4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МиГ 1.44 МФИ – прототип многофункционального истребителя, первый советский проект самолетов пятого поколения, летные характеристики

МиГ 1.44 МФИ: проект советского истребителя пятого поколения

29 сентября 1990 года в небо впервые поднялся YF-22 – прототип первого в мире серийного истребителя пятого поколения F-22 Raptor. В 2005 году эта машина была официально принята на вооружение американской армии и до сих пор находится в эксплуатации. Благодаря «Раптору» и многоцелевому истребителю-бомбардировщику F-35 Lightning II в настоящее время США является единственной страной в мире, которая имеет на своем вооружении истребители пятого поколения. Работы над созданием подобных боевых машин сегодня ведутся в России, Китае, Индии, Японии…

Менее известным является тот факт, что в СССР был собственный проект создания машин пятого поколения, причем отечественные авиаконструкторы даже немного опережали своих заокеанских коллег. Результатом советской программы стал МиГ 1.44 МФИ – прототип многофункционального фронтового истребителя, который впервые поднялся в небо в 2000 году. Разработкой этой машины занимались специалисты конструкторского бюро Микояна. После начала серийного производства истребитель должен был получить обозначение МиГ-35. Однако до завершающей стадии этот проект так доведен и не был – в начале «нулевых» годов было принято решение о создании Т-50 (Су-57), головным разработчиком которого стало ОКБ им. Сухого.

Самолет МиГ 1.44 создавался в качестве ответа на американскую программу, по ряду характеристик он даже превосходил F-22. В конструкции самолета были широко использованы технологии по снижению заметности, истребитель МиГ 1.44 планировали оснастить двигателями с управляемым вектором тяги. Программа МФИ предполагала создания целого ряда самолетов: разведчика, истребителя-перехватчика и палубного самолета.

В целом МиГ 1.44 можно уверенно назвать еще одной жертвой крушения СССР. В начале 90-х годов конструкторы просто не смогло найти средства для продолжения очень интересного, но при этом крайне дорогого проекта. Еще одной причиной закрытия программы стали подковерные игры и жесткое противостояние между конструкторскими бюро, которое очень вредило делу…

Любопытно, что китайский истребитель пятого поколения J-20, недавно принятый на вооружение НОАК, очень напоминает советско-российский МиГ 1.44. Некоторые эксперты объясняют подобную схожесть тем, что после закрытия программы МФИ часть наработок по ней было передано Поднебесной.

История создания МиГ 1.44

В начале 80-х годов прошлого века, когда истребители четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 только «становились на крыло», в СССР уже полным ходом шли работы над обликом машины нового поколения. Данная программа получила название «И-90», что расшифровывало как «истребитель 90-х годов». Именно в это время военными в целом были сформулированы основные требования к конструкции и летно-техническим характеристикам новых истребителей:

  • Низкая радиолокационная, тепловая, электромагнитная и визуальная заметность;
  • Многофункциональность, которая предполагала возможность поражение и воздушных, и наземных целей;
  • Сверхманевренность;
  • Способность без включения форсажа развивать сверхзвуковую скорость;
  • Принципиально новый комплекс бортовой электроники с высокой степенью интеграции различных систем;
  • Сокращение стоимости одного часа полета истребителя, уменьшение затрат на его техническое обслуживание;
  • Значительное улучшение взлетно-посадочных характеристик машины.

В ОКБ Микояна работы над проектом нового истребителя начались еще в 1979 году. В рабочей документации для сохранения секретности он получил обозначение «изделие 5.12», что соответствовало названиям модификаций МиГ-29. Таким образом, даже в случае утечки информации, вероятный противник подумал бы, что речь идет о новом варианте МиГ-29.

Генеральным конструктором проекта был назначен Ростислав Беляков.

В 1983 году была создана и получила утверждение программа дальнейших работ по истребителю, в которой были учтены основные требования ВВС и ПВО.

Примерно в это же время появились первые данные об аналогичной американской программе ATF (Advanced Tactical Fighter), итогом которой в будущем стало создание F-22 Raptor. Советское руководство отнеслось к заокеанским разработкам очень серьезно: в 1986 году появилось секретное постановление ЦК КПСС и Совмина, в котором были прописаны основные этапы программы МФИ, сроки ее реализации, а также ответственные за выполнение данного проекта. Затем с участием авиационных НИИ, КБ и Министерства обороны был создан концептуальный облик новой машины.

При проектировании во главу угла была поставлена «формула трех С». Первой по приоритетности была сверхзвуковая крейсерская скорость самолета, за ней шла сверхманевренность и заканчивала список малая заметность будущего истребителя («скрытность»).

Выполнение вышеперечисленных требований привело к тому, что схема нового самолета МФИ стала значительно отличаться от машин предыдущего поколения, таких как МиГ-29 или Су-27. Конструкторам пришлось отказаться от интегральной компоновки, убрать наплыв крыла, оснастить самолет новыми управляющими поверхностями. По словам одного из участников проекта, МФИ все больше становился похож на сильно переделанный МиГ-25. Хотя, качественно, конечно, это была уже совершенно новая машина.

Если говорить об аэродинамике, то ЦАГИ рекомендовало для нового истребителя следующие решения:

  • аэродинамическую схему «утка» с задней центровкой и статической неустойчивостью;
  • крыло треугольной формы и большой площади со стреловидностью 40-45°;
  • подфюзеляжное расположение регулируемого воздухозаборника;
  • двигатели с отклоняемым вектором тяги;
  • внутреннее расположение вооружения.

Аванпроект был подготовлен сразу по двум самолетам: легкому фронтовому истребителю (ЛФИ) и многофункциональному фронтовому истребителю (МФИ). Последний также предполагалось использовать в качестве боевой машины для ПВО. При этом между двумя самолетами предусматривалась высокая степень унификации, что должно было серьезно уменьшить эксплуатационные расходы.

Этот аванпроект был успешно защищен, постановлением правительства ММЗ им. Микояна поручалась его доработка. Она потребовала много времени и усилий. Помимо многочисленных продувок в аэродинамической трубе, доводка машины производилась с использованием крупногабаритных летающих моделей. Четырехметровые макеты сбрасывали с вертолетной подвески, изучая управляемость и поведение будущего истребителя на закритических углах атаки.

Работы имели высшую степень секретности. Испытания проходили на полигоне под Актюбинском, в степи. Модели сбрасывали в периоды между пролетами разведывательных спутников. Для уменьшения заметности они окрашивались в желто-зеленые цвета под фон местности.

Результатом испытаний стали значительные изменения в конструкции самолета. Работы по созданию прототипа истребителя начались в 1989 году. Он получил обозначение «1.42». К 1994 году конструкция машины пережила шесть основных редакций: разработчикам необходимо было решить целый комплекс сложных технических вопросов, связанных с работой двигателей, формой крыла, конструкцией планера, новыми системами бортовой электроники и вооружения.

Однако в 1994 году конструкторы столкнулись с новой проблемой, которая оказалась посложнее работы радара или геометрии сопел, – недостаточным финансированием. В 1991 году военно-промышленный комплекс вместе с остальной экономикой страны вошел в жесточайший кризис. Заказы новой техники прекратились, субподрядчики оказались на территории иностранных государств, задержки по зарплате нередко исчислялись месяцами. Лучшие люди уходили с заводов…

При этом следует понимать, насколько сложной и дорогой была работа по созданию истребителя подобного класса. Американцы на проект ATF потратили более 66 млрд долларов, МФИ стоил, конечно же, дешевле, но в начале 90-х годов денег в стране на «оборонку» не было вовсе. В 1994 году прототип 1.42 был завершен и помещен в ангар ЛИИ, где он и находился несколько лет. Машину планировали показать общественности в 1995 году и в 1996 году, потом демонстрация планировалась на выставке МАКС-97. А в это время работы над F-22 шли полным ходом.

Ситуация еще более ухудшилась после ряда реорганизаций и объединения опытного завода КБ Микояна с несколькими другими предприятиями ВПК. Теперь деньги, которые выделялись на достройку самолета, просто не доходили до конкретных исполнителей, теряясь в недрах многочисленных управляющих структур. Смежники перестали поставлять комплектующие без предоплаты, средства на которую взять было негде.

Еще хуже стало после включения МАПО «МиГ» в структуру ОКБ им. Сухого. Его руководство сразу начало «резать» конкурирующий проект, заявляя, что МиГ 1.44 слишком дорог, и уступает по своим характеристикам Су-37.

В 1997 году первый полет совершил Су-37 «Беркут», который считался основным конкурентом микояновского МФИ.

Показ истребителя проекта 1.42 состоялся в начале 1999 года при большом стечении журналистов, иностранных аташе и членов правительства.

29 февраля 2000 года машина впервые поднялся в воздух. Полет продолжался чуть более 18 минут и прошел полностью в соответствии с заданием. Правда, теперь истребитель носил обозначение 1.44, потому что его конструкция несколько отличалась от машины 1.42.

Следующей модификацией машины должна была стать МиГ 1.46, по своим летно-техническим характеристикам она должны была превосходить 1.44.

В 2002 году было издано постановление правительства о начале работ над проектом ПАК-ФА, который, собственно говоря, поставил окончательную точку в истории МиГ 1.44. Следует отметить, что одновременно с МФИ был закрыт проект Су-37.

В настоящее время существует единственный экземпляр истребителя, долгие годы он находился просто под открытым небом на аэродроме ЛИИ в Жуковском.

Существует информация, не подтвержденная официально, что часть наработок на теме МФИ было передано Китаю. Именно на их основе был построен истребитель J-20.

В 2015 году представители корпорации «МиГ» заявили о возможном создании легкого истребителя пятого поколения. Большинство экспертов считает, что в основу этого проекта, скорее всего, войдут наработки по МФИ.

Читать еще:  ЛУКИ СПОРТИВНЫЕ, ЛУКИ ДЛЯ ОТДЫХА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ И СТРЕЛЫ К НИМ

Описание конструкции

МиГ 1.44 – это многофункциональный истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «утка». Самолет имеет переднее горизонтальное оперение, среднерасположенное крыло треугольной формы и двухкилевое хвостовое оперение. Шасси самолета трехопорное убирающееся с передней стойкой. Истребитель управляется одним пилотом.

Конструкция самолета и его основные летно-технические характеристики позволяют относить его к истребителям пятого поколения.

В конструкции истребителя широко использованы композитные материалы, они составляют примерно 30% в общей массе машины. Еще 30% — приходится на алюминий и его сплавы, 35% составляет титан. Следует отметить, что в данном вопросе конструкторы исходили из соображений необходимости и достаточности: в 90-е годы (да и в наши дни) использование композитных материалов считалось одним из наиболее перспективных направлений в самолетостроении. Но есть здесь и свои минусы. КМ очень тяжело включить в силовую схему самолета, они отличаются низкой ремонтопригодностью: при повреждении элемента из композитного материала, его практически всегда приходиться заменять полностью.

Силовая установка МиГ 1.44 состояла из двух турбореактивных двигателей АЛ-41Ф с поворотными соплами и максимальной форсажной тягой в 14 тыс. кгс. Они позволяли истребителю развивать скорость в 2,6 Маха и выполнять продолжительный полет без включения форсажа на скорости в 1,4-1,6 Маха. Тяговооруженность истребителя составляла 1,3 при нормальной взлетной массе. АЛ-41Ф прошли полный цикл испытаний на МиГ-25, их ресурс составлял 1 тыс. часов.

МиГ 1.44 оснащался подфюзеляжным воздухозаборником, который был разделен на две секции, каждая из них «обслуживала» один из двигателей. Регулировка воздушного потока осуществлялась с помощью горизонтального клина и нижней губы.

Механизация крыла истребителя состояла из отклоняемых носков, флаперонов и элеронов, управление которыми происходило с помощью ЭДСУ. Истребитель имел семь управляющих поверхностей.

Снижение заметности для РЛС противника обеспечивалось как особенностями конструкции самолета – развал килей хвостового оперения, укрытие компрессоров двигателей, уплощение сечения фюзеляжа, – так и использованием специального покрытия его поверхностей. Хотя, если внимательно оценить форму МиГ 1.44 и сравнить ее с существующими истребителями пятого поколения, то возникает много вопросов.

На единственный построенный прототип МиГ 1.44 не было установлено вооружение. Хотя, при разработке проекта машину планировали оснастить 30-мм автоматической пушкой и ракетным вооружением. Причем последнее размещалось во внутренних отсеках истребителя.

На МиГ 1.44 планировали установить радиолокационную станцию с фазированной решеткой, способной обнаруживать до двадцати целей и одновременно атаковать шесть из них. Кроме РЛС, в состав прицельного оборудования должны были входить оптический и ИК-каналы для обнаружения целей.

Истребитель пятого поколения МиГ-1.44

История разработки истребителя пятого поколения МиГ 1.44

На данный момент армии мира используют истребители 4-го поколения. Серийное производство более совершенных машин 5-го поколения налажено только в Соединенных Штатах, но уже идут разговоры об устройствах нового класса.

Мало кто знает, что истребители 5 поколения разрабатывались в Советском Союзе еще до постройки первого F-22 «Raptor», которыми пользуются американцы. Если американский ЛА (летательный аппарат) начал разрабатываться в 80-е, то советская боевая машина появилась на бумаге в конце 70-х в ОКБ им. Микояна. Индекс истребителя — МиГ 1.44 МФИ. Первый собранный экземпляр поднялся в воздух в 2000 г.

В основу силовой установки были положены новые двигатели с изменяемым вектором тяги. В конструкции использованы инновационные решения, снижающие радиолокационную заметность, также предполагалось интегрировать новейшую электронику и оснастить новинку передовым вооружением.

На одном собранном новом МиГе 5 поколения все и закончилось, так как приоритет был отдан машине ПАК ФА в ОКБ им. Сухого. Таким образом, с 2002 года о 1.44 забыли.

Исторически МиГ стал ответом на появление «Раптора». Эксперты подчеркивают, что некоторые характеристики российской машины были на порядок выше американской.

Старт разработке был дан с момента формулирования трех принципов, которым должен был отвечать новый проект:

  • скрытность;
  • крейсерская скорость должна быть сверхзвуковой;
  • особое внимание было уделено маневренности, которая должна была быть на высшем уровне.

Так как о проекте американцев ATF (Advanced Tactical Fighter) на момент создания МиГа уже было известно, инициативу поддержало ЦК, было выпущено соответствующее постановление Совмина.

В 1979 ОКБ им. Микояна начало работу, проект получил наименование И-90, предварительно было решено, что он сменит Су-27 и МиГ-31. Намечалось оснащение самолета самыми передовыми электронными системами. Аппарат должен был быть многофункциональным, в частности, поражать как наземные цели, так и воздушные.

Программа по новому самолету была создана и утверждена в 1983 году, были сформулированы требования по следующим параметрам:

  1. Силовая установка;
  2. Бортовая электроника.

В документе также были уточнены требования от Воздушных сил страны и ПВО.

Комплекс требований реализовать было сложно, поэтому начались исследовательские работы. В результате была получена схема, значительно отличающаяся от 4-го поколения истребителей, которые заступали в строй в одно время с разработкой новинки.

Конструкция истребителя

Часть решений подбиралась на основе уже существующего опыта, использовались наработки по истребителям четвертого поколения. Однако привычные формы подвергались изменениям. Так, наплыв крыла, который имели Су-27 и МиГ-29, был убран. Полученный образец обладал общими чертами с МиГ-25, который отличался очень высокими скоростными качествами.

Конструкторы применили схему «утка», которая отличается близким размещением двигателей. Этот выбор позволил получить улучшенные характеристики маневренности и прочности, грузоподъемности.

Силовая установка

Истребитель МиГ 5 поколения оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-41Ф турбореактивными, двухконтурными, с форсажной камерой. Использовались компоновки с изменяемым вектором тяги, которые улучшали маневровые характеристики и взлетные качества. Воздухозаборники размещались под фюзеляжем, что положительно сказывалось на незаметности для радаров.

На начальных этапах создания машины инженеры склонялись в сторону использования двигателей с плоскими соплами. Это позволяло создать эффективный экран для турбин, а также снизить заметность для противника.

От плоских сопел пришлось отказаться, так как технологии того времени не позволяли реализовать переход с круглых сопел двигателя на прямоугольные. На стуке стенки могли быстро прогорать из-за неадекватного распределения полей температур.

За время поиска решений были отработаны схемы управляемого вектора тяги. Эта технология была применена в 1991 году, после чего их сразу включили в готовую схему машины.

Фюзеляж

Был использован большой процент композитных материалов в конструкции, доля их достигает 30%. В качестве деталей авиации они неудобны сложностью интеграции и крепления с основной конструкцией. При поломках их невозможно ремонтировать, приходится менять целые узлы полностью.

Большую часть фюзеляжа составляют металлы:

  • алюминиевые сплавы – 35%;
  • сталь и титан – 30 %.

Выбрано расположение воздухозаборника под фюзеляжем: он разделен на две секции, по одной на каждый двигатель.

Предполагалось включить в общую схему средства для дозаправки в воздухе.

Конструктивно предусмотрено 7 управляющих плоскостей, для контроля используется цифровая электродистанционная СУ.

В готовой форме поверхности самолета предполагалось обработать специальным покрытием, чтобы снизить до минимума радиолокационную заметность. Предположительно, можно было достичь эффективной площади рассеивания – 0.3 м2.

Использованы кили, имеющие развал наружу в 15 градусов. Это тоже призвано улучшить скрытность самолета.

Шасси

Шасси трехстоечное, одно колесо расположено в носовой части. Две стойки под крыльями складываются вперед, на каждой из них одно колесо. Передняя стойка складывается назад, на ней установлено два колеса.

Крылья самолета

Наплыва на передней кромке нет, она выполнена прямой, что было основным отличием от моделей истребителей предыдущего поколения. Детально исследовались аэродинамические силы, возникающие в полете. Например, вихри, возникающие на передней кромке новой конструкции, улучшали стабильность машины, а на больших углах не происходило срывов за счет них. Появлялись завихрения благодаря балкам переднего горизонтального оперения (ПГО). Их положение подбиралось опытным путем для достижения оптимальных характеристик.

Пришлось проанализировать целый комплекс характеристик:

  • положение балок относительно горизонтальной плоскости;
  • высота относительно плоскости крыла;
  • превышение относительно передней кромки крыла.

Удалось добиться оптимального сноса потока и схода завихрений, за счет чего сформировался аэродинамический профиль.

Конструкция крыла адаптивная, то есть меняется в зависимости от режима полета. Изменениям подвергаются флапероны и носки, которые могут отклоняться.

Добиться повышения маневровых характеристик удалось за счет установки вихреобразующего зуба на кромке ПГО. Аналогичное решение уже показало свою состоятельность при модернизации МиГ-23.

Площадь конечной конструкции была небольшой, угол отклонения находился в пределах 40-45 градусов.

Вооружение

Вооружение машины тоже пришлось переставить, по сравнению с истребителями того времени. Изначально было предложено установить в верхней части фюзеляжа отсеки, которые бы перед пуском ракеты открывались. Это позволило бы облегчить пуск по целям, летящим выше самолета, а также при маневрировании с большими перегрузками.

Отказаться от такого положения и использовать классические ниши под крыльями пришлось из-за необходимости использования новых средств передвижения и установки ракет при оснащении истребителя. Необходимо было разработать новый принцип с кранами и тележками, чтобы загружать 300-400-килограммовые ракеты. Итоговое положение позволило использовать обычные тележки и простейшие средства для поднятия грузов.

Читать еще:  Булатные ножи из лучшей стали, виды: кованые, кухоные и охотничьи, мастера по изготовлению, отличие от дамасской, история возникновения

Инженеры собирались установить на МиГ 5 поколения инновационную систему РЛС, которая основывалась на множестве самостоятельных излучателей, что имели площадь в несколько см2. Такая компоновка обладала повышенной защитой от механических повреждений.

Еще одним инновационным решением стало размещение РЛС в задней части, что позволяло в задней полусфере обнаруживать противника и указывать цели ракетам, в частности, при обратном старте.

В результате предполагалось установить на борту авиационную 30-миллиметровую пушку, а также ракеты внутри корпуса на катапультных установках.

Тактико-технические характеристики

Многие решения не были отработаны на практике на прототипе, так как этого не позволил сделать один единственный образец. Например, радиолокационное покрытие так и не было нанесено на самолет за время испытаний.

МиГ 1.44 МФИ: истребитель 5-го поколения 2000 года

Многофункциональный истребитель пятого поколения МиГ 1.44 МФИ по своим характеристикам не уступал американскому конкуренту F-22 «Раптор», но проиграл в подковерных играх

Невостребованность новейших разработок, опередивших свое время, всегда вызывает некое чувство сожаления и неудовлетворенности. Но крайне обидно становится тогда, когда это связано с передовой отечественной разработкой оборонного значения, которая еще 15 лет назад была доведена до действующего полномасштабного образца, ни в чем не уступала зарубежному аналогу, но не была реализована по каким-то непонятным причинам. А результатом стали отставание от вероятного противника и весьма значительные материальные и моральные затраты.

В данном случае речь идет о прототипе многофункционального фронтового истребителя 5-го поколения МиГ 1.44 (проект МФИ). После двух реальных полетов в начале 1999-го, по другим данным — 2000 года секретный самолет стал экспонатом длительного хранения в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) им. Громова, а сам перспективный проект был закрыт. После многолетнего забвения МФИ был открыто выставлен для широкого обозрения на Московском авиационно-космическом салоне МАКС-2015, что вновь вызвало определенный интерес к МиГ 1.44. Что же представлял собой этот уникальный самолет, который на 15 лет опередил создаваемый сегодня истребитель 5-го поколения Т-50?

История создания

Перспективные истребители 5-го поколения начали создаваться в 70-е годы прошлого столетия в США и СССР. У нас работы по такому самолету для ВВС и ПВО начались в 1979 году по программе И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 году Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) выдал рекомендации, по которым в 1983 году начало работать ОКБ им. А.И. Микояна. Для этого здесь была разработана «Комплексная целевая программа», которая предусматривала совокупность работ по самолету, силовой установке, бортовому радиоэлектронному оборудованию и вооружению в соответствии с тактико-техническим заданием ВВС и ПВО. В 1987 и 1991 годах были защищены аванпроект и эскизный проект с макетом самолета соответственно под индексом МФИ — многофункциональный фронтовой истребитель. На его базе планировалась разработка вариантов самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

По проекту МФИ должен был обладать сверхманевренностью, летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, быть малозаметным в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, отличаться новой архитектурой бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) при высокой степени интеграции всех его систем и иметь улучшенные взлетно-посадочные характеристики по сравнению с существующими образцами.

Трудности в создании перспективного самолета начались после включения в 1999 году МАПО «МиГ» в состав ОКБ Сухого и передачи последнему работ над новым проектом. Обоснованием для этого стала якобы высокая цена МФИ и утверждения М.А. Погосяна, руководителя ОКБ Сухого, о превосходстве их проекта С-37 над МФИ.

Несмотря на официальное прекращение работ над МФИ, по некоторым данным, в 1999 году, 29 февраля этого же или 2000 года, первый прототип поднялся в воздух. Однако отсутствие интереса Погосяна к МФИ, уже тогда имевшего высокий уровень готовности к запуску в серийное производство, а главное — борьба за государственное финансирование для «своей» фирмы и ее проекта С-37 при явных неудачах с ним привели к закрытию проекта МФИ. А в 2002 году вышло постановление правительства о создании перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50, которое окончательно и одновременно «похоронило» и МФИ, и С-37.

Так, реально летавший перспективный самолет с высокой вероятностью принятия на вооружение и запуска в серию, отвечавший поставленным требованиям и в ряде случаев превосходящий американский аналог, по непонятным на первый взгляд и вполне понятным для специалистов причинам убрали «на полку». И это при том, что в США работы над истребителем 5-го поколения F-22 Raptor («Хищник») продолжались и в 2001 году он был принят на вооружение.

МиГ 1.44 (МФИ) — опытно-экспериментальный прототип многофункционального фронтового истребителя нового поколения (МиГ-35 в случае принятия на вооружение). Первый полет, по разным данным, совершил 29 февраля 1999 или 2000 года. По ряду характеристик превосходил американский истребитель F-22 Raptor. Малозаметность достигалась специальным радиопоглощающим покрытием и специальной конструкцией вертикальных килей хвостового оперения. Был создан один летный экземпляр, и еще четыре в различной степени готовности находились на авиазаводе «Сокол».

Главные особенности МиГ 1.44: конструкция типа «утка», треугольное крыло с высоким аэродинамическим качеством, двигатели с изменяемым вектором тяги (планировалось установить), полет на сверхзвуковой скорости без форсажа, радиопоглощающее покрытие, размещение всего или большинства вооружения внутри фюзеляжа самолета, широкое применение сплавов и композитных материалов, система дозаправки в воздухе, два регулируемых воздухозаборника.

Длина, высота и размах крыла самолета — 17,3 х 4,73 х 11,99 м. Экипаж — 1 человек. Взлетная масса пустого самолета — 23,5 (18) т. Два турбореактивных двигателя с управляемым вектором тяги типа АЛ-41Ф должны были обеспечить полет на высоте (у земли) со скоростью до 3180 (1500) км/ч. Практическая дальность (радиус действия, по другим данным) составлял 4000–4500 км, а практический потолок — 20 км. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) — менее 0,3 кв. м.

Штатное вооружение — 30-мм встроенная пушка ГШ-30. Боевая нагрузка массой до 12 т могла размещаться на 12 внутренних и 8 внешних точках подвески, по другим данным — только внутри самолета. Для поражения целей МиГ 1.44 мог использовать: воздушные — управляемые ракеты Р-73 и Р-77, наземные — Х-29, Х-31, Х-41, Х-55, Х-61 и высокоточные авиабомбы КАБ-500 и ОДАБ-500.

По некоторым данным, на базе МиГ 1.44 в начале 1990-х годов создавался легкий истребитель с одним двигателем при той же аэродинамической схеме.

Постскриптум

Как видно из сказанного, закрытие проекта МФИ стало своего рода глубокой «моральной раной» для нашей авиации, обернулось значительными финансовыми потерями и более чем 15-летним отставанием России в оснащении наших ВВС истребителем 5-го поколения. По словам нынешнего главкома Воздушно-космических сил России генерал-лейтенанта Виктора Бондарева, серийные поставки истребителя Т-50 начнутся в 2016 году. Для оправдания ситуации с созданием российского истребителя 5-го поколения СМИ не раз сообщали о чуть ли не умышленном затягивании разработки проекта ОКБ Сухого Т-50. Это объяснялось стремлением учесть недостатки, которые выявляются в ходе практических полетов «Раптора». Но если более строго подойти к этому, то иначе как словами «хорошая мина при плохой игре» нынешнюю ситуацию не объяснить.

Дабы не вгонять читателя в черную меланхолию, следует отметить, что работы с российским истребителем 5-го поколения Т-50 идут достаточно быстро и, главное, самолет уже сегодня показывает высокую эффективность. И не следует умалять заслуги его создателей. Но отставание существует, как и те, кто сомневается в его превосходстве над МиГ 1.44. В свое время бывший начальник вооружения российской армии генерал-полковник Анатолий Ситнов считал, что истребитель Т-50 не имеет того потенциала, который был заложен в «миговский» вариант истребителя 5-го поколения.

Как считают многие авиационные специалисты, работа обоих прославленных КБ на равных была благом и шла на пользу нашей авиации. Эта практика должна продолжаться и сегодня. Ибо здоровая конкуренция никогда не стояла на пути прогресса, а, наоборот, лишь стимулировала его. О том, что еще не все потеряно, говорят появившиеся в августе 2015 года сообщения о намерении «миговцев» возобновить работы по легкому перспективному истребителю. Как полагают авиационные эксперты, основой этих работ станут наработки по проекту МФИ. Если это так, то очень хотелось бы им пожелать, как говорят моряки, «семь футов под килем».

МиГ пятого поколения: каким будет новый российский истребитель?

На презентации многофункционального истребителя МиГ-35 Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. О том, каким будет этот самолет и зачем он нужен российским ВКС, читайте в материале сайта ТРК «Звезда».

Первая информация о том, что корпорация «МиГ» займется созданием истребителя пятого поколения, появилась в 2015 году. Тогда же на авиасалоне МАКС впервые широкой публике был представлен единственный экземпляр МиГ 1.44 – прототип истребителя пятого поколения, который создавался в 1980 годах.

Читать еще:  АГС-17 Пламя, устройство и ТТХ автоматического станкового гранатомета, разборка и дальность стрельбы, калибр оружия, вес и размеры

Первый советский «Стелс»

Работы над созданием истребителя пятого поколения начались в Советском Союзе в конце 1970-х годов, еще раньше, чем в США занялись созданием истребителя F-22. Уже тогда в общих чертах стало понятно, каким должен быть этот самолет. Основные требования сводились к пяти пунктам: машина должна быть многофункциональной и сверхманевренной, иметь низкую заметность, крейсерскую сверхзвуковую скорость полета и внутреннюю подвеску управляемого оружия. Разработкой перспективной техники занялись ОКБ им. А.И.Микояна и ОКБ им. П.О.Сухого, и в результате появились проекты МиГ 1.44 и Су-47 (С-37).

Работы над новым истребителем на «МиГе» шли непросто: в ходе проектирования, испытаний моделей вносились изменения в конструкцию. Результатом многолетнего труда стал воплощенный в железе прототип самолета, который из-за финансовых трудностей поднялся в воздух лишь 29 февраля 2000 года.

Трагедия номер 1.44

К сожалению, дальше нескольких полетов дело не пошло. Проблема заключалась в том, что после 1991 года весь оборонно-промышленный комплекс России с размаху «въехал» в глубокий кризис, и если правительство США продолжало вкладывать миллиарды долларов в создание истребителя пятого поколения, то в России финансирование этой программы было прекращено вообще. Потянуть такой проект самостоятельно не способно ни одно конструкторское бюро, а вышедшее в 2002 году постановление о создании ПАК ФА окончательно похоронило МиГ 1.44.

Прототип истребителя находился в ЛИИ им. Громова в Жуковском, где был фактически брошен под открытым небом. Позже все-таки было принято решение о его хранении в ангаре, однако ни о каких работах по этому проекту речи не шло. Среди некоторых специалистов бытует мнение, что китайский истребитель пятого поколения J-20 разрабатывался в том числе с использованием чертежей МиГ 1.46 (дальнейшее развитие 1.44), и внешне он и вправду чем-то напоминает микояновский самолет. Однако никакой официальной информации о передаче разработок Китаю не существует, да и если присмотреться к J-20 внимательней, станет понятно, что это совершенно другая машина.

Но то, что в начале 2000-х готов Китай выбрал именно такую схему, как и у первого российского «Стелса» говорит о том, что она по-прежнему востребована и имеет право на жизнь.

Легкий «МиГ»

Говоря о самолете пятого поколения от РСК «МиГ», Рогозин сказал дословно следующее: «Разработка ОКБ “Сухой”, истребитель пятого поколения ПАК ФА проходит государственные испытания. Корпорация “МиГ” также будет делать легкий истребитель пятого поколения». Что именно он имел в виду?

Во-первых, речь идет о легком самолете потому, что такой нужен флоту. Во многом именно по этой причине в США была начата программа истребителя F-35.

Во-вторых, по мнению Рогозина, легкий истребитель имеет более высокий экспортный потенциал, чем тяжелый.

«Небольшие страны с ограниченным бюджетом вполне могут обойтись без тяжелых истребителей подобных Су-30, им вполне подходят МиГ-21, МиГ-29 и возможное продолжение этой линии. Скорее всего, в будущем ситуация вряд ли изменится. К примеру, в данный момент Индия планирует начать сборку ста легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35. При этом нужно отметить, что МиГ-35 скорее можно отнести к истребителям среднего класса», – считает авиаэксперт Владимир Карнозов.

Это означает, что в будущем РСК «МиГ» может заняться созданием именно легкого и, возможно, однодвигательного самолета пятого поколения.

В-третьих, существует уже давно сложившаяся концепция о том, что количество легких истребителей должно превышать количество тяжелых. Это касается ВВС всех крупных стран, в том числе России и США.

Связано это с тем, что использование дорогой и тяжелой машины, которая имеет избыточные возможности, для выполнения определенной задачи не выгодно.

«Много лет назад в США была принята концепция, которая подразумевает наличие в парке 20% тяжелых и 80% легких истребителей. В соответствии с ней были разработаны тяжелый истребитель F-15 и легкий F-16. Похожий подход был принят и Советским Союзом, что привело к созданию пары Су-27 и МиГ-29», – рассказал Карнозов.

Стоит отметить, что это соотношение может меняться в пользу тяжелых машин с большим радиусом действия, что со временем и произошло в странах с большими территориями, такими как Россия и США. В настоящее время соотношение между F-15 и F-16 в ВВС США составляет 1 к 2. Вместе с тем теорию комплементарности тяжелых и легких истребителей пока что никто не оспаривает.

«Легкий истребитель необходим прежде всего для защиты, это не средство нападения. Скорее всего, это будет самолет, который сможет решать те же задачи, что и ПАК ФА, с той лишь разницей, что он будет иметь меньший радиус действия (без дозаправки в воздухе)», – считает военный летчик 1-го класса, Герой Советского союза, депутат Государственной думы Николай Антошкин.

По мнению Антошкина, одна из главных целей программы – создание самолета в том числе для перспективных авианосцев проекта 23000 «Шторм» строительство которых планируется в 2025-2030 годах. Кроме того, этот истребитель может стать более дешевой версией ПАК ФА.

Французские предположения

В феврале 2017 года французский журнал Air&Cosmos опубликовал проекции перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС), разработку которого якобы ведет АО «РСК МиГ». Насколько они соответствуют действительности говорить трудно, так как авторы материала не сослались ни на какие официальные источники.

Судя по изображению, самолет будет иметь аэродинамическую схему «утка». В тексте указана максимальная взлетная масса в 25 тонн и скорость в 1,8 – 2 Маха, дальность полета до 4000 км. В качестве двигателя указан ВК-10М разработки КБ «Климов» с тягой порядка 10 тонн каждый. Напомним, что МиГ-35 имеет максимальную взлетную массу в 29,7 тонны, максимальную скорость 2700 км/ч на высоте и дальность без дозаправки около 3500 км.

Также, по данным автора статьи, прорабатывается и альтернативный вариант самолета с одним двигателем неизвестного типа, которым может быть в том числе и так называемое «Изделие 30», разрабатываемое для истребителя ПАК ФА.

Конкуренция, но не вражда

Важно отметить и еще один аспект, который в 1990-е и 2000-е годы в нашей авиационной отрасли отошел на второй план. В 1992 году на международном авиасалоне «Фарнборо» состоялась пресс-конференция с участием двух генеральных конструкторов Ростислава Белякова (ОКБ им. Микояна) и Михаила Симонова («ОКБ Сухого»). Один из американских журналистов спросил Симонова о том, почему в России не хотят объединить два ведущих истребительных бюро, ведь это, по его мнению, «смогло бы сэкономить много денег для российского народа». Отвечая на этот вопрос, Симонов ответил:

«Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с General Dynamics и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 Eagle… Все это чепуха! Названные самолеты созданы в ОКБ “Сухого” с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!»

Именно конкуренция между этими конструкторскими бюро внутри нашей страны двигала вперед авиационную технику. И то, что в 1990-е годы такая традиция прекратилась, связано с финансовым кризисом и другими аспектами, но не с тем, что самолет фирмы Сухого оказался лучше. Но нужно понимать, что без этого динамичное развитие боевой авиации будет затруднено: соревноваться только лишь с иностранными машинами не всегда правильно, ведь они создаются для ВВС другой страны, которые сами по себе нередко предназначены для других задач, нежели чем отечественные.

Политическая воля

В заключение хотелось бы сказать о трудностях, которые РСК «МиГ» предстоит решать в ближайшем будущем. В 1990-х и 2000-х годах это предприятие испытывало серьезные проблемы, которые касались практически всего: начиная от оснащения новым оборудованием и заканчивая кадровым составом конструкторов и инженеров. За последние годы ситуация в целом изменилась к лучшему, что наглядно показала презентация истребителя МиГ-35, однако многие проблемы остались.

«Коллективу ОКБ им. А.И. Микояна удается довольно успешно заниматься модернизацией самолетов четвертого поколения, однако создание истребителя пятого поколения – существенно более сложная задача, выполнить которую без серьезного укрепления кадрового состава и материальной базы предприятию будет трудно», – считает Владимир Карнозов.

По мнению эксперта, для выполнения этой задачи потребуется воля руководства России, подкрепленная значительным финансированием.

Но одно можно сказать совершенно точно: «РСК «МиГ», равно как и ПАО «Компания Сухой», должна заниматься перспективными разработками и двигаться вперед, ведь аббревиатура «МиГ» продолжает оставаться синонимом понятия «русский истребитель».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: