2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крейсер Москва, военный корабль Черноморского флота, описание, вооружение и ТТХ, история создания и перспективы сегодня

Содержание

Гордость отечественного флота — нестареющий и легендарный ракетный крейсер «Москва»

Появление в 80-х годах XX века в составе советского Военно-Морского Флота ракетных крейсеров проекта 1164 поставило под сомнение морское владычество ВМС США. Авианосные ударные группировки, созданные военно-морским командованием Соединенных Штатов – детище «политики авианосцев», в один момент оказались уязвимыми и беззащитными перед угрозой со стороны новых советских ударных кораблей. Тактико-технические характеристики, которыми обладает ракетный крейсер «Москва» — один из представителей семейства ракетных крейсеров типа «Атлант» — реальное тому подтверждение.

Место ракетных крейсеров в структуре современного флота

В 70-е годы стало очевидным, что в США сделали ставку на развитие авианосного флота. Показательной во многих отношениях стала война во Вьетнаме, где основной ударной силой являлась морская авиация. Авианосец превратился в удобный и эффективный военно-политический инструмент, способный локально решать тактические задачи. Закладка в США атомного авианосца типа «Нимиц» заставила советское военное руководство искать адекватное ответное средство для достижения паритета на море. Советский Союз не располагал техническими возможностями для создания в кратчайшее время мощного авианосного флота. Было принято решение создать корабли, обладающие мощным ударным вооружением, способные действовать на океанских просторах.

Решение задачи лежало на поверхности. Если в американском флоте основу ударной мощи всегда составляли авианосцы, то в советском ВМФ эта функция будет возложена на ракетные крейсера. Этот класс кораблей уже присутствовал в составе ВМФ Советского Союза. Достаточно вспомнить тяжелые атомные крейсера типа «Киров» проекта 1144. Эти громадные корабли с ядерной силовой установкой строились в качестве противовеса растущей мощи авианосных сил американского флота. Советские атомные ракетные крейсера были самыми крупными и самыми мощными боевыми кораблями, вокруг которых в дальнейшем формировалось основное боевое ядро флота. В первую очередь это касается Северного и Тихоокеанского флотов — флангов, на которых имеется необходимый оперативный простор, присутствует огромная по протяженности береговая линия. Со временем корабль этого класса должен был появиться и на Черном море, где требовалось сдерживать экспансию американцев на Средиземноморском морском театре.

Единственным минусом данного проекта являлась высокая стоимость кораблей. Строить их в больших количествах было тяжелым бременем для советских судостроительных верфей. Требовалось найти компромиссное решение. Нужен был корабль меньших размеров, с обычной силовой установкой, однако по мощности вооружений не уступающий отечественным ТАРК типа «Киров». И главное, стоимость проекта — она должна быть соразмерной потребностям флота и состоянию отечественной экономики.

В высоких кабинетах Главного Морского Штаба и в Министерстве Обороны СССР была даже разработана концепция нового корабля. Это должен был быть крупный боевой корабль, по водоизмещению и типу бортового вооружения относящийся к классу крейсеров. Основное назначение корабля сводилось к следующему:

  • усиление своим присутствием военно-морской группировки отечественного флота в любой точке мирового океана;
  • борьба с ударными соединениями кораблей флотов вероятных противников;
  • сдерживание агрессивных устремлений флота вероятного противника на морских флангах вблизи морских рубежей СССР;
  • несение патрульной службы в районах наиболее вероятного появления крупных соединений флота.

Назначение корабля в точности передает мотивы, которыми руководствовалось советское военно-морское руководство при выработке технического задания, на основе которого разрабатывался и создавался проект 1164. Новые ракетные крейсера должны стать промежуточным звеном между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров», пополнив своим присутствием ударные силы флота.

Строительство ракетных крейсеров в Советском Союзе стало для американцев «холодным душем». Комплекс вооружений, который был установлен на новых советских кораблях, мореходные качества кораблей сделали их настоящей грозой для американского флота. Неслучайно советские ракетные крейсера типа «Атлант» получили на Западе прозвище – «убийцы авианосцев».

