22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новые носители «Калибров»

Новые носители «Калибров»

За 2016 год российский флот пополнился одиннадцатью боевыми кораблями. Фактически наша промышленность выполнила больше заказов – одна подлодка ушла на экспорт.

Одиннадцать боевых надводных и подводных кораблей за год – много или мало? С одной стороны, меньше, чем в предыдущие два года. С другой – все же больше, чем строилось в начале этого десятилетия и в течение всего прошлого. Американцы за 2016-й обзавелись всего шестью новыми боевыми единицами, правда, все они серьезного водоизмещения. Китайцы спустили на воду кораблей больше, чем мы, они также заняты перевооружением и спешат заменить списанные борта.

Несмотря на наметившуюся с 2014 года тенденцию уменьшения числа построенных кораблей, 2016-й меж тем сохраняет серьезный показатель суммарного водоизмещения реализованных проектов, то есть мы спускаем на воду крупные образцы.

Посмотрим, чем именно разжился российский флот.

«Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен»

Долгожданные сторожевики дальней морской зоны или, как их начали называть на зарубежный манер, фрегаты рождались в вихре споров.

Изначально флот ждал на перевооружение совсем иные корабли – проекта 22350: достаточно крупные для класса фрегатов, современные, мощные. Однако, как часто бывает на любом флоте (что особенно заметно на примере американского «Замволта»), новый проект запускается в серию дольше и тяжелее, чем на это рассчитывают.

Поэтому пока наша промышленность осваивает перспективные многоцелевые фрегаты, было решено запустить в производство что-нибудь соизмеримое по боевым качествам, но более знакомое. В результате на свет появился проект 11356 – модернизированный вариант экспортного «Тальвара», который наша промышленность с успехом изготавливала для Индии. Он же в свою очередь является переработанным сторожевиком проекта 1135 «Буревестник».

Построенные «Адмиралы» взяли от предшественников лучшее, в первую очередь корпус, который снискал себе добрую славу за хорошие мореходные качества и обитаемость.

Зато вооружение и электронная начинка у корабля новые, даже надстройка трансформировалась, подчиняясь современным требованиям снижения заметности. Изменилось и предназначение корабля, теперь это многофункциональный боец, способный бороться с любыми вызовами. Его основное оружие – универсальный корабельный стрельбовый комплекс на восемь ячеек, которые могут быть заполнены ракетами славного семейства «Калибр» на выбор.

Универсальный характер корабля подчеркивает 100-мм скорострельная АУ, способная вести эффективный огонь как по морским, так и по наземным, воздушным целям. Это самая скорострельная в мире пушка такого калибра, за минуту выпускает 80 снарядов на расстояние 20 километров.

За ПВО средней дальности отвечает ЗРК «Штиль-1» – 36 ракет в ячейках вертикального пуска. Серьезный арсенал позволяет не мелочиться и наводить на цель до трех ракет, гарантированно приводняя все, что летает со скоростью ниже трех километров в секунду и на дальности до 70 километров.

Ближнюю ПВО берут на себя две зенитные артустановки АК-630. Шесть 30-мм стволов со скорострельностью четыре-пять тысяч выстрелов в минуту призваны искрошить цель в пыль.

Для борьбы с подлодками и торпедами имеются два 533-мм ТА и проверенная временем бомбометная установка РБУ-6000.

На корме оборудованы взлетно-посадочная площадка и ангар для корабельного вертолета.

Сторожевики оснащены новым навигационным оборудованием, двумя РЛС и радиоэлектронным вооружением.

Экипаж, кроме 180 моряков и офицеров, включает еще и 20 морских пехотинцев, что серьезно увеличивает возможности фрегатов.

При полном водоизмещении чуть больше четырех тыс. тонн корабль способен развивать скорость до 30 узлов. При запасе хода 7800 километров сторожевик обладает богатыми возможностями по работе в морской акватории.

К двум уже стоящим на страже «Адмиралам» в этом году, судя по всему, присоединится «Макаров», проходящий госиспытания.

В общем и целом весьма добротные сторожевики, способные выполнять широчайший спектр задач, при относительно скромной стоимости 13 миллиардов рублей за штуку. Жаль, что из-за срыва поставок газотурбинных энергетических установок с Украины под вопросом не только продолжение серии, но и судьба уже заложенных кораблей.

«Великий Новгород», «Колпино»

Это знаменитые «Варшавянки» доработанного проекта 636.3. Переданные флоту в прошлом году подлодки довели их черноморскую группировку до шести единиц. Мощная сила, учитывая отличные характеристики этих субмарин. На Западе они получили прозвище «Черная дыра» за крайне низкую шумность, сопоставимую с фоном моря.

«Варшавянки» способны обнаружить цель гораздо раньше, чем будут замечены сами. В четырех из шести ТА заряжены ПКР «Калибр», на борту – 18 торпед.

Подлодки имеют солидное подводное водоизмещение – почти четыре тысячи тонн. Развивают скорость 17 узлов и способны уйти на 300-метровую глубину.

Стоит каждая около 16 миллиардов рублей. Хорошая цена, особенно если учесть, насколько опасными могут быть для противника вооруженные «Калибрами» бесшумные «Варшавянки» в Черном море.

Морской тральщик «Александрит»

Головной корабль «Александр Обухов» проекта 12700 должен положить начало многочисленной серии судов различного назначения. Минные тральщики не самые интересные корабли, как может показаться. У них слабое и незначительное вооружение: одна зенитная артустановка АК-630, восемь ПЗРК «Игла» и 14,5-мм пулемет для самообороны.

Но сила этого корабля в другом. Во-первых, разнообразное радиоэлектронное вооружение. Во-вторых, цельный монолитный корпус из стеклопластика. Никто в мире корпусов такого размера делать не умеет. Нам пришлось создать новое производство для применения подобных технологий.

Корпус «Александра Обухова» немагнитный, негниющий, более прочный и легкий. Как раз то, что нужно для корабля, чья главная задача – ловить мины и не пойти от их случайного подрыва на дно.

«Александр Обухов» – представитель противоминной обороны нового поколения. При эксплуатации будут обкатаны технологии, относящиеся к тралению, изучена специфика корпуса из стеклопластика. Думается, что если все пойдет хорошо, мы имеем все шансы увидеть самые разнообразные боевые корабли водоизмещением до тысячи тонн с использованием такого материала при изготовлении корпуса.

Поскольку это головной корабль, о стоимости серийных последователей говорить рано.

Этот сторожевик проекта 22100 «Океан» поступил не в ВМФ, а в погранслужбу ФСБ. Но на место в нашем обзоре это не должно влиять. 2700 тонн полного водоизмещения, крейсерская скорость 20 узлов, дальность хода почти 20 тысяч километров при автономности 60 суток делают проект уникальным.

Имя головного корабля – «Полярная звезда» – говорит само за себя. Ему не страшны льды толщиной до 80 сантиметров, при этом корабль может с комфортом ходить и в тропиках.

Вооружение скромное, но универсальное: 76,2-мм артустановка АК-176М, способная вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям, два 14,5-мм пулемета. Но, похоже, «Полярная звезда» создана не только для боя – ее взлетно-посадочная площадка и ангар позволяют принять поисково-спасательный Ка-27. На борту также имеются быстроходные катера и разведывательный беспилотник.

У проекта наверняка большое будущее.

Сторожевики пограничной службы (проект 22460) имеют водоизмещение 630 тонн, скорость 30 узлов и впечатляющую дальность 5600 километров при экономном ходе. Ломают лед толщиной до 20 сантиметров. Добавим двухмесячную автономность плавания экипажа из 24 человек, станет понятно, что это весьма способный «Охотник».

Вооружение – зенитная АК-630, два 12,7-мм пулемета «Корд». При желании на борту размещается пусковая установка ракетного комплекса «Уран» и 57-мм АУ А-220М.

Кроме того, на сторожевике прописан разведывательный беспилотник, есть взлетно-посадочная площадка, способная принять вертолет типа «Ансат» или Ка-226, имеется слип для спуска катера.

Наша береговая охрана уже приняла девять таких кораблей, а всего запланировано 30 единиц. Каждый стоит предположительно 2,52 миллиарда рублей.

Два катера проекта 21980 «Грачонок»

«Юнармеец Заполярья» и его собрат стали первыми катерами проекта «Грачонок», вошедшими в состав Северного флота. Всего же в российском флоте уже 12 таких катеров.

Их стандартное водоизмещение – 139 тонн, а полная скорость – только 23 узла. Но выполняемая задача меж тем не становится менее важной – защищать более крупных собратьев от диверсионных атак. Из классического вооружения на катере только тумба с 14,5-мм пулеметом да четыре ПЗРК «Игла», зато хватает нестандартного: кроме разнообразного радиоэлектронного имеются два подводных аппарата для осмотра дна на глубинах до 300 метров, а также противодиверсионный десятиствольный гранатомет. Отметим и водолазный комплекс с барокамерой, а также кран-манипулятор.

Как видим, катера достаточно оборудованы, чтобы не только находить и обезвреживать диверсантов, но и выполнять широкий спектр задач.

Стоимость «Грачонка» – 911 миллионов рублей.

Сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»

Этот участник нашего списка не имеет имени, потому как слишком мал – всего 57 тонн полного водоизмещения. Типичный быстроходный катер, развивающий скорость 50 узлов. Вооружен пулеметом 14,5 миллиметра, но также на нем может быть размещен ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К». В этом случае судно обзаведется четырьмя противотанковыми ракетами и 30-мм артустановкой АК-306 для борьбы с воздушными и надводными целями.

Из 30 запланированных 22 уже построены.

Виды на экспорт

Еще один фрегат проекта «Буревестник» – «Адмирал Бутаков» спущен на воду без силовой установки: ее отказались поставлять украинские производители. На сегодня не решено, будет ли этот корабль, как и два других, заказанных Минобороны, достраиваться для отечественного ВМФ или уйдет в Индию. Пусть «Адмирал Бутаков» и не вошел в состав флота, его все же следует записать в зачет нашей оборонной промышленности.

Стоимость кораблей для ВМФ РФ (млрд руб.)

ДЭПЛ проекта 636.1 (одна из модификаций «Варшавянки») построена для ВМС Вьетнама. 20 января этого года «Бариа-Вунгтау» доставлена в порт назначения Камрань.

Невооруженная морская мелочовка обычно не интересует широкую публику. Однако без вспомогательных судов флота не бывает.

Самыми большими (водоизмещение – 2000 тонн) оказались пять самоходных плавучих кранов, выполненных по проекту 02690. Чуть меньше опытовое судно «Виктор Чероков» (1900 тонн). Оно было заложено еще в 2007 году, но в 2010-м строительство приостановили из-за ошибок в проекте, вернулись к нему только в 2015-м. «Виктор Чероков» будет использоваться для испытания минно-торпедного и гидроакустического вооружения.

В 2016 году встали в строй три спасательных буксира двух проектов (около 1200 тонн). Остальные корабли водоизмещением до 300 тонн. Это рейдовый буксир, два гидрографических катера, столько же аварийно-спасательных плюс катамаран того же назначения, пограничный дебаркадер. Итого – 16 вспомогательных судов.

Кроме строительства новых кораблей, мы каждый год занимаемся модернизацией и ремонтом старых.

После пятилетнего отсутствия снова в строю ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант», блистательный «Маршал Устинов». Это уже третий его ремонтный отпуск с момента принятия в состав флота в 1986-м, но, пожалуй, самый серьезный. Крейсеру привели в порядок корпус, отремонтировали винторулевые механизмы, силовую установку, общекорабельные системы, заменили электронную начинку и РЭВ. Говорят, теперь это совершенно новый корабль в том же корпусе, впрочем, с прежним набором вооружения.

Вернулся в строй и флагман Каспия, сторожевой корабль «Татарстан» (проект 11661 «Гепард»). Кроме обычного ремонта сторожевик обзавелся новой РЛС «Галс», которая серьезно повысила его боевые возможности.

АПЛ «Кузбасс» проекта «Щука-Б» мы ждали долгие семь лет. Ремонт океанского монстра водоизмещением 12 тысяч тонн несколько затянулся, но дело того стоило. По оценке американского издания National Interest, подлодки проекта «Щука-Б» входят в пятерку самого опасного российского оружия.

Ракетный подводный крейсер «Подмосковье» ушел в ремонтный док еще в далеком 1999 году, а в 2016-м вышел на испытания, но уже в качестве носителя сверхмалых подводных лодок. «Подмосковье» ждет славное опытное и научное будущее. Возможно, крейсер станет прародителем подводного флота нового поколения.

Итого – четыре модернизированных корабля с весьма серьезным совокупным водоизмещением.

Российский флот активно перевооружается, хотя, возможно, и не теми темпами, как надо бы. Жизнь корректирует планы. В нашем случае это превращение Украины во враждебное государство и как следствие – сдвиг сроков сдачи некоторых кораблей по причине разрыва контрактов на поставку труднозаменимого оборудования. Сказываются и санкции Запада: бюджет страны не резиновый, а его ресурсы в последние два года понадобились на новых, неожиданных направлениях.

Читать еще:  ИЛ 214, характеристики самолета, последние новости проекта, российско-индийский продукт, история создания и мнение экспертов

Тем не менее корабли спускаются на воду, закладываются новые, возвращаются с модернизации старые. Ведь пока мы не закончим перевооружение, старичкам придется нести свою вахту.

«Калибр» российского ВМФ тянет на локальную войну

Существующие темпы производства КРМБ не позволяют нам и мечтать о «быстром глобальном ударе»

В Национальном центре управления обороной страны состоялся Единый день приёмки военной продукции. Как отметил на нем министр обороны Сергей Шойгу, за второй квартал нынешнего года в войска поставлено свыше 600 новых и 300 отремонтированных образцов вооружения, военной и специальной техники. В их числе — бригадный комплект ОТРК «Искандер-М», 11 самолётов и 6 вертолётов, многоцелевой сторожевой корабль «Совершенный», 60 крылатых ракет морского базирования (КРМБ) «Калибр».

Поставка флоту КРМБ «Калибр» заслуживает отдельного внимания. Широко освещаемые в СМИ пуски этих новейших российских крылатых ракет по целям в Сирии вызвали к ним повышенный интерес во всем мире. Главным образом потому, что стало очевидным: ВМФ России впервые получил высокоточный инструмент эффективного неядерного сдерживания, аналог знаменитых американских «Томагавков». Неудивительно, что отечественные флотоводцы теперь стараются массово, как выразился известный военный эксперт Александр Мозговой, «калибризовать» отечественный ВМФ. То есть — оснастить таким оружием практически все строящиеся и проходящие глубокую модернизацию боевые корабли.

Ракеты «Калибр» уже получают или вскоре получат малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М», которых в планах Минобороны — не менее 10 единиц. Еще — малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт» (запланировано 18 единиц). Каждый такой корабль оснащается универсальной пусковой установкой на 8 ракет.

В отрасли вознамерились зачеркнуть 20 лет работы над одним из самых амбициозных проектов

Также — три фрегата проекта 11356 (и еще три пока недостроенные из-за отказа Украины поставлять двигатели). Далее — фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков» (по 16 ракет). Запланировано построить восемь таких кораблей.

После модернизации возможность применения до 80 «Калибров» получит каждый из тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан» (запланирована модернизация трех таких кораблей). Первый из них, «Адмирал Нахимов», давно у заводской стенки в Северодвинске.

Что касается подплава, то по четыре «Калибра-ПЛ» уже несут шесть дизель-электрических лодок проекта 636.3 «Варшавянка» Черноморского флота. В перспективе — столько же и такие же создадут для Тихоокеанского флота.

Далее: в составе ВМФ планируется иметь шесть многоцелевых атомных субмарин проекта 885 «Ясень». Головной корабль — «Северодвинск» уже на Севере, он может нести на борту до 32 таких ракет.

Кроме того, глубокую модернизацию должны пройти несколько подводных лодок третьего поколения проекта 949АМ. Их совершенствование предполагает установку на каждый такой атомоход до 72 «Калибров».

В итоге, при самом оптимистичном сценарии ввода в строй всех перечисленных кораблей, через десятилетие Россия будет располагать в океане возможностями произвести суммарный залп из 1,5 тысяч новейших высокоточных крылатых ракет. И вот здесь возникает вопрос: достаточно ли существующих темпов производства российских «Томагавков», чтобы установить их на все перечисленные корабли?

60 «Калибров» за минувшие три месяца (если, конечно, допустить, что это будет постоянный темп производства и закупок) — это 240 ракет в год. Много или мало? Учитывая, что определенный боезапас для возможных военных кампаний должен быть всегда на складах и в корабельных пусковых установках, какое-то количество регулярно будет расходоваться на учебных и испытательных стрельбах? Если принять все это во внимание, выходит, что КРМБ мы пока выпускаем совершенно недостаточно.

Понятно, что это хорошо понимает командование. Меры к наращиванию темпов производства принимаются. Это доказывает следующий факт. Ровно год назад, в июле 2016-го, начальник Главного управления вооружения ВС России Анатолий Гуляев заявлял, что военные получили за первое полугодие 47 ракет для комплексов «Калибр». За полугодие, не за три месяца, как сегодня! Так что наращивание темпов налицо. Но достаточно ли и этого?

— Крылатые ракеты морского базирования американцы активно применяли во всех военных конфликтах последнего времени — в Ираке, Югославии, Афганистане, Ливии. Причем, довольно охотно — количество пусков измерялось сотнями, — говорит член корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук (РАРАН), капитан 1 ранга запаса Константин Сивков. — Скажем, в Ливии в ходе первого удара применено 112 ракет, которыми уничтожено 20 из 22 важнейших объектов противника. В ходе войны в Ираке американцы израсходовали более тысячи ракет.

Сколько времени потребуется нам для приобретения таких же боевых возможностей при существующих темпах производства ракет екатеринбургским ОКБ «Новатор», который только в 2015 начал модернизироваться? Думаю — десятилетия. А ведь эти ракеты, как и любое высокоточное оружие, довольно дорогие. Российским ВС нужно решать эти вопросы в ближайшее время, поскольку для эффективного противодействия США нужно иметь около 4000 крылатых ракет разного типа.

В свое время Хрущев сказал, что «мы печем ракеты как сосиски». Теоретически закупка и высокоточного вооружения должны быть массовой, а не штучной, замечает преподаватель Военного университета Министерства обороны Владимир Карякин.

— Озвучиваемые темпы оснащения флота «Калибрами» подразумевают возможность ведения только локальных конфликтов. Понятно, что эти ракеты крайне дороги, а «цена» поражаемого объекта более-менее должна быть соизмерима со стоимостью ракеты. Когда в СМИ пафосно сообщают, что «Калибры» поразили пункт управления боевиков, который, по сути, представляет собой стол с картой и рацией, то единственное объяснение такому применению, не считая первых пусков, которые носили выраженный политический оттенок, — дальнейшая проверка ракеты в боевых условиях и отработка взаимодействия моряков надводного и подводного кораблей.

С другой стороны, разговоры о нашем «быстром глобальном ударе» в случае вооруженного конфликта с США — это миф. Поскольку для его осуществления нужно огромное количество сил и средств, которых нет даже у американцев. А тем более — нет у нас.

Кроме того, российские ВС располагают широкой номенклатурой иных сдерживающих средств. В их числе, например, береговые ракетные комплексы, ракеты воздушного базирования. Не говоря уже о ядерном оружии, которое не допускает возникновение войны между серьезными противниками.

Установка на надводные и подводные корабли соответствующих ракетных комплексов не означает, что ставиться цель полной загрузки всех ячеек пусковых установок, говорит бывший руководитель Информационно-аналитического центра Минобороны России, заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев.

— Высокоточное оружие — это дорогое удовольствие, и намерения оснащения многих кораблей «Калибрами» увязаны с экономическими возможностями страны. Даже американцы после ударов по Ливии сетовали на их стоимость. А нам и подавно надо думать не только о Вооруженных силах, а о социальной сфере, здравоохранении. Мы и так в ущерб развитию страны сейчас проводим перевооружение, потому что в 90-е и «нулевые» такой возможности не было.

Да, американский эсминец типа «Арли Берк» имеет универсальную пусковую установку Mk41 с 96 ячейками для КРМБ. А каждый из крейсеров типа «Тикондерога» — 122 ячеек. Но в них могут быть загружены не только ударные, но и зенитные ракеты. В отличие от УКСК 3С14 на наших кораблях, заряжаемых только ударными «Калибрами» и «Ониксами».

— Оснащение носителей «Калибрами» растянуто по времени. Тем более что универсальный стрельбовый комплекс на некоторых надводных кораблях также может применять крылатые ракеты «Оникс», — отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Да и прямо скажем, не всегда корабли имеют полный боекомплект. Здесь гнаться за американцами не стоит. Просто потому, что у российского ВМФ нет столько носителей, а нынешние закупки, в принципе, покрывает количество кораблей, способных применять «Калибры».

Скажем, в ходе модернизации по проекту 949АМ лодки должны получить внушительный боезапас. Но это далекая перспектива, потому что пока не сделано ни одной такой субмарины.

В Багдаде надеются, что наши солдаты вслед за Сирией и их страну спасут от развала

Как ни странно, на кораблях в советское время практически не было ударного вооружения, способного поражать наземные цели. Были гигантские противоавианосные корабли с ракетами «Гранит» 949-го проекта, другие носители. Но только противокорабельных крылатых ракет. И уже в России пришло понимание того, что это — странно. Отсюда появились «Калибры» как некий ответ на «Томагавки». Которые теперь начали ставить повсюду, замечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

— Более того, получилось, что мы вроде как лучше американцев, потому что у них КРМБ стоят на больших кораблях, а у нас — на всех подряд. Что касается скорости, с которой флот получает «Калибры», то тут — смотря для чего. «Быстрый глобальный удар» имеющимся арсеналом никак не нанесешь. А для решения ограниченных задач, вроде тех, что в Сирии — даже и этого достаточно.

Американский боезапас только флотских тактических «Томагавков» оценивается в 3,5 тысячи единиц. Из них, к примеру, 59 штук, то есть 1/60 они выпустили по сирийской авиабазе Шайрат, добившись непонятно чего, но явно не военного характера.

На самом деле ни американские, ни наши ракеты всерьез никогда не проверялись. Потому что стрельба велась против противников, которые ничего всерьез противопоставить и не могли. Допускаю, что российские и американские военные были бы не прочь повоевать друг с другом где-нибудь на нейтральной территории типа Сирии, чтобы проверить самих себя. Но поскольку всегда остается возможность неконтролируемой эскалации, то, конечно, лучше этого избегать.

Новые носители «Калибров»

За 2016 год российский флот пополнился одиннадцатью боевыми кораблями. Фактически наша промышленность выполнила больше заказов – одна подлодка ушла на экспорт.

Одиннадцать боевых надводных и подводных кораблей за год – много или мало? С одной стороны, меньше, чем в предыдущие два года. С другой – все же больше, чем строилось в начале этого десятилетия и в течение всего прошлого. Американцы за 2016-й обзавелись всего шестью новыми боевыми единицами, правда, все они серьезного водоизмещения. Китайцы спустили на воду кораблей больше, чем мы, они также заняты перевооружением и спешат заменить списанные борта.

Несмотря на наметившуюся с 2014 года тенденцию уменьшения числа построенных кораблей, 2016-й меж тем сохраняет серьезный показатель суммарного водоизмещения реализованных проектов, то есть мы спускаем на воду крупные образцы.

Посмотрим, чем именно разжился российский флот.

«Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен»

Долгожданные сторожевики дальней морской зоны или, как их начали называть на зарубежный манер, фрегаты рождались в вихре споров.

Изначально флот ждал на перевооружение совсем иные корабли – проекта 22350: достаточно крупные для класса фрегатов, современные, мощные. Однако, как часто бывает на любом флоте (что особенно заметно на примере американского «Замволта»), новый проект запускается в серию дольше и тяжелее, чем на это рассчитывают.

Поэтому пока наша промышленность осваивает перспективные многоцелевые фрегаты, было решено запустить в производство что-нибудь соизмеримое по боевым качествам, но более знакомое. В результате на свет появился проект 11356 – модернизированный вариант экспортного «Тальвара», который наша промышленность с успехом изготавливала для Индии. Он же в свою очередь является переработанным сторожевиком проекта 1135 «Буревестник».

Читать еще:  Бмп 3: ттх - технические характеристики, драгун и деривация с 57 мм пушкой, вооружение, бронирование и масса машины

Построенные «Адмиралы» взяли от предшественников лучшее, в первую очередь корпус, который снискал себе добрую славу за хорошие мореходные качества и обитаемость.

Зато вооружение и электронная начинка у корабля новые, даже надстройка трансформировалась, подчиняясь современным требованиям снижения заметности. Изменилось и предназначение корабля, теперь это многофункциональный боец, способный бороться с любыми вызовами. Его основное оружие – универсальный корабельный стрельбовый комплекс на восемь ячеек, которые могут быть заполнены ракетами славного семейства «Калибр» на выбор.

Универсальный характер корабля подчеркивает 100-мм скорострельная АУ, способная вести эффективный огонь как по морским, так и по наземным, воздушным целям. Это самая скорострельная в мире пушка такого калибра, за минуту выпускает 80 снарядов на расстояние 20 километров.

За ПВО средней дальности отвечает ЗРК «Штиль-1» – 36 ракет в ячейках вертикального пуска. Серьезный арсенал позволяет не мелочиться и наводить на цель до трех ракет, гарантированно приводняя все, что летает со скоростью ниже трех километров в секунду и на дальности до 70 километров.

Ближнюю ПВО берут на себя две зенитные артустановки АК-630. Шесть 30-мм стволов со скорострельностью четыре-пять тысяч выстрелов в минуту призваны искрошить цель в пыль.

Для борьбы с подлодками и торпедами имеются два 533-мм ТА и проверенная временем бомбометная установка РБУ-6000.

На корме оборудованы взлетно-посадочная площадка и ангар для корабельного вертолета.

Сторожевики оснащены новым навигационным оборудованием, двумя РЛС и радиоэлектронным вооружением.

Экипаж, кроме 180 моряков и офицеров, включает еще и 20 морских пехотинцев, что серьезно увеличивает возможности фрегатов.

При полном водоизмещении чуть больше четырех тонн корабль способен развивать скорость до 30 узлов. При запасе хода 7800 километров сторожевик обладает богатыми возможностями по работе в морской акватории.

К двум уже стоящим на страже «Адмиралам» в этом году, судя по всему, присоединится «Макаров», проходящий госиспытания.

В общем и целом весьма добротные сторожевики, способные выполнять широчайший спектр задач, при относительно скромной стоимости 13 миллиардов рублей за штуку. Жаль, что из-за срыва поставок газотурбинных энергетических установок с Украины под вопросом не только продолжение серии, но и судьба уже заложенных кораблей.

«Великий Новгород», «Колпино»

Это знаменитые «Варшавянки» доработанного проекта 636.3. Переданные флоту в прошлом году подлодки довели их черноморскую группировку до шести единиц. Мощная сила, учитывая отличные характеристики этих субмарин. На Западе они получили прозвище «Черная дыра» за крайне низкую шумность, сопоставимую с фоном моря.

«Варшавянки» способны обнаружить цель гораздо раньше, чем будут замечены сами. В четырех из шести ТА заряжены ПКР «Калибр», на борту – 18 торпед.

Подлодки имеют солидное подводное водоизмещение – почти четыре тысячи тонн. Развивают скорость 17 узлов и способны уйти на 300-метровую глубину.

Стоит каждая около 16 миллиардов рублей. Хорошая цена, особенно если учесть, насколько опасными могут быть для противника вооруженные «Калибрами» бесшумные «Варшавянки» в Черном море.

Морской тральщик «Александрит»

Головной корабль «Александр Обухов» проекта 12700 должен положить начало многочисленной серии судов различного назначения. Минные тральщики не самые интересные корабли, как может показаться. У них слабое и незначительное вооружение: одна зенитная артустановка АК-630, восемь ПЗРК «Игла» и 14,5-мм пулемет для самообороны.

Но сила этого корабля в другом. Во-первых, разнообразное радиоэлектронное вооружение. Во-вторых, цельный монолитный корпус из стеклопластика. Никто в мире корпусов такого размера делать не умеет. Нам пришлось создать новое производство для применения подобных технологий.

Корпус «Александра Обухова» немагнитный, негниющий, более прочный и легкий. Как раз то, что нужно для корабля, чья главная задача – ловить мины и не пойти от их случайного подрыва на дно.

«Александр Обухов» – представитель противоминной обороны нового поколения. При эксплуатации будут обкатаны технологии, относящиеся к тралению, изучена специфика корпуса из стеклопластика. Думается, что если все пойдет хорошо, мы имеем все шансы увидеть самые разнообразные боевые корабли водоизмещением до тысячи тонн с использованием такого материала при изготовлении корпуса.

Поскольку это головной корабль, о стоимости серийных последователей говорить рано.

«Полярная звезда»

Этот сторожевик проекта 22100 «Океан» поступил не в ВМФ, а в погранслужбу ФСБ. Но на место в нашем обзоре это не должно влиять. 2700 тонн полного водоизмещения, крейсерская скорость 20 узлов, дальность хода почти 20 тысяч километров при автономности 60 суток делают проект уникальным.

Имя головного корабля – «Полярная звезда» – говорит само за себя. Ему не страшны льды толщиной до 80 сантиметров, при этом корабль может с комфортом ходить и в тропиках.

Вооружение скромное, но универсальное: 76,2-мм артустановка АК-176М, способная вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям, два 14,5-мм пулемета. Но, похоже, «Полярная звезда» создана не только для боя – ее взлетно-посадочная площадка и ангар позволяют принять поисково-спасательный Ка-27. На борту также имеются быстроходные катера и разведывательный беспилотник.

У проекта наверняка большое будущее.

«Проворный», «Надежный»

Сторожевики пограничной службы (проект 22460) имеют водоизмещение 630 тонн, скорость 30 узлов и впечатляющую дальность 5600 километров при экономном ходе. Ломают лед толщиной до 20 сантиметров. Добавим двухмесячную автономность плавания экипажа из 24 человек, станет понятно, что это весьма способный «Охотник».

Вооружение – зенитная АК-630, два 12,7-мм пулемета «Корд». При желании на борту размещается пусковая установка ракетного комплекса «Уран» и 57-мм АУ А-220М.

Кроме того, на сторожевике прописан разведывательный беспилотник, есть взлетно-посадочная площадка, способная принять вертолет типа «Ансат» или Ка-226, имеется слип для спуска катера.

Наша береговая охрана уже приняла девять таких кораблей, а всего запланировано 30 единиц. Каждый стоит предположительно 2,52 миллиарда рублей.

Два катера проекта 21980 «Грачонок»

«Юнармеец Заполярья» и его собрат стали первыми катерами проекта «Грачонок», вошедшими в состав Северного флота. Всего же в российском флоте уже 12 таких катеров.

Их стандартное водоизмещение – 139 тонн, а полная скорость – только 23 узла. Но выполняемая задача меж тем не становится менее важной – защищать более крупных собратьев от диверсионных атак. Из классического вооружения на катере только тумба с 14,5-мм пулеметом да четыре ПЗРК «Игла», зато хватает нестандартного: кроме разнообразного радиоэлектронного имеются два подводных аппарата для осмотра дна на глубинах до 300 метров, а также противодиверсионный десятиствольный гранатомет. Отметим и водолазный комплекс с барокамерой, а также кран-манипулятор.

Как видим, катера достаточно оборудованы, чтобы не только находить и обезвреживать диверсантов, но и выполнять широкий спектр задач.

Стоимость «Грачонка» – 911 миллионов рублей.

Сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»

Этот участник нашего списка не имеет имени, потому как слишком мал – всего 57 тонн полного водоизмещения. Типичный быстроходный катер, развивающий скорость 50 узлов. Вооружен пулеметом 14,5 миллиметра, но также на нем может быть размещен ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К». В этом случае судно обзаведется четырьмя противотанковыми ракетами и 30-мм артустановкой АК-306 для борьбы с воздушными и надводными целями.

Из 30 запланированных 22 уже построены.

Виды на экспорт

Еще один фрегат проекта «Буревестник» – «Адмирал Бутаков» спущен на воду без силовой установки: ее отказались поставлять украинские производители. На сегодня не решено, будет ли этот корабль, как и два других, заказанных Минобороны, достраиваться для отечественного ВМФ или уйдет в Индию. Пусть «Адмирал Бутаков» и не вошел в состав флота, его все же следует записать в зачет нашей оборонной промышленности.

Стоимость кораблей для ВМФ РФ (млрд руб.)

ДЭПЛ проекта 636.1 (одна из модификаций «Варшавянки») построена для ВМС Вьетнама. 20 января этого года «Бариа-Вунгтау» доставлена в порт назначения Камрань.

Вспомогательные суда

Невооруженная морская мелочовка обычно не интересует широкую публику. Однако без вспомогательных судов флота не бывает.

Самыми большими (водоизмещение – 2000 тонн) оказались пять самоходных плавучих кранов, выполненных по проекту 02690. Чуть меньше опытовое судно «Виктор Чероков» (1900 тонн). Оно было заложено еще в 2007 году, но в 2010-м строительство приостановили из-за ошибок в проекте, вернулись к нему только в 2015-м. «Виктор Чероков» будет использоваться для испытания минно-торпедного и гидроакустического вооружения.

В 2016 году встали в строй три спасательных буксира двух проектов (около 1200 тонн). Остальные корабли водоизмещением до 300 тонн. Это рейдовый буксир, два гидрографических катера, столько же аварийно-спасательных плюс катамаран того же назначения, пограничный дебаркадер. Итого – 16 вспомогательных судов.

Модернизация

Кроме строительства новых кораблей, мы каждый год занимаемся модернизацией и ремонтом старых.

После пятилетнего отсутствия снова в строю ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант», блистательный «Маршал Устинов». Это уже третий его ремонтный отпуск с момента принятия в состав флота в 1986-м, но, пожалуй, самый серьезный. Крейсеру привели в порядок корпус, отремонтировали винторулевые механизмы, силовую установку, общекорабельные системы, заменили электронную начинку и РЭВ. Говорят, теперь это совершенно новый корабль в том же корпусе, впрочем, с прежним набором вооружения.

Вернулся в строй и флагман Каспия, сторожевой корабль «Татарстан» (проект 11661 «Гепард»). Кроме обычного ремонта сторожевик обзавелся новой РЛС «Галс», которая серьезно повысила его боевые возможности.

АПЛ «Кузбасс» проекта «Щука-Б» мы ждали долгие семь лет. Ремонт океанского монстра водоизмещением 12 тысяч тонн несколько затянулся, но дело того стоило. По оценке американского издания National Interest, подлодки проекта «Щука-Б» входят в пятерку самого опасного российского оружия.

Ракетный подводный крейсер «Подмосковье» ушел в ремонтный док еще в далеком 1999 году, а в 2016-м вышел на испытания, но уже в качестве носителя сверхмалых подводных лодок. «Подмосковье» ждет славное опытное и научное будущее. Возможно, крейсер станет прародителем подводного флота нового поколения.

Итого – четыре модернизированных корабля с весьма серьезным совокупным водоизмещением.

Российский флот активно перевооружается, хотя, возможно, и не теми темпами, как надо бы. Жизнь корректирует планы. В нашем случае это превращение Украины во враждебное государство и как следствие – сдвиг сроков сдачи некоторых кораблей по причине разрыва контрактов на поставку труднозаменимого оборудования. Сказываются и санкции Запада: бюджет страны не резиновый, а его ресурсы в последние два года понадобились на новых, неожиданных направлениях.

Тем не менее корабли спускаются на воду, закладываются новые, возвращаются с модернизации старые. Ведь пока мы не закончим перевооружение, старичкам придется нести свою вахту.

Новые носители «Калибров»

За 2016 год российский флот пополнился одиннадцатью боевыми кораблями. Фактически наша промышленность выполнила больше заказов – одна подлодка ушла на экспорт.

За 2016 год российский флот пополнился одиннадцатью боевыми кораблями. Фактически наша промышленность выполнила больше заказов – одна подлодка ушла на экспорт.

Одиннадцать боевых надводных и подводных кораблей за год – много или мало? С одной стороны, меньше, чем в предыдущие два года. С другой – все же больше, чем строилось в начале этого десятилетия и в течение всего прошлого. Американцы за 2016-й обзавелись всего шестью новыми боевыми единицами, правда, все они серьезного водоизмещения. Китайцы спустили на воду кораблей больше, чем мы, они также заняты перевооружением и спешат заменить списанные борта.

Несмотря на наметившуюся с 2014 года тенденцию уменьшения числа построенных кораблей, 2016-й меж тем сохраняет серьезный показатель суммарного водоизмещения реализованных проектов, то есть мы спускаем на воду крупные образцы.

Посмотрим, чем именно разжился российский флот.

Читать еще:  Пистолеты и револьверы

«Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен»

Долгожданные сторожевики дальней морской зоны или, как их начали называть на зарубежный манер, фрегаты рождались в вихре споров.

“ Мы имеем все шансы увидеть самые разнообразные боевые корабли водоизмещением до тысячи тонн с корпусами из стеклопластика ”

Изначально флот ждал на перевооружение совсем иные корабли – проекта 22350: достаточно крупные для класса фрегатов, современные, мощные. Однако, как часто бывает на любом флоте (что особенно заметно на примере американского «Замволта»), новый проект запускается в серию дольше и тяжелее, чем на это рассчитывают.

Поэтому пока наша промышленность осваивает перспективные многоцелевые фрегаты, было решено запустить в производство что-нибудь соизмеримое по боевым качествам, но более знакомое. В результате на свет появился проект 11356 – модернизированный вариант экспортного «Тальвара», который наша промышленность с успехом изготавливала для Индии. Он же в свою очередь является переработанным сторожевиком проекта 1135 «Буревестник».

Построенные «Адмиралы» взяли от предшественников лучшее, в первую очередь корпус, который снискал себе добрую славу за хорошие мореходные качества и обитаемость.

Зато вооружение и электронная начинка у корабля новые, даже надстройка трансформировалась, подчиняясь современным требованиям снижения заметности. Изменилось и предназначение корабля, теперь это многофункциональный боец, способный бороться с любыми вызовами. Его основное оружие – универсальный корабельный стрельбовый комплекс на восемь ячеек, которые могут быть заполнены ракетами славного семейства «Калибр» на выбор.

Универсальный характер корабля подчеркивает 100-мм скорострельная АУ, способная вести эффективный огонь как по морским, так и по наземным, воздушным целям. Это самая скорострельная в мире пушка такого калибра, за минуту выпускает 80 снарядов на расстояние 20 километров.

За ПВО средней дальности отвечает ЗРК «Штиль-1» – 36 ракет в ячейках вертикального пуска. Серьезный арсенал позволяет не мелочиться и наводить на цель до трех ракет, гарантированно приводняя все, что летает со скоростью ниже трех километров в секунду и на дальности до 70 километров.

Ближнюю ПВО берут на себя две зенитные артустановки АК-630. Шесть 30-мм стволов со скорострельностью четыре-пять тысяч выстрелов в минуту призваны искрошить цель в пыль.

Для борьбы с подлодками и торпедами имеются два 533-мм ТА и проверенная временем бомбометная установка РБУ-6000.

На корме оборудованы взлетно-посадочная площадка и ангар для корабельного вертолета.

Сторожевики оснащены новым навигационным оборудованием, двумя РЛС и радиоэлектронным вооружением.

Экипаж, кроме 180 моряков и офицеров, включает еще и 20 морских пехотинцев, что серьезно увеличивает возможности фрегатов.

При полном водоизмещении чуть больше четырех тонн корабль способен развивать скорость до 30 узлов. При запасе хода 7800 километров сторожевик обладает богатыми возможностями по работе в морской акватории.

К двум уже стоящим на страже «Адмиралам» в этом году, судя по всему, присоединится «Макаров», проходящий госиспытания.

В общем и целом весьма добротные сторожевики, способные выполнять широчайший спектр задач, при относительно скромной стоимости 13 миллиардов рублей за штуку. Жаль, что из-за срыва поставок газотурбинных энергетических установок с Украины под вопросом не только продолжение серии, но и судьба уже заложенных кораблей.

«Великий Новгород», «Колпино»

Это знаменитые «Варшавянки» доработанного проекта 636.3. Переданные флоту в прошлом году подлодки довели их черноморскую группировку до шести единиц. Мощная сила, учитывая отличные характеристики этих субмарин. На Западе они получили прозвище «Черная дыра» за крайне низкую шумность, сопоставимую с фоном моря.

«Варшавянки» способны обнаружить цель гораздо раньше, чем будут замечены сами. В четырех из шести ТА заряжены ПКР «Калибр», на борту – 18 торпед.

Подлодки имеют солидное подводное водоизмещение – почти четыре тысячи тонн. Развивают скорость 17 узлов и способны уйти на 300-метровую глубину.

Стоит каждая около 16 миллиардов рублей. Хорошая цена, особенно если учесть, насколько опасными могут быть для противника вооруженные «Калибрами» бесшумные «Варшавянки» в Черном море.

Морской тральщик «Александрит»

Головной корабль «Александр Обухов» проекта 12700 должен положить начало многочисленной серии судов различного назначения. Минные тральщики не самые интересные корабли, как может показаться. У них слабое и незначительное вооружение: одна зенитная артустановка АК-630, восемь ПЗРК «Игла» и 14,5-мм пулемет для самообороны.

Но сила этого корабля в другом. Во-первых, разнообразное радиоэлектронное вооружение. Во-вторых, цельный монолитный корпус из стеклопластика. Никто в мире корпусов такого размера делать не умеет. Нам пришлось создать новое производство для применения подобных технологий.

Корпус «Александра Обухова» немагнитный, негниющий, более прочный и легкий. Как раз то, что нужно для корабля, чья главная задача – ловить мины и не пойти от их случайного подрыва на дно.

«Александр Обухов» – представитель противоминной обороны нового поколения. При эксплуатации будут обкатаны технологии, относящиеся к тралению, изучена специфика корпуса из стеклопластика. Думается, что если все пойдет хорошо, мы имеем все шансы увидеть самые разнообразные боевые корабли водоизмещением до тысячи тонн с использованием такого материала при изготовлении корпуса.

Поскольку это головной корабль, о стоимости серийных последователей говорить рано.

«Полярная звезда»

Этот сторожевик проекта 22100 «Океан» поступил не в ВМФ, а в погранслужбу ФСБ. Но на место в нашем обзоре это не должно влиять. 2700 тонн полного водоизмещения, крейсерская скорость 20 узлов, дальность хода почти 20 тысяч километров при автономности 60 суток делают проект уникальным.

Имя головного корабля – «Полярная звезда» – говорит само за себя. Ему не страшны льды толщиной до 80 сантиметров, при этом корабль может с комфортом ходить и в тропиках.

Вооружение скромное, но универсальное: 76,2-мм артустановка АК-176М, способная вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям, два 14,5-мм пулемета. Но, похоже, «Полярная звезда» создана не только для боя – ее взлетно-посадочная площадка и ангар позволяют принять поисково-спасательный Ка-27. На борту также имеются быстроходные катера и разведывательный беспилотник.

У проекта наверняка большое будущее.

«Проворный», «Надежный»

Сторожевики пограничной службы (проект 22460) имеют водоизмещение 630 тонн, скорость 30 узлов и впечатляющую дальность 5600 километров при экономном ходе. Ломают лед толщиной до 20 сантиметров. Добавим двухмесячную автономность плавания экипажа из 24 человек, станет понятно, что это весьма способный «Охотник».

Вооружение – зенитная АК-630, два 12,7-мм пулемета «Корд». При желании на борту размещается пусковая установка ракетного комплекса «Уран» и 57-мм АУ А-220М.

Кроме того, на сторожевике прописан разведывательный беспилотник, есть взлетно-посадочная площадка, способная принять вертолет типа «Ансат» или Ка-226, имеется слип для спуска катера.

Наша береговая охрана уже приняла девять таких кораблей, а всего запланировано 30 единиц. Каждый стоит предположительно 2,52 миллиарда рублей.

Два катера проекта 21980 «Грачонок»

«Юнармеец Заполярья» и его собрат стали первыми катерами проекта «Грачонок», вошедшими в состав Северного флота. Всего же в российском флоте уже 12 таких катеров.

Их стандартное водоизмещение – 139 тонн, а полная скорость – только 23 узла. Но выполняемая задача меж тем не становится менее важной – защищать более крупных собратьев от диверсионных атак. Из классического вооружения на катере только тумба с 14,5-мм пулеметом да четыре ПЗРК «Игла», зато хватает нестандартного: кроме разнообразного радиоэлектронного имеются два подводных аппарата для осмотра дна на глубинах до 300 метров, а также противодиверсионный десятиствольный гранатомет. Отметим и водолазный комплекс с барокамерой, а также кран-манипулятор.

Как видим, катера достаточно оборудованы, чтобы не только находить и обезвреживать диверсантов, но и выполнять широкий спектр задач.

Стоимость «Грачонка» – 911 миллионов рублей.

Сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»

Этот участник нашего списка не имеет имени, потому как слишком мал – всего 57 тонн полного водоизмещения. Типичный быстроходный катер, развивающий скорость 50 узлов. Вооружен пулеметом 14,5 миллиметра, но также на нем может быть размещен ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К». В этом случае судно обзаведется четырьмя противотанковыми ракетами и 30-мм артустановкой АК-306 для борьбы с воздушными и надводными целями.

Из 30 запланированных 22 уже построены.

Виды на экспорт

Еще один фрегат проекта «Буревестник» – «Адмирал Бутаков» спущен на воду без силовой установки: ее отказались поставлять украинские производители. На сегодня не решено, будет ли этот корабль, как и два других, заказанных Минобороны, достраиваться для отечественного ВМФ или уйдет в Индию. Пусть «Адмирал Бутаков» и не вошел в состав флота, его все же следует записать в зачет нашей оборонной промышленности.


Стоимость кораблей для ВМФ РФ (млрд руб.)

ДЭПЛ проекта 636.1 (одна из модификаций «Варшавянки») построена для ВМС Вьетнама. 20 января этого года «Бариа-Вунгтау» доставлена в порт назначения Камрань.

Вспомогательные суда

Невооруженная морская мелочовка обычно не интересует широкую публику. Однако без вспомогательных судов флота не бывает.

Самыми большими (водоизмещение – 2000 тонн) оказались пять самоходных плавучих кранов, выполненных по проекту 02690. Чуть меньше опытовое судно «Виктор Чероков» (1900 тонн). Оно было заложено еще в 2007 году, но в 2010-м строительство приостановили из-за ошибок в проекте, вернулись к нему только в 2015-м. «Виктор Чероков» будет использоваться для испытания минно-торпедного и гидроакустического вооружения.

В 2016 году встали в строй три спасательных буксира двух проектов (около 1200 тонн). Остальные корабли водоизмещением до 300 тонн. Это рейдовый буксир, два гидрографических катера, столько же аварийно-спасательных плюс катамаран того же назначения, пограничный дебаркадер. Итого – 16 вспомогательных судов.

Модернизация

Кроме строительства новых кораблей, мы каждый год занимаемся модернизацией и ремонтом старых.

После пятилетнего отсутствия снова в строю ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант», блистательный «Маршал Устинов». Это уже третий его ремонтный отпуск с момента принятия в состав флота в 1986-м, но, пожалуй, самый серьезный. Крейсеру привели в порядок корпус, отремонтировали винторулевые механизмы, силовую установку, общекорабельные системы, заменили электронную начинку и РЭВ. Говорят, теперь это совершенно новый корабль в том же корпусе, впрочем, с прежним набором вооружения.

Вернулся в строй и флагман Каспия, сторожевой корабль «Татарстан» (проект 11661 «Гепард»). Кроме обычного ремонта сторожевик обзавелся новой РЛС «Галс», которая серьезно повысила его боевые возможности.

АПЛ «Кузбасс» проекта «Щука-Б» мы ждали долгие семь лет. Ремонт океанского монстра водоизмещением 12 тысяч тонн несколько затянулся, но дело того стоило. По оценке американского издания National Interest, подлодки проекта «Щука-Б» входят в пятерку самого опасного российского оружия.

Ракетный подводный крейсер «Подмосковье» ушел в ремонтный док еще в далеком 1999 году, а в 2016-м вышел на испытания, но уже в качестве носителя сверхмалых подводных лодок. «Подмосковье» ждет славное опытное и научное будущее. Возможно, крейсер станет прародителем подводного флота нового поколения.

Итого – четыре модернизированных корабля с весьма серьезным совокупным водоизмещением.

Российский флот активно перевооружается, хотя, возможно, и не теми темпами, как надо бы. Жизнь корректирует планы. В нашем случае это превращение Украины во враждебное государство и как следствие – сдвиг сроков сдачи некоторых кораблей по причине разрыва контрактов на поставку труднозаменимого оборудования. Сказываются и санкции Запада: бюджет страны не резиновый, а его ресурсы в последние два года понадобились на новых, неожиданных направлениях.

Тем не менее корабли спускаются на воду, закладываются новые, возвращаются с модернизации старые. Ведь пока мы не закончим перевооружение, старичкам придется нести свою вахту.

#проект 11356 #«Замволт» #«Тальвар» #проект 636.3 #проект 12700 «Александрит»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]