322 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гаубица д-20: 152 мм пушка, вес снаряда, история создания, боевое применение, технические характеристики (ттх)

152-мм пушка-гаубица Д-20

Характеристики 152-мм пушки-гаубицы Д-20

История создания 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Советская 152-мм пушка-гаубица Д-20 создавалась вместе с 122-мм пушкой Д-74, как «корпусной дуплекс». «Дуплекс» из двух специализированных, и в то же время собранных по большей части из одних и тех же блоков артсистем, позволял во-первых, решать полный спектр задач стоящих перед корпусной артиллерией, а во-вторых, позволял снизить расходы и упростить ремонт и эксплуатацию, улучшить снабжение запасными частями и подготовку артиллерийских расчетов.

И 122-мм пушка Д-74 и 152-мм пушка-гаубица Д-20 были спроектированы сразу после окончания Второй мировой войны в ОКБ-9 под руководством Ф. Ф. Петрова. Первый опытный образец 122-мм пушки Д-74 был изготовлен заводом № 9 в начале 1950 года, и 23 февраля 1950 г. был впервые опробован стрельбой на заводском полигоне.

С Д-20 получилось сложнее — моноблок 152-мм гаубицы, изначально звавшейся Д-72 был готов в том же 1950-м. В качестве лафета для неё использовали лишь немного измененный лафет Д-74. Но спустя 2 года (1952 г.), гаубицу Д-72 переквалифицировали в пушку-гаубицу Д-20 (Д индекс завода, а цифра 20 по аналогии с 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 обр. 1937 года).

К 1953 г. было изготовлено 2 батареи «корпусного дуплекса», которые приступили к испытаниям, продлившихся до 1955 года. После завершения испытаний было развернуто серийное производство обоих орудий на заводе № 221 «Баррикады», однако из-за накладок производства, фактически первые серийно изготовленные Д-74 и Д-20 стали выпускаться серийно только с 1956 года.

Схема 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Д-20 стала одной из первых советских артсистем, способных вести огонь тактическими ядерными и химическими боеприпасами, а также первой 152-мм орудийной системой с полуавтоматическим клиновым затвором с вертикальным перемещением клина. В модификации Д-22 (2А33) пушка-гаубица Д-20 использована в качестве основного оружия САУ 2С3 «Акация».

Кроме СССР/России, пушка-гаубица состояла или состоит на вооружение трех десятков стран, среди которых: Азербайджан, Афганистан, Ангола, Армения, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Ирак, Иран, Йемен, Казахстан, КНР, КНДР, Конго, Молдавия, Мьянма, Никарагуа, Польша, Румыния, Сербия, Сирия, Туркмения, Украина, Хорватия, Шри-Ланка, Финляндия, Югославия.
По состоянию на 2015 год, пушки-гаубицы Д-20 армии РФ, выведены в резерв и сняты с вооружения.

Советская 152-мм пушка-гаубица Д-20

Конструкция 152-мм пушки-гаубицы Д-20

152-мм пушка-гаубица Д-20 – артиллерийское орудие в составе полевой артиллерии, в котором сочетаются свойства пушки и гаубицы (с преобладанием «пушечных» свойств). По сравнению с пушкой, пушка-гаубица имеет меньшую длину ствола и большие углы возвышения ствола. По сравнению с гаубицей, у пушки-гаубицы большая дальность стрельбы.

Ствол пушки-гаубицы Д-20 состоит из трубы, казенника, обоймы и дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Лафет пушки-гаубицы Д-20 заимствован от пушки Д-74 различаются только профилем веретена тормоза отката и диаметром передней обоймы.

Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором, заполнен стеолом-М. Накатник гидропневматический, заполнен стеолом-М. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в обойме ствола и откатываются вместе с ним.
Станины сварные, коробчатого типа. Для перекатывания орудия на короткие расстояния имеются подхоботовые катки, торсионное подрессоривание при стрельбе с колес не выключалось. Основные колеса заимствованы с грузового автомобиля ЯАЗ.

Подъемный механизм пушки-гаубицы Д-20 имеет один сектор, обеспечивающий угол вертикальной наводки от -5 до +63 град. Поворотный механизм винтового типа, расположен с левой стороны орудия, угол горизонтального наведения составляет 58 град. Уравновешивающий механизм пневматический, толкающего типа, состоит из двух одинаковых колонок. На нижнем станке закреплен поддон, который в боевом положении являлся опорой системы, колеса при этом вывешиваются.

Прицельные приспособления состояли из механического прицела С-71 с артиллерийской панорамой и прицела прямой наводки ОП-2–97.

Транспортировка 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Модификации и варианты 152-мм пушки-гаубицы Д-20

  • Д-22 (Россия) — Орудие для САУ 2С3 «Акация».
  • Тип 66 (Китай) — лицензионный китайский вариант Д-20.
  • Д-20М «Хитин» (Россия) — модернизированный вариант с автоматическим досылателем, увеличивающим скорострельность до 7-8 выстр./мин. Модификация ориентирована на экспорт.
  • Тип 83 (Китай) — китайский вариант САУ 2С3 «Акация», с орудием Тип 66.
  • A411 (Румыния) — 152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981 копирующая Д-20, но использующая собственные 152-мм боеприпасы, которые (при длине ствола в 20,5 калибров) имеют максимальную дальность в 17,2 км.

Выстрел из 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Буксируемая 152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20

152-миллиметровую пушку-гаубицу Д-20 спроектировали в екатеринбургском ОКБ-9 под руководством Петрова. Серийное производство начали в 55-м г. на заводе № 221 в Волгограде (ныне ФГУП «Баррикады»).

Буксируемая гаубица Д-20 имеет ствол, длинна которого составляет около 26 калибров, состоящий из трубы-моноблока, казённика, муфты и двухкамерного дульного тормоза. Затвор клиновой, вертикальный с механический полуавтоматикой. Поворотным и подъёмным механизмом обеспечивают углы вертикального обстрела -5;+45 градусов, угол горизонтального обстрела – 58 градусов.

Для стрельбы из Д-20 используют те же выстрелы, что и для 152-миллиметровой гаубицы Д-1. Возможно ведение огня тактическим ядерными боеприпасами и управляемыми снарядами «Краснополь».

ОАО «Мотовилихинские заводы» в 2003 году освоило и осуществляет до настоящего времени капитальный ремонт гаубицы Д-20, а также производство ее деталей и командных узлов. В процессе капремонта конструкторы ОАО «Мотовилихинские заводы» произвели и защитили огневыми испытаниями модернизацию Д-20, которая повышает эксплуатационные характеристики домкратов и надежность работы механизмов систем затворной группы.

152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 является еще одним примером старой советской традиции объединять компоненты имеющихся арт. систем, получая новые. В этом случае новый 152-миллиметровый ствол устанавливался на лафет полевой 122-миллиметровой пушки Д-74. Данная 152-миллиметровая гаубица была разработана после окончания ВОВ (1941–1945 гг.), но промышленное производство пушки-гаубицы началось лишь в начале 1950-х гг., и впервые орудие показали в 55-м г.

Основа Д-20 аналогична ранней модели 152-миллиметровой гаубицы Д-1, однако у нее другое расположение противооткатных амортизаторов, а вес лафета Д-74 таков, что для перемещения пушки-гаубицы на передке станин требуются дополнительные колесики. Форма щита также другая.

Однако основное отличие Д-20 от Д-1 заключается в выборе боеприпасов. При стрельбе из Д-20 может использоваться большинство типов боеприпасов гаубицы Д-1, однако у нее имеется собственное семейство боеприпасов. Пушка Д-20 стала первой советской артсистемой, способной стрелять тактическими ядерными боеприпасами. Кроме этого имелся большой выбор боеприпасов с химическим зарядом, которые сегодня сняты с вооружения.

Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности дала возможность увеличить максимальную дальность до 17410 метров, а использование активно-реактивного снаряда позволяет уничтожать цели на дальности до 24 тыс. метров. К последним нововведениям относится использование противотанкового снаряда массой 50 кг с наведением по лазерному лучу «Краснополь».

Читать еще:  Семеновский полк, в ч 75384, где находится отдельная московская учебная стрелковая часть, присяга и служба, красные чулки

Бронепробиваемость бронебойно-трассирующего тупоголового снаряда БР-540Б (специальный заряд, начальная скорость 600 м/с, взрыватель ДБР, дальность прямого выстрела при высоте цели 2,7 метров – 860 метров).

Толщина пробиваемой брони при угле встречи 90 градусов на дальности 500 метров – 130 мм, 1000 м – 120 мм, 1500 м – 115 мм, 2000 м – 105 мм.
Толщина пробиваемой брони при угле встречи 30 градусов на дальности 500 метров – 105 мм, 1000 м – 100 мм, 1500 м – 95 мм, 2000 м – 85 мм.

155 миллиметровый ствол, который установлен на самоходной гаубице 2С5 – модифицированный ствол Д-20. Бывшая Югославия экспортировала модификацию Д-20 имеющую ствол длиной 39 калибров, которая была принята на вооружение армией Югославии – состояние дел на сегодняшний день неизвестно. На вооружении румынской армии стоит буксируемая гаубица, разработанная в Румынии и известная как Модель М1985. В ее конструкции просматриваются некоторые черты пушки-гаубицы Д-20. Китайская модификация выпускалась под обозначением 152-миллиметровая Тип 66.

Тактико-технические данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Первый опытный образец — конец 1940-х годов;
Серийное производство начато в 54-м или 55-м году;
Состоит на вооружении: Алжир, Афганистан, Венгрия, Египет, Индия, Китай, Никарагуа, Страны СНГ, Эфиопия и др.;
Боевой расчет – 10 чел.;
Полная боевая масса – 5650 кг;
Длина ствола – 8690 мм;
Общая длина в походном положении – 75580 мм;
Ширина в походном положении – 2320 мм;
Максимальная дальность огня 17410 м;
Максимальная дальность огня АРС – 24 тыс. м;
Начальная скорость снаряда – 655 м/с;
Масса снаряда ОФС – 43,51 кг;
Максимальный угол возвышения/ склонения +63/-5 градусов;
Угол горизонтального наведения – 58 градусов.

Тактико-технические характеристики 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Баллистические данные:
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда:
— полный заряд – 655 м/с;
— уменьшенный заряд – 511 м/с;
Начальная скорость бронебойно-трассирующсго снаряда – 600 м/с;
Начальная скорость кумулятивного снаряда – 680 м/с;
Наибольшая дальность огня – 17410 м;
Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/смЗ;
Масса осколочно-фугасного снаряда – 43,56 кг;
Масса бронебойно-трассирующего снаряда – 48,96 кг;
Масса бронебойно-трассирующего остроголового снаряда – 48,78 кг;
Масса кумулятивного снаряда – 27,439 кг.

Конструктивные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Калибр – 152 мм;
Длина ствола включая дульный тормоз – 5195 мм;
Длина нарезной части – 3467 мм;
Число нарезов — 48;
Ширина нарезов – 6,97 мм;
Крутизна нарезов – 25 клб.;
Глубина нарезов – 3 мм;
Ширина поля – 3 мм;
Длина зарядной каморы от начала нарезов до казенного среза трубы – 772,9 мм;
Наибольший угол склонения — —5°;
Наибольший угол возвышения — 45°;
Горизонтальный обстрел — 58°;
Количество стеола в накатнике — 13,4 литров;
Количество стеола в тормозе отката — 14,7 литров;
Начальное давление в накатнике – 6З кгс/см2;
Предельная длина отката — 950 мм;
Нормальная длина отката — 910 +20/-120 мм;
Давление в уравновешивающем механизме (угол возвышения 45°) – 62 кгс/см2;
Давление в пневмошинах – 5,6 кгс/см2.

Габаритные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Параметры орудия в походном положении:
— Длина – 8690 мм;
-Ширина – 2317 мм;
— Высота – 2520 мм;
Параметры орудия в боевом положении при угле возвышения ствола 0°:
— Высота – 1925 мм;
— Длина – 8100 мм;
— Высота линии огня — 1220 мм;
— Клиренс – 380 мм;
— Ширина колеи — 2000 мм;
— Диаметр колес — 1167 мм;
— Ширина шины колес – 337 мм;
Расстояние от центра тяжести орудия до оси колес при закреплении по-походному – 182 мм;
Масса:
— орудия в походном положении – 5700 кг;
— орудия в боевом положении – 5650 кг;
— затвора – 96 кг;
— ствола с затвором – 2556 кг;
— откатных частей – 2720 кг;
— качающейся части — 3086 кг;
— люльки – 280 кг;
— тормоза отката без ствола – 85,4 кг;
— тормоза отката со стволом – 101,6 кг;
— накатника без ствола – 88,6 кг;
— накатника со стволом – 103,3 кг;
— верхнего станка — 208 кг;
— уравновешивающего механизма — 58 кг.

Эксплуатационные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:
Время перевода между походным и боевым положениями и обратно – от 2 до 2,5 минут;
Прицельная скорострельность – около 6 выстрелов в минуту;
Скорость перевозки:
— по бездорожью – 15 км/ч;
— по булыжной дороге – 30 км/ч;
— по хорошим дорогам – 60 км/ч.

152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 (52-П-546)

152-миллиметровую пушку-гаубицу Д-20 спроектировали в екатеринбургском ОКБ-9 под руководством Петрова. Серийное производство начали в 55-м г. на заводе № 221 в Волгограде (ныне ФГУП “Баррикады”).

Гаубица Д-20 имеет ствол, длинна которого составляет около 26 калибров, состоящий из трубы-моноблока, казённика, муфты и двухкамерного дульного тормоза. Затвор клиновой, вертикальный с механический полуавтоматикой. Поворотным и подъёмным механизмом обеспечивают углы вертикального обстрела -5;+45 градусов, угол горизонтального обстрела – 58 градусов.

Для стрельбы из Д-20 используют те же выстрелы, что и для 152-миллиметровой гаубицы Д-1. Возможно ведение огня тактическим ядерными боеприпасами и управляемыми снарядами “Краснополь”.

ОАО “Мотовилихинские заводы” в 2003 году освоило и осуществляет до настоящего времени капитальный ремонт гаубицы Д-20, а также производство ее деталей и командных узлов. В процессе капремонта конструкторы ОАО “Мотовилихинские заводы” произвели и защитили огневыми испытаниями модернизацию Д-20, которая повышает эксплуатационные характеристики домкратов и надежность работы механизмов систем затворной группы.

152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 является еще одним примером старой советской традиции объединять компоненты имеющихся арт. систем, получая новые. В этом случае новый 152-миллиметровый ствол устанавливался на лафет полевой 122-миллиметровой пушки Д-74. Данная 152-миллиметровая гаубица была разработана после окончания ВОВ (1941–1945 гг.), но промышленное производство пушки-гаубицы началось лишь в начале 1950-х гг., и впервые орудие показали в 55-м г.

Основа Д-20 аналогична ранней модели 152-миллиметровой гаубицы Д-1, однако у нее другое расположение противооткатных амортизаторов, а вес лафета Д-74 таков, что для перемещения пушки-гаубицы на передке станин требуются дополнительные колесики. Форма щита также другая.

Однако основное отличие Д-20 от Д-1 заключается в выборе боеприпасов. При стрельбе из Д-20 может использоваться большинство типов боеприпасов гаубицы Д-1, однако у нее имеется собственное семейство боеприпасов. Пушка Д-20 стала первой советской артсистемой, способной стрелять тактическими ядерными боеприпасами. Кроме этого имелся большой выбор боеприпасов с химическим зарядом, которые сегодня сняты с вооружения. Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности дала возможность увеличить максимальную дальность до 17410 метров, а использование активно-реактивного снаряда позволяет уничтожать цели на дальности до 24 тыс. метров. К последним нововведениям относится использование противотанкового снаряда массой 50 килограмм с наведением по лазерному лучу «Краснополь».

Читать еще:  Бертран Рассел. Ученый в борьбе против ядерной угрозы. Часть 1

Бронепробиваемость бронебойно-трассирующего тупоголового снаряда БР-540Б (специальный заряд, начальная скорость 600 метров в секунду, взрыватель ДБР, дальность прямого выстрела при высоте цели 2,7 метров – 860 метров).
Толщина пробиваемой брони при угле встречи 90 градусов на дальности 500 метров – 130 мм, 1000 м – 120 мм, 1500 м – 115 мм, 2000 м – 105 мм.
Толщина пробиваемой брони при угле встречи 30 градусов на дальности 500 метров – 105 мм, 1000 м – 100 мм, 1500 м – 95 мм, 2000 м – 85 мм.

155 миллиметровый ствол, который установлен на самоходной гаубице 2С5 – модифицированный ствол Д-20. Бывшая Югославия экспортировала модификацию Д-20 имеющую ствол длиной 39 калибров, которая была принята на вооружение армией Югославии – состояние дел на сегодняшний день неизвестно. На вооружении румынской армии стоит буксируемая гаубица, разработанная в Румынии и известная как Модель М1985. В ее конструкции просматриваются некоторые черты пушки-гаубицы Д-20. Китайская модификация выпускалась под обозначением 152-миллиметровая Тип 66.

Тактико-технические данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:
Первый опытный образец – конец 1940-х годов;
Серийное производство начато в 54-м или 55-м году;
Состоит на вооружении: Алжир, Афганистан, Венгрия, Египет, Индия, Китай, Никарагуа, Страны СНГ, Эфиопия и др.;
Боевой расчет – 10 чел.;
Полная боевая масса – 5650 кг;
Длина ствола – 8690 мм;
Общая длина в походном положении – 75580 мм;
Ширина в походном положении – 2320 мм;
Максимальная дальность огня 17410 м;
Максимальная дальность огня АРС – 24 тыс. м;
Начальная скорость снаряда – 655 м/с;
Масса снаряда ОФС – 43,51 кг;
Максимальный угол возвышения/ склонения +63/-5 градусов;
Угол горизонтального наведения – 58 градусов.

Тактико-технические характеристики 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:
Баллистические данные:
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда:
– полный заряд – 655 м/с;
– уменьшенный заряд – 511 м/с;
Начальная скорость бронебойно-трассирующсго снаряда – 600 м/с;
Начальная скорость кумулятивного снаряда – 680 м/с;
Наибольшая дальность огня – 17410 м;
Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/смЗ;
Масса осколочно-фугасного снаряда – 43,56 кг;
Масса бронебойно-трассирующего снаряда – 48,96 кг;
Масса бронебойно-трассирующего остроголового снаряда – 48,78 кг;
Масса кумулятивного снаряда – 27,439 кг.

Конструктивные данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:
Калибр – 152 миллиметра;
Длина ствола включая дульный тормоз – 5195 миллиметров;
Длина нарезной части – 3467 миллиметров;
Число нарезов – 48;
Ширина нарезов – 6,97 миллиметров;
Крутизна нарезов – 25 клб.;
Глубина нарезов – 3 миллиметра;
Ширина поля – 3 миллиметра;
Длина зарядной каморы от начала нарезов до казенного среза трубы – 772,9 миллиметра;
Наибольший угол склонения – —5°;
Наибольший угол возвышения – 45°;
Горизонтальный обстрел – 58°;
Количество стеола в накатнике – 13,4 литров;
Количество стеола в тормозе отката – 14,7 литров;
Начальное давление в накатнике – 6З кгс/см2;
Предельная длина отката – 950 миллиметров;
Нормальная длина отката – 910 +20/-120 миллиметров;
Давление в уравновешивающем механизме (угол возвышения 45°) – 62 кгс/см2;
Давление в пневмошинах – 5,6 кгс/см2.

Габаритные данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:
Параметры орудия в походном положении:
Длина – 8690 миллиметров;
Ширина – 2317 миллиметров;
Высота – 2520 миллиметров;
Параметры орудия в боевом положении при угле возвышения ствола 0°:
Высота – 1925 миллиметров;
Длина – 8100 миллиметров;
Высота линии огня – 1220 миллиметров;
Клиренс – 380 миллиметров;
Ширина колеи – 2000 миллиметров;
Диаметр колес – 1167 миллиметров;
Ширина шины колес – 337 миллиметров;
Расстояние от центра тяжести орудия до оси колес при закреплении по-походному – 182 мм;
Масса:
– орудия в походном положении – 5700 кг;
– орудия в боевом положении – 5650 кг;
– затвора – 96 кг;
– ствола с затвором – 2556 кг;
– откатных частей – 2720 кг;
– качающейся части – 3086 кг;
– люльки – 280 кг;
– тормоза отката без ствола – 85,4 кг;
– тормоза отката со стволом – 101,6 кг;
– накатника без ствола – 88,6 кг;
– накатника со стволом – 103,3 кг;
– верхнего станка – 208 кг;
– уравновешивающего механизма – 58 кг.

Эксплуатационные данные 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20:
Время перевода между походным и боевым положениями и обратно – от 2 до 2,5 минут;
Прицельная скорострельность – около 6 выстрелов в минуту;
Скорость перевозки:
– по бездорожью – 15 км/ч;
– по булыжной дороге – 30 км/ч;
– по хорошим дорогам – 60 км/ч.

Гаубица Д-20

В послевоенные годы командование вооруженных сил обеспокоилось проблемой устаревания многих видов вооружений, в том числе и артиллерии. Разработки новых систем велись с учетом максимальной унификации разнокалиберного оружия.

Одним из таких образцов стала 152 мм гаубица Д-20, вставшая на боевое дежурство в 1955 году. При этом конструкторам удалось обеспечить преемственность боеприпасов, которые применялись на Д-1. Подобный шаг позволил ускорить принятие на вооружение орудия. В дальнейшем для гаубицы стали использоваться оригинальные снаряды, оснащенные лазерными системами наведения или ядерной боевой частью.

История создания

Разработка новой гаубицы калибра 152 мм началась сразу после окончания войны. Конструкторские работы вело свердловское ОКБ-9, орудие создавалось в комплексе со 122 мм пушкой Д-74. Обе артиллерийские системы предназначались для замены орудий, созданных еще в 30-е годы. Отличительной особенностью орудий стала унификация конструкции, что позволило упростить ремонт и обслуживание техники в действующей армии.

Дополнительным плюсом стала возможность расширения возможностей корпусной артиллерии, а для разнокалиберных пушек требовались одинаково обученные расчеты. Одновременно в Перми было разработано опытное орудие М-47 (шедшее в комплекте со 130 мм пушкой М-46). Но серийный выпуск пушки продолжался недолго, в армию попало всего 126 экземпляров 152 мм пушки М-47.

На начальном этапе проектирования, которое велось под руководством Ф.Ф. Петрова, гаубица несла обозначение Д-72. Первый прототип был готов в 1950 году и использовал лафет, полностью идентичный примененному на пушке Д-74 (дебютировавшей несколько раньше). Но военные несколько переформулировали задание, что перевело систему в разряд гаубиц-пушек. Из-за этого индекс сменился на Д-20, по системе ГРАУ орудие получило обозначение 52-П-546.

Серийный выпуск развернулся спустя несколько лет, но уже в 1955 году о существовании гаубицы стало известно странам блока НАТО, где система получила кодовое обозначение М1955.

Читать еще:  ИЛ 62: описание и технические характеристики, особенности кабины и салона, экипаж и скорость полета, двигатель и катастрофы при посадке

Массовые поставки орудий в Советскую Армию начались только в 1956 году.

В боекомплект гаубицы-пушки Д-20 были введены химические снаряды и 152 мм боеприпасы с ядерной боеголовкой. Для ускорения темпа ведения огня в конструкции орудия применили вертикальный клиновой затвор с полуавтоматическим принципом действия. Позднее была создана модификация с досылателем снаряда, срабатывавшим полностью автоматически. Пиковая скорострельность достигла 8 выстрелов в минуту. Улучшенная гаубица получила обозначение Д-20М «Хитин».

В 1967 году стартовала разработка мобильной версии гаубицы, получившей впоследствии обозначение 2С3 «Акация». Самоходная установка оборудована орудием 2А33, созданным на базе Д-20 и использующим аналогичные боеприпасы.

Особенности конструкции

Ствол гаубицы Д-20 собран из трубы, на которой закреплен дульный тормоз и казенник с обоймой. Клиновой затвор копирного типа оснащен механическим фиксатором, в конструкции имеется ударный механизм, разбивающий капсюль перед выстрелом. Стреляная гильза автоматически выбрасывается наружу отдельным механизмом, удерживающим клин затвора в нижнем положении.

В конструкции затвора имеется предохранитель, не допускающий выстрела при частично запертой каморе. После подачи следующего снаряда, затвор автоматически закрывается и гаубица готова к производству следующего выстрела.

На Д-20 применена литая люлька, состоящая из половин, соединенных сваркой.

К люльке крепятся штоки противооткатных устройств, элементы подъемного механизма кронштейны для прицелов и копирного элемента. Левая часть люльки оснащена защитным экраном, предотвращающим травмирование расчета при откате ствола.

Корпус ограждения предназначен для установки спускового механизма и рычага повторного взвода ударника. Также имеются измеритель длины отката и контрольные таблицы для проверки уровня жидкости в накатном приспособлении.

Гаубица Д-20 оснащена гидравлическим тормозом отката, в котором расположен дополнительный пружинный компенсатор. Полость заполняется жидкостью «стеол-М» в объеме 14,7 л. Гидропневматический накатник также заправлен «стеол-М» и сжатым азотом (допускается применение атмосферного воздуха). Вместимость резервуара составляет 13,4 л жидкости, газ находится под давлением 62 кгс/см². Цилиндрические корпуса тормоза и накатника жестко соединены со стволом, при откате перемещаются совместно с ним.

Станок 152 мм гаубицы Д-20 состоит из верхней и нижней частей. Верхняя секция предназначена для размещения уравновешивающего и подъемного механизмов. Узел крепится на цапфах, выполненных на нижней части. Изменение угла наклона ствола производится вручную при помощи механизма с червячными и коническими парами шестерен. Уравновешивающий механизм состоит из 2-х элементов, заполненных сжатым воздухом с добавлением жидкости «стеол-М» и графита.

Нижний станок Д-20 служит для крепления колес ходовой части, станин и верхней секции. В основании есть гидравлический домкрат, используемый для перевода орудия в боевое положение и обратно. Станины имеют отверстия, в которые забиваются стержни, необходимые для фиксации орудия при стрельбе с мягкого грунта. Дополнительно использованы откидные сошники. Ходовая часть включает в себя 2 колеса, идентичных применявшимся на грузовиках ЯАЗ/МАЗ-200.

На ранних гаубицах использовались шины ГК 12.00*20, заполненные губчатым материалом.

Позднее стали устанавливаться штампованно-сварные диски 8,5В-20 с пневматическими покрышками ИЯВ-12Б, имевшими размерность 320-508. Внутри ступиц барабанные тормоза, работающие от пневматического или ручного привода. Торсионная подвеска при ведении огня из Д-20 не отключается.

Для защиты расчета от пуль и мелких осколков используется стальной щит, состоящий из 2 секций. Дополнительно установлен подвижный элемент, перемещающийся вместе с люлькой. На нижнем станке установлен дополнительный откидной щиток.

В боекомплект гаубицы Д-20 входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 весом 43,56 кг. Для поражения бронированной техники используются снаряды БР-540Б (с наконечником) и БР-540 (остроголовые). Снаряды имеют вес 48,96 и 48,78 кг соответственно. Для обучения расчета применялся практический снаряд ПБР-540, оснащенный донным трассером.

Позднее в боекомплект ввели снаряды с химическим отравляющим веществом, а также снаряд 3ВБ3, оснащенный ядерной боевой частью. Для борьбы с бронетехникой стали применяться управляемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь-М», укомплектованные лазерной головкой наведения.

Все боеприпасы упаковываются по 1 штуке в деревянные ящики. Метательный заряд располагается в цельнотянутых гильзах, изготовленных из латуни или стального тонкостенного листа. Воспламенение порохового заряда производится капсюльной втулкой, установленной в донце гильзы.

Нацеливание выполняется при помощи прицела панорамного типа и дополнительного устройства прямой наводки.

Прицелы размещены на общей раме, находящейся на левой стороне люльки. Оба прицела находятся на гаубице постоянно, допускается снятие артиллерийской панорамы. Для обеспечения работы в ночное время применяется прибор подсветки «Луч-С71М».

Применение

По мере насыщения Советской Армии новым типом орудия, начались поставки Д-20 в арабские страны. Для перевозки использовались легкие гусеничные артиллерийские тягачи АТ-Л или бортовые автомобили УРАЛ-375Д или 4320. Конструкция ходовой части позволяет вести транспортировку по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 60 км/ч.

Первым крупным боестолкновением, в котором приняла участие гаубица, стала Шестидневная война. Позднее артиллерийская установка применялась в войне Судного дня. В 1969 году произошел конфликт между СССР и Китаем в районе острова Даманский. В ходе боевых действий были опробованы советские орудия. Позднее Д-20 применяли в Афганистане, часть поставленных Ираку орудий использовалась в ходе войны с Кувейтом. Позднее сохранившиеся гаубицы повоевали в ходе гражданской войны на территории Ирака.

Также отмечены случаи использования Д-20 в ходе локальных конфликтов, возникавших между республиками бывшего СССР. После начала конфликта на востоке Украины гаубицы Д-20 стали использоваться против вооруженных формирований ДНР и ЛНР. Часть орудий была захвачена повстанцами у официального Киева в ходе летних боев в 2014 году.

По состоянию на 2017 году гаубица Д-20 продолжает оставаться на вооружении армий нескольких десятков государств. Наиболее крупный парк имеется в Китае, но он состоит из локализованной версии Typ 66. Китайские гаубицы также поставлялись на экспорт, в частности, ими была вооружена армия Албании. Еще одной вариацией на тему Д-20 стала румынская гаубица А411, принятая на вооружение в 1981 году.

Конструкция орудия предусматривает применение оригинальных боеприпасов с уменьшенной дальностью стрельбы.

Также лафет от Д-20 использовался румынами при создании гаубицы А425, разработанную на основе китайской продукции.

В российской армии орудие сняли с вооружения в 2015 году, но значительное количество стволов продолжает храниться на базах в законсервированном состоянии. Часть списанных гаубиц передали в экспозиции музеев, расположенных в Верхней Пышме, Санкт-Петербурге и Чебоксарах.

Характеристики и аналоги

На момент своего появления, гаубица Д-20 являлась уникальным типом орудия, не имевшим аналогов в мире. В армии США долгое время оставалось орудие М114, разработанное еще на стыке 30-40-х годов. Постепенное введение в строй сопоставимых по калибру и характеристикам орудий началось в странах НАТО только в середине 70-х годов.

В 1979 году на вооружение армии США принимается М198, которое будет использоваться вплоть до начала 2000-х годов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]