На сегодняшний день «атланты» продолжают боевую службу в составе российского флота, считаясь едва ли не самыми мощными боевыми кораблями. На Северном флоте в строю находится ракетный крейсер «Маршал Устинов». Тихоокеанские рубежи страны оберегает однотипный корабль — флагман Тихоокеанского флота крейсер «Варяг». На Черноморском морском театре несет боевую службу гвардейский ракетный крейсер «Москва».

Проектирование и закладка головного корабля проекта 1164

В отличие от атомных ракетных крейсеров, в новом проекте ставка сделана на обычную силовую установку. Газотурбинные двигатели были конструктивно меньше, что соответственно уменьшало технические размеры корабля и его водоизмещение. Небольшое водоизмещение стало основным лейтмотивом, которым руководствовались разработчики проекта. Всю техническую документацию по проекту создавали в Северном проектно-конструкторском бюро. Коллектив этого КБ имел большой опыт проектирования крупных океанских судов, поэтому работы по проекту 1164 двигались быстро и слаженно.

Работы над проектом включали в себя три основных направления:

  • создание корпуса корабля, обладающего высокими мореходными качествами;
  • оснащение корабля газотурбинными двигателями с высоким технологическим ресурсом;
  • создание технической и технологической базы для размещения ударных средств вооружений.

Новый корабль предполагалось оснастить противокорабельным ракетным комплексом П-500 «Базальт», ракеты которого будут способны поражать любые надводные цели на расстоянии до 500 км.

В середине 70-х годов проектные работы по новому кораблю завершились, после чего в 1976 году последовала закладка головного корабля проекта 1164. Местом строительства стал судостроительный завод в Николаеве (Украина). Изделие с заводским номером 2008 получило гордое и легендарное название – «Слава». Это имя корабль носил до 1996 года, когда было принято решение переименовать ракетный крейсер. Головной корабль проект 1164 «Слава» — флагман Черноморского флота РФ, стал гвардейским ракетным крейсером «Москва».

Корабль строился долго. Это объясняется тем, что основное вооружение корабля — ракетный комплекс «Базальт» — не был доведен до конца. Крейсер в течение трех лет стоял у заводской стенки. В 1982 году состоялась приемка корабля Государственной комиссией, после чего его отправили на ходовые испытания. В 1983 году ракетный крейсер был зачислен в состав Черноморского флота, став в один момент самым мощным кораблем на всем Черноморско-Средиземноморском морском театре.

Основные детали и особенности конструкции корабля

Корабль получился отменный. Мощный стремительный корпус длиной 186 метров имел благородные формы и конфигурацию. Водоизмещение крейсера составляло 11380 тонн. От проектных 10 тыс. тонн пришлось отступить, установив на корабль дополнительные дизельные двигатели и генераторы в качестве резервной двигательной установки. При этом скорость корабля соответствовала проектным данным – 32 узла. Запас топлива обеспечивал крейсеру дальность хода в 6000 миль при экономичном 18-ти узловом ходе.

Автономность плавания составляла 30 суток. Жизнь и боевую службу корабля обеспечивал экипаж численностью 510 человек.

Еще на стадии проектирования было принято решение о последующем строительстве 10 кораблей проекта 1164. Однако впоследствии решили остановиться на 6 судах этого класса. Остальные вакансии предполагалось отдать под атомные тяжелые крейсера типа «Орлан». В реальности николаевским корабелам удалось построить и передать флоту только три крейсера.

Читать еще:  Огромный транспортный самолет пролетел сквозь «Петлю Маха»

Четвертый ракетный крейсер проекта 1164 «Украина» так и остался стоять у заводской стенки. Сегодня этот корабль находится на консервации. Существует большая вероятность того, что корпус судна ввиду большого физического и технологического устаревания конструкции будет разобран на металл.

Остальные суда, включая головной корабль серии, продолжают сегодня службу в составе российского ВМФ. Гвардейский ракетный крейсер «Москва» на сегодняшний день остается флагманом Черноморского флота. Его младший собрат, ракетный крейсер «Маршал «Устинов» бороздит холодные воды северных морей. Третий из построенных судов, крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.

Современная ситуация

Несмотря на свой приличный возраст — корабли находятся на службе почти 30 лет, российские ракетные крейсера «Москва», «Маршал Устинов» и «Варяг» продолжают оставаться сильнейшими кораблями отечественного флота. Залогом долголетия является хорошо продуманный конструктив корабля, мощный технологический ресурс, заложенный в конструкцию кораблей. По своей огневой мощи отечественные ракетные крейсера превосходят все зарубежные аналоги. В настоящее время все ракетные крейсера проекта 1164 перевооружены на более новые и совершенные ракетные комплексы П-1000 «Вулкан». Корабли дополнительно оснастили совершенными средством ПВО, установив 8×8 ПУ ЗРК С-300Ф «Форт».

В таком виде ракетные крейсера продолжают нести боевую службу в составе действующих флотов. Ракетный крейсер «Москва» постоянно находится в море. Боевые походы чередуются с плановыми ремонтными мероприятиями. По интенсивности использования ракетный крейсер не имеет равных среди других кораблей российского ВМФ. Только за последнее десятилетие, начиная с 2007 по 2017 год, корабль прошел 35 тыс. морских миль. На данный момент корабль входит в состав оперативного соединения кораблей ВМФ Российской Федерации в Восточном Средиземноморье.

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» – флагман Черноморского флота

Российский гвардейский ракетный крейсер (ГРКР) «Москва» получил прозвище «убийца авианосцев». На сегодняшний день данный корабль является флагманом Черноморского флота России и наиболее мощным его боевым кораблем. Портом приписки крейсера является Севастополь. Корабль был построен на 61-м судостроительном заводе в Николаеве и первоначально получил название «Слава». Крейсер являлся головным кораблем проекта 1164 «Атлант». После списания из состава флота противолодочного крейсера «Москва» проекта 1123, крейсер унаследовал его имя. Основным предназначением ракетного крейсера является уничтожение крупных вражеских кораблей (к примеру, авианосцев), а также прикрытие и оказание огневой поддержки десанта или группы кораблей, осуществление противоздушной обороны. Крейсер был спущен на воду в 1982 году, введен в эксплуатацию в 1983 году.

Данный корабль неоднократно нес службу в Средиземном море, совершал визиты в порты различных государств. В декабре 1989 года корабль осуществил, возможно, самую важную миссию в своей истории – он обеспечивал безопасность отечественной стороны на встрече президента СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем, которая проходила на острове Мальта. В 1990 году корабль вернули на Николаевский завод для проведения модернизации, здесь он простоял 8,5 лет, после чего 13 мая 1998 года получил флаг и гвардейское звание от выводимого из состава Черноморского флота гвардейского сторожевого корабля «Красный Кавказ».

В 2003 году, гвардейский ракетный крейсер принимал участие в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ФМС Индии под название «Индра». В сентябре 2004 года он участвовал в учениях под названием «ИОНИЕКС – 2004» совместно с ВМС Италии. В начале 2008 года нес боевое дежурство в Средиземноморье совместно с кораблями Северного флота – авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и его корабельной группой. С 9 по 12 августа 2008 года крейсер принимал участие в вооруженном конфликте с Грузией, находясь в водах Абхазии. В начале 2009 года принимал участие в мероприятиях, которые были приурочены к столетию разрушительного землетрясения на Сицилии.

Корабли с именем столицы государства на борту всегда находятся в центре внимания. Не стал исключением и гвардейский ракетный крейсер «Москва». С одной стороны данный корабль всегда был местом паломничества высокопоставленных лиц СССР, России и других государств, с другой стороны в начале 90-х годов корабль чуть было не отправился на металлолом, поднимался вопрос о его списании и продаже на металл. Только в ремонте в Николаеве крейсер простоял без малого 8,5 лет, но все таки покинул заводские стенки и вернулся в родной Севастополь.

В 1995 году вопрос о присвоении ракетному крейсеру имени «Москва» взамен «Славы» вызывал немало споров. В СМИ тогда звучало немало обвинений в адрес данной инициативы, которая была предложена тогдашним московским мэром Юрием Лужковым. Многие считали это политическим пиаром и называли отсутствием должной скромности и меры. Тогда же поднимался вопрос о том, для чего вообще необходимо держать на Черном море ракетный крейсер, который называли «убийцей авианосцев». Только август 2008 продемонстрировал, насколько важен может оказаться такой корабль. Сразу же после конфликта в Южной Осетии в Черное море зашли боевые корабли блока НАТО. В свою очередь российская сторона достаточно спокойно отнеслась к демонстрации «мирных» намерений Северо-Атлантического альянса, так как одного ракетного залпа «Москвы» хватило бы для того, чтобы прекратить существование всего натовского отряда боевых кораблей.

История создания корабля

Проектирование нового ракетного крейсера проекта 1164 под шифром «Аврора» началось в середине 1970-х годов. Главным конструктором крейсера первоначально был А. Перьков, а затем В. Мутихин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2-го ранга А. Блинов. Наряду со ставшей к тому времени традиционной ударной задачей на корабль было возложено обеспечение зональной или коллективной противовоздушной обороны. Знаменитый ЗРК С-300 в корабельном варианте с литерой «Ф» позволял и позволяет до сих пор выполнять поставленные задачи по защите корабля и соединений флота от воздушного нападения с достаточно высокой эффективностью.

По энергетической и кораблестроительной части за основу проекта были взяты технические решения, которые использовались на кораблях проекта 1134Б с некоторой их переработкой. В настоящее время из 7 построенных кораблей проекта 1134Б, называемых также на флоте «букарями» в строю остался лишь один – большой противолодочный корабль «Керчь», входящий в состав Черноморского флота России.

Новые корабли проекта 1164 получили главную газотурбинную установку, которая на каждом из валов имела один маршевый двигатель и 2 форсажных. Тепло отработанных газов отбиралось специальным теплоутилизационным контуром (ТУК), пар из которого подавался на вспомогательные паровые турбины. Экономичность всей двигательной установки при условии соблюдения 18-узлового хода выросла практически на 12%. Газотурбинная энергетическая установка ракетного крейсера обеспечивает ему максимальную скорость в 32 узла.

По требованию главного наблюдающего от флота минимальная толщина стальных листов для многих корпусных конструкций была принята в 8-мм, что было больше, чем требовалось по нормам или расчетам. Такое решение было принято с целью повышения долговечности корпуса судна. Новая энергетическая установка и новый комплект вооружения привели к тому, что водоизмещение ракетного крейсера на 28% превысило водоизмещение кораблей проекта 1134Б.

Впрочем, сравнения здесь не совсем уместны. Большой противолодочный корабль и ракетный крейсер имеют лишь технологическое сходство, задачи и комплекс вооружений у них весьма отличны. Главным оружием крейсера первоначально были противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» с системой управления «Аргон». Всего на корабле находится 16 ракет, установленных в 8-и спаренных ненаводящихся пусковых установках, расположенных на верхней палубе. В процессе модернизации данные ракеты были заменены на ракеты П-1000 «Вулкан», отличающиеся большей дальностью стрельбы – 600-700 км.

Находящиеся на корабле ПКР и система управления позволяют вести залповую стрельбу всеми шестнадцатью ракетами. Выдача целеуказания для ведения стрельбы на столь большую дальность (более 500 км) осуществляется при помощи аппаратуры приема информации со спутников, самолетов Ту-95РЦ или собственного корабельного вертолета разведки и целеуказания.

Читать еще:  Виды пружинно-поршневых винтовок

Зенитное вооружение ракетного крейсера «Москва» представлено 2-мя ЗРК: коллективной (зональной) обороны – многоканальным комплексом С-300Ф и самообороны корабля –«Оса-М». Восемь ПУ первого ЗРК представлены вращающимися барабанами револьверного типа на 8 ракет. Они размещены под верхней палубой в кормовой части крейсера. Для управления зенитными ракетами в процессе полета в состав комплекса включена стрельбовая многоканальная РЛС со сферической антенной типа «фазированная решетка». ЗРК самообороны крейсера «Оса-М» с дальностью эффективной стрельбы в 10 км. включает в себя две наводящихся в обеих плоскостях ПУ и собственную систему управления. Боекомплект комплексов – 48 ракет.

Зенитное вооружение ракетного крейсера «Москва» дополнено универсальной (способна вести огонь по морским и береговым целям) двухорудийной 130-мм автоматической артиллерийской установкой АК-130, оснащенной радиолокационной системой управления «Лев». Также на корабле имеется 3 батареи 30-мм шестиствольных автоматов АК-630М (по 2-е установки с системой управления «Вымпел» в каждой). Контроль за общей воздушной обстановкой, а также выдача целеуказания зенитному вооружению возложена на радиолокационный комплекс «Флаг» с 2-мя РЛС «Фрегат» и «Восход», антенные посты которых расположены на фок- и грот-мачтах крейсера.

Несмотря на свою ударную специализацию, ракетный крейсер «Москва» обладает и неплохим противолодочным вооружением: гидроакустическим комплексом «Платина» с буксируемой и бульбовой антеннами, а также 2-мя пятитрубными 533-мм торпедными аппаратами. Также на крейсере имеются 2-е ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, которые предназначены для защиты корабля от торпедных атак.

Всего по проекту 1164 было заложено 4 крейсера, из них было достроено и вступило в строй 3 судна – по одному из них несут службу на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах России. В целом можно признать, что ракетные крейсера проекта 1164 были достаточно удачной альтернативой чрезмерно дорогим тяжелым ракетным крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, ракетные крейсера проекта 1164 обладали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным вооружением.

При этом приоритет при их создании был отдан не оборонительным, а наступательным вооружениям. Корабли обладают уменьшенным запасом ракет к ЗРК С-300Ф – 64 против 96 на «Орланах», также слабым местом является ПВО самообороны, которая состоит лишь из 2-х устаревших ЗРК «Оса-М». На крейсерах проекта 1144 имеется по 16 ПУ «Кинжал». В целом корабли проекта 1164 отвечали «поздней» доктрине советского флота – применение ударных надводных ракетоносцев под прикрытием палубной авиации.

К наиболее крупным недостаткам крейсера можно отнести наличие лишь одной многоканальной РЛС подсветки целей для комплекса ПВО С-300Ф (РЛС «Волна»). Помимо того, что в случае выхода из строя она оставляет корабль без адекватной защиты, она также не позволяет крейсеру отражать атаку более чем с одного направления одновременно. Для сравнения, сопоставимые по размерам американские крейсеры класса «Тикондерога» обладают 4 независимыми РЛС подсветки целей, что позволяет им отражать одновременные атаки более чем с одного направления. Наличие лишь одной РЛС наведения значительно снижает возможности кораблей проекта 1164 к борьбе с современными противокорабельными ракетами, обладающими возможностью многосекторной атаки.

Основные тактико-технические характеристики и параметры ракетного крейсера «Москва»

Водоизмещение крейсера – 11 500 тонн, длина – 186 метров, ширина – 21 метр, высота – 42,5 метра. Осадка корабля составляет 8,5 метров. Максимальная скорость хода – 32 узла, экономичная скорость хода – 16 узлов. Корабль оснащается четырьмя газотурбинными установками 4х22500 л.с. и двумя винтами. Максимальная дальность плавания при скорости в 16 узлов составляет 6 000 миль (около 12 000 км). Автономность плавания составляет 30 суток. Численность экипажа – 510 человек. Также на корабле размещается один многоцелевой вертолет Ка-27.

Крейсер «Москва» — боевой флагман Черноморского флота

В истории современного российского военно-морского флота есть корабли, которые не только олицетворяют собой морскую мощь государства, но и своими именем украшают боевой состав действующих флотов. Флагман Черноморского флота ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» является именно таким кораблем. Крейсер по праву можно назвать становым хребтом военно-морской силы России на Черноморском театре.

Причины появления крейсеров проекта 1164

Появление в 70-х годах на океанских просторах крупных авианосных соединений американского флота поставили Высшее военно-морское командование СССР в трудное положение. Итоги вьетнамской войны показали насколько возросла роль морской авиации в современных военных конфликтах. Авианосные группы ВМС США и стран НАТО могли свободно блокировать любое побережье, одновременно с этим нанося удары по объектам, находящимся в глубине территории противника. Морские границы СССР в такой ситуации оказались практически беззащитными в тактическом плане. Стратегически вероятный противник мог полностью парализовать судоходство не только на океанских просторах, но и во внутренних морях.

Черноморский флот, как и Балтийский не имели в своем составе корабли, способные противостоять ударной мощи авианосцев. Практически оголенным был восточный фланг рубежей Советского Союза. На Тихом океане в составе ТОФ не было ни одно корабля, способного устранить угрозу со стороны ударных сил флотов иностранных государств. В срочном порядке требовалось ждать адекватный военно-технический ответ возросшей угрозе на море. Это и стало основным мотивом для разработки и последующего строительства на советских верфях ракетных крейсеров проекта 1164.

С момента появления кораблей этого класса в составе ВМФ СССР ситуация на море кардинальным образом изменилась. Военно-морскому командованию Советского Союза удалось нейтрализовать мощь американских авиационных соединений, действующих в акватории внутренних морей. Благодаря своему вооружению и тактико-техническим данным новые корабли заслужили лестное прозвище «убийца авианосцев», поставив под сомнение военную мощь авианосцев. Они получили шифр «Атлант», а в классификации НАТО советские крейсера — код Slava. С этого момента потенциальные противники вынуждены были считаться с возросшей мощностью ВМФ СССР. Действия авианосных ударных групп ВМС США и стран НАТО вблизи морских рубежей Советского Союза стали осторожными и не носили вызывающий характер.

После распада СССР ракетные крейсера типа «Атлант» составили костяк российского флота, укрепив позиции России на Черном море, на Балтике и на Тихом океане. Первенец серии, ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» сегодня продолжает нести боевую службу в составе Черноморского флота, контролируя не только весь черноморский театр, но и районы восточного Средиземноморья.

Основные конструктивные особенности крейсера «Москва»

По техническому заданию, которое поступило от руководства флота, новые корабли должны были стать газотурбинными ударными крейсерами. Начало разработки технической документации по проекту 1164 приходилось на весну 1972 года. Решение о начале проектирования новых крейсеров принималось на самом высоком уровне. Военная комиссия при Совете Министров СССР обозначила разработчиком эскизного проекта кораблей типа «Атлант» Северное ПКБ, расположенное в Ленинграде. На счету этого коллектива имелось на тот момент немало готовых проектов боевых судов, среди которых стоит особо выделить БПК проекта 61 и сторожевики типа «Буревестник».

Ставка в проекте делалась на газотурбинные двигательные установки, наиболее дешевые в сравнении с двигателями на ядерном топливе. По водоизмещению новые корабли должны были стать полноценными океанскими судами, оснащенные мощным ракетным вооружением. Крейсера планировалось вооружить противокорабельными крылатыми ракетами «Базальт».

Первый корабль новой серии заложили в 1976 году на Николаевском судостроительном заводе им. 51 коммунаров. Крейсер получил заводской номер 2008 и имя «Слава». Название корабля было выбрано неслучайно. Корабли с этим именем имели в истории российского флота особый статус. Начиная с эпохи парусных судов и заканчивая тяжелыми броненосцами, корабли с именем «Слава» всегда были гордостью русского флота. Несмотря на острую потребность в подобных судах, первый крейсер строился почти 6 лет. Только под занавес 1982 года корабль был сдан приемной комиссии, после чего был отправлен на ходовые испытания. Новый ракетный крейсер вступил в строй уже на следующий год, став полноценной боевой единицей Черноморского флота и войдя в состав 150 ударной бригады надводных кораблей.

Читать еще:  Булатные ножи из лучшей стали, виды: кованые, кухоные и охотничьи, мастера по изготовлению, отличие от дамасской, история возникновения

Длина крейсера составляла 186 метров, что делало его на тот момент одним из самых крупных военных судов на Черном море. Полное водоизмещение корабля составляло 11380 тонн. Несмотря на превышение проектного водоизмещения более чем на тысячу тонн, крейсер от этого ничего не утратил. Максимальная скорость хода судна составляла 32 узла. Дальность плавания на экономичном ходу в 18 узлов составляла 6000 миль. Без дозаправки и обеспечения корабль мог находиться в автономном плавании до 30 суток. Экипаж крейсера составлял 510 человек.

Реализация проекта 1164 предусматривала постройку 10 однотипных кораблей. Однако ввиду начала строительства атомных ракетных крейсеров типа «Орлан» программу строительства крейсеров «Атлант» сократили до 6 кораблей. Результатом стала закладка 4 судов этого типа, из которых в строй сумели войти только 3 корабля.

Сегодня все три корабля ГРКР «Москва» (бывший «Слава») являются флагманами Черноморского флота. Брат-близнец ракетный крейсер «Варяг» входит в состав Тихоокеанского флота. Третий крейсер — проект 1164 «Маршал Устинов» — до недавно времени проходил капитальный ремонт в Северодвинске и снова вошел в состав ударной группировки Северного флота.

Корпус корабля и силовая установка

Изначально корабль строился как альтернатива ударным кораблям с атомной силовой установкой проекта 1144, более крупных и дорогостоящих в строительстве судов.

По своей конструкции крейсер являлся длиннопалубным двухмачтовым судном с развитой трехостровной надстройкой. Корабль имел улучшенные мореходные качества за счет использования в судовом наборе шпангоуты большего развала и наклоненного форштевня. Основная часть корпуса была выполнена из корабельной стали, однако внутри корпуса переборки и выгородки сделаны из прочных алюминиевых сплавов. Аналогичным образом были сконструированы палубные надстройки, которые в местах пуска боевых ракет усилены стальными листами. Весь такелаж на крейсере, включая дымовые трубы, был сделан так же из алюминиевых сплавов. Применение легкого металла в конструкции корабля позволило разработчикам проекта вместиться в расчетное водоизмещение.

Под топливными цистернами имелось двойное дно. Погреба боезапаса находились в разных частях корабля и были разделены между собой прочными переборками. Все внутренние помещения корабля оборудовались системой пожаротушения и орошения. Все эти меры существенно повысили живучесть корабля. Даже при затоплении трех смежных отсеков корабль должен был оставаться на плаву, не теряя своей боеспособности.

Особого внимания заслуживала энергетическая установка крейсера. В проекте сохранилась тенденция разделение двигателей на две группы, маршевые и форсажные. Основной ход кораблю обеспечивали 2 газотурбинные установки М21 мощностью 110 тыс. л.с. Для увеличения скорости хода крейсера в работу включались газотурбинные двигатели М70, мощность которых составляла 20 тыс. л.с. Двигательные группы былирассредоточены по кораблю, обеспечивая тем самым независимое энергообеспечение судна.

Вооружение крейсера

Боевой корабль по проекту 1164 изначально создавался специально под новые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт», обладающие большой разрушительной силой. Пусковые контейнеры устанавливались попарно, по четыре спаренные установки с каждого борта. Боезапас крейсера составлял 16 ракет. Каждая ракета П-500 имела длину 12 метров и весила до 5 тонн в снаряженном состоянии. Скорость полета ракеты у поверхности достигала 1800 км/ч. Ракета могла нести фугасно-осколочный или фугасно-кумулятивный заряд весом до 1000 кг на расстояние 250-350 миль. При необходимости ракета «Базальт» могла нести и ядерный заряд.

Гвардейский ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» был впоследствие перевооружен на более мощные противокорабельные ракеты П-1000 «Вулкан». Новое оружие значительно повысило огневую мощь корабля. За счет уменьшение массы боевой части ракета получила значительно увеличенный боевой радиус, который составляет 1000 км.

Это оружие и стало той самой «красной тряпкой» для американского военного командования, которое увидело реальную возможность потерять свои драгоценные авианосцы в один момент. Благодаря установке на крейсера проекта 1164 ПРК «Базальт» эти корабли и получили свое громкое прозвище — «убийцы авианосцев».

Помимо ударного вооружения корабли проекта 1164 были хорошо оснащены средствами ПВО. На вооружении крейсера «Москва» стояли 8 пусковых установок ЗРК С300Ф «Форт», шесть ЗАК АК -630 и два зенитно-ракетных комплекса «Оса-МА». Для борьбы с подводными лодками на крейсерах этого проекта устанавливались боевые комплексы «Водопад» и реактивные бомбометы РБУ-6000.

Ракетный крейсер «Москва» несмотря на то, что имел ограниченное водоизмещений, по огневой мощи практически не уступал своим более крупным собратьям, атомным крейсерам проекта 1144 типа «Орлан». Если сравнивать тактико-технические характеристики крейсера проекта 1164 с кораблями иностранных флотов, то по многим параметрам отечественные ракетные крейсера схожи с американскими кораблями типа «Тикондерога» и японскими эсминцами «Атаго».

Несмотря на свой почтенный возраст, корабль находится в строю почти 25 лет, крейсер «Москва» продолжает оставаться и сегодня самым крупным и самым мощным кораблем на всем черноморском морском театре.

Крейсер Москва, военный корабль Черноморского флота, описание, вооружение и ТТХ, история создания и перспективы сегодня

Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России

РКР «Слава» зав. № 2008, с 16.05.1995 г. — ракетный крейсер «Москва». ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев). РКР «Москва» входит в состав ЧФ. С 10.01 по 17.02.1985 г. В апреле 1985 г. из-за пожара в корабельной сауне в четырех ПУ в результате срабатывания датчиков противопожарной системы «Карат-М» (датчики которой расположены на внешней стороне переборки сауны) были затоплены ПКР. Корабль нес боевую службу в Средиземном море в связи с обострением ситуации вокруг Ливии. Он осуществлял слежение за АУТ ВМС США во главе с АВ America и Forrestal. С 27.05.1986 г. по 20.02.1987 г. «Москва» несла службу в Средиземном море и северной части Атлантики.

Ракетный крейсер «Москва» — видео

Во время службы в сентябре 1986 г. РКР с деловым визитом посетил порт Тартус (Сирия), а с 18-го по 22.11.1986 г. -с дружественным визитом порт Пирей (Греция). В апреле 1987 г. он выходил в море под флагом ГК ВМФ адмирала С.Г. Горшкова. В августе 1990 г. крейсер участвовал в Ялтинской международной конференции по выявлению и контролю за ядерным оружием, находящимся на борту боевых кораблей. С 21.03.1991 г. по август 1998 г. ССЗ им. 61 коммунара «Москва» прошла средний ремонт. При этом с него сняли все АУ АК-630М, которые передали ССЗ в счет выполняемых работ. Затем корабль отбуксировали на СРЗ «Севморзавод» в г. Севастополе, где завершили ремонт и вновь установили АУ АК-630М, взятые с арсенала флота. В 2001 г. корабль с дружественным визитом посетил порт Тунис.
На РКР Москва и Маршал Устинов во время проведения среднего ремонта ПКРК «Базальт» был модернизирован под ПКР П-700 комплекса «Вулкан». Однако, эти ПКР не могут использовать штатные стартовые ступени, так как их работа может привести к разрушению ПУ. В итоге, они оснащены стартовыми агрегатами ПКР П-500, что несколько снижает дальность полета.

Тактико-технические характеристики ракетного крейсера «Москва»

Водоизмещение. 11 490 т

Габаритные размеры крейсера Москва

Длина. 186,4 м
Ширина. 20,8 м
Высота. 42,5 м
Осадка. 8,4 м

Двигатели крейсера Москва

газотурбинная установка, 4 × 22 500 л. с., 2 × 10 000 л. с.
Мощность. форсажные 4 × 22 500 л с., маршевые 2 × 10 000 л. с.
Скорость хода. 32 узла (полная), 16 узлов (экономическая)
Дальность плавания. 2500 морских миль (30 узл.), 6000 морских миль (18 узл.)
Автономность плавания. 30 суток
Экипаж. 510 человек

Вооружение крейсера Москва

Артиллерия. 1 × 2 — АК-130
Зенитная артиллерия. 6 × 6 — ЗУ АК-630
Ракетное вооружение. 8 × 2 ПУ ПКРК (П-1000 Вулкан), 8 × 8 ПУ ЗРК С-300Ф «Риф», 2 × 2 ЗРК «Оса-МА»
Противолодочное вооружение. 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата,
Авиационная группа. 1 вертолёт Ка-27

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector