85 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

КамАЗ 53501 – военный грузовой автомобиль, ТТХ, объем двигателя, грузоподъемность, бак, горючее, панель приборов и щиток

КамАЗ-53501 – универсальный большегрузный автомобиль для армии и не только

В настоящее время КамАЗ является российским лидером по производству и выпуску крупнотоннажных грузовых автомобилей и главным поставщиком военных грузовиков повышенной проходимости и грузоподъёмности не только для российской армии, но для многих армий СНГ.

Главной моделью, предназначенной как для военных, так и для гражданских нужд является КамАЗ-53501. В армии России этот автомобиль используется не только для перевозки личного состава и различных грузов, но и как платформа для установки специального оборудования и крановых конструкций.

История появления КамАЗ-53501

Разработка специальных грузовиков для нужд армии на базе КамАЗ началась ещё в Советском союзе. 24 июня 1987 года вышло правительственное постановление, которое и послужило началом разработок грузовых автомобилей повышенной проходимости семейства «Мустанг» на заводе «КамАЗ».

Так как военные ЗИЛы и КРАЗы уже давно требовали замены на более экономичные и грузоподъёмные автомобили оснащённые дизельным двигателем, Министерство обороны СССР дало задание на разработку новых грузовиков для нужд армии. Согласно заданию, завод «КамАЗ» должен был разработать целое семейство унифицированных грузовиков, которые отличались бы следующими техническими характеристиками:

  • Унификация всех автомобилей семейства должна была составлять не менее 80 %;
  • Грузовики должны были перевозить грузы 4,6 и 10 тонн (различные модели по разному);
  • Масса буксируемого прицепа должна была быть до 12 тонн;
  • Грузовики должны были обладать отличной проходимостью по дорогам с различным типом покрытия и по бездорожью;
  • Грузовики должны были работать в условиях экстремальных температур и на горных перевалах с высотой более 4 600 метров.

Платформа грузовиков нового семейства должна быть предназначена для установки широкого спектра различного военного оборудования, а также для установки на неё различных специальных военных надстроек.

Первые прототипы новых моделей КамАЗ появились уже в начале 90-х годов. В 1995 году Камский автозавод представил опытную партию грузовиков, в которой было представлено 3 модели с различной колёсной формулой:

ТТХ моделей семейства «Мустанг» полностью соответствовали заданию Министерства обороны. Мощный дизельный двигатель, в отличие от двигателя ЗИЛ-131, у которого расход бензина в среднем составлял 50 литров на 100 км, очень экономно расходовал горючее.

Технические характеристики КамАЗ-53501

Военная модель грузовика повышенной проходимости КамАЗ-53501 была разработана на базе КамАЗ-5350, который отлично зарекомендовал себя. Модель начала серийно выпускаться с 2003 года. Новый экземпляр получил более длинную базу, так как военные неоднократно жаловались, что базы КамАЗ-5350 недостаточно для перевозки контейнеров. Теперь длина базы грузовика стала 3 690 мм, вместо 3 340 мм. Грузовая платформа получила специальные крепления-фитинги, которые предназначаются именно для перевозки контейнеров.

Основные ТТХ КамАЗ-53501 следующие:

  • Длина военного автомобиля составляет 8 600мм, из них 5 300 мм приходится на базу;
  • Снаряженная масса автомобиля составляет 16 180 кг;
  • Полная масса – 20 750 кг;
  • Грузовик имеет колёсную формулу 6х6 и односкатные шины;
  • Способен преодолевать водные преграды глубиной до 1,75 метров и препятствия высотой до 0,6 метров.

Вездеходные качества нового транспорта ничем не уступают, а даже превосходят характеристики военных грузовиков прошлых лет, благодаря установке более мощного дизельного двигателя.

Военные КамАЗы серии 53501 способны перевозить грузы до 10 тонн. Эксплуатация может проходить даже в условиях Крайнего Севера, таккак они легко заводятся при температуре до минус 45 градусов.

Краткие характеристики двигателя, трансмиссии и кабины

Увеличить грузоподъёмность военного грузовика помог новый двигатель КамАЗ-740.30-260 (Евро-2). Характеристики данного дизельного двигателя следующие:

  • Это V-образная восьмёрка, с верхним расположением клапанов;
  • Объём двигателя составляет 10,85 литра;
  • Мощность двигателя – 260 л/с. Добиться такой мощности и тяги удалось в связи с установкой турбины;
  • Крутящий момент двигателя – 1200-1400 оборотов;
  • Максимальная скорость грузовика – 95 км/ч.

Расход топлива на КамАЗ-53501 достаточно небольшой для его массы. Его средний показатель составляет 28,5 литров на 100 км. Запас топлива составляет 170 литров в основном и 125 в дополнительном баке.

  • Сухим однодисковым сцеплением;
  • Механической коробкой передач КамАЗ-154, имеющей 10 скоростей и передний делитель;
  • Двухступенчатой раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом.

Передний привод у автомобиля постоянный и не имеет возможности отключения.

На панели приборов водитель может видеть всю информацию, касающуюся всей информационно-управляющей системы. Также на панели отображается техническое состояние автомобиля и выводится информация о поломках.

Бронированная версия грузовика

Кабина бронированного военного грузовика существенно отличается от других модификаций. Она оснащена надёжной бронезащитой 6-го класса. Все стёкла в кабине имеют мощные металлические рамки, которые для надёжности закреплены болтами прямо на корпусе кабины грузовика. Кабина рассчитана на 3-х человек и имеет качественную термо- и шумоизоляцию. В ней предусмотрен специальный щиток для крепления личного стрелкового оружия экипажа. Пол кабины дополнительно защищён специальными панелями.

Военная модификация имеет специальный бронированный модуль для перевозки личного состава, который так же, как и кабина, имеет 6 класс защиты. Самая популярная военная бронированная версия называется «Медведь». Внутри модуля имеются рядные сиденья, расположенные вдоль боковых стен. В стенах имеются бойницы для ведения огня. Для экстренной эвакуации на крыше модуля предусмотрены люки.

Модуль для личного состава имеет свои независимые от водительской кабины системы обогрева и кондиционирования воздуха. Для связи с водителем предусмотрено стационарное переговорное устройство.

Другие модификации на базе КамАЗ-53501

В 2007 году на вооружение после 2-х лет испытаний была принята система «Мультилифт». Данная система годится не только для перевозки личного состава. Главным её преимуществом является возможность транспортировки крупногабаритных военных контейнеров. В данных контейнерах может перевозиться как военная техника, так и широкий спектр сыпучих грузов.

Имеется модификация с установленным на его базе самопогрузчиком. Данная модификация называется ЛДС-7927. Грузовик с лёгкостью перевозит контейнеры и буксирует тяжёлые прицепы в условиях отсутствия дорог.

Имеется интересная модель с установленной на её базе экскаваторной установкой. Конечно, для серьёзного капитального строительства данная машина не слишком подходит, но решать военные задачи, связанные с копанием незначительных траншей и котлованов, данный аппарат вполне способен. Укороченное шасси КамАЗа получило экскаваторную установку производства ивановского завода. Для того, чтобы свести проблемы с пуском и работой оборудования, экскаваторная установка получила экономичный немецкий двигатель «Deutz». Данный дизельный двигатель использует всего 12 литров топлива за час работы.

Крановая установка на базе КамАЗ-53501 и её особенности

Хотя крановые установки производятся на различных шасси грузовых марок автомобилей, для военной машины, оснащённой подъёмным краном, нужна база, отвечающая следующим требованиям:

  • Высокая внедорожная проходимость модели, на которую будет установлена крановая установка;
  • Надёжность самой автомашины и способность работать в самых тяжёлых условиях;
  • Надёжность самой крановой установки.

В качестве шасси для установки крана, был выбран КамАЗ-53501, который получил крановую установку Клинцовского автокранового завода. Конструкция данной специальной машины такова, что автокран может работать без опорного оборудования. Добиться этого удалось благодаря использованию тяжёлого шасси КамАЗ-53501.

Крановая установка имеет дополнительный тормоз. Данное требование было обязательным, так как военному автокрану часто приходится заниматься погрузкой/выгрузкой взрывчатых веществ. Работа автокрана предполагается с использованием 2-х человек, водителя и оператора крана. Связь между ними должна осуществляться с помощью специальных переговорных устройств.

Автомобили оснащаются различными вариантами крановых установок. Это зависит от рода войск, для которых предназначается данный специальный автомобиль.

Расконсервация и первый запуск двигателя грузового автомобиля КамАЗ-53501

Новый автомобиль обязательно должен пройти процедуру расконсервации. Для этого следует провести с автомобилем следующие манипуляции:

  1. Снять все пломбы, которые находятся на автомобиле. Они будут на дверях, форточках, ручках, вентиляционных люках и тому подобных деталях, которые имеют свойство открываться;
  2. Все металлические детали автомобиля в обязательном порядке нужно очистить от консервационной смазки. Для смывки нужно использовать специальную жидкость. Удалять консервационную смазку с помощью бензина не рекомендуется;
  3. Удаляется защитная плёнка, которой оклеена приборная панель, стеклянные элементы и все прочие поверхности, которые легко подвержены повреждениям;
  4. В аккумулятор заливается электролит, после чего аккумулятор заряжается до максимума.
Читать еще:  ИЛ 62: описание и технические характеристики, особенности кабины и салона, экипаж и скорость полета, двигатель и катастрофы при посадке

На этом процедура расконсервации заканчивается. Теперь можно приступать к первому запуску автомобиля.

Перед первым запуском двигателя нужно провести ряд следующих манипуляций:

  1. Проверить и подготовить все электрические цепи автомобиля к работе;
  2. Проверить все системы двигателя автомобиля на предмет отсутствия утечек топлива и различных технических жидкостей. В случае с техническими жидкостями, необходимо убедиться в их наличии и соответствии положенному уровню;
  3. Проверить крепления колёс, убедиться в соответствии их давления нормативам;
  4. Проверить состояние и работоспособность рулевой и тормозной систем.

В случае, если проверка состояния основных узлов автомобиля обнаружит серьёзные неисправности, которые нельзя устранить своими силами в короткие сроки (например, долить технические жидкости, затянуть крепления или накачать покрышки), следует отказаться от запуска двигателя и вызвать представителя гарантийного центра для осмотра и устранения неполадок. Неисправный автомобиль эксплуатировать строго запрещено.

Если проверка автомобиля перед запуском прошла успешно, можно запускать двигатель. После первого запуска, мотор должен некоторое время поработать на холостых оборотах. После того, как он прогреется до рабочей температуры, следует совершить пробную поездку на расстояние не более 25 км. Далее, производится процедура обкатки. Первые 1 000 км пробега нежелательно разгонять КамАЗ-53501 до скорости более 50 км/ч.

Руководство по обслуживанию автомобиля включает в себя рекомендации по своевременной замене фильтров и технических жидкостей автомобиля, постоянному предрейсовому визуальному осмотру и так далее. Движение на автомобиле КамАЗ-53501 можно начинать только тогда, когда давление воздуха в тормозной системе достигнет своей рабочей величины. Запрещается отключать аккумулятор автомобиля при работающем двигателе, а также включать раздаточную коробку при вращении вала двигателя. В случае сигнализации датчиков на панели, указывающих на неисправности в какой-либо системе автомобиля, требуется немедленно прекратить движение и выяснить причину.

Автомобиль КамАЗ-53501 является современным, мощным и надёжным примером того, каким должен быть армейский грузовик повышенной проходимости. Множество модификаций позволяют использовать его не только для транспортировки личного состава. Бронированные версии могут успешно участвовать и в боевых операциях.

КамАЗ-53501. Технические характеристики и описание. Видеообзоры

КамАЗ-53501: полноприводный грузовик семейства Мустанг

Производство многоцелевого автомобиля КамАЗ-53501 началось в 2003 году и продолжается до нашего времени. Основное назначение грузовика – перевозка личного состава и армейских грузов. С учетом требований к военной технике, модель получила особо прочную раму и полный привод на шесть колес (колесная формула 6*6). Автомобиль предназначен для работы в разных климатических зонах, по словам очевидцев, двигатель легко запускается в температурных режимах от – 45 до + 45 .

Силовая установка КамАЗ-53501 расположена на передней части рамы, над ним размещена цельнометаллическая, откидная, бескапотная кабина, рассчитанная на водителя и двух пассажиров со спальным местом для отдыха. Большая часть военных грузовиков оборудована бронированной кабиной, с пуленепробиваемыми стеклами и усиленным специальными листами полом. Салон грузовика отличается аскетизмом, однако здесь есть все необходимое для управления автомобилем и контроля над его техническим состоянием. Отметим достаточно эргономичную и информативную панель.

Достаточно часто на платформе КамАЗ-53501 устанавливаются различные дополнительные надстройки: бронированный модуль, для перевозки личного состава, экскаваторная установка, цистерна, различные манипуляторы. Также автомобиль может перевозить крупногабаритные грузы, в том числе контейнеры.

Новый КамАЗ-53501 в самой простой комплектации обойдется покупателю в 3 450 000 рублей. Большим спросом пользуются автомобили, снятые с военной консервации, с пробегом от 5 до 20 тысяч километров. Цена на такие машины стартует с 2,3 миллиона рублей.

Технические характеристики и описание КамАЗ-53501

Габариты и грузоподъемность

  • Длина военного грузовика – 8 600 миллиметров;
  • Ширина – 2 550 мм;
  • Высота – 3 290 мм;
  • Масса снаряженного автомобиля – 10 540 килограмм;
  • Грузоподъемность – 10 тонн;
  • Масса грузовика в составе автопоезда – 29 тонн;
  • Наружный радиус разворота – 11,3 метра
  • Глубина, преодолеваемого брода – 1,75 метров;
  • Максимальная скорость – 100 км/час.

Двигатель и расход топлива

В зависимости от года выпуска и модификации, автомобиль приводится в движение одной из отечественных силовых установок:

КамАЗ 740.30-260. V-образный, восьмицилиндровый турбодизель с верхним расположением клапанов и рабочим объемом 10,85 литра. Номинальная мощность мотора составляет 260 лошадиных сил, его вес — 885 килограмм. Двигатель имеет систему принудительного наддува воздуха с промежуточным его охлаждением. По экологическим параметрам это мотор соответствует стандартам Евро 2.

КамАЗ 740.622-280. Мотор имеет схожую, с предыдущим двигателем конструкцию, но отличается большим рабочим объемом (11,76 литров) и большей мощностью (280 л.с). Также следует упомянуть, что здесь установлена топливная система Common Rail, которая способствует лучшему сгоранию топлива и сокращает его расход. Двигатель соответствует стандартам Евро 4.

КамАЗ-53501 оснащен двумя топливными баками, объемом 170 и 125 литров, на некоторых модификациях устанавливается один бак емкостью 350 литров. Средний сезонный расход (лето-зима) топлива, при движении по дороге с твердым покрытием составляет 28,5 – 32,5 литров.

Трансмиссия, тормоза и электропитание

Сегодня автомобиль оборудуется современной отечественной механической десятиступенчатой коробкой передач КамАЗ-154. В отличие от других КПП, эта короба имеет усиленные синхронизаторы, улучшенное управление мультипликатором и более надежное крепление шестерен. Как и всякий полноприводный автомобиль, КамАЗ-53501 оснащен раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом, передний привод в этом грузовике работает постоянно.

Как и на большинстве грузовиков Камского автозавода, здесь установлено однодисковое сухое диафрагменное сцепление с гидроприводом и гидравлическим пневмоусилителем. Тормоза – барабанные, с пневматическим приводом и диаметром барабанов в 400 миллиметров. Кроме основной тормозной системы автомобиль оборудован резервными и стояночными тормозами.

Электрические системы автомобиля питаются от двух аккумуляторов по 190 А/ч, также здесь установлен 28-вольтовый генератор, мощностью 2 кВт.

Подробные технические и эксплуатационные характеристики вездехода КамАЗ-53501 доступны здесь:

ТТХ КамАЗ-53501 военный: технические характеристики шасси, грузоподъемность

Камский автомобильный завод на сегодня является ведущим изготовителем грузовых автотранспортных средств повышенной грузоподъемности наряду с великолепной способностью преодолевать бездорожье. Каждый год предприятие производит тысячи авто, рассчитанных на эксплуатацию в различных районах России и СНГ.
Широко используется продукция камского автозавода в гражданских целях и в военном деле.
Яркий тому пример – модель 53501, относящаяся к линейке большегрузных автомобилей. Производится эта модификация с 2003 года и за двенадцатилетний период эксплуатации автотранспортные средства данной марки прекрасно зарекомендовали себя в качестве вездеходных автомобилей, адаптированных для многих гражданских и военных целей.

Описание, сфера применения КамАЗ 53501

В российских ВС эта модификация применяется для транспортировки личного состава, грузов военного назначения, артиллерийских установок. Подробнее у всех моделях читайте тут. Также часто на шасси КамАЗ 53501 устанавливаются крановые платформ и всевозможное спецоснащение, такое как:

    Модуль бронированный. Относится к шестому классу защиты личного состава от поражения в результате применения стрелкового оружия, осколочных гранат. Модуль оборудуется двумя рядами сидений, смонтированных вдоль его бортов. Также имеются обзорные окна с пуленепробиваемым стеклом и бойницы для ведения прицельной стрельбы, на крыше расположены люки для экстренной эвакуации личного состава. Предусмотрены независимые от водительской кабины системы кондиционирования и отопления пассажирского отсека, а для связи с шофером имеется переговорное устройство. Официальное наименование модели КамАЗ 53501 с установленным бронированным модулем – «Медведь»(см. тут). См. фото:

  • «Мультилифт». Является средством, способным значительно упростить и ускорить любые погрузочно-разгрузочные операции. Предназначена модификация КамАЗ 53501 с системой «Мультилифт» для транспортировки различных грузов военного назначения – техники, контейнеров, сыпучих веществ и личного состава.
  • Самопогрузчик. Модель КамАЗ с самопогрузчиком, производимая под кодовым наименованием ЛДС-7927, используется для буксировки прицепов и доставки контейнерных грузов в отдаленные районы в условиях бездорожья либо дорого без специального покрытия – грунтовых. Эта модификация отличается увеличенной грузоподъемностью и меньшим расстоянием между задними осями. Также в стандартную комплектацию ЛДС-7927 входит гидроусилитель рулевого управления и тормозная система многоконтурной конструкции, прекрасно зарекомендовавшие себя в экстремальных эксплуатационных условиях.
  • Установка экскаваторная. Монтируется на стандартную модификацию шасси КамАЗ 53501. Функционирует от автономного привода – двигателя внутреннего сгорания производства немецкой компании Deutz. Расход топлива при работе экскаваторной установки составляет 12 л/час.
  • Установка крановая. Основным отличием модели 53501 от гражданских крановых модификаций является возможность эксплуатации без стандартной опорной оснастки и оборудование дополнительной тормозной системой, что позволяет осуществлять экстренные операции по погрузке-разгрузке взрывоопасных грузов. Вылет стрелы крановой установки и показатели грузоподъемности агрегата варьируются в зависимости от нужд различных групп войск. Максимальная длина стрелы составляет 21 метр, минимальный вылет – 1.9 метра.

    Читать еще:  Мощный пневматический

    Крановая платформа способна вращаться на 360 градусов, имеется возможность проводить работы по перемещению грузов перед кабиной водителя. Для этих целей кабина смещается вперед.

    Технические характеристики

    Ттх военного 53501 несколько отличаются от теххарактеристик гражданских модификаций.

    В основе армейской вариации КамАЗ 53501 лежит шасси предшественника – модели 5350. Отличия заключаются в удлиненной на 350 мм базе, предустановленной фитинговой системой закрепления грузов, что дало возможность обезопасить транспортировку крупногабаритных контейнеров.

    Колесная формула агрегата – 6×6 (как и у 43118), то есть, все три моста являются ведущими. Покрышки применяются односкатного типа – 425/25R21. Протяженность несущей рамы – 5.3 метра, а полная габаритная длина авто – 8.6 метра.

    Этот армейский вездеход способен преодолевать водные преграды глубиной вплоть до 1750 миллиметров, возвышения до 600 миллиметров. Температура окружающей среды при эксплуатации автотранспортного средства может опускаться до значения в минус 45 градусов.

    Полная снаряженная масса КамАЗ 53501 составляет 20.75 тонны, а максимальная грузоподъемность достигла показателя в 10000 килограммов.

    Силовой агрегат военного автомобиля КамАЗ используется восьмицилиндровый, четырехтактный, с турбонаддувом. Суммарный объем цилиндров – 10.85 дм3. Предельная развиваемая мощность составляет 260 л.с. при крутящем моменте до 109 Н*м (при частоте вращения вала 1200…1400 оборотов/минуту.

    При эксплуатации в жаркие периоды сохранить работоспособность мотора помогает жидкостный контур охлаждения с принудительным наддувом. Усредненный расход дизтоплива составляет 28.5 л/100 км.

    Сцепление используется сухой модификации, коробка передач – десятискоростная, механического типа. В конструкцию входит и стандартная для большинства моделей грузовиков Камского автозавода двухступенчатая коробка раздачи мощности. Привод на переднюю ось осуществляется постоянно, две задние пары колес подключаются посредством блокировочного дифференциала.

    Цены на армейские вариации автомобилей КамАз ввиду применения дорогостоящих узлов и спецоснастки выше, чем на гражданские модификации. Подробнее о ценах на Камазы читайте тут.

    Так, стоимость крановой модификации военного КамАЗ 53501 варьируется, в зависимости от грузоподъемности, в пределах 4.5…8 млн. руб.

    Техника завода Камаз широко распространена на всей территории России. Одна из самых популярных моделей – тягач КамАЗ 55111 .

    На нашем сайте вы сможете прочитать и про другие тягачи Камаз, такие как 65205.

    Камаз-65116 – новая разработка, отличающаяся от предшественников формой кабины и другими конструктивными изменениями.

    Руководство по эксплуатации

    Для начала необходимо правильно произвести расконсервацию автомобиля. Порядок расконсервации КамАЗ 53501 следующий:

    • Распломбировать все элементы, содержащие заводские пломбы – двери, ручки, вентлюки, форточки и другие.
    • Очистить все металлические детали от заводской консервационной смазки.
    • Удалить защитную оклейку со всех стеклянных элементов, приборной панели, с розеточных гнезд, окончания выхлопной трубы, индикатора уровня масла в системе двигателя и других оклеенных деталей.
    • Залить раствор электролита в АКБ, после чего следует произвести первичную зарядку до максимального значения.

    Теперь можно подготавливать автомобиль к первому запуску. Для этого необходимо:

    • Осуществить проверку целостности электрических цепей, отсутствия утечек всех рабочих жидкостей – топлива, масел, антифриза и соответствия их уровня нормативам.
    • Убедиться в надежности крепления колес и достаточном давлении в покрышках.
    • Проверить состояние гидросистемы, тяглово-сцепного узла, рулевого управления и тормозной системы (рабочей и резервной).
    • Проверить работоспособность электроприборов – световой сигнализации, осветительных, стеклоочистителей.

    В случае выявления неполадок в одной из вышеперечисленных систем эксплуатация автотранспортного средства запрещена, для их устранения следует обратиться к услугам гарантийного сервисного центра. Если же неисправностей не обнаружено, можно приступать к первому запуску силового агрегата.

    После пуска мотор должен некоторое время проработать в холостом режиме для прогрева до рабочих значений температуры, после чего можно осуществить пробный пробег на небольшую дистанцию (20-25 км). Причем следует избегать критических режимов функционирования агрегата, не превышать скорость передвижения в 50 км/час, не допускать движения с нагрузкой более 75% от номинальной вплоть до завершения периода обкатки, ограничивающегося 1000 километрами.

    Руководство по текущей эксплуатации КамАЗ 53501 содержит следующие рекомендации:

    • Для заправки авто применять исключительно сертифицированное дизтопливо, соответствующее ГОСТ 305-82.
    • Применять трансмиссионные жидкости, моторное масло и антифриз марок, которые рекомендует Камский автомобильный завод.
    • Движение КамАЗ 53501 можно начинать только после прекращения светозвуковой индикации, предупреждающей о недостаточной величине давления воздуха в тормозном контуре.
    • Запрещается принудительное отключение АКБ при работающем моторе.
    • Манипуляции с раздаточной коробкой можно осуществлять после полного прекращения вращения вала двигателя.
    • В случае обнаружения свечения индикаторов давления, уровня рабочих жидкостей немедленно остановить авто и выяснить причины неисправности.
    • Своевременно менять фильтрующие элементы – масляный и воздушный.
    • Запрещается блокировка дифференциалов (межосевого и межколесного) при передвижении по твердому покрытию и во время пробуксовки.
    • При длительной стоянке КамАЗ 53501 следует разомкнуть аккумуляторные провода, также не допускать продолжительного нахождения платформы в поднятом состоянии.

    Автомобиль военной модификации КамАЗ 53501 является одним из лучших примеров качественной сверхнадежной армейской техники повышенной проходимости, которую можно использовать и в гражданских целях для решения различных задач в экстремальных условиях. Камаз Каратель – еще один пример техники производства Камаз, используемый для военных целей.

    КамАЗ 5350 – армейский «Мустанг»

    За более чем сорокалетнюю историю существования Камского автомобильного завода в его КБ и цехах были созданы и серийно производились 32 модели автомобилей. А сколько модификаций, удачных и нет, предложили за эти годы инженеры и конструкторы автогигант.

    С момента пуска конвейера КамАЗа с него сошло более двух миллионов грузовиков. Среди них модель 5350, в презентации которой любой справочник подчеркивает: КамАЗ 5350«Мустанг» – автомобиль, созданный в 1998 г. для использования в вооруженных силах, ныне успешно применяется и на «гражданке».

    Историческая справка

    Выполнение заказов двойного назначения (военного и народнохозяйственного) являлось обычной практикой для большинства крупных заводов. Для автомобильных – тем более.

    Особенно это относится к КамАЗу. И вот почему:

    • Все ведущие автомобильные заводы страны появлялись не на пустом месте. ЗИЛ, как первый производитель отечественных грузовиков, начал работать на базе дореволюционного авторемонтного завода АМО – Автомобильного Московского общества.
      Производитель Урал-375, автозавод в Миассе, своим рождением обязан Великой Отечественной войне и частично эвакуированным из Москвы производственным мощностям завода ЗИС (ЗИЛ). А Горьковский автозавод, начинал производство автобусов, легковых и грузовых автомобилей под эгидой компании «Ford».
      КамАЗ, с момента принятия в августе 1969 г. ЦК КПСС решения о его строительстве, был определен как завод по производству грузовиков и двигателей. Для него специально подбирали место, выделяли огромные средства, создавали инфраструктуру. Весь комплекс работ был объявлен стройкой века.
    • Проводя параллель дальше, стоит вспомнить, что если рабочие ЗИЛ первые свои грузовики собирали из запчастей «Фиата» буквально, что называется «на коленке», то при создании Камского завода использовались последние достижения 700 фирм из 19 стран мира. Сотни отечественных заводов обеспечивали его строительство.
    • Такие заслуженные и популярные во всех областях применения автомобили, как ЗИЛ-131, Урал-375, ГАЗ-66 своим появлением, в значительной степени, обязаны военному заказу. Но они создавались в индивидуальном порядке. Что касается КамАЗа, то он и здесь пошел другим путем. В соответствии с решением Правительства СССР от 24 июня 1987 года завод приступил к разработке унифицированных полноприводных автомобилей многоцелевого назначения. Армейский заказ предусматривал создание целого модельного ряда под общим названием «Мустанг».
    Читать еще:  Проект 11356, ТТХ и вооружение фрегатов, новости и головной корабль, сторожевые корабли Адмирал Григорович, Эссен и Макаров

    Первоначально перед конструкторами завода ставилась задача по разработке трех моделей КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-5350 (6х6) и КамАЗ-6350 (8х8), которые отличались числом осей.

    На отдельных моделях предусматривалась платформа для установки вооружения и специального оборудования.

    Общие требования к ним предусматривали:

    • автомобили предназначены для транспортировки военных грузов или перевозки личного состава и буксировки прицепов массой 6-12 тонн по любым дорогам и по пересеченной местности;
    • возможность эксплуатации при температурном режиме -45…+40 градусов, а также в районах, расположенных на высоте до 4000 метров над уровнем моря, с возможностью пересечения перевалов высотой до 4600 метров.

    Непременным условием для создания автомобилей нового семейства было требование высокой степени их унификации (до 85%).

    Другими словами, в новых моделях должны были с максимальной возможностью использоваться единые узлы и агрегаты.

    Модельный ряд семейства «Мустангов»

    Первые три опытные машины разной грузоподъемности (4, 6, 10 т) были собраны в 1990 году и объединены в комплект для испытаний, которые проводились в следующем году. Они были признаны довольно успешными. К сожалению, пожар, произошедший на заводе двигателей КамАЗ в 1993 году, приостановил разработки всех новых моделей, включая и семейство «Мустанг». Новая партия грузовиков для испытаний и презентации была подготовлена только в 1995 году.

    На всех этапах испытаний армейских внедорожников троица «Мустангов», входящих в комплект, участвовала на одинаковых условиях.

    Поэтому, до определенного момента, можно было, остановившись на технических характеристиках КамАЗа-5350, сослаться на них же при описании двух других моделей.

    Но замедленный процесс испытания новых грузовиков не мешал работе конструкторской мысли и проявлению практичности заводчан. За период с 1993 по 28.08.2002 гг. базовые модели претерпели немало изменений. Так у «Мустангов» (кроме 6350) 8-ступенчатую КПП заменили на 10–ступенчатую. Шасси модели 6350 модернизировали для транспортировки цистерны с топливом и для установки кузовов контейнерного типа.

    «Мустанги» 5350 и 6350 получили модернизированные мосты с увеличенной допустимой нагрузкой (с 6 до 8 т) и, соответственно, новые наименования – 53501 и 63501.

    И это далеко не весь перечень нового в семействе «Мустангов». А ввиду того, что все видоизменения отталкиваются от базовой модели, то знакомство с характеристиками, особенностями и руководством по эксплуатации КамАЗ-5350 поможет в изучении армейских грузовиков всего семейства «Мустанг».

    Двигатель

    Все модели семейства «Мустангов» укомплектовываются «родными» двигателями. Восстановленный после пожара завод, в полном объеме обеспечивает своей продукцией и потребности КамАЗа, и запросы других автозаводов.

    В начале 90-х гг. на первые автомобили 5350 были установлены V-образные 8-цилиндровые двигатели КамАЗ-740.13-260.

    К моменту, когда автомобили были приняты на вооружение армии РФ, в их комплектацию входили несколько усовершенствованные силовые установки 740.30-260.

    Основные параметры двигателей схожи – четырехтактный дизель с наддувом при помощи пары турбокомпрессоров, каждый из которых обслуживал свой ряд цилиндров. Мощность мотора 260 л.с., объем цилиндров – 10,85 л. Позднее мощностные параметры двигателя улучшили путем увеличения давления наддува и применения топливной аппаратуры импортного производства.

    В то же время модель 740.30-260 имела некоторые преимущества перед своей предшественницей. Они заключались в уменьшении расхода топлива, в увеличении максимального крутящего момента (с 932 до 1079Нм) при уменьшенной частоте вращения коленчатого вала. По оценкам специалистов и отзывам армейских заказчиков двигатель КамЗА-5350 обеспечивает соблюдение требований технического задания для этих грузовиков.

    Трансмиссия

    Известно, что трансмиссия – это совокупность узлов и агрегатов автомобиля, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Основными составляющими являются сцепление и коробка переключения передач.

    Сцепление – важнейший механизм в управлении автомобилем. На КамАЗе-5350 установлено сцепление модель 142 – соединение однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа – чаще всего применяемое для автомобилей такого класса.

    Для уменьшения усилий на педаль и, соответственно для более комфортной езды, сцепление оснащено пневмогидравлическим усилителем (ПГУ).

    В комплектацию внедорожника входит механическая коробка переключения передач (КПП) модели КамАЗ-154. Это 10-ступенчатый агрегат состоит из основного 5-ступенчатого редуктора и двухступенчатого делителя, который устанавливается перед основной коробкой. Таким образом можно использовать 10 скоростей при движении вперед и 2 – назад.

    Раздаточная коробка распределяет крутящий момент между передним ведущим мостом и двумя задними мостами. Правильное распределение усилий сокращает расход топлива, не допускает разрыва потока мощности двигателя, способствует уменьшению износа шин.

    Подвеска

    Перевозка личного состава – одна из перечня задач, стоящих перед армейскими грузовыми автомобилями – может порой превратиться в многокилометровый марш по не самым хорошим дорогам. Подвеска автомобиля призвана обеспечить более или менее комфортные условия передвижения. Она способствует гашению и смягчению колебаний, вызванных неровностями на трассе.

    Подвеска армейского КамАЗа-5350 сохранила хорошо зарекомендовавшие технические решения, использовавшиеся на серийных автомобилях: зависимая рессорная передняя подвеска и балансирная на полуэллиптических рессорах задняя.

    Тормозные системы

    Данный автомобиль имеет четыре тормозные системы. Они, при наличие общих элементов, при необходимости, могут работать независимо друг от друга:

    • рабочая – классический вариант тормозной системы, которая служит для уменьшения скорости и остановки автомобиля;
    • стояночная, знакомая любому автомобилисту, как ручной тормоз или «ручник»;
    • запасная, которой необходимо воспользоваться для замедления движения и остановки в случае выхода из строя рабочей системы;
    • вспомогательная, главным элементом которой является газодинамический тормозной механизм. Включенный ГДТМ перекрывает подачу топлива и двигатель глохнет.

    Автомобиль оборудован системой аварийной сигнализации и контроля, которая предусматривает звуковое и световое извещение при нарушениях в работе тормозных систем.

    Платформа и варианты оснащения

    Платформа КамАЗа-5350 довольно-таки объемная (длина – 4890 мм, ширина – 2470мм), создавалась с учетом использования ее в различных вариантах. Сейчас на шасси КамАЗ- 5350-3014-42 работают самосвалы, грузовики для контейнерных перевозок, автокраны, цистерны, буровые установки, машины технической помощи (МТП). Шасси отличается установкой 280-сильного дизеля и 9-ступенчатой импортной коробки передач ZF с оригинальным 2-дисковым сцеплением.

    На сегодняшний день на вооружении Российской армии находится более 50000 автомобилей семейства «Мустангов». Было бы странным использовать такие мощные внедорожники только для перевозки личного состава. Да и заказчики, определяя боевые особенности автомобиля, заостряли внимание на важности его применения и в сугубо военных целях, т.е. как шасси для отдельных видов вооружения и спецоборудования.

    На шасси КамАЗ сегодня в армии перемещаются более 350 видов вооружения и техники.Чаще всего это реактивные системы залпового огня, КУНГи, машины технического обслуживания, бронированные модули ММ-501, ММ -502, в которых умещается 14 человек с оружием и снаряжением. Монтаж модуля осуществляется за 30 минут. Он изготовлен из броневых листов из стали 44, оснащен бронестеклами, имеет заднюю распашную дверь и аварийные люки.

    Внутри модуль оборудован скамейками.

    В нем имеется отопитель, вентиляторы и переговорное устройство с водителем. Шасси имеет бронированную кабину на трех человек, защищенный бронелистами двигатель, аккумулятор и топливные баки.

    Кабина

    Кабина внедорожника выпускается в нескольких вариантах. Определяющим здесь является назначение и требования заказчика (для гражданских заказчиков – цвет кабины обычно оранжевый, для военных – защитный). Встречаются кабины со спальным местом и без него, с высокой и низкой крышей, с двумя или тремя креслами. На крыше имеется круглый люк, из которого возможно вести наблюдение и огонь из стрелкового оружия во время боевых действий.

    Также он может использоваться для дополнительного проветривания. На некоторых армейских машинах устанавливаются бронированные кабины. С 2010 года применяется модернизированная кабина, внешне несколько отличающаяся от раннего варианта.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: