снарядов SVBIED иной цели, чем пропаганда? С одной стороны, видео с применением таких машин выглядят впечатляюще и эффект на трусоватое арабское-персидское воинство они оказывают несомненный.

Но вот если смотреть дальше, эффективность использования этого типа SVBIED оказывается очень сомнительна.

Никакого смысла набивать огромным количеством ВВ огромный и тяжелый грузовик нет. Если у вас есть автомобиль меньшего размера, например, пикап или даже тяжелый грузовик, при взрыве даже сотни-другой кило взрывчатки, металл машины превращается в эффективные поражающие элементы. Однако, чем больше и тяжелее машина , тем больше взрывчатых веществ требуется для ее превращения в эффективный осколочно-фугасный боеприпас. Карьерные самосвалы весят около 45 тонн и это чудовищно много. Вся эта масса железа поглощает большую часть энергии взрыва и фактически играет роль щита. И те внушительные 8 тонн в кузове оказываются не столь уж эффективны. И для обороняющихся чем больше цель по размерам – тем лучше. Ее легче заметить на дальней дистанции, легче поразить, а значит и шансы остановить адскую машину – выше.

Читать еще:  7.62 мм Mosin-Nagant

Так что, на деле, единственная причина, по которой такие монстры появляются на свет – желание поразить противника психологическим эффектом. Но отчего-то в ИГИЛ так и не воспользовались БЕЛАЗ на полную катушку. Ну а недавнее поражение исламистов означает, что больше мы БЕЛАЗ-камикадзе вряд ли увидим. И это хорошо. Слишком хорошие машины, слишком много труда в них вложено чтобы их путь заканчивался так бесславно.

Текст подготовлен на основе материалов автора Hugo Kaaman

Джихад-мобиль

Джихад-мобиль [1] [2] или шахид-мобиль [2] [3] — неофициальное название в среде российских военнослужащих всех видов гражданских транспортных средств (колёсных и гусеничных), которые переоборудованы в кустарных условиях для осуществления однократной суицидальной атаки (см. шахид) самоподрывом с помощью мощного взрывного устройства. В официальном документообороте американских вооружённых сил для данного вида техники принята аббревиатура SVBIED (англ. Suicide Vehicle-Borne Improvised Explosive Device ) [3] [4] [5] .

Содержание

Суть явления [ | ]

Как правило, основой джихад-мобилей становятся колёсные транспортные средства гражданского назначения, которые оснащаются взрывными устройствами и средствами их инициирования [2] [4] . В качестве таковых может быть выбрано всё, что угодно, начиная с мотороллера, у которого в багажнике заложена противотанковая мина, заканчивая карьерным самосвалом с кузовом, полным взрывчатого вещества [2] . Иногда встречаются джихад-мобили на базе трофейных машин MRAP [4] или гусеничной техники, например боевых машин пехоты [2] . Нередко конструкция джихад-мобилей в целях повышения их шансов достичь своей цели усиливается импровизированными листами брони, оснащается противокумулятивными решётчатыми экранами, противопульными колёсами и т. п. [2] [4]

Эпизодическое задействование террористами взрывных устройств на автомобилях под управлением смертников практиковалось ещё во время второй чеченской войны на Северном Кавказе [6] . Гораздо более масштабное применение джихад-мобилей террористической организацией «Аль-Каида» было отмечено в ходе американской интервенции в Ирак [6] , однако после целенаправленного выявления и уничтожения производственных мощностей оно заметно пошло на убыль [7] . В то же время во всём остальном мире был зафиксирован быстрый рост использования этого вида техники, причём особенно стремительно он набирает силу в странах Африки [7] .

Оценка специалистов [ | ]

По мнению российского военного эксперта В. Мураховского грамотное задействование джихад-мобиля в условиях ограниченной видимости (в плотной застройке, в складках рельефа и т. п.) может сделать его очень опасным оружием по целому ряду причин [2] . Во-первых, в несомый им подрывной заряд преднамеренно закладывается избыток мощности, которого хватает на уничтожение любой бронетехники. Во-вторых, основой джихад-мобилей часто становятся скоростные легковые машины и пикапы, способные быстро сблизиться с объектом атаки. В-третьих, водитель такой машины, заранее зная свою обреченность на смерть, не станет отворачивать при обстреле [2] . Нередко особо подчёркивается серьёзность психологического эффекта, который оказывает на неприятеля использование джихад-мобиля [2] [8] , ибо не всякий военнослужащий обладает столь сильной волей, чтобы сохранять спокойствие видя приближение самоходной «адской машины», которой управляет рвущийся к смерти фанатик [2] [6] .

Американские специалисты признают, что в оперативных сценариях боевых действий Исламского государства джихад-мобилям отведена весьма важная роль. Считается, что их тактическая ниша аналогична назначению управляемого ракетного оружия, но с той лишь разницей, что вся высокотехнологическая начинка заменена недорогим расходным материалом в виде человека-смертника [4] .

Бойцы курдского ополчения Пешмерга отмечали, что тактика применения джихад-мобилей постоянно эволюционирует, например во время битвы за Мосул (2016—2017) используемые против курдов машины от одной атаки к другой имели тенденцию постепенно возрастать в размерах. Кульминацией этой тенденции стали попытки джихадистов атаковать курдские подразделения огромными бронированными мусоровозами, наполненными самодельной взрывчаткой. Причём, эти машины были столь хорошо защищены, но при этом — медленны и неповоротливы, что бойцы Пешмерга просто перенесли свою активность в районы, недоступные для колёсного транспорта [4] .

Тем не менее отмечается, что попытки Исламского государства встроить атаки джихад-мобилей в систему ведения традиционных боевых действий пока что нельзя признать успешными. Например, нередко игиловцы бросают джихад-мобили в бой без каких-либо попыток воспользоваться результатами их самоподрыва, что указывает на нехватку в их иерархии управления грамотного командного состава среднего звена [4] .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: