117 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 1241, ракетный катер типа Молния, причина создания, особенности конструкции, ТТХ и вооружение, современное применение

Ракетные катера проекта 1241 «Молния»

Главный козырь катеров типа «Молния» — это, конечно же, их ударное оружие. Когда в Советском Союзе была создана первая в мире сверхзвуковая противокорабельная ракета (ПКР) «Москит», практически не поддающаяся перехвату средствами ПВО и ПРО, ею решили вооружить не только крупные корабли, но и катера. «Москиты» на «москитном» флоте — это не тавтология, а переход боевого потенциала РКА на принципиально новый уровень.

ПРОЕКТ

Работы по созданию ракетного катера нового поколения начались в ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Проект получил номер 1241 и шифр «Молния»; его главным конструктором назначили Е. И. Юхнина. По замыслу проект должен был стать основой для целого семейства катеров — ракетных, противолодочных и сторожевых.

Уже на первом этапе разработки стало ясно, что выполнение всех требований техзадания (мощное ракетное и артиллерийское вооружение, новая энергетика, высокая скорость хода) приведет к значительному росту водоизмещения. В итоге ракетные катера типа «Молния» при своих бесспорных достоинствах потеряли преимущества представителей «москитного» флота предыдущего поколения — их малые размеры, дешевизну и, как следствие, возможность массовой постройки.

РКА типа «Молния» строились несколькими сериями. Поскольку создание ПКР «Москит» и комбинированной дизель-газотурбинной силовой установки затянулось, первые 15 катеров представляли собой компромиссный вариант — проект 1241Т: они оснащались только газовыми турбинами и вооружались надежными, но уже морально устаревшими ракетами П-15М «Термит». С 1981 года начали вступать в строй РКА с «Москитами»; их проект получили обозначение 12411. Экспортный вариант «Молнии» (проект 1241РЭ) в целом повторял проект 1241Т, отличаясь лишь составом радиоэлектронного оборудования. Один из катеров Черноморского флота использовался в качестве опытного для отработки различного зенитного вооружения; его проекту присвоили номер 12417. Наконец, уже в 2000-е годы был разработан экспортный вариант «Молнии» с ПКР «Уран» — проект 12418. Катера этой модификации имеются в составе ВМС Индии, Вьетнама и Туркменистана.

ОПИСАНИЕ

Корпус катера — стальной, гладкопалубный, внутри он разделен водонепроницаемыми переборками на десять отсеков. Надстройка выполнена из алюминиево-магниевого сплава. Главная энергетическая установка — комбинированная, состоящая из двух газовых турбин полного хода мощностью по 12 тыс. л. с. и маршевых двигателей — также газотурбинных (на проекте 1241Т) или дизельных (проект 12411). Переход к дизельным двигателям позволил сократить запас топлива с 76 до 56 т без потери дальности плавания. РКА проектов 1241Т и 1241РЭ несли по два спаренных транспортно-пусковых контейнера с ракетами П-15М «Термит». Самые массовые «Молнии» проекта 12411 вооружались сверхзвуковыми ПКР ЗМ-80 «Москит» с дальностью стрельбы 120 км. На экспортных катерах проекта 12418 устанавливаются компактные дозвуковые ПКР Х-35 «Уран». За счет уменьшения их массо-габаритных характеристик число ракет на катере увеличилось в четыре раза-до 16 штук.

Артиллерийское вооружение включало одну 76-мм автоматическую артустановку АК-176М и два 30-мм автомата АК-630М. В придачу имелась стационарная установка под два блока ПЗРК «Стрела-ЗМ» или «Игла». На экспериментальном катере Р-71 проекта 12417 проходили испытания зенитные артиллерийские и ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик» и «Палаш».

Обнаружение целей и выдача целеуказания на катерах проектов 1241Т и 1241РЭ осуществлялись радиолокационным комплексом (РЛК) «Гарпун», на катерах проекта 12411 — РЛК «Монолит-Т».

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

РКА семейства «Молния» строились на заводах в Ленинграде, Рыбинске и Хабаровске. Головной катер Р-5 (пр. 1241Т) вступил в строй в 1979 году, катер Р-46 (головной проект 12411) — в 1981 году. Всего для ВМФ СССР и России до 2003 года было построено 49 катеров: 14 проекта 1241Т, 34 проекта 12411 и1 проекта 12417. Они входили в состав Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии. Около 30 из них несут службу по сей день. Еще 25 катеров были построены в 1983-2011 годах на экспорт: 21 проекта 1241РЭ и 4 проекта 12418. Они поставлялись в ГДР, Польшу, Румынию, Индию, Вьетнам, Йемен и Туркменистан. Кроме того, два катера проекта 1241Т из состава Черноморского флота были переданы Украине и один — Болгарии. В большинстве стран они классифицировались как корветы.

В 1991-2002 годах ракетные «Молнии» (восемь единиц) строились по лицензии в Индии, причем два последних — по усовершенствованному проекту 12418 с заменой артустановки АК-176М на итальянскую 76-мм «ОТО-Мелара». Один из индийских корветов — К98 «Прахар» — в апреле 2006 года затонул в результате столкновения с торговым судном.

В настоящее время строительство катеров проекта 12418 ведется по лицензии во Вьетнаме. Первые два РКА сданы флоту в июле 2014 года. Всего в этой стране планируется построить восемь катеров.

Молниеносный морской “Тарантул” – ракетный катер проекта 12411 «Молния»

С 1981 года ракетные катера «Молния» в модификации 12411 (12411М) стали поступать на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Они являются развитием РК «Молния» проекта 1241. Основной разработчик – объединение «Алмаз». Всего было построено на разных судостроительных верфях более трех десятков ракетных катеров. Главным отличием является установка противокорабельного ракетного комплекса с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).

В наше время ракетные катера серии 12411 состоят на вооружение военно-морского флота России. Совсем недавно три РК с противокорабельными ракетами «Москит» заказало для нужд своих ВМС Ливия. (С 2008 года ливийская сторона заказала на судостроительном заводе «Вымпел» 3 РК проекта 12411. Ориентировочная стоимость заказа около 200 миллионов долларов).

История разработки РК проекта 12411
Боевые дествия с участием ракетных кораблей вооруженых противокорабельными ракетами П-15 в 1967 году (арабо-израильский конфликт) и в 1971 году (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точной для создания ракетного катера, несущего на борту улучшенный противоракетный комплекс с более мощной и современной противокорабельной ракетой «Москит». Первоначально были проведены оценки возможностей размещения противокорабельных ракет «Москит» на ракетных катерах, в частности на РК проекта 205, являющего основным носителем морской противокорабельной ракеты П-15. В итоге, РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подошел по скоростным.

Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна была быть не менее 42-43 узлов. Как выяснилось, малые и средние ракетные катера не смогли бы взять на борт «Москиты» и обеспечить требуемую скорость.

Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установкой на борт мощной энергоустановки. В 1973 выходит Постановление, согласно которому начинается проектирование и разработка современного скоростного ракетного катера. Кроме этого, согласно ТТТ БРК, должен обладать лучшими ТТХ, современными средствами боевой самообороны, РЭБ, улучшенной обитаемостью и автономностью.

Проектрирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Руководителем проекта назначают ГК Юхнина Е.И. Согласно реализуемой идее, катера разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 становился единой основой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийно выпускать корабли для нужд не только Советского Союза, но и обеспечить потребности флотов дружественных государств. Это и различная готовность мощностей ВПК по производству комплектующих привели к появлению и созданию на базе проекта 1241 нескольких модификаций. Основному разработчику поручили выполнить постройку головных кораблей основных двух модификаций.

Первой модификацией становится ракетный корабль с установленными противокорабельными ракетами Термит «П15М» и газотурбинной двигательной установки. Данная модификация появилась вследствие отставания разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки поставить изделия к назначенному сроку. Модификация получает обозначение 1241-1 и позволила начать производство корпусной конструкции и начать производство ракетных катеров заказанных зарубежными заказчиками.

Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации – РК проекта 12411. Эта модификация и становится тем новым ракетным катером, что требовался ВМФ Советского Союза. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с противокорабельными ракетами «Москит» и новой ДГТУ поступает на вооружение ВМФ в конце 1981 года. Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после которых ракетный катер был отправлен на Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль была проведена окончательная доводка основного оборудования и вооружения, после чего головной РК проекта 12411 успешно прошел комплекс госиспытаний. После принятия на вооружение головного ракетного катера начинается серийное производство данной модификации. Для быстрого ввода в стой новых РК ракетные корабли собирались на Хабаровском и Средне-Невском ССЗ. Оба завода строили и сдавали в среднем два-три РК в год, основную часть ракетных катеров построили и ввели в строй с 1985 по 1992 года. Ракетных катеров проекта 1241-1 было построено до 1985 года еще три единицы.

Читать еще:  Американские авианосцы бороздят Японское море

Устройство и конструкция
Водоизмещение РК – около полутысячи тонн, архитектура новых кораблей гладкопалубная с круглоскулыми (передняя часть) и остроскулыми (корма) обводами. Стальной корпус для обеспечения живучести поделен на десять отсеков. Надстройка и внутренние корабельные переборки исполнены из сплавов алюминия. РК проекта 12411 оснастили новой ДГТУ комбинированного типа. Она состояла из двух газотурбинных двигателей и 2 дизельных двигателей, передающих вырабатываемую мощность на два винта с фиксированным шагом, которые обеспечивали максимальную скорость 40 и более узлов.

Вооружение
Кроме основного противокорабельного комплекса с ПКР 3М-80 «Москит», ракетный катер оснащался одной артустановкой АК-176 калибра 76мм и двумя шестиствольными артустановками АК-630 калибра 30мм. Имелась возможность установки двух блоков ПЗРК Стрела-3.

Ракетные корабли проекта 12411
Всего было заложено 34 корабля, их строили на мощностях Ленинградского «Алмаза», Средне-Невского и Хабаровского заводов:
Р-46 – заводской №402, головной корабль серии, заложен в марте 1976 года на мощностях объединения «Алмаз», спущен со стапелей в марте 1980 года, принят в строй в декабре 1981 года. Списан в 1994 году;
Р47 – заводской №206, первый корабль заложенный на мощностях Средне-Невского завода в июне 1983 года, спущен со стапелей в августе 1986 года, принят в строй в феврале 1987 года. Бортовой №819. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-60 – заводской №207, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №955. Модернизирован – установка ЗАК Палаш. ЧФ;

Р-160 (МАК-160) – заводской №208, заложен в феврале 1986 года, спущен со стапелей в сентябре 1987 года, принят в строй в августе 1988 года. Модернизирован до пр. 12411Т. Бортовой №054. Каспийская флотилия;
Р-187 (Заречный) – заводской №209, заложен в июле 1986 года, спущен со стапелей в апреле 1988 года, принят в строй в марте 1989 года. Бортовой № 855. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-239 – заводской №210, заложен в октябре 1987 года, спущен со стапелей в декабре 1988 года, принят в строй в сентябре 1989 года. Бортовой №953. ЧФ;
Р-334 (Ивановец) – заводской №211, заложен в январе 1988 года, спущен со стапелей в июле 1989 года, принят в строй в декабре 1989 года. Бортовой №954. ЧФ;
Р-109 – заводской №212, заложен в июле 1989 года, спущен со стапелей в апреле 1990 года, принят в строй в октябре 1990 года. Бортовой №952. ЧФ;
Р-291 (Димитровград) – заводской №213, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №825. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-293 (Моршанск) – заводской №214, заложен в апреле 1991 года, спущен со стапелей в августе 1991 года, принят в строй в марте 1992 года. Бортовой №874. ДКБФ;
Р-2 – заводской №215, заложен в 1991 года, спущен со стапелей в 1994 года, принят в строй в феврале 2000 года. Бортовой №870. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-5 – заводской №216, последний заложенный РК на мощностях Средне-Невского завода в 1991 году;
Р-66 – заводской №905, первый заложенный РК на мощностях Хабаровского завода, принят в строй в апреле 1985 года. Списан в 1999 году;
Р-85 – заводской №906, принят в строй в сентябре 1985 года;
Р-103 – заводской №907, принят в строй в ноябре 1985 года;
Р-113 – заводской №908, принят в строй в декабре 1985 года. Списан в 1997 году;
Р-158 – заводской №909, принят в строй в октябре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-76 – заводской №910, принят в строй в декабре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-83 – заводской №911, принят в строй в декабре 1986 года;
Р-229 – заводской №912, принят в строй в сентябре 1987 года;
Р-230 – заводской №913, принят в строй в декабре 1987 года. Списан в 1997 году;
Р-240 – заводской №914, принят в строй в октябре 1988 года;
Р-261 – заводской №915, принят в строй в декабре 1988 года. Бортовой №991. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-271 – заводской №916, принят в строй в сентябре 1989 года;
Р-442 – заводской №917, принят в строй в декабре 1989 года;
Р-297 – заводской №918, принят в строй в сентябре 1990 года. Бортовой №951. ТОФ;
Р-298 – заводской №919, принят в строй в декабре 1990 года. Бортовой №940. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-11 – заводской №920, принят в строй в сентябре 1991 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-14 – заводской №921, заложен в 1988 году, принят в строй в декабре 1991 года. Бортовой №924. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-18 – заводской №922, принят в строй в августе 1992 года. Бортовой №937. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-19 – заводской №923, принят в строй в декабре 1992 года. Бортовой №978. ТОФ;

Р-20 – заводской №924, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в октябре 1991 года, принят в строй в ноябре 1993 года. Бортовой №921. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-24 – заводской №925, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в декабре 1991 года, принят в строй в декабре 1994 года. Бортовой №946. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-29 – заводской №924, последний РК, заложенный на мощностях Средне-Невского завода в 1992 году, принят в строй в сентябре 2003 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК).

Основные характеристики:
– длина – 56.1 метра;
– ширина – 10.2 метра;
– осадка – 4.3 (2.5) метра;
– водоизмещение норма/макс – 436/493 тонны;
– скорость – 38-39 до 41 узлов;
– дальность хода 1600 миль (скорость 20 узлов) или 400 миль (скорость 36 узлов);
– Силовая – ДГТУ, комбинированная, два дизеля (8000 л.с) и две турбины (24000 л.с);
– Вооружение – 4 ПУ с 3М-80 (ПКР Москит); одна АК-176 калибра 76.2мм; два АК-630 калибра 30мм; возможность установки двух ПЗРК Стрела-3 или Игла;
– Оборудование – усиленный радиолокационный комплекс;
— Команда катера – 40/41 или 44 человека.

Корабли проекта 1241 — лучшие из ракетных катеров

Вторая Мировая война наглядно показала насколько важными для успешных действий флота в сложной оперативно-тактической обстановке являются малые военные корабли. Тысячи моряков союзнических караванов обязаны своей жизнью эскортным корветам и фрегатам, успешно боровшимися с «волчьими стаями» немецких подводных лодок. В Советском Союзе сторожевики, морские охотники и торпедные катера выполняли огромный объем боевой работы, обеспечивая защиту флангов от действий вражеского флота. Малые боевые корабли оказались единственным эффективным инструментом флота, когда крупные и основные силы флота были ограничены в своих действиях.

Советское военно-морское командование сумело правильно оценить боевой опыт применения малых боевых судов, приступив в послевоенное время к активному строительству военных судов прибрежного действия. Сначала акцент делался на быстроходные торпедные катера. Позже, с появлением ракетного оружия, в СССР активно развернулось строительство ракетных катеров. Если первые суда были еще далеки от совершенства и имели ограниченные боевые возможности, то ракетные катера проекта 1241 представляли собой образец конструкторской мысли.

Ракетный катер. Стрельба

Основная идея, заложенная в создание проекта

Огромные убытки, который понес Советский Союз во Второй Мировой войне, поставили перед Советским правительством сложную задачу. Требовалось в срочном порядке усилить военно-морской флот новыми боевыми кораблями. Строить большие океанские суда, крейсера и авианосцы экономике было не под силу. Вместе с тем, страна срочно нуждалась в укреплении морских рубежей. Выходом из сложившейся ситуации могли стать ракетные катера, небольшие по водоизмещению боевые суда, обладающие высокой скоростью и способные нести мощное ударное вооружение.

Читать еще:  Венера - планета Солнечной системы, ее радиус, масса и плотность, описание поверхности и характеристика атмосферы, сведения о составе и строении

Идея создать высокомобильную скоростную боевую платформу для противокорабельных ракет быстро воплотилась в металл. Советский Союз стал первой страной в мире, где начали строиться ракетные катера — совершенно новый класс военных судов. Боевые возможности кораблей нового класса оказались настолько широкими, что к советским проектам стали присматриваться из-за границы. Советские ракетные катера стали настоящей находкой для стран, которые нуждались в создании небольших и вместе с тем, эффективных ВМС. Ракетные катера, оснащенные ракетным оружием, уравняли шансы флотов на море. С этого момента любой крупный боевой корабль не мог себя чувствовать полностью защищенным. В течение 25 лет Советский Союз успешно строил малые ракетные корабли, обеспечив тем самым надежное прикрытие морских флангов СССР на Севере, на Юге и на Дальнем Востоке.

Катера на верфи

Постоянное совершенствование мореходных качеств кораблей, увеличение мощности и дальности ракетного вооружения значительно повысили боевые и тактико-технические характеристики ракетных катеров. К тому же, подобные корабли можно было строить большими сериями. Вместо строительства одного эсминца или ракетного крейсера флот в течение 3-5 лет мог получить до двух десятков малых ракетных кораблей. Благодаря этому классу судов советский ВМС быстро сумел восстановить свою ударную мощь.

По достоинству оценили боевые возможности ракетных кораблей и за рубежом. Советские катера с ракетным вооружением стали основой для ВМС Египта, Индии, Йемена и Вьетнама. Ракетные катера, строившиеся в СССР, смогли усилить военно-морскую группировку стран Организации Варшавского Договора. Военно-морские силы Болгарии, Румынии, Польши и ГДР имели на оснащении малые ракетные корабли советского проекта. Самым распространенным типом кораблей этого класса стали суда типа «Молния», которым дал путевку в жизнь проект 1241. Используя техническую документацию базового проекта, советские кораблестроители сумели создать ряд модификаций малых судов, которые оказались удачными и надежными боевыми судами.

Прекрасным подтверждением боевых возможностей ракетных катеров советской постройки стала атака египетского ракетного катера проекта 183Р на израильский эсминец «Эйлат». Корабль, который имел вдесятеро меньшее водоизмещение, сумел двумя ракетами П-15 потопить более сильный корабль. При этом решающим фактором успеха стала дистанция боя и молниеносность атаки. С этого момента во всем мире кардинальным образом изменилось отношение к кораблям этого класса. Ракетные катера стали полноправным классом боевых судов. Небольшие страны, имеющие морские границы стали в массовом порядке заказывать для своих ВМС корабли этого класса.

Особенности советских ракетных катеров проекта 1241

Основная особенность любого ракетного катера – это его вооружение. Противокорабельная ракета обладает достаточной мощностью, чтобы вывести из строя крупный корабль или нанести значительные повреждения и потопить военный корабль меньшего водоизмещения. По способу действия советские ракетные катера являются ударным вооружением. Первая противокорабельная ракета «Москит», созданная в СССР, могла преодолеть любую корабельную систему ПВО. Название для новой ракеты было выбрано не случайно. В реальности воплотилась идея вооружить москитный флот мощным и принципиально новым оружием.

Проект 1241 оказался настолько удачным, что на его платформе выпускались катера проекта 12412, торпедный вариант. Новые торпедные катера оснащались не турбинами, а высокоскоростными дизелями. Такое судно могло выполнять задачи по поиску и уничтожению подводных лодок. Немало кораблей этого класса поступило на оснащение Пограничных войск КГБ СССР, используемых для охраны морской границы.

Ракетные катера типа «Молния» начали проектироваться в Ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Новое судно получило шифр «Молния», а сам проект должен был стать базовым для последующего строительства малых боевых судов других типов. На Западе новый большой ракетный катер проекта 1241 получил громкое и пугающее название «Тарантул» и был причислен к классу корветов.

Первоначальная задача создать мощный военный корабль небольшого водоизмещения для конструкторов оказалась трудной. Установить на корабле одновременно и артиллерийское вооружение и целый ударный противокорабельный комплекс, сохранив боевой единице высокую скорость хода, оказалась невыполнима. Новая энергетическая установка и наличие мощного вооружения привели к росту водоизмещения. В итоге на чертежах вырисовывался уже не катер, а ракетный корабль. Учитывая возросшее водоизмещение и достаточно большую автономность плавания, эти суда напоминали уже полноценные боевые корабли. Недаром в странах НАТО эти суда сразу стали классифицировать как корветы. Строительство кораблей шло по двум направлениям. Ввиду неготовности противокорабельной ракеты «Москит» сначала упор делался на постройку катеров проекта 1241.1, вооруженных ПКР «Термит». На этом проекте советским конструкторам удалось полностью отработать базовую версию, подведя ее под условия массового производства.

Следующий вариант — модификацию 12411, вооруженная ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной установкой, можно считать уже совершенно новым кораблем.

Строительство ракетных катеров типа «Молния»

Оценив тактико-технические характеристики и боевые возможности обоих модификаций, было принято решение серийно выпускать ракетные катера этого проекта в двух вариантах исполнения. Головное судно, рассчитанное под установку нового противокорабельного комплекса «Москит» было заложено в 1977 году на верфи ПО «Алмаз» в Ленинграде. После освоения производства головных судов в дальнейшем для серийного производства было выбрано три судостроительных предприятия.

Корабли модификаций 12411-Т и 12411-М строились в Ленинграде на Приморском ССЗ, на Средне-Невском судостроительном заводе и в Хабаровске. За неполные 12 лет, с 1979 по конец 1991 года в СССР было построено 73 ракетных катера различных проектов. К моменту развала Советского Союза в постройке еще находилось 6 судов этого класса различной степени готовности. Достроить оставшиеся в наследство от СССР боевые суда планировалось до 1996 года.

Катера ВМС Вьетнама

Если три советских судостроительных завода в Ленинграде и в Хабаровске работали для обеспечения нужд отечественного ВМФ, то в Рыбинске на ССЗ и в Ярославле строились суда исключительно в экспортном варианте исполнения. Проект 1241 с приставкой РЭ был рассчитан для поставки в страны социалистического блока. По этому проекту на Рыбинских и Ярославских верфях было построено 22 судна:

  • для ВМС ГДР – 5 ракетных катеров;
  • для ВМС Индии – 5 кораблей;
  • 4 ракетные катера получила Польша»;
  • 3 боевые судна для ВМС Румынии;
  • по 2 корабля получили Болгария и Йемен.

Один ракетный катер проекта 1241Рэ был передан военно-морским силам Вьетнама. Три боевых корабля этого проекта находись в составе отечественного ВМФ, используемые для обучения иностранных экипажей. На экспорт шли боевые суда, вооруженные ПКР «Термит». Корабли, вооруженные ПКР «Москит» строились только для нужд отечественного флота. Только в 2000 году уже российские кораблестроители разработали экспортную модификацию кораблей проекта 12418, вооружаемые ПКР «Уран».

Новые суда строились на заказ для нужд ВМС Вьетнама, Туркменистана и Индии. Вооруженные морально устаревшими, однако еще боеспособными и достаточно эффективными противокорабельными ракетами «Термит» эти боевые суда представляли собой достаточно грозную силу на море.

Следует отметить, что из всех стран, которые имели у себя на оснащении ракетные катера типа «Молния», только Индия приобрела у Советского Союза лицензию на право сборки и постройки однотипных судов. Строительство судов велось на судостроительных заводах в Мумбаи и на Гоа. Индийские ракетные катера советского проекта сыграли значительную роль во время приграничного конфликта с Пакистаном в 1984 году, когда небольшому отряду индийских ВМС удалось блокировать главный пакистанский порт Карачи.

Современная история кораблей проекта 1241

Первые корабли проекта 1241.1 строились на советских верфях вплоть до 1980 года. До этого все суда оснащались старыми газотурбинными двигателями, которые не отличались высокой экономичностью и не обладали той гибкостью в режимах работы, которая была необходима кораблям этого класса. В начале 80-х годов промышленность освоила новый тип двигателя — дизельные газотурбинные установки, способные обеспечить кораблям широкий скоростной диапазон и свободу маневра.

Проект 1241 в отличие от других технических решений отличался многообразием проведенных модернизаций. Ни один корабль, находившийся в составе ВМФ СССР, не менял столько раз свое основное вооружение. На серийных судах этого проекта главный калибр менялся трижды. Сначала проектировались корабли под 2 пусковые установки ПКР «Москит». В реальности, первые спущенные на воду суда, оснащались противокорабельными ракетами П-15М «Термит» в той же конфигурации. Корабли, строящиеся на экспорт, оснащались ПКР «Термит» в экспортном варианте исполнения П-20М. Далее на новые суда, отправляемые за рубеж, устанавливались ракетные комплексы с ракетами «Уран». Новейшая версия ракетного корабля уже имела 4 пусковые установки по 4 ПКР «Уран» в каждой.

Читать еще:  Боевые роботы и другие новинки от «Калашникова»

Отечественные боевые единицы последнего поколения стали получать на вооружение новейшие противокорабельные комплексы «Москит». Каждый ракетный корабль теперь мог нести 4 ПКР «Москит». Дальность обнаружения целей увеличилась до 150 км, а сама ракета могла поразить цель на расстоянии 120 км. Высота полета снаряда составляла всего 20 м над уровнем воды, что соответственно делало ее труднозаметной для корабельной ПВО. Скорость полета противокорабельной ракеты составляла 2Мах. На таком расстоянии и при такой скорости полета снаряда ни одна из существующих на сегодняшний день систем корабельной ПВО не может вовремя среагировать на опасность.

В современных условиях, когда ВМФ России испытывает трудности с переоснащением корабельного состава, ракетные корабли последних модификаций проекта 1241 продолжают нести бремя военной службы. В начале нулевых на вооружении российского флота находилось не более 25 кораблей этого типа. Проект 1241 получивший дальнейшее развитие в виде кораблей проекта 12418 «Тарантул-3» являются боеспособными единицами Черноморского и Тихоокеанского флота. На Балтике осталось всего несколько кораблей этого типа, которые находятся в различной степени технического износа.

Наиболее современные суда, спущенные на воду в середине 90-х годов, продолжают оставаться основными боевыми кораблями в ВМС Вьетнама и Туркмении. Военно-морские силы Индии, начиная с 2000 года, перешли на собственное строительство крупных военных судов, переведя ракетные корабли советского проекта в разряд учебных.

Ракетные катера типа «Молния» проекта 1241

  • 1х1 76 мм АК-176М -316 выстрелов;
  • 2х1 30 мм АК-630М – 6000 выстрелов;
  • Система управления огнём МР-123 «Вымпел».
  • 2х2 ПУ ПКРК «Термит» (4 ПКР П-15М) , для проекта 1241РЭ (4 ПКР П-20).
  • 1х4 ПУ ЗРК «Стрела-3» – 16 ЗУР.

Содержание

История создания

Еще в 1971 г. (до момента принятия постановления правительства о создании РК пр.12411) в ЦМКБ «Алмаз» по имевшимся к тому моменты весогабаритным характеристикам ПКР 3М80 были разработаны два варианта аванпроекта размещения ПКРК «Москит» на катере: один с РЛК «Гравий-М» (ЦНИИ «Гранит») другой с радиолокационным комплексом «Монолит» (КНИИ РЭ).

Оба варианта, при полном водоизмещении 400-500 т предполагали вооружение из четырех противокорабельных ракет 3М80, ЗРК «Оса-М», 76-мм АУ АУ-176 и одной 30-мм артиллерийская установка АК-630М. В перспективе предполагалось оба РЛК заменить малогабаритной многофункциональной радиолокационной системой «Жемчуг», обеспечивающей целеуказание и управление всеми видами оружия корабля. Эта система должна была иметь один комплексный АП, что могла бы существенным образом уменьшить полное водоизмещение катера (примерно до 400 т).

Однако систему «Жемчуг» создать так и не удалось, и когда в 1973 г. было принято решение о начале работ на катерами семейства «Молния», вооруженных противокорабельным ракетным комплексом «Москит», их проектировали с радиолокационным комплексом «Монолит» (пр.1241.1) и «Гравий-М» (пр.1241РЭ) с их разрозненными рабочими трактами, каждый из которых имел свой АП. Частично из-за этого было решено отказаться от зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» и заменить его второй 30-мм артиллерийскую установку АК-630М.

Из-за задержки в освоении промышленностью производства противокорабельного ракетного комплекса «Москит», серию катеров проекта 1241.1, пришлось вооружить ПКРК «Термит». В экспортном варианте катера (проекта 1241РЭ) вооружали ПКРК П-20 и радиолокационным комплексом «Гравий-М». Оба проекта имели газотурбинную силовую установку.

Описание конструкции

1 – форпик; 2 – кладовые различного назначения; 3 – кубрики личного состава; 4 – 76-мм АУ АК-176; 5 – цепной ящик; 6 – барбет 76-мм АУ; 7 – боевые посты различного назначения; 8 – ходовая рубка; 9 – основной (комплексный) АП РАК «Монолит-Т»; 10 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 11 – выгородки ВЧ блоков; 12 – каюты офицеров; 13 – коридор; 14 – ПЭЖ; 15 – носовое МО; 16 – главные двигатели (ГТД); 17 – воздушно-вентилляционные шахты МО; 18 – дымоходы ДГ; 19 – кормовое МО; 20 – 30-мм АУ АК-630М; 21 – столовая личного состава; 22 – кладовые мокрой провизии; 23 – ахтерпик; 24 – румпельное отделение; 25 – шахты газоходов ГТД; 26 – топливные цистерны.

Корпус

Корпус катера стальной, гладкопалубный, с небольшой седловатостью и комбинированными обводами. Он разделен водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Надстройки выполнены из легких сплавов, за исключением газоотбойников. В двух отсеках располагаются главные механизмы.

Двухвальная установка обеспечивает при развитии полного хода совместную работу на гребной вал как форсажных, так и маршевых двигателей. Кроме того, предусмотрена возможность работы водопровода. Подобная схема позволяет обеспечивать приемлемую дальность плавания при сравнительно небольших размерах корабля.

Энергетическая установка

Катера оснащались двухвальной газо-газотурбинной ЭУ М-15, состоящей из двух форсажных турбин типа М-70 (Каждая турбина обладала мощностью по 12 000 л.с), и двумя маршевыми турбинами типа М-75 мощностью по 5000 л. с. и четырёх редукторов. Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага.

Энергетическая установка обладала рядом достоинств, в числе главных числилась экономичность ЭУ, и некоторыми недостатками в связи с неудобством управления катером на малых ходах.

На катерах так же установлены два дизель-генератора ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый и один дизель-генератор ДГР-75 мощностью 100 кВт.

Рулевое устройство

В состав винторулевой группы входят два винта фиксированного шага.

Швартовное, якорное и буксирное устройства

Мореходность

Мореходные качества катера обеспечивают безопасное нахождение на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов.

Спасательные устройства

Спасательные устройства представлены пятью спасательными плотами, три из которых размещены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой её части, между автоматами АК-630), и два размещены в нос от ходовой рубки.

Экипаж и обитаемость

Экипаж катеров проекта 1241.1 состоит из 41 человека, в том числе 5 офицеров, включая командира. Командирская каюта расположена на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта. Остальные офицеры размещаются в двух четырехместных каютах побортно.

Матросы живут в трёх кубриках, которые располагаются под главной палубой в носовой части катера. Носовой кубрик (на семь двухместных коек) расположен в нос от шахты боезапаса артиллерийской установки АК-176, два остальных кубрика, меньшей вместимости чем первый, размещены побортно сзади и вбок от шахты боезапаса АУ АК-176. Столовая личного состава расположена на главной палубе в районе юта.

Автономности корабля по запасам провизии хватает на 10 суток. Провизия хранится в оборудованных кладовых помещениях, которые располагаются на главной палубе в районе бака в нос от матросских кубриков. Цистерна пресной воды расположена под шахтой боезапаса артиллерийской установки АК-176.

Вооружение

Противокорабельное вооружение

В состав вооружения катеров проекта 1241.1 входило четыре крылатых противокорабельных ракеты П-15М «Термит» (проект 1241РЭ был вооружен таким же количеством крылатых противокорабельных ракет экспортного варианта под обозначением – П-20).

Длина ракеты П-15М составляла 6.5 м, стартовая масса – 2500 кг, масса фугасной боевой части – 480 кг. Имелась и специальная (ядерная) боевая часть массой 375 кг и мощностью 15 кт. Скорость полета была равна – 320 м/с. Маршевая высота полета составляла 20-50 м над уровнем моря.

Ракеты размещались побортно на верхней палубе в двух спаренных ненаводящихся нестабилизированных, небронированных неамортизированных стартовых пусковых установках контейнерного типа. Пусковые установки имели постоянный угол возвышения, а их оси расположены под углом к диаметральной плоскости.

Зенитно ракетное вооружение

На корме был размещен блок переносного зенитного ракетного комплекса «Стрела-3» (боекомплект на 16 ЗР). Он представлял собой стабилизированную морскую тумбовую установку с четырьмя направляющими для зенитных ракет.

Скорость зенитной управляемой ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 до 4500 метров, потолок – от 15 до 3000 метров при скорости цели до 310 м/с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: