8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новейший американский звездолет сделан по советским лекалам

Проект «Спираль». Как советский космолет стал американской новинкой

Американская компания Sierra Nevada опубликовала видеоролик последних испытаний многоразового космического корабля Dream Chaser.

Предполагается, что Dream Chaser («Бегущий за мечтой») будет доставлять на околоземную орбиту грузы и экипаж численностью до 7 человек.

Dream Chaser создается по контракту с НАСА для доставки грузов на МКС. Первый полет на орбитальную станцию запланирован на 2020 год.

«Звездные войны» на заре космической эры

Возможно, этот проект не вызвал бы интереса в России, если бы не одно немаловажное обстоятельство: внешний вид, а также ряд технических решений, примененных при строительстве Dream Chaser, повторяют советский проект многоразового космического корабля, который был разработан еще полвека тому назад.

Речь идет о проекте «Спираль», ставшем предтечей куда более известного «Бурана». Вот только предназначение «Спирали» было отнюдь не мирным: этот корабль должен был стать частью не выдуманных, а самых настоящих «звездных войн».

Через три недели после выхода на орбиту первого искусственного спутника Земли Соединенные Штаты начали готовить ответ. Речь шла не о запуске своей «искусственной Луны», а о создании боевого космолета.

X-20 Dyna-Soar задумывался как космический перехватчик-разведчик-бомбардировщик. Помимо ведения разведки, он должен был уничтожать спутники противника и, совершая «нырки» в атмосферу, наносить бомбовые удары по целям на Земле. Разумеется, речь шла о ядерных бомбардировках.

Удар с орбиты

Когда в СССР стало известно, над чем работают американцы, руководство страны поставило задачу создать аналогичный боевой космолет.

Так на свет появился проект, получивший название «Спираль». Космолет должен был выводиться на орбиту при помощи гиперзвукового самолета-разгонщика и ракетной ступени. Посадка была запланирована в режиме обычного самолета.

После формирования общей концепции в ЦНИИ 30 ВВС задание было передано конструкторскому бюро ОКБ-155 Артема Микояна. Руководителем проекта «Спираль» был назначен Глеб Лозино-Лозинский.

Военные хотели получить космолет, решающий сразу несколько задач. Поэтому разработчики предусматривали сразу несколько модификаций космолета: разведчик, перехватчик, космический бомбардировщик.

О последней роли стоит сказать особо. Советский космолет готовили к атакам на авианосные группы потенциального противника. Вооруженный ракетой «космос-земля» с ядерной боеголовкой космолет уже на первом витке должен был атаковать цель. Даже отклонение ракеты от цели на 200 метров обеспечивало гарантированное уничтожение вражеского авианосца.

Создатели «Спирали» готовились и к бою космических аппаратов на орбите. Помимо вооружения, для советского космолета разрабатывалась уникальная капсула, в которой должен был спастись экипаж в случае поражения корабля врагом.

Гениальный «Лапоть»

Проект «Спираль» разрабатывался в условиях, когда компьютерные технологии были далеки от совершенства. Поэтому многие решения, которые сегодня возложены на компьютеры, приходилось искать в других сферах.

Огромную проблему представляло преодоление при спуске плотных слоев атмосферы. Критически важные зоны защитили при помощи специальной теплозащиты, которая потом была доработана уже во время создания «Бурана».

Но этого было мало. В 1960-х годах было практически невозможно управлять спуском так, чтобы набегающий поток воздуха касался только зон, защищенных теплозащитой. И тогда Глеб Лозино-Лозинский предложил оснастить «Спираль» складными консолями крыльев.

Система самобалансировки работала так: в тот момент, когда при спуске с орбиты скорость достигала максимума, консоли треугольных крыльев автоматически складывались, «подставляя» под удар защищенные носовую часть и днище.

Фюзеляж космолета был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперённой треугольной формой в плане.

Кто-то из создателей, взглянув на свое детище, неожиданно сказал: «Вот это лапоть!» Так и повелось: боевой космолет его разработчики нежно называли «Лаптем» или «Космическим лаптем».

Команда Титова: кто должен был пилотировать космические штурмовики

Пока конструкторы разрабатывали космолет, приступили к подготовке его будущие пилоты. В 1966 году в Центре подготовки космонавтов была сформирована группа, работавшая по «теме „Спираль“». Самым известным ее участником стал советский космонавт номер два Герман Титов. Также в группу входили будущие космонавты Василий Лазарев и Анатолий Филипченко.

Работы над космолетом шли трудно. И дело не только в сложности поставленной задачи. Одновременно в СССР реализовывали сразу несколько космических программ, и проект «Спираль» оказался в хвосте очереди на финансирование. Возможно, случилось это потому, что разведка сообщила: американский проект создания боевого орбитального корабля буксует и близок к провалу. К тому же ОКБ-1, которое после смерти Сергея Королева возглавил Василий Мишин, к конкурентам относилось крайне ревниво, убеждая советское руководство в бессмысленности самой идеи орбитального самолета.

В 1969 году в Центре подготовки космонавтов прошла реорганизация, и в группу летчиков, работавших по теме «Спираль», пришла молодежь: Леонид Кизим, Владимир Джанибеков, Юрий Романенко, Владимир Ляхов. Все они побывают в космосе, но пилотами «Спирали» не станут.

Как «Спираль» поменяли на «Буран»

С 1969 года в рамках проекта начались запуски суборбитальных аппаратов-аналогов БОР (Беспилотный орбитальный ракетоплан). Три модификации аппаратов БОР представляли собой модели в масштабе 1:3. Было проведено семь запусков, из которых полностью успешными оказались два.

В 1973 году отдел отряда космонавтов, работавший по проекту «Спираль», расформировали в связи с закрытием проекта.

Парадокс, однако, заключается в том, что в это время в правительственных кругах уже обсуждался вопрос о необходимости создания в СССР многоразовой космической системы.

В 1976 году министр обороны СССР Дмитрий Устинов утвердил тактико-техническое задание на разработку такой системы. А необходимость объяснялась тем, что еще раньше такие работы были начаты. в США. Спустя десятилетие ситуация повторялась в точности, только теперь программа «Энергия — Буран» должна была стать ответом на программу «Спейс шаттл».

Для работ по проекту было создано научно-производственное объединение «Молния», руководителем которого стал. Глеб Лозино-Лозинский.

«Спираль» же сочли морально устаревшим проектом, не отвечающим последним требованиям времени.

БОР-4: как советский секрет достался американцам

Специалисты, однако, полагают, что многие решения, применявшиеся в «Спирали», были куда удачнее тех, что использовались позднее как американцами, так и нашими конструкторами при создании системы «Буран».

Прототип «Спирали» все-таки побывал в космосе, причем не раз. В 1979 году был создан аппарат БОР-4, представлявший из себя габаритно-весовую модель «Спирали» в масштабе 1:2.

В 1982-1984 годах БОР-4 совершил четыре орбитальных полета. Для печати запуски аппарата были зашифрованы под именами спутников серии «Космос».

После одного из полетов БОР-4 приводнился в Индийском океане, где его поджидали не только советские военные корабли, но и представители ВМС Австралии, которые сделали огромное количество фотоснимков советского аппарата. Снимки были переданы в ЦРУ, откуда перекочевали в НАСА.

Проведя анализ, американские инженеры пришли в восторг: конструктивные решения русских коллег они признали гениальными. Настолько, что сначала они были фактически скопированы в проекте орбитального самолёта HL-20, который не был реализован в девяностых, а теперь перекочевали в Dream Chaser.

Обижаться на янки не стоит. То, что не понадобилось нам, они с успехом используют. Нам же остается только кусать локти и сожалеть об упущенных возможностях.

10 малоизвестных историй времен космической гонки между СССР и США

Холодная война посеяла в сердцах людей не только страх, но и надежду на лучшее будущее. Ведь помимо соперничества в развитии военной сферы, обе стороны – СССР и США – старались повысить свое превосходство над оппонентом и в более мирных сферах, например, в том же космосе. За время с 1957 по 1991 год мы стали свидетелями запуска первой космической ракеты, первого выхода в открытый космос и первых шагов человека на Луне. Человечество, подогреваемое соперничеством между двумя сверхдержавами, достигло таких результатов в научно-техническом прогрессе, о которых ранее никто не мог даже и мечтать. В сегодняшней подборке рассмотрим 10 очень интересных космический историй времен холодной войны.

Нацисты были первыми в космосе

«Впервые мы вышли за пределы атмосферы благодаря нашей ракете», — заявил ученый, радостно вознося бокал вверх.

«Наступает новая эра транспортировки – космическая транспортировка», — сказал в тот день этот ученый.

Этим ученым был Вальтер Дорнбергер. На дворе было 3 октября 1942 года и Дорнбергер был нацистом. Он и его команда наконец завершила работу над баллистической ракетой A-4 (более известной как Фау-2»), впервые в истории запущенной в космос.

Когда нацисты проиграли, их мечты о космических путешествиях канули вместе с ними. Победившие их нации разобрали для себя все технологии и наработки, какие только были. Сталин одних ученых убедил сотрудничать, а кого убедить не смог – буквально заставил. США, в свою очередь, запустили операцию «Скрепка», наняв почти 500 нацистских ученых для того, чтобы те помогли американцам воссоздать ракету A-4.

В обоих случаях разработка новых проектов увенчалась успехами. Началась космическая гонка, было сформировано аэрокосмическое агентство NASA, которое фактически было основано прощенными США нацистскими учеными.

СССР и США спорили за право владеть космосом

Когда Америка решила запустить свою первую ракету на орбиту Земли, президента Эйзенхауэра мучил один вопрос. На суше и воде границы государств можно четко обозначить, но никто никогда не задумывался о том, как эти границы обозначать, если речь идет о высоте. Если бы американский космический зонд оказался над советским воздушным пространством, то этот инцидент мог бы привести к настоящей войне.

Поэтому Эйзенхауэр начал борьбу за так называемую «свободу космического пространства». Согласно составленному меморандуму, все, что находится на высоте 100 километров над уровнем моря, должно относиться к «космическому пространству» и не принадлежать ни одной из наций.

С такой формулировкой не согласились в СССР. Советское правительство хотело, чтобы эта граница находилась гораздо выше.

В конце концов, Эйзенхауэр добился своего, но проиграл в техническом плане. На орбиту Земли первым вышел именно советский аппарат – «Спутник-1». Разумеется, в какой-то момент этот аппарат пролетал и над воздушным пространством Америки, поэтому у СССР не оставалось выбора, как подписать соглашение. Все дело в спутниках-шпионах, которые и американцы, и русские хотели иметь на околоземной орбите.

Читать еще:  Армения получила оружие, которого нет у России!

США и Россия договорились не наносить ядерные удары по Луне

Как только космические запуски стали реальностью, каждую научно-фантастическую историю на Западе стали рассматривать как реальную возможность. Среди американского правительства начинает нарастать истерия по поводу возможного развития событий, при котором Россия может начать ядерную бомбардировку Луны.

Две нации подписывают «договор о космосе». Основная часть документа связана с обещаниями свободного и мирного покорения и исследования космоса. Одна из частей договора связана с Луной. В ней говорится, что наш естественный спутник не должен представляться в качестве площадки для размещения военных баз. На Луну нельзя посылать солдат, проводить там военные учения. Кроме того, описывается запрет размещения ядерного или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли.

Помимо этого, страны-участницы договора обязуются не производить ядерную бомбардировку Луны. Даже ради любопытства.

В СССР создали космический лазерный пистолет

В Стране Советов разрабатывали не только космические ракеты. СССР с точки зрения Запада не просто стремился попасть в космос – он хотел побеждать во всех космических сферах и вопросах, в том числе и связанных с возможными космическими конфликтами. По этой причине был создан космический лазерный пистолет, нелетальное оружие, предназначавшееся для поражения чувствительных оптических приборов возможного противника как в закрытых условиях космического аппарата, так и в открытом космосе в ближнем бою без риска повредить обшивку и неоптическое оборудование.

В конце концов проект закрыли. Сейчас один из экземпляров советского космического лазерного пистолета хранится в экспозиции Музея истории военной академии РВСН имени Петра Великого.

В космос люди все же летали вооруженными. Например, полуавтоматический пистолет – просто на всякий случай — брал с собой Юрий Гагарин, первый человек, летавший в космос. Американцы в этом плане тоже не отставали. Точнее, в техническом плане они как раз отставали, так как брали с собой обычные охотничьи ножи, видимо, не подозревая о возможности лазерных перестрелок.

СССР и США могли полететь на Луну вместе

Какое-то время СССР вел в каждой отдельно взятой сфере космической гонки, но ближе к середине 60-х советская сверхдержава начала сдавать позиции. В 1963 году в рамках кооперативной программы Советская академия науки пригласила ученых из NASA для обмена опытом. Ученые из NASA тогда пришли к выводу, что СССР решил отказаться от планов по отправке человека на Луну.

На тот момент президент США Кеннеди такому выводу не поверил, но тем не менее задумался. Вскоре после этой поездки он выступил с предложением о совместной работе двух наций.

«Предпосылки для нового сотрудничества есть. Среди возможностей я включаю совместную экспедицию на Луну», — отметил тогда президент США.

Если верить сыну Хрущева, лидер СССР был готов согласиться на такой уровень сотрудничества. Однако Кеннеди вскоре убили, а пришедшему на его место Линдону Джонсону Хрущев не доверял. Как только у США появился новый президент, от планов по совместному покорению Луны тут же отказались.

Во время исторической высадки на Луну на спутник упал советский космический зонд

Во времена космических миссий «Аполлон» советская сторона решила прибегнуть к другому плану. СССР хотел отправить на Луну роботизированный зонд и собрать образцы лунного грунта. Этим аппаратом должна была стать «Луна». Конкретно аппарат «Луна-15» отправился к спутнику Земли за три дня до запуска «Аполлона-11».

Обе страны обменялись своими полетными планами, чтобы избежать риска столкновения космических кораблей. Примечателен тот факт, что на самом деле СССР скрывал планы и задачи космического зонда «Луна-15», но все же поделился с Америкой информацией о том, куда аппарат отправляется, чтобы избежать возможного столкновения при полете и посадке.

В то время как Нил Армстронг и Базз Олдрин делали свои первые шаги на Луне, советский зонд спускался на поверхность естественного спутника. Аппарат разбился о лунную гору при посадке и был полностью уничтожен.

Нил Армстронг привез на Луну одну из медалей Юрия Гагарина

Перед полетом на Луну между Нилом Армстронгом, Баззом Олдрином и женой Юрия Гагарина состоялся разговор. Первый человек, побывавший в космосе, погиб годом ранее, и его жена попросила астронавтов об одной вещи: отвезти на Луну одну из памятных медалей погибшего мужа. Просьбу эту астронавты выполнили, оставив на Луне, помимо прочих медалей и именных табличек других космонавтов и астронавтов, медаль Гагарина.

В рамках миссии «Аполлон-15» состоялась аналогичная церемония. Команда космического корабля привезла с собой на Луну табличку с именами каждого астронавта и космонавта, погибшего по тем или иным причинам. Астронавты таким образом отдали дань уважения и почтения тем людям, так или иначе благодаря которым они сейчас находятся на Луне. Астронавт Дэйв Скотт позже рассказал центру управления космическими полетами, что в рамках миссии двигался за луноходом и тайно уронил табличку и небольшую фигурку с подписью «Павшему астронавту».

СССР отправился на спасение команды экипажа «Аполлон-13»

Миссия «Аполлон-13» провалилась. Топливные ячейки служебного модуля взорвались, унеся с собой в космос половину запасов кислорода. Команде миссии ничего не оставалось, как развернуть аппарат и постараться вернуться обратно на Землю живыми.

Советский Союз узнал об этом инциденте и был готов помочь. Когда американский аппарат начал входить в атмосферу Земли, в СССР посчитали, что волны советских радиолокационных станций могут негативно повлиять на экстренную посадку. Поэтому было принято решение отключить абсолютно все радиоканалы, использующие с «Аполлоном-13» одну частоту.

В Тихий и Атлантический океаны вышло несколько советских кораблей, готовых к проведению экстренных спасательных операций. В конце концов модуль с экипажем был подобран американским судном.

Последняя миссия «Аполлон» проводилась вместе с СССР

СССР и США никогда не летали на Луну вместе, однако сотрудничество в космическом пространстве между двумя державами было. В 1975 году мечта президента Кеннеди стала реальностью. Последняя миссия «Аполлон» оказалась совместной, и в ее рамках производилась стыковка с советским космическим кораблем «Союз».

Два космических корабля стартовали с интервалом 30 минут. Через двое суток произошла стыковка. В течение последующих двух суток команды обоих кораблей проводили совместные научные эксперименты, после чего, отстыковав аппараты, вернулись обратно на землю.

Для более эффективного общения перед полетом обе команды учили языки друг друга. Каждый советский космонавт учил английский, а каждый американский – русский язык.

СССР и США рассматривали совместную миссию на Марс

После того как американцы высадились на Луне, Горбачев выразил желание в проведении серии совместных непилотируемых космических миссий, ключевой задачей которой являлась отправка космического аппарата и исследование Марса к 2000 году. Идея нашла поддержку в обеих странах, и американские конгрессмены даже написали президенту Рейгану, призывая его к согласию.

В 1988 году американская сторона сделала первый шаг к реализации этого плана. Они согласились помочь советской стороне провести запуск космического аппарата к Марсу в 1994 году. Однако в течение нескольких дней от этой идеи было решено отказаться. Рейгана беспокоили лишние финансовые затраты. А затем США вообще перестали рассматриваться СССР в качестве основного игрока космической гонки.

На этом дух сотрудничества между двумя странами и закончился. Через несколько лет Советский Союз развалился, а дух соревнования между двумя странами испарился. Таким образом, космическая гонка подошла к своему завершению.

Иногда, после появления новостей о том, что сделано какое-то открытие, касающееся неандертальцев, складывается ощущение, что мы их очень сильно недооценивали. То обнаруживается, что они активно проявляли социальные навыки, то доказываются их умения обрабатывать материалы, то что-то еще. В этот раз новое открытие показало, что они были неплохими кожевниками. Они не просто вырезали из шкур животных […]

Китай снова идет впереди планеты всей — 7 мая управление по космическим пилотируемым полетам страны сообщило об успешном возвращении на Землю космического корабля нового поколения. Тестовый полет продлился почти 3 дня — за это время аппарат оказался на орбите Земли, пробыл там определенное время и приземлился. Космический корабль специально разработали для транспортировки космонавтов на новую орбитальную […]

Прототип корабля Starship под кодовым названием SN4 успешно прошел испытания с одним двигателем Raptor. Прошлые испытания SpaceX проводила в середине апреля — тогда еще прототип SN3 развалился на части во время испытаний под давлением. Компания смогла устранить проблему, Starship SN4 прошел этот тест, а сегодня стало известно, что ракету протестировали с запущенным двигателем. О результатах […]

«Таранить. Приказ Москвы. Передал Дракон»

60 лет назад самолет-разведчик США вторгся в пределы СССР и долетел до Свердловска. От выпущенных по нему ракет погиб советский летчик

  • «Оттепель»

    В 1960 году исполнилось 14 лет знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля, с которой началась холодная война. За эти 14 лет в Советском Союзе произошли серьезные изменения: умер Сталин, началась хрущевская оттепель. Это отразилось и на взаимоотношениях с Западом.

    В 1955 году Москва выступила с призывом остановить гонку вооружений. В 1959 году советское руководство посетило Штаты по приглашению американского президента Дуайта Эйзенхауэра. В ходе визита обсуждались и вопросы разоружения.

    Дебаты Никиты Хрущева и вице-президента Никсона, 1959 г.

    Осенью 1960-го советский лидер Никита Хрущев, выступая на заседании Генеральной ассамблеи ООН, подчеркнул, что никогда ранее гонка вооружений не несла столько угроз миру, как в век ядерного оружия.

    Читать еще:  Финский нож: финка времён второй мировой, ножны, как выглядит, размеры, виды - гвардейская, классическая, складная

    Появилась надежда, что напряженность в отношениях сверхдержав постепенно сойдет на нет. Однако в США такая тенденция нравилась не всем, и особенно — верхушке военно-промышленного комплекса. «Ястребам» было невыгодно улучшение отношений с Советским Союзом — это грозило сворачиванием крупных программ вооружений. Они склоняли главу ЦРУ Аллена Даллеса усилить разведку против СССР. Так родилась операция «Перелет».

    Подготовка

    Для операции был создан специальный самолет Lockheed U-2. Он достигал высоты полета 20–22 км и на этом уровне становился недосягаем для противовоздушной обороны. Более того, на такую высоту не мог подняться ни один истребитель. Скорость Lockcheed — около 750 км/час.

    Цель операции — пролететь от пакистанского города Пешавара до Норвегии над территорией СССР и произвести фотофиксацию промышленных и военных объектов.

    U-2 оборудовали магнитофоном с запасом пленки на восемь часов непрерывной записи. Также на борту был установлен аэрофотоаппарат.

    Пилотировать самолет-шпион доверили сотруднику ЦРУ, капитану Вооруженных сил США в отставке Френсису Гарри Пауэрсу.

    В его экипировку включили широкий ряд предметов выживания: от пистолета и ножа до англо-русского разговорника. Была даже записка:

    «Я американец и не говорю по-русски. Мне нужны пища, убежище и помощь. Я не сделаю вам вреда. У меня нет злых намерений против вашего народа. Если вы мне поможете, то вас вознаградят за это».

    Также Пауэрсу было выдано 3750 советских рублей наличными.

    Операция «Перелет» была назначена на 1 мая 1960 года.

    Примерно за час Пауэрс пролетел 300 миль от Пешавара до СССР. В 5 часов 36 минут по московскому времени он пересек советскую границу. Радары сразу зафиксировали это. Самолет летел на высоте 21 км и не отвечал на запросы. Главком ПВО потребовал немедленно пресечь полет разведчика.

    Но истребители-перехватчики на такую высоту подняться не могли, а ракеты «земля — воздух» были вне зоны полета U-2.

    Шпионский самолет пролетел над космодромом Байконур и направился в сторону Челябинска. Он мог бы лететь дальше по маршруту, но вдруг Пауэрс увидел взлетно-посадочную полосу крупного аэродрома и направил машину в сторону этого объекта, чтобы произвести аэрофотосъемку. Это был аэропорт Кольцово под Свердловском. Для Пауэрса это решение стало роковым.

    Если бы U-2 не стал фотографировать Кольцово, то, скорее всего, ракетчики не достали бы его. Но Пауэрс рискнул.

    Задача — таран

    Советские военные приняли решение сбить самолет-шпион тараном.

    Капитан Игорь Ментюков оказался участником этой истории случайно. В тот день он перегонял высотный перехватчик Су-9 с завода и приземлился в Кольцово. На борту не было вооружения. О приказе идти на таран Ментюков узнал по рации, когда уже сидел за штурвалом «сушки».

    Он даже не успел надеть высотно-компенсационный костюм, и поэтому не смог бы катапультироваться.

    Из воспоминаний Игоря Ментюкова

    «Утром 1 мая, примерно в начале седьмого, нас поднимают.

    По телефону получаю команду: “Готовность номер один!”

    Подумал, погода улучшилась, нас торопят. Взлетел, а мне — направление на Челябинск. Сразу возник вопрос: почему? Чуть позже беспокойство усилилось. Со мной на связь вышел не командный пункт аэродрома, а командующий авиацией армии ПВО генерал-майор авиации Юрий Вовк: “Я — Сокол, 732-й, как меня слышите? Слушайте меня внимательно. Цель — реальная, высотная. Таранить. Приказ Москвы. Передал Дракон”.

    Серьезный, значит, случай, если приказ передает сам Дракон. Отвечаю:

    “К тарану готов. Единственная просьба — не забыть семью и мать. “»

    Но провести таран Игорю Ментюкову так и не удалось. Генерал-майор авиации Юрий Вовк, отдававший команды с земли, не очень хорошо разбирался в пилотировании Су-9. Перехватчик летел значительно быстрее U-2, поэтому обнаружить цель было сложно.

    Кроме того, пилот по приказу сбросил баки с топливом, пока искал цель, затем сжег остатки горючего почти до ноля. Ментюкову пришлось остановить выполнение задачи и тянуть машину до Кольцово.

    После посадки у Ментюкова был разговор с заместителем командующего авиацией войск ПВО генералом Семеновым.

    «Савицкий надеялся на вас, Ментюков, а вы. » — сказал генерал капитану. Евгений Савицкий и был тот самый Дракон — командующий истребительной авиацией войск ПВО.

    И все-таки достали

    Таран не удался. Оставалась надежда на ПВО. Когда U-2 подлетал к Уралу, все самолеты в зоне поражения были посажены на ближайшие аэродромы по команде «Ковер!». По Lockcheed U-2 было выпущено семь ракет.

    Это произошло в 8 часов 53 минуты утра по московскому времени, когда шпион пролетал в районе села Косулино.

    Из воспоминаний капитана Пауэрса

    «Неожиданно я услышал глухой взрыв и увидел оранжевое сияние.

    Самолет наклонился вперед носом, и показалось, что у него отломились крылья и хвостовое оперение.

    Точно я не знаю, в каком положении падал мой самолет, я видел во время падения только небо. Я думаю, что это произошло на высоте приблизительно 68 тысяч футов. примерно в 25–30 милях (40–48 км) южнее Свердловска. »

    Ракета не попала в цель и взорвалась, не долетев до самолета, но ее осколки повредили хвост и крылья U-2. Мощный двигатель, установленный сзади, принял на себя основной конус осколков и защитил летчика от смерти. По инструкции Пауэрс должен был нажать кнопку «взрыв» — самолет самоуничтожался через полторы минуты. За это время пилот должен был успеть катапультироваться.

    Но Пауэрс кнопку не нажал и остался в планирующем самолете.

    На высоте около пяти тысяч метров летчик разбил стекло кабины, выбрался на фюзеляж и прыгнул. Вскоре раскрылся парашют. Машина упала на поле вблизи деревни Поварня.

    По официальной версии, самолет Пауэрса сбил зенитно-ракетный дивизион майора Михаила Воронова (ракета ЗРК С-75).

    Правда, сам Воронов более получаса не докладывал о поражении цели, поскольку был уверен, что промахнулся. Всего было выпущено 14 ракет — не только по U-2, но и по своим самолетам. Когда стало известно об успехе операции, командование ПВО заявило, что по шпиону была пущена только одна ракета. Газеты воспевали советских ракетчиков. Министр обороны СССР Родион Малиновский, отвечая на вопрос о том, почему вражескому самолету вообще дали продвинуться вглубь страны, утверждал, что это было сделано специально: чтобы американец потом не мог сказать, что случайно сбился с курса. Но военные эксперты полагают, что перехватить U-2 наши истребители просто не могли, — он летел на недоступной для них высоте. И если бы Пауэрс не заинтересовался аэропортом Кольцово.

    Холодная война становится холоднее

    5 мая 1960 года на сессии Верховного Совета СССР Никита Хрущев упомянул об инциденте в воздушном пространстве Советского Союза. В ответ американцы сделали заявление, что пилот U-2 сбился с курса, был подбит и погиб.

    7 мая Хрущев дополнил свои слова: «Товарищи, я должен посвятить вас в один секрет. Делая прошлое сообщение, я намеренно воздержался от упоминания о том, что пилот жив-здоров, что у нас имеются обломки самолета. Мы поступили так, потому что, сообщи мы все как было, американцы придумали бы иное объяснение».

    Говорить об улучшении советско-американских отношений было уже невозможно.

    Суд над Фрэнсисом Пауэрсом проходил в Москве. Он признал вину и выразил сожаление, что принял участие в этой миссии.

    из показаний капитана Пауэрса

    «Признаю себя виновным в том, что летел над советской территорией и над заданными мне пунктами по маршруту полета включал и выключал соответствующие рычаги специальной аппаратуры, установленной на борту моего самолета.

    Как я считаю, это делалось для того, чтобы получить разведывательные сведения о Советском Союзе».

    19 августа 1960 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Пауэрса к 10 годам лишения свободы. 10 февраля 1962 года пилота U-2 обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. 2 августа 1977 года Френсис Пауэрс разбился на вертолете.

    Цена человеческой жизни

    В этой шпионской истории был еще один участник — летчик Сергей Сафронов. 1 мая 1960 года он стал жертвой глупости или халатности своих же сослуживцев.

    Сафронов поднялся в воздух на МиГ-19, чтобы сбить U-2. В паре с ним взлетел на таком же самолете Борис Айвазян.

    В 9:15 на радаре одного из дивизионов была обнаружена цель. «Есть цель! Вижу пару в зоне поражения! Что делать?» — доложили на командный пункт. Генерал-майор Иван Солодовников приказал открыть огонь.

    Но находящийся на командном пункте начальник штаба зенитно-ракетных войск ПВО полковник Певный определил, что в воздухе свои. Солодовников возразил: «В воздухе своих самолетов нет». Певный ответил: «В воздухе свои самолеты!» и отложил микрофон командной связи в сторону. «Уничтожить!» — настаивал Солодовников. «Это наши истребители!» — Певный вышел из-за пульта управления. Тогда генерал Солодовников сам взял микрофон и поставил задачу командиру зенитного полка: «Цель уничтожить!»

    Самолет Сергея Сафронова был подбит. Борис Айвазян, заметив пуск ракет с земли, резко бросил самолет и ушел от ракеты.

    К тому времени шпионский самолет уже полчаса как был сбит. Но на командном пункте ПВО об этом не знали.

    Трагедия произошла над Дегтярском (34 километра юго-западнее Свердловска.Ред.) во время первомайской демонстрации. Машина могла упасть на город. По одной из версий, Сафронов был жив и тянул МиГ в сторону леса, после чего катапультировался, но высоты для полного раскрытия парашюта было уже недостаточно.

    Но есть и другая версия. Полковник Анатолий Железнов, прибывший за телом погибшего летчика, вспоминал: «Насчет того, что Сергей катапультировался, — все это бред! Было прямое попадание, его убило с ходу, и приземлился он уже мертвым, тело выбросило из самолета. Так плашмя и лежал, как его придавило. Помню, в морге я руку его взял — как из теста, без костей словно… Он лежал целехонький в высотном костюме.

    Читать еще:  Хранение оружия, огнестрельного и холодного, требования и правила ношения, условия использования, ответственность за незаконное приобретение и сбыт боеприпасов

    Кровь на лице, потому что он упал с огромной высоты, и катапульта сработала от удара о землю».

    Впоследствии было установлено, что ответчик системы распознавания «свой-чужой» на самолете Сафронова был включен, но сама система не была задействована наземными службами ПВО. Генерал-майор Солодовников был отправлен в отставку.

    После работы комиссии из Москвы в штабе зенитно-ракетных войск состоялось партийное собрание с участием члена Военного совета генерала Александра Чубарова. Ракетчики задали ему неприятные вопросы: почему, вопреки запрету, в боевых зонах летали свои истребители? Почему главный виновник гибели летчика Сафронова генерал Вовк ушел на повышение? В то же время полковник Певный, который определил, что в воздухе находятся свои истребители, остался без поощрения. Чубаров не ответил на эти вопросы.

    На следующий день до всех офицеров штаба довели распоряжение генерала: «Запретить критику приказов и распоряжений командования!»

    Евгений Сеньшин, специально для «Новой»

    Спасибо, что прочли до конца

    Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

    В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе – запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

    Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

    В США готовят новый «Шаттл». Космоплан Dream Chaser

    Сегодня в США полным ходом идут работы по созданию новых космических кораблей. Собственные проекты в этой сфере реализует сразу несколько частных компаний. 14 августа 2019 года Sierra Nevada Corporation опубликовала официальный пресс-релиз, согласно которому грузовой космический челнок компании впервые отправится в космос в 2021 году. В качестве средства выведения планируется использовать ракету-носитель Vulcan. Основным отличием нового космоплана Dream Chaser от «Шаттла» и советского «Бурана» будут складывающиеся крылья, что позволит запускать космический аппарат внутри головного обтекателя ракеты-носителя.

    Первоначально новый космоплан Dream Chaser разрабатывался в пилотируемой версии. С помощью челнока американцы рассчитывали доставлять на борт МКС своих астронавтов. Но после аварии в первом полете в 2013 году в сентябре следующего года проект не получил необходимое финансирование от НАСА, выпав из числа участников конкурса Commercial Crew Program, контракты по которому достались компаниям SpaceX и Boeing, предложившим свои варианты пилотируемых космических кораблей Dragon V2 и CST-100 Starliner соответственно. После этого в компании Sierra Nevada Corporation решили переключиться на создание транспортной версии челнока. Именно в таком качестве компания оказалась одним из трех победителей конкурса по второй фазе снабжения МКС Commercial Crew Program 2. В рамках данной программы космопланы Dream Chaser выполнят до 2024 года шесть полетов к борту Международной космической станции.

    В том, что Sierra Nevada Corporation (SNC) реализует свой проект, сомневаться не приходится. Сегодня компания SNC, основанная еще в 1963 году, входит в тройку самых инновационных американских компаний, работающих в космической сфере. Помимо этого SNC хорошо себя зарекомендовала на рынке гражданских, военных и коммерческих решений и является поставщиком высшего уровня для ВВС США, а также одной из наиболее быстрорастущих компаний Америки.

    Sierra Nevada Corporation нашла замену ракете Atlas 5 с российскими двигателями РД-180

    Согласно опубликованному пресс-релизу представители американской компании Sierra Nevada Corporation определись с ракетой-носителем, которая будет использоваться для шести первых запусков космического челнока Dream Chaser (англ. «Бегущий за мечтой») к борту Международной космической станции. Запускать грузовой космоплан будут с помощью ракеты Vulcan, разработкой которой занимается другая американская компания United Launch Alliance (ULA). При этом в компании SNC подчеркивают, что для запуска транспортного космолета может использоваться широкий спектр обычных ракет, которые уже представлены на рынке. К примеру, ранее в качестве возможного носителя рассматривалась ракета Atlas 5, на которую устанавливается российский двигатель РД-180.

    В SNC отмечают, что остановили свой выбор на компании ULA по причине тесного взаимодействия в рамках реализации проекта космоплана Dream Chaser, а также из-за репутации, которой обладает компания United Launch Alliance в частности в сфере безопасности полетов и пунктуальности запусков. ULA – это совместное космическое предприятие, принадлежащее двум гигантам американской промышленности – компаниям «Боинг» и «Локхид Мартин». Совокупное наследие данных корпораций в авиастроении и работах по освоению космоса огромно. Компания ULA, которая была создана в декабре 2006 года, может похвастаться успешным выводом на орбиту более 130 спутников, которые обеспечивают глобальные коммуникации, наблюдение за поверхностью Земли, решают различные научные задачи.

    Для вывода в космос различной полезной нагрузки компанией ULA используются три основных типа ракет-носителей: Атлас-5, Дельта-2 и Дельта-4. При этом оба перечисленных семейства ракет используются американцами уже более полувека. В этом плане ракета-носитель большой грузоподъемности Vulcan придет на смену ракете Атлас-5. Работы над преемником ракеты «Атласа», на первой ступени который устанавливаются двигатель РД-180 российского производства, ведутся в США с 2014 года. Проект новой ракеты создается в рамках государственно-частного партнерств. По планам первый полет новой ракеты-носителя Vulcan должен состояться в апреле 2021 года. В новой ракете на первой ступени будут стоять принципиально новые двигатели американского производства, речь идет о кислородно-метановых двигателях BE-4. Именно использование вместо керосина сжиженного природного газа (метана) в качестве горючего является инновационной особенностью данного ракетного двигателя.

    Уже известно, что новая американская ракета-носитель «Вулкан» будет двухступенчатой. Для вывода на орбиту тяжелых грузов конфигурация ракеты допускает установку до 6 твердотельных боковых ускорителей. Ожидается, что наиболее грузоподъемная версия ракеты Vulcan сможет доставлять на орбиту полезную нагрузку массой до 34,9 тонны. В то же время для отправки в космос корабля Dream Chaser будет использоваться версия ракеты-носителя с 4 твердотопливными ускорителями, двумя двигателями, расположенными на второй ступени и пятиметровым головным обтекателем.

    Космоплан Dream Chaser и его особенности

    Если новая американская ракета пока по-прежнему находится на стадии проектирования и создания первого полетного образца, который будет запущен не ранее 2021 года, то работы над космолетом Dream Chaser продвинулись гораздо дальше. Новый космический аппарат от инженеров компании SNC давно находится на стадии испытаний. Первые летные испытания новинки начались еще в 2013 году, правда первый же полет закончился для аппарата плачевно. При посадке не вышла носовая стойка шасси, и космоплан получил серьезные повреждения. В результате первая успешная посадка космического аппарата на аэродром состоялась только в конце 2017 года.

    Согласно проекту Dream Chaser представляет собой возвращаемый на Землю космический корабль, выполненный по схеме космоплана. При создании нового многоцелевого космического транспортного корабля разработчики использовали конструктивные решения, которые ранее уже реализовывались в конструкции американского космического корабля HL-20 и большой серии предшествующих ему аппаратов, включая X-20 Dyna-Сор, Northrop M2-F2, Northrop M2-F3, Northrop HL-10, Martin X-24A и X-24B, первые из которых начали испытываться еще в 60-е годы прошлого века. Первоначально, планировалось создать пилотируемую версию корабля, рассчитанную на доставку 2-7 астронавтов и грузов на орбиту, но на данный момент работы ведутся по беспилотной версии челнока в грузовом варианте.

    Новый корабль обеспечит возможность доставки грузов на околоземную орбиту и последующее возвращение домой. В отличие от других космических кораблей, которые садятся парашютным способом, новый космический корабль будет совершать посадку по-самолетному на взлетно-посадочную полосу. Планируется, что все шесть запущенных в рамках программы CRS-2 челноков приземлятся в космическом центре имени Кеннеди на полосе, которая была построена для посадки предыдущего космического челнока «Спейс Шаттл».

    Новый американский космический челнок Dream Chaser сможет доставлять на борт МКС до 5500 кг различных грузов, а также возвращать назад на Землю примерно 1750 кг полезной нагрузки. Благодаря возможности совершать посадку на взлетно-посадочную полосу, а не в море, доставленные на Землю грузы с борта космоплана можно будет разгрузить очень оперативно. Это особенно важно для различных научных программ и особенно пригодится при проведении биологических экспериментов. Конструктивно челнок будет состоять из двух частей: непосредственно космоплана и состыкованного с ним дополнительного служебно-грузового модуля, который будет располагаться в кормовой части аппарата. Отличительной особенностью аппарата Dream Chaser будут складывающиеся крылья. Такое техническое решение необходимо для того, чтобы поместить корабль внутрь головного обтекателя ракеты, диаметр которого не превышает 5 метров. Такой способ вывода корабля на орбиту отличает новый космоплан от своего американского предшественника «Спейс Шаттл» и советского «Бурана».

    Стоит отметить, что в Советском Союзе разрабатывался схожий по конструкции и способу запуска космический аппарат, известный как БОР-4 (беспилотный орбитальный ракетоплан) или Космос-1374. Это был экспериментальный беспилотный космический аппарат, представлявший собой уменьшенную в масштабе (примерно 1:2) копию орбитального самолета «Спираль». В СССР с 1982 по 1984 год было осуществлено 6 успешных запусков данного космического аппарата, в которых корабль выводился на различные орбиты высотой до 225 км. Аппарат, отличающийся скромными размерами, как и современный американский космоплан Dream Chaser, выводился на орбиту внутри головного обтекателя ракеты-носителя. Проведенные в СССР испытания и эксперименты в рамках программы «БОР-4» позволили окончательно решить все имеющиеся проблемы теплозащиты «главной звезды» советской космической программы – орбитального корабля-ракетоплана «Буран».

    Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